Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

4 0 ЛЕНИНЕЦ Двенадцать специальностей ря всех Уже давно стало законо­ мерностью то, что при на­ правлении ребят в УПК учи­ тель, как правило, своей волей определяет, кому из них кем быть. Иначе гово­ ря, лишает их нрава выбо­ ра. Безусловно, в подобных, с,лучаях у ребят пропадает интерес к навязанной про­ фессии. Но коллектив Ок­ тябрьского УПК, который существует чуть больше го­ да, не пожелал остаться рав нодушным к судьбам ребят. Как рассказал его дирек­ тор В. Б. Бабин, идею экс­ перимента коллектив вына­ шивал полгода и, решив, что главное — оказать помощь ребятам в избрании собст­ венною пути, ввел для вос­ питанников вводный курс. В течение года учащихся бу­ дут знакомить со всеми спе­ циальностями, которые в со­ стоянии предложить комби­ нат. В программе 12 профи­ лей: 6 — для девочек, столь­ ко же — для мальчиков, Б течение пяти недель зани­ маются по одному из них — и теоретически, и практиче­ ски, потом знакомятся со следующей специальностью. На сегодняшний день ком­ бинат не имеет в достатке оборудования. На помощь пришло СПТУ-23 — оно пре­ доставляет старшеклассни­ кам свои мастерские. А ЛТЗ, чьим подшефным предприя­ тием является УПК, заявку на оборудование приняло .лишь на 91-й год. С. АНИСИМОВА. Начались занятия нового учебного года в профессионально- технических училищах. Среди друтих пришли в аудитории и производственные мастерские часто-дубравские ребята. СПТУ- 18, что расположено в этом селе, готовит специалистов по до­ статочно редким специал 1 >иостям. Таким, как пчеловод, или, на­ пример. лаборант химико-бактериологического анадшза. Выпуск­ ники СПТУ-18 по уже сложившейся традиции разъезжаются по самым разным уголкам нашей страны. НА СНИМКАХ; на учебной пасеке ^ осень; будущий пче­ ловод Ирина Остроухова; мастер производственного обучения М. И. Бобровникова и учащиеся Ольга Буравкова, Наталья По­ година в химической лаборатории. Фото в. Строкова. КОГДА УЧЕБА -Т Р У Д НЕ ГЛАВНЫЙ? Когда мы в редакции узна­ ли, что третьекурсники ме­ таллургического и строитель­ ного факультетов по два-два с половиной месяца будут рабо­ тать на отделке общежития в 19-м микрорайоне, а учиться по вечерам, мы искренне по­ сочувствовали ребятам. Не в том плане, что будет им труд­ но это время. Как раз наобо­ рот — и работа, и учеба пой­ дут по всем- прогнозам ни шат­ ко, ни валко. Мы посочувство­ вали ребятам в том плане, что главная цель, ради кото­ рой они поступали в вуз, — учиться, получать добротные инженерные знания — будет на долгое время забыта, по­ гребена под спудом нынешних неотложных проблем институ­ та. Можно ли будет говорить и о качестве производствен­ ной практики, котор>то на комплексе студенты проходят в лучшем случае штукатурами, заливщиками бетона, плиточ­ никами. Ведь не рабочую же специальность получают они в институте! Лозунг «Наш институт — нам его строить» слишком крепка врос ,в сознание наших студентов. Уже с добрый де­ сяток лет с этими словами пы­ таются возродить и поддер­ жать угасающий энтузиазм не­ скольких студенческих поко­ лений. Помню, как в 1980 го­ ду четверокурсники строи­ тельного факультета (а этому . факультету всегда больше всех достается), писали гневную пе­ тицию в «Комсомолку» о том, что Их неоправданно долго ис­ пользуют на стройке институ­ та, в котором ИМ уже учиться не придется, а разве только ИХ детям. И правомочен ли вообще такой лозунг? Если институт строят студенты, то, получается, больницы долж­ ны строить больные, школы — школьники, а магазины — по­ купатели? Студенты выгодно отличаются от вышеперечис­ ленных групп .чюдей, они однородны по своей массе, до­ статочно сплочены, обладают здоровьем и силой, как прави­ ло, не отягощены семейными заботами и находятся почти в рабском положении у декана и ректорЭ. Никто не говорит, что студента нельзя нигде ис­ пользовать, кроме как за пар­ той аудитории. Можно и, на­ верное, нужно. Школа, вуз — это в миниатюре слепок с на­ шей жизни, пусть проходят ее уроки, набираются опыта и в «Агрономе», и на стройке ин­ ститута, и в общественной жиз­ ни, и в стройотряде, и на прак­ тике. Только грустно, когда производственная , необходи­ мость диктует свои условия, и учеба для части студентов превращается в довольно скромный придаток ко всему остальному. Жалуются обще­ ствоведы; количества их лек­ ций сокращено на добрую треть. Скжращены планы учеб­ ных занятий и по общетехни­ ческим дисциплинам, и даже по специальным. А мы все по инерции толкуем: «Наш . вуз готовит высококва.лифициро- ванных специалистов!». Жизнь нам уже доказала: нерента­ бельно использовать инженера на поде, на уборке картофеля, — он пользу бо.чьшую прине­ сет, ему бы дать условия и ре­ альные возможности разрабо­ тать хорошую картофелеубо­ рочную маШину.' Студенту очень немаловажно» вовремя сесть за парту и приступить. Пока еще не совсе.м расхоло- дился на всяческих подсобных работах, к постижению знаний. Знаю, что вуз идет на нару­ шение распоряжений Минвуз'а по поводу привлечения сту­ дентов к сельскохозяйствен­ ным -и всяческого рода строи­ тельным, хозяйственным ра­ ботам не от хорошей жизни. И пока что вузами продол­ жают «руководить» и област- ' ной исполнительный комитет. и обком партии. Зачастую в стенах этих комитетов реша­ ется, сколько и куда направить студентов... Пусть трудно, пусть тяжело, но ломать эти традиции надо. Студент дол­ жен знать свои права и, отра­ ботав положенный срок в том же «Агрономе» или на произ­ водственной практике, присту­ пать к учебе или идти на ка­ никулы, от которых, нередко бьшает, что и отхватывают не­ дельку-другую. Впрочем, о.т нашего «надо» студент сильно не переменится. Характерная его черта сегод­ ня, к сожалению, это зачастую равнодушие и к сегодняшне.му своему состоянию, и к буду­ щей своей работе. «Послали, значит, так надо», —- сказали мне девочки, кото­ рых я встретила на комплек­ се. «Что полгОда здесь,_ это, ко­ нечно, не очень хорошо, но кто же будет достраивать об- щ1ежитие?» — очень резонно и по-государственному спросил меня Андрей Казаков из С-87-3, орудуя лопатой у раст­ ворной станции. «Да, — поду­ малось мне, — лозунг «Наш институт нам его строить» надо давно уже сменить на другой: «Строители строят, студенты достраивают!» От­ делка общежития практически полностью сегодня отдана в студенческие руки. Это неуте­ шительно, потому что недо­ учившиеся студенты — к то­ му же еще и не обученные практически ничему рабочие. Поначалу девчонки надела­ ли уйкрг брака, замазывая рус­ ты — 1ШВЫ между плитами на потолке. Потом уж научились, когда показали бедолагам, как это нужно делать, А ребята и по сей день «гонят туфту». Бетонные стяжки, предназна­ ченные под паркет, на самом деле предназначены для то­ го, чтобы теперь над ними во многих- местах потрудились с ломом, отбивая лишние нап­ лывы. В лучшем случае рабо­ чие будут еще доливать полы бетоном. Работу студентов СУ-5 принимают, скрепи серд­ це. Но куда деваться: что ос­ тается требовать со студентов, которым пока никто не пла­ тит, кроме самого института, и которых, необученных, поста­ вили на рабочие места, не дав даже бригадира-инструк- тора. «Работа пошла бы прак­ тически без брака, если бы студенты работали внутри ра­ бочих бригад», — считает ру­ ководитель . производственной практики третьекурсников- строителей М. А. Рогатовских. * Но управление не идет на это, видимо, не желая «обидеть* своих бетонщиков и штукату­ ров, которые неизбежно. зара­ ботают несколько меньше, пб^ ка будут обучать студентов. Хотя в конечном итоге убыль подрядчики' понесут, надо ду­ мать, большую по сравнению с тем, если бы работа выпол­ нялась с самого начала каче­ ственно, без переделок. Просто этих убытков никто не под­ считывал, некому заняться. Или у нас вообще так приня­ то: все делать дважды, как будто бы репетировать — ес­ ли неудачно пошучалось, что ж, поправим, повторим. Ну а кучи лишнего сколотого бето­ на? Их куда? Кто будет пла­ тить за этот черновой, не­ нужный труд? Строители на этот счет ,не беспокоятся — бесплатная рабсила в лице сту­ дента всегда под рукой. Нику­ да они не денутся, эти 20-лет­ ние парни и девчата — при­ шлют их сюда под любым предлогом, под любым лозун­ гом и заставят заделать все то. что оставят за собой профес­ сионалы-строители: носить вед­ ра, подметать мусор, подчи­ щать кладку. А институтом все это будет засчнтьшаться за производственную практику. На моем столе в редакции хранится замечательный су­ венир из строящегося студен­ ческого общежития: кусочек плитки, которой девушки со строительного факультета об­ лицовывают душевые комна­ ты. Остается только удив­ ляться, как они еще не побро­ сали в сердцах эту работу (я отметила, что старательно вы­ кладывают). Да только вряд ли вспомнят их работу доб­ рым словом те, кто будет мыться в этих душевых, хотя, говорю, девушки тут ни при чем. Плитка — жутковатого, отдающего в тускло-фиолето­ вый цвета, шершавая на ощупь, и, предназначена исключитель­ но для отделки цоколей зданий. Как могли строители дать та­ кой негодный материал в сту­ денческое общежитие? Вопрос риторический. Но, может быть, он поможет в решении о вы­ делении более добротного от­ делочного материала? Я бы, честное слово, на ме­ сте студентов нашего вуза такое бы высказал в адрес инг ститута: «Мы пришли, мы до­ верились вам и хотели бы оце­ нить по-настоящему место своего выбора. Помогите нам найти себя в своей профессии, дайте те знания^ которые нель­ зя почерпнуть ни в ПТУ, ни в техникуме. И — уважайте нас так же, как мы бы жела­ ли уважать вас». Об уважении и долге перед молодым поко­ лением надо помнить всегда. Ведь все ошибки, допущенные по отношению к нему, неиз­ бежна отзовутся, откликнут­ ся в других поколениях. Вос­ питывать покорных, бездумных исполнителей — достойная ли эта задача в наше время? Го­ раздо актуальнее сегодня дру­ гой лозунг: «Наша жизнь — нам ее строить». Е. МЯЗИИА, редактор газеты «Политехник».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz