Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
6 • ЛЕНИНЕЦ Уже стемнело, снова подни^ мается буря. Благодаря поклон- нице-стюардессе мы все втроем устроились в каком-то закувде и курим овгарету за сигаретой. Рыжий то и дело бе гает звовить и каждый раз воз вращается в отчаянии: «Все еще никак». И снова уходит. Мы как в' бреду. Ты требуешь, что бы я переехала жить в Москву, чтобы я стала твоей женой, чтобы привезла с собой детей. Я соглашакжь, меня воодушев ляет твоя решительность. Ко нечно, я могу все бросить, при, ехать жить с детьми к твоей матери, конечно, я найду здесь работу, конечио, мы . будем счастливы все вместе, у нас обязательно все получится, ме- нн ничто не пугает — любовь сильнее всего остального. Рыжий возвращается уже не много навеселе. Теперь ему ко_ чется поговорить о жене, о бу дущем ребенке — все это так чудесно, так замечательно! Мы, слушаем его, он действ<ительио яоявился кстати. Мы только что иеосгорожно забрались на самую вершину будущего, не, подумав, как страшно падать с такой высоты. На мне трое детей в мать, большой дом. Я много работаю и хорошо за рабатываю, я люблю свою про. , фессию — дело, которым за нимаюсь с десяти лет, — я, в конечном счете, неплохо живу. У тебя двое детей, бывшая же на, которой ты помогаешь, де- вятнметровая комната в кэар- таре у матери, ты подучаешь 150 рублей в месящ, на которые в Лучшем случае, можно к у пить две пары хороших боТи_ вок. Ты работаешь как прокля тый, ты обожаешь свою рабо ту-, ты не можешь ездить за границу. Если соединить наши жизня в одну, получится простс не жизнь. Рыжий возвращаётся вне себя от радости: у него роди лась дочь, все хорошо, можно выпить за здоровье матери. Мы чокаемся теплым шампан ским. Мы с тобой устали, из мучились, мы — почти чужие, и, когда наконец пассажиров снова приглашают на посад ку, мы расстаемся даже с каким-то облегчением. Буря пронеслась и в наших душах, разметав безумные надежды, несбыточные мечты. Как _только я возвращаюсь к себе в Мэзон-Лаффит, ■, зво нит телефон. Это ты. Ты про вел эти несколько часов на почте и, ожидая, пока тебя соединят с Парижем, написал стихотворение и читаешь его Мне каждый вечер - зажигает свечи, н образ твой окуривает дым. И не хочу я знать, что время лечит. Что все проходит вместе с ним. Теперь я не избавлюсь от покоя; Ведь все, что было на душе,'— на год вперед. Не ведая, она взяла с собою ~ Сначала в порт, а после — в самолет... В душе моей ‘— пустынная пустыня. Так что стоите над пустой моей ду'шой? Обрывки песен там и паутина. А остальное все она взяла с собой. В моей душе все цели без дороги. Поройтесь в ней — и вы найдете лишь - Две полуфразы, полудиалоги, А остальное — Франция, ^ Париж... И пусть мне вечер зажигает Свечи, И образ твой окуривает дым... (Продомкенле. Начало а 38, 39). -од .■ «ассчоу 30 сентября 1989 г. Но не хочу я знать, что время лечит, Что все проходит вместе с ним. Заказанные минуты разго вора истекают, и ты только успеваешь прокричать мне вме сто «до свидания»: «Возвра щайся скорей, без тебя я не знаю, каких глупостей натво рю!» ' Я немедленно начинаю ис кать повод для получения ви зы. Единственной уважитель ной причиной мне кажется ра бота. Наконец, мне удается уговорить одного режиссера е «Мосфильма» пригласить меня на пробы. Но все это так не просто, связь с Москвой кап ризна, мое предполагаемое участие должно контролиро ваться Министерством куль туры СССР, и на все нужно разрешение министра. Мы находим более простбй выход. В рамках турпоездки за мой счёт я попрошу про длить мне визу для чтения н обсуждения сценария б у д у щего фильма. Эта небольшая уловка поможет мне раза два. Мне очень скоро станет ясно, что достаточно купить турис тическую путевку, - заплатить за гостиницу, в которой я не живу, и за еду, которую я не ем, чтобы иметь возможность приехать и провести несколь ко дней с тобой. Уже к тому времени я понимаю, что к мо им постоянным разъездам от носятся благосклонно, как, впрочём, и к нашей совмест ной жизни, и что я пользуюсь преимуществом по сравнению с другими благодаря вступле нию в ФКП, нашей с тобой известности, а главное — вос хищению, которое ты вызыва ешь во всех слоях советского общества. У одной моей подруги, фран- цужен 1 сн русского происхож дения, не было таких привиле гий. Она влюбилась в грузин ского художника и хотела выйти за него замуж. Но не смотря на то, что она устрои лась работать во французское посольство, несмотря на мно гочисленные официальные просьбы, им очень долго не удавалось получить разреше ние на брак. И к тому же времени, когда наконец они получили ЭТО разрешение, она должна была уехать во Францию. И потом ей стоило 'неимоверных ' усилий вновь получить визу, чтобы повидать ся с мужем. ОВИР, всемогущая органи зация, которая выдает визу и вид на жительство иностран цам, ж я ^ ’щнм в Москве, рас полагается в здании, которое впоследствии станет для меня по-домашнему знакомым. Здесь распоряжается высокопостав ленный чиновник, встречи с которым мне удается добить ся в первый же приезд. На сегодняшний день ситуа ция проста. Я — ннтурастка, у меня виза''на две недели, и я могу ее продлить, если по желаю, но жить я должна только в гостинице. Если я ' хочу жить у друзей или у те бя, мне нужно иметь пригла шение, а на него — соответст вующее разрешение, где должна быть проставлена дата въезда и выезда. Но у меня такая работа, что Я никогда Не могу заранее указать точ ную дату. Иногда я свободна вдего три-четыре дня. И я хо чу приезжать несколько раз в году. Такие случаи не. часто встречаются, и я иду объяс няться в кабинет главного, Я рассказываю ему о своей жиз ни, о детях, о матери, о моих чувствах к тебе — я даже вспотела от смущения. Этому человеку я за час рассказала больше, чем моим самым близ ким друзьям за всю жизнь. Результат был неожиданным, «Почему вы не переедете жить сюда?» — спрашивает он с лукавым видом. Я снова пус каюсь в объяснения, я говорю о работе, о своих обязаннос тях, и чем больше говорю, тем больше меня охватывает чув ство бессилия. Я ухожу, не получив ничего, кро.че вежли вых доброжелательных слов и крайне двусмысленного «до свидания». И правда, мы еще встретимся. Надо сказать, что я ни разу не получила катего рического отказа и никогда не была вынуждена отложить по ездку больше, чем на несколь ко дней. С годами наши от ношения с шефом ОВИРА ста ли почти сердечными. За эти годы я попадала во всевозможные 'Категории: ту ристка, гость по приглашению, временно проживающая, нё- проживающая супруга, супру га с незакрепленным местом жительства, потом — с зак^ реплениым. Единственный статус, от ко торого я отказалась, это «супруга с постоянной пропис кой» — ведь в. этом случае мне самой пришлось бы ждать соизволения ОВИРа, чтобы поехать во Францию, на что ин ты, ни я не могли согла ситься. . Совместив приглашение на фестиваль, дубляж фильма по Чехову я туристическую по ездку, я йолучила вид на .жи тельство на несколько недель. Июньским утром я приезжаю в Москву с чемоданами, на битыми одеждой, бельем, пла стинками, книгами, самыми разными продуктами, даже йтальяискими макаронами, ко фе, оливковым маслом, и, ко нечно же, лекарствами. Всем друзьям что-нибудь нужно: антибиотики, противозачаточ ные средства, лекарства для больных раком и многое дру гое. Еще я привезла подарки родственникам, приятелям, партнерам по фильму. Каж дая встреча превращается в праздник, я потрясена тем, как счастливы эти люди по лучить рубашку, пластинку или белье из Парижа. Наша жизнь потихоньку на лаживается. Я сама подрезаю тебе волосы, которые ты от растил по моей просьбе, ты щеголяешь в модной одежде, щелкаешь каблуками новых сапог» по три раза в день ме няешь куртки, что доставляет тебе огромное удовольствие. Каждому, кто заходит к нам в гости, ты даешь пощупать мягкую, приятно пахнущую кожу. И главное — ты просто упиваешься музыкой: чтобы слушать пластинки, я привезла проигрыватель. Мы без конца ставим «Поргн и Бесс», Армстронг и Элла Фитц джеральд заставляют тебя рычать от удовольствия. Ты заново открываешь для себя произведения великих класси ков. Конечно, в репертуарах московских театров все это есть, но на концерты ты хо дить не привык, да и вечно не хватает времени. Я не работаю, мы все вре мя вместе, я хожу на твои спектакли и концерты, органи зованные под видом встреч актера с публикой» где меж ду рассказами о театре ты поешь свои новые песни. Пуб лика в безумном восторге. Ме ня все больше интригует твой успех: тебя не отпуска ют со сцены, к твоим ногам то и дело летят записки, в ко торых зрители просят спеть ту или иную песню. Каждый вечер мы приносим домой охапки цветов. Как-то раз мы гуляем по одной из центральных улиц. День выдался жаркий, все ок на распахнуты настежь, и из каждого рвется твой голос. Мне трудно в это поверить, но никаких сомнений быть не мо жет; я узнаю твой хриплова тый тембр, твою неповтори мую манеру исполнения. Ты идешь рядом со мной и все. шире улыбаешься. Теперь я сама могу убедиться, как те-, бя здесь любят. Ты счастлив н горд... Однажды именно эта больно задетая гордость при ведет к трагедии. Фестиваль начался, все мои сестры недавно приехали в Москву. Вечером мы вместе идем к моей подруге Елочке. У нее, вдовы Осипа Абдулова, КНИГИ хорошая квартира в центре. Я заранее радуюсь этой встре че; Мои сестры мельком виде ли тебя сразу же по приезде, но сегодня вечером вы по-на стоящему познакомитесь. Днем для гостей фестиваля уётраивают большой прием. Все делегации собираются у гостиницы «Москва» и оттуда их везут на автобусах во Дво рец. Народу — тьма, но все прекрасно организовано, ат мосфера веселая, мы все дав-'' но знаем друг друга, и такие встречи киношников всегда вызывают бурю эмоций. Гы держишь меня за руку и мы подходим к гостинице. Здесь я знакомлю тебя с моими друзьями-французами, италь янцами и даже с одним япон цем, с которым я несколько лет назад работала в Токио, И мы стараемся понять друг друга в многоязыком гуле. ' Когда подходит моя очередь, я поднимаюсь в автобус, ты за мной. Не успеваю я сесть, как слышу громкие воз- - гласы. Какой-то тип, которому поручено проверять пригла шения, грубо выпихивает те бя из автобуса. Я бросаюсь к нему, пытаюсь объяснить, но ты останавливаешь меня вы разительным взглядом. Ты бле ден. Унижение, так часто встре чающееся в твоей жизни, вы растает , сейчас до невыноси мых размеров. Ты не хочешь ударить в грязь лицом перед этими восторженными иност ранцами. Усталым движением руки ты даешь мне понять, что все это бесполезно. Две ри закрываются, автобус тро гается. Я вижу тебя в окно. Ты стоишь на тротуаре — ма ленький оскорбленный чело» век и, совсем как Чарли Чап лин, со злостью пинаешь но гой кучу пригласительных би летов, валяющихся на' асфаль те. ' . Мое положение иностранной актрисы 'обязывает меня до сидеть до конца официальной части. Но при первой же воз можности я исчезаю с приема. Когда я приезжаю к Елочке, мои сестры уже там. Как это и бывает в Москве, о сканда ле в автобусе уже известно. Все меня утешают и уговари вают не придавать большого значения этой истории. Ты все не приходишь, и я начинаю думать о самом худ шем. Около часа ночи распа хйвается дверь, • ты делаешь несколько неверных шагов по коридору, ведущему в столо вую и с блаженной улыбкой падаешь на диван, совершенно пьяный. Праздник тем не ме нее возобновляется. Сестры зачарованы атмосферой мос ковских вечеров в гостях. Я тоже успокаиваюсь. Музыка, смех, то и дело подают боль шие блюда с изысканной ёдой, стаканы наполняются, едва опустев. Ты — рядом н даже улыбаешься, пусть немного че рез силу. И, в конце концов, я думаю, что ты — молодец и хорошо держишься. Веселье продолжается... Через некоторое врёмя, про ходя мимо ванной, я слышу стоны. Ты нагнулся над рако виной, тебя рвет. Я холодею от ужаса: у тебя идет кровь горлом, забрызгивая все вок руг. Спазм успокаивается, но ты едва держишься на ногах, и я -тащу тебя к диван>'. По совету одного из гостей мы вызываем врача — прияте ля артистов, человека свет ского и, как выяснится потом, ничего не смыслящего в меди цине. Он предписывает какие- т6 капли и полный покой. Го сти разошлись. Сестры вол нуются и ждут моего звонка в гостинице. Мы остались вчетвером —- Елочка, Сева, ты н я. Кровь уже почти до кра ев наполнила таз, поставлен ный возле кровати. Только при открыты глаза, молящие о по мощи. Я прошу, чтобы срочно вызвали «скорую», у тебя уже не прощупывается пульс, меня охватывает панический ужас..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz