Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

28 января 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц # 3 ЕСТЬ МНЕНИЕ ХАОС И ДВА ВЗГЛЯДА ИЗ НЕГО Министерство просвеще­ ния РСФСР еще в 1980 го­ ду издало приказ № 2ВЗ под названием «Права и обязанности студсовета». «Об утверждении Положе­ ния о студенческом обще- жйпщ и типовых праетл внутреннего распорядка в «.'студенческих общежитиях педагогических институтов Министерства просвещения РСФСР». В тоненькой бро­ шюре всего девять коротень­ ких пунктов, которые сту­ денту желательно бы прочи­ тать, прежде чем пересту­ пить порог общежития. По пути в Елецкий педа­ гогический институт слу­ чайная попутчица сказала мне: «Там такое творится... такое!..» Так что же там такое? Современный девятиэтаж- ный кррпус существует де­ вять лет. Девять лет — не­ много для того, чтобы пре­ вратить здание в обширный сарай, но если приложить усилия — мсекно. Лестнич* нал клетка как-то сразу на­ страивает на серый лад; .полутемный коридор, подла­ танные двери ничего хороше­ го не обещают, Ориентиру- . ясь на переругивающиеся (не всегда цензурно) голоса, можно попасть в кухню — , здесь сравнительно чисто. Из обоих кранов течет вода, попробовала закрыть — по­ лучилось, обе плиты работа­ ют через одну горелку. В комнатах уют — кто на какой способен: коврики, пог ловички; чистое, но пожел­ тевшее от давности белье... Немногим лучше обстоят дела в Липецком педагоги­ ческом институте, .но здесь есть перспектива перебрать­ ся в новые корпуса. Не од­ но покойение студентов мечтало пожить в нем, да вот, кажется. наступивший ГОД щредвещает перемены к лучшему. А пока и тесновато, и ую­ та маловато. Недовольны сту­ денты проректорами, сетуют на студентов проректоры. Институты в разных горо­ дах. но взгляды и тех, и дру­ гих совпадают. ' Михаил Михайлович Дра­ чев, проректор по хозяйст­ венной части Елецкого пе­ дагогического института, так же, как и проректор по хо­ зяйственной части Липецко­ го педагогического инсти­ тута Владимир Николае­ вич Текуфьев считает, что недоработок хватает и от­ ветственности с себя не сни­ мает: где-то не вовремя по­ звонил, не сумел организо­ вать, а материальная база — что можно приобрести -на нее? Почти все оправдания искренни и все принимаются. А студенты, хотя бы что есть берегли, а то ведь но­ ровят отколупнуть, отодрать, оборвать, нарисовать, то трехлитровую банку в сан­ узел спустить, хорошо хоть по частям..то жир со сково­ родки обжечь. Тут и студенты в долгу не остаются: «Нам не, дают, не улучшают, не предоставляют. Как какое деловое предло­ жение — уши будто ватой заложили, как какой-нибудь энтузиаст найдется,, так не­ надолго: кому охота смоло­ ду репутацию испортить». В одном проректоры, ко­ нечно, правы; необходимо чувствовать ответственность. Срок жизни стола 12 лет, шкафа — 15 лет, разве это много? Дома мебель нам служит дольше. Кажется, так сер быт в институтах, что и отмоешь не скоро, но есть в Елецком педагогическом институте и розовые пятна — они в под­ вале общежития. . Вот где можно отвести душу, так это в спортивном зале; на по­ лах — мягкие покрытия, они обиты упругим дерматином;- раздевалка просторная, зал С тренажерами, музьгоа. В проходах между залами тру­ бы, но на трубы они совсем не похожи — завернуты в бересту и покрыты лаком. Все это сделано руками преподавателя физического воспитания ' Бориса Ивано­ вича Богатикова. Сделано менее чем за год, без чьей- - либо помощи. Наверное, за­ нимаясь в таких залах, ни у кого из ребят не возника­ ет желания расковырять по­ ролоновый мат или попробо­ вать, хорошо ли приклеены половые настилы. Ведь смог сделать один, имея при этом огромное же­ лание и выделенную сумму шесть тысяч рублей! Бо­ рису Ивановичу йикто не по­ могал, но никто и не мешал. И при таком условии воз­ можен положительный ре­ зультат.- Так что же. не спо­ собны рцбята сами улуч­ шить условия для прожива­ ния? Способны. На пятом этаже общежи­ тия девушки физико-матема­ тического факультета са­ ми наклеили веселеюькие обои, купили крохотный хо­ лодильник, постельное белье — как-то- непривычно сияет белизной. Все это сестры: близнецы Галина и Людмила Пахомовы сделали за свой счет. Такая комната не единственная на этаже. Девушек вьшудили об­ стоятельства — жить в по­ добном хаосе они, как вид­ но, не привыклц. Материа­ лы студентам для обновле­ ния своих комнат предостав- ляются^ но кто хочет обои. приобретает их за свой счет. А вот на. девятом этаже сту­ дентки дошкольного факуль­ тета Римма Кожевникова из совхоза «Ленинский» и Же­ ня Рябова из Липецка пред­ почитают спать на прогнув­ шихся сетках, которые чуть ли не касаются пола. Михаил Михайлович Дра- ' чев заверил, что сетки для кроватей есть, и для того, чтобы их заменить, нужно обратиться к заНхозу. ” Это лшпний- раз доказывает бе­ зынициативность многих студентов. Нередко звучат громкие фразы на собраниях студен­ ческих советов, это подтвер­ ждают оба проректора ин­ ститутов, и такой термин — самоуправление — не раз слышали в выступлениях студентов. Судя по всему, самоуправление пока толь­ ко на словах, как сказала 'студентка третьего курса Ирина Сердюкова: «Не чув­ ствуется, что ты студент. Все очень -пассивные и каж­ дый сам по себе». Может быть, не стоит ве­ шать ответственность за сто­ лы, стулья, тумбочки и шка­ фы на служебное лицо, а за каждый предмет мебели пусть ,расписьшаются сами студенты. Ограничиваться не только формальными собра­ ниями, но и доверительными беседами не гшенебрегать, взглянуть на себя со сторо- •ны. Ведь сегодня ты сту­ дент, а завтра — педают. Ю. ЗУБАХИНА. С ЧЕМ ПОЙДЕМ НА ВЫБОРЫ НУЖЕН ЛИ СТУДЕНТАМ СВОЙ СОВЕТ? в качестве принципов государственной молодежной по­ литики предлагаем признать поддержку общественно значимых молодежных инициатив, создание условий для ускоренного социального развития и проявления молодежью- общественной активности в творческих возможностей. (Из проекта платформы ВЛКСМ на выборах в народ­ ные депутаты СССР). В областной газете по пово­ ду союза студентов было опуб­ ликовано две статьи. Интерес- - но, что никакой серьезной ре­ акции, я имею в виду газет­ ную полемику, они не вызва­ ли. Что же нз этого следует? Что студенческий союз как организация, объединяющая в своих рядах массы студенчест­ ва, —преждевременна, по край­ ней мере в нашей области. Это факт, который надо по­ пытаться обосновать, что же мешает людям признать орга­ низацию студенческого союза целесообразной. Организация ведь предполагает обязанности, уплату взносов, как минимум, а что касается прав — здесь уж ребята сомневаются, будут ли они в наличии или нет. Но права-то отбирать надо. Кто же их просто отдаст создаю­ щейся молодежной организа­ ции? Народный фронт в Прибал­ тике —- единствейный, пожалуй, пример, когда общественному движению удалось стать авто­ ритетным. Но ведь понятно, что подобному движению мощной' подпиткой служит уязвленное национальное чувство, подо- Ч^реваемое ошибками в плани­ ровании. Подобных ошибок центральных оргйнов в отно­ шении студенчества как со­ циальной прослойки нет. Это тоже факт. Итак, студенты сомневаются, не будет ли студенческий со­ юз просто дублировать комсо­ мол й профсоюзы. Студенты до сих пор не в состоянии решить проблему ДНД—эта народная дружина далеко не добровольная. Уже одно это должно поставить под вопрос ее целесообразность. 4 ! о воз-то не трогается. Речь сейчас не о том—-нужна ДНД тркой, какая она сейчас есть. или нет, а о том, что студен­ ты резко против' такой ее формы, но поделать с ней ни­ чего не могут. Так что же, отказаться от хорошей идеи? Нет, просто идти к ней надо постепенно. Союз студентов преждевреме­ нен, а БОТ совет студентов, очевидно,, будет организован. Совет чувствующих* проблемы, думающих людей. Ими могут стать как раз те, 'кого идея студенческого союза привлекла, , заинтересовала. При обкомах ВЛКСМ и, со­ ответственно, ЦК ВЛКСМ мо­ гут быть созданы отделы, не­ что вроде «штабов» по сту­ денческим 'делам, обладающих необходимыми правами, а этот совет, о котором шла речь вы­ ше, станет именно советом, определяющим основные «а- правлення работы этого отде­ ла. Такой механизм может быть создан, может быть принят дру­ гой вариант. Мне лично нра­ вится первый, но что'' будет принято Всесоюзным студенчес­ ким форумом, который должен состояться в мае 1989 года, никто не знает. Надо думать, 2000 студентов со всех концов страны сумеют выработать до­ стойную модель организации. Наверное, будут приняты по­ ложения, которые как-то сфор­ мируют то, чем будет занимать­ ся совет студентов, его прин­ ципы. В любом случае совет сту­ дентов станет помощником ад­ министрации. Наш ректор В. Ф. Чернова считает, что участие студентов в приемных экзаме­ нах, но без решающего голо­ са, в распределении выпускни­ ков на работу вполне реально и даже желательно, как и участие в решении вопросов учебно - воспитательной рабо­ ты: в составлении учебных пла­ нов, рабочих программ, струк­ туре изучения дисциплины. Более того, будущая орга­ низация, по мнению Веры Фе­ доровны, могла бы искать по­ тенциальных абитуриентов, го­ товить их к поступлению в вуз и заботиться о бывших своих подопечных — молодых спе­ циалистах, окончивших инсти­ тут. Могла бы заниматься обе­ спечением того, чтобы слож­ ностей при переводе, отчисле­ нии возникало как можно меньше. В перспективе все ремонтно- строительные работы могут лечь на плечи самих студентов' которые, организовавшись в ремонтные бригады, будут на основе договоров следить за состоянием мебели, дверей и окон, а, создав стройотряды, будут опять же на основе до­ говоров проводить текущий и капитальный ремонты в инсти­ туте. Конечно, депутатов в орга­ нах власти, студенческих депу­ татов, не будет, но все же по­ явятся какие-то права, какие- то рычаги. Незачем в конце концов Всесоюзному студенче­ скому форуму собираться в Москве для галочки — в сто­ лицу поедут для дела. По бо­ льшому счету поедут для ре­ шения, может быть, .самой важной задачи - - найти пути повышения активности студен­ чества. Какими же проблемами, на мой взгляд, должен заняться студенческий совет? Время — это очень ценная вещь. Куда же оно тратится, студенческое время? На учебу преимущественно, и это понят­ но. Общепризнано также,; что студенты ЛиПИ тратят его на это больше, чем будущие педагоги. Парадокс заключает­ ся в следующем: меня, в ка­ кой бы школе после окончания ЛГПИ я ни работал — город­ ской или сельской, вряд ли пошлют выполнять неквалифи­ цированную работу, а моло­ дого инженера—могут. Любой учитель, если ему предложат вместо преподава­ ния стать в той же школе ла­ борантом — удивится, а вы­ пускники политеха счастливы, если устраиваются на ставку рабочего. Как это увязать? Ведь те и другие получают высшее образование. Кого же готовят в политехнических ву­ зах, обучая так интенсивно, что ребята не только журналы, да­ же газеты читать не успевают, если проблема хозяйственных руководителей и настоящих инженеров с повестки дня, тем не менее, не снимается?.. Прсмотрим на будущих пе­ дагогов. У нас времени боль­ ше, но куда оно тратится? У студентов ЛГПИ существует так называемая пассивная пе­ дагогическая практика. Целая неделя в каждом семестре от­ водится на это «важное дело». Придти в школу, посидев в учительской, поприсутствовать на уроках, сидя на задней парте, провёсци в классе одно — два мероприятия... Мы не нужны школе, види­ мо, ПОЭТОМУ облоно не дает школам распоряжения прини­ мать таких практикантов. .А без этой бумаги студенты в школе — «персона нон грата». Все это утрясется на уровне личных контактов. Традиция такая, хотя неприятно целых 12 дней в году ощущать себя лишними людьми, нас же все- таки чему-то учат. Эта прак­ тика задумывалась для со­ вершенствования знаний по пе­ дагогике и психологии. Школа — не единственное место, где такие знания нужны—санато­ рии, станции юных техников и юных натуралистов, комна­ ты школьников, детские дома,' наконец,—там студенты, навер­ ное, могут быть полезны. Кстати, о детских домах. Психологи совершенно точно установили; для того, чтобы ребенок развивался нормально в дальнейшем, ему в возрасте до трех лет нужно общение со взрослым человеком, опре­ деленное количество часов в неделю. В наших детдомах н^т этого—у нас мало там меди­ цинского и, главное, обслужи­ вающего персонала, не могут няни уделить каждому малы­ шу, столько внимания, сколько нужно, и вырастают из-за это­ го, так скажем, не совсем полноценные дети, а студенты педвузов, которым предстоит этих трудных детей воспиты­ вать впоследствии, не знают, куда себя деть на педпрактике. Проблема? Да. Почему бы студентам худ- графа не заняться художест­ венным оформлением той' же наглядной агитации, ленинских комнат в нашей области. Что­ бы заявки от колхозов и сов­ хозов шли не через художест­ венный фонд, а ректорат и де­ канат ХГФ нашего института. Или комбинация: биохим, теп­ лицы, хорошие цветы к празд­ никам. Идей хватает — нужен ор­ ган, который бы их координи­ ровал, проводил в жизнь. Не­ зачем противопоставлять его комсомолу и профсоюзу, от­ брыкиваясь от еще не создан­ ного совета руками и ногами. Он ни у кого не отобьет хлеб, и' вообще не даст никаких по­ водов для споров, разногласий и прочим вещам, на которые сейчас совершенно нет времени. Все должно быть посвящено только одному — скорейшему обновлению страны, перестрой­ ке нашей действительности. Этот орган возникает бла­ годаря перестройке и ради нее. Студенческий совет, надеюсь, представит образец совершен­ ного механизма воздействия на своих членов. Хочешь рабо­ тать—пожалуйста, если полу­ чается, если нет—придется ус- ту'пить место другому. Но это все в будущем, правда, неда­ леком, а сейчас, я думаю, нуж­ но готовить областную студен­ ческую конференцию, на ко­ торой будут выбраны делега­ ты всесоюзного форума и сформулированы предложения, с которыми .они поедут в сто­ лицу. Ю. ПЕСТОВ, студент истфака ЛГПИ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz