Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 # ЛЕНИНЕЦ Ж а м ^ см 1088 г. Аргументы и факты слета ЧТО ТАКОЕ ЛПО? Комитету комсомола ЛГПИ хотим предложить: если в по следующие трудовые семест ры придется опять отправ лять студенческие отряды в Марийскую АССР, сформи руйте их из бойцов, интере сующихся работой педагоги ческих отрядов будущих учи телей. В государственном пединституте этой республи ки ребята найдут интересней ший опыт. Здесь на базе фа- «З^льтета дошкольного воспи тания уже семь лет сущест вует отряд «Малыш», кото рый может заинтересовать липчан тем, что его деятель ность строится на договорной основе с принимающими ор ганизациями по принципу на учно-производственных от рядов. То есть, каждый ли нейный педагогический от ряд (ЛПО) численностью в 8—10 человек, заключая до. говор о своей работе в дош кольном учреждении на оп ределенный срок, предусмат ривает в нем разра&тку кон кретной проблемы исследова ния. Экспериментальной ба зой для этого служит де.тский сад. В своей работе отряд ру ководствуется теоретичес ким наследием Н. К Круп ской, кстати, ищут и матери алы, отражающие её связь с Марийским краем. Именно здесь хранится подлинник письма Надежды Константи новны Эре Шубиной, учени це 2 класса Йошкар-Олы, которое было отправлено 24 ' февраля 1938 года. Приехавшие на слет из «Мальппа», рассказали о том, что они недавно вернулись из- своих подшефных детских до мов, расположенных в рай онных центрах, а также по могли многим дошкольным учреждениям в селах.. $Т0-ИИТЕР[СИ0! С ребятами из Леиинградс- кой делегации мы нашли об щий интерес в нашей облас ти. Отряд «Краснозорец», созданный на базе подагоги- чеокого училища имени Нек расова, занимается поисковой ^ "работой. Говорит Елена СКВОРЦО ВА, нреподавахель училища: — Мы собираем материа лы о штале-кояо.вии «Крас, ные зори». Мало кто вообще, а здесь на слете, в частаос- ги, знает, что первую школу- колонию организовал не Антов Семенович Макаренко, а ле- шгаградец Шгаатай Вячесла- вович Ионов. В 1919 году, когда только что отступили от Петрограда войска Юде. нича, когда во всей стране свирепствовала разруха, за городом в царской усадьбе организуется школа-колония. Туда собирали ребятишек, ко торые остались без родите лей, и тех детей, которых ро дители не .могли прокормить. Раньше, во времена всем нам хорошо известные, о ко лонии «Красные зори» не вспоминали, потому что ее организатор Игнатий Вячес лавович был репрессирован в 1937 году, а р 1939 он умер в заключении. Этот факт би ографии Ионова смущал всех. Сейчас мы собрали й отос лали документы в Москву с ходатайством о посмертной реабилитации. Но дело не в этом. В «Красных зорях» действовала изумительная мо дель. Каждый класс зани мался своим видом деятель ности, четвертый, например, птщеводством. Причем, сра зу замечу, хозяйство школь- шиш и педагоги строили на чисто научной основе. У них были схемы, таблицы, рассчи танные рационы кормления. Дальше — пятый класс за нимался огородничеством. И, представьте себе. Ионов, ког да ребята работали в поле, выводил туда духовой ор кестр. А вообще в школе бьш симфонический оркестр, театр, но это к слову. На ра- боту ребята вставали в четы- ре часа утра, и никто цх не заставлял. Седьмой класс ве дал рыболовством, в колонии был свой рыборазводный за вод, В прудах водилась фо рель. Где сейчас у нас в Ле нинградской области найдешь форель? Седьмой же класс отвечал и за пчеловодство. И так все вместе — учителя и ^шеники вели свое сложное хозяйство. В школе-колонии Ионова работали семьями, за это ещё в 1929 году его обвинили в , поощрении семейственности. Упреки сыпались самые обид, ные, но дело оставалось де лом. Мы откопали в доку ментах такой с-чучай. Когда Ионов вместе со своими кол легами и воспитанниками ре шил продать населению близ лежащих деревень выращен ную в открытом грунте рас- саду, по крестьянским домам раополёлись слухи, что рас сада колоиийская отравлена. Люди не понимали, как, впро- чем, и сейчас не понимают, что кто-то и что-то может отдать в дар, причем качест. во дара самое хорошее. Говорит студентка цедаго- гичесвого училшца Катя КО ЛОСОВА: — Мы считаем своим дол гом собрать все материалы о школе-колонии. Для чего нам это нужно? Ну, во-лервых, это интересно любому педа гогу, а во-вторых, сведения о подобного рода школе помогут многим правильно организо вать трудовое воопитаже в Школе. Говорит студентка учили ща Катя ПРОХИНА^: — Только пока, к сожале- нию, собранные нами матери алы никем не обобщены. Что касается общего инте- реса, который мы нашли с ленинградцами „ нашей обла сти, он вот в чем: не так дав но наша газета уже расска зывала о Ламской средней школе Становлянекого райо на. В ней трудовое воспитание школьников построено по очень похожей системе. Млад шие классы занимаются на школьном огороде, постарше ходят на свиноферму ухажи вать за животными, девяти классники и десятиклассники пашут, сеют, косят на школь ном доле. В Ламской школе есть машинный двор, полный набор сельскохозяйственной техники, овой сад. Мо.дели очень похожи, поэтому ребя та из Ленинграда с удоволь ствием познакомились бы с коллективом Ламской школы. Оксана ВОВКАНИЧ — студега:ка Ленинградского пе дагогического института име ни Герцена, на слете представ, ляла коммуну имени Мака ренко. — Здесь на слете я уже сльпнала вопрос к бойцам педотрядов, как мы оценива- ем .гетей как партнеров в развитии своего «я». Ребенок, прежде всего,, младший то варищ, педагог — старший товарищ. И между ними все- непременно должно возни кать содружество. Я расту и развиваюсь вместе со своими детьми, но дети не могут все сами, им нужно ненавязчиво предлагать интересные дела. Наша коммуна применяет в своей педагогической дея тельности методы воспитания, рао,работанные Макаренко. Главная задача — пропаган да макарешшвского наследия. Вначале одну т ул»Д » «Вроже 1 :ёе» ХйТедн приглашал» все*, кто умеет .«ееелнтьс», «Сгь. окрестить все» вам хорошо акакомьпк ша»з- илясать. играть, ал гитаре, читать стш», р». нве.ч* Арбат. Во задумкг устроителей слета совать А назвал» ее Петровсжязп сагутш « - она должна была шнюяшить каждому участ- . то.«у. что а ^ Ликецке можел де.адть т« же -нику ныне знаменитый .носковс-квв. На самое, что к Москве Д Р У З Ь Я Очень многое в работе от ряда зависит оттого, как сложатся его отношения с педагогическим коллективом, в который он приходит рабо тать. Интересный опыт в этом отношении привезли де легаты из Кирова. Они рас- I сказали о деятельности пед- отряда «Горящие сердца», созданного при конструктор ском бюро «Север». Сегодня в шноле-оштернате № 6 не представляют себе жизни без него. Ребят и педагогов объ единяет одно благородное же лание — помочь детям, ли шенным семьи, самоопреде литься в жизни, сделать ее содержательной и интерес ной. Не проходит и дня в ин тернате без :^астия отряда. Командир Вадим Степанович Лобов занимается самой мно гоплановой деятельностью, он помогает организовывать даккотеки, доставать аппара туру, подбирать костюмы для новогоднего праздника, поку пать подарви для ребят. Ко роче, кировтщм не приходит ся сидеть сложа ругш. Но самое интересное, что поражало меня все время на слете, ребята из педотрядов Не тяготятся своей деятель ностью, Одна девочка сказа ла так: — Иногда друзья, знаксь мые говорят: «Ну что ты все бегаешь, чужими заботами живешь, лучше почитай, свя жи что-нвбудь, наконец», И я очень часто не могу втол ковать людям, что мне это просто интересно. Как я могу «посидеть», если все, что я делаю — моя жизнь? Я же переделаю себя, ничего не изменю в своей жизни, по- другому не могу. Мы очень часто соьшеваем- ся в искренности подобных признаний. Патти свое пионерско-комсомольское дет ство, в котором нам, к нес частью, не встретились похо- жие на этих р ^ я т люди. Все правильно, их дейсьвиге 1 шно не так уж и много. Даже ма ло, это будет вернее. Но как повезло тем же воспиташш- кам школы-интерната № 6 города Кирода! Те ребята, ко торые пока еще не владеют секретами вожатского мастер ства, просто помогают в ин тернате в делах <яищх обык новенных: пнгаают носки, подгоняют одежду, учат ма лышей заправлять постели. Члены недотряда сами предложили и сделали в ин тернате хоккейную коробку, покрыли шлаком площадку и сделали каток. К Новому го ду подарили детям праздник и организовали его как самые умелые педагога. -Вместе с ними поставили спектакль «Белоснежка и семь гномов». Когда отряд только еще начинал свою деятельность, педагогический коллектив ин терната проявил .мудрость. Чтобы предотвратить нежела- те.льные конфликты, вожа- тых-новищсов отправляли к тем воспитателям, которые сумеют по достоинству оце нить инициативу начинающе го коллеги. «Сшиое гдиваое, — ноовторяют в вв т^вате , ■ вовремя помочь ребятам, ш д . держать, и словом, и делом, чтобы вырастали у них кры лья за плечами».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz