Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

и о н и я 12 августа 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ф 1В МУЗЫКАЛЬНЫЙ еЛОВАРЬ Сопраяо — высокий жен­ ский голос диапазоном от но­ ты «до» первой октавы до той же ноты третьей октавы. Колоратурное сопрано — это самый высокий и подвиж­ ный женский голос- Колора­ турным он называется пото­ му, что легко исполняет раз­ личные вокальные украше­ ния^ ~ колоратуры. К при­ меру. тонкий орнамент мело­ дии в партад^Снегурочки из оперы Римского-Корсакова чудесно передает сказочный образ героини. Раньше композиторов привлекали в колоратурном сопрано блеск и виртуозность, возможность исполнения блестящих пассажей. Начиная с XIX века, музыканты-ком­ позиторы более полно ис­ пользуют выразительные возможности этого голоса. Лирическое сопрано — нежный и легкий голос- Для него написаны пар­ тии Татьяны в опере Чай­ ковского «Евгений Онегин». , Наташи в онере Прокофьева «Война и мир», Тамары в опере Рубинштейна «Демон» '■— партии, в которых преоб­ ладают черты лиризма, ду­ шевной теплоты. Бывают голоса, которые сочетают в себе тембры и могут исполнять различные партии. К примеру, лирико- ‘ колоратурное сопрано было у известной певицы А. В. Не­ ждановой- ’ ЛИРИЧЕСКОЕ СОПРАНО Музыкальный звук — это всегда тайна. Сравнимая раз­ ве что со вступлением в жизнь ребенка. Будто в ма­ гии, из деревянной утробы инструмента и вибрации его струн возникает мелодия. Но еще непостижимее входит в мир откровение человеческо­ го голоса — то, что мы на­ зываем пением. Это колдов­ ская способность сцеплять звуки невидимой нитью, где ответом — наше духовное движение к пониманию кра­ соты. Это очень не просто—быть профессиональным апосто­ лом, соединять в себе то. чему нет до сих пор объяс­ нения, с реалиями обычной людской жизни. Не каждый регпится на двуединство этой связи. Даже не всем поклонни­ кам творчества солистки об­ ластной филармонии Ма­ рины Овсянниковой из­ вестно, ч^о певица обрати­ лась к профессиональной му­ зыке уже после окончания медицинского училища] И когда решилась пройти из­ вечный тернистый путь — нот, отречений от суетного, разговоров с классиками и бесконечных занятий — ей уже было- 22 года. Мне ка­ жется, этот биографический момент очень важен — тдк был сделан первый достой­ ный дар алтарю творчества. Так певица шла к зрителю. Помню уроки Марины Пе­ тровны в Липецком музы­ кальном училище, где она иллюстрирует класс, концерт- мейстерства. Как дорожили мы, тогдашние студенты, за­ нятиями с певицей, хотя в общении не было ничего сентиментального. Эта изящ­ ная, с прекрасными манера­ ми женщина, не признавала никаких компромиссов. А уж слово «компромисс» в ер исполнении— когда речь шла об искусстве—включало- в 'себя целый ряд понятий. Под взглядом певицы авто­ матически расправлялись даже самые сутулые плечи пианистов, нога ложилась на педаль не по привычке, «на­ выворот», а красиво. Фальшивить на уроках .Ма­ рины Петровны было невоз­ можно, это стало бы нонсен­ сом. Музыкальная работа ве­ лась на равных — насколько это было возможно при бога­ тейшем интеллекте Мари­ ны Петровны и восприимчи­ вости студента. От исходно­ го композиторского ядра- идеи вслед за голосом певи­ цы надо бьшо продвигаться все дальше и дальше. На­ верное. до бесконечности. «Я люблю работать с запа­ сом», — часто повторяла Марина Петровна. И этого запаса, по ее су­ ровой 'оценке, почти всегда не хватало. Помню, как на экзамене, после блестящего исполнения «Наташи» Про­ кофьева, на мой восторг она ответила: «Не то». Я по­ нимаю теперь эту правоту. Но только относительно фор­ тепианной партии. Очень редкая черта даже для исполнителя-лауреата — умение протянуть голосом нить к дальнейшим откры­ тиям и размышлениям. «На­ до, чтобы слушатель в голо­ се певца открывал себя», — обронила как-то в разговоре Марина Петровна. Ее голос подарил мне глубину беско­ нечного мира Рахманинова. Д , никогда не знала раньше, что такое случается в звуках — гармоничная боль. До сих пор помню Чистый, звеня­ щий в нака.те голос певицы — «Ночью в саду у меня плачет плакучая ива...» • Наверное, никто не умеет чувствовать и понимать во­ калиста, как его концертмей­ стер. Это качество приходит через* многочисленные репе­ тиции и общение. «Марина — очень глубокий человек. — рассказывает концерт­ мейстер певицы, препода­ ватель Липецкого музьшаль- ного училища Элеонора Би- тольдовна. Гераськияа. — Мне казалось раньше, что Марина подходит к работе рационально. Но это не так, правильнее -сказать — ра­ зумно. Она работает над каж- дьш произведением кропот­ ливо, оттачивая малейшие детали. Никогда не выйдет на сцену с «сырым» мате­ риалом. Певица владеет об­ ширным репертуаром, вклю­ чающим произведения рус­ ских, советских и зарубеж­ ных композиторов. Более ин­ тересно, на мой взгляд. Ма­ рине удается итальянская музыка, наверное, из-за спе­ цифики тембра — лириче­ ское сопрано. Несмотря на то, что певица работает в - нашей филармонии всего лишь шесть лет, она - уже смогла завоевать свою слз’- шательскую аудиторию». Марина постоянно стара­ ется выходить к публике с новыми произведениями. И если, к примеру, готовы уже две программы, начинает ра­ боту над следующей». Каждый месяц выступает Марина Овсянникова с соль­ ным концертом ~ в малом зале ДК профсоюзов, в кра­ еведческом .музее... Всегда в блестящей исполнительской форме, с обаянием высокого артистизма, «Не верьте тем. кто будто бы не боится сце­ ны. — признается певица. — Каждый концерт — это стресс. Иногда мне каже.тся, что на своем выступлении я теряю полжизни. Но все же в творчестве — больше ра­ дости. Иначе невозможно бы­ ло бы петь». На выступлениях певицы, если и происходит негласное деление аудатории слушате­ лей. оно идет как бы лич- ностно. Певица умеет петь для каждого зрителя в от­ дельности. Но как й все ма­ стера сцены, она имеет, ко­ нечно же, свое пристрастие «к зрителю просвещенно­ му». ■ — «Сложную гармонию могут понять многие иску­ шенные слушатели, — рас- сказьшает певица, — а вот насладиться ее тонкостью — это уже состояние души». Дебюсси и любимого ею Рахманинова Марина предпо­ читает исполнять перед «про­ свещенным зрителем», но и «простые» для восприятия произведения (по ее словам) должны быть «с изюминкой». Нравственное и духовное наполнение .личности опреде­ лимо не только ее сегод­ няшним сценическим ус­ пехом. но и отношением к дню завтрашнему. Я имею в виду терпеливую,и трудную работу просветительства. ‘ В составе лекторской группы филармонии певица высту­ пает с концертами в обще­ образовательных школах. Сейчас она работает с ребя­ тами 1—-4 классов. Програм­ мы выст^шлений строятся по «нарастающей», с усложне­ нием показываемых произ­ ведений. На будущий год, который объявлен ЮНЕСКО годом Чайковского, Марина Петровна планирует позна­ комить ма.леньких слушате­ лей с вокальными произве­ дениями’ известного компози­ тора. Этот портрет рисовала Ирина Чемякяна, когда пе­ вица была у нас в редакции. В тот день Мы долго и обо всем беседовали. Говорили о , цветах и любимых книгах, об] -искусстве и последних га­ зетных публикациях, Марине нравятся стихи, Ахматовой и полевые (цветы.г! нагибинские рассназьь.-., все, что несет в себе красоту и велнчие. И еще :ощуще­ ние свободы. всего я дорожу творчёскои 'свобо- дой», — призналась певица. Жизнь артиста' 'во многом зависит от того, в какой мир он приходит, готово ли при­ нять его общество. В нашем городе, мы, к сожалению,. . еще «несвободны» от мно- гйх вещей. к примеру, что нет концертных залов с хо- Э 1 ^ |твкой . А там;. где I |[ф|одяТ|Яыступления, мало " ч ^ '^ д е л а й 'с я для удобства а| 1 ти^тов и зрителей. , ,В зале ^Е1К профсоюзов бяль на таких деревянных эанах, ' что его невоз- , ю передвинуть по сце- ке'('и установить, как удобно - а^йистам. Поэтому вокали- во время выступления ^‘=йойт спиною к концертмей- , ^Лучшее по акустике по- Л)[еф;ение — краеведческий М^зей. Многие из его сотруд­ ников хлопочут сегодня ' о том, чтобы бывший храм стал храмом искусств и там проходили выступления му­ зыкантов. А экспонаты отде­ лов музея — исторического, революционного и т. д. были бы переведены в красный кор­ пус на улице Зегщщ (город­ ские власти на сегодня пла­ нируют разместить там кар­ тинную галерею), Это пе­ ремещение не только порадо>- вало бы меломанов, но оз­ доровило бы наши нравствен­ ные представления—ведь сей­ час на месте алтаря, как это не дико, размещается чучело кабана. Хотелось, чтобы к откры­ тию Нового концертного сезо­ на были решены многие во­ просы внутри самой филар­ монии. Как зрителям, нам просто необходимо (!) знать время и место выступления любимых исполнителей — пора нару­ шить традицию «безафиш- ных» концертов. Мы хотим, наконец, * ус­ лышать голоса солистов фи­ лармонии и в записи по об­ ластному радио — об этом тоже должна позаботиться, в первую очередь, администра­ ция филармонии- ...Голос певца — это наше до­ стояние, редкое, как дра­ гоценный самоцвет неви- ■данной красоты. Никто не знает, как приходят в этот мир чудеса... Т. ЩЕГЛОВА Рис И. ЧЕМЯКИНОИ. МАСТЕР ПЕНИЯ Пласидо Доминго — один из крупнейших современных певцов, завоевавший славу первого тенора мира. Начав выступать в 18 лет в Национальной опере Мехико, Пласидо покорил своим ис­ кусством большинство опер­ ных аудиторий Европы, Аме­ рики, Азии я Африки. В этом году в издательстве «Радуга» вышла мемуарная книга певца «Мои первые со­ рок лет». В предлагаемом отрывке Пласидо делится впеча'цпения- ' ми от поездки в СССР, где пе­ вец побывал в 1974 году с итальянской оперой «Ла Ска­ ла». Мой'русский дебют состоя.ч- ся 8 июня 1974 года. Прием, который оказала Москва труп­ пе «Ла Скала», поистине не­ правдоподобен. После спек­ такля нам аплодировали, вы­ ражали одобрение всеми су­ ществующими способами в течение .сорока пяти минут.. Повторные спектакли' «Тоски» 10 и 15 июня прошли с таким же успехом. Выступать перед огромной аудиторией Кремлевского Двор­ ца съездов было непривычно. В конце концерта публика бес­ конечно'вызывала нас, и соп­ рано МарГерита Ринальди ре­ шила спеть арию из третье­ го акта «Бала-маскарада». Под рукой не оказалось нот, а аккомпаниатор не знал арию на память, так что мне пришлось сесть за рояль. Ког­ да бисировать пришлось мне, я спел по-русски, арию Ленского из «Евгения Онегина». После этого многие слушатели бук­ вально ринулись на сцену, что­ бы заключить меня в объятия, . и. честно говоря, я сильно пе­ репугался — по сцене катился рояль, а за ним неслась толпа. Наконец, мне и моим коллегам удалось уйти со сцены, я, ела- . ва богу, дело обошлось без травм. После оперных спектак лей у служебного выхода меня тоже ждали толпы поклонни­ ков. Может быть, какая-то до­ ля этой неправдоподобной Сер­ дечности русской публики ос - нована на том, что театр —то место, где русские могут от­ крыто выражать свои чувства. Однако надо признать, что тонкость их восприятия музы­ ки связана с богатыми музы­ кальными традициями в ' Рос- сщй.. Дорогой подарок Иначе не назовешь два выступ­ ления в Ельце и Елецком районе заслуженного А®ятеля искусств РСФСР, лауреата Государствен­ ной премии СССР, лауреата пре­ мии Ленинского комсомола Ю. Чичкова. Публика у детского композитора известная — наше будущее поко­ ление. Проведя, в один день два концерта в городском и районном пионерских лагерях, композитор, не задумываясь, запросил с каж­ дого выступления по 400 рублей. За городских детишек, например, отдыхающих в пионерском лагере «Белая березка», денежки выта­ щил из своего кармана молодеж­ ный центр «Орбита» Елецкого гор кома комсомола- А концерты проводились, меж­ ду Тём, в рамках IV традиционно го музыкального праздника «Дни советской музыки — трудящимся г. Липецка и Липецкой области». А на память Елецкому горкому комсомола детский композитор ос­ тавил пласшн!^? ео своими песня­ ми. Ему, улыбающемуся с пластин­ ки, которая стоит на сейфе перво­ го секретаря ГК ВЛКСМ, ложа- * луй, невдомек, какую память ос­ тавил он здесь о себе. Не слишком ли дорогой сувенир”

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz