Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
4 0 ЛЕНИНЕЦ Двенадцать специальностей ря всех Уже давно стало законо мерностью то, что при на правлении ребят в УПК учи тель, как правило, своей волей определяет, кому из них кем быть. Иначе гово ря, лишает их нрава выбо ра. Безусловно, в подобных, с,лучаях у ребят пропадает интерес к навязанной про фессии. Но коллектив Ок тябрьского УПК, который существует чуть больше го да, не пожелал остаться рав нодушным к судьбам ребят. Как рассказал его дирек тор В. Б. Бабин, идею экс перимента коллектив вына шивал полгода и, решив, что главное — оказать помощь ребятам в избрании собст венною пути, ввел для вос питанников вводный курс. В течение года учащихся бу дут знакомить со всеми спе циальностями, которые в со стоянии предложить комби нат. В программе 12 профи лей: 6 — для девочек, столь ко же — для мальчиков, Б течение пяти недель зани маются по одному из них — и теоретически, и практиче ски, потом знакомятся со следующей специальностью. На сегодняшний день ком бинат не имеет в достатке оборудования. На помощь пришло СПТУ-23 — оно пре доставляет старшеклассни кам свои мастерские. А ЛТЗ, чьим подшефным предприя тием является УПК, заявку на оборудование приняло .лишь на 91-й год. С. АНИСИМОВА. Начались занятия нового учебного года в профессионально- технических училищах. Среди друтих пришли в аудитории и производственные мастерские часто-дубравские ребята. СПТУ- 18, что расположено в этом селе, готовит специалистов по до статочно редким специал 1 >иостям. Таким, как пчеловод, или, на пример. лаборант химико-бактериологического анадшза. Выпуск ники СПТУ-18 по уже сложившейся традиции разъезжаются по самым разным уголкам нашей страны. НА СНИМКАХ; на учебной пасеке ^ осень; будущий пче ловод Ирина Остроухова; мастер производственного обучения М. И. Бобровникова и учащиеся Ольга Буравкова, Наталья По година в химической лаборатории. Фото в. Строкова. КОГДА УЧЕБА -Т Р У Д НЕ ГЛАВНЫЙ? Когда мы в редакции узна ли, что третьекурсники ме таллургического и строитель ного факультетов по два-два с половиной месяца будут рабо тать на отделке общежития в 19-м микрорайоне, а учиться по вечерам, мы искренне по сочувствовали ребятам. Не в том плане, что будет им труд но это время. Как раз наобо рот — и работа, и учеба пой дут по всем- прогнозам ни шат ко, ни валко. Мы посочувство вали ребятам в том плане, что главная цель, ради кото рой они поступали в вуз, — учиться, получать добротные инженерные знания — будет на долгое время забыта, по гребена под спудом нынешних неотложных проблем институ та. Можно ли будет говорить и о качестве производствен ной практики, котор>то на комплексе студенты проходят в лучшем случае штукатурами, заливщиками бетона, плиточ никами. Ведь не рабочую же специальность получают они в институте! Лозунг «Наш институт — нам его строить» слишком крепка врос ,в сознание наших студентов. Уже с добрый де сяток лет с этими словами пы таются возродить и поддер жать угасающий энтузиазм не скольких студенческих поко лений. Помню, как в 1980 го ду четверокурсники строи тельного факультета (а этому . факультету всегда больше всех достается), писали гневную пе тицию в «Комсомолку» о том, что Их неоправданно долго ис пользуют на стройке институ та, в котором ИМ уже учиться не придется, а разве только ИХ детям. И правомочен ли вообще такой лозунг? Если институт строят студенты, то, получается, больницы долж ны строить больные, школы — школьники, а магазины — по купатели? Студенты выгодно отличаются от вышеперечис ленных групп .чюдей, они однородны по своей массе, до статочно сплочены, обладают здоровьем и силой, как прави ло, не отягощены семейными заботами и находятся почти в рабском положении у декана и ректорЭ. Никто не говорит, что студента нельзя нигде ис пользовать, кроме как за пар той аудитории. Можно и, на верное, нужно. Школа, вуз — это в миниатюре слепок с на шей жизни, пусть проходят ее уроки, набираются опыта и в «Агрономе», и на стройке ин ститута, и в общественной жиз ни, и в стройотряде, и на прак тике. Только грустно, когда производственная , необходи мость диктует свои условия, и учеба для части студентов превращается в довольно скромный придаток ко всему остальному. Жалуются обще ствоведы; количества их лек ций сокращено на добрую треть. Скжращены планы учеб ных занятий и по общетехни ческим дисциплинам, и даже по специальным. А мы все по инерции толкуем: «Наш . вуз готовит высококва.лифициро- ванных специалистов!». Жизнь нам уже доказала: нерента бельно использовать инженера на поде, на уборке картофеля, — он пользу бо.чьшую прине сет, ему бы дать условия и ре альные возможности разрабо тать хорошую картофелеубо рочную маШину.' Студенту очень немаловажно» вовремя сесть за парту и приступить. Пока еще не совсе.м расхоло- дился на всяческих подсобных работах, к постижению знаний. Знаю, что вуз идет на нару шение распоряжений Минвуз'а по поводу привлечения сту дентов к сельскохозяйствен ным -и всяческого рода строи тельным, хозяйственным ра ботам не от хорошей жизни. И пока что вузами продол жают «руководить» и област- ' ной исполнительный комитет. и обком партии. Зачастую в стенах этих комитетов реша ется, сколько и куда направить студентов... Пусть трудно, пусть тяжело, но ломать эти традиции надо. Студент дол жен знать свои права и, отра ботав положенный срок в том же «Агрономе» или на произ водственной практике, присту пать к учебе или идти на ка никулы, от которых, нередко бьшает, что и отхватывают не дельку-другую. Впрочем, о.т нашего «надо» студент сильно не переменится. Характерная его черта сегод ня, к сожалению, это зачастую равнодушие и к сегодняшне.му своему состоянию, и к буду щей своей работе. «Послали, значит, так надо», —- сказали мне девочки, кото рых я встретила на комплек се. «Что полгОда здесь,_ это, ко нечно, не очень хорошо, но кто же будет достраивать об- щ1ежитие?» — очень резонно и по-государственному спросил меня Андрей Казаков из С-87-3, орудуя лопатой у раст ворной станции. «Да, — поду малось мне, — лозунг «Наш институт нам его строить» надо давно уже сменить на другой: «Строители строят, студенты достраивают!» От делка общежития практически полностью сегодня отдана в студенческие руки. Это неуте шительно, потому что недо учившиеся студенты — к то му же еще и не обученные практически ничему рабочие. Поначалу девчонки надела ли уйкрг брака, замазывая рус ты — 1ШВЫ между плитами на потолке. Потом уж научились, когда показали бедолагам, как это нужно делать, А ребята и по сей день «гонят туфту». Бетонные стяжки, предназна ченные под паркет, на самом деле предназначены для то го, чтобы теперь над ними во многих- местах потрудились с ломом, отбивая лишние нап лывы. В лучшем случае рабо чие будут еще доливать полы бетоном. Работу студентов СУ-5 принимают, скрепи серд це. Но куда деваться: что ос тается требовать со студентов, которым пока никто не пла тит, кроме самого института, и которых, необученных, поста вили на рабочие места, не дав даже бригадира-инструк- тора. «Работа пошла бы прак тически без брака, если бы студенты работали внутри ра бочих бригад», — считает ру ководитель . производственной практики третьекурсников- строителей М. А. Рогатовских. * Но управление не идет на это, видимо, не желая «обидеть* своих бетонщиков и штукату ров, которые неизбежно. зара ботают несколько меньше, пб^ ка будут обучать студентов. Хотя в конечном итоге убыль подрядчики' понесут, надо ду мать, большую по сравнению с тем, если бы работа выпол нялась с самого начала каче ственно, без переделок. Просто этих убытков никто не под считывал, некому заняться. Или у нас вообще так приня то: все делать дважды, как будто бы репетировать — ес ли неудачно пошучалось, что ж, поправим, повторим. Ну а кучи лишнего сколотого бето на? Их куда? Кто будет пла тить за этот черновой, не нужный труд? Строители на этот счет ,не беспокоятся — бесплатная рабсила в лице сту дента всегда под рукой. Нику да они не денутся, эти 20-лет ние парни и девчата — при шлют их сюда под любым предлогом, под любым лозун гом и заставят заделать все то. что оставят за собой профес сионалы-строители: носить вед ра, подметать мусор, подчи щать кладку. А институтом все это будет засчнтьшаться за производственную практику. На моем столе в редакции хранится замечательный су венир из строящегося студен ческого общежития: кусочек плитки, которой девушки со строительного факультета об лицовывают душевые комна ты. Остается только удив ляться, как они еще не побро сали в сердцах эту работу (я отметила, что старательно вы кладывают). Да только вряд ли вспомнят их работу доб рым словом те, кто будет мыться в этих душевых, хотя, говорю, девушки тут ни при чем. Плитка — жутковатого, отдающего в тускло-фиолето вый цвета, шершавая на ощупь, и, предназначена исключитель но для отделки цоколей зданий. Как могли строители дать та кой негодный материал в сту денческое общежитие? Вопрос риторический. Но, может быть, он поможет в решении о вы делении более добротного от делочного материала? Я бы, честное слово, на ме сте студентов нашего вуза такое бы высказал в адрес инг ститута: «Мы пришли, мы до верились вам и хотели бы оце нить по-настоящему место своего выбора. Помогите нам найти себя в своей профессии, дайте те знания^ которые нель зя почерпнуть ни в ПТУ, ни в техникуме. И — уважайте нас так же, как мы бы жела ли уважать вас». Об уважении и долге перед молодым поко лением надо помнить всегда. Ведь все ошибки, допущенные по отношению к нему, неиз бежна отзовутся, откликнут ся в других поколениях. Вос питывать покорных, бездумных исполнителей — достойная ли эта задача в наше время? Го раздо актуальнее сегодня дру гой лозунг: «Наша жизнь — нам ее строить». Е. МЯЗИИА, редактор газеты «Политехник».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz