Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 8 января 1989 г. 4 ф Л Е Н И Н Е Ц ПРЕМИЯ ЛИПЕЦКОГО КОМСОМОЛА ИМЕНИ ТРУОНВА УЧЕРЖДАЕТСЯ ПО СТ АНО ВЛ ЕН ИЕ бю ро Лип ецкого обк ом а ВЛКСМ « Об учр еж дении премии Лип ецкого ком со м ола имени М ихаила Пав ловича Трунова» . Положение о премии х ут вердить. Просить ЦК ВЛКСМ ут вердить принятое решение. Отделам идеологическому и финансово-хозяйственному разработать эскиз нагрудного знака «Лауреат премии Ли пецкого комсомола имени М. П. Трунова», описание н положение о нем. ПО ЛОЖЕ НИ Е о премии Липецкого ком сом ола имени Михан: л а ' П авловича Трунова . В целях широкого' при влечения молодежи к изуче нию истории родного края, комсомольских и пионерских организаций утвердить пре мию Липецкого комсомола имени М. П. Трунова. Премией награждаются; комсомольские н пионерские организации, отдельные ли ца, внесшие, большой вклад в: 1. Изучение истории на шей об.тасти; Работу по сбору мате риалов, создание выставок и экспозиций, посвященных ис тории нашей области; 3. Создание музеев, ком нат, уголков комсомольской и пиоиерской истории, героев комсомола, знаменитых зем ляков. Премия присуждается 29 октября — в День рождения комсомола. Награжденный получает диплом лауреата, нагрудный знак и денежную премию в размере 150 (сто пятьдесят) рублей. Выдвижение кандидатов на соискаиие премии осущест вляется первичными, район ными и городскими комсо мольскими организатщями со вместно с музеями. Выдвижение производится в течение всего года. Рассмотрение предложений осуществляется членами ко митета по премии, в состав которого входят работники идеологическою отдела об кома ВЛКСМ, областного музея, редакции областной молодежной газеты «Лени нец». Оковчательное решение о нрисужденин премии нрини- мает бюро обкома ВЛКСМ. Саганы печати, редакция молодежного радиовещания призваны широко пропаган дировать и обсуждать про изведения, выдвигаемые на соискание премии Липецкого комсомола. ОТ РЕДАКЦИИ: Михаил Павлович Трунов — замечательный краевед, общественный деятель, про светитель, стоявший у исто ков создания в Липецке об ластного краеведческого му зея, областной научной'биб лиотеки, областного архива, а также единственного в стране Дома-музея, посвя щенного памяти первого про пагандиста марксизма в Рос сии Г. В. Плеханова. Организованное при его активнейшем участии Пет ровское общество объединяло лучших представителей горо дов Черноземья, среди его членов были несколько чело век из Москвы и С.-Петер бурга. Именно Петровское общество, где М. П. Трунов был товарищем председателя, и ста.чо началом существова ния публичной библиотеки- читальни, где уже к концу 1910 года было более че тырех тысяч книг, из них более тысячи — переданы в дар Тр^овым.. Параллельно Михаил Павлович собирал материалы для краеведческо го музея. Мечты о создании уголка, посвященного Г. В. Плехано ву, владели 1^уновым с са мого осшюавия музея. Ко осуществиться они могли то лько в 1924 году, когда по явился «Отдел истории ре волюционного движения в России имени Г. В. Плеха нова». Трунов стал и инициа тором создания самого До- - ма-музея выдающегося ре. волюцноиера-мыслителя. Вновь созданный в 1977 году Дом-музей Г. В. Пле ханова—это как бы неофици альный памятник, и Михаи лу Павловичу Трунову, от давшему столько сил, до по следних дней своих трудив шемуся для того, чтобы дом этот стал гордостью липчав. УВЫ, КЛАДБИЩЕНСКАЯ ТЕМА ПОЗАРАСТАЛИ МОХОМ, ТРАВОЮ... Тревога с каждым годом расширяют ся границы' человеческого поз нания. И сегодня, на рубеже двух тысячелетий, в ядерный и компьютерный век, мы взираг ем на свое четвероногое прош лое свысока, с изрядной до лей сомнения: а было ли это вообще? Да, видно, рановато стали сомневаться... Лично меня, как человека, тревожит очень многое — и на ша разобщенность, и нетерпи мость друг к другу, и социаль ная апатия.. Но громче всего мне хочется крикнуть словами поэта: «Посмотрите; душа убы вает...» Убывает на глазах. Пример тому ^ отношение к , праху ушедших из этого мира, наших далеких и близких пред ков, родных и близких. Вечный покой Издревле и на Руси, ив дру гих етранах к человеку, окон чившему свой жизненный путь, - воспитывалось уважительное отношение. Место упокоения было чуть ли не святыней, ос квернение могилы считалось смертным грехом; вечный по кой, дарованный за все тревол нения, недопустимо нарушать. Забвение, оставление на про извол судьбы могил было по просту невозможным: зная исто рию рода своего, чтя предков, :народ «призирал» и свои, и чужие — душа требовала. До-, статочяо внимательнее вчитать ся в строки русских писателей- классиков, чтобы найти тому подтверждение. Думаю, самый завзятый скептик вряд ли усо мнится в авторитетности Алек сандра Сергеевича Пушкина, считавшего наиглавнейшими ка чествами человека духовного «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Кладбище было местом Памя ти, светлой печали и высоких дум... А что бы предстало взо ру великого русского поэта, попади он в наши времена? Свалка... я , как и многие липчане по рождению, навещаю своих бли зких, погребенных на двух клад бищах — Преображенском и городском. И каждый раз, воз вращаясь домой, испытывал, и, как вспомню, испытываю очень остро чувство горечи. Во что мы превратили святое для каждого нормального чело^века? Городское кладбище. Каж дый год, пасхальным днем, по вторяется одна и та же карти на; нескончаемый людской по ток тянется по главной аллее и растекается ручейками «к сво им». Грязь, где жидкая, а где жирно чавкающая... Чтобы пройти по раскисшим тропам «с минимальными потерями», ничтоже сумняш^я наступают на надгробия, сминают могиль ные холмики, «неудачно» близ ко расположенные. Жители дач ных массивов, прилегающих к кладбищу, недовольны таким соседством вовсе не потому, что боятся покойников, а из-за того, что убранный заботливо с могил мусор выбрасывается под нос, и не в одном месте, а где кому ближе. Кладбище Преображенское. ЗдеО) к грязи добавляются мощные напластования грачи ного помета и палой листы. Кладбище очень густо «заселе но»; чтобы сор выбросить, на до попетлять меж могил, а мно гим лень... ...Мужчина и женщина стоят перед грудой мусора и сыплют на нее пшено, кладут на вер- Ш1шу крашеные яйца. — Вот, видите, — мужчина удрученно разводит руками, — дело какое. Осенью прибрал могилку матери, все честь по чести. Сегодня приходим с же ной, а тут... ...Идти приходится с осторож ностью не только из-за грязи непролазной. То тут, то там — прлузатоптанные могилы, зап лывшие надгробные камни. Вечный покой.;. Удручающее зрелище — .по кореженные, нагроможденные друг на Друга надгробные' па мятники, ограды. Опиленные сучья, куски дерева в хаотич ном нагромождении. Глаза стар ческие, молодые, детские с по тускневших фотографий взыва-, ют о помощи. «У нас есть государственные организации, которые обязаны содержать кладбище в поряд ке. За что нм деньги платят? Мы-то люди занятые, работа ем», — вроде бы резонный вопрос.' Какими силами! Давайте разберемся, что де лают «обязанные» организации. — В нашем ведений, — рас сказывает начальник Липецко го комбината коммунальных предприя,тий Владимир Захаро вич Голубицкий, -^ девять го родских кладбищ. Обязанности —обеспечение похорон всем не обходимым, рытье могил, бла- гоуст{юйство кладбшц. Да, бла-. гоустройством и уходом за кладбищами поручено зани маться нам. Думаю, пока. П<ю- днее этот вопрос перейдет в ведение горкомхоза. Конечно, состояние наших кладбшц н& благополучное, но посудите сами: для того, чтобы наво дить порядок, нужны рабочие руки. А их нет. Крайне низш: уровень заработной платы — всего 70 рублей. Вот и получа ется, что на огромном город ском кладбище вместо двадцати положенных рабочих единиц— только одна. Да и весь штат комбината составляет ^ 157 че ловек, хотя положено ^09... В нашем разговоре нельзя не затронуть и еще одной темы: Мародеры в. 3. Голубицкий с сожале нием заметил, что это. явление — не редкость пока у нас. Раньше крали надгробные кам ни старые, купеческие, черно мраморные — «на переделку». Сегодня не брезгуют и- новы ми — главное, чтобы «матери ал» был хороший... Но эти-то хоть переделыва ют, а пройдите по тому же Преображенскому кладбищу — вся даже не стертая до ко{ща старая надпись под черным мра мором кр«:та. новая — яркими золотыми буквами, ^спропрн- ация экспроприаторов? Особенно горько, когда ог^ раблению покойников пытаются придать высоковдейный смысл, как в Ельце, где надгробья ку печеских памятников «приспо собили» для мемориала воинам, погибшим.на Великой Отечест венной. Что это, .как не свято татство? Вообще, множество могил павших воинов — в забвении. Безымянные, обшарпанные, с угасающей звездой. И разве красная звезда на памятнике, даже пусть шжлевоенном — пустой знак? Разве я поиско вая работа, и уход зи ними школьников, пионеров и ком(»- мольцев — не одна из прямых по совести обязаннссгей? Этот вопрос должен задать се бе каждый. Дичаем! Еще один эпизод. Кетда при ходят помянуть родных, не все, но пока многие оставляют на могиле стаканчик «горькой». Известно, как «дармовым пой лом» распоряжаются алкаши. Но прошжиюдннй весенний день принес еще один сюрприз: под ростки 15—16 лет, одетые «по фирме», «угмцались» с мо гил городского кладбшца. Же лудку, видно, приятно бы ло, а душе?.. Что это; возврат к древолазахицим приматам? Что дальше? Не знаю, честное слово. При дет ли прозрение, слетит лн ко ра накипи с души. Люди, со братья мои. доретйе! Давайте оставаться в конце концов людьми А. ШАЛЬНЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz