Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
28 января ^989 г , Л Е Н И Н Е Ц • 5 Имя нгшего земляка, за мечательного художника Льва Михайловича Жемчужникова, видимо, более известно как одного из авторов вымьпнлен- ного образа Козьмы Прутко ва. Этот коллективный псев:- _ доним шервые возник в 1849 году в деревне Павловка Елецкого уезда (ныне Долго- р^овский район Липецкой области), когда ею братья поэты Владимир, Александр, Алексей Жемчужниковы и двоюродный брат поэт и дра матург А. К. Толстой при ехали в родное имение Жем чужниковых на отдых. А Лев Михайлович создал еще и живописный портрет не безызвестного Пруткова. Художник вспоминал; «Я родился в. 1/828 юду 2 но ября в деревне Павловка, принадлежавшей отцу моему Михаилу Николаевичу Жем чужникову. Жили мы в де ревенском с мезонином ду бовом доме, к одной стороне которого примыкал луг, об саженный местами кустами и деревьями... Летом 1849 года отец мой взял отпуск и соб- рался с нами ехать в дерев ню Павловку, мою родину... Нас, отъезжающих было мно го: отец, сестра, пять брать ев... На горе показалась усадьба с садом и рощею. <Это Павловка!» — сказали, разбудив братьев. Мы уви дели пруд, зашумела вода... стали подниматься по отло гой горе. Налево — избы, направо—ограда сада. Встре чает нас крестьянин Севасть ян Собольков. Прошло почти два месяца с половиною... выехали мы в; 20-х числах -^августа и вовремя поспели в Петербург». Когда Льву Жемчужнико ву исполнилось четыре года, умерла мать, похоронили ее у церкви села Долгое, в 25-ти верстах от П^ловки. А через два года Льва оп ределили в кадетский корпус, а по его окончании—-в Па жеский. Здесь у него пробу дилась любовь к рисованию,- он стал тосеЩать Академию художест®, уэдлся у знаме- шиого Карла Брюллова. Для совершенствования в живопи си выезжал в Швейцарию, Францию. Но отец не одоб рял выбор сына. Сын убеж дал отца: <...Положим, что я никогда не достигну славы, что мои занятия бесполезны, и я, покупая холст, отнимаю кусок хлеба у моего семейст ва, но иначе я не мЬгу жить. Я работаю не для славы. К 160-летию со дня рождения Л. М. Жемчужникова! или НЕУЕМНОСТЬ не для барыша-—это потреб ность моего духа, моя *жизнь!». Из Парижа дн рвался на родину, да и отец его звал домой, особенно после слу чившегося с ним в Павловке сердечного приступа. Лев от вечал отцу; «Мне и Ольге (жене, он женился против во ли отца на крепостной кре стьянке) так хочется быть среди вас, так мы чувствуем эту потребность к тому, так малы наши средства для про должения жизни за грани цей, что мы порешили буду щей весной ехать в Россию и поселиться хотя бы в Павловне с братьями Влади миром и Алексеем...». . В Павловке Жемчужников много рисовал с натущл, но в Академии художеств к рисованию мужиков относи лись несочувственно, отчего у него возникало стремление порвать с академическим шаб лоном. Тем более он сошелся с художником-реалПст о м П. А. Федотовым, который оказал на него огрюмное влияние. Живя подолгу среди про стого народа, особенно на Украине, Жемчужников с ув лечением изучал быт и нра вы малороссов, записывал народные песни, сказки, пре дания, думы бандуристов, на ярмарках рисовал простолю динов, народные орнаменты, предметы народного быта, был знаком с бандуристом Остапом, Вересаем, Дружил с Н. И. Костомаровым, П. А. К.УЛНШО.М, Т. Г. Шевченко. За него Жемчужников хло потал с друзьями о возвра щении из ссьшки. Великий Кобзарь в ноябре 1857 года записывает в дневнике; «Ка кой милый оригинал должен быть этот Л. Жемчужников. Как бы я счастлив был уви деть этого человека, кото рый так искренне, нелице мерно полюбил мой милый родной язык и мою прекрас ную бедную родину». А в письме к Кулишу 5 декабря 1857 года воскликнул; «Что за дивный чудный человек этот Лев Жемчужников!». Жемчужников вспоминал: «Мы с первых же слов оылн с Шевченкой одна семья». Он помог Шевченко восстано вить навыки рисования, т .к . многолетняя ссылка отрица тельно повлияла на профес сиональное мастерство Шев- ченко-художшика. Помощь друга оказалась настолько успешной, что совет Акаде мии художеств предложил «по представленным гравю рам признать Шевченко на значенным в академии и за дать программу на звание академика пО" гравированию на меди» (протокол от 16 апреля 1859 г.). Шевченко в это время сильно занимал вопрос о просвещении своего народа, о выпуске для него книг на родном языке. Он принялся за составление «БукварЯ: Южнорусского». Жемчужников помог Шев ченко в составлении букваря, цодборке материала, текста, иллюстраций. Шевченко искренне любил Жемчужникова, восхищался его картинами, особенно на малороссийские темы. За картину «Покинутая» Шев ченко сравнил его с Шек спиром. После смерти Шевченко ЖемчужЕиков написал о нем воспоминания, , подготовил и издал его «Дневник», ряд неопубликованных стихотво рений. В редакции журнала ■В Д(Х;ЬЕ КРАЕВЕДА КРАСИВАЯ «Основа» Он ж:тречалея с Тургеневым, Черньппевсгаш, Стасовым. А когда Черны шевскому грозила опасность ареста, Жемчужников посетал его на квартире и предупре дил о грозившей ему опас ности. Жемчужников много путе шествовал. Он побывал во Фравдии, Англии, Германии, Швейцарии. Италии, Греции, Егапте, Ливане, Сирии, Па лестине. Он был одним из первых энтузиастов, подвиж ников и ревнителей сохране ния и изучения народного творчества, народного ис кусства. «Время засыпало сфинкса, пирамиды и целые селения. — писал Жемчуж ников,—Теперь в Египте, кцк в Помпее, отрывают' с тру дом и за большие деньги постройки, дорожа каждой безделушкой. Когда-нибудь и мы начнем отыскивать на шу народность, когда время занесет ее песком и пеплом. Тогда будут платить деньги и трудиться, лишь бы найти обломок старой мельницы, лоскут полотенца или к.усок божницы...». Среди современ ных ему художников не было тогда другого худож ника с такой ярко вьща- женной крестьянской темати кой, ему в огромной степеда была присуща какая-то особая симпатия к простому народу, он один из первых подметил тему трагедии «ма ленького» человека, которая., ярко просматривается в та ких его картинах, как «По кинутая», «Бандурист на мо гиле», «За штатом» и др. Сын своей эпохи, Жемчуж ников был характерным пред ставителем антикрепостничес ки мылящей русской интел лигенции. В своих статьях он призывал художников не отрываться от |х)дной земли, почвы народа. «Нельзя не порадоваться, — писал он;— что художники начали обра щаться к народной жизни. Душевно радуемся этому про буждению, тут пахнет весной, обновлением...». Его взгляды высоко ценил В. В. Стасов. Как сын сенатора был он близок и к высшим кругам. но взгляды их не разделял. В его записках — убийствен ная характеристика россий ских монархов. Например, о Николае 1; «В нем отрази лась глупость Петра Ш, су масшествие Павла I и лука вое лицемерие Екатерины П, он запуган был декабриста-. ми и видел врагов, где их нет». Об Александре II: «...Оса живание стремлений общест ва к освобождению от деспо тизма порождало в импера торе неудовлетворение и от пор, а в обществе ропот и негодование, приведшие к заговору и убийству импера тора... Россия не забудет и Алексавдра Ш, который как медведь пролежал в берлоге. Тюрьмы, казни и ссылки ты сячами порождали недоволь ных, грозящих и ему, как отцу его, убийством, если бы естественная смерть не по доспела... Не лучше ли бу дет в царствование Нико лая II? Надо работать, как - работал Петр I, не занимать ся игрой в солдатики, не гнаться за призраками, как гнались дед и прадед ны нешнего императора. Следу ет дорожить каждой каплей русской крови, которая мо жет пролиться только за само стоятельность, просвещение й благосостояние Отечества. Поживем и увидим, что бу дет. А пока мы видим соби рающиеся грозные силы со всех сторон. Образуется со юз народов Друг против дру га... вырос й предъявил свои требования рабочий вопрос. Грозные тучи облетают зем лю, слышатся отдаленные раскаты пахнет порохом и кровью. Чем все это кон чится? Чего ожидать?..». Это одна из последних запи сей Жемчужникова, сделан ная в 1912 году. т. ,е. за два года до начала первой мировой во& 1 Ы. Конечно, он был далек от революционно^ го движения, хотя гордился знакомством с Герценом, Чер нышевским, Шевченко, пет рашевцами, но будучи дале ким от народнического дви жения, он никогда не был на стороне его врагов. Как представитель демо кратического реализма, Жем чужников оставил заметный след и очень многое сделал для развития русского и ук раинского искусства и по праву является символичес ким связующим звеном двух братских культур. а ; я е л о н с к и и . в нашей Липецкой области протекает очень красивая ре ка, на берегах которой когда- то любил охоггиться Иван Сергеевич Тургенев. Красота этой реки стала и ее назва нием: даже тот, кто не был на этой' реке, все равно знает, гто она красивая. Как не труд- ш> догадаться, речь идет о реке-речке Красивая Меча, что собипает свои воды с родни ков Тульской области, а что бы слиться с Доном-батюш- жой, пересекает Лебедянский и Краснинскнй районы уже нашей Липецкой области. Красивая №ча... Загадочное название — не правда ли? Русского человека озадачива ет сразу: что же это такое —■ одно слово в названии зву чит совершенно по-русски; а второе?.. Ничего не остает ся, как пожимать плечами и искать разгадку слова «Меча» в других языках. Оказалось, как это мы узнаем из книги В. Прохорова «Липецкая то- нонимшса», ц » «н^а» может означать на финском' языке «крутой берег»... Йу, а коли на .здешних берегах найдена МЕЧА древняя угро-финская стоян ка, то можно говорить, что загадку надо, вроде бы, р ^ - гадывать так: Красивый кру той берег. Казалось бы, все логично. Но возникают и вопросы. Зна ли ли русские поселенцы о значении слова меча? Если знали, почему не перевели на русский? А если не знали? В таком случае для них на звание реки «Меча» ничего не значило. Значило только одно; «меча» это «нечто» нам неизвестное; Но тогда... как можно давать эпитет кра соты неизвестно чему? А вдруг это «нечто» вообще не может быть красивым? Поэтому нам остается пред положить, что в сочетание «Красивая Меча» -русский че ловек вкладывал вполне оп ределенный смысл — краси вая река... Но так ли это? Да, так. Ведь в русском языке существует не только слово «меч», которое в дан ном случае явно «не то», но и слова «мочить», «мочу» с вполне определенной корнер вой, основой, которая означа ет не что иное, как «вода». Чтобы убедиться в этом, нам надо разобраться в логи ческих связках взаимоотно шений слов-образов с другими древними корнесловами со значением «вода». Вот они, эти древние, дошедшие до нас «водяные» слова: ра, вото, ново, моро, КОМО и, наконец, ^очо с диалшстным вариантом «меча». А теперь посмотрим на ряды . словообразований. Моро— марево — мрыя (укр. «м еч^ ) . Нбво — (реки Не ва, Снова, Ранова) — наваж дение, изначально «туман». Томо (река Томь) — туман, т^ьпение, истома. И наконец мочо — меча, мечта. Слово, мечта образовано из корня мечо и морфемы' функции «то». Туман ~ функция воды — это было видно невоору женным глазом и древнему человеку. Абстракция «мечта» возникла как образ чего-то конкретного. Приведенная вы ше цепочка параллелей едва ли составляет сомнение на тог счет, что в образе «мечты» изнача.чьно стоит самый обык новенный туман. Отдадим должное природным явлениям: разве не они дарят нам и за гадочность мира, и неясность, то бишь туманность наших дум, направленных в завтра, будущее. Мечта, конечно, — это образная сестра тумана. Вот ведь как получается: собрались в одном месте на важдение, тумаи, мрыя, мечта н нам внесли ясность в проис хождение слова Меча. <1яово это, конечно, исконно древ нерусское. Будучи элементом живого языка, оно имело право на развитие; чередова ние в нем гласных, сокраще ние безударных, приращение за счет суффикса, что мы д наблюдаем в слове мочить. Как и все синонимы воды, изначальное мочо (мъчь) рож дено природными звуками. Вода на берегу перекатывала гальку, издавала характерное чшшщ... Это «чшипение» и стало вторым слогом слова Чщо (чо) — сначала человек этим звуком означал воду во обще. А когда он ходил из леса на водопой к рднсий и той же «своей» воде, он ей присвоил слово МО (мъ, мы), оз начающий «моя», «наша». Так что мочо — это не просто «вода», а «наша вода», на бе регу которой потом и посе лился человек, забросив свои гнезда на деревьях. Вот такая цепочка логичес ких связей у этого корня. В сочетании «Красивая Меча» звучит - извечное береговое щипенне воды. И еще -тоже извечное — человеческое при страстие к природе. Она, его госпожа, безропотно стелется у его ног... . « . ПОЛУКАРОВ. #
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz