Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
28 января 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц # 3 ЕСТЬ МНЕНИЕ ХАОС И ДВА ВЗГЛЯДА ИЗ НЕГО Министерство просвеще ния РСФСР еще в 1980 го ду издало приказ № 2ВЗ под названием «Права и обязанности студсовета». «Об утверждении Положе ния о студенческом обще- жйпщ и типовых праетл внутреннего распорядка в «.'студенческих общежитиях педагогических институтов Министерства просвещения РСФСР». В тоненькой бро шюре всего девять коротень ких пунктов, которые сту денту желательно бы прочи тать, прежде чем пересту пить порог общежития. По пути в Елецкий педа гогический институт слу чайная попутчица сказала мне: «Там такое творится... такое!..» Так что же там такое? Современный девятиэтаж- ный кррпус существует де вять лет. Девять лет — не много для того, чтобы пре вратить здание в обширный сарай, но если приложить усилия — мсекно. Лестнич* нал клетка как-то сразу на страивает на серый лад; .полутемный коридор, подла танные двери ничего хороше го не обещают, Ориентиру- . ясь на переругивающиеся (не всегда цензурно) голоса, можно попасть в кухню — , здесь сравнительно чисто. Из обоих кранов течет вода, попробовала закрыть — по лучилось, обе плиты работа ют через одну горелку. В комнатах уют — кто на какой способен: коврики, пог ловички; чистое, но пожел тевшее от давности белье... Немногим лучше обстоят дела в Липецком педагоги ческом институте, .но здесь есть перспектива перебрать ся в новые корпуса. Не од но покойение студентов мечтало пожить в нем, да вот, кажется. наступивший ГОД щредвещает перемены к лучшему. А пока и тесновато, и ую та маловато. Недовольны сту денты проректорами, сетуют на студентов проректоры. Институты в разных горо дах. но взгляды и тех, и дру гих совпадают. ' Михаил Михайлович Дра чев, проректор по хозяйст венной части Елецкого пе дагогического института, так же, как и проректор по хо зяйственной части Липецко го педагогического инсти тута Владимир Николае вич Текуфьев считает, что недоработок хватает и от ветственности с себя не сни мает: где-то не вовремя по звонил, не сумел организо вать, а материальная база — что можно приобрести -на нее? Почти все оправдания искренни и все принимаются. А студенты, хотя бы что есть берегли, а то ведь но ровят отколупнуть, отодрать, оборвать, нарисовать, то трехлитровую банку в сан узел спустить, хорошо хоть по частям..то жир со сково родки обжечь. Тут и студенты в долгу не остаются: «Нам не, дают, не улучшают, не предоставляют. Как какое деловое предло жение — уши будто ватой заложили, как какой-нибудь энтузиаст найдется,, так не надолго: кому охота смоло ду репутацию испортить». В одном проректоры, ко нечно, правы; необходимо чувствовать ответственность. Срок жизни стола 12 лет, шкафа — 15 лет, разве это много? Дома мебель нам служит дольше. Кажется, так сер быт в институтах, что и отмоешь не скоро, но есть в Елецком педагогическом институте и розовые пятна — они в под вале общежития. . Вот где можно отвести душу, так это в спортивном зале; на по лах — мягкие покрытия, они обиты упругим дерматином;- раздевалка просторная, зал С тренажерами, музьгоа. В проходах между залами тру бы, но на трубы они совсем не похожи — завернуты в бересту и покрыты лаком. Все это сделано руками преподавателя физического воспитания ' Бориса Ивано вича Богатикова. Сделано менее чем за год, без чьей- - либо помощи. Наверное, за нимаясь в таких залах, ни у кого из ребят не возника ет желания расковырять по ролоновый мат или попробо вать, хорошо ли приклеены половые настилы. Ведь смог сделать один, имея при этом огромное же лание и выделенную сумму шесть тысяч рублей! Бо рису Ивановичу йикто не по могал, но никто и не мешал. И при таком условии воз можен положительный ре зультат.- Так что же. не спо собны рцбята сами улуч шить условия для прожива ния? Способны. На пятом этаже общежи тия девушки физико-матема тического факультета са ми наклеили веселеюькие обои, купили крохотный хо лодильник, постельное белье — как-то- непривычно сияет белизной. Все это сестры: близнецы Галина и Людмила Пахомовы сделали за свой счет. Такая комната не единственная на этаже. Девушек вьшудили об стоятельства — жить в по добном хаосе они, как вид но, не привыклц. Материа лы студентам для обновле ния своих комнат предостав- ляются^ но кто хочет обои. приобретает их за свой счет. А вот на. девятом этаже сту дентки дошкольного факуль тета Римма Кожевникова из совхоза «Ленинский» и Же ня Рябова из Липецка пред почитают спать на прогнув шихся сетках, которые чуть ли не касаются пола. Михаил Михайлович Дра- ' чев заверил, что сетки для кроватей есть, и для того, чтобы их заменить, нужно обратиться к заНхозу. ” Это лшпний- раз доказывает бе зынициативность многих студентов. Нередко звучат громкие фразы на собраниях студен ческих советов, это подтвер ждают оба проректора ин ститутов, и такой термин — самоуправление — не раз слышали в выступлениях студентов. Судя по всему, самоуправление пока толь ко на словах, как сказала 'студентка третьего курса Ирина Сердюкова: «Не чув ствуется, что ты студент. Все очень -пассивные и каж дый сам по себе». Может быть, не стоит ве шать ответственность за сто лы, стулья, тумбочки и шка фы на служебное лицо, а за каждый предмет мебели пусть ,расписьшаются сами студенты. Ограничиваться не только формальными собра ниями, но и доверительными беседами не гшенебрегать, взглянуть на себя со сторо- •ны. Ведь сегодня ты сту дент, а завтра — педают. Ю. ЗУБАХИНА. С ЧЕМ ПОЙДЕМ НА ВЫБОРЫ НУЖЕН ЛИ СТУДЕНТАМ СВОЙ СОВЕТ? в качестве принципов государственной молодежной по литики предлагаем признать поддержку общественно значимых молодежных инициатив, создание условий для ускоренного социального развития и проявления молодежью- общественной активности в творческих возможностей. (Из проекта платформы ВЛКСМ на выборах в народ ные депутаты СССР). В областной газете по пово ду союза студентов было опуб ликовано две статьи. Интерес- - но, что никакой серьезной ре акции, я имею в виду газет ную полемику, они не вызва ли. Что же нз этого следует? Что студенческий союз как организация, объединяющая в своих рядах массы студенчест ва, —преждевременна, по край ней мере в нашей области. Это факт, который надо по пытаться обосновать, что же мешает людям признать орга низацию студенческого союза целесообразной. Организация ведь предполагает обязанности, уплату взносов, как минимум, а что касается прав — здесь уж ребята сомневаются, будут ли они в наличии или нет. Но права-то отбирать надо. Кто же их просто отдаст создаю щейся молодежной организа ции? Народный фронт в Прибал тике —- единствейный, пожалуй, пример, когда общественному движению удалось стать авто ритетным. Но ведь понятно, что подобному движению мощной' подпиткой служит уязвленное национальное чувство, подо- Ч^реваемое ошибками в плани ровании. Подобных ошибок центральных оргйнов в отно шении студенчества как со циальной прослойки нет. Это тоже факт. Итак, студенты сомневаются, не будет ли студенческий со юз просто дублировать комсо мол й профсоюзы. Студенты до сих пор не в состоянии решить проблему ДНД—эта народная дружина далеко не добровольная. Уже одно это должно поставить под вопрос ее целесообразность. 4 ! о воз-то не трогается. Речь сейчас не о том—-нужна ДНД тркой, какая она сейчас есть. или нет, а о том, что студен ты резко против' такой ее формы, но поделать с ней ни чего не могут. Так что же, отказаться от хорошей идеи? Нет, просто идти к ней надо постепенно. Союз студентов преждевреме нен, а БОТ совет студентов, очевидно,, будет организован. Совет чувствующих* проблемы, думающих людей. Ими могут стать как раз те, 'кого идея студенческого союза привлекла, , заинтересовала. При обкомах ВЛКСМ и, со ответственно, ЦК ВЛКСМ мо гут быть созданы отделы, не что вроде «штабов» по сту денческим 'делам, обладающих необходимыми правами, а этот совет, о котором шла речь вы ше, станет именно советом, определяющим основные «а- правлення работы этого отде ла. Такой механизм может быть создан, может быть принят дру гой вариант. Мне лично нра вится первый, но что'' будет принято Всесоюзным студенчес ким форумом, который должен состояться в мае 1989 года, никто не знает. Надо думать, 2000 студентов со всех концов страны сумеют выработать до стойную модель организации. Наверное, будут приняты по ложения, которые как-то сфор мируют то, чем будет занимать ся совет студентов, его прин ципы. В любом случае совет сту дентов станет помощником ад министрации. Наш ректор В. Ф. Чернова считает, что участие студентов в приемных экзаме нах, но без решающего голо са, в распределении выпускни ков на работу вполне реально и даже желательно, как и участие в решении вопросов учебно - воспитательной рабо ты: в составлении учебных пла нов, рабочих программ, струк туре изучения дисциплины. Более того, будущая орга низация, по мнению Веры Фе доровны, могла бы искать по тенциальных абитуриентов, го товить их к поступлению в вуз и заботиться о бывших своих подопечных — молодых спе циалистах, окончивших инсти тут. Могла бы заниматься обе спечением того, чтобы слож ностей при переводе, отчисле нии возникало как можно меньше. В перспективе все ремонтно- строительные работы могут лечь на плечи самих студентов' которые, организовавшись в ремонтные бригады, будут на основе договоров следить за состоянием мебели, дверей и окон, а, создав стройотряды, будут опять же на основе до говоров проводить текущий и капитальный ремонты в инсти туте. Конечно, депутатов в орга нах власти, студенческих депу татов, не будет, но все же по явятся какие-то права, какие- то рычаги. Незачем в конце концов Всесоюзному студенче скому форуму собираться в Москве для галочки — в сто лицу поедут для дела. По бо льшому счету поедут для ре шения, может быть, .самой важной задачи - - найти пути повышения активности студен чества. Какими же проблемами, на мой взгляд, должен заняться студенческий совет? Время — это очень ценная вещь. Куда же оно тратится, студенческое время? На учебу преимущественно, и это понят но. Общепризнано также,; что студенты ЛиПИ тратят его на это больше, чем будущие педагоги. Парадокс заключает ся в следующем: меня, в ка кой бы школе после окончания ЛГПИ я ни работал — город ской или сельской, вряд ли пошлют выполнять неквалифи цированную работу, а моло дого инженера—могут. Любой учитель, если ему предложат вместо преподава ния стать в той же школе ла борантом — удивится, а вы пускники политеха счастливы, если устраиваются на ставку рабочего. Как это увязать? Ведь те и другие получают высшее образование. Кого же готовят в политехнических ву зах, обучая так интенсивно, что ребята не только журналы, да же газеты читать не успевают, если проблема хозяйственных руководителей и настоящих инженеров с повестки дня, тем не менее, не снимается?.. Прсмотрим на будущих пе дагогов. У нас времени боль ше, но куда оно тратится? У студентов ЛГПИ существует так называемая пассивная пе дагогическая практика. Целая неделя в каждом семестре от водится на это «важное дело». Придти в школу, посидев в учительской, поприсутствовать на уроках, сидя на задней парте, провёсци в классе одно — два мероприятия... Мы не нужны школе, види мо, ПОЭТОМУ облоно не дает школам распоряжения прини мать таких практикантов. .А без этой бумаги студенты в школе — «персона нон грата». Все это утрясется на уровне личных контактов. Традиция такая, хотя неприятно целых 12 дней в году ощущать себя лишними людьми, нас же все- таки чему-то учат. Эта прак тика задумывалась для со вершенствования знаний по пе дагогике и психологии. Школа — не единственное место, где такие знания нужны—санато рии, станции юных техников и юных натуралистов, комна ты школьников, детские дома,' наконец,—там студенты, навер ное, могут быть полезны. Кстати, о детских домах. Психологи совершенно точно установили; для того, чтобы ребенок развивался нормально в дальнейшем, ему в возрасте до трех лет нужно общение со взрослым человеком, опре деленное количество часов в неделю. В наших детдомах н^т этого—у нас мало там меди цинского и, главное, обслужи вающего персонала, не могут няни уделить каждому малы шу, столько внимания, сколько нужно, и вырастают из-за это го, так скажем, не совсем полноценные дети, а студенты педвузов, которым предстоит этих трудных детей воспиты вать впоследствии, не знают, куда себя деть на педпрактике. Проблема? Да. Почему бы студентам худ- графа не заняться художест венным оформлением той' же наглядной агитации, ленинских комнат в нашей области. Что бы заявки от колхозов и сов хозов шли не через художест венный фонд, а ректорат и де канат ХГФ нашего института. Или комбинация: биохим, теп лицы, хорошие цветы к празд никам. Идей хватает — нужен ор ган, который бы их координи ровал, проводил в жизнь. Не зачем противопоставлять его комсомолу и профсоюзу, от брыкиваясь от еще не создан ного совета руками и ногами. Он ни у кого не отобьет хлеб, и' вообще не даст никаких по водов для споров, разногласий и прочим вещам, на которые сейчас совершенно нет времени. Все должно быть посвящено только одному — скорейшему обновлению страны, перестрой ке нашей действительности. Этот орган возникает бла годаря перестройке и ради нее. Студенческий совет, надеюсь, представит образец совершен ного механизма воздействия на своих членов. Хочешь рабо тать—пожалуйста, если полу чается, если нет—придется ус- ту'пить место другому. Но это все в будущем, правда, неда леком, а сейчас, я думаю, нуж но готовить областную студен ческую конференцию, на ко торой будут выбраны делега ты всесоюзного форума и сформулированы предложения, с которыми .они поедут в сто лицу. Ю. ПЕСТОВ, студент истфака ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz