Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

26 авгкха 19Ш г ЛЕНИНЕЦ Аргументы и факты слета . , Ваш асдагогическай от рад навестен в стране. Схвж»- те, какие возможности естк У атого студенческого об’ьедНг нения в де.чс фориирс.йанля активной гражданской дав». ИНН у ШКОЛЬНИКОВУ Отвечает'-асадент пвдиаети- тута, руководитель делегации Александр Зельиановви ИО- ГОЛЕВИЧ (г. Челябинск); —‘ Впервые р своих воспв- тательных возможностях ком­ сомольские педагогаческие отряды заявили в летние ка­ никулы 1971 года. Круглого, днчно работать с детьми и подростками они начали с 1973 года. Первый такой от­ ряд был создан у нас в Че­ лябинском педагогическом ин­ ституте. В него вошли боль­ шей частью воспитатели-энту­ зиасты, которые помогли сво­ ей работой, энергией доказать окружающим социалыгую зна­ чимость подобных объедине­ ний. В современных условиях ледотряды должны занимать. ОТРЯД БУДУЩЕГО ся организацией разносторон. ней деятельности учащихся, направ-ченной на формирова­ ние их интересов, теорческих способностей и сощщльной активности. Лоди работают о детьми во внеурочное вре­ мя. Огш приходят в общеоб­ разовательные, специализиро­ ванные школы, мшфорайоны, детские дома, пионерские дружины. При формщюваяии такого отряда важно учесть интере­ сы и яаклошкюти в него вступаюпщх. И очень многое зависит от атмосферы, сло­ жившейся в яедотряде. Каж­ дый должен иметь возмож­ ность проявить себя в вос­ питательной работе, раскрыть авою индивидуальность, выра­ ботать самостоятельность в принятии решений. Для того, чтобы активизи­ ровать педагогические отря­ ды, предлагаем ежегодно проводить смотры «Смена смене идет» на звание «От- -тичшый педагогкчеснМ от­ ряд». Основньщ показателем эффективности влияния пед- отрядов на формирование ак­ тивной жизненной позиции учащихся с'штать заинтере- соваетое и творческое учас­ тие детей и подростков в 'жиз. ни своих коллективов. И еще, необходимо постоянно повы­ шать уровень педагогических знаний участников педотря- дов, 5 'креплять их материаль- но-техшшческую базу. И все мы, собравшиеся на этом слете, прекрасно понй. маем, что уже 'давно пришла пора создать Всесоюзный со­ вет комсомольских педагоги­ ческих отрядов и при нем научно-методическую лабора. торию по изучению, обобще­ нию и распространению пере­ дового опыта их работы. Любовь — штука трудная - Как вы относитесь <* утверждению, что молодежь ньтешггая не лжбнт класек- ческую музыку, иредвочита» исключительно рок? Отвечает режиссер Красно­ дарской филармонии, ведущий музьшального молодежного клуба Виктор МАЛОВ (г. Краснодар): — Это утверждение лож­ но, говорить тан может че­ ловек, весьма далекий от му­ зыки и от молодежи. Скшсем недавно группа социолотов обнародовала результаты своих исследований по этому вопросу. 14 процентов из чи­ сла (довольно большого!) оп­ рошенных отдали предпочте­ ние року. Столько же — 14 процентов! -^ отдали предпоч­ тение классике. Причем, за­ метим, что это вполне могли быть одни и те же люди. По-, лучается, что абсолютное’ большинство предпочитает эстрадную музыку.' Это очень понятно: лю ^ ть эстраднугю музьшу легко, на это не нужно тратить какие- то усилия, это удобно и прес. тижно — «Ах, ПреотяковИ А'Шеня Белоусов — просто прелесть», к услугам этого типа музыкальных покловни- кОд теле, и радиопередача, данные всевозможных хит­ парадов, околомузыкальные сплетни в молодежных газе­ тах. Если всерьез, то любовь — всегда штука трудаая, вся­ кий, кто хоть раз в жизни любил, знает, как это трудно. И рок, и классику любить трудно. О роке легко гово- рнт»; опять же и Щ)естижно, и модно. А вот о классике да­ же говорить тоудао хотя бы потому, что собеседников най­ ти непросто. И тем не менее, они есть. Но странное дело, многае молодые люди вместо того, чтобы гордиться, что они любят классику — гордятся же своими хч^зыкальными пристрасшями рок-поклонни­ ки! — эти ребята ^ о и х му- здаальных пристрастий стес- йяются. Недавно одаа десятикяас. <зшца, которая вот уже два года ходит ко мне в зал фи­ лармонии на вечера молодеж- ного музыкального клуба (есть у нас такой в Красно, даре), рассказывала мне о своем парне, который учится д ПТУ. И что он очень хоро- ший, много читает, и даже любит классику. Воу Только любимую «Лунную сонату» Бетховена он может поставить на проигрьюатель, когда все из общежития уйдут. — Но почему? — Иначе нельзя, засмеют... Странное дело, правда? Ка- кой-лшбудь собиратель обго­ релых спичек может с гор­ достью говорить о своем «хсй- би», а вОТ о том, что ты .лю­ бишь классическую музыку, сказать стыдно. Думаю, что это пройдет, уже стало проходить. Нам очень долго было стыдно признаваться в'какой-то непо­ хожести на всех остальных, мы делали вид, что все оди­ наковые, единодушные во всем. Теперь ясно, что мы все разные. Встречи в концертных за­ лах Ш 2 чянее, более ритуаль­ ны. Вот и создается впечатле­ ние, что их больше, чуть ли не вся молодежь... Не далее, как вчера, на слете я встре­ чался с группами ребят из Саратова, Ленинграда, Куй­ бышева, Перьмй, Саранска. Когда я им предложил на вы­ бор, вечер какой музыки они хотели бы сегодня провести — классической или рока, они выбрали классику. Хотя мой двухкассетный «Шарп» и пол. тора десятка кассет вполне красноречиво свидетельство­ вали, что для рок-вечера ос­ нащение полное. И мы про. вели чудный вечер в общест­ ве классической гитары, му­ зыки Паганини для скрипки и гитары, старинных русских ромаясш и песен Окуджавы, В одном из ближайших номеров нашей газеты мы опубликуем материал Викто­ ра Малова «Сиротский рок», или о чем и как цоет группа «Ласковый май». Антон Семенович нужен всем Макаренко знают во всем мире, ц не только знают, но и успешно применяют его си­ стему на практике. У нас же в стране, на родине педаго­ га, его наследие «не расие. чатано» для широкого круга людей, занудней доступ к не­ му и для педагогов. Как вы думаете, в чем причина? И ио- сегодня нам столь не­ обходим Макаренко? Отвечает бывший воспитан­ ник коммуны имени Дзержин­ ского Иван Игнатьевич ЯЦЕН. КО (Ленинград); — Да, время показало и доказало — Макаренко ну­ жен всем.' Я веду переписку с японским товарищем из Хоккайдского университета, который проявляет огромный интерес к изучению творчест­ ва Антона Семеновича, мака- ренковские методы воспитания используют кубинцы, амери­ канцы, болгары, немцы. Чуть ли не весь мир воспитывает по Макаренко. А мы? Мы опять остаемся с энтузиаста­ ми, людьми, которые, несмот­ ря на сложности, пропагаиди- руют, внедряют, изучают Ма­ каренко. В чем причины? Во-первых, я считаю, для того, чтобы работать по Ма­ каренко, нужно читать его, а не о нем. ОДнако, книги Антона Семеновича — дефи- гщтная литература. Очень ма- леньким тиражом вышел ,не­ давний восьмитомник, его хватит только небольшой час­ ти педагогов, не говоря уже о широком круге чита-гелей. Во-вторых, чтобы исполь­ зовать методику Макаренко, нужно уметь создавать усло­ вия. необходимые для этого. Антон Семенович был, конеч­ но, гениальным человеком, он сам создавал такие условия, которые воспитывают без разГОворо,„ о воспитании. Ведь мь 1 же выросли не в доме, а во Дворце для бес­ призорных, вся наша жизнь была окружена цветами, чис­ тотой, блеском. Я помню свое первое впечатление от ком»^- ны — натёртый до такого блеска паркет, что видно се­ бя, в нем, как в зеркале. У нас малвдький хлопец мог делать замечание взрослому, если тот сорил на улице, в помещении, и последний все­ гда беспрекословно исправ­ лял свою оплошность. Мака­ ренко принадлежат, слова: «Воспитание должно прохо­ дить на каждом квадратном метре», у него оно прохо­ дило на каждом квадратном Миллиметре. Нашим школам сейчас очень трудно решать воспи­ тательные задачи. Но как удавалось это Макаренко и его соратникам по коммуне? Ведь у нас была своя само­ деятельная театральная сту­ дия, Когда Харьковский те­ атр русской драмы захотел взять шефютво над колонис­ тами, Антон Семенович пре­ дупредил, что не может при­ нять любую опеку. Театр был нужен колонии только как носитель культуры. С нами” работали Янкевский, Окобйн, Крамов. Вы только подумайте, мы ставили ^ р . ваятеса,, Гоголя, Островско­ го, Мольера. Каждый зани­ мался тем, что любил, где по-настоящему раскрывались все грани его «Я». Антон Се­ менович на этот счет писал; «Что же я должен вгонять каждую индивидуальность .в единую программу, стандарт и этого стандарта добиваться? Тогда я должен пожертвовать индивидуальной прелестью, своеобразием, особой красо­ той личности», Макаренко создал п коло­ нии сложное производсдао, потому что с полной убеж­ денностью считал, что толь­ ко оно дает человеку все воз­ можности для удовлетворе­ ния вкусов и наклонностей. В очередной раз затеивая . что-то, он никогда не гово­ рил: «Я придумал», он всес- да повторял; «Давайте поду­ маем .вместе». И мы тоже за­ горались идеей. Она нас вдох­ новляла, создавала настрое­ ние в работе. Помню, когда. мы освоили вьшуск; электро- сверла, член правлешш ком- муны А. И. Броневой в вы­ ступлении на каком-то собра- НИИ сказал, что, наладив вы­ пуск новой продукции, мы сэкономили пролетарскому государству 1,5 миллиона зо­ лотом. Как мы ликовали! А потом перед нами появилась новая цель — построить фо- ' тозавод, и так бесконечно — одна задача сменялась дру­ гой. Я считаю, это очень важ. ный момент в системе Мака­ ренко. Перед коллективом по­ стоянно должна стоять соци­ ально значимая, важная цель, . без нее он начинает загни­ вать. Видите, насколько глу­ бок Макаренко, ведь это не только для школьного кол­ лектива, так должно быть в любом другом коллективе: на заводе, фабрике, в магази­ не, в студенческой аудитории. Сейчас многие болтают о трудовом воспитании, считая, что его главная цеЛь — от­ влечение детей от шалости. Это — дремучая глупость. Тогда чего проще? .Дайте каж­ дому в ^ к и по наттлышку, пусть работают, и вот ^ пе- ред вами воспитанные люда. Воспитывает труд-забота о ближнем, о государстве, о будущем. «ХОЧУ ОСТАТЬСЯРЕБЕНКОМ» > — Главный партнер педа­ гогического отряда — дети, е которыми он работает Так вот, как цы оцениваете это качество ваших подопечнБгх, в смысле партнерство? На какой результат сориентиро­ вана работа отряда? Отвечает старший комис­ сар областной школы комсо­ мольского и пионерского ак­ тива,: командир педотрада «Родник» ОК ВЛКСМ Алек­ сандр НОВИКОВ (г. Смо­ ленск): — Детские души — это чистые, бездонные колодцы, Они делятся с нами, взрос­ лыми, той живительной-вла­ гой доброты, которой так ча­ сто не хватает в нашей су­ матошной Жизни. Рядом с детьми невозможно стоять на месте, ничего не делать. У них ведь масса потребностей, желаний, фантазий. И нужно уметь делать все, в чем они нуждаются. Работа с детьми, и это, естественно, наклады, вает отпечаток на каждого человека, наверно поэтому, этим людям часто говорят; «Вырос, а Остался ре^н - ком». Я думаю, это здорово — сохранить в себе самое сокровенное из детства. Я ЛИЧНО хочу остаться ребен­ ком ДО старости. / А результат работы наше­ го педагогического отряда, мой лично должен быть ори­ ентирован прежде всего на детей, на наших партнеров. Дети должны твердо стоять на ногах, трезво оценивать любую ситуацию, чтобы без пресловутой подсказки «свер­ ху» перестраивать жизнь в собственной стране!

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz