Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

28 января ^989 г , Л Е Н И Н Е Ц • 5 Имя нгшего земляка, за­ мечательного художника Льва Михайловича Жемчужникова, видимо, более известно как одного из авторов вымьпнлен- ного образа Козьмы Прутко­ ва. Этот коллективный псев:- _ доним шервые возник в 1849 году в деревне Павловка Елецкого уезда (ныне Долго- р^овский район Липецкой области), когда ею братья поэты Владимир, Александр, Алексей Жемчужниковы и двоюродный брат поэт и дра­ матург А. К. Толстой при­ ехали в родное имение Жем­ чужниковых на отдых. А Лев Михайлович создал еще и живописный портрет не­ безызвестного Пруткова. Художник вспоминал; «Я родился в. 1/828 юду 2 но­ ября в деревне Павловка, принадлежавшей отцу моему Михаилу Николаевичу Жем­ чужникову. Жили мы в де­ ревенском с мезонином ду­ бовом доме, к одной стороне которого примыкал луг, об­ саженный местами кустами и деревьями... Летом 1849 года отец мой взял отпуск и соб- рался с нами ехать в дерев­ ню Павловку, мою родину... Нас, отъезжающих было мно­ го: отец, сестра, пять брать­ ев... На горе показалась усадьба с садом и рощею. <Это Павловка!» — сказали, разбудив братьев. Мы уви­ дели пруд, зашумела вода... стали подниматься по отло­ гой горе. Налево — избы, направо—ограда сада. Встре­ чает нас крестьянин Севасть­ ян Собольков. Прошло почти два месяца с половиною... выехали мы в; 20-х числах -^августа и вовремя поспели в Петербург». Когда Льву Жемчужнико­ ву исполнилось четыре года, умерла мать, похоронили ее у церкви села Долгое, в 25-ти верстах от П^ловки. А через два года Льва оп­ ределили в кадетский корпус, а по его окончании—-в Па­ жеский. Здесь у него пробу­ дилась любовь к рисованию,- он стал тосеЩать Академию художест®, уэдлся у знаме- шиого Карла Брюллова. Для совершенствования в живопи­ си выезжал в Швейцарию, Францию. Но отец не одоб­ рял выбор сына. Сын убеж­ дал отца: <...Положим, что я никогда не достигну славы, что мои занятия бесполезны, и я, покупая холст, отнимаю кусок хлеба у моего семейст­ ва, но иначе я не мЬгу жить. Я работаю не для славы. К 160-летию со дня рождения Л. М. Жемчужникова! или НЕУЕМНОСТЬ не для барыша-—это потреб­ ность моего духа, моя *жизнь!». Из Парижа дн рвался на родину, да и отец его звал домой, особенно после слу­ чившегося с ним в Павловке сердечного приступа. Лев от­ вечал отцу; «Мне и Ольге (жене, он женился против во­ ли отца на крепостной кре­ стьянке) так хочется быть среди вас, так мы чувствуем эту потребность к тому, так малы наши средства для про­ должения жизни за грани­ цей, что мы порешили буду­ щей весной ехать в Россию и поселиться хотя бы в Павловне с братьями Влади­ миром и Алексеем...». . В Павловке Жемчужников много рисовал с натущл, но в Академии художеств к рисованию мужиков относи­ лись несочувственно, отчего у него возникало стремление порвать с академическим шаб­ лоном. Тем более он сошелся с художником-реалПст о м П. А. Федотовым, который оказал на него огрюмное влияние. Живя подолгу среди про­ стого народа, особенно на Украине, Жемчужников с ув­ лечением изучал быт и нра­ вы малороссов, записывал народные песни, сказки, пре­ дания, думы бандуристов, на ярмарках рисовал простолю­ динов, народные орнаменты, предметы народного быта, был знаком с бандуристом Остапом, Вересаем, Дружил с Н. И. Костомаровым, П. А. К.УЛНШО.М, Т. Г. Шевченко. За него Жемчужников хло­ потал с друзьями о возвра­ щении из ссьшки. Великий Кобзарь в ноябре 1857 года записывает в дневнике; «Ка­ кой милый оригинал должен быть этот Л. Жемчужников. Как бы я счастлив был уви­ деть этого человека, кото­ рый так искренне, нелице­ мерно полюбил мой милый родной язык и мою прекрас­ ную бедную родину». А в письме к Кулишу 5 декабря 1857 года воскликнул; «Что за дивный чудный человек этот Лев Жемчужников!». Жемчужников вспоминал: «Мы с первых же слов оылн с Шевченкой одна семья». Он помог Шевченко восстано­ вить навыки рисования, т .к . многолетняя ссылка отрица­ тельно повлияла на профес­ сиональное мастерство Шев- ченко-художшика. Помощь друга оказалась настолько успешной, что совет Акаде­ мии художеств предложил «по представленным гравю­ рам признать Шевченко на­ значенным в академии и за­ дать программу на звание академика пО" гравированию на меди» (протокол от 16 апреля 1859 г.). Шевченко в это время сильно занимал вопрос о просвещении своего народа, о выпуске для него книг на родном языке. Он принялся за составление «БукварЯ: Южнорусского». Жемчужников помог Шев­ ченко в составлении букваря, цодборке материала, текста, иллюстраций. Шевченко искренне любил Жемчужникова, восхищался его картинами, особенно на малороссийские темы. За картину «Покинутая» Шев­ ченко сравнил его с Шек­ спиром. После смерти Шевченко ЖемчужЕиков написал о нем воспоминания, , подготовил и издал его «Дневник», ряд неопубликованных стихотво­ рений. В редакции журнала ■В Д(Х;ЬЕ КРАЕВЕДА КРАСИВАЯ «Основа» Он ж:тречалея с Тургеневым, Черньппевсгаш, Стасовым. А когда Черны­ шевскому грозила опасность ареста, Жемчужников посетал его на квартире и предупре­ дил о грозившей ему опас­ ности. Жемчужников много путе­ шествовал. Он побывал во Фравдии, Англии, Германии, Швейцарии. Италии, Греции, Егапте, Ливане, Сирии, Па­ лестине. Он был одним из первых энтузиастов, подвиж­ ников и ревнителей сохране­ ния и изучения народного творчества, народного ис­ кусства. «Время засыпало сфинкса, пирамиды и целые селения. — писал Жемчуж­ ников,—Теперь в Египте, кцк в Помпее, отрывают' с тру­ дом и за большие деньги постройки, дорожа каждой безделушкой. Когда-нибудь и мы начнем отыскивать на­ шу народность, когда время занесет ее песком и пеплом. Тогда будут платить деньги и трудиться, лишь бы найти обломок старой мельницы, лоскут полотенца или к.усок божницы...». Среди современ­ ных ему художников не было тогда другого худож­ ника с такой ярко вьща- женной крестьянской темати­ кой, ему в огромной степеда была присуща какая-то особая симпатия к простому народу, он один из первых подметил тему трагедии «ма­ ленького» человека, которая., ярко просматривается в та­ ких его картинах, как «По­ кинутая», «Бандурист на мо­ гиле», «За штатом» и др. Сын своей эпохи, Жемчуж­ ников был характерным пред­ ставителем антикрепостничес­ ки мылящей русской интел­ лигенции. В своих статьях он призывал художников не отрываться от |х)дной земли, почвы народа. «Нельзя не порадоваться, — писал он;— что художники начали обра­ щаться к народной жизни. Душевно радуемся этому про­ буждению, тут пахнет весной, обновлением...». Его взгляды высоко ценил В. В. Стасов. Как сын сенатора был он близок и к высшим кругам. но взгляды их не разделял. В его записках — убийствен­ ная характеристика россий­ ских монархов. Например, о Николае 1; «В нем отрази­ лась глупость Петра Ш, су­ масшествие Павла I и лука­ вое лицемерие Екатерины П, он запуган был декабриста-. ми и видел врагов, где их нет». Об Александре II: «...Оса­ живание стремлений общест­ ва к освобождению от деспо­ тизма порождало в импера­ торе неудовлетворение и от­ пор, а в обществе ропот и негодование, приведшие к заговору и убийству импера­ тора... Россия не забудет и Алексавдра Ш, который как медведь пролежал в берлоге. Тюрьмы, казни и ссылки ты­ сячами порождали недоволь­ ных, грозящих и ему, как отцу его, убийством, если бы естественная смерть не по­ доспела... Не лучше ли бу­ дет в царствование Нико­ лая II? Надо работать, как - работал Петр I, не занимать­ ся игрой в солдатики, не гнаться за призраками, как гнались дед и прадед ны­ нешнего императора. Следу­ ет дорожить каждой каплей русской крови, которая мо­ жет пролиться только за само­ стоятельность, просвещение й благосостояние Отечества. Поживем и увидим, что бу­ дет. А пока мы видим соби­ рающиеся грозные силы со всех сторон. Образуется со­ юз народов Друг против дру­ га... вырос й предъявил свои требования рабочий вопрос. Грозные тучи облетают зем­ лю, слышатся отдаленные раскаты пахнет порохом и кровью. Чем все это кон­ чится? Чего ожидать?..». Это одна из последних запи­ сей Жемчужникова, сделан­ ная в 1912 году. т. ,е. за два года до начала первой мировой во& 1 Ы. Конечно, он был далек от революционно^ го движения, хотя гордился знакомством с Герценом, Чер­ нышевским, Шевченко, пет­ рашевцами, но будучи дале­ ким от народнического дви­ жения, он никогда не был на стороне его врагов. Как представитель демо­ кратического реализма, Жем­ чужников оставил заметный след и очень многое сделал для развития русского и ук­ раинского искусства и по праву является символичес­ ким связующим звеном двух братских культур. а ; я е л о н с к и и . в нашей Липецкой области протекает очень красивая ре­ ка, на берегах которой когда- то любил охоггиться Иван Сергеевич Тургенев. Красота этой реки стала и ее назва­ нием: даже тот, кто не был на этой' реке, все равно знает, гто она красивая. Как не труд- ш> догадаться, речь идет о реке-речке Красивая Меча, что собипает свои воды с родни­ ков Тульской области, а что­ бы слиться с Доном-батюш- жой, пересекает Лебедянский и Краснинскнй районы уже нашей Липецкой области. Красивая №ча... Загадочное название — не правда ли? Русского человека озадачива­ ет сразу: что же это такое —■ одно слово в названии зву­ чит совершенно по-русски; а второе?.. Ничего не остает­ ся, как пожимать плечами и искать разгадку слова «Меча» в других языках. Оказалось, как это мы узнаем из книги В. Прохорова «Липецкая то- нонимшса», ц » «н^а» может означать на финском' языке «крутой берег»... Йу, а коли на .здешних берегах найдена МЕЧА древняя угро-финская стоян­ ка, то можно говорить, что загадку надо, вроде бы, р ^ - гадывать так: Красивый кру­ той берег. Казалось бы, все логично. Но возникают и вопросы. Зна­ ли ли русские поселенцы о значении слова меча? Если знали, почему не перевели на русский? А если не знали? В таком случае для них на­ звание реки «Меча» ничего не значило. Значило только одно; «меча» это «нечто» нам неизвестное; Но тогда... как можно давать эпитет кра­ соты неизвестно чему? А вдруг это «нечто» вообще не может быть красивым? Поэтому нам остается пред­ положить, что в сочетание «Красивая Меча» -русский че­ ловек вкладывал вполне оп­ ределенный смысл — краси­ вая река... Но так ли это? Да, так. Ведь в русском языке существует не только слово «меч», которое в дан­ ном случае явно «не то», но и слова «мочить», «мочу» с вполне определенной корнер вой, основой, которая означа­ ет не что иное, как «вода». Чтобы убедиться в этом, нам надо разобраться в логи­ ческих связках взаимоотно­ шений слов-образов с другими древними корнесловами со значением «вода». Вот они, эти древние, дошедшие до нас «водяные» слова: ра, вото, ново, моро, КОМО и, наконец, ^очо с диалшстным вариантом «меча». А теперь посмотрим на ряды . словообразований. Моро— марево — мрыя (укр. «м еч^ ) . Нбво — (реки Не­ ва, Снова, Ранова) — наваж­ дение, изначально «туман». Томо (река Томь) — туман, т^ьпение, истома. И наконец мочо — меча, мечта. Слово, мечта образовано из корня мечо и морфемы' функции «то». Туман ~ функция воды — это было видно невоору­ женным глазом и древнему человеку. Абстракция «мечта» возникла как образ чего-то конкретного. Приведенная вы­ ше цепочка параллелей едва ли составляет сомнение на тог счет, что в образе «мечты» изнача.чьно стоит самый обык­ новенный туман. Отдадим должное природным явлениям: разве не они дарят нам и за­ гадочность мира, и неясность, то бишь туманность наших дум, направленных в завтра, будущее. Мечта, конечно, — это образная сестра тумана. Вот ведь как получается: собрались в одном месте на­ важдение, тумаи, мрыя, мечта н нам внесли ясность в проис­ хождение слова Меча. <1яово это, конечно, исконно древ­ нерусское. Будучи элементом живого языка, оно имело право на развитие; чередова­ ние в нем гласных, сокраще­ ние безударных, приращение за счет суффикса, что мы д наблюдаем в слове мочить. Как и все синонимы воды, изначальное мочо (мъчь) рож­ дено природными звуками. Вода на берегу перекатывала гальку, издавала характерное чшшщ... Это «чшипение» и стало вторым слогом слова Чщо (чо) — сначала человек этим звуком означал воду во­ обще. А когда он ходил из леса на водопой к рднсий и той же «своей» воде, он ей присвоил слово МО (мъ, мы), оз­ начающий «моя», «наша». Так что мочо — это не просто «вода», а «наша вода», на бе­ регу которой потом и посе­ лился человек, забросив свои гнезда на деревьях. Вот такая цепочка логичес­ ких связей у этого корня. В сочетании «Красивая Меча» звучит - извечное береговое щипенне воды. И еще -тоже извечное — человеческое при­ страстие к природе. Она, его госпожа, безропотно стелется у его ног... . « . ПОЛУКАРОВ. #

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz