Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
|§ л е н и н ш / 7 октября 1989 г. М. ВЛАДИ ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ Осмотрев тебя, два врача «Скорой помощи» и санитар реагируют до смешного прос то: слишком поздно, слишком большой риск, тебя нельзя пе ревозить. Им не нужен покой ник в машине — это повредит плану. По выражению лица моих друзей я понимаю, что приго вор обжалованию не подле жит. Тогда я встаю в дверях и кричу, что если они не отве зут тебя немедленно в больни- цу, я устрою международный скандал. Я ору на этих бед няг, которым мало платят, ко торых ни во что не ставят,, ко торые обязаны выполнять план, а не спаса'^ь людей. Они путаются и наконец понимают, что умирающий — Высоцкий, растрепанная и вопящая жен щина — его жена, француз ская актриса. После короткого совещания, чертыхаясь, они, подхватив за четыре конца одеяло, на котором ты ле жишь, выносят тебя из квар тиры. При спуске по лестнице тебя мотает из стороны в сто рону. Несмотря на их протес ты, я тоже сажусь в машину — отчаяние придает мне си лы. Прием больных по «скорой» в Москве — точно такой же, как повсюду в мире. Двери, как в метро, захлопываются за тобой. Три часа ночи. В ко ридоре пахнет эфиром. Нес колько человек спят на бан кетках. ^ Я прилипаю к дверной ще ли. Там хлопочут врачи в сте рильной форме бледно-зелено го цвета. Мне виден неболь шой кусочек операционной, там - - беспрерывное движе ние. Значит, они занимаются тобой, еще есть надежда. Очень скоро я разочаровываюсь. Я прижимаюсь к стене, чтобы пропустить каталку, на кото рой лежит женское тело, сла бое и обмякшее. Я- понимаю, что суета,' которая, как мне казалось, служит залогом тво его спасения, здесь просто ни когда не прекращается. Я про вожу несколько часов, не от ходя от двери. Друзья принесли мне поесть, сигарет, шаль. В коридоре у меня появились знакомые, ро дители одного парня, которого привезли с тяжелыми ожога ми; мать молодой женщины, которую мы видели на катал- — ее выбросил с девятого этажа ревнивый жених; ма ленькая старушка, у которой -муж попал под поезд. Всех нас объединяет беда. Нет боль ше иностранной актрисы, ста риков, молодых. Я ничем не отличаюсь от них — обычная женщина, лихорадочно ожи дающая вестей о муже. Я бес прерывно встаю, подхожу к двери, вглядываюсь в усталые лица врачей. Неимоверно долгий день на конец прошел. Я несколько раз тщетно пыталась поговорить с кем-нибудь из врачей. Они упорно мо.ччат. Нужно ждать. Поздно вечером — прошло уже шестнадцать часов, как я жду, — один из них, невысокий че ловек с живыми глазами и тор чащими усами, приглашает ме ня войти. Я попадаю в кро хотную комнатку. По углам — разорванная, заляпанная кро вью одежда, тампоны, пустые ампулы... Направо — проем, выходящий в большую, ос.че- пительно ярко освещенную па лату. На каталках лежат го лые тела, опутанные трубками. Я узнаю среди них твое, та кое беспомощное и словно вы ставленное напоказ, слышу твое отрывистое дыхание. Врач успокаивает меня: «Выло очень трудно. Он потерял мно го крови. Если бы вы привез ли его на несколько минут позже, он бы умер. Но теперь — все в порядке.;.»- Я слушаю его и, не отрываясь, смотрю на тебя. Мне объясняют, что у тебя в горле порвался сосуд. (Продояженяе. Начало в МЛ 38-40). что тебе больше нельзя пить, нужен длите.чьный отдых. Ос тальные врачи — четверо муж чин и женщина — говорят мне, как они счастливы, что спасл!^ тебя, как они рады познакомиться со мной, не смотря на то, что обстоятель ства не из веселых. Я сразу полюбила этих людей. Бук вально по кускам сшивая па циентов, которых, кажется, уже невозможно спасти, они рассказывают анекдоты, сме ются, курят и выпивают иног да по глотку спирта, занюхи вая его кусочком черного хле ба, как это принято в России. Меня усаживают на табурет ке в углу маленькой комнатки, и я могу тебя видеть. Мимо постоянно провозят вновь по ступающих больных. И в мгно вение ока»раздевают их, сши вают, колют, моют, перевязы вают — а я смотрю на тебя. Ты дышишь, ты жив. Игорек, Вера, Вадим, Голя и Леня хорошо поработали. Отныне они будут служить те бе верой и правдой, как в ту страшную ночь. Больница представляет со бой великолепное строение XVIII века, выкрашенное в не- бесно-голу^й и белый цвета. Я каждый день прихожу сюда, приношу тебе поесть, ты дол жен набираться сил. Я пичкаю тебя мясными бульонами, по лусырыми бифштексами, све жими овощами и фруктами. У тебя начинают розоветь ще ки. В общей палате, где ты ле жишь, только больные, пере-_ несшие травму горла, —• с ожогами или пос.че удаления опухоли. Некоторые питаются через специальные воронки, напрямую соединенными, с же лудком. Но атмосфера при этом ничуть не мрачная. По жилые нянечки ругают вас, как мальчишек, когда вы тай ком курите, и вообще обхо дятся с вами по-свойски и ла- ■сково. Ты у них, естественно, любимчик. Ты еще слаб, но уже потре бовал, чтобы я принесла тебе гитару, бумагу, ручек. Ко все общей радости, ты поешь вполголоса, сочиняешь забав ные песенки о соседях по па лате, санитарах и врачах, о тысяче разных мелочей из жиз ни старой больницы. Палата становится концертным залом, и нянечкам потом бывает не легко восстановить порядок. В углу палаты — мужчина сумрачного вида с замкнутам выражением лица. Он не уча ствует в общем веселье. Он сжег себе горло кислотой, при няв ее за водку. Ему сделали множество операций и переса док. Он в больнице уже много лет и очень страдает. Глаза его проясняются только тогда. когда он видит маленькую уз бекскую девочку лет щести с длинными иссЛ 1 я-черными ко сичками. Она также мучается^^ как и он, — она тоже сожгла себе горло, .глотнув какой-то едкой жидкости, и вот уже три года лежит в бо.тьнице. Это маленькое существо цара пается, кусается, как дикий котенок. Ее единственный друг — человек с воронкой. Она приходит и часами сидит с ним. Они о чем-то шепчутся, тихо смеются. Она гладит его плохо выбритые щеки, он бе рет ее на руки и баюкает. Ко гда ты поешь,--ма.ченькая боль ная смотрит на тебя снизу вверх, и в ее черных блестя щих глазах я чувствую любо пытство и ■удивление. ■Ей это нравится. Может быть, ты то же станешь ее другом. Однажды к сумрачному мужчине приходит старый приятель оттуда, где он рань ше жил. Видно, что пьяница. Он тайком сует ему под по душку бутылку крепленого вина — в России это называ ется «Портвейн»—отвратите.чь- цое пойло, отда.Ченно напоми нающее дешевое порто, отрада айкашей. Пользуясь отсутст вием нянечки, человек пристав ляет бутылку к воронке и, сверкая глазами, облизываясь и урча от удовольствия, выли вает содержимое прямо себе в .желудок. Эффект моменталь ный.' Он принимается хохо тать, ему тут же становится жарко, он срывает, с себя оде жду, швыряет воронку в дру гой конец палаты 'в изгнщбм, весь яспо.чосованный швами, нач’инает отплясывать адскую ■джигу;" Его сгорев 1 Ме.' ГОДОСО-/ вые связки не производят ни звука. Хрип, крторый' МЫ Слы шим; вырывается откуда-то изнутри. Сначала мы тоже смеемся, но очень скоро это перестает быть забавным. Человек отбивается, когда ня нечки пытаются его остановить, на помощь зовут санитаров, но ничего не помогает. Вдруг открывается дверь и появляет ся маленькая узбечка. Она под ходит к своему другу, берет его за руку, подбирает с пола пижаму и помогает ему одеть ся, шепчет успокаивающие слова таким же, как у него, странным голосом. Девочка опускается на колени перед кроватью и кладет голову на подушку рядом с ним. Через пять минут он засыпает. Девчушка по-матерински под тыкает ему одеяло,- потом смотрит на всех нас по очере ди обвиняющим взглядом и с огромным ‘ Достоинством уда ляется, скорчив нам напосле док ужасающую гримасу. Твое выздоровление продол жается в Белоруссии. Один из друзей — режиссер Витя Ту- ^ов, у которого ты снимался в фильме о партизанах, — привозит нас вС деревню, уце левшую в войне, где мы оста навливаемся у милой бабки. Изба крошечная, зато, есть хо роший огород, а коза дает до статочно молока, чтобы каж дое утро ты выпивал его, еще теплого, большую кружку. Мы проводим дни в прогулках по окрестностям. Витя показывает нам места, где четверть века назад шли жестокие сражения. А между тем природа так пре красна! Идеально круглые озе ра окружены холмами. Начало осени, поля и лес — в золоте, еще тепло. Мы обнаруживаем бывшие партизанские стоянки, поросшие травой, — настоя щие подземные поселки. Мы проходим через обугленные развалины деревень — их не стали восстанавливать после войны, а оставили как памят ники. В Белоруссии сотни Орадуров — деревень, в кото? рых . не выжил никто. Конт раст между такой мягкой при-, родой »и зверством преступле ний нас потрясает. Вечером мы сидим за столом в теплом свете керосиновой лампы. Ста руха вспоминает... В сорок четвертом в дерен- ' не остава.чось только :йевять женщин от пятнадцати до со рока пяти лет, несколько ста рух, пять малолетних девочек й двое не.мощных стариков. Все мужчины от четырнадца ти до семидесяти ушли на фронт или к партизанам. Нем цы отступают — это разгром, Деревня чудом уцелела. Но страшное предчувствие под тверждается: все мужчины уби ты. С фронта- пришли •похо ронки: «Погиб за Родину». От партизан — страшное сооб щение: «Никого в живых из деревни такой-то». Когда жен щины видят небо.чьшую груп пу советских солдат с двадца типятилетним капитане»! во главе, решение их уже приня то. Накормив и напоив муж чин, они топят баню. Каждая приносит чистое белье, на све жих постелях — россыпи вы шитых подушек. Измученные солдаты засыпают, обретая по сле долгих месяцев войны это забытое счастье. В одной- из бе все не гаснет свет. Самая отважная из женщин говорит с молодым капитаном: ' — То, о чем я попрошу сей- - час, наверное, вас покоробит. Но постарайтесь понять. Бой на отняла у нас мужчин. Для того, чтобы жизнь продолжа лась, нам нужны дети. Пода рите нам жизнь. На несколько минут стару ха умолкает. И, справившись со см)чцением, заканчивает свой рассказ: — В соседней избе живет тракторист. Он — азиат, как и его отец. Почтальонша похо жа на своих армянских пред^ ков, колхозная повариха — настоящая сибирячка. Я тихонько плачу. Расска занная старухой история луч ше любой официальной пропа ганды дает мне ощутить всю глубину траседии, через кото рую прошла эта страна. Мы идем спать на сеновал. Душистое сено — в.место по стели. За перегородкой хрю кает свинья и протестуют по тревоженные куры. Всю ночь ты вслух сочиняешь стихи. Строфы рождаются одна за другой. Возникают образы... Как и в самом нача.че, в шко ле, когда у тебя еще не было гитары, ты отбиваешь ритм ру кой. В эту долгую ночь роди лись темы большинства Двоих песен военного цикла. Ты не любишь рассказов о войне, но, как у каждого со ветского человека, они состав ляют часть твоей культуры. Этот народ, который ты глу боко любишь, находит в тво их песнях отголоски трагедии, не пощадившей ни одной семьи; двадцать миллионов погибших, ' миллионы инвалидов и сирот, тысячи ■разрушенных городов и деревень, стертых с лица земли. На твоих концертах увешан ные медалями ветераны пла чут. Молодые задумчивы и серьезны. Твои песни делают для мира и памяти погибших больше, чем все фильмы, до кументы, памятники и офици альные речи, вместе взятые. Родившись в 1938- году, ты в войне не участвовал. Ты со вершил тогда свой маленький подвиг, прокричав в картонный рупор уже сильным, несмотря на пятилетний возраст, голо сом, предупреждая, что зажи гательная бомба упала на крышу одного из домов и на до вызвать пожарных. Другое твое детское воспо минание более забавно. Когда немцы подошли к Москве, вас с матерью отправили в тыл. Вы жили в большом поселке; где из свеклы гнали спирт на горючее для танков и самоле тов. Свекольным жмыхом кор мили скот. И однажды работ ница поверну.ча не ту ручку и не заметила, как спирт вылил ся в корм, для животных. Ге поели и опьянели и учинили на улицах поселка настоящую вакханалию: коровы гонялись друг за другом и бодались, лошади ржали и перепрыги вали через изгороди в сады, свиньи катались по земле, а куры, утки и гуси пытались взлететЕ Женщины и дети бе гали по всему поселку, тщет- , но стараясь успокоить расхо дившуюся скотину. А потом животные стали . засыпать. И вскоре весь поселок иревратид- ся в сонное царство... Там и сям фыркали во сне коровы и лошади да тихонько^ покудах- тывалн куры. , На увеличенной фотогра фии красивый светловолосый сероглазый ребенок вопроси тельно смотрит в объектив. Возле него — большая овчар ка. Это. в Германии, в малень ком городке, где стоит гарни зон советских оккупационных войск. Тебе семь лет. Мать, прожив с тобой всю войну, ре шила на время поручить тебя отцу — военному в невысо ком чине, жизнь которого при обрела неожиданную значи тельность в этом замкнутом мирке. Его новая жена — Же ня, женщина мягкой восточ ной красоты, сразу же полю била тебя. У нее никогда не будет детей. Ты останешься единственным. Несмотря на тоску ребенка, оторванного от матери, ты быстро понимаешь преимущество твоего положе ния — ты одет, как принц, ма чеха кормит тебя разными вкусностями. Правда, если все дети у тебя на Родине учатся в это время жизни по прави лам сталинской эпохи, то ты воспитываешься прямо-таки на суррогате этих догм.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz