Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

’ 4 ЛЕНИНЕЦ 9 сентября 1989 г. Г РУСТИЫК РА ЗМЫШЛЕНИЯ К ПРАЗДНИКУ У ДИВИТЕЛЬНОЕ сей­ час время: праздников становится все мень, ше. Событиям почти не ос­ талось годовщин, исчезающим знаменитостям — юбилеев. Не праздновать, наверное, ■собственного столетия и Конь- ■Колодезскому совхозу-техни­ куму, да и не является он пока «знаменитостью». Впро­ чем-.. По одному «высочайшему повелению» в 1889 году воз­ никла в местах придонских; облюбованных еще в былые времена царем Петром, хо­ зяйственная школа. Готовила она управляющих для име­ ний и была своеобразным «центром, организации пока­ зательного ведения хозяйст­ ва» (вот ведь, где оказыва­ ется показуха «зарыта»!). А в 11-м году нынешнего века, стала школа училищем. И веса ей среди окрестных ско­ товодов прибавляла успеш­ ная племенная рабоТа. Успе­ хи чередовались с труднос­ тями и, устремляясь в буду­ щее, стало сельхозучилище сначала техникумом, а 15 лет назад прибавилось к на. званию такое знакомое с-ель- ским жителям и почти род­ ное слово: совхоз. И появилось теперь у та­ кого солидного учреждения, по правилу математической пропорции, трудностей и про. блем в 2 раза больше- Но время их разрешения, время преодоления не уменьшилось, как бы это должно быть. . Оно просто не наступило. Да и не придет черед, пока не разразятся молнией суро­ вые тучи. Тучи бездействия, мнимой озабоченности, безы- Тходно нависшие над Конь- Колодезским совхозом-техни­ кумом. Итак. «ТУЧА» ПЕРВАЯ. Студёнческай. Студентов несколько сотен. Только" в этом году приняли ПОЧТИ сто пятьдесят человек. Липецких не очень много, еще меньше белгородских, воро­ нежских, тамбовских, туль­ ских. Есть армяне, узбеки. Однако, свои ряды техникум восполняет здорово: отправ­ ляются «эмиссары»-учи- теля по городам и весям на­ шей необъятной страны. И вьшолняют свои командиро­ вочные задания на «отлично» — привозят будущих зоотех­ ников и ветеринаров из ау. лов, горных селений, кишла­ ков и прочих сельских глуби­ нок Дагестана, Молдавии, Туркмеиииг Такая практика имеет дав­ нюю традицию, а аргумент всегда найдется: если едут— значит, нужно. К примеру. Молдавия: о сегодняшней на. пряжеаности, о которой 1 ш- шут и говорят много, но по­ чему-то стараются обойти стороной картину, оставлен­ ную застоем'и его стратегами. Как подчеркивал народный депутат СССР Ион Друцэ, при самой высокой плотности населения в Союзе — около 130 человек на один квад­ ратный километр, при скуд­ ных запасах пресной воды, они отдали предпочтение ин­ тенсивному животноводству. Особенно по душе им приш­ лось промышленное производ­ ство свинины. Сегодня в Мол­ давии на один квадратный километр столько населения, сколько примерно и хрюшек вместе с крупным рогатым скотом. А гигантские фермы, расположенные вдоль неболь­ ших речушек, привели к неслыханному .загрязнению среды- Это отступление я привожу умышленно, чтобы показать, как техникум, обучая ребят из братских республик, помо­ гает решать благородные за­ шейся в народном образова­ нии вообще, а в совхозе-тех­ никуме в частности. Тогда можно и себя, и государство обмануть. . И чтобы не допустить это. го порока к себе в дом, и. о. заместителю директора по учебно-воспитательной рабо­ те В- И. Мурину ПР.ИХОДНТСЯ нелегко. О&тановка требует заниматься ,не одной лишь констатацией проблем, не од- вселения в комнаты, а запах идет из котельной. В заклю­ чение сделали резюме: в те­ чение года такого не бывает! Вахтеры — вахтерами, но очень хотелось встретиться с комендантом В- Вочаровьш, медицинскими работниками. Однако аудаенцией эти от­ ветственные лица не побало. вали. Пришлось вопросы за­ давать самому директору, но об этом позже. ПОКА ГРОМ НЕ ГРЯНЕТ дачи. Огорчает то, что обе­ щанное за тысячи километ. ров, по приезде не всегда оказывается - правдой-исти­ ной. Но если .уж приехал, то надо и остановиться, не взи­ рая на «отдельные местные недостатки». Вот й останав­ ливаются на четыре года, а то и побольше. Учатся, рабо. ■тают — но как? , Любое уважающее себя учебное заведение проводит экзаменьц вст^щительные, на разных этапах обучения — промежуточные, а на фини­ ше — выпускные. Совсем недавно «зауважал» себя и совхоз-техникум- Экзамены при поступлении, проводив­ шиеся в этом году, были ВТЯ- гу и абитуриентам, и препо­ давателям. А п р вд ^ а л а это наказание «вьппестоящая инстанция», которая никак не может понять, что без них все было спокойнее: нй тебе повторных, по нескольку раз (!) пересдач, ни волнений, что группы не укомплектуются. Ничего не поделаешь, а на 1 курс пришлось набрать да­ же учащихся со справками о прослушивании курса шкойы. У остального большинству— средний балл около «трех». С сожалением заключаешь,. что ^:туденческий контингент здесь на самов^ деле ограни­ ченный: слабая школьная подготовка и, как следствие, слабая учеба в техникуме. Но эти «слабости»'преодоле­ ваются усилиями многих пе­ дагогов- Несмотря на то, что живя в сельской глубинке, учитель имеет очень мало вре­ мени для -самообразования, да и просто — времени ..сво­ бодного. Вез оглядки на труд­ ности быта. Индивидуальная работа, исключительный такт к сво­ им будущим коллегам (44-я группа ветеринарного отделе­ ния) проявляются у Н. Т. Про­ ниной. Умеет «заразить» ин­ тересным делом преподава­ тель фармакологии А- И. Ко- пенкин. Не может быть не­ замеченным и огромнейшее воспитательное воЗ|Действие поисковой работы Е. М. .Апа- тенко и В. Я. Гламазды- А чего стоят отличные откры­ тые уроки С. X. Гончаровой, И. Ф. Соколовой! Квнечно. новаторству и творчеству очень трудно про­ тивостоять практике, сложив- ним лишь противостоянием, а делом-. Вот и получается, что в отсутствие позиции и пони, мания всего коллектива как учителей, так и учащихся, бывает очень, трудно привык­ нуть «неместным» (а их-щвад- цать две национальности) к новым, порой сложным ус­ ловиям жизни и уч^ь^г / Так разбиваются всё уси. лия о невидимую сте!^, не дают ощутимого результата: грамотного Специалиста, ин­ теллигентного человека, гражданина. -Выть может, все это симп­ томы одной Общей болезни: если 'в бочке большая дыра, то ее трудно заполнить во. дой. .Не «соответствуют» по­ ка ДОСТИЖЫ 1 ИЯ в спорте (ка­ ждый третий — спортсмен), в художественной самодея- ' тельности - (активистов не не. речесть), работа совета об­ щежития,-настороженносга в отношениях между студёнта- ■ми разных национальностей, обособленности,, даже прояв- ' лениям техникумовской де- 'ДОВЩИНЫ . ‘ ' Видимо, одной ИЗ основных -причин доявления подобных трудностей является социаль- .цая неустроенность. «ТУЧА>» ВТОРАЯ. Бытовая. Разговаривая со студента­ ми 3 курса ветеринарного от- дел'ёния, услышал такое мне. ние: «Домой удается съез­ дить редцо, но тоска по род­ ному доМу берет, особенно зимой: в общежитии холодно, на верхних этажах постоян­ ная форма одежды — шубы и дубленки, в столовой одна и та же еда, художественные книги в библиотеке неинте­ ресны, а когда дискотеки нет, хоть волком вой, все надоеда­ ет». Мое знакомство с общежи­ тием оказалось не го прият­ ных: неработающие душевые, на полу каждого из пяти этажей мусор, штукатурка, пищев'ые отходы, все это спресссшалось в солидный слой грязи. Вопрос-недоумение возник как-то сам по себе: как мо-, гут жить в такой грязи бу­ дущие врачеватели хоть и животных? Успокоили вахте­ ры: это последствия ремонта. На 1-м этаже, напротив входа, что называется, на семи ветрах, разместилась библиотека. Многие неуряди­ цы должны были разрешить, ся при переезде й новый кор­ пус. Пока же мечты и наде­ жды остаются ^ радужными, да и сам корпус генподряд­ чики из СУ-9 «Дипецкстроя» оставили, с недоделками- А в библиотеке все по-старому: «раздаточное» окошко в ог­ ромной двери, не лучшее со­ седство с котельной. Нет шу­ мовой изоляции между биб­ лиотечным помещением и холлом этажа, ко всему про- “чему читальный зал и книж­ ный фонд разделяет зеркаль-. ная перегородка — все соз­ дает трудности для нормаль­ ных занятий для читателей с книгой и работы библиоте­ карей. Не мудрено, что в услови. ях «территориального» и прочих библиотечных «дефи­ цитов» я не встретил ни од­ ной газеты, ни одной книги на национальных языках. И совсем проблематичной, если не фантастичной вьп-ля- дела возможность отведать какого-нибудь национального блюда в большой студенч^. кой столовой. А в сборнике рецептур и блюд, рекоменда­ циям и предписаниям кото­ рого следует зав. столовой В- П. Копаева, их немало. Если не касаться подоб­ ных «амброзий», окажется, что и пища «земная»! та, ко- . торой потчует не первый- год студентов поварская команда Валентины Петров, ны, не гоегда хороша и дале­ ка от рецептурньк стандар­ тов. В феврале нынешнего года, например, кухня не стала ут­ руждать себя изобильной го­ товкой первых блюд: семь дней — рассЬльник и горо­ ховый суп, тринадцать — борщ (пщ), один раз подна­ тужились и сварили... нет, не уху, не"^^суп с фрикадель- ’ нами, не пельмени, не харчо — суп с рисом! Не мудрствуют, но явно лукавят ПС® ара, коцда не кладут сахар в салат го све­ жей капусты, когда недосы­ пают его в третьи блюда. Не. опытностыо молодых работ- ников кухни объясняет заве­ дующая нехватку нескольких граммов в пирожках до конт­ рольного веса- Лишь кухон. ньш атрибутом, пыльным -и непользованным являются ве- сы. Все же данную сятуацик» заведующая столовой и пова­ ра считают вполне нормаль­ ной — всем ведь не уго­ дишь. Подумалось; если сдвинут­ ся в один прекра'Оный момент только эти «тучи» — молнии будут сверкать ярко. Но по­ ка прогнозы строить рано. Да и «погоду» в совхОзе-тех. никуме во многом определя­ ет верхний слой «облачное- ти», а проще — начальство. «ТУЧА>^ ТРЕТЬЯ. Директорская. Оказывается, для Алексея Ивановича Гуляева и затя. нувшийся ремонт (в том чи­ сле душевых), и недостатки в столовой, и другие прома­ хи, пробелы являются ме­ лочами. Он даже подчеркнул, что все они рагрешаются и устраняются рабочим коми, тегом, функции и компетен­ ции которого установить так и не удалось. Глгшное в страдную пору для хорошего хозяина — уборка урожая, работа на току, заготовка силоса и се-' на. С этим нельзя не согла­ ситься. Да и директора нуж­ но понять: по.руководи-ка и совхозом и техникумом, ор­ ганизуй труд рабочих, учебу студентов, отвечай за вьшол- нение нескольких крупных планов... Воистину, у двух хороших нянек — дитя без глазу. Где выход? Позиция дирек­ тора; техникум должен ос­ таться на территории совхо­ за как структурное подразде-* ление. Пусть техникуму бу. дет отчисляться энная сумма, но и ему нужно вступать с совхозом в прямые хоздого­ ворные отношения. Тогда лег­ че будет справиться с 5 -ю - тькячами голов скота: техни­ кум будет арендатором у сов­ хоза, а прибыль поделится сообща. И это только один из множества выходов. Це. лесообразно или нет — ре­ шать специалистам го обла­ стного агропромышленного комитета. Но кто повелит, пока не ясно. Бели это не произой- дет, то совместительство дол­ жностей хозяйственника-ор- ганизатора и педагога-руко- водителя с вытекающими го , такого совмещения последст. ВИЯМИ, будет выглядеть стран­ ным й, нелогичным. Стало быть, грозу можно избежать: разрядить «тучи» срочным решением всех про­ блем. Условие одно; и дирек­ тор и замы, педагоги, вое- ^ питатели, мастера, работники столовой и общежития долж­ ны осознать явную истину. ■Что главный продукт, с поз. воленйя сказать, труда все­ го коллектива — учеба и во­ спитание молодежи, делаю­ щей первые жигоенные шаги, да еще вдали от дома — не будет качественным, пока ис­ тина эта не стЕшет нормой повседневной реальности, нор­ мой' взаимоотношений со' студентами. Иначе может случиться так, что, закричав однажды в пустой 10 ПВПШН, все они ус­ лышат лишь, как кувшин кри­ чит на них- А. ШКУРИН. РАЗДУМЬЯ В НАЧАЛЕ ПУТИ Начну сразу без вступления. Меня мучает один очень слож­ ный вопрос. Почему мои ро­ весники злобны и неумолимы? И об этом нимало не сожа­ леют, а, напротив, даже щего­ ляют этими качествами, кото­ рые, по их мнению, служат будто бы выражением мужест­ венной силы и непреклонной твердости духа. Неужели же эти «мужество» и «твердость» они стремятся развить в своих детях?! Когда я сталкиваюсь Мое поколение без идеалов с такими людьми, мне стано­ вится жутко за своих сверст­ ников. Их интересы сводятся только к материальным бла­ гам. Разве это верх благопо­ лучия? Такие люди для меня душевно мертвы. Я все чаще убеждаюсь, что мое поколение — поколение эгоистов. Я тоже заражена эгоизмом. И это мне страшно сознавать. В свое время Л. Н. Толстой сказал, что если ру­ гают твоего ребенка — зна­ чит, ругают тебя. Я согласна с великим .писателем. Эстетика и нравственность до того забыты, что верность, порядочность, благородство стали вызывать саркастическую улы&су. М 1 Д не верим ни в Бога, ни в черта, ни в перестройку. И в этом виноваты все же мы сами. Потому что в любой си­ туации нельзя опускаться до уровня животных, которыми движет сила инстинктов. Свер­ стники мои — страстные лю­ бители вещевой охоты. Они впиваются в какую-нибудь тряпку так, что нельзя их от нее- оторвать. Я видела, как сильный парень лет двадцатн пяти торговал губной помадой, тушью и другими косметиче­ скими принадлежностями. Это занятие для мужчины?! Пре­ зираю таких!! Мы в страшной опасности. Главный наш враг — пустота души. Нас нужно спасать во что бы то ни стало. И конечно, мы должны это сделать сами. Но и ваша, взрослые, разум­ ные дяди и тети, помощь не помешает. С уважением Светлана ПАНЮШКИНА. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz