Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
23 сентября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • э н л гк^лк 1 { у ;1 т р о п о м БЛАГОСЛОВЕННАЯ ГЕНИЕМ РОСИ ЗАДОШЦИНА. ПРОИЗНЕСЕШЬ ЭТО ГУЛКОЕ, ЗВУЧНОЕ СЛОВО. И ПРЕДСТАВЯТСЯ БЕСКРАЙНИЕ ПРОСТОРЫ: ХОЛМЫ, РОЩИЦЫ. ОВРАГИ. ПЕРЕ ЛЕСКи, ЧЕРНЫЕ КЛИНЬЯ ВСПАХАННОЙ ЗЕМЛИ СРЕДИ СВЕЖИХ ЗЕЛЕНЕЮЩИХ НИВ. И СРАЗУ ВСПОМНИШЬ ЛЕГЕНДАРНОЕ КУЛИКОВО ПОЛЕ С Красного лолма, где стоял шатер Мамая, поле раскрывает ся такимн далями, такой степ ной волей, что сравнить его можно лишь с морем. Когда смотрв 1 ш> на эту — теряется оп^ущение време. ни. И сердце вдруг сншм.ается от боли, когда представишь, как шесть веков назад, стоял на этчхм холме Мамай, цреж- деаременно праздно'вал победу. Скосив свои узкие глаза, он ввдел реки славянской крош, которыми затопит Россию, гре зил грудами награбленного зо лота н золотыми потоками во. лос русских полонянок, кото рых. тфиведут к нему и поста вят на кюлени... , Но это только на минуту. Русский . человек и черта века представит себя ратником вой ска великого князя Дмитрия. И почувствует то, что чувство, вали все они — от князя до рядового воина. Впервые стольких людей из разиых русских городов (Вла- ДИМВ 1 М, Ростова, Ярославля, Мурома...) сроднило ббщее д ^ ло — зйпцита Стечества. И ови поняли, что только так — пле чом к плечу — они смогут за. щитить Родину и вырваться из рабства, осознали, как нич тожны все прежние обиды и распри перед лицом России. Стоя аа поле брани, они зна ли, что там, за Доном, оста лись их прошлое и будущее; старики, женщины, дети, оста, лись святые храмы и золотые нивы... Наполнялись сердца гневом и решимостью отомстить за все обиды и унижения, за все слезы ойрот и матерей. И бесстрашно шагнули русичи на встречу врагу... Окольжо полегло их на поле Куликовом, сраженных стрелой или татарской саблей! И пада ли они, раскинув руки, как буд то желая в последний раз об. нять эту землю, в предсмерт ный час открывшую им свое материнское сердце... Русь победила, но по словам историка Сг М. Соловьева, это была победа числа тех по бед, которые граничат с пора жением»... «Была на Руси радость вели кая, — говорит лЕтшисец, — но была в печаш, большая по убитьш от Мамая на Дону; ос кудела совершенно вся . земля русская воеводами и слугами и всяким воинством, л- от это го был страх большой по всей Земле Русской». Это оскудение дало татарам еще 1 фатковре- менное торжество «над кули- ковскши победителями». Много битв прогремело с тех пор, прокатилось огнем по на шей земле. Почему же мы осо бенно бережно храним в душе Куликовскую победу? Почему А. Блок называл ее «Символи ческим событием в русской ис. тории». И верил, что разгадка его ице впереди? Почему в дни . войны с фавшз-мом со страниц листовок, газет и воинских рас поряжений не сходило имя Дмитрия Донского, и в то 1^03- ное время Павел Корин писал свой триптих о 1^ликовской битве? Нам ответит Н. М. Карам зин. В своей книге «История государства Российского» он пн. сал о Куликовской и последу ющих битвах: «Битвы кровопро литные, горестные для челове чества, но благословенные 1е. нием России: ибо гром их по будил ее спящую славу н на роду унижениому возвратил блг^родство духа». В суровые годины летопис цы в письменах своих обраща. лись к Родине, опнсьшалн ее красоту и величие^и оплакивали ее, будя в душах соотечествен- шисов беззаветную любовь к ней и Ьтремленяе встать плечом к плечу на ее защиту. Мне тоже хочется, сказать: о многострадальная русская ' земля! Ни одна другая не перенесла столько тягот. Ни ве ка назад, ни сегодня нет тебе успокоения и благоденствия. Но я верю, что будет в исто рий твое® еще одно поле. Кули, ково, на котором сойдемся мы, - — люди, живущие Па твоих просторах, но не на кровопро литную битву, а на мирную бесе ду. Вспомянем твое прошлое, склонвнны 1 Ми головами почтим намять предков, отдавших жиз ни за тебя. И вновь почувство вав себя твоими детьми, братья ми по духу, преодолеем отчуж дение, которое позволяет алч ным татям по сей день втап. тывать в прах славу России, Вновь осознав себя единым народом, дадам друг Другу ру- 1 Ши пойдем на. борьбу со злом, чтобы вновь гордо зазвучало в веках это полузабытое сегодня слово — Россия! Н. ШАЛЬНЕВА, студентка филфака ЛЕПИ. На поле Куликовом. Рис. И. Чемикиной. П АТРИОТИЧЕСКСЕ- еди нение народа, соборность, есть единение не только ныне ' живущих, но и духовное единение с нашими доблестаьпеи предками, кото рые в лихую для Отечества го. дину выходили без страха и \ сомнений на ратное поле посто ять за честь и достоинсгоо рус ского имени. Без сомнения, са мым замечательным примером такого общенационального ёдв, нения сердце русисое назовеп Куликовскую битву 8-го (ньше 16-е) сентября 1380 года. Ку ликовская №тва, приэвавша 1 Я на попе брани лучшие силы иа. рода всех сословий из многих русских земель, а также союз ных иноплемешшков, была бит вой за право быть хозяевами своей земли, за будущую ве ликую Россию. Как ни подходи к битве, да же со скучной арифметикой, все дело, в конце концов, сво дится к щодям, только к лю дям. А люди эти бьцю патрио тами. Самой крепкой связью людей всегда были любовь и почитание старших. На Руса издавна высшим проявлением любви считалась способность жизнь свою отдать за друга. Отечество, веру. «Умрем, по не посрамим Землю Русскую,,мер. твые сраму не имут!». Разве это мышление — мышление ра бов? Нет, это приицип народной нашиональной чести! Это н есть патриотизм. Этот принцип со блюдали все истинные сьшы России. А их немало было на поле Куликовом. Все мы знаем, что Куликото поле '■— место сражения рус ских войск под предводитель, ством Дмитрия Донского про тив мошчэло-татарекмх завоева телей. Великое «сторическое событие разворачивалось на зе. мле нашего края. Битва же произошла, по нынешнему тер риториальному делению, в не скольких верстах от границы РАТОБОРЦЫ ЗИЯЛИ РУССКОЙ Липецкой области, близ села Воскресенское Данковского района. . Летом 1380 года в между, речье Дона я Воронежа был стан золотоордынского эмира Мамая, который стянул скдда большое войско, состоящее не только из монголо-татар и под- чш1еннЫ|Х им народов, но я из наемников — жителей итальян ских колоний в Крыму- Кроме того, Ма'май заключил союз с ЛИТОВСКИ 1 Мкнязем Ягайло, вой. ока которого должны были со единиться с татаро-монгольски ми войсками в верховьях реки Оки. Мамай получил заверения в поддержке также и со сторо ны изменника — Ряэаиского князя Олега. Хан, по прошеру своих предищственников, решил наказать русских за ослуша ние. Московсжий великий князь Дмитрий Иванович собрал в Москве многочисленное войске с большинства русских земель. Чтобы не допустить соединения сил противников, Дмитрий ре- ПИ4Лразгромить сначала войско татар — основного врага, а затем — союзников. Выступив с войсками навстречу Мамаю, Дмитрий Иванович вел актив ную разведку, бросая к неатри. ятельским войскам так назы ваемую . «крепкую сторожу». Предание гласит: дружинни ки из «крепкой сторожи» объ ехали стан Мамая, подсчитали стреноженных коней на паст. / балцах и совсем было пусти лись в обратный путь, но были настигнуты татарами. Отрядив Андрея Попова с донесением к князю, вступили в бой. Все пятьдесят дружинников полегли в неравной схватчее. Липчане ночами собрали погибших бра тьев своих и, схоронив, назва ли впоследствии это место Куликовской слободой или Ку. ликовкой, в честь воинов-|раз- ведчиков, содействовавших Ве- ликекму Князю Московскому в битвах на Куликовском поле. Этот вал-могильник и ньше аро- сматривается на улице в-еМар- та. Предание получило свое ма териальное подтверждение; строители станкозавода наткну лись тут на останки захороие- ний. Получив донесение Андрея Попова, Дмитрий Иванович переправил свои воинские си лы на правый берег Дона. Офатимся к Н. М. Карам зину: «6 сентября войско на ше приближалось к Дону, и Князья рассуждав с боярами, там ли ожидать Моголов, иля идти дальше? Дмитрий Ива нович решил: «Надобно оста вить реку за собою, дабы удер жать редких от бегства: что Ярослав Великий таким обра зом победил Овятополка и Александр Невский шведов. Еще и другое, важнейшее об стоятельство было опорою се го мишшя: надлежало преду предить соединение Ягайла с Мамаем. Велшшй князь решил ся и, к ободрению своему, гк>- лучил от Св. Сергия письмо,’ в коем он благословлял его на битву, советуя ему не тдзять времени. Тогда же пришла весть, что Мамай идет к Дону, ежечасно ожидая Ягайла. Уже легкие наши отряды встреча лись с Татарскими, и гнали их. Дмитрий собрал воевод и ска зал ИМ; «Час суда божия на ступает». 7 сентября велел ис кать в реке удобного броду для конницы и наводитП мосты для пехоты, В следующее утро был г>'стой ту'ман, но вско^ рассе- шкя; войско перешло за Дон. и стало на берегах Недрядвы. где Дмитрий устроил все пол ки к битве...» Любопытно, ко. гда Дмитрий переправил 150- тысячное русское войско, при казал сжечь мосты. Так посту пали всюду великие полковод цы и стратеги. Отсюда и по- пую изречение: «Сжечь за со бой мосты». В войске князя Дмитрия, тут Ж 1 е прозванного Донским, были и ратники нашего края — ельчане. Об этом известно всем. Сражение началось с поедин- ка между богатырями — Пе^ ресветом н Челубеем. Оба по гибли в схватке." Великий князь Дмитрий сражался в доспе хах рядового воина. Исход сражения решил засадный полк, введаяный в бой в наиболее острый момент, когда татары, тесня полк «Левой руки», от крыли левый свой фланг и тыл. Врага смешались, побежали. И Мамай произнес: «Силен рус. ский бог!» и тоже пустился в бегство... Память о Куликовской бит ве втша свое отражение в «За- донщине», «Сказании о Мамае вом побоище», в народных пес. нях и былинах, в романе С. Бо родина «Дмитрий Донской», в =картинах А. Бубнова «Утро на Куликовом' поле»^ и М. Авило ва «Поединок Пересвега с Че- лубеем», кантате Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Интерес ны поиски самодеятельного ху- дожяжа, архитектора Липеп,ка Юрия Дмитриевича Серова, и его отца, члена Союза ху дожников СССР. Персональная художественная выставка трех поколений Серовых состоится в ближайшее время. В 1849 году на Красном хол. ме Куликовского поля был ус тановлен памятник Дмитрию Донскому, сооруженный архи тектором Брюлловым, браток известного художника по эски зам, нашего зййляка, писателя, декабриста Степана Дмитрие вича Нечаева, владельца не большой усадьбы Полибино. Нечаев был и офаественным деятелем, его лично знали Гри боедов, Пушкин, Рылеев. Не чаев — первый историк и ар. хеолог Куликова поля, устроил в своем доме музей «Куликов ская битва». Куликово поле в понимании декабриста — это священное для россиян место, где роди- •дась надежда , освобождения Отечества. Мне. к сожалению, пока не доводилось бывать на поле Ку ликовом. А хотелось бы уви. деть знаменитую дубраву-, в ко торой таился засадный полк Дмитрия Волынца, решивший исход битвы. Впрочем, само по ле, наверное, многое расскажет, стоит только окинуть его взгля дом, увидится Красивая Меча, до коей гнали Мамая. Дога, дываюоь, что хлебопащед, воз делывающий поле на данков- ской и лебедянской землях, испытыв 1 ает трепет и гордость, потому что растит хлеб, где его предки сложили головы свои за Россию-матушку. И, как знать, кто-то из них, зная ду мы Рылеева, ранним утром ша гая в поле, повторяет слова из «Димитрия Донского»: Гуда! За Дон!.. настало время! Надежда наша — бог ‘И меч! Сразим моголов и, , как бремя. Ярмо .Мдмая сброси.м с плеч! С. ПАНЮШКИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz