Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
23 сентября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ М М. ВЛАДИ ГЛАВЫ ИЗ КНИГИ Нас сильно рассмешила эта песенка в исполнении моих сы новей. Ты объясняешь мне, что однажды посмотрел, как и все, фильм «Колдунья» и- что, когда в 1965 я приеха ла на фестиваль в Москву, ты тщетно пытажя встретиться со мной. По нескольку раз в день ты ходил в кино смотреть хронику, чтобы увидеть меня хотя бы на экране. Короче, ты влюблен уже много лет и ни когда не мог представить себе, 'что однажды увидишь меня живьем и так близко. Из все го этого ты делаешь- неизмен- йый ВЫВОД: «Во всяком слу чае, теперь-то я знаю, что ты «танешь моей женой». Мы едем на пикник к озе ру. Погода хорошая, вода прохладная, дети играют и плещутся, ты напеваешь впол голоса, я тебя слушаю, мы счастливы... Проводив нас, ты убегаешь, заручившись моим обещанием провести выходные с тобой. Я ложусь спать, но не сплю. Ма ма приходит посидеть со мной. Она находит тебя необычным и трогательным. Я столько рассказывала ей о твоем та ланте, что она заранее чувст вует к тебе симпатию — и это уже навсегда. В назначенный день ты при езжаешь очень рано. И мы едем в тихое, уединенное мес то на берегу реки. Ты привез из Сибири песню о людях, по павших в лагерь при Стали не: один человек возвращает ся, отсидев срок, и просит хо зяйку протопить ему баньку по-белому, чтобы убить сомне ния, очистить душу. Страшная песня, где впервые ты' упоми наешь мое домашнее имя — Маринка. Еще ты мне читаешь первые строфы «Охоты на вол ков». Я понимаю, что ты при носишь мне в дар эти стихи, которые еще никогда никому не пел. Я пьянею от какой-то ребячливой гордости. Сам По эт поет мне свои строки, и я становлюсь хранительницей его творчества, его души. Мы воз вращаемся обратно, ты идешь играть спектакль, я отправля юсь к маме, которая должна скоро уехать в Париж. Все лето мы видимся почти каж дый день, круг друзей сужает ся. Теперь,остались только са мые близкие: наш любимый Сева Абдулов, его мать Елоч ка — красивая пожилая дама, говорящая на французском языке прошлых времен, Вася Аксенов — угрюмый и симпа тичный, настоящий медведь, Белла Ахмадулина — гениаль ная и восторженная поэтесса. Целыми вечерами мы болтаем, читаем стихи, иногда кто-ни будь из художников или скульп торов приносит показать свои работы. Днем я снимаюсь, ве чером мы собираемся вместе. Теперь мы так близки с тобой, что просто дружбой это не назовешь. Я знаю о тебе все — по крайней мере так мне кажется. Ты очень сдержан, но все настойчивее ухаживаешь за мной. В один из осенних вечеров я прошу друзей оставить нас одних в доме. Это может по казаться бесцеремонным, но в Москве, где люди не могут пойти в гостиницу — туда пу скают только иностранцев и жителей других городов, — ни кого не удивит подобная просьба. Хозяйка дома исчеза ет к соседке. Друзья молча об нимают нас и зтсодят. Закрыв за ними дверь, я оборачиваюсь и смотрю на те бя. В луче света, идущем из кухни, мне хорошо видно твое лицо. Ты дрожишь, ты шеп чешь слова, которых я не мо гу разобрать, я протягиваю к тебе ■руки и слышу обрывки фраз: «На всю жизнь... уже так давно... моя жена!» Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глуби ну нашего чувства. Долгие ме- ( Продолжение. Начало в № 38). сяцы заигрываний, лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каж дый нашел в другом недоста ющую половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. На ши дыхания стихают на. мгно- . венье, чтобы слиться затем во едино в долгой жалобе выр вавшейся на волю любви. Нам по тридцать лет, у вас большой опыт жизни не сколько жен и мужей, пятеро сыновей на двоих, профессио нальные ушежн и неудачи, взле ты и падения, слава. А мы оча. рованы друг другом, как де ти, впервые узнающие любовь. Ничто н никогда не. сопрет . из памяти те первые минуты бесконечной близости. На тре тий день на рассвете мы ухо дим из этого доброго дома. Мы вместе отйыне и во веки веков. Несмотря на то, что мы со вершенно не скрываем наших отношений, к моему-огромному удивлению, мне дали понять, что тебе нельзя оставаться на ночь у меня в номере. Дежур ная этажу неизменно про сит меня В 1 Ыпроводить гостя ж одиннадц.атя ч 1 асам вечера. И после несжолвких скандалов в гостинице мы начинаем искать место, где нам можно было бы встречаться. Как и у всех влюб ленных в Москве, в нашем рас поряжении кушетка где-нйбудь на кухне, или диван в коридо ре, йот иочнсй поезд Москва — Ленинград — прелестное и романтдаесжое купе начала ве ка, или каюты катеров, бороз дящих искусственное озеро, ко торые можно взять на прокат на несколько часов. И каждый раз у нас остается смутное во споминание о спешке и полная неудовлетворенность. Мы оба работаем с утра и до позднего вечера, но зато нам принадлежит ночь. После тщетных попыток снять квар тиру, ты предлагаешь мне жить у твоей. матери, Нины Максимовны. У нее маленька 1 я двухкомнатная квар тира в новом районе. И, что очень ценно, в этой современ ной кв^артире есть и кухня, и ванна, я туалет, поэтому не нужно долго ждать, чтобы умъпъся, приготовить поесть или воспользоваться уборной. Я с радостью соглашаюсь. Я страшно устала от переездов с места на место, от обязанно сти слушать целыми вечерами беседМ друзей, пусть даже и захватьшающе интересные. Мне необходимо быть с то бой. А главное, я заметаю, что в этих компаниях ты начал пить. Впрочем, как и все мы. В Мосаже не представляют се бе .вещринк}' без водки — хо лодный климат к этому распо лагает, это национальная тра диция, и я сама с удовольст вием открьшаю для себя тепло, развязывающее язык, ощущение свободы, которое дает водаа. Но знаю, что для тебя это — проблема. Ты мне оказал об этом однажды вечером, когда На ужине у артисте® театра мы встретились С тжжй быв шей подружкой и она нопыта- лась потихоньку -н а л ^ тебе водки. Ты очень зло отмтил ей. Я удивилась такой резкости, ты объяснил; «С^а знает, мне нельзя пить. Это самый мерз кий способ попытаться вернуть меня». Друзья меня тоже предупре дили. 'Одни — из любви к те бе, другие потому, что наша связь канются нм скак, дальной. Все говорят одно и то же: не даВ'Эй ему пить, это алкоголик, он не должен цри- касатшя к стакану, вот уви дишь, сейчас-то он сдерживает ся, но как только начнет снова, / ты себе локти будешь кусать. До сяа пор я видела т ^ я слег- ка навеселе, скорее радостным, одним словом — милым. Я убеждеиа, что после переезда можно будет 'Не беспокоиться на этот счет. Твоя мать встречает нас у по рога. Она работает архивариу. С 01 М, уходит из дома ощнь ра но я приходит только вечерам. Мы наконец одни. Я устраиваю нашу комнату наилучшнм. об разом, чтобы здесь можно бы ло жить и работать. В свобод, ные дш я готовлю, навожу л ^к , учусь бегать по магази нам, стоять на холоде в оче редях. за продуктами. Я ухо жу на рынок, где втридорога продают фрукты, овощи, мясо. Еще, койечно, я могу покупать на валюту в «Березке». Здесь можно найти все, чего нет в магазинах: американские сига, реты, растворим!^ кофе, туа летную бумагу и даже яйца, картошку, салат, которых ино гда нет неделями. У тебя мно го приятелей среди директоров прод^товых магазинов. Чтобы порадовать тебя, они оставля ют нам дефицитные вещи: пар ное мясо, кюиеную рыбу, све жие фрукты. Ты приносишь все эта сокровища домой, для ме ня. Сам ты -ешь мало, и тебе безразлично, что у тебя на та релке; Ты работаешь день и ночь. Утром ты уезжаешь в театр на репетицию, дне.м ты снимаешь ся или у тебя концерт, вече ром ты играешь спектакль, но чью ты пишешь стихи. Ты спишь самое большое — четыре часа, «о, кажется, тебя не утомляет этот адский ритм, жизнь таки кипит в тебе. Со сцены ты бро саешь знаменитые слова из спектак.чя «Послушайте!» Мая ковского: «Нам тридцать лет, полюбим, же друг друга...» В «Жизни Галилея» Брехта ты кажш 1 ься великаном в <ж®м длинном халате. Но вот закан. чивИется четырехчасовой спек, таиль, и я вижу тебя похудев, шим, с лихорадочно блестящи, ми глазами, но готовым сесть за маленький столик, зажа тый между кроватью и окном, чтобы писать всю ночь и, раз будив меня под утро, читать набросанные строки. Мы счастливы. Власта пока что закрывают глаза на нашу идиллию. Вся Москва об этом говорит, но ведь моя работа почта закончена,-И все думают, что я вернусь во Францию н быстро забуду то, что они при- йимают за каприз актрисы. Однажды вечером я жду те бя. Ужин остывает на кухон ном столе. Я с.мотрела скучную программу по телевизору и ус нула. Среди ночи я просыпаюсь. Мигает пустой экран телевизо ра. Тебя нет. Телефон настой чиво звонит, я беру трубку'- и впервые слышу незнакомый го- "лос. который Еременам1И заглу. шает стоны я кри 1 Ш: «Эн здесь, приезжайте, его надо забрать, приезжайте быстрее!» Я с тру дом разбираю адрес, я не вес поняла, мне страшно, я хватаю тагкси, бегом поднимаюсь по ед, ва оовещеяной лестнице, где пахнет кошками. На последнем этаже дверь открыта, какая-то женщина ведет меня в комна ту. Я вижу тебя. Ты лежишь на провалявшемся диване и жалко морщишься. Пол устав, лен бутыжами и усеян окур- ' ками. На столе — газета вмес то скатерти. -На ней ели соле, ную рыбу. Несколько человек валяются по углам, я их не знаю. Ты пытаешься подняться, ты протягиваешь ко мне руки, я дрожу с головы до нот, я беру тебя в охапку и тащу до мой. Это мое первое столкновение с тем, другим миром, впервые в жизни я увидела, как засэ'Сы- вает людей омут мертвой пьян, ки. Ты очнулся больной, злой, но полный надежды. Это про должалось всего несколько ча сов, и ты остановился. Тебе трудно в это поверить — хва. тило одного моего присутствия. . А- ведь никому до сих пор не удавалось остановить это безу мие, в котором ты тонул. Отнште я порука твоей выдер жке. Твоя мать полна благодарно, ста и прип'исывает мне всячес кие добродетели. Она никогда не видела, чтобы в полном бре ду ее сын согласился бы вер. н}ться домой. Я — единствен ная я неповторимая, я — твоя сцвеительница. Такая легкая победа жюдушевила меня, я уверовала в собственное могу щество 'Я, не раздумывая, при. яяла посвящение в этот сомни тельный сан. Мне пора уезжать, работа закончена. Я потащаю Москву, прожив з^щсь около года. За это время я пару раз съездилз во Францию, чтобы выполнить обязательства по контрактам, но теперь у меня нет больше официального повода, чтобы вернуться. Что ж, осталось со брать чемоданы — и актриса уезжает. Хотя, конечно, меня пригласили на июльский кино, фестиваль в качестве гостьи. Мы оба просто убиты. У тебя нет никакой надежды приехать ко мне. Ты, как говорят здесь, «невыездной». Просить визу в думать нечего. Считается, что ты — «одиозная личность», ни больше ни меньше. Кроме того, если в визе откажут, то уже оковчательно. Бюрократическая машина никогда не дает задний ход. Нам кажется невозможным прожить друг без друга те три месяца, которые отделяют нас от фестиваля. В аэропорт мы приезжаем в полном отчаянии. Оформление закончено, и тут кто-то из . таможенников, твой поклонник, разрешает тебе в виде исключения пройти со мной в зал ож'идания, где уже си. дят, скучают, едят и пьют не сколько десятков пассажиров. Погода отвратительная — сып лет снежная крупа, сильный ветер, низкая облачность, са молеты не летают. Мы сидим на '0иаме1'же. Благодаря плохой погоде нам досталось еще не. сколько минут счастья. От «Мосфильма» меня провожает - рыжий молодой человек. Он должет довести меня прямо до трапа,чт(^ы не было шка'ких неожиданностей. Я с ним едва знакома, он — 1 из администра ции, на съемках я с ним не- сталкщалась, но по пути • в- аэропорт он ни с того, ни с сего разоткровенничался и со общил. мне, что у него жена должна вот-вот родить и что это будет 'Их первый ребенок. И когда мы узнаем, что рейс задерживается, молодой чело век начинает заметно нервни чать. Мы с тобой ендим, прижав шись доуг к другу, совсем од ни в толпе снующих людей. Ты говоришь, что жизнь без меня невыиооН 1 ма, я отвечаго, что и са'ма плохо себе пред, ставляю жизнь без тебя. Обь- являют роковой рейс «Эр Франс», мы обнимаемся, Ч|уть не плача, я ухожу в глубину зала, но металличесжий го. лос вносит поправку: рейс за держивается на четыре часа. Я бегом бросаюсь к тебе — еще несколько часов отсрочки! Ресторан набит битком, но один из официантов узнает тебя и устраивает для нас три места. На рыжего жалко смот реть — его жена в предродо вой палате. Мы с тобой — эгоисты, как и все влюбленные: разговариваем только' друг с другом, ни на кого не обраща. ем внимания. Ты говоришь, что я должна как можно быстрее вернуться. Я клянусь тебе, что цри первой же возможности приеду туристкой. Я только должна уладить проблемы с детьми, с домом — бог с ней, с .работой, могу я, в конце концов, немного остановиться, я ведь действительно очень ус, тала! Несколько недель отдыха в Москве пойдут мне на пользу, Жалею я только об одном — ты не можешь уехать из города. Я страстно люблю горы. Ты напи сал про них одну из самых из. вестных своих пгоен. Она ста ла теперь гимном альпинисдов. Но тебя связывает театр, ты играешь каждый вечер, а зна чит, прощайте, горы! Эти мечты как-то отвлекли нас, и ковда пассажиров снова при глашают на посадку, мы рас стаемся, взволнованные, но уже без слез. Особенно доволен ры жий. Я иду к выходу, как вдруг меня останавотвает гром коговоритель: у самолета обле денели крылья, и нужно ждать, когда их разморозят компрес- со]х>м. Рейс задерж'ивается на неопределенное время...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz