Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 26 августа 1989 г. АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ СЛЕТА А. ЛОМОНОСОВ, асснс тент кафедры теории и шёто- дакн воспитательной работы ЛГПИ. Говоря о национальных проблемах, мы подчас забы ваем один очень важный мо мент: сами проблемы могут дифферешдироваться по-раз- ному, но мы, по крайней ме ре, можем выделить трв уро вня существования национа льных отношений. Первый— собственно исторический, гло бальный,, Это судьбы отдель но взятых народов, проходя- ц р е через огромные времен ные промежутки и стыкую щиеся с целым рядом проб- .тем, важных для всей чело веческой цивилизации. Именно этим уровнем нацио нальных проблем занимается исто 1 рия. Второй — аналити- чесяшй, входящий в орбиту сфер интересов ученых. Соб ственно, это те же историчес кие проблемы, но рассматри ваемые более конкретно, «в тшпи кабинетов», в какой-то степени лишенные острых уг лов. придающих болезнен ность ' национальной пробле ме. Третий — бытовой. Это многообразные образчики фольклора, выражающие отно шений тех или иных наций и народностей к другим, суще ствуют почти и каждом го сударстве на самых разнооб разных этапах его историче ского развития. Стремление выявить/причины бедствий СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ одной нации, каким-то обра зом связяв иХ с неполноцен ностью другой, — это и , есть бытовой, самый консер вативный уровень националь ных отношений. Если мы обратимся к опы- “ ту^-современности, то стано вится очевидным, что интер национальное, воспитание не возможно без воспитания на ционального. Мы забыли са мое главное—как и в другой сфере общественной деятель ности. что свободное разви тие каждого является здесь 1 ;лавным условием свободного развития всех. Нарушая эту модель, пытаемся обозначить обратную связь; только при общем целом отдельно взя тые нации и национальнос ти могут получить право для развития. И эта извращенная изна ночная модель, привычка считать в сбратную сторону П 1 ЙЮОДИТ к тому,-ЧТО сегод ня экстремистские проявле ния национальных течений завоевывают все/большее чи сло привержеядев. Но все не так просто. Национальное даижение сегодня — это ог ромное разнообразие / самых неоднозначных течений, ва риантов, групп. Поэтому, го воря о национальном вопро се в каждом ксншретном слу чае. мы не ДОЛЖНЫ/ забывать о том. ЧТО/ здесь / стыкуют ся два уровня проблем. Это проблемы космополитические (в высоком смысле этого сло ва): ДЛЯ истинной культуры совершенно безразлично на циональное восхождение того или иного представителя. С другой стороны, если мы посмотрим на формы нацио нальных проблем, то увидим, что без осмысления истори ческого опыта каждой отдель но взятой нации невозможно прийти к сумме интернацио нальных отношений. Структу ра в данном случае достаточ но четкая и ясная: только через личностный, историчес кий опыт, только через осмы сление своего места можно пщ йш к обобщению этих со- ■циальнь 1 х категорий. И еще один интересный момент. Сегодня наше взима ние привлекают такие специ фичные явления Националь- ной жизни, как локализиру ющиеся в отдельных регио нах страны общества, провоз глашающие своей за д а ч у очищение национального ду ха. Скажем, общество «Па мять». Это явление глубоко неоднозначное, и его корни пролегают значительно глу^ же по сравнению с тем, как Мы привыкли считать. Это проблемы взаимоотно шений: между ,/ различными концессиями религиозных групп; проблема обособле ния тех или иных социаль ных и имущественных слоев в пределах России. Мы ви дим, что национальные отно шения — это постоянный процесс развития, в них от сутствует статика и попытка зафиксировать национальные проблемы на каком-то опре деленном уровне. Рассмотре ние их, как нечто само со бой разумеющееся, приводит к самым тяжелым последст виям. Если попытаться выйти на уровень взаимосвязи интер национального воспитания с современной системой цен ностей. то цалицо достаточно простая вещь; гуманитарная ценность, уважение к челове ческой жизни, к историчес кой традиции, понимание то го, Что культура принадле жит всей цивилизации н "це лом — все эти моменты обу славливают успех или неус пех национального воспита ния. Все это достаточно не ново, но практика показыва ет, что сегодня это воспита- , ние сводится к попытке объ яснить Б основном уровень отношений большим или мень- •шим отставанием в эконо мическом развитии той или иной нации. А здесь корни уходят в очень отдаленные периоды. Таким образом, можно сде лать несколько главных вы- О проблемах национального воспитания в школе ВОДО.В по затронутой пробле ме. Первое; — современная школа. „ принципе, не име ет выработанной системы ин тернационального воспитания вообще. Система этого воспи тания должна отталкиваться прежде всего от освоения ши роких гуманитарных ценнос тей. Второе: воспитание на циональное должно предшест вовать интернациональному и никоим образом наоборот. То есть, осмысление ценностей, лежащее в оенше развития каждой нацш. может быть достигнуто только в резуль тате эволюции сознания чело века, уважительно относяще гося к своей национальной культуре. , И третье: ^'Взаимодействие производительньк сил и про изводственных отношений яв ляется весьма весомым фак тором, но нельзя здесь отора- сывать и важные нюансы, от тенки, определяющие послед, нюю каплю, которая перепол няет в определенном регио- 'Не ЧсНПу терпения. Мы вступаем в нок>е тыся- челетие с грузом старых про блем, недомолвок, и только ■ через причастность каждого человека и общечеловеческим ценностям, осознание своей гума 1 штарной значимости мы можем выйти на решение этой проблемы. С. ШМАКОВ, командир шта ба Всесоюзного слета педаго. гических отрядов страны, В Липецке на бд-зе кругло, годичного шюнерского лаге ря НЛМК «Прометей» рабо тал слет педагогичес ких отрядов страны разных тЕшов. Красивое слово «слет». К бескрылым людям оно от- ношения не имеет. И к бес крылым идеям тоже. А вот еще строгое военное слово «отряд». Как там в энцикло педии? «Отряд — временное или постоянное... формирова ние, создаваемое для выпол нения ^ е в о й или специаль ной задачи». На гостетфиим- ную землю Черноземья сле телись не^льшие отряды» добровольных рыцарей дет- . ства. Всего на 5—6 дней. Каждый отряд привю свой опыт выхода на детей, остро нуждаюпщхся в их помощи, соучастии, сотрудничестве. Какой парадокс! Тьюячи ре бят, живущих со кэрослыми, как бы едиными группиров ками (о коллективах умол чу), Ллезненно перёживактт дискомфорт этой совместной жизни. Это. нрерное, и не жизнь, а существование ря дом людей разной группы крови. В таком, часто насиш>- стзвенном объединении кому- то нет места, кому-то нет ро ли, кто-то просто никому не нужен, у кого-то нет своего дела, иным не хватает вни мания и тепла; Теше, увы, может сложиться и в семье, и в коллектйве учебного клас, са, и во дворе, и в пионер ском лагере, и даже во вне школьном учреждении. Лю бое невнимание, тем более унижение всегда подрывает сплоченность группы взрос- и юных. Время застоя породило мшого нелогичнта-о и даже уродливого. Есть школы, где работают только пожилые, а то и пенсиохшо- го возраста наставники. И в этом причина серьезной дис- ■гармонии отношений воспи- .тателей и воспитанников. Есть школы, где полностью отсутствуют мужчины-учите ля. Это уже серьезная соци альная деформация условий восопиташш. Есть коллективы, где издавна ведется «война» тех, кто учит, и тех кто учит ся. Бездарная действитель ность порождает бездарей. И МАЯТНИКИ ФУКО нечего удивляться нравствен ной облегченности.; гранича - щей с безответственностью, . бездуховностью существова ния детей на земле своего Отечества. Понять й заучить наизусть формулы, знаки, иностранные слова легче, чем научить жить по совести. Кргда в жизни ребят отсутст вуют творчество, связь с по литикой времени, ее борьбой, отсутствуют настоящие дела. ' появляется пустота, которая хуже воровства. И еще появ ляется поразитёльнай ледаго- гнчесная изобретательность — «не пшволять», «не раз решать». Без притяжения че- лсшечности нет и не может быть сегодня ведагогики сот рудничества и содружества. А если поставить вопрос еще прямее? А для чего нам вообще нужны педотряды, - когда вокруг столько школ. пионерских лагерей и прочих . центров детства, комиссий, комитетов содействия, ша|)ов и т. п.? Отвечают: в порядке «педагогического бреда». На наших дискуссиях и педаго гических рингтх говорили об этом; для выполнения сПедн-. альных боевых задач. Во- первых, поддержать ребенка как человека там, где ему не хватает такой поддержки. Во- вторых, помочь тем педаго гическим коллективам конк ретной живой помощью, на которую у них нет своих сил; В-третьих, разбудить ,дух ре бячьей инициативы и смелое- ти, взбудоражить чересчур спокойных руководителей, педколлективы, не давать им покоя, заставлять искать, ду мать. В-четвертых, поставить заслон педагогической дикта туре. которая столь довлеет над детством. В-пятых, что бы свободное-^ремя ребят, которого не так уж и много, стало источйиком истинных вдохновений и т. д. и т. п. Богатейший опыт привезли педотряды страны. Они рабо тают по самым разным нап равлениям. Псюланцы Кирша, например, стали старшими братьями и сестрами детям, сиротам, ленинградцы работа ют по •месту жительства с «бесхозными» детьми улщ . собирают исторический мате риал о первой школе-комму не, которую создал Ионов, челябинцы трудятся в пио нерских лагерях. Есть педа гогические отряды, нацелен ные на решение экологичес ких проблем, есть отряды, реставрирующие памятники щюшлого. Есть ребята, кото- Р 1 ке, окончив родную школу и выбрав разные профессии, остались в ней в качестве «маятника Фуко» —чраскачи вают все инерционное, будо ражат школьную скуку. Вы спроскге, при чем тут слово «педагогические»? Какое бы название или форму ни при нимало объединение взрос лых и ребят — клуб; фор пост, отряд милосердия, ти муровская команда. союз друзей животного мира, об щее у них одно: к детям на добршольяых началах приш ли молодые или не очень мо лодые люди, чтобы протянуть чистые руки друнйы и помо щи. Почему? От кого? Круп нейший педагог нашего вре мени Шалва Амонашвяли на Всесоюзном съшде рабояш- ко}в народного о^азоваяия не побоялся сказать, даже крикнуть: «Дети находятся в империализме взрослых». Культ процента успеваемости забивает идею |сульта разно стороннего развития ребят. Говорим^ о демократизме об щества, а казарменные поряд ки,в школах процветают. Ни ти содружества между деть ми, учителями и родителями , еле-еле просматриваются. Отупляющие страхи ста)ш- низма пронизывают методику воспитательных отношений. Права и свободы ребят толь.' ко декларируются. Милосер дие до сих пор считается ан типодом педагогики дитщиллн- ны. Детские политические организации не конкурентны с неформальными объедине ниями. Дело дошло до того, что центры мафии распрост! раняют свое влияние н а . ты сячи ребят с улицы, облачая Их «налогом» и выводя на лжеромантическую борьбу не понятно за что и за кого. Те леэкран поет на английском языке, зубоскалит, кривляет ся — не учит думать и нику да не зовет. Потеря целей привела к тому, что во гла ве погромщиков в Фергане шли дети и... учителя (!). Недавно во Всероссийс ком пионерском лагере «Ор ленок» закончился Всесоюз ный сбор «Сотрудничество». Целую смену жили, работа! ли, спорили, придумьшали вместе детскую жизнь в шко ле и вне ее взрослые (учи теля. комсомольские и пи онерские работники, управ ленцы, ученые)’и дети из од них и тех же школ; Мы рас скажем об этом отдельно позд нее. Пока только общий вы вод; культ- личности Сталина и его вождей помельче—это не просто личность, это пси хологический стереотип сис темы, насаждающей безли чие. Для нас сегодня главное —создание культа личностей всех людей, всех детей. ,Лкя- ностей, способных пересту пить и построить новое об-' щество новых людей Есть ли у нас в области, в городе, в стране запас таких личностей? Есть! И это наша надежда на победу. Плечом к плечу ра ботали на орлятском сборе учитель физкультуры Миха ил Митий, школьницы СШ № 53 и ее завуч Правда Юрьевна Тихонова, методи- ~сты Двордо пионеров Ирина Хрюкина и Лариса Перепели ца и автор этой статьи. Мы учились сами и учили ребят жить без ретуши и вранья, своим риском, фантазией, предприимчивостью, энергией, А вот какой вывод мы сде лали на нашем микролипец- ком сборе как части общесо юзного; все. решительно все новое вшнииает вне установ ленных правил и даже воп реки их, поверх канонов, вне благостной лжи и самоуейоко- ения. ...В Липецке — городе доб рой педагогической много трудной славы целую неделю работал слет десантов от не формальной педагогики. Пре красно. что в педотрядах есть студенты и ученые, ра бочие и школьники, учителя н военные. Они обменялись живым опытом «боев мест ного значения» за объектив, ное счастливое, деятельное детство. Придумали зако ны и правила сотрудничест ва со всякими детскими цен- трами. чтобы стать им абсо. лютно необходимыми, найти верные деловые контакты с учительством, войти органич но в составы педсоветов и со ветов школ. 'Уточнить где. в , чем, в какой мере школа и з дается в действенной помощи летучих педагогических под разделений. Перестройка — это мы. И то. что в стране жшут и дей ствуют неформальные отря ды взрослых чудаков, даря щих свои силы, время жар сердец детям, _ прекрасная и благородная примета време ни. Скажем прямо; содруже ству взросльк и юных сегод. ня очень нужны честная вде- ологая, честный социализм, при которых детям будет жить, работать,, учиться хо- рошо. Пожелаем всем гостям со всех республик, облас тей и краев доброго делового контакта, успешного поиска истин, прсфессиональной до- лгой дружбы, притяжения человечности и ощущения счастья в нелегкой перестро ечной борьбе за растущих людей, о которых когда-то В. И. Ленин хорошо сказал; «Они — частк революции».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz