Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

26 августа 1989 г. ЛЕНИНЕЦ Д 7 Теоретичёскй нет. А прак тически — да. Борис Гри­ горьевич Лесюк — бессмен; ный директор детского пар­ ка г. Ельца—один был клубам/ отрядом, педсоветом, акаде­ мией, парком и. еще бог зна­ ет кем. Он был одиноким че­ ловеком, но на похороны съехались и сошлись тысячи людей, в основном его пи­ томцы. Вот ведь как бьша- ет; есть люди известные близяш , друзьям и товари­ щам по работе,., есть, извест­ ные Многим. есть известные всем, кто Я5ивет' в конкрет­ ном месте — маленькое ли это село или большой город. Лесюка в Ельце знали все, за пределами древнего горо­ да очень многие. Знали лич­ но, знали по книжкам о нем и статьям, знали по леген­ дам. — Чего только не изобре­ тают люди?» Звездолеты и атомоходы, особые станки и особые резцы, говорят, что перпетуммобиле и то еще волнует разных чудаков, а вдруг получится? Борис Гри­ горьевич ЛесЮк изобретал все, что так или иначе каса­ лось его питомцев — елец­ ких ребят Например, поход­ ные кружки или особые бан­ ки (скамейки) для шлюпок, модернизировал систему фи­ зических упражнений Тори- невского (жил такой врач- спортсмен в Петербурге в ' начале XX века). Борис Гри­ горьевич даже изобрел осо­ бый походный напиток, его позднее ребята назвали «ле- сюковиной», восстанавли­ вающий силу, бодрость. Сек­ рет напитка он держал в тай­ не. Но его подопечные зна­ ли, что «дед» настаивает свою «лесюков'ину» на це­ лебных травах, орек 1 Х и яго­ дах. Елецкие мальчишки вообще верили во все, что выдумывал и делал руково­ дитель клуба подростков и старшеклассников Борис Григорьевич Лесюк Когда он начал работать в этом парке', никто уже не упомнит. Не то 30 лет назад, не то 40, не то еще болыпе. Самые давние его питомцы, которым далеко за пятьде­ сят, вспоминают, что до вой­ ны он носил красный галстук вожатого, вернувшись с фрон­ та после- тяжелого ранения,- работал директором школы, в здании которой был госпи­ таль. Но вообще-то личность эту связывали прежде всего с детским парком, что с лег­ кой руки воспитанника Ящ:ю- ка, московского журналиста Владислава Ширяева, назва­ ли «пристанью мечтателей». «Пристань» находилась в по­ лукилометре от Тихого Дона, и как главное напоминание об этом*^— тяжелые «рыби­ ны» морских шлюпок, лежа­ щие ровными рядами на элинге И чего, казалось бы. особенного. В' том, что дирек­ тор парка де^сятки лет водил ребят в шлюпочные походы, «из варяг в греки», от Ель­ ца до Черниговщины., или до любимой Астрахани? Многие ходят в походы с ребятами, пешие и водные, на велосипедах или плотах. Секрет, наверное, в том, КАК ВОДЯТ, ВО ИМЯ ЧЕГО?. ЗАЧЕМ? Лесюковцы годами под ру­ ководством Бориса Григорье­ вича проз^Одили свои универ­ ситеты. Ведь действительно совсем неважно, вокруг чего сбиваются добрые крепкие ребячьи компании, важно, вокруг КОГО. Шагая утром и вечером с работы и на работу, он ни­ чем не выделялся в граж­ данской толпе тружеников. В старом мешковатом костю­ ме, коренастый, в каких'то доморощенных очках, с ос­ трыми узкими щелками глаз он был похож на заштатного б>’хгалтерского работника или кадрового токаря. По тому, как уверенно находил он до­ рогу в кривых улочках ста­ рого города, можно было по­ нять, что ему здесь все зна­ комо. Впрочем, он редко ша­ МОЖЕТ ЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК БЫТЬ ПЕДОТРЯДОМ? гал один, с ним всегда топа­ ли его верные оруженосцы и друзья, его дети. Лесюк жил один, родные умерли, а та единственная, которую любил, погибла в войну. Однако его семья в Ельце была самой большой. Последние годы он жил \в старом бывшем поповском- доме с высокими потолками, .обширными подвалами. Ле­ сюковцы заполняли этот дом по-хозяйски, рылись Б его уникальной библиотеке, со­ лили капусту, что-то строга­ ли, шили штормовки по его выкройкам, спорили, говори­ ли за «жизнь». Сюда ранним утром стекались личности, занимавшиеся особой лесю- ковской системы зарядкой, отсюда поздней ночью уходи­ ли взрослые парни, бренча тихонечко своими гитарами, здесь «парковались» те са­ мые «трудные», которым до­ ма не доставалось тепла до­ машнего очага. Лесюк. как пишут обычно в сочинениях, был типичным ■ представителем одержимых чудаков. Он не имел отпуск­ ных и выходных дней, его зарплата уходила на канаты й рули к шлюпкам, на дефи­ цитную тушенку «за на.пич- ный расчет», уходила на его детей У него не было мето­ ды, о которой можно было бы сказать — это система Лесюка. Зато бг^ли принци­ пы, отражающие его индиви­ дуальную педагогику, типа: — В радости ребенок ста­ новится совершенней, - дари ребятам радость, она обер­ нется чьим-то счастьем. — Нагружай ребят делом, ' как корабли до ветерпии, де­ лам настоящим, а не игру-, щечным, ибо детство всегда на рубеже настоящего и бу­ дущего. , . Вся его педагогика заклю­ чалась в том, что ребята красили, яёпили, строгали, смолили, шпаклевали, вари- -чи, солили, мариновали, ело­ вом, действовали. Не правда ли, как это от­ личается от нашей распро­ страненной педагогики, где дети все вре.мя слушают, смотрят, учат наизусть, ре­ петируют, присутствуют, от­ сутствуют. Все лесюковцы были многоумельцами и мно- гознайкамн, как их «дед». Пуны сварить — пожалуй­ ста, помидоры замариновать — пожалуйста-, парус сшить и поставить — пожалуйста. Весь двор детского парка и сегодня засажен спирией плотным кустарником с кра­ сивыми бисерными цветами — сами садили. - А в доме Лесюка уже без него цветут жасмины и жел­ теют пионы — хозяин увле­ кался цветоводством и садо­ водством, переписывался с научным миром и с коллек­ ционерами. Знаменитые ле- сюковские шлюпки всегда были,, как новенькие, их от­ делывали руки ребят. Сам Борис, Григорьевич был пре-' красным столяром и хоро­ шим художником. Не цотр- му ли многие его ребята ув­ лекались рисованием. Лесюк был страстным книголюбом, и его ребята «гонялись» за ■хорошими книжками. Лесюк увлекался шахма­ тами, и все его питомцы бы­ ли «помешаны»" на партиях Михаила Таля или Анатолия Карпова. Лесюк был отлич­ ным краеведом, Елецкий рай­ он он знал, как свои пять пальцев, а о таких знамени­ тых местах родного края, как Галичья гора или Плю- щань, где до сих пор растут реликтовые травы и цветы доледникового периода, он мог рассказывать почище лю­ бого академика. Естественно, и лесюковцы были напичка­ ны краеведческой информа­ цией, благо сотни раз обошли и облазали родные места. Лесюк наизусть читал все­ го Пушкина, и дети обожали , поэзию. В прекрасном фильме «До­ живем до понедельника» од­ на из героинь, учительница литературы Светлана Мюсай- ловна, жалуется: «Им отда­ ешь все до конца, а они...» На что главный герРй учи­ тель Мельников отвечает задумчивым вопросом; «Что у нас есть, чтобы отдать?» Так и хочется добавить: «Что мы оставим детям, лю­ дям?» Набор педагогических штампов, коими еще до сих пор польззтется некоторые воспитатели — профессио­ нальная нищета. Живых, лю­ дей воспитывает только жи­ вое дело, живые мысли. Что бы ни делал с ребятами Бо­ рис Григорьевич, о чем бы ни говорил; о событиях В Иране или об одрояогии — науке о запасах, он вселял в ребят надежду.' Надежду на лучшее будущее. В его руках, если так можно выра­ зиться, лес, река, родная природа были культом вос­ питания, оружием воздейст­ вия. Лесюка считали нигилис­ том, он постоянно ворчал на современную педагогику. По­ сещение ребят на дом учите­ лями — называл «хожалой функцией», художественную самодеятельность — «при­ нудительностью». Негодо­ вал: «Учим ребят врать; «У кого предложения по составу президиума?», а йрезидиум уже определен». Сам .большой любитель дра­ мы, организатор драмкруж­ ков, считал; «Поручить роль принцессы самой хорошень­ кой девочке — глупость». Слова «глупость», «глупей- шцна» были любимыми в его лексиконе/ Резонерство­ вал; «Запрет — глупость в руках ленивых и слабых учи­ телей». Однажды на однцй встрече с ним меня осенило: передо мной педагрг, что в переводе с. греческого означает — ве­ дущий мальчиков Тысячи мальчишек прошли через его •‘сердце, через его мудрые руки, одних он учил плавать, других—жарить рыбу по-ле- сюковски, третьих приобщал к стихам Шекспира и Мая­ ковского, четвертых, пятых... Он сам тренировал слабых, лечил своими травами, мас­ сажировал. Он мог с кем-то из парней померяться силой и радовал­ ся по-мальчишески своей по­ беде; «Что, взял?! Мало каши ел!.» Он мог торчать полночи у березовой пира­ мидки костра, споря с кем- то из питомцев о счастье и смысле жизни. Он мог при­ стально всматриваться в тон­ кие, почти прозрачные дви­ жения детской души и отно­ сился к ним с глубоким ува­ жением. Нервы у Лесюка были не - столько крепкими, сколько обнаженными. Эта звенящая нервность и пол 10 гала ему ч^'вствовать своих подопеч­ ных. Не просто знать, чувствовать. Часто для взро- блых ребенок — странный и непонятный человек. Для Лесюка все ребята были фа^ вны; хорошие, плохие, ум­ ные, не очень умные, он за всех был в ответе и всех лю - ' бил. особенно лишенных дет­ ства в ’родном доме. Такие торчали у него целыми дня­ ми, учили уроки, столова­ лись, входили в прекрасный мир общения с щедрым че­ ловеком. Как же досадно, когда учитель сегодняшнего дня «воюет» с такими-" детьми. Воюет против детей —' не за них. Лесюк последних лет был старым человеком, но современным, он обожал мас­ совые праздники и камерные встречи, он увлекался сов­ ременной музыкой* учил ре­ бят танцевать бальные тан­ цы. Он понймал.,что ребенок — дитя человеческое, и нам ребенок ничем не обязан, а мы ему обязаны всем. Здесь речь идет более все­ го о педагогическом, соци­ альном, философском взгля­ де на детство как на стар­ товую площадку всех педа­ гогических открытий и свер­ шений. И только от нас, ^ взросльгх, зависит — от на­ шего внимания, от нашего участия, от наших советов и нашей ■фебовательности, от наших конкретных, дел — состоится ли личность чело­ веческая в вихре житейской суеты., , По дневникам, летописям деяний Лесюка я насчитал 168 фамилий директоров школ, завучей, преподавате­ лей вузов и техникумов, учи­ телей-воспитанников «при­ стани мечтателей». 160 леею- ковцев (!) окончили Ленин­ градский кораблестроитель­ ный институт--..более 50-ти— военно-морское училище, ра­ ботают и служат на флоте. Десятки лесюковцев служат в органах юстиции и мили­ ции. Только на елецком за­ воде «Эльта» сегодня рабо­ тают 90 его воспитанников, еще 100 «ходят» в инжене­ рах, 30 служат здравоохра­ нению и т. д. Вдумаемся в эти цифры. Один детский наставник, как магнитное поле для тысяч людей, заряженных его гума­ низмом, трудолюбием. его любовью к Родине. И что удивительнее всего; увлече­ ние, черты личности одного детского волшебника зеркаль­ но отразились,-повторились в личностях многих, сохранив­ ших жажду странствий, ро­ мантическое восприятие жиз­ ни, трудовую активность, Борис Григорьевич Лесюк был самым , неподдельным положительным героем, из той когорты героев, чья ду­ ша больше всего болит о том. что нужно людям, де­ тям. И он, как это положено- по канонам литературы, был самым большим мучеником, чья деятельность измерялась не количеством пролитого по­ та, а душевной щедростью. Вот ведь какой парадокс — пока жив человек, он, вро­ де бы, и не может ходить в , знаменитых, он свой, елец­ кий, к примеру. Другое дело — новаторы издалека, про­ роки со стороны. Их пригла , шают и с почтением выслу­ шивают. А тут земной чуДак, ворчун «вкальпзал» за де­ сятки «профессионалов», соз­ дал в Ельце особую боль­ шую семью людей — неофи­ циальное объединение, спас тысячи ребят в прямом и пе­ реносном смысле от - гнили жизни, давал успокоение ду­ ши очень многим, делился щедро семейными, житейски­ ми советами, учил ребят правильно шить и верно слу­ жить Отечеству. В его доме всегда было тесно о детей. Почему же бывает так пусто иногда в наших домах и школах? В созвездии звезд первой величины свое место должна занять н яркая добрая звез­ дочка Лесюка, солдата, граж­ данина, педагога, для начала хотя бы в том, что детскому парку буДет присвоено его имя. После смерти Лесюка прошло два года. А решение До сих нор не состоялось. ЖДлй! Он ведь оДнн был в нолгё недагогаческом . воин. Один — целым педотрядом. С. СЕВЕРрВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz