Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

• ЛЕНИНЕЦ 26 аетуста 1989 г. Аргументы Ифакты слета НУЖЕН ЛИ СЕГОДНЯ КОЛЛЕКТИВ? Вопросы, на ко 1 'орые отве­ чает Олег Семенович ГАЗ- МАН, заве^^ЮIщ^й лаборато­ рией института общих проб­ лем воспитания Алсадемии педааук СССР, ввтересс^ли многих делегатов слета. — Как сделать так, чтобы близкие люди понимали на- ше желание работать с деть­ ми? — Могу утверждать, что далеко не все люди воспри­ нимают самоотверженную ра­ боту энтузиастов с нодроства. ми как должное. И ироничное отношение к ним есть. Все связано, на мой взгляд, с тем, что сегодня, когда У нас начали гсжорнть не то.тько о моральном сти­ муле, о материальном ^ то­ же, люди стали иначе смот­ реть на свою^ активную жизнь Хочешь хорошо жить и духовной шицей питаться — для этого необхбдимо вре­ мя. А если ты его только от­ даешь, то себе ничего не бе- ретпь. В результате тебе не­ когда читать, тебе некогда учиться, тебе некогда разго­ варивать с друзьями, я уже не говорю о невозможности заработать лишний рубль. Естестверно. всякая деятель­ ность, сйязанная хоть с ма­ лой толикой самопожертво­ вания, в наше время воспри­ нимается не всеми. И по от­ ношению к учителям, особен­ но хорошим, — тоже. Как ни странно. Впрочем, такое от­ ношение к ним было почти всегда, потому так считали их «чокнутыми», оторванны­ ми от жизни, а оторваны все по той же причине|: работа с детьми требует самоотдачи. Если можно, например, на какое-то время отойти от станка или даже, просто уй- ти.бт него, то ребят на уроке оставить нельзя, нельзя йе вьшолнить обещания, нельзя обмануть и т. д. Как понима­ ете, люди, связавшие свою жизнь е педагогикой, вынуж­ дены работать честно, обяза­ ны быть людьми совестливы­ ми Потому как контакт че­ ловека с человеком всегда щюбушдает совесть’— в от- дачие от контакта человека с машиной или с каким-то другим объектом. И отвечая на вопрос, почему не пони­ мают, не принимают педаго- гов-энтузиастов, надо поду­ мать, ‘ . а нужна ли ' сегодня такая активность, такая- са­ моотдача? Вопрос вполне философ­ ский. И лично я могу дать на него однозначный ответ; нужна, но только тогда, ко­ гда к этому побзЬкдает твой собствешп> 1 й’ интерес, когда это пробуждает твое творче­ ство. И обязательно ли в та­ ком случае ждать от людей. не йошшающих тебя, каких- либо оценок? Я сам хотел бы поговорить вот о чем; люди, которые ра­ ботают лучше дрзганх, в отда­ чу от общества должны по­ лучать соответственно. Как это связано с педотрядами? Абсолютно точно, что студен­ ты педвузов, которые уже ра­ ботают с детьми, более всего сориентированы на педагоги­ ческую профессию. И такие студенты должны занимать соответствующее положение в своем учебном заведении. Именно они долншы задавать педагогическую политику, не­ сти духовную атм о ^ еру , быть гЩереди и на них долж­ на быть ориеттация. Но, как Ни странно, и в вузах к нам отношение часто ирохшчное. Потому как они — люди не От мира серо, как говорят. А ведь так вроде -бы ясно, что необходимо поднимать пре­ стиж этих ребят. Ведь пед- отряд — это такая общность людей, в которой они осозна­ вали свой интерес и начина­ ли искать средства для его реализации. В данном слу­ чае, повторяю, речь, идет интересе к педагогической специальности — Чем вы объясняете долгую жнзнь педотрядов? И как лучше сказать им свое слово в споре о тон, в|^ жен ли коллектив вообще? — За 25 лет существова­ ния этих объединений мы увидели, что живут они не по каким-то установкам из официальных рекомендаций н приказов. Они живут так, как решают сами. Поэтому педотряд был и остается наи- более демократичной формой существования всякого яв­ ления и в педагогике, и в культуре, и в обществе вооб­ ще. Не случайно именно они несут в себе некоторзпо само­ стоятельную мысль, новизну. И не случайно то. что пед- отряды стали искать средст­ ва для своей устойчивости в макаренковской педагогике, а это, прежде всего, педаго­ гика коллектива. Педотряд, хоть он и общность творчес­ ких людей, но даже с ними ребятам интересно только тогда, 1когда везде все вместе. Но сейчас, действительно, много споров о том, а нужен ли коллектив, не подавляет Ли он личность? Хотя вроде бы всем понятна формула; не личность для коллектива, а коллектив для личности. И несмотря на это, у нас есть некоторые отторжения кол­ лективного воспитания, по­ скольку с ним у нас связана история бюрократии, исполь­ зовавшая коллектив как ин­ струмент подавления чело­ века. Вот почему сегодня . столь сложное отношение к коллективу. А в школе это связано с тем, что традащи- онный учитель, воспитываю­ щийся в сталинском режиме, не понимая существа коллек­ тива — класса; пионерского отрцда, восприяииая его как орудие, которым можно на­ вести дисциплину, поставить ученика перед товарищами, поскольку ребята всегда бо­ лезненно относятся к их мне­ нию. Вот почему у детей и у прогрессивной части взрос- л ь к возникло отторжение коллектива — такого, кото­ рый , на самом деле был просто педагогическим ( ^ д - етвом — в плохом смысле 'голова. Но Макаренко многопла­ новый, и если из его педаго­ гики брать только то, что связано с трудными детьми, с той социальной ситуацией, в которой коллектив его жил, то тогда Мы получим автори­ тарную педагогику А ведь есть и другая сторона жизни его квллектива; она связана е самоуправлением, она связа­ на с делением коллектива на микрогр(уппы, где каждый может высказать свое мне­ ние. Ведь когда собираются не сорок, а 5—7 человек,— это другая ситуация, в кото­ рой масса не задавит и даст возможность высказать свое мнение. Кроме того, у Макаренко было много игровых форм воспитания, коллективного првдумывания всевозможных дел. Мы, сегодняшние педа­ гоги, должны выбрать у'-него такие средства, которые не дают уйти из коллектива «трудным» детям. На вопрос, нужен ли се­ годня коллектив и, можно ли обойтись без него; я бы от­ ветил так; обойтись можно. . яо коллектив" нужен. Если мы откажемся от социализ­ ма как от общественной си­ стемы, тогда мы, наверное, можем отказаться от коллек­ тива. Но так как мы стоим, на позициях социализма, нам необходимо думать о том, как совершенствовать кол­ лективную жизнь. Потому как коллектив вбирает в се­ бя все те гуманистические формулы, за которые всег­ да боролось человечество; один- за всех и все за одно­ го; братство. И не деловые отношения, а именно брат­ ство людей, которые должны верить, помогать друг другу. Мы много говорим сейчас о милосердии; вот надо пой­ ти помочь кому-то, надо пе­ речислить деньги в какой-ли­ бо фонд, все правильно. Но надо ведь и в своем каллек-р- ве друг другу помогать, не дать о&гдеть человека. Ока­ жите, разве может аавре- ‘ дигь такой коллектив? Педагогические отряды зарекомендовали себя как защнт.ники человека, и если они й дальше будут воспиты­ вать детей, подростков в та­ кой же логике, то мы с вами победим. — Ваш самы^ главный совет о том, как стать твор­ ческим педагогом? — Прежде всего я хотел бы сказать о соотношении знания и искусства. Педаго­ гика — это такая сфера жиз­ ни, которая познается боль­ ше практикой, и потом — чтедием;,' знанием. Невоз­ можно представить масте­ ра, изучавшего что-либо по книжкам и ставшего масте­ ром. Им можно стать лишь тогда, когда ты работаешь с материалом. Может, грубое сравнение, но для воспитате­ лей таким материалом явля­ ются дети. И с этим матери­ алом надо мучиться, стра­ дать, ’с ним надо жить. Ког­ да же мы педагогическую жизнь организуем теорией, познанием через лекции, се­ минары и отрываемся от практики, м ы ' становимся просто ремесленниками. То­ лько тогда, когда есть опыт, я понимаю, что мне говорят, я понимаю, что написано в книжках.. V ’ Главный совет, который можно дать педотрядам, —- сочетать мастерство и зна­ ния. Второе: творчество. А оно имеет несколько уровней. Первый: мы имеем задачу и творчески ее решаем. Еще один уровень твор­ чества, который сегодня тре­ буется больше всего — по­ ставить под сомнение саму задачу. А правильно ли оца поставлена? Может, для это­ го коллектива, для этого ре­ бенка нужна другая? Вот та­ кой пример: мы, педагоги, в академических учебниках чи­ таем о том, что есть методы наказания Если ребенок не подчиняется, надо использо­ вать такой-то, то есть в педа- гоге, традиционно мысля­ щем, заложена как бы сверх­ задача: есть наказание, зна­ чит, надо его реализовать. Творческий педагог подходит иначе, задав себе вопрос, а надо ли вообще наказьгеать? И если большинство педа. ГОГОВ — единомьппленники в том, что наказывать не сле­ дует, а надо искать способы, как увлечь детей, помочь им идти навстречу какой-то це­ ли, тогда в этом стремлении проблем возникает гораздо меньше. Считаю, что решение твор­ ческой задачи — вопрос один из самых важных. И, наконец, вопрос третий. Все мы знаем силу примера. Если ты хороший, то и вос­ питание хорошее. Но к пед-— отряду он имеет особое отно­ шение. Педотряд приходит к детям как некий образ кол­ лектива .который может про­ демонстрировать, как не на­ до шить. И не просто учит, подсказывает, а показывает, как дружит, как работает. Ответы на вопросы ЗЗПНСЭДд Е МИТИНА ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛИЦА Фото А КОЗИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz