Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 26 ллгуста 1989 I ЛЕНИНЕЦ • < А . С. МАКАРЕНКО в НКВД УКРАИНЫ: ПРАВДА И ДОМЫСЛЫ в обширной маиаренковед- ческой литературе неодно кратно отмечалось, что вни манием исследователей я би ографов А. С. Макаренко обойдены многие весьма трудные, драматические со бытия и явления жизни и деятельности великого педа гога. Из макаренковедения фактически выпали целые страницы и главы. Мы н^ находим, в частно сти, ответа на вопрос, кото рый волновал и волнует мно гих: почему в результате искренних и деятельных по пыток тиражировать опыт колонии имени Горького и коммуны имени Дзержинско го это не удалось ни самояцг Макаренко, ни его последо вателям? Почему стремление педагогов и руководителей школ, профтехучилищ, вос питательно-трудовых коло ний строить в наши дни свою работу «по Макаренко» часто заканчивается 'пла чевными результатами? Мы мало знаем подроб ности, связанные с неудачей объединения детских до мов и трудовых колоний не совершеннолетних Харьков ского округа в 1927— 1928 Г.Г. Его созданием Макаренко хотел вывести свои педагогические идеи, свою систему воспитания за ---------^--------------------- Практически белым пят ном является судьба доку ментов 1934 года, в кото рых Макаренко отстаивал проект детского трудового корпуса. В макаренковеде- яии не найти не только ана лиза воспитательных промаг хов и просчетом педагога, а они, безусловно, были, но даже и упоминания о них. Подобных «провал1ов» в назвать немало еще. Но, без условно, одной из самых больших потерь для наших представлений о Макаренко до недавних пор было пол ное отсутствие исследований о так называемом «киевском периоду» его жизни и дея тельности. В силу ли относительной недоступности некоторых ар хивов, из-за «робости» ли биографов выдающегося пе дагога «перед НКВД», но из обихода макаренковедов вы пал довольно продолжитель ный — полтора года! — чрез вычайно важный для понима- педагогических ___ ______ гражданской позиции А. С. Макаренко, этап, непосредст венно предшествовавший пе реходу педагога на профес сиональную писательскую ра боту, его служба в НКВД Украины с лета 1935-го по январь 1937 года, когда Ма- В последнее время в СССР и ФРГ появился ряд матери алов, воспроизводящих кар тину деятельности А. С. Ма каренко в НКВД. Но боль шинство ИЗ" них, ' к сожале нию, смещают акценты с со держательной стороны этой . деятельности на внешние приметы общественной жиз ни, связанные с культом лич ности Сталина. Не обходится и без некоторых не подкреп- - ленных фактами предположе ний, в подтексте которых усматривается настойчивая попытка либо отыскать тож дество между репрессивной практикой НКВД тех лет и характером обязанностей Ма каренко в Наркомате, либо, нао.борот, представить дело таким образом, что Антон Семенович подобно многим другим не мог не стать, а следовательно, и стал, по- своему, жертвой сталинского террора. Хочется думать, что подоб ное смещение акцентов в ма- каренковедческих исследо ваниях -- явление времен ное, тем более, что ^ Мака ренко, к счастью, не стал жертвой ненастных обстоя тельств, что вопреки сталин ским репрессиям, вопреки усилению авторитарных тен денций в жизни общества он продолжал вести борьбу за утверждение своей гумани стической педагогики, за торжество демократических принципов воспитания. И речь, безусловно, должна идти о высоком нравствен ном напряжении, которое ха рактеризует жизнь Макарен, к о . в этот период, но перед нами не жертва не приспособ ления, нерёд нами пример выдающегося гражданского мужества, человека, умею- нщго ВЫСТОЯТ]., несмотря ни 1 ИЮЛЯ 1936 года было опубликовано постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома Союза ССР о ликвидации детской беспризорности в стране. В ведение НКВД не рен 1 ли специальные учрежде ния для перевоспитания не- совершенно.четних правона- рушите.чей, которые до того курировал Наркомпрос. Нуж но было выработать единую систему воспитания в них. едину 10 организационную' структуру, требовались ;эф фективиые меры для быст рого решения множества других, вставших перед НКВД проблем. Именно в этот период А. С. Макарен ко пригласили на работу в- НКВД, где его знали как опытнейшего педагога. Безусловно, это время бы ло крайне неблагоприятным для претворения в жизнь, а может быть, даже и Для су ществования идей Макарен ко. Он шел, как известно, от авторитарной недагогики к развитии^ самых демократи ческих форм и методов вос питания, страна же шла в об ратном направлении "— рт демократизма первых после революционных лет к бюро кратизму, централизации, к ужесточению волевых мето дов — в том числе и в педа гогике 2-ой половины 30-х го дов. 1935— 1937 -г.г. — это. хочу напомнить, и первая вблна сталинских репрессий, проводником которых был Антон Семенович трудил ся в отделе трудовых коло ний, исполнявшем наказания в виде лишения свободы за уголовные преступления и не имевшем никакого отноше ния к политическим репрес сиям, к политическим про цессам. Это несколько смяг чало пребывание Макаренко в НКВД, хотя, несомненно, участившиеся аресты, воп росы, на которые не на ходилось ответов в связи с сугубой секретностью, окру жающей работу следовате лей, Особых совещаний, т. н. «троек», нарушения закон ности, о которых он не мог не знать, вносили смятение в его душу. Макаренко был, по отзывам его близких, очень скрытным человеком, и никогда и ни с кем не де лился отношением к проис ходившему, но мы можем смело предположить, что жи лось и трудилось ему нелег- Сюда же надо добавить, что Макаренко был беспар тийным, что над ним висела тень младшего брата Вита лия — офицера деникинской контрразведки, в 20-м году эмигрировавшего из России, а братья вплоть до 28-го го да вели оживленную перепис ку. в связи с чем ему неод нократно приходилось объяс няться в. ОГПУ, по свиде- человеку, благодаря которо му, наконец, узнаем об этот периоде ишзни великого пе дагога. В. . А. ШИРЯЕВ на писал художественно-доку ментальную повесть «1б|мни с дороги надо убирать». В самом ближайшем будущем она вы^ет в издательстве ЦК ВЛКСМ «Молодая гвар- О самом авторе: в шести десятые годы Владислав Алексеевич работал в на шей газете и запомнился липчанам не только публи цистическим творчеством. Он явился организатором одно го из интереснейших в стра не объединений подростков трудовых каренко пальника отдела колоний НКВД. А ведь никогда еще жизнь его не была столь насыщена да еще не проявлялся столь же ярко его организаторский талант, его педагогический, гражданский и человеческий подвиг, никогда еще его ра бота не проходила при столь же драматических, а порой и трагических обстоятельствах. Мы предоставляем слово клуба «Нёунываки» (высту пление его нынешнего ко мандира —• в этом же вы пуске), через который про шли тысячи мальчишек и н котором сам Ширяев на практике применял комму- нарскую педагогику. Ныне он офицер вну тренних войск г. Москвы. На международной кон ференции макаренковедов, состоявшейся недавно в ФРГ, Владислав Алексеевич,' где он, кстати, выступил с этим материалом, выбран в оргко митет по подготовке учреди тельного съезда междуна родной ассоциации макарен коведов. тельству племянницы Антона Семеновича Олимпиады Ви тальевны, проживающей ны не в Москве. . Нельзя, говоря о деятель ности Макаренко в этот пе риод. сбрасывать со счетов и множество других фактов; которые не могли не насто раживать руководителей и сотрудников определенных служб НКВД в отношении к нему. Поговаривали и о суп руге Антона Семеновича Га лине Стахиевне — что в 1933 году она вышла из пар тии вовсе не по болезни, как объяснял это Макаренко в анкете при поступлении на слун0у в наркомат, а по каким-то иным мотивам. Все знали о резкой крити ке в адрес колонии им. Горь кого, прозвучавшей на VIII съезде комсомола из уст Н. К. Крупской, об отрица- хельной оценке его деятель ности, принадлежавшей А. В. Луначарскому. Не всеми бы ла положительно оценена «Педагогическая поэма» — в печати появлялись и нега тивные отзывы. Не могли не знать в НКВД и не помнить о том отношении к педаго гическим идеям Макаренко, которое нашло отражение в известном совместном реше нии научно-методических со ветов Наркомпроса и НИИ педагогики Украины, заслу шавших в 1928 году его до клад «Предложенная систе ма воспитательного процесса есть система не советская». Но должность, права и полномочия помощника ‘ на чальника отдела трудовых колоний НКВД респ^лики позволяли Макаренко мно гое. И вопреки усилению ка рательного уклона в деятель ности НКВД он упраздняет карцеры в колониях несо вершеннолетних, снимает введенную в этих учрежде ниях охрану, пытается куль тивировать развитие коло- нийской самодеятельности и В этот период начинает закладываться будущая диф ференциация колоний по ре жимам содержания — Ма каренко выступает ярост ным противником этой систе мы. В стенограмме его вы ступления на московском за воде «Шарикоподшипник» можно, в частности, прочесть полные сарказма его слова о том, как он упразднил, разрушил одним махом эту «дифференциацию» в коло нии № 5 в Броварах: «Ко лония имела 300 мальчиков и делилась на три коллекти ва. Один коллектив сидел буквально взаперти за ре шеткой и не имел права да же и носа показать из-за этой решетки. Это были наи более трудные дети — так называемые дезорганизаторы. Второй коллектив тоже сидел взаперти, но решеток на ок нах не было, а третий кол лектив бродил вокруг этих двух коллективов по двору... Меня уверяли, что поса дить таких мальчишек две- ■надцати—тринадцати лет за решетку — это не наказа ние, а это только изолирова ние более трудных —' дезор ганизаторов — от менее труд ных. Я только сказал: — Если бы вас посадить за решетку, как бы вы это ислытывали — как изолиро ванне или как наказание? Мне на это не ответили и. с презрением на меня по смотрели. Что мы сделали из этой колонии? Мы в течение одно го дня разрушили все три коллектива, всех смешали вместе, уничтожили решетки, и мальчишки сейчас живут в этой колонии. Прекрасные дети, приветливые, ласковые, трудолюбивые, дисциплини рованные и красивые». Огромный опыт, приобре тенный Антоном Семенови чем за годы его педагогиче ской деятельности до рево люции, а также в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского, его ор ганизаторский талант помог ли в короткий срок наладить дело в масштабах республи ки. Вопреки обстоятельствам, которые тормозили проведе ние в жизнь педагогических идей Макаренко, ему удает ся многое. Наркомат издает подготов ленное Макаренко пЪсобие для практиков «Методи ку организации воспитатель ного процесса», в учреждени ях организуется полноценное производство, укрепляются кадры, под началом пом,ощ- ника начальника отдела тру довых колоний, проводятся семинары для сотрудинков, где он страстно пропаганди рует те формы работы, ко торые мы сегодня называем педагогикой сотрудничества. Многие предложения и прак тические шаги Макаренко предвосхищали то, к чему исправительно - трудовая пе дагогика придет лишь спустя десятилетия. Но в стране волна репрес сий усиливалась, воцарялась все заметнее атмосфера оже сточения человеческих отно шений, подозрительности и. конечно, на этом фоне гу манистические воззрения Ма каренко не всегда находили понимание. Отрицательным фоном для деятельности Макаренко слу жило и то убеждение, кото рое пережило и его. и после дующие десятилетия, и до шедшее до наших дней, --- , что его опыт является иск лючением из правил, что он уникален, неповторим и спе цифичен. Наконец, наступает сентябрь 1936 года, когда в адрес парткома НКВД на имя секретаря парткома Кра- укликса поступает полити' 1 е ский донос на Макаренко, в котором его обвиняют в кри тике Сталина и поддержке оп портунистов. В то время это был в сущности приговор. Но, думается, еще боль ший драматизм, чем донос сам по себе, какие бы пе чальные последствия он ни сулил, заключается в том, что донос вышел из детища Макаренко — коммуны име ни Дзержинского. Его под писал серетарь парткома Огий — лицо, появившееся в коммуне уже после перевода А. С. Макаренко оттуда на службу в наркомат,- но текст письма был единогласно при нят на закрытом партийном собрании коммунистов ком- ,муны — за него проголосо^ вали вчерашние единомыш ленники педагога, вчераш ние друзья. И вот в этот период; ког да сама жизнь его висела на волоске, Антон Семенович предпринимает отчаянный шаг. Потребность быстрее за воевать позиции в борьбе за утверждение своих педагоги ческих воззрений, а также доказать свою политическую лояльность заставляют Ан тона Семеновича пойти, как сказали бы хирурги, на «опе рацию отчаяния». Осенью 1936 года он возглавляет колонию несовершеннолет них № 5 в Броварах под Ки- Расшатанная дисциплина, засилье преступных тради ций в среде подростков, тео ретическая ограниченность персонала —- всему этому Макаренко противопоставил свою веру в Человека, сде лав ставку на положитель ные силы,^ которые потенци ально заложены в самих подростках. На вооружение берутся формы и методы коллективного воздействия, внедряется самоуправление, упраздняется атрибутика тю ремного режима, перестраи вается производство, в коло нию приходят новые сотруд ники, среди -которых не сколько бывших воспитанни ков Макаренко. Спустя два месяца блестя ще организованный коллек: тив колонии вышел под зна менем на .Октябрьскую де- . монстрацию, неся транспа рант, рассказывающий о том, что колонистами освоен вы пуск особо дефицитной про- дукции — водяной армату ры —- для канала «Москва— Волга», за строительством которого в то время с вол нением следила вся страна.' , Несвобода сама по себе губительна для человека, тем более — для ребенка. Все, что делал в Броварской колония Макаренко, было направлено на то, чтобы каждый колонист чувствовал себя частичкой великой стра ны, строящей социализм. Бровары стали, в сущнос ти, «вторым Куряжем», за воеванным (в отличие от пер вого, куда Макаренко пришёл" с блестяще организованным коллективом воспитанников и спаянным коллективом вос питателей - единомышленни ков) почти в полном одино честве. Но эта победа стала одновременно и поражением Макаренко, поскольку его деятельность все больше вступала в противоречие с теми установками, которые в те годы постулировались в системе испртвительно-тру- довых учреждений НКВД и прежде всего с распростра ненным в то время убежде нием, что лишение свободы- — это прежде всего кара («виноват — страдай!»), что труд, вне зависимости от то го, свободный он или подне вольный — единственное средство исправления. Начи нания помощника отдела тру довых колоний встречали все большее сопротивление как со стороны практиков, так и . в самом- наркомате. В одном из писем Горько му из Киева Макаренко пи сал; «Работа у меня сейчас бюрократическая и неприят ная, по хлопцам скучаю страшно... в сутки оставалось не более трех свободных ча сов, а свободной душе ниче го не оставалось...» Ненастней веет от этого письма. И не случайно по этому чуткий к людям Горь кий предлагает Антону Се меновичу свое содействие з переводе из наркомата. Ма каренко не воспользовался . предложенной помощью. Из НКВД он ушел позже, после неоднократных рапортов. Ду мается, что покинуть свой пост в то время ему мешал внутренний долг перед де лом, которое ему доверили, и потребность довести до бере га начатое. Уже через месяц после смерти Горького он пишет очередной рапорт на имя на чальника ОТК Л. С. Ахмато ва; «31 год я всегда работал непосредственно с детьми, я не имею никакого опыта ра боты в административном ап. парате, польза, приносимая мной здесь, ничтожна», — и просит о скорейшем осво бон^дении от должности; пред лагая, тем не менее, внештат ную помощь в качестве кон сультанта. Последний штрих, на мой взгляд, чрезвычайно важен: он не отмежевывает ся от НКВД и не порывает В январе 1937 г. Мака ренко переезжает в Москву, чтобы всецело посвятить се бя писательской деятельнос ти, в которой видел надеж ный путь пропаганды своих идей. Начиналась новая гла ва его графин. До настоящего . времени воспроизведены далеко не все подробности «киевского периода» жизни и деятельно сти А. С. Макаренко — это задача будущего, во многом осложненная тем., что боль шинство- из сослуживцев пе дагога по НКВД впоследст вии либо оказались жертва ми репрессий, либо погибли на фронтах. Ве.тнкой Отечест венной войны. Архш5ы Бро варской колонии несовершен нолетних № 5 утеряны. Мно гие документы отдела трудо вых колоний НКВД УССР находятся в неразобранных массивах различных архивов. Вследствие этого исследо вателям приходится пока .ос новывать некоторые выводы без достаточной докумен тальной базы, по косвенным фактам и деталям. И тут легко впасть, хотят они или не хотят, в некоторые за блуждения. В частности, в докладе Г. Хиллига на международ ной макаренковедческой кон ференции в Варшаве в 1988 году, а также в его в целом очень интересной и важной работе «К вопросу идейно политического становления А. С. Макаренко», опубли кованной в 1987 году в 6-м номере «Опускуша макарен- киана», рефреном звучит фраза — «связи Макаренко с НКВД». В рассуждениях Г. Хилли га упущено важное обстоя тельство. Сотрудничество “Ма каренко с ОГПУ, а с 1934 года, когда на наркомат внут ренних дел возложили и за щиту государственной без- на службу в наркомат, и с НКВД носило характер иск лючительно шефских взаимо отношений и не имело связи с прямой служебной деятель ностью работников госбез опасности. И конфликты с чекистами (в частности, несколько обо стрений отношений с членом правления коммуны имени Дзержинского М. и; Букш- паном) отнюдь не носили по. литического характера и не имели никакой связи с пря мым делом, с прямыми функциями ОГПУ, а после 1934 года с соответствую щими службами НКВД. В докладе Г. Хиллига в Варшаве содержится немало и других неточностей, иска жений истины, характер ко торых, хочется верить, осно ван не на какой-то заданное ■ ти, а исключительно на от сутствии точного знания пред мета ра.зговора. " Безусловно, один из аспек тов .учащавшихся конфлик тов, на что справедливо ука зывают и Г. Хиллиг, и дру гие макареиковеды (а имен но тенденция к свертыва нию воспитательных функций в коммуне и усиление про изводственного уклона в ней), заслуживает внимания. По ложение в коммуне с этим вопросом не было изолиро-, ванным от положения в си стеме исправительно-трудо вых учреждений страны ' в целом.. Начавшись как раз в начале тридцатых годов, этот процесс длительное вре мя продолжал расширяться — и сегодня в советской прессе мы находим .немало свидетельств тому, с каким большим напряжением МВД СССР пытается вернуться к тому, от чего ушли во вре мена Макаренко. Есть и еще одна коренная причина противоречий Мака ренко с правлением комму ны. Она кроется в том, что шефы ком.муны имени Дзер жинского — чекисты, а поз же представители ;^равле- ния ИТУ НКВД — пытались перенести на колонии несо вершеннолетних формы и ме тоды работы, существовав шие в колониях для взрос лых. Давайте ' согласимся: трудно было ждать иного от этих ведомств, как было бы нелепым ждать, скажем, от сапожника, даже самого ква- лнфицированного, чтобы он мог, допустим, танцевать в балете. Чекисты — шефы колоний и К 0 ММ.УН для несовершенно летних — и представители НКВД умели то, что они умели и ничего больше. Справедливо предположить: именно потому, что они само критично оценивали свои пе дагогические возможности и способности, и был в июле 1935 года, когда НКВД по ручили ведение, колониями несовершеннолетних. при глашен в наркомат А. С. Макаренко, чей яркий педа гогический талант был изве стен и признан. В материалах о «киев ском периоде» затрагивается и такой сверхострый вопрос, как отношение Макаренко к репрессиям, к обстановке политических преследований в стране в те годы. Вопрос важный, и уйтд от него зна чило бы иметь наспех сде ланный дубок вместо полно ценного живописного полот на. Но и здесь многие иссле дователи допускают не сов сем объективный подход к фактам, оценивая их сегод няшними мерками. , Нунино принимать во вни мание ту обстановку всеоб щего гипноза, под которым находилось абсолютное, боль шинство в стране, когда речь шла о так называемых «вра гах народа». Нам нужно бы ло прожить более полувека, освоить новое политическое мышлёние, прежде чем мы осознали, что тот же Мусий Карпович из «Педагогиче ской поэмы», с которым бо ролись колонисты, был вовсе не классовым врагом проле тариата, а был чем-то иным. А в то время ведь даже мудрейший и проницатель нейший Горький, кумир, на ставник и учитель Макарен ко, ничуть не сомневался в справедливости существова ния Соловецких лагерей, не видел «оборотной стороны медали», когда речь шла о гигантском лагерном конгло мерате на строительстве Бе ломорканала, не разглядел разницы между т)эудкомму- нами для несовершеннолет них правонарушителей и ла герями для «перековки» по литических и уголовных взрослых преступников. Макаренко был ближе мно- гих и многих людей и к ОГП^, и к тем подразделе ниям НКВД, которые в 1934 году переняли функции ОГПУ, но не настолько бли зок, чтобы, во-первых, рас познать истинные корни ре прессий, а, во-вторых, быть осведомленным об их масшта бах, тем более — по всей стране. Кроме того, Макарен ко был одержимым челове кам и, как все такие люди, многого просто не видел и не мог видеть, увлеченный своими начинаниями, идеями и делами. Резонна и такая постановка вопроса: а не при надлежал ли он к той много численной части интеллиген ции, которая предпочитала «не лезть в политику», осо бенно в той ее части, о кото рой все предпочитали по малкивать. Именно на такие размыш ления наталкивает стенограм ма его встречи с читателями на заводе «Шарикоподшип ник», где явно просматри вается его откровенное стрем ление уклониться от ответов вопросы, касающиеся борьбы с т. н. «врагами на рода». Именно такая линия поведе^шя просматривается и в опубликованной газетой «Известия» в 1986 году пе- рейиске А. С. Макаренко с С. А.* Калабалиным, относя-, щейся как раз к периоду массовых. репрессий. В этом, пожалуй, были и свой резон, и свой расчет. Не участвовать в том, на что пододвигала действитель ность, с которой он не бь 1 л - внутренне согласен, а про должать свое дело, когорте составляло для него высший и единственный смысл жиз ни, — это тонсе было му жество, В 1935-й год А. С. Мака- ренко вошел зрелым маркси стом. вполне понимающим законы диалектики, стойким, убежденным и последова тельным сторонником гума нистических идеалов, з а ко торые боролся истово, вопре. ки всему. «Киевский период» деятельности великого педа гога проясняет перед нами его фигуру, как фигуру во многом вроде бы трагиче скую. его судьбу, вроде бы как судьбу горькую, смерть — безвременную, но «от вре мени», а дело Макаренко— как загубленное и останов ленное молохом сталинщины. Но эти полтора года жиз ни Макаренко говорят и о другом. Были, и в немалом количестве, и в органах НКВД не только палачи- функционеры, но и думаю щие люди, и имеющие свое мнение, и бравшие на себя ответственность, и спорившие, и боровшиеся. Пафос и смысл этого нравственного примера состоит в том, что он обра щает не только к прошлому, но и к настоящему: тут и судьбы наших сегодняшних учителей-новаторов, ярост ное противостояние им со стороны официальных лиц и учреждений педагогики и пе- дагогичеоцой науки, тут и состояние и «микроклимат» наших правоохранительных систем — от плачевной «ме тодики» до вовсе уж порой плачевной «исправительной» практики. Вот почему среди многих важных задач макаренкове- деяия должны стать те иссле дования «киевского периода», которые помогли бы ввести в нашу современность и само го Макаренко, выстоявшего в нелегких условиях, и его Де- ло; конечно же, должно воз родиться тМ» НА ВЗЛЕТ, МАЛЬЧИШКИ! Пройдет несколько минут, и мальчишки, девчонки тоже поднимутся в небо. Для того, чтобы красиво вернуть ся на землю. А это — испы тание себя на выносливость и отсутствие страха. Очень многим из них это необходи мо для доказательства серь езности своей мечты, в кото рую пока не верят их мамы и папы. Мол, кто в детстве не хочет стать летчиком. Как здорово, что ровно 25 лет назад в Липецке на шелся человек, точно знаю щий: ле,тчиком становится лишь тот, кто мечтает об этом с детства. Звали его Владимир Константинович Дьяков. Под его руководст- вом окончили клуб «Юный . летчик» около 1200 человек. Многие, как хотели, навсегда связали свою судьбу с не бом, стали летчиками, 1 Ц 1 же- нерами, техниками авйации. спортсмена,ми парашютиста. Вот почему почтальон, об служивающий дом, где жил Владимир Константинович, '•приносил ему больше всех писем со словами благодар - ности, с рассказами о том, как идет служба, а последние годы — с воцросами о здо ровье своего наставника. Весть о болезни мгновенно облетела его воспитанников. Знали, что тяжело болеет, и все равй(о не хотели” в'ерить в кончину близкую. А еще, естественно, волновал вош рос: найдутся ли продолжа тели дела Владимира Кон стантиновича? Но Дьякова любили , не только те, кому он дал доро гу в жизнь — честную и опасную. С чувством боль шой признательности относи лись к нему М 1 ногие-многие. Вот поче<му очень быстро машлись люди, пожелавшие заменить Владимира Кон стантиновича. Вернее, взять на себя его обязанности. —Заменить Дьякова не смо жет никто. — так сказал ны нешний командир клуба И. Ф Трофименко, ...Пройдет несколько ми нут, и мальчишки, девчонки тоже поднимутся в небо. Перед тем, как сесть на это зеленое поле и терпелива ждать самолета, в лагере с утра была предпрыжковая подготовка: обсуждали раз личные ситуации при спуске на парашюте, отрабатывали элементы приземления. На верное, потому им весело, что абсолютно уверены в красивом возвращении на йемлю! А ребята с инженерного отделения в это время по могают готовить самолет к предстоящему полету. Пока их движения осторожны, с оглядкой. Но ведь они здесь, на аэродроме ДОСААФ не непрошеные гости, а люди которых желаннее, наверное и нет. Эх, посмотреть бы многим-многим вртослым на то, с каким терпением разго варивают здес> с мальчишка ми! Будь то занятия практи ческие, где внимание к маль чишкам^ требует сосредоточе ния наиогромаднейшего, будь то занятия по теории, где они изучают совсе.м не школь ные предметы... ...Пройдет несколько ми нут. и мальчишки, и девчон ки тоже поднимутся в не бо. Мальчишки и девчонки из клуба «Юный авиатор» (так называется теперь этот клуб). Но так и хочется написать «из клуба имени Владимира . Константиновича Дьякова». Может, правда, присвоить клубу это имя? Имя челове ка, который почти 25 лет вы полнял работу кропотливую, очень нужную, получая за нее зарплату мизерную..
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz