Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 26 августа 1989 г. АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ СЛЕТА А. ЛОМОНОСОВ, асснс тент кафедры теории и шёто- дакн воспитательной работы ЛГПИ. Говоря о национальных проблемах, мы подчас забы­ ваем один очень важный мо­ мент: сами проблемы могут дифферешдироваться по-раз- ному, но мы, по крайней ме­ ре, можем выделить трв уро­ вня существования национа­ льных отношений. Первый— собственно исторический, гло­ бальный,, Это судьбы отдель­ но взятых народов, проходя- ц р е через огромные времен­ ные промежутки и стыкую­ щиеся с целым рядом проб- .тем, важных для всей чело­ веческой цивилизации. Именно этим уровнем нацио­ нальных проблем занимается исто 1 рия. Второй — аналити- чесяшй, входящий в орбиту сфер интересов ученых. Соб­ ственно, это те же историчес­ кие проблемы, но рассматри­ ваемые более конкретно, «в тшпи кабинетов», в какой-то степени лишенные острых уг­ лов. придающих болезнен­ ность ' национальной пробле­ ме. Третий — бытовой. Это многообразные образчики фольклора, выражающие отно­ шений тех или иных наций и народностей к другим, суще­ ствуют почти и каждом го­ сударстве на самых разнооб­ разных этапах его историче­ ского развития. Стремление выявить/причины бедствий СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ одной нации, каким-то обра­ зом связяв иХ с неполноцен­ ностью другой, — это и , есть бытовой, самый консер­ вативный уровень националь­ ных отношений. Если мы обратимся к опы- “ ту^-современности, то стано­ вится очевидным, что интер­ национальное, воспитание не­ возможно без воспитания на­ ционального. Мы забыли са­ мое главное—как и в другой сфере общественной деятель­ ности. что свободное разви­ тие каждого является здесь 1 ;лавным условием свободного развития всех. Нарушая эту модель, пытаемся обозначить обратную связь; только при общем целом отдельно взя­ тые нации и национальнос­ ти могут получить право для развития. И эта извращенная изна­ ночная модель, привычка считать в сбратную сторону П 1 ЙЮОДИТ к тому,-ЧТО сегод­ ня экстремистские проявле­ ния национальных течений завоевывают все/большее чи­ сло привержеядев. Но все не так просто. Национальное даижение сегодня — это ог­ ромное разнообразие / самых неоднозначных течений, ва­ риантов, групп. Поэтому, го­ воря о национальном вопро­ се в каждом ксншретном слу­ чае. мы не ДОЛЖНЫ/ забывать о том. ЧТО/ здесь / стыкуют­ ся два уровня проблем. Это проблемы космополитические (в высоком смысле этого сло­ ва): ДЛЯ истинной культуры совершенно безразлично на­ циональное восхождение того или иного представителя. С другой стороны, если мы посмотрим на формы нацио­ нальных проблем, то увидим, что без осмысления истори­ ческого опыта каждой отдель­ но взятой нации невозможно прийти к сумме интернацио­ нальных отношений. Структу­ ра в данном случае достаточ­ но четкая и ясная: только через личностный, историчес­ кий опыт, только через осмы­ сление своего места можно пщ йш к обобщению этих со- ■циальнь 1 х категорий. И еще один интересный момент. Сегодня наше взима­ ние привлекают такие специ­ фичные явления Националь- ной жизни, как локализиру­ ющиеся в отдельных регио­ нах страны общества, провоз­ глашающие своей за д а ч у очищение национального ду­ ха. Скажем, общество «Па­ мять». Это явление глубоко неоднозначное, и его корни пролегают значительно глу^ же по сравнению с тем, как Мы привыкли считать. Это проблемы взаимоотно­ шений: между ,/ различными концессиями религиозных групп; проблема обособле­ ния тех или иных социаль­ ных и имущественных слоев в пределах России. Мы ви­ дим, что национальные отно­ шения — это постоянный процесс развития, в них от­ сутствует статика и попытка зафиксировать национальные проблемы на каком-то опре­ деленном уровне. Рассмотре­ ние их, как нечто само со­ бой разумеющееся, приводит к самым тяжелым последст­ виям. Если попытаться выйти на уровень взаимосвязи интер­ национального воспитания с современной системой цен­ ностей. то цалицо достаточно простая вещь; гуманитарная ценность, уважение к челове­ ческой жизни, к историчес­ кой традиции, понимание то­ го, Что культура принадле­ жит всей цивилизации н "це­ лом — все эти моменты обу­ славливают успех или неус­ пех национального воспита­ ния. Все это достаточно не ново, но практика показыва­ ет, что сегодня это воспита- , ние сводится к попытке объ­ яснить Б основном уровень отношений большим или мень- •шим отставанием в эконо­ мическом развитии той или иной нации. А здесь корни уходят в очень отдаленные периоды. Таким образом, можно сде­ лать несколько главных вы- О проблемах национального воспитания в школе ВОДО.В по затронутой пробле­ ме. Первое; — современная школа. „ принципе, не име­ ет выработанной системы ин­ тернационального воспитания вообще. Система этого воспи­ тания должна отталкиваться прежде всего от освоения ши­ роких гуманитарных ценнос­ тей. Второе: воспитание на­ циональное должно предшест­ вовать интернациональному и никоим образом наоборот. То есть, осмысление ценностей, лежащее в оенше развития каждой нацш. может быть достигнуто только в резуль­ тате эволюции сознания чело­ века, уважительно относяще­ гося к своей национальной культуре. , И третье: ^'Взаимодействие производительньк сил и про­ изводственных отношений яв­ ляется весьма весомым фак­ тором, но нельзя здесь отора- сывать и важные нюансы, от­ тенки, определяющие послед, нюю каплю, которая перепол­ няет в определенном регио- 'Не ЧсНПу терпения. Мы вступаем в нок>е тыся- челетие с грузом старых про­ блем, недомолвок, и только ■ через причастность каждого человека и общечеловеческим ценностям, осознание своей гума 1 штарной значимости мы можем выйти на решение этой проблемы. С. ШМАКОВ, командир шта­ ба Всесоюзного слета педаго. гических отрядов страны, В Липецке на бд-зе кругло, годичного шюнерского лаге­ ря НЛМК «Прометей» рабо­ тал слет педагогичес­ ких отрядов страны разных тЕшов. Красивое слово «слет». К бескрылым людям оно от- ношения не имеет. И к бес­ крылым идеям тоже. А вот еще строгое военное слово «отряд». Как там в энцикло­ педии? «Отряд — временное или постоянное... формирова­ ние, создаваемое для выпол­ нения ^ е в о й или специаль­ ной задачи». На гостетфиим- ную землю Черноземья сле­ телись не^льшие отряды» добровольных рыцарей дет- . ства. Всего на 5—6 дней. Каждый отряд привю свой опыт выхода на детей, остро нуждаюпщхся в их помощи, соучастии, сотрудничестве. Какой парадокс! Тьюячи ре­ бят, живущих со кэрослыми, как бы едиными группиров­ ками (о коллективах умол­ чу), Ллезненно перёживактт дискомфорт этой совместной жизни. Это. нрерное, и не жизнь, а существование ря­ дом людей разной группы крови. В таком, часто насиш>- стзвенном объединении кому- то нет места, кому-то нет ро­ ли, кто-то просто никому не нужен, у кого-то нет своего дела, иным не хватает вни­ мания и тепла; Теше, увы, может сложиться и в семье, и в коллектйве учебного клас, са, и во дворе, и в пионер­ ском лагере, и даже во вне­ школьном учреждении. Лю­ бое невнимание, тем более унижение всегда подрывает сплоченность группы взрос- и юных. Время застоя породило мшого нелогичнта-о и даже уродливого. Есть школы, где работают только пожилые, а то и пенсиохшо- го возраста наставники. И в этом причина серьезной дис- ■гармонии отношений воспи- .тателей и воспитанников. Есть школы, где полностью отсутствуют мужчины-учите­ ля. Это уже серьезная соци­ альная деформация условий восопиташш. Есть коллективы, где издавна ведется «война» тех, кто учит, и тех кто учит­ ся. Бездарная действитель­ ность порождает бездарей. И МАЯТНИКИ ФУКО нечего удивляться нравствен­ ной облегченности.; гранича - щей с безответственностью, . бездуховностью существова­ ния детей на земле своего Отечества. Понять й заучить наизусть формулы, знаки, иностранные слова легче, чем научить жить по совести. Кргда в жизни ребят отсутст­ вуют творчество, связь с по­ литикой времени, ее борьбой, отсутствуют настоящие дела. ' появляется пустота, которая хуже воровства. И еще появ­ ляется поразитёльнай ледаго- гнчесная изобретательность — «не пшволять», «не раз­ решать». Без притяжения че- лсшечности нет и не может быть сегодня ведагогики сот­ рудничества и содружества. А если поставить вопрос еще прямее? А для чего нам вообще нужны педотряды, - когда вокруг столько школ. пионерских лагерей и прочих . центров детства, комиссий, комитетов содействия, ша|)ов и т. п.? Отвечают: в порядке «педагогического бреда». На наших дискуссиях и педаго­ гических рингтх говорили об этом; для выполнения сПедн-. альных боевых задач. Во- первых, поддержать ребенка как человека там, где ему не хватает такой поддержки. Во- вторых, помочь тем педаго­ гическим коллективам конк­ ретной живой помощью, на которую у них нет своих сил; В-третьих, разбудить ,дух ре­ бячьей инициативы и смелое- ти, взбудоражить чересчур спокойных руководителей, педколлективы, не давать им покоя, заставлять искать, ду­ мать. В-четвертых, поставить заслон педагогической дикта­ туре. которая столь довлеет над детством. В-пятых, что­ бы свободное-^ремя ребят, которого не так уж и много, стало источйиком истинных вдохновений и т. д. и т. п. Богатейший опыт привезли педотряды страны. Они рабо­ тают по самым разным нап­ равлениям. Псюланцы Кирша, например, стали старшими братьями и сестрами детям, сиротам, ленинградцы работа­ ют по •месту жительства с «бесхозными» детьми улщ . собирают исторический мате­ риал о первой школе-комму­ не, которую создал Ионов, челябинцы трудятся в пио­ нерских лагерях. Есть педа­ гогические отряды, нацелен­ ные на решение экологичес­ ких проблем, есть отряды, реставрирующие памятники щюшлого. Есть ребята, кото- Р 1 ке, окончив родную школу и выбрав разные профессии, остались в ней в качестве «маятника Фуко» —чраскачи­ вают все инерционное, будо­ ражат школьную скуку. Вы спроскге, при чем тут слово «педагогические»? Какое бы название или форму ни при­ нимало объединение взрос­ лых и ребят — клуб; фор­ пост, отряд милосердия, ти­ муровская команда. союз друзей животного мира, об­ щее у них одно: к детям на добршольяых началах приш­ ли молодые или не очень мо­ лодые люди, чтобы протянуть чистые руки друнйы и помо­ щи. Почему? От кого? Круп­ нейший педагог нашего вре­ мени Шалва Амонашвяли на Всесоюзном съшде рабояш- ко}в народного о^азоваяия не побоялся сказать, даже крикнуть: «Дети находятся в империализме взрослых». Культ процента успеваемости забивает идею |сульта разно­ стороннего развития ребят. Говорим^ о демократизме об­ щества, а казарменные поряд­ ки,в школах процветают. Ни­ ти содружества между деть­ ми, учителями и родителями , еле-еле просматриваются. Отупляющие страхи ста)ш- низма пронизывают методику воспитательных отношений. Права и свободы ребят толь.' ко декларируются. Милосер­ дие до сих пор считается ан­ типодом педагогики дитщиллн- ны. Детские политические организации не конкурентны с неформальными объедине­ ниями. Дело дошло до того, что центры мафии распрост! раняют свое влияние н а . ты­ сячи ребят с улицы, облачая Их «налогом» и выводя на лжеромантическую борьбу не­ понятно за что и за кого. Те­ леэкран поет на английском языке, зубоскалит, кривляет­ ся — не учит думать и нику­ да не зовет. Потеря целей привела к тому, что во гла­ ве погромщиков в Фергане шли дети и... учителя (!). Недавно во Всероссийс­ ком пионерском лагере «Ор­ ленок» закончился Всесоюз­ ный сбор «Сотрудничество». Целую смену жили, работа! ли, спорили, придумьшали вместе детскую жизнь в шко­ ле и вне ее взрослые (учи­ теля. комсомольские и пи­ онерские работники, управ­ ленцы, ученые)’и дети из од­ них и тех же школ; Мы рас­ скажем об этом отдельно позд­ нее. Пока только общий вы­ вод; культ- личности Сталина и его вождей помельче—это не просто личность, это пси­ хологический стереотип сис­ темы, насаждающей безли­ чие. Для нас сегодня главное —создание культа личностей всех людей, всех детей. ,Лкя- ностей, способных пересту­ пить и построить новое об-' щество новых людей Есть ли у нас в области, в городе, в стране запас таких личностей? Есть! И это наша надежда на победу. Плечом к плечу ра­ ботали на орлятском сборе учитель физкультуры Миха­ ил Митий, школьницы СШ № 53 и ее завуч Правда Юрьевна Тихонова, методи- ~сты Двордо пионеров Ирина Хрюкина и Лариса Перепели­ ца и автор этой статьи. Мы учились сами и учили ребят жить без ретуши и вранья, своим риском, фантазией, предприимчивостью, энергией, А вот какой вывод мы сде­ лали на нашем микролипец- ком сборе как части общесо­ юзного; все. решительно все новое вшнииает вне установ­ ленных правил и даже воп­ реки их, поверх канонов, вне благостной лжи и самоуейоко- ения. ...В Липецке — городе доб­ рой педагогической много­ трудной славы целую неделю работал слет десантов от не­ формальной педагогики. Пре­ красно. что в педотрядах есть студенты и ученые, ра­ бочие и школьники, учителя н военные. Они обменялись живым опытом «боев мест­ ного значения» за объектив, ное счастливое, деятельное детство. Придумали зако­ ны и правила сотрудничест­ ва со всякими детскими цен- трами. чтобы стать им абсо. лютно необходимыми, найти верные деловые контакты с учительством, войти органич­ но в составы педсоветов и со­ ветов школ. 'Уточнить где. в , чем, в какой мере школа и з ­ дается в действенной помощи летучих педагогических под­ разделений. Перестройка — это мы. И то. что в стране жшут и дей­ ствуют неформальные отря­ ды взрослых чудаков, даря­ щих свои силы, время жар сердец детям, _ прекрасная и благородная примета време­ ни. Скажем прямо; содруже­ ству взросльк и юных сегод. ня очень нужны честная вде- ологая, честный социализм, при которых детям будет жить, работать,, учиться хо- рошо. Пожелаем всем гостям со всех республик, облас­ тей и краев доброго делового контакта, успешного поиска истин, прсфессиональной до- лгой дружбы, притяжения человечности и ощущения счастья в нелегкой перестро­ ечной борьбе за растущих людей, о которых когда-то В. И. Ленин хорошо сказал; «Они — частк революции».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz