Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

14 # ЛЕНИНЕЦ Ж а м ^ см 1088 г. Аргументы и факты слета ЧТО ТАКОЕ ЛПО? Комитету комсомола ЛГПИ хотим предложить: если в по­ следующие трудовые семест­ ры придется опять отправ­ лять студенческие отряды в Марийскую АССР, сформи­ руйте их из бойцов, интере­ сующихся работой педагоги­ ческих отрядов будущих учи­ телей. В государственном пединституте этой республи­ ки ребята найдут интересней­ ший опыт. Здесь на базе фа- «З^льтета дошкольного воспи­ тания уже семь лет сущест­ вует отряд «Малыш», кото­ рый может заинтересовать липчан тем, что его деятель­ ность строится на договорной основе с принимающими ор­ ганизациями по принципу на­ учно-производственных от­ рядов. То есть, каждый ли­ нейный педагогический от­ ряд (ЛПО) численностью в 8—10 человек, заключая до. говор о своей работе в дош­ кольном учреждении на оп­ ределенный срок, предусмат­ ривает в нем разра&тку кон­ кретной проблемы исследова­ ния. Экспериментальной ба­ зой для этого служит де.тский сад. В своей работе отряд ру­ ководствуется теоретичес­ ким наследием Н. К Круп­ ской, кстати, ищут и матери­ алы, отражающие её связь с Марийским краем. Именно здесь хранится подлинник письма Надежды Константи­ новны Эре Шубиной, учени­ це 2 класса Йошкар-Олы, которое было отправлено 24 ' февраля 1938 года. Приехавшие на слет из «Мальппа», рассказали о том, что они недавно вернулись из- своих подшефных детских до­ мов, расположенных в рай­ онных центрах, а также по­ могли многим дошкольным учреждениям в селах.. $Т0-ИИТЕР[СИ0! С ребятами из Леиинградс- кой делегации мы нашли об­ щий интерес в нашей облас­ ти. Отряд «Краснозорец», созданный на базе подагоги- чеокого училища имени Нек­ расова, занимается поисковой ^ "работой. Говорит Елена СКВОРЦО­ ВА, нреподавахель училища: — Мы собираем материа­ лы о штале-кояо.вии «Крас, ные зори». Мало кто вообще, а здесь на слете, в частаос- ги, знает, что первую школу- колонию организовал не Антов Семенович Макаренко, а ле- шгаградец Шгаатай Вячесла- вович Ионов. В 1919 году, когда только что отступили от Петрограда войска Юде. нича, когда во всей стране свирепствовала разруха, за городом в царской усадьбе организуется школа-колония. Туда собирали ребятишек, ко­ торые остались без родите­ лей, и тех детей, которых ро­ дители не .могли прокормить. Раньше, во времена всем нам хорошо известные, о ко­ лонии «Красные зори» не вспоминали, потому что ее организатор Игнатий Вячес­ лавович был репрессирован в 1937 году, а р 1939 он умер в заключении. Этот факт би­ ографии Ионова смущал всех. Сейчас мы собрали й отос­ лали документы в Москву с ходатайством о посмертной реабилитации. Но дело не в этом. В «Красных зорях» действовала изумительная мо­ дель. Каждый класс зани­ мался своим видом деятель­ ности, четвертый, например, птщеводством. Причем, сра­ зу замечу, хозяйство школь- шиш и педагоги строили на чисто научной основе. У них были схемы, таблицы, рассчи­ танные рационы кормления. Дальше — пятый класс за­ нимался огородничеством. И, представьте себе. Ионов, ког­ да ребята работали в поле, выводил туда духовой ор­ кестр. А вообще в школе бьш симфонический оркестр, театр, но это к слову. На ра- боту ребята вставали в четы- ре часа утра, и никто цх не заставлял. Седьмой класс ве­ дал рыболовством, в колонии был свой рыборазводный за­ вод, В прудах водилась фо­ рель. Где сейчас у нас в Ле­ нинградской области найдешь форель? Седьмой же класс отвечал и за пчеловодство. И так все вместе — учителя и ^шеники вели свое сложное хозяйство. В школе-колонии Ионова работали семьями, за это ещё в 1929 году его обвинили в , поощрении семейственности. Упреки сыпались самые обид, ные, но дело оставалось де­ лом. Мы откопали в доку­ ментах такой с-чучай. Когда Ионов вместе со своими кол­ легами и воспитанниками ре­ шил продать населению близ­ лежащих деревень выращен­ ную в открытом грунте рас- саду, по крестьянским домам раополёлись слухи, что рас­ сада колоиийская отравлена. Люди не понимали, как, впро- чем, и сейчас не понимают, что кто-то и что-то может отдать в дар, причем качест. во дара самое хорошее. Говорит студентка цедаго- гичесвого училшца Катя КО­ ЛОСОВА: — Мы считаем своим дол­ гом собрать все материалы о школе-колонии. Для чего нам это нужно? Ну, во-лервых, это интересно любому педа­ гогу, а во-вторых, сведения о подобного рода школе помогут многим правильно организо­ вать трудовое воопитаже в Школе. Говорит студентка учили­ ща Катя ПРОХИНА^: — Только пока, к сожале- нию, собранные нами матери­ алы никем не обобщены. Что касается общего инте- реса, который мы нашли с ленинградцами „ нашей обла­ сти, он вот в чем: не так дав­ но наша газета уже расска­ зывала о Ламской средней школе Становлянекого райо­ на. В ней трудовое воспитание школьников построено по очень похожей системе. Млад­ шие классы занимаются на школьном огороде, постарше ходят на свиноферму ухажи­ вать за животными, девяти­ классники и десятиклассники пашут, сеют, косят на школь­ ном доле. В Ламской школе есть машинный двор, полный набор сельскохозяйственной техники, овой сад. Мо.дели очень похожи, поэтому ребя­ та из Ленинграда с удоволь­ ствием познакомились бы с коллективом Ламской школы. Оксана ВОВКАНИЧ — студега:ка Ленинградского пе­ дагогического института име­ ни Герцена, на слете представ, ляла коммуну имени Мака­ ренко. — Здесь на слете я уже сльпнала вопрос к бойцам педотрядов, как мы оценива- ем .гетей как партнеров в развитии своего «я». Ребенок, прежде всего,, младший то­ варищ, педагог — старший товарищ. И между ними все- непременно должно возни­ кать содружество. Я расту и развиваюсь вместе со своими детьми, но дети не могут все сами, им нужно ненавязчиво предлагать интересные дела. Наша коммуна применяет в своей педагогической дея­ тельности методы воспитания, рао,работанные Макаренко. Главная задача — пропаган­ да макарешшвского наследия. Вначале одну т ул»Д » «Вроже 1 :ёе» ХйТедн приглашал» все*, кто умеет .«ееелнтьс», «Сгь. окрестить все» вам хорошо акакомьпк ша»з- илясать. играть, ал гитаре, читать стш», р». нве.ч* Арбат. Во задумкг устроителей слета совать А назвал» ее Петровсжязп сагутш « - она должна была шнюяшить каждому участ- . то.«у. что а ^ Ликецке можел де.адть т« же -нику ныне знаменитый .носковс-квв. На самое, что к Москве Д Р У З Ь Я Очень многое в работе от­ ряда зависит оттого, как сложатся его отношения с педагогическим коллективом, в который он приходит рабо­ тать. Интересный опыт в этом отношении привезли де­ легаты из Кирова. Они рас- I сказали о деятельности пед- отряда «Горящие сердца», созданного при конструктор­ ском бюро «Север». Сегодня в шноле-оштернате № 6 не представляют себе жизни без него. Ребят и педагогов объ­ единяет одно благородное же­ лание — помочь детям, ли­ шенным семьи, самоопреде­ литься в жизни, сделать ее содержательной и интерес­ ной. Не проходит и дня в ин­ тернате без :^астия отряда. Командир Вадим Степанович Лобов занимается самой мно­ гоплановой деятельностью, он помогает организовывать даккотеки, доставать аппара­ туру, подбирать костюмы для новогоднего праздника, поку­ пать подарви для ребят. Ко­ роче, кировтщм не приходит­ ся сидеть сложа ругш. Но самое интересное, что поражало меня все время на слете, ребята из педотрядов Не тяготятся своей деятель­ ностью, Одна девочка сказа­ ла так: — Иногда друзья, знаксь мые говорят: «Ну что ты все бегаешь, чужими заботами живешь, лучше почитай, свя­ жи что-нвбудь, наконец», И я очень часто не могу втол­ ковать людям, что мне это просто интересно. Как я могу «посидеть», если все, что я делаю — моя жизнь? Я же переделаю себя, ничего не изменю в своей жизни, по- другому не могу. Мы очень часто соьшеваем- ся в искренности подобных признаний. Патти свое пионерско-комсомольское дет­ ство, в котором нам, к нес­ частью, не встретились похо- жие на этих р ^ я т люди. Все правильно, их дейсьвиге 1 шно не так уж и много. Даже ма­ ло, это будет вернее. Но как повезло тем же воспиташш- кам школы-интерната № 6 города Кирода! Те ребята, ко­ торые пока еще не владеют секретами вожатского мастер­ ства, просто помогают в ин­ тернате в делах <яищх обык­ новенных: пнгаают носки, подгоняют одежду, учат ма­ лышей заправлять постели. Члены недотряда сами предложили и сделали в ин­ тернате хоккейную коробку, покрыли шлаком площадку и сделали каток. К Новому го­ ду подарили детям праздник и организовали его как самые умелые педагога. -Вместе с ними поставили спектакль «Белоснежка и семь гномов». Когда отряд только еще начинал свою деятельность, педагогический коллектив ин­ терната проявил .мудрость. Чтобы предотвратить нежела- те.льные конфликты, вожа- тых-новищсов отправляли к тем воспитателям, которые сумеют по достоинству оце­ нить инициативу начинающе­ го коллеги. «Сшиое гдиваое, — ноовторяют в вв т^вате , ■ вовремя помочь ребятам, ш д . держать, и словом, и делом, чтобы вырастали у них кры­ лья за плечами».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz