Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 26 ллгуста 1989 I ЛЕНИНЕЦ • < А . С. МАКАРЕНКО в НКВД УКРАИНЫ: ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ в обширной маиаренковед- ческой литературе неодно­ кратно отмечалось, что вни­ манием исследователей я би­ ографов А. С. Макаренко обойдены многие весьма трудные, драматические со­ бытия и явления жизни и деятельности великого педа­ гога. Из макаренковедения фактически выпали целые страницы и главы. Мы н^ находим, в частно­ сти, ответа на вопрос, кото­ рый волновал и волнует мно­ гих: почему в результате искренних и деятельных по­ пыток тиражировать опыт колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинско­ го это не удалось ни самояцг Макаренко, ни его последо­ вателям? Почему стремление педагогов и руководителей школ, профтехучилищ, вос­ питательно-трудовых коло­ ний строить в наши дни свою работу «по Макаренко» часто заканчивается 'пла­ чевными результатами? Мы мало знаем подроб­ ности, связанные с неудачей объединения детских до­ мов и трудовых колоний не­ совершеннолетних Харьков­ ского округа в 1927— 1928 Г.Г. Его созданием Макаренко хотел вывести свои педагогические идеи, свою систему воспитания за ---------^--------------------- Практически белым пят­ ном является судьба доку­ ментов 1934 года, в кото­ рых Макаренко отстаивал проект детского трудового корпуса. В макаренковеде- яии не найти не только ана­ лиза воспитательных промаг хов и просчетом педагога, а они, безусловно, были, но даже и упоминания о них. Подобных «провал1ов» в назвать немало еще. Но, без­ условно, одной из самых больших потерь для наших представлений о Макаренко до недавних пор было пол­ ное отсутствие исследований о так называемом «киевском периоду» его жизни и дея­ тельности. В силу ли относительной недоступности некоторых ар­ хивов, из-за «робости» ли биографов выдающегося пе­ дагога «перед НКВД», но из обихода макаренковедов вы­ пал довольно продолжитель­ ный — полтора года! — чрез­ вычайно важный для понима- педагогических ___ ______ гражданской позиции А. С. Макаренко, этап, непосредст­ венно предшествовавший пе­ реходу педагога на профес­ сиональную писательскую ра­ боту, его служба в НКВД Украины с лета 1935-го по январь 1937 года, когда Ма- В последнее время в СССР и ФРГ появился ряд матери­ алов, воспроизводящих кар­ тину деятельности А. С. Ма­ каренко в НКВД. Но боль­ шинство ИЗ" них, ' к сожале­ нию, смещают акценты с со­ держательной стороны этой . деятельности на внешние приметы общественной жиз­ ни, связанные с культом лич­ ности Сталина. Не обходится и без некоторых не подкреп- - ленных фактами предположе­ ний, в подтексте которых усматривается настойчивая попытка либо отыскать тож­ дество между репрессивной практикой НКВД тех лет и характером обязанностей Ма­ каренко в Наркомате, либо, нао.борот, представить дело таким образом, что Антон Семенович подобно многим другим не мог не стать, а следовательно, и стал, по- своему, жертвой сталинского террора. Хочется думать, что подоб­ ное смещение акцентов в ма- каренковедческих исследо­ ваниях -- явление времен­ ное, тем более, что ^ Мака­ ренко, к счастью, не стал жертвой ненастных обстоя­ тельств, что вопреки сталин­ ским репрессиям, вопреки усилению авторитарных тен денций в жизни общества он продолжал вести борьбу за утверждение своей гумани­ стической педагогики, за торжество демократических принципов воспитания. И речь, безусловно, должна идти о высоком нравствен­ ном напряжении, которое ха­ рактеризует жизнь Макарен, к о . в этот период, но перед нами не жертва не приспособ­ ления, нерёд нами пример выдающегося гражданского мужества, человека, умею- нщго ВЫСТОЯТ]., несмотря ни 1 ИЮЛЯ 1936 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома Союза ССР о ликвидации детской беспризорности в стране. В ведение НКВД не рен 1 ли специальные учрежде­ ния для перевоспитания не- совершенно.четних правона- рушите.чей, которые до того курировал Наркомпрос. Нуж но было выработать единую систему воспитания в них. едину 10 организационную' структуру, требовались ;эф фективиые меры для быст­ рого решения множества других, вставших перед НКВД проблем. Именно в этот период А. С. Макарен­ ко пригласили на работу в- НКВД, где его знали как опытнейшего педагога. Безусловно, это время бы­ ло крайне неблагоприятным для претворения в жизнь, а может быть, даже и Для су­ ществования идей Макарен­ ко. Он шел, как известно, от авторитарной недагогики к развитии^ самых демократи­ ческих форм и методов вос­ питания, страна же шла в об­ ратном направлении "— рт демократизма первых после­ революционных лет к бюро­ кратизму, централизации, к ужесточению волевых мето­ дов — в том числе и в педа­ гогике 2-ой половины 30-х го­ дов. 1935— 1937 -г.г. — это. хочу напомнить, и первая вблна сталинских репрессий, проводником которых был Антон Семенович трудил­ ся в отделе трудовых коло­ ний, исполнявшем наказания в виде лишения свободы за уголовные преступления и не имевшем никакого отноше­ ния к политическим репрес­ сиям, к политическим про­ цессам. Это несколько смяг­ чало пребывание Макаренко в НКВД, хотя, несомненно, участившиеся аресты, воп­ росы, на которые не на­ ходилось ответов в связи с сугубой секретностью, окру­ жающей работу следовате­ лей, Особых совещаний, т. н. «троек», нарушения закон­ ности, о которых он не мог не знать, вносили смятение в его душу. Макаренко был, по отзывам его близких, очень скрытным человеком, и никогда и ни с кем не де­ лился отношением к проис ходившему, но мы можем смело предположить, что жи­ лось и трудилось ему нелег- Сюда же надо добавить, что Макаренко был беспар­ тийным, что над ним висела тень младшего брата Вита­ лия — офицера деникинской контрразведки, в 20-м году эмигрировавшего из России, а братья вплоть до 28-го го­ да вели оживленную перепис­ ку. в связи с чем ему неод­ нократно приходилось объяс­ няться в. ОГПУ, по свиде- человеку, благодаря которо му, наконец, узнаем об этот периоде ишзни великого пе­ дагога. В. . А. ШИРЯЕВ на­ писал художественно-доку­ ментальную повесть «1б|мни с дороги надо убирать». В самом ближайшем будущем она вы^ет в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвар- О самом авторе: в шести­ десятые годы Владислав Алексеевич работал в на­ шей газете и запомнился липчанам не только публи­ цистическим творчеством. Он явился организатором одно­ го из интереснейших в стра­ не объединений подростков трудовых каренко пальника отдела колоний НКВД. А ведь никогда еще жизнь его не была столь насыщена да еще не проявлялся столь же ярко его организаторский талант, его педагогический, гражданский и человеческий подвиг, никогда еще его ра­ бота не проходила при столь же драматических, а порой и трагических обстоятельствах. Мы предоставляем слово клуба «Нёунываки» (высту­ пление его нынешнего ко­ мандира —• в этом же вы­ пуске), через который про­ шли тысячи мальчишек и н котором сам Ширяев на практике применял комму- нарскую педагогику. Ныне он офицер вну­ тренних войск г. Москвы. На международной кон­ ференции макаренковедов, состоявшейся недавно в ФРГ, Владислав Алексеевич,' где он, кстати, выступил с этим материалом, выбран в оргко­ митет по подготовке учреди­ тельного съезда междуна­ родной ассоциации макарен­ коведов. тельству племянницы Антона Семеновича Олимпиады Ви тальевны, проживающей ны­ не в Москве. . Нельзя, говоря о деятель­ ности Макаренко в этот пе­ риод. сбрасывать со счетов и множество других фактов; которые не могли не насто­ раживать руководителей и сотрудников определенных служб НКВД в отношении к нему. Поговаривали и о суп­ руге Антона Семеновича Га­ лине Стахиевне — что в 1933 году она вышла из пар­ тии вовсе не по болезни, как объяснял это Макаренко в анкете при поступлении на слун0у в наркомат, а по каким-то иным мотивам. Все знали о резкой крити­ ке в адрес колонии им. Горь­ кого, прозвучавшей на VIII съезде комсомола из уст Н. К. Крупской, об отрица- хельной оценке его деятель ности, принадлежавшей А. В. Луначарскому. Не всеми бы­ ла положительно оценена «Педагогическая поэма» — в печати появлялись и нега­ тивные отзывы. Не могли не знать в НКВД и не помнить о том отношении к педаго­ гическим идеям Макаренко, которое нашло отражение в известном совместном реше­ нии научно-методических со­ ветов Наркомпроса и НИИ педагогики Украины, заслу­ шавших в 1928 году его до­ клад «Предложенная систе­ ма воспитательного процесса есть система не советская». Но должность, права и полномочия помощника ‘ на­ чальника отдела трудовых колоний НКВД респ^лики позволяли Макаренко мно­ гое. И вопреки усилению ка­ рательного уклона в деятель­ ности НКВД он упраздняет карцеры в колониях несо­ вершеннолетних, снимает введенную в этих учрежде­ ниях охрану, пытается куль тивировать развитие коло- нийской самодеятельности и В этот период начинает закладываться будущая диф­ ференциация колоний по ре­ жимам содержания — Ма каренко выступает ярост­ ным противником этой систе­ мы. В стенограмме его вы­ ступления на московском за воде «Шарикоподшипник» можно, в частности, прочесть полные сарказма его слова о том, как он упразднил, разрушил одним махом эту «дифференциацию» в коло­ нии № 5 в Броварах: «Ко­ лония имела 300 мальчиков и делилась на три коллекти­ ва. Один коллектив сидел буквально взаперти за ре­ шеткой и не имел права да­ же и носа показать из-за этой решетки. Это были наи­ более трудные дети — так называемые дезорганизаторы. Второй коллектив тоже сидел взаперти, но решеток на ок­ нах не было, а третий кол­ лектив бродил вокруг этих двух коллективов по двору... Меня уверяли, что поса­ дить таких мальчишек две- ■надцати—тринадцати лет за решетку — это не наказа­ ние, а это только изолирова­ ние более трудных —' дезор­ ганизаторов — от менее труд­ ных. Я только сказал: — Если бы вас посадить за решетку, как бы вы это ислытывали — как изолиро ванне или как наказание? Мне на это не ответили и. с презрением на меня по­ смотрели. Что мы сделали из этой колонии? Мы в течение одно­ го дня разрушили все три коллектива, всех смешали вместе, уничтожили решетки, и мальчишки сейчас живут в этой колонии. Прекрасные дети, приветливые, ласковые, трудолюбивые, дисциплини­ рованные и красивые». Огромный опыт, приобре­ тенный Антоном Семенови­ чем за годы его педагогиче­ ской деятельности до рево­ люции, а также в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского, его ор­ ганизаторский талант помог­ ли в короткий срок наладить дело в масштабах республи­ ки. Вопреки обстоятельствам, которые тормозили проведе­ ние в жизнь педагогических идей Макаренко, ему удает ся многое. Наркомат издает подготов­ ленное Макаренко пЪсобие для практиков «Методи­ ку организации воспитатель­ ного процесса», в учреждени ях организуется полноценное производство, укрепляются кадры, под началом пом,ощ- ника начальника отдела тру­ довых колоний, проводятся семинары для сотрудинков, где он страстно пропаганди­ рует те формы работы, ко торые мы сегодня называем педагогикой сотрудничества. Многие предложения и прак­ тические шаги Макаренко предвосхищали то, к чему исправительно - трудовая пе­ дагогика придет лишь спустя десятилетия. Но в стране волна репрес сий усиливалась, воцарялась все заметнее атмосфера оже­ сточения человеческих отно­ шений, подозрительности и. конечно, на этом фоне гу­ манистические воззрения Ма­ каренко не всегда находили понимание. Отрицательным фоном для деятельности Макаренко слу­ жило и то убеждение, кото­ рое пережило и его. и после­ дующие десятилетия, и до­ шедшее до наших дней, --- , что его опыт является иск­ лючением из правил, что он уникален, неповторим и спе­ цифичен. Наконец, наступает сентябрь 1936 года, когда в адрес парткома НКВД на имя секретаря парткома Кра- укликса поступает полити' 1 е ский донос на Макаренко, в котором его обвиняют в кри­ тике Сталина и поддержке оп­ портунистов. В то время это был в сущности приговор. Но, думается, еще боль­ ший драматизм, чем донос сам по себе, какие бы пе­ чальные последствия он ни сулил, заключается в том, что донос вышел из детища Макаренко — коммуны име­ ни Дзержинского. Его под­ писал серетарь парткома Огий — лицо, появившееся в коммуне уже после перевода А. С. Макаренко оттуда на службу в наркомат,- но текст письма был единогласно при­ нят на закрытом партийном собрании коммунистов ком- ,муны — за него проголосо^ вали вчерашние единомыш­ ленники педагога, вчераш­ ние друзья. И вот в этот период; ког да сама жизнь его висела на волоске, Антон Семенович предпринимает отчаянный шаг. Потребность быстрее за­ воевать позиции в борьбе за утверждение своих педагоги­ ческих воззрений, а также доказать свою политическую лояльность заставляют Ан­ тона Семеновича пойти, как сказали бы хирурги, на «опе­ рацию отчаяния». Осенью 1936 года он возглавляет колонию несовершеннолет­ них № 5 в Броварах под Ки- Расшатанная дисциплина, засилье преступных тради­ ций в среде подростков, тео ретическая ограниченность персонала —- всему этому Макаренко противопоставил свою веру в Человека, сде­ лав ставку на положитель­ ные силы,^ которые потенци­ ально заложены в самих подростках. На вооружение берутся формы и методы коллективного воздействия, внедряется самоуправление, упраздняется атрибутика тю­ ремного режима, перестраи­ вается производство, в коло­ нию приходят новые сотруд­ ники, среди -которых не­ сколько бывших воспитанни­ ков Макаренко. Спустя два месяца блестя­ ще организованный коллек: тив колонии вышел под зна­ менем на .Октябрьскую де- . монстрацию, неся транспа­ рант, рассказывающий о том, что колонистами освоен вы пуск особо дефицитной про- дукции — водяной армату­ ры —- для канала «Москва— Волга», за строительством которого в то время с вол­ нением следила вся страна.' , Несвобода сама по себе губительна для человека, тем более — для ребенка. Все, что делал в Броварской колония Макаренко, было направлено на то, чтобы каждый колонист чувствовал себя частичкой великой стра­ ны, строящей социализм. Бровары стали, в сущнос­ ти, «вторым Куряжем», за­ воеванным (в отличие от пер­ вого, куда Макаренко пришёл" с блестяще организованным коллективом воспитанников и спаянным коллективом вос­ питателей - единомышленни­ ков) почти в полном одино­ честве. Но эта победа стала одновременно и поражением Макаренко, поскольку его деятельность все больше вступала в противоречие с теми установками, которые в те годы постулировались в системе испртвительно-тру- довых учреждений НКВД и прежде всего с распростра­ ненным в то время убежде­ нием, что лишение свободы- — это прежде всего кара («виноват — страдай!»), что труд, вне зависимости от то­ го, свободный он или подне­ вольный — единственное средство исправления. Начи­ нания помощника отдела тру довых колоний встречали все большее сопротивление как со стороны практиков, так и . в самом- наркомате. В одном из писем Горько му из Киева Макаренко пи­ сал; «Работа у меня сейчас бюрократическая и неприят­ ная, по хлопцам скучаю страшно... в сутки оставалось не более трех свободных ча­ сов, а свободной душе ниче­ го не оставалось...» Ненастней веет от этого письма. И не случайно по­ этому чуткий к людям Горь­ кий предлагает Антону Се­ меновичу свое содействие з переводе из наркомата. Ма­ каренко не воспользовался . предложенной помощью. Из НКВД он ушел позже, после неоднократных рапортов. Ду­ мается, что покинуть свой пост в то время ему мешал внутренний долг перед де­ лом, которое ему доверили, и потребность довести до бере­ га начатое. Уже через месяц после смерти Горького он пишет очередной рапорт на имя на ­ чальника ОТК Л. С. Ахмато­ ва; «31 год я всегда работал непосредственно с детьми, я не имею никакого опыта ра­ боты в административном ап. парате, польза, приносимая мной здесь, ничтожна», — и просит о скорейшем осво бон^дении от должности; пред­ лагая, тем не менее, внештат­ ную помощь в качестве кон­ сультанта. Последний штрих, на мой взгляд, чрезвычайно важен: он не отмежевывает­ ся от НКВД и не порывает В январе 1937 г. Мака­ ренко переезжает в Москву, чтобы всецело посвятить се­ бя писательской деятельнос­ ти, в которой видел надеж­ ный путь пропаганды своих идей. Начиналась новая гла­ ва его графин. До настоящего . времени воспроизведены далеко не все подробности «киевского периода» жизни и деятельно­ сти А. С. Макаренко — это задача будущего, во многом осложненная тем., что боль­ шинство- из сослуживцев пе­ дагога по НКВД впоследст­ вии либо оказались жертва­ ми репрессий, либо погибли на фронтах. Ве.тнкой Отечест­ венной войны. Архш5ы Бро­ варской колонии несовершен­ нолетних № 5 утеряны. Мно­ гие документы отдела трудо­ вых колоний НКВД УССР находятся в неразобранных массивах различных архивов. Вследствие этого исследо­ вателям приходится пока .ос­ новывать некоторые выводы без достаточной докумен­ тальной базы, по косвенным фактам и деталям. И тут легко впасть, хотят они или не хотят, в некоторые за­ блуждения. В частности, в докладе Г. Хиллига на международ­ ной макаренковедческой кон­ ференции в Варшаве в 1988 году, а также в его в целом очень интересной и важной работе «К вопросу идейно­ политического становления А. С. Макаренко», опубли­ кованной в 1987 году в 6-м номере «Опускуша макарен- киана», рефреном звучит фраза — «связи Макаренко с НКВД». В рассуждениях Г. Хилли­ га упущено важное обстоя­ тельство. Сотрудничество “Ма­ каренко с ОГПУ, а с 1934 года, когда на наркомат внут­ ренних дел возложили и за­ щиту государственной без- на службу в наркомат, и с НКВД носило характер иск­ лючительно шефских взаимо­ отношений и не имело связи с прямой служебной деятель­ ностью работников госбез­ опасности. И конфликты с чекистами (в частности, несколько обо­ стрений отношений с членом правления коммуны имени Дзержинского М. и; Букш- паном) отнюдь не носили по. литического характера и не имели никакой связи с пря­ мым делом, с прямыми функциями ОГПУ, а после 1934 года с соответствую­ щими службами НКВД. В докладе Г. Хиллига в Варшаве содержится немало и других неточностей, иска­ жений истины, характер ко­ торых, хочется верить, осно­ ван не на какой-то заданное ■ ти, а исключительно на от­ сутствии точного знания пред­ мета ра.зговора. " Безусловно, один из аспек­ тов .учащавшихся конфлик­ тов, на что справедливо ука­ зывают и Г. Хиллиг, и дру­ гие макареиковеды (а имен­ но тенденция к свертыва­ нию воспитательных функций в коммуне и усиление про­ изводственного уклона в ней), заслуживает внимания. По­ ложение в коммуне с этим вопросом не было изолиро-, ванным от положения в си­ стеме исправительно-трудо­ вых учреждений страны ' в целом.. Начавшись как раз в начале тридцатых годов, этот процесс длительное вре­ мя продолжал расширяться — и сегодня в советской прессе мы находим .немало свидетельств тому, с каким большим напряжением МВД СССР пытается вернуться к тому, от чего ушли во вре­ мена Макаренко. Есть и еще одна коренная причина противоречий Мака­ ренко с правлением комму­ ны. Она кроется в том, что шефы ком.муны имени Дзер­ жинского — чекисты, а поз­ же представители ;^равле- ния ИТУ НКВД — пытались перенести на колонии несо­ вершеннолетних формы и ме­ тоды работы, существовав­ шие в колониях для взрос­ лых. Давайте ' согласимся: трудно было ждать иного от этих ведомств, как было бы нелепым ждать, скажем, от сапожника, даже самого ква- лнфицированного, чтобы он мог, допустим, танцевать в балете. Чекисты — шефы колоний и К 0 ММ.УН для несовершенно­ летних — и представители НКВД умели то, что они умели и ничего больше. Справедливо предположить: именно потому, что они само­ критично оценивали свои пе­ дагогические возможности и способности, и был в июле 1935 года, когда НКВД по­ ручили ведение, колониями несовершеннолетних. при­ глашен в наркомат А. С. Макаренко, чей яркий педа­ гогический талант был изве­ стен и признан. В материалах о «киев­ ском периоде» затрагивается и такой сверхострый вопрос, как отношение Макаренко к репрессиям, к обстановке политических преследований в стране в те годы. Вопрос важный, и уйтд от него зна­ чило бы иметь наспех сде­ ланный дубок вместо полно­ ценного живописного полот­ на. Но и здесь многие иссле­ дователи допускают не сов­ сем объективный подход к фактам, оценивая их сегод­ няшними мерками. , Нунино принимать во вни­ мание ту обстановку всеоб­ щего гипноза, под которым находилось абсолютное, боль­ шинство в стране, когда речь шла о так называемых «вра гах народа». Нам нужно бы­ ло прожить более полувека, освоить новое политическое мышлёние, прежде чем мы осознали, что тот же Мусий Карпович из «Педагогиче­ ской поэмы», с которым бо­ ролись колонисты, был вовсе не классовым врагом проле­ тариата, а был чем-то иным. А в то время ведь даже мудрейший и проницатель­ нейший Горький, кумир, на­ ставник и учитель Макарен­ ко, ничуть не сомневался в справедливости существова­ ния Соловецких лагерей, не видел «оборотной стороны медали», когда речь шла о гигантском лагерном конгло­ мерате на строительстве Бе­ ломорканала, не разглядел разницы между т)эудкомму- нами для несовершеннолет­ них правонарушителей и ла­ герями для «перековки» по­ литических и уголовных взрослых преступников. Макаренко был ближе мно- гих и многих людей и к ОГП^, и к тем подразделе­ ниям НКВД, которые в 1934 году переняли функции ОГПУ, но не настолько бли­ зок, чтобы, во-первых, рас­ познать истинные корни ре­ прессий, а, во-вторых, быть осведомленным об их масшта­ бах, тем более — по всей стране. Кроме того, Макарен­ ко был одержимым челове­ кам и, как все такие люди, многого просто не видел и не мог видеть, увлеченный своими начинаниями, идеями и делами. Резонна и такая постановка вопроса: а не при­ надлежал ли он к той много­ численной части интеллиген­ ции, которая предпочитала «не лезть в политику», осо­ бенно в той ее части, о кото­ рой все предпочитали по­ малкивать. Именно на такие размыш­ ления наталкивает стенограм­ ма его встречи с читателями на заводе «Шарикоподшип­ ник», где явно просматри­ вается его откровенное стрем­ ление уклониться от ответов вопросы, касающиеся борьбы с т. н. «врагами на рода». Именно такая линия поведе^шя просматривается и в опубликованной газетой «Известия» в 1986 году пе- рейиске А. С. Макаренко с С. А.* Калабалиным, относя-, щейся как раз к периоду массовых. репрессий. В этом, пожалуй, были и свой резон, и свой расчет. Не участвовать в том, на что пододвигала действитель ность, с которой он не бь 1 л - внутренне согласен, а про­ должать свое дело, когорте составляло для него высший и единственный смысл жиз­ ни, — это тонсе было му­ жество, В 1935-й год А. С. Мака- ренко вошел зрелым маркси­ стом. вполне понимающим законы диалектики, стойким, убежденным и последова­ тельным сторонником гума­ нистических идеалов, з а ко­ торые боролся истово, вопре. ки всему. «Киевский период» деятельности великого педа­ гога проясняет перед нами его фигуру, как фигуру во многом вроде бы трагиче­ скую. его судьбу, вроде бы как судьбу горькую, смерть — безвременную, но «от вре­ мени», а дело Макаренко— как загубленное и останов­ ленное молохом сталинщины. Но эти полтора года жиз­ ни Макаренко говорят и о другом. Были, и в немалом количестве, и в органах НКВД не только палачи- функционеры, но и думаю­ щие люди, и имеющие свое мнение, и бравшие на себя ответственность, и спорившие, и боровшиеся. Пафос и смысл этого нравственного примера состоит в том, что он обра­ щает не только к прошлому, но и к настоящему: тут и судьбы наших сегодняшних учителей-новаторов, ярост­ ное противостояние им со стороны официальных лиц и учреждений педагогики и пе- дагогичеоцой науки, тут и состояние и «микроклимат» наших правоохранительных систем — от плачевной «ме­ тодики» до вовсе уж порой плачевной «исправительной» практики. Вот почему среди многих важных задач макаренкове- деяия должны стать те иссле­ дования «киевского периода», которые помогли бы ввести в нашу современность и само­ го Макаренко, выстоявшего в нелегких условиях, и его Де- ло; конечно же, должно воз родиться тМ» НА ВЗЛЕТ, МАЛЬЧИШКИ! Пройдет несколько минут, и мальчишки, девчонки тоже поднимутся в небо. Для того, чтобы красиво вернуть­ ся на землю. А это — испы­ тание себя на выносливость и отсутствие страха. Очень многим из них это необходи­ мо для доказательства серь­ езности своей мечты, в кото рую пока не верят их мамы и папы. Мол, кто в детстве не хочет стать летчиком. Как здорово, что ровно 25 лет назад в Липецке на­ шелся человек, точно знаю­ щий: ле,тчиком становится лишь тот, кто мечтает об этом с детства. Звали его Владимир Константинович Дьяков. Под его руководст- вом окончили клуб «Юный . летчик» около 1200 человек. Многие, как хотели, навсегда связали свою судьбу с не­ бом, стали летчиками, 1 Ц 1 же- нерами, техниками авйации. спортсмена,ми парашютиста. Вот почему почтальон, об­ служивающий дом, где жил Владимир Константинович, '•приносил ему больше всех писем со словами благодар - ности, с рассказами о том, как идет служба, а последние годы — с воцросами о здо­ ровье своего наставника. Весть о болезни мгновенно облетела его воспитанников. Знали, что тяжело болеет, и все равй(о не хотели” в'ерить в кончину близкую. А еще, естественно, волновал вош рос: найдутся ли продолжа­ тели дела Владимира Кон­ стантиновича? Но Дьякова любили , не только те, кому он дал доро­ гу в жизнь — честную и опасную. С чувством боль­ шой признательности относи лись к нему М 1 ногие-многие. Вот поче<му очень быстро машлись люди, пожелавшие заменить Владимира Кон­ стантиновича. Вернее, взять на себя его обязанности. —Заменить Дьякова не смо­ жет никто. — так сказал ны­ нешний командир клуба И. Ф Трофименко, ...Пройдет несколько ми­ нут, и мальчишки, девчонки тоже поднимутся в небо. Перед тем, как сесть на это зеленое поле и терпелива ждать самолета, в лагере с утра была предпрыжковая подготовка: обсуждали раз­ личные ситуации при спуске на парашюте, отрабатывали элементы приземления. На­ верное, потому им весело, что абсолютно уверены в красивом возвращении на йемлю! А ребята с инженерного отделения в это время по­ могают готовить самолет к предстоящему полету. Пока их движения осторожны, с оглядкой. Но ведь они здесь, на аэродроме ДОСААФ не непрошеные гости, а люди которых желаннее, наверное и нет. Эх, посмотреть бы многим-многим вртослым на то, с каким терпением разго варивают здес> с мальчишка ми! Будь то занятия практи ческие, где внимание к маль чишкам^ требует сосредоточе­ ния наиогромаднейшего, будь то занятия по теории, где они изучают совсе.м не школь­ ные предметы... ...Пройдет несколько ми­ нут. и мальчишки, и девчон­ ки тоже поднимутся в не­ бо. Мальчишки и девчонки из клуба «Юный авиатор» (так называется теперь этот клуб). Но так и хочется написать «из клуба имени Владимира . Константиновича Дьякова». Может, правда, присвоить клубу это имя? Имя челове ка, который почти 25 лет вы­ полнял работу кропотливую, очень нужную, получая за нее зарплату мизерную..

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz