Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
26 августа 1989 г. ЛЕНИНЕЦ Д 7 Теоретичёскй нет. А прак тически — да. Борис Гри горьевич Лесюк — бессмен; ный директор детского пар ка г. Ельца—один был клубам/ отрядом, педсоветом, акаде мией, парком и. еще бог зна ет кем. Он был одиноким че ловеком, но на похороны съехались и сошлись тысячи людей, в основном его пи томцы. Вот ведь как бьша- ет; есть люди известные близяш , друзьям и товари щам по работе,., есть, извест ные Многим. есть известные всем, кто Я5ивет' в конкрет ном месте — маленькое ли это село или большой город. Лесюка в Ельце знали все, за пределами древнего горо да очень многие. Знали лич но, знали по книжкам о нем и статьям, знали по леген дам. — Чего только не изобре тают люди?» Звездолеты и атомоходы, особые станки и особые резцы, говорят, что перпетуммобиле и то еще волнует разных чудаков, а вдруг получится? Борис Гри горьевич ЛесЮк изобретал все, что так или иначе каса лось его питомцев — елец ких ребят Например, поход ные кружки или особые бан ки (скамейки) для шлюпок, модернизировал систему фи зических упражнений Тори- невского (жил такой врач- спортсмен в Петербурге в ' начале XX века). Борис Гри горьевич даже изобрел осо бый походный напиток, его позднее ребята назвали «ле- сюковиной», восстанавли вающий силу, бодрость. Сек рет напитка он держал в тай не. Но его подопечные зна ли, что «дед» настаивает свою «лесюков'ину» на це лебных травах, орек 1 Х и яго дах. Елецкие мальчишки вообще верили во все, что выдумывал и делал руково дитель клуба подростков и старшеклассников Борис Григорьевич Лесюк Когда он начал работать в этом парке', никто уже не упомнит. Не то 30 лет назад, не то 40, не то еще болыпе. Самые давние его питомцы, которым далеко за пятьде сят, вспоминают, что до вой ны он носил красный галстук вожатого, вернувшись с фрон та после- тяжелого ранения,- работал директором школы, в здании которой был госпи таль. Но вообще-то личность эту связывали прежде всего с детским парком, что с лег кой руки воспитанника Ящ:ю- ка, московского журналиста Владислава Ширяева, назва ли «пристанью мечтателей». «Пристань» находилась в по лукилометре от Тихого Дона, и как главное напоминание об этом*^— тяжелые «рыби ны» морских шлюпок, лежа щие ровными рядами на элинге И чего, казалось бы. особенного. В' том, что дирек тор парка де^сятки лет водил ребят в шлюпочные походы, «из варяг в греки», от Ель ца до Черниговщины., или до любимой Астрахани? Многие ходят в походы с ребятами, пешие и водные, на велосипедах или плотах. Секрет, наверное, в том, КАК ВОДЯТ, ВО ИМЯ ЧЕГО?. ЗАЧЕМ? Лесюковцы годами под ру ководством Бориса Григорье вича проз^Одили свои универ ситеты. Ведь действительно совсем неважно, вокруг чего сбиваются добрые крепкие ребячьи компании, важно, вокруг КОГО. Шагая утром и вечером с работы и на работу, он ни чем не выделялся в граж данской толпе тружеников. В старом мешковатом костю ме, коренастый, в каких'то доморощенных очках, с ос трыми узкими щелками глаз он был похож на заштатного б>’хгалтерского работника или кадрового токаря. По тому, как уверенно находил он до рогу в кривых улочках ста рого города, можно было по нять, что ему здесь все зна комо. Впрочем, он редко ша МОЖЕТ ЛИ ОДИН ЧЕЛОВЕК БЫТЬ ПЕДОТРЯДОМ? гал один, с ним всегда топа ли его верные оруженосцы и друзья, его дети. Лесюк жил один, родные умерли, а та единственная, которую любил, погибла в войну. Однако его семья в Ельце была самой большой. Последние годы он жил \в старом бывшем поповском- доме с высокими потолками, .обширными подвалами. Ле сюковцы заполняли этот дом по-хозяйски, рылись Б его уникальной библиотеке, со лили капусту, что-то строга ли, шили штормовки по его выкройкам, спорили, говори ли за «жизнь». Сюда ранним утром стекались личности, занимавшиеся особой лесю- ковской системы зарядкой, отсюда поздней ночью уходи ли взрослые парни, бренча тихонечко своими гитарами, здесь «парковались» те са мые «трудные», которым до ма не доставалось тепла до машнего очага. Лесюк. как пишут обычно в сочинениях, был типичным ■ представителем одержимых чудаков. Он не имел отпуск ных и выходных дней, его зарплата уходила на канаты й рули к шлюпкам, на дефи цитную тушенку «за на.пич- ный расчет», уходила на его детей У него не было мето ды, о которой можно было бы сказать — это система Лесюка. Зато бг^ли принци пы, отражающие его индиви дуальную педагогику, типа: — В радости ребенок ста новится совершенней, - дари ребятам радость, она обер нется чьим-то счастьем. — Нагружай ребят делом, ' как корабли до ветерпии, де лам настоящим, а не игру-, щечным, ибо детство всегда на рубеже настоящего и бу дущего. , . Вся его педагогика заклю чалась в том, что ребята красили, яёпили, строгали, смолили, шпаклевали, вари- -чи, солили, мариновали, ело вом, действовали. Не правда ли, как это от личается от нашей распро страненной педагогики, где дети все вре.мя слушают, смотрят, учат наизусть, ре петируют, присутствуют, от сутствуют. Все лесюковцы были многоумельцами и мно- гознайкамн, как их «дед». Пуны сварить — пожалуй ста, помидоры замариновать — пожалуйста-, парус сшить и поставить — пожалуйста. Весь двор детского парка и сегодня засажен спирией плотным кустарником с кра сивыми бисерными цветами — сами садили. - А в доме Лесюка уже без него цветут жасмины и жел теют пионы — хозяин увле кался цветоводством и садо водством, переписывался с научным миром и с коллек ционерами. Знаменитые ле- сюковские шлюпки всегда были,, как новенькие, их от делывали руки ребят. Сам Борис, Григорьевич был пре-' красным столяром и хоро шим художником. Не цотр- му ли многие его ребята ув лекались рисованием. Лесюк был страстным книголюбом, и его ребята «гонялись» за ■хорошими книжками. Лесюк увлекался шахма тами, и все его питомцы бы ли «помешаны»" на партиях Михаила Таля или Анатолия Карпова. Лесюк был отлич ным краеведом, Елецкий рай он он знал, как свои пять пальцев, а о таких знамени тых местах родного края, как Галичья гора или Плю- щань, где до сих пор растут реликтовые травы и цветы доледникового периода, он мог рассказывать почище лю бого академика. Естественно, и лесюковцы были напичка ны краеведческой информа цией, благо сотни раз обошли и облазали родные места. Лесюк наизусть читал все го Пушкина, и дети обожали , поэзию. В прекрасном фильме «До живем до понедельника» од на из героинь, учительница литературы Светлана Мюсай- ловна, жалуется: «Им отда ешь все до конца, а они...» На что главный герРй учи тель Мельников отвечает задумчивым вопросом; «Что у нас есть, чтобы отдать?» Так и хочется добавить: «Что мы оставим детям, лю дям?» Набор педагогических штампов, коими еще до сих пор польззтется некоторые воспитатели — профессио нальная нищета. Живых, лю дей воспитывает только жи вое дело, живые мысли. Что бы ни делал с ребятами Бо рис Григорьевич, о чем бы ни говорил; о событиях В Иране или об одрояогии — науке о запасах, он вселял в ребят надежду.' Надежду на лучшее будущее. В его руках, если так можно выра зиться, лес, река, родная природа были культом вос питания, оружием воздейст вия. Лесюка считали нигилис том, он постоянно ворчал на современную педагогику. По сещение ребят на дом учите лями — называл «хожалой функцией», художественную самодеятельность — «при нудительностью». Негодо вал: «Учим ребят врать; «У кого предложения по составу президиума?», а йрезидиум уже определен». Сам .большой любитель дра мы, организатор драмкруж ков, считал; «Поручить роль принцессы самой хорошень кой девочке — глупость». Слова «глупость», «глупей- шцна» были любимыми в его лексиконе/ Резонерство вал; «Запрет — глупость в руках ленивых и слабых учи телей». Однажды на однцй встрече с ним меня осенило: передо мной педагрг, что в переводе с. греческого означает — ве дущий мальчиков Тысячи мальчишек прошли через его •‘сердце, через его мудрые руки, одних он учил плавать, других—жарить рыбу по-ле- сюковски, третьих приобщал к стихам Шекспира и Мая ковского, четвертых, пятых... Он сам тренировал слабых, лечил своими травами, мас сажировал. Он мог с кем-то из парней померяться силой и радовал ся по-мальчишески своей по беде; «Что, взял?! Мало каши ел!.» Он мог торчать полночи у березовой пира мидки костра, споря с кем- то из питомцев о счастье и смысле жизни. Он мог при стально всматриваться в тон кие, почти прозрачные дви жения детской души и отно сился к ним с глубоким ува жением. Нервы у Лесюка были не - столько крепкими, сколько обнаженными. Эта звенящая нервность и пол 10 гала ему ч^'вствовать своих подопеч ных. Не просто знать, чувствовать. Часто для взро- блых ребенок — странный и непонятный человек. Для Лесюка все ребята были фа^ вны; хорошие, плохие, ум ные, не очень умные, он за всех был в ответе и всех лю - ' бил. особенно лишенных дет ства в ’родном доме. Такие торчали у него целыми дня ми, учили уроки, столова лись, входили в прекрасный мир общения с щедрым че ловеком. Как же досадно, когда учитель сегодняшнего дня «воюет» с такими-" детьми. Воюет против детей —' не за них. Лесюк последних лет был старым человеком, но современным, он обожал мас совые праздники и камерные встречи, он увлекался сов ременной музыкой* учил ре бят танцевать бальные тан цы. Он понймал.,что ребенок — дитя человеческое, и нам ребенок ничем не обязан, а мы ему обязаны всем. Здесь речь идет более все го о педагогическом, соци альном, философском взгля де на детство как на стар товую площадку всех педа гогических открытий и свер шений. И только от нас, ^ взросльгх, зависит — от на шего внимания, от нашего участия, от наших советов и нашей ■фебовательности, от наших конкретных, дел — состоится ли личность чело веческая в вихре житейской суеты., , По дневникам, летописям деяний Лесюка я насчитал 168 фамилий директоров школ, завучей, преподавате лей вузов и техникумов, учи телей-воспитанников «при стани мечтателей». 160 леею- ковцев (!) окончили Ленин градский кораблестроитель ный институт--..более 50-ти— военно-морское училище, ра ботают и служат на флоте. Десятки лесюковцев служат в органах юстиции и мили ции. Только на елецком за воде «Эльта» сегодня рабо тают 90 его воспитанников, еще 100 «ходят» в инжене рах, 30 служат здравоохра нению и т. д. Вдумаемся в эти цифры. Один детский наставник, как магнитное поле для тысяч людей, заряженных его гума низмом, трудолюбием. его любовью к Родине. И что удивительнее всего; увлече ние, черты личности одного детского волшебника зеркаль но отразились,-повторились в личностях многих, сохранив ших жажду странствий, ро мантическое восприятие жиз ни, трудовую активность, Борис Григорьевич Лесюк был самым , неподдельным положительным героем, из той когорты героев, чья ду ша больше всего болит о том. что нужно людям, де тям. И он, как это положено- по канонам литературы, был самым большим мучеником, чья деятельность измерялась не количеством пролитого по та, а душевной щедростью. Вот ведь какой парадокс — пока жив человек, он, вро де бы, и не может ходить в , знаменитых, он свой, елец кий, к примеру. Другое дело — новаторы издалека, про роки со стороны. Их пригла , шают и с почтением выслу шивают. А тут земной чуДак, ворчун «вкальпзал» за де сятки «профессионалов», соз дал в Ельце особую боль шую семью людей — неофи циальное объединение, спас тысячи ребят в прямом и пе реносном смысле от - гнили жизни, давал успокоение ду ши очень многим, делился щедро семейными, житейски ми советами, учил ребят правильно шить и верно слу жить Отечеству. В его доме всегда было тесно о детей. Почему же бывает так пусто иногда в наших домах и школах? В созвездии звезд первой величины свое место должна занять н яркая добрая звез дочка Лесюка, солдата, граж данина, педагога, для начала хотя бы в том, что детскому парку буДет присвоено его имя. После смерти Лесюка прошло два года. А решение До сих нор не состоялось. ЖДлй! Он ведь оДнн был в нолгё недагогаческом . воин. Один — целым педотрядом. С. СЕВЕРрВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz