Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
• ЛЕНИНЕЦ 26 аетуста 1989 г. Аргументы Ифакты слета НУЖЕН ЛИ СЕГОДНЯ КОЛЛЕКТИВ? Вопросы, на ко 1 'орые отве чает Олег Семенович ГАЗ- МАН, заве^^ЮIщ^й лаборато рией института общих проб лем воспитания Алсадемии педааук СССР, ввтересс^ли многих делегатов слета. — Как сделать так, чтобы близкие люди понимали на- ше желание работать с деть ми? — Могу утверждать, что далеко не все люди воспри нимают самоотверженную ра боту энтузиастов с нодроства. ми как должное. И ироничное отношение к ним есть. Все связано, на мой взгляд, с тем, что сегодня, когда У нас начали гсжорнть не то.тько о моральном сти муле, о материальном ^ то же, люди стали иначе смот реть на свою^ активную жизнь Хочешь хорошо жить и духовной шицей питаться — для этого необхбдимо вре мя. А если ты его только от даешь, то себе ничего не бе- ретпь. В результате тебе не когда читать, тебе некогда учиться, тебе некогда разго варивать с друзьями, я уже не говорю о невозможности заработать лишний рубль. Естестверно. всякая деятель ность, сйязанная хоть с ма лой толикой самопожертво вания, в наше время воспри нимается не всеми. И по от ношению к учителям, особен но хорошим, — тоже. Как ни странно. Впрочем, такое от ношение к ним было почти всегда, потому так считали их «чокнутыми», оторванны ми от жизни, а оторваны все по той же причине|: работа с детьми требует самоотдачи. Если можно, например, на какое-то время отойти от станка или даже, просто уй- ти.бт него, то ребят на уроке оставить нельзя, нельзя йе вьшолнить обещания, нельзя обмануть и т. д. Как понима ете, люди, связавшие свою жизнь е педагогикой, вынуж дены работать честно, обяза ны быть людьми совестливы ми Потому как контакт че ловека с человеком всегда щюбушдает совесть’— в от- дачие от контакта человека с машиной или с каким-то другим объектом. И отвечая на вопрос, почему не пони мают, не принимают педаго- гов-энтузиастов, надо поду мать, ‘ . а нужна ли ' сегодня такая активность, такая- са моотдача? Вопрос вполне философ ский. И лично я могу дать на него однозначный ответ; нужна, но только тогда, ко гда к этому побзЬкдает твой собствешп> 1 й’ интерес, когда это пробуждает твое творче ство. И обязательно ли в та ком случае ждать от людей. не йошшающих тебя, каких- либо оценок? Я сам хотел бы поговорить вот о чем; люди, которые ра ботают лучше дрзганх, в отда чу от общества должны по лучать соответственно. Как это связано с педотрядами? Абсолютно точно, что студен ты педвузов, которые уже ра ботают с детьми, более всего сориентированы на педагоги ческую профессию. И такие студенты должны занимать соответствующее положение в своем учебном заведении. Именно они долншы задавать педагогическую политику, не сти духовную атм о ^ еру , быть гЩереди и на них долж на быть ориеттация. Но, как Ни странно, и в вузах к нам отношение часто ирохшчное. Потому как они — люди не От мира серо, как говорят. А ведь так вроде -бы ясно, что необходимо поднимать пре стиж этих ребят. Ведь пед- отряд — это такая общность людей, в которой они осозна вали свой интерес и начина ли искать средства для его реализации. В данном слу чае, повторяю, речь, идет интересе к педагогической специальности — Чем вы объясняете долгую жнзнь педотрядов? И как лучше сказать им свое слово в споре о тон, в|^ жен ли коллектив вообще? — За 25 лет существова ния этих объединений мы увидели, что живут они не по каким-то установкам из официальных рекомендаций н приказов. Они живут так, как решают сами. Поэтому педотряд был и остается наи- более демократичной формой существования всякого яв ления и в педагогике, и в культуре, и в обществе вооб ще. Не случайно именно они несут в себе некоторзпо само стоятельную мысль, новизну. И не случайно то. что пед- отряды стали искать средст ва для своей устойчивости в макаренковской педагогике, а это, прежде всего, педаго гика коллектива. Педотряд, хоть он и общность творчес ких людей, но даже с ними ребятам интересно только тогда, 1когда везде все вместе. Но сейчас, действительно, много споров о том, а нужен ли коллектив, не подавляет Ли он личность? Хотя вроде бы всем понятна формула; не личность для коллектива, а коллектив для личности. И несмотря на это, у нас есть некоторые отторжения кол лективного воспитания, по скольку с ним у нас связана история бюрократии, исполь зовавшая коллектив как ин струмент подавления чело века. Вот почему сегодня . столь сложное отношение к коллективу. А в школе это связано с тем, что традащи- онный учитель, воспитываю щийся в сталинском режиме, не понимая существа коллек тива — класса; пионерского отрцда, восприяииая его как орудие, которым можно на вести дисциплину, поставить ученика перед товарищами, поскольку ребята всегда бо лезненно относятся к их мне нию. Вот почему у детей и у прогрессивной части взрос- л ь к возникло отторжение коллектива — такого, кото рый , на самом деле был просто педагогическим ( ^ д - етвом — в плохом смысле 'голова. Но Макаренко многопла новый, и если из его педаго гики брать только то, что связано с трудными детьми, с той социальной ситуацией, в которой коллектив его жил, то тогда Мы получим автори тарную педагогику А ведь есть и другая сторона жизни его квллектива; она связана е самоуправлением, она связа на с делением коллектива на микрогр(уппы, где каждый может высказать свое мне ние. Ведь когда собираются не сорок, а 5—7 человек,— это другая ситуация, в кото рой масса не задавит и даст возможность высказать свое мнение. Кроме того, у Макаренко было много игровых форм воспитания, коллективного првдумывания всевозможных дел. Мы, сегодняшние педа гоги, должны выбрать у'-него такие средства, которые не дают уйти из коллектива «трудным» детям. На вопрос, нужен ли се годня коллектив и, можно ли обойтись без него; я бы от ветил так; обойтись можно. . яо коллектив" нужен. Если мы откажемся от социализ ма как от общественной си стемы, тогда мы, наверное, можем отказаться от коллек тива. Но так как мы стоим, на позициях социализма, нам необходимо думать о том, как совершенствовать кол лективную жизнь. Потому как коллектив вбирает в се бя все те гуманистические формулы, за которые всег да боролось человечество; один- за всех и все за одно го; братство. И не деловые отношения, а именно брат ство людей, которые должны верить, помогать друг другу. Мы много говорим сейчас о милосердии; вот надо пой ти помочь кому-то, надо пе речислить деньги в какой-ли бо фонд, все правильно. Но надо ведь и в своем каллек-р- ве друг другу помогать, не дать о&гдеть человека. Ока жите, разве может аавре- ‘ дигь такой коллектив? Педагогические отряды зарекомендовали себя как защнт.ники человека, и если они й дальше будут воспиты вать детей, подростков в та кой же логике, то мы с вами победим. — Ваш самы^ главный совет о том, как стать твор ческим педагогом? — Прежде всего я хотел бы сказать о соотношении знания и искусства. Педаго гика — это такая сфера жиз ни, которая познается боль ше практикой, и потом — чтедием;,' знанием. Невоз можно представить масте ра, изучавшего что-либо по книжкам и ставшего масте ром. Им можно стать лишь тогда, когда ты работаешь с материалом. Может, грубое сравнение, но для воспитате лей таким материалом явля ются дети. И с этим матери алом надо мучиться, стра дать, ’с ним надо жить. Ког да же мы педагогическую жизнь организуем теорией, познанием через лекции, се минары и отрываемся от практики, м ы ' становимся просто ремесленниками. То лько тогда, когда есть опыт, я понимаю, что мне говорят, я понимаю, что написано в книжках.. V ’ Главный совет, который можно дать педотрядам, —- сочетать мастерство и зна ния. Второе: творчество. А оно имеет несколько уровней. Первый: мы имеем задачу и творчески ее решаем. Еще один уровень твор чества, который сегодня тре буется больше всего — по ставить под сомнение саму задачу. А правильно ли оца поставлена? Может, для это го коллектива, для этого ре бенка нужна другая? Вот та кой пример: мы, педагоги, в академических учебниках чи таем о том, что есть методы наказания Если ребенок не подчиняется, надо использо вать такой-то, то есть в педа- гоге, традиционно мысля щем, заложена как бы сверх задача: есть наказание, зна чит, надо его реализовать. Творческий педагог подходит иначе, задав себе вопрос, а надо ли вообще наказьгеать? И если большинство педа. ГОГОВ — единомьппленники в том, что наказывать не сле дует, а надо искать способы, как увлечь детей, помочь им идти навстречу какой-то це ли, тогда в этом стремлении проблем возникает гораздо меньше. Считаю, что решение твор ческой задачи — вопрос один из самых важных. И, наконец, вопрос третий. Все мы знаем силу примера. Если ты хороший, то и вос питание хорошее. Но к пед-— отряду он имеет особое отно шение. Педотряд приходит к детям как некий образ кол лектива .который может про демонстрировать, как не на до шить. И не просто учит, подсказывает, а показывает, как дружит, как работает. Ответы на вопросы ЗЗПНСЭДд Е МИТИНА ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЛИЦА Фото А КОЗИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz