Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

9 сентября 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • 7 ЧАСА С гитарой, с большой сум­ кой продуктов и вещей, на* конец, с веселым иастроени- ем молодой студент-полите- ховец уезжал в «Агроном», Яблочный совхоз для многих в будущем станет вторым летним домом после инсти­ тутской базы отдыха. Шум­ ная обстановка' отъезда, ка­ залось, не располагала к се- рьезньш вопросам, яр все же Не остсшовила меня; 'И бо- . ясъ оказаться непбнятьпя^ я начал разговор с компаййей будущих строителей. ■ Мой вопрос, вщ ят ли они себя студентами-исследова- телями, занимающимися все­ рьез наукой в стенах поли­ технического, показался им странным и смешным. Сту­ денты С. Агеев и В. Коле­ сов такую перспективу от­ вергали не только для себя. Априори: от ученых толку мало, тем более «беадипло- мных» — лучше видеоко­ оперативом заняться. Оказа­ лось. что на стендовые, ре­ кламные призывы о «широ­ ком вовлечении студентов в научную работу» на факуль­ тетах обращали внимание ~ единицы из поступивших в институт абитуриентов. А мы­ слили первокурсники просто: времени — хоть для учебы хватило бы, а вы тут про науку вопросы задаете. Наша беседа все более на­ чинала походить на общение мало разумеюпщх друг дру­ га людей. Мои собеседники истомились в ожидании авто­ буса, и как только откры­ лись двери, с восторгом пры­ гнули в салон. Поехали знакомиться . с первой вузовской . дисципли­ ной. Правда, чисто практиче­ ской, без компьютеров и-те­ хнических средств обучения, без специальных методик н программ, без консультаций. нб зато — на свежем возду­ хе, среди новых друзей и подруг и законно уважающи­ ми себя после зачисления в институт. Мне ничего не оставалось делать, как идти по пустьш коридорам и искать тех, кто «широко вовлекает» студен­ тов в научную работу.-Хоте* лось выяснить, в какой части : спектра институтской жизни находится н ау ч ая работа студентов, почему эта часть не такая яркая, как части спортивная или художествен­ ной самодеятельности, объе­ динений неформалов,, клубов по интересам. Почему столь­ ко сил направляется на пла­ нирование, совершенствова­ ние, обсуждение, анализ сту­ денческой науки, а равнодей­ ствующая всех этих сил ни* как не сложится? Что это: Малы способности, недостает научных тем, отсутствует ма­ териальная заинтересован­ ность. есть недоработки - в структуре или промахи в организации? Одного знакомства с клуб­ ком сложнейших проблем мало, чтобы «раскусить» их с маху. Очень кстати оказа- . лись пояснения заместителя декана физико-технологичес­ кого факультета С: И. Ша­ рапова. Этот факультет, не­ давно созданный, обещает быть фаворитом в организа­ ции наз^чно-исследовательской студенческой работы. Благо, у сотрудников и студентов факультета есть зримые примеры (металлурги, маши­ ностроители), накоплены си­ лы и ошыт у профессоров и преподавателей (зав. кафе|Д- ро-й металловедения и физи­ ки металлов профессор И. М. Шаршаков, заместитель де­ кана по научной работе К. И. ,Еретнов), намечаются четкие контуры сотрудничест­ ва с физико-техническим це­ нтром Сибирского отделения АН СССР. И . еще одно об­ стоятельство: энергия мыс­ ли здесь подкрепляется де­ ловой тактикой, расчетом. Но, как говорится, поживем — увидим. Пока студент ^.' должен ждать своего часаГ Перво­ курсник — пусть напишет рефераты, поштудйр^ёт фи­ зику с математикой, на вто­ ром — нужно оглядеться, заняться программировани­ ем. выбрать свой крз'г инте­ ресов. А уже на третьем ку­ рсе зеленый свет для заня­ тий наукой горит реально. Направления исследований связаны с производством, улучшается материальная ба­ за, чувствуется полезность работь!. да и преподаватели, являясь по совместительст­ ву софудниками научно-ис­ следовательского сектора ин­ ститута, заинтересованы ве­ сти хоздогсжорные темы. Но на старших курсах этого оп­ тимума оказывается малова­ то: тематика курсовых- ра­ бот, тесно связанная с учеб­ ным планом, противостоит творческому началу и поис­ ку все более ^иудреющиx сту­ дентов. Это происходит по­ тому. что теряется* из виду, самое важное человек, личность, иначе говоря, субъективный аспект того множества проблем. Да и чего греха таить, не ценят­ ся по большому счету инди­ видуальность и творчество (не только в науке), а на' шкале престижности — на­ учная работа имеет очень низкие показатели. Сущест­ вовавшие ранее общественные приоритеты не позволяли, а инерция сегодняшнего дня никак не позволяет разор­ вать этот наследственный, но ужасно безличный. бюрокра­ тический порок. Там же. где призвали на помощь энтузиазм, желание, страсть, все выглядит,, сов- сем.^ по-другому. Индивидуа­ льная работа. привлечение материальных средств .для большей результативности студенческих исследований, соэдание условий для утверж­ дения своего «я» у студен­ тов — вот основные принци­ пы, которыми руководствует­ ся Евгений Степанович Га­ мов — доцент кафедры «Те­ ория и технология литейных процессов». Работа начина­ ется еще до того, как сту­ дент перейдет на 2-й-З-й курс. Поиск личности, на­ строенной на кропотливый труд приходящей в институт и для учебы, и для дальней­ шего углубления профессио­ нальных знаний, уже завер­ шается при вьгауске школь­ ников из физико-математиче­ ской школы ЛипПИ. Резуль­ татом такого подходагсо- трудничества с преподавате­ лями других кафедр, науч­ ного руководства и умелого наставничества в р а ^ т е и с вьшускниками шециальности. и с теми, кто делает пер­ вые, но твердые шаги в по­ стижении инженерной науки, стали научные разработки. Эффект, от внедрения кото­ рых только в нашем эконо­ мическом районе может при­ нести немалые прибыли, улу­ чшить качество литья, тех­ нические характеристики по­ зволит внедрить экологичес­ ки чистую технологию. Исследования будут демон­ стрироваться в Болгарии, под­ готовлен материал для выс­ тавки в Финляндии, пред­ стоит участие в международ- ' ной научно-практической кон­ ференции «Смеси и отлив­ ки из высокопрочного чугу­ на» вот та работа, в *! ео торую вложен ощутимый: труд и многих студентов-ли- тейпщков. Но сколько трудностей встречается на их пути! Не­ доработка специальных про­ грамм, незаинтересованность феподавателей в индивиду альных занятиях со студен- тами, обязательность выпол нения формальностей, нехва тка площадей и отсутствие самостоятельности в состав­ лении учебных планов (как в столичных; вузах), бывает повергают в отчаяние. Неско­ лько примеров. Добившись свободного посещения, упло­ тнив время для систематиче­ ских дополнительных заня­ тий, организацию учебного процесса изменить не удает­ ся. И никакой вузовской учебной инстанции решить это. видимо, не под силу Так же, как невозможно по­ ка отменить зачет по студен­ ческой научной работе (есть такая -дисциплина у старше­ курсников) для тех, кто при возит персональные грамоты и дипломы «очень взрослого» уровня, для тех, кто ездит в загранкомандировки уже" как специалист. Так и складывается у вче­ рашнего вьшускника школь; мнение, что научная работа это не удача, не возможность самовыражения, а очередное прокрустово ложе^ професси­ онального роста, что вместо духовной и материальной, удовлетворенности — сплош­ ные неприятности и нерво­ трепка, непонимание. Посте­ пенно из «среднего» студен­ та на производстве появляет­ ся «средний» специалист, который «усредняется» еще более при бездумном испол­ нении производственных кбмшд и распоряжекшй. Мо­ жет, такой середнячок будет и знаюгцим. но... Знающим, а не умеющим — механизмом без двигате­ ля. А. АЛЕКСАНДРОВ. ФОТО и з КОНВЕРТА ФОТО ИЗ КОНВЕРТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz