Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
26 авгкха 19Ш г ЛЕНИНЕЦ Аргументы и факты слета . , Ваш асдагогическай от рад навестен в стране. Схвж»- те, какие возможности естк У атого студенческого об’ьедНг нения в де.чс фориирс.йанля активной гражданской дав». ИНН у ШКОЛЬНИКОВУ Отвечает'-асадент пвдиаети- тута, руководитель делегации Александр Зельиановви ИО- ГОЛЕВИЧ (г. Челябинск); —‘ Впервые р своих воспв- тательных возможностях ком сомольские педагогаческие отряды заявили в летние ка никулы 1971 года. Круглого, днчно работать с детьми и подростками они начали с 1973 года. Первый такой от ряд был создан у нас в Че лябинском педагогическом ин ституте. В него вошли боль шей частью воспитатели-энту зиасты, которые помогли сво ей работой, энергией доказать окружающим социалыгую зна чимость подобных объедине ний. В современных условиях ледотряды должны занимать. ОТРЯД БУДУЩЕГО ся организацией разносторон. ней деятельности учащихся, направ-ченной на формирова ние их интересов, теорческих способностей и сощщльной активности. Лоди работают о детьми во внеурочное вре мя. Огш приходят в общеоб разовательные, специализиро ванные школы, мшфорайоны, детские дома, пионерские дружины. При формщюваяии такого отряда важно учесть интере сы и яаклошкюти в него вступаюпщх. И очень многое зависит от атмосферы, сло жившейся в яедотряде. Каж дый должен иметь возмож ность проявить себя в вос питательной работе, раскрыть авою индивидуальность, выра ботать самостоятельность в принятии решений. Для того, чтобы активизи ровать педагогические отря ды, предлагаем ежегодно проводить смотры «Смена смене идет» на звание «От- -тичшый педагогкчеснМ от ряд». Основньщ показателем эффективности влияния пед- отрядов на формирование ак тивной жизненной позиции учащихся с'штать заинтере- соваетое и творческое учас тие детей и подростков в 'жиз. ни своих коллективов. И еще, необходимо постоянно повы шать уровень педагогических знаний участников педотря- дов, 5 'креплять их материаль- но-техшшческую базу. И все мы, собравшиеся на этом слете, прекрасно понй. маем, что уже 'давно пришла пора создать Всесоюзный со вет комсомольских педагоги ческих отрядов и при нем научно-методическую лабора. торию по изучению, обобще нию и распространению пере дового опыта их работы. Любовь — штука трудная - Как вы относитесь <* утверждению, что молодежь ньтешггая не лжбнт класек- ческую музыку, иредвочита» исключительно рок? Отвечает режиссер Красно дарской филармонии, ведущий музьшального молодежного клуба Виктор МАЛОВ (г. Краснодар): — Это утверждение лож но, говорить тан может че ловек, весьма далекий от му зыки и от молодежи. Скшсем недавно группа социолотов обнародовала результаты своих исследований по этому вопросу. 14 процентов из чи сла (довольно большого!) оп рошенных отдали предпочте ние року. Столько же — 14 процентов! -^ отдали предпоч тение классике. Причем, за метим, что это вполне могли быть одни и те же люди. По-, лучается, что абсолютное’ большинство предпочитает эстрадную музыку.' Это очень понятно: лю ^ ть эстраднугю музьшу легко, на это не нужно тратить какие- то усилия, это удобно и прес. тижно — «Ах, ПреотяковИ А'Шеня Белоусов — просто прелесть», к услугам этого типа музыкальных покловни- кОд теле, и радиопередача, данные всевозможных хит парадов, околомузыкальные сплетни в молодежных газе тах. Если всерьез, то любовь — всегда штука трудаая, вся кий, кто хоть раз в жизни любил, знает, как это трудно. И рок, и классику любить трудно. О роке легко гово- рнт»; опять же и Щ)естижно, и модно. А вот о классике да же говорить тоудао хотя бы потому, что собеседников най ти непросто. И тем не менее, они есть. Но странное дело, многае молодые люди вместо того, чтобы гордиться, что они любят классику — гордятся же своими хч^зыкальными пристрасшями рок-поклонни ки! — эти ребята ^ о и х му- здаальных пристрастий стес- йяются. Недавно одаа десятикяас. <зшца, которая вот уже два года ходит ко мне в зал фи лармонии на вечера молодеж- ного музыкального клуба (есть у нас такой в Красно, даре), рассказывала мне о своем парне, который учится д ПТУ. И что он очень хоро- ший, много читает, и даже любит классику. Воу Только любимую «Лунную сонату» Бетховена он может поставить на проигрьюатель, когда все из общежития уйдут. — Но почему? — Иначе нельзя, засмеют... Странное дело, правда? Ка- кой-лшбудь собиратель обго релых спичек может с гор достью говорить о своем «хсй- би», а вОТ о том, что ты .лю бишь классическую музыку, сказать стыдно. Думаю, что это пройдет, уже стало проходить. Нам очень долго было стыдно признаваться в'какой-то непо хожести на всех остальных, мы делали вид, что все оди наковые, единодушные во всем. Теперь ясно, что мы все разные. Встречи в концертных за лах Ш 2 чянее, более ритуаль ны. Вот и создается впечатле ние, что их больше, чуть ли не вся молодежь... Не далее, как вчера, на слете я встре чался с группами ребят из Саратова, Ленинграда, Куй бышева, Перьмй, Саранска. Когда я им предложил на вы бор, вечер какой музыки они хотели бы сегодня провести — классической или рока, они выбрали классику. Хотя мой двухкассетный «Шарп» и пол. тора десятка кассет вполне красноречиво свидетельство вали, что для рок-вечера ос нащение полное. И мы про. вели чудный вечер в общест ве классической гитары, му зыки Паганини для скрипки и гитары, старинных русских ромаясш и песен Окуджавы, В одном из ближайших номеров нашей газеты мы опубликуем материал Викто ра Малова «Сиротский рок», или о чем и как цоет группа «Ласковый май». Антон Семенович нужен всем Макаренко знают во всем мире, ц не только знают, но и успешно применяют его си стему на практике. У нас же в стране, на родине педаго га, его наследие «не расие. чатано» для широкого круга людей, занудней доступ к не му и для педагогов. Как вы думаете, в чем причина? И ио- сегодня нам столь не обходим Макаренко? Отвечает бывший воспитан ник коммуны имени Дзержин ского Иван Игнатьевич ЯЦЕН. КО (Ленинград); — Да, время показало и доказало — Макаренко ну жен всем.' Я веду переписку с японским товарищем из Хоккайдского университета, который проявляет огромный интерес к изучению творчест ва Антона Семеновича, мака- ренковские методы воспитания используют кубинцы, амери канцы, болгары, немцы. Чуть ли не весь мир воспитывает по Макаренко. А мы? Мы опять остаемся с энтузиаста ми, людьми, которые, несмот ря на сложности, пропагаиди- руют, внедряют, изучают Ма каренко. В чем причины? Во-первых, я считаю, для того, чтобы работать по Ма каренко, нужно читать его, а не о нем. ОДнако, книги Антона Семеновича — дефи- гщтная литература. Очень ма- леньким тиражом вышел ,не давний восьмитомник, его хватит только небольшой час ти педагогов, не говоря уже о широком круге чита-гелей. Во-вторых, чтобы исполь зовать методику Макаренко, нужно уметь создавать усло вия. необходимые для этого. Антон Семенович был, конеч но, гениальным человеком, он сам создавал такие условия, которые воспитывают без разГОворо,„ о воспитании. Ведь мь 1 же выросли не в доме, а во Дворце для бес призорных, вся наша жизнь была окружена цветами, чис тотой, блеском. Я помню свое первое впечатление от ком»^- ны — натёртый до такого блеска паркет, что видно се бя, в нем, как в зеркале. У нас малвдький хлопец мог делать замечание взрослому, если тот сорил на улице, в помещении, и последний все гда беспрекословно исправ лял свою оплошность. Мака ренко принадлежат, слова: «Воспитание должно прохо дить на каждом квадратном метре», у него оно прохо дило на каждом квадратном Миллиметре. Нашим школам сейчас очень трудно решать воспи тательные задачи. Но как удавалось это Макаренко и его соратникам по коммуне? Ведь у нас была своя само деятельная театральная сту дия, Когда Харьковский те атр русской драмы захотел взять шефютво над колонис тами, Антон Семенович пре дупредил, что не может при нять любую опеку. Театр был нужен колонии только как носитель культуры. С нами” работали Янкевский, Окобйн, Крамов. Вы только подумайте, мы ставили ^ р . ваятеса,, Гоголя, Островско го, Мольера. Каждый зани мался тем, что любил, где по-настоящему раскрывались все грани его «Я». Антон Се менович на этот счет писал; «Что же я должен вгонять каждую индивидуальность .в единую программу, стандарт и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красо той личности», Макаренко создал п коло нии сложное производсдао, потому что с полной убеж денностью считал, что толь ко оно дает человеку все воз можности для удовлетворе ния вкусов и наклонностей. В очередной раз затеивая . что-то, он никогда не гово рил: «Я придумал», он всес- да повторял; «Давайте поду маем .вместе». И мы тоже за горались идеей. Она нас вдох новляла, создавала настрое ние в работе. Помню, когда. мы освоили вьшуск; электро- сверла, член правлешш ком- муны А. И. Броневой в вы ступлении на каком-то собра- НИИ сказал, что, наладив вы пуск новой продукции, мы сэкономили пролетарскому государству 1,5 миллиона зо лотом. Как мы ликовали! А потом перед нами появилась новая цель — построить фо- ' тозавод, и так бесконечно — одна задача сменялась дру гой. Я считаю, это очень важ. ный момент в системе Мака ренко. Перед коллективом по стоянно должна стоять соци ально значимая, важная цель, . без нее он начинает загни вать. Видите, насколько глу бок Макаренко, ведь это не только для школьного кол лектива, так должно быть в любом другом коллективе: на заводе, фабрике, в магази не, в студенческой аудитории. Сейчас многие болтают о трудовом воспитании, считая, что его главная цеЛь — от влечение детей от шалости. Это — дремучая глупость. Тогда чего проще? .Дайте каж дому в ^ к и по наттлышку, пусть работают, и вот ^ пе- ред вами воспитанные люда. Воспитывает труд-забота о ближнем, о государстве, о будущем. «ХОЧУ ОСТАТЬСЯРЕБЕНКОМ» > — Главный партнер педа гогического отряда — дети, е которыми он работает Так вот, как цы оцениваете это качество ваших подопечнБгх, в смысле партнерство? На какой результат сориентиро вана работа отряда? Отвечает старший комис сар областной школы комсо мольского и пионерского ак тива,: командир педотрада «Родник» ОК ВЛКСМ Алек сандр НОВИКОВ (г. Смо ленск): — Детские души — это чистые, бездонные колодцы, Они делятся с нами, взрос лыми, той живительной-вла гой доброты, которой так ча сто не хватает в нашей су матошной Жизни. Рядом с детьми невозможно стоять на месте, ничего не делать. У них ведь масса потребностей, желаний, фантазий. И нужно уметь делать все, в чем они нуждаются. Работа с детьми, и это, естественно, наклады, вает отпечаток на каждого человека, наверно поэтому, этим людям часто говорят; «Вырос, а Остался ре^н - ком». Я думаю, это здорово — сохранить в себе самое сокровенное из детства. Я ЛИЧНО хочу остаться ребен ком ДО старости. / А результат работы наше го педагогического отряда, мой лично должен быть ори ентирован прежде всего на детей, на наших партнеров. Дети должны твердо стоять на ногах, трезво оценивать любую ситуацию, чтобы без пресловутой подсказки «свер ху» перестраивать жизнь в собственной стране!
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz