Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
и о н и я 12 августа 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ф 1В МУЗЫКАЛЬНЫЙ еЛОВАРЬ Сопраяо — высокий жен ский голос диапазоном от но ты «до» первой октавы до той же ноты третьей октавы. Колоратурное сопрано — это самый высокий и подвиж ный женский голос- Колора турным он называется пото му, что легко исполняет раз личные вокальные украше ния^ ~ колоратуры. К при меру. тонкий орнамент мело дии в партад^Снегурочки из оперы Римского-Корсакова чудесно передает сказочный образ героини. Раньше композиторов привлекали в колоратурном сопрано блеск и виртуозность, возможность исполнения блестящих пассажей. Начиная с XIX века, музыканты-ком позиторы более полно ис пользуют выразительные возможности этого голоса. Лирическое сопрано — нежный и легкий голос- Для него написаны пар тии Татьяны в опере Чай ковского «Евгений Онегин». , Наташи в онере Прокофьева «Война и мир», Тамары в опере Рубинштейна «Демон» '■— партии, в которых преоб ладают черты лиризма, ду шевной теплоты. Бывают голоса, которые сочетают в себе тембры и могут исполнять различные партии. К примеру, лирико- ‘ колоратурное сопрано было у известной певицы А. В. Не ждановой- ’ ЛИРИЧЕСКОЕ СОПРАНО Музыкальный звук — это всегда тайна. Сравнимая раз ве что со вступлением в жизнь ребенка. Будто в ма гии, из деревянной утробы инструмента и вибрации его струн возникает мелодия. Но еще непостижимее входит в мир откровение человеческо го голоса — то, что мы на зываем пением. Это колдов ская способность сцеплять звуки невидимой нитью, где ответом — наше духовное движение к пониманию кра соты. Это очень не просто—быть профессиональным апосто лом, соединять в себе то. чему нет до сих пор объяс нения, с реалиями обычной людской жизни. Не каждый регпится на двуединство этой связи. Даже не всем поклонни кам творчества солистки об ластной филармонии Ма рины Овсянниковой из вестно, ч^о певица обрати лась к профессиональной му зыке уже после окончания медицинского училища] И когда решилась пройти из вечный тернистый путь — нот, отречений от суетного, разговоров с классиками и бесконечных занятий — ей уже было- 22 года. Мне ка жется, этот биографический момент очень важен — тдк был сделан первый достой ный дар алтарю творчества. Так певица шла к зрителю. Помню уроки Марины Пе тровны в Липецком музы кальном училище, где она иллюстрирует класс, концерт- мейстерства. Как дорожили мы, тогдашние студенты, за нятиями с певицей, хотя в общении не было ничего сентиментального. Эта изящ ная, с прекрасными манера ми женщина, не признавала никаких компромиссов. А уж слово «компромисс» в ер исполнении— когда речь шла об искусстве—включало- в 'себя целый ряд понятий. Под взглядом певицы авто матически расправлялись даже самые сутулые плечи пианистов, нога ложилась на педаль не по привычке, «на выворот», а красиво. Фальшивить на уроках .Ма рины Петровны было невоз можно, это стало бы нонсен сом. Музыкальная работа ве лась на равных — насколько это было возможно при бога тейшем интеллекте Мари ны Петровны и восприимчи вости студента. От исходно го композиторского ядра- идеи вслед за голосом певи цы надо бьшо продвигаться все дальше и дальше. На верное. до бесконечности. «Я люблю работать с запа сом», — часто повторяла Марина Петровна. И этого запаса, по ее су ровой 'оценке, почти всегда не хватало. Помню, как на экзамене, после блестящего исполнения «Наташи» Про кофьева, на мой восторг она ответила: «Не то». Я по нимаю теперь эту правоту. Но только относительно фор тепианной партии. Очень редкая черта даже для исполнителя-лауреата — умение протянуть голосом нить к дальнейшим откры тиям и размышлениям. «На до, чтобы слушатель в голо се певца открывал себя», — обронила как-то в разговоре Марина Петровна. Ее голос подарил мне глубину беско нечного мира Рахманинова. Д , никогда не знала раньше, что такое случается в звуках — гармоничная боль. До сих пор помню Чистый, звеня щий в нака.те голос певицы — «Ночью в саду у меня плачет плакучая ива...» • Наверное, никто не умеет чувствовать и понимать во калиста, как его концертмей стер. Это качество приходит через* многочисленные репе тиции и общение. «Марина — очень глубокий человек. — рассказывает концерт мейстер певицы, препода ватель Липецкого музьшаль- ного училища Элеонора Би- тольдовна. Гераськияа. — Мне казалось раньше, что Марина подходит к работе рационально. Но это не так, правильнее -сказать — ра зумно. Она работает над каж- дьш произведением кропот ливо, оттачивая малейшие детали. Никогда не выйдет на сцену с «сырым» мате риалом. Певица владеет об ширным репертуаром, вклю чающим произведения рус ских, советских и зарубеж ных композиторов. Более ин тересно, на мой взгляд. Ма рине удается итальянская музыка, наверное, из-за спе цифики тембра — лириче ское сопрано. Несмотря на то, что певица работает в - нашей филармонии всего лишь шесть лет, она - уже смогла завоевать свою слз’- шательскую аудиторию». Марина постоянно стара ется выходить к публике с новыми произведениями. И если, к примеру, готовы уже две программы, начинает ра боту над следующей». Каждый месяц выступает Марина Овсянникова с соль ным концертом ~ в малом зале ДК профсоюзов, в кра еведческом .музее... Всегда в блестящей исполнительской форме, с обаянием высокого артистизма, «Не верьте тем. кто будто бы не боится сце ны. — признается певица. — Каждый концерт — это стресс. Иногда мне каже.тся, что на своем выступлении я теряю полжизни. Но все же в творчестве — больше ра дости. Иначе невозможно бы ло бы петь». На выступлениях певицы, если и происходит негласное деление аудатории слушате лей. оно идет как бы лич- ностно. Певица умеет петь для каждого зрителя в от дельности. Но как й все ма стера сцены, она имеет, ко нечно же, свое пристрастие «к зрителю просвещенно му». ■ — «Сложную гармонию могут понять многие иску шенные слушатели, — рас- сказьшает певица, — а вот насладиться ее тонкостью — это уже состояние души». Дебюсси и любимого ею Рахманинова Марина предпо читает исполнять перед «про свещенным зрителем», но и «простые» для восприятия произведения (по ее словам) должны быть «с изюминкой». Нравственное и духовное наполнение .личности опреде лимо не только ее сегод няшним сценическим ус пехом. но и отношением к дню завтрашнему. Я имею в виду терпеливую,и трудную работу просветительства. ‘ В составе лекторской группы филармонии певица высту пает с концертами в обще образовательных школах. Сейчас она работает с ребя тами 1—-4 классов. Програм мы выст^шлений строятся по «нарастающей», с усложне нием показываемых произ ведений. На будущий год, который объявлен ЮНЕСКО годом Чайковского, Марина Петровна планирует позна комить ма.леньких слушате лей с вокальными произве дениями’ известного компози тора. Этот портрет рисовала Ирина Чемякяна, когда пе вица была у нас в редакции. В тот день Мы долго и обо всем беседовали. Говорили о , цветах и любимых книгах, об] -искусстве и последних га зетных публикациях, Марине нравятся стихи, Ахматовой и полевые (цветы.г! нагибинские рассназьь.-., все, что несет в себе красоту и велнчие. И еще :ощуще ние свободы. всего я дорожу творчёскои 'свобо- дой», — призналась певица. Жизнь артиста' 'во многом зависит от того, в какой мир он приходит, готово ли при нять его общество. В нашем городе, мы, к сожалению,. . еще «несвободны» от мно- гйх вещей. к примеру, что нет концертных залов с хо- Э 1 ^ |твкой . А там;. где I |[ф|одяТ|Яыступления, мало " ч ^ '^ д е л а й 'с я для удобства а| 1 ти^тов и зрителей. , ,В зале ^Е1К профсоюзов бяль на таких деревянных эанах, ' что его невоз- , ю передвинуть по сце- ке'('и установить, как удобно - а^йистам. Поэтому вокали- во время выступления ^‘=йойт спиною к концертмей- , ^Лучшее по акустике по- Л)[еф;ение — краеведческий М^зей. Многие из его сотруд ников хлопочут сегодня ' о том, чтобы бывший храм стал храмом искусств и там проходили выступления му зыкантов. А экспонаты отде лов музея — исторического, революционного и т. д. были бы переведены в красный кор пус на улице Зегщщ (город ские власти на сегодня пла нируют разместить там кар тинную галерею), Это пе ремещение не только порадо>- вало бы меломанов, но оз доровило бы наши нравствен ные представления—ведь сей час на месте алтаря, как это не дико, размещается чучело кабана. Хотелось, чтобы к откры тию Нового концертного сезо на были решены многие во просы внутри самой филар монии. Как зрителям, нам просто необходимо (!) знать время и место выступления любимых исполнителей — пора нару шить традицию «безафиш- ных» концертов. Мы хотим, наконец, * ус лышать голоса солистов фи лармонии и в записи по об ластному радио — об этом тоже должна позаботиться, в первую очередь, администра ция филармонии- ...Голос певца — это наше до стояние, редкое, как дра гоценный самоцвет неви- ■данной красоты. Никто не знает, как приходят в этот мир чудеса... Т. ЩЕГЛОВА Рис И. ЧЕМЯКИНОИ. МАСТЕР ПЕНИЯ Пласидо Доминго — один из крупнейших современных певцов, завоевавший славу первого тенора мира. Начав выступать в 18 лет в Национальной опере Мехико, Пласидо покорил своим ис кусством большинство опер ных аудиторий Европы, Аме рики, Азии я Африки. В этом году в издательстве «Радуга» вышла мемуарная книга певца «Мои первые со рок лет». В предлагаемом отрывке Пласидо делится впеча'цпения- ' ми от поездки в СССР, где пе вец побывал в 1974 году с итальянской оперой «Ла Ска ла». Мой'русский дебют состоя.ч- ся 8 июня 1974 года. Прием, который оказала Москва труп пе «Ла Скала», поистине не правдоподобен. После спек такля нам аплодировали, вы ражали одобрение всеми су ществующими способами в течение .сорока пяти минут.. Повторные спектакли' «Тоски» 10 и 15 июня прошли с таким же успехом. Выступать перед огромной аудиторией Кремлевского Двор ца съездов было непривычно. В конце концерта публика бес конечно'вызывала нас, и соп рано МарГерита Ринальди ре шила спеть арию из третье го акта «Бала-маскарада». Под рукой не оказалось нот, а аккомпаниатор не знал арию на память, так что мне пришлось сесть за рояль. Ког да бисировать пришлось мне, я спел по-русски, арию Ленского из «Евгения Онегина». После этого многие слушатели бук вально ринулись на сцену, что бы заключить меня в объятия, . и. честно говоря, я сильно пе репугался — по сцене катился рояль, а за ним неслась толпа. Наконец, мне и моим коллегам удалось уйти со сцены, я, ела- . ва богу, дело обошлось без травм. После оперных спектак лей у служебного выхода меня тоже ждали толпы поклонни ков. Может быть, какая-то до ля этой неправдоподобной Сер дечности русской публики ос - нована на том, что театр —то место, где русские могут от крыто выражать свои чувства. Однако надо признать, что тонкость их восприятия музы ки связана с богатыми музы кальными традициями в ' Рос- сщй.. Дорогой подарок Иначе не назовешь два выступ ления в Ельце и Елецком районе заслуженного А®ятеля искусств РСФСР, лауреата Государствен ной премии СССР, лауреата пре мии Ленинского комсомола Ю. Чичкова. Публика у детского композитора известная — наше будущее поко ление. Проведя, в один день два концерта в городском и районном пионерских лагерях, композитор, не задумываясь, запросил с каж дого выступления по 400 рублей. За городских детишек, например, отдыхающих в пионерском лагере «Белая березка», денежки выта щил из своего кармана молодеж ный центр «Орбита» Елецкого гор кома комсомола- А концерты проводились, меж ду Тём, в рамках IV традиционно го музыкального праздника «Дни советской музыки — трудящимся г. Липецка и Липецкой области». А на память Елецкому горкому комсомола детский композитор ос тавил пласшн!^? ео своими песня ми. Ему, улыбающемуся с пластин ки, которая стоит на сейфе перво го секретаря ГК ВЛКСМ, ложа- * луй, невдомек, какую память ос тавил он здесь о себе. Не слишком ли дорогой сувенир”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz