Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
9 сентября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • 7 ЧАСА С гитарой, с большой сум кой продуктов и вещей, на* конец, с веселым иастроени- ем молодой студент-полите- ховец уезжал в «Агроном», Яблочный совхоз для многих в будущем станет вторым летним домом после инсти тутской базы отдыха. Шум ная обстановка' отъезда, ка залось, не располагала к се- рьезньш вопросам, яр все же Не остсшовила меня; 'И бо- . ясъ оказаться непбнятьпя^ я начал разговор с компаййей будущих строителей. ■ Мой вопрос, вщ ят ли они себя студентами-исследова- телями, занимающимися все рьез наукой в стенах поли технического, показался им странным и смешным. Сту денты С. Агеев и В. Коле сов такую перспективу от вергали не только для себя. Априори: от ученых толку мало, тем более «беадипло- мных» — лучше видеоко оперативом заняться. Оказа лось. что на стендовые, ре кламные призывы о «широ ком вовлечении студентов в научную работу» на факуль тетах обращали внимание ~ единицы из поступивших в институт абитуриентов. А мы слили первокурсники просто: времени — хоть для учебы хватило бы, а вы тут про науку вопросы задаете. Наша беседа все более на чинала походить на общение мало разумеюпщх друг дру га людей. Мои собеседники истомились в ожидании авто буса, и как только откры лись двери, с восторгом пры гнули в салон. Поехали знакомиться . с первой вузовской . дисципли ной. Правда, чисто практиче ской, без компьютеров и-те хнических средств обучения, без специальных методик н программ, без консультаций. нб зато — на свежем возду хе, среди новых друзей и подруг и законно уважающи ми себя после зачисления в институт. Мне ничего не оставалось делать, как идти по пустьш коридорам и искать тех, кто «широко вовлекает» студен тов в научную работу.-Хоте* лось выяснить, в какой части : спектра институтской жизни находится н ау ч ая работа студентов, почему эта часть не такая яркая, как части спортивная или художествен ной самодеятельности, объе динений неформалов,, клубов по интересам. Почему столь ко сил направляется на пла нирование, совершенствова ние, обсуждение, анализ сту денческой науки, а равнодей ствующая всех этих сил ни* как не сложится? Что это: Малы способности, недостает научных тем, отсутствует ма териальная заинтересован ность. есть недоработки - в структуре или промахи в организации? Одного знакомства с клуб ком сложнейших проблем мало, чтобы «раскусить» их с маху. Очень кстати оказа- . лись пояснения заместителя декана физико-технологичес кого факультета С: И. Ша рапова. Этот факультет, не давно созданный, обещает быть фаворитом в организа ции наз^чно-исследовательской студенческой работы. Благо, у сотрудников и студентов факультета есть зримые примеры (металлурги, маши ностроители), накоплены си лы и ошыт у профессоров и преподавателей (зав. кафе|Д- ро-й металловедения и физи ки металлов профессор И. М. Шаршаков, заместитель де кана по научной работе К. И. ,Еретнов), намечаются четкие контуры сотрудничест ва с физико-техническим це нтром Сибирского отделения АН СССР. И . еще одно об стоятельство: энергия мыс ли здесь подкрепляется де ловой тактикой, расчетом. Но, как говорится, поживем — увидим. Пока студент ^.' должен ждать своего часаГ Перво курсник — пусть напишет рефераты, поштудйр^ёт фи зику с математикой, на вто ром — нужно оглядеться, заняться программировани ем. выбрать свой крз'г инте ресов. А уже на третьем ку рсе зеленый свет для заня тий наукой горит реально. Направления исследований связаны с производством, улучшается материальная ба за, чувствуется полезность работь!. да и преподаватели, являясь по совместительст ву софудниками научно-ис следовательского сектора ин ститута, заинтересованы ве сти хоздогсжорные темы. Но на старших курсах этого оп тимума оказывается малова то: тематика курсовых- ра бот, тесно связанная с учеб ным планом, противостоит творческому началу и поис ку все более ^иудреющиx сту дентов. Это происходит по тому. что теряется* из виду, самое важное человек, личность, иначе говоря, субъективный аспект того множества проблем. Да и чего греха таить, не ценят ся по большому счету инди видуальность и творчество (не только в науке), а на' шкале престижности — на учная работа имеет очень низкие показатели. Сущест вовавшие ранее общественные приоритеты не позволяли, а инерция сегодняшнего дня никак не позволяет разор вать этот наследственный, но ужасно безличный. бюрокра тический порок. Там же. где призвали на помощь энтузиазм, желание, страсть, все выглядит,, сов- сем.^ по-другому. Индивидуа льная работа. привлечение материальных средств .для большей результативности студенческих исследований, соэдание условий для утверж дения своего «я» у студен тов — вот основные принци пы, которыми руководствует ся Евгений Степанович Га мов — доцент кафедры «Те ория и технология литейных процессов». Работа начина ется еще до того, как сту дент перейдет на 2-й-З-й курс. Поиск личности, на строенной на кропотливый труд приходящей в институт и для учебы, и для дальней шего углубления профессио нальных знаний, уже завер шается при вьгауске школь ников из физико-математиче ской школы ЛипПИ. Резуль татом такого подходагсо- трудничества с преподавате лями других кафедр, науч ного руководства и умелого наставничества в р а ^ т е и с вьшускниками шециальности. и с теми, кто делает пер вые, но твердые шаги в по стижении инженерной науки, стали научные разработки. Эффект, от внедрения кото рых только в нашем эконо мическом районе может при нести немалые прибыли, улу чшить качество литья, тех нические характеристики по зволит внедрить экологичес ки чистую технологию. Исследования будут демон стрироваться в Болгарии, под готовлен материал для выс тавки в Финляндии, пред стоит участие в международ- ' ной научно-практической кон ференции «Смеси и отлив ки из высокопрочного чугу на» вот та работа, в *! ео торую вложен ощутимый: труд и многих студентов-ли- тейпщков. Но сколько трудностей встречается на их пути! Не доработка специальных про грамм, незаинтересованность феподавателей в индивиду альных занятиях со студен- тами, обязательность выпол нения формальностей, нехва тка площадей и отсутствие самостоятельности в состав лении учебных планов (как в столичных; вузах), бывает повергают в отчаяние. Неско лько примеров. Добившись свободного посещения, упло тнив время для систематиче ских дополнительных заня тий, организацию учебного процесса изменить не удает ся. И никакой вузовской учебной инстанции решить это. видимо, не под силу Так же, как невозможно по ка отменить зачет по студен ческой научной работе (есть такая -дисциплина у старше курсников) для тех, кто при возит персональные грамоты и дипломы «очень взрослого» уровня, для тех, кто ездит в загранкомандировки уже" как специалист. Так и складывается у вче рашнего вьшускника школь; мнение, что научная работа это не удача, не возможность самовыражения, а очередное прокрустово ложе^ професси онального роста, что вместо духовной и материальной, удовлетворенности — сплош ные неприятности и нерво трепка, непонимание. Посте пенно из «среднего» студен та на производстве появляет ся «средний» специалист, который «усредняется» еще более при бездумном испол нении производственных кбмшд и распоряжекшй. Мо жет, такой середнячок будет и знаюгцим. но... Знающим, а не умеющим — механизмом без двигате ля. А. АЛЕКСАНДРОВ. ФОТО и з КОНВЕРТА ФОТО ИЗ КОНВЕРТА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz