Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
12 августа 1989 г. ЛЕНИНЕЦ Д II ВДЕФИЦИТЕДУХОВНОСТЬ Мы сейчас много говорим о самых разных дефицитах: не хватает мыла, лекарств. Спи сок бесконечен. Но есть вещи пострашнее. Среди всех дефи цитов наиболее ужасный, опу стошающий жизнь — дефицит культуры. Восстановление во многом утерянной духовности — дело рук не одного поколения, и тем более не одного человека. Путь этот не из легких. Немало про светителей прошло по нему, начиная с Феофана Протопови- ча и Антиоха Кантемира и за канчивая ск^)омными провинци альными тружениками: учите лями, библиотекарями^ музей ными работниками. Многим еще предстоит пройти. Все держа^ лось на этих подвижниках, без них — рассыпалось бы совсем. Пример хорошего нужен и сего дня. ■ Я хотела бы рассказать чи тателю об одном из подобных людей, Иване Александровиче Христенко — директоре Дол горуковского историко-револю- ционного музМ. О нем, и о его работе. Знакомство с Иваном Алек сандровичем бьшо несколько необычным.. Когда я входила в музей, заметила в глубине дво ра пожилого человека, занято го работой. Даже и мысли не промелькнуло, что это и есть «легендарный» директор. Как- то привыкли мы: если уж на- . чальник, то непременно за сто лом, в классическом, хорошо отглаженном костюме, в белой рубашке, а тут... В рабочей одежде, да еще и с топором в руках. Как мне потом объясни ли, Иван Александрович оформ ляет фасад здания. У хорошего хозяина работы по дому всегда хватает. А для него музей, по жалуй, дороже со^твенной квартиры. На кого похож этот человек, вспомшпъ долго не удавалось. Позже провела параллель с от цом князя Андрея — стариком ВОЛКОНС 1 ШМ. И... угадала! Ху дощавый, с по-цыгански гордо посаженной головой. С тро г^ профиль. Именно таким пред ставляла себе героя Толстого. По-видимрму, схожесть эта не только внешняя. О крутом ха рактере Ивана Александровича я сльппала не из единых уст. Но кто возьмет на себя сме лость осудить за это старика Болконского? Вся его строгость шла от ,любви к детям, людям, делу. Старенький ветхий "домишко достался музею в наследство от какой-то районной организа ции. Сегодняшний его облик да лек от первоначального двад цатилетней давности. Все его оформление — и внешнее, и, внутреннее — дело рук одного человека. — Все сам, — рассказывает одна из сотрудниц музея. — Материалов не хватает, так Иван Александрович делает ма кеты из бумагщ а потом покры вает Их гипсовой смесью., ■ Вечер. Мерцает, отражаясь в глазах, как в зеркале, огонек стеариновой свечи. Звенящую, натянутую тишину нарушает чей- то красивый голос, ^ т а ю т ве ликого Толстого, «Войну и мир». Будто живые, мелькают лица; блистательный Андрей, по-детски простодушный Пьер. Старые, е детства знакомые имена и волнуют, н радуют. Как известно, начало вели кого романа автор долго нико му не показывал. Первыми слушателями стали Жемчужни ков и Аксаков. «Дорогая Софь юшка. Сегодня я прочитал на чало романа для Жемчужни кова и Аксакова», — писал Лев Николаевич жене. На том месте, где когда-то закончил чтение Л. Н. Толстой, остановились и сегодняшние импровизированные артисты, го сти Долгоруковского музея — актеры театра имени Льва Тол стого. Подобные вечера в музее не редкость — это одна из мно гочисленных форм его работы. Этот деревянный домик на ти хой улочке, как магнит, притя гивает к с е ^ и самих долгору- ковцев и гостей. Зал войны... Мрачно. Стены неровные, на моталке — голая неуютная лампа без абажура. Тесно прижаты друг к другу плечи, бледны измученные ли ца — так изображены гёрои- земляки. —чМне настоятельно совето вали, а такие советы обычно почти равны требованиям, все убрать, побелить, повесить нормальную люстру и привести красивые «штампы». Устано вить каждому Герою Советско го Союза стелу, как и поло жено. Мол, и скромно, и со вкусом. Но без души! — утвер ждает Христенко. — Ведь раз уж мы ставим вопрос б дефи ците духовности, значит, долж ны забыть о стандартах. Если посетителя: волнует только ус- льпнанное, а не увиденное, то это показатель того, что-де где-то недоработал, сделал что- то не так. Просматриваю Книгу отзы вов. Лаконичная запись, сде ланная гостями из Африки: . «Ваш музей маленький и скромный, но он имеет очень большое значение, так как про низан духом истории». О. МАСЛИКОВА. Долгоруковский район. КАБИНЕТ Лето в пионерском лагере. Фото А. Козина. О СПИДе написано уже столько, что в пору издавать подписной многотомник. По этому ^16 буду повторять на бившее оскомину перечисле ние его признаков и недо статков, а попытаюсь убе дить граждан, мягко говоря, не слишком разборчивых в индивидуально-половых от- ношен1аях, в совершенной безобидностц анонимной про цедуры. Бытует мнение, что в ка бинетах анонимного обсле дования на СПИД можно очень даже легко «подце пить» смертельный вирус через иглу шприца. Скажу сразу — никто никого там заражать не собирается. По крайней мере в стенах ано нимного кабинета Липецкой городской инфекционной больницы, что. на восьмом микрорайоне. Говорю с уве ренностью, потому что 'сам побывал в нем и пока вроде бы жйв-здоров, даже кашлять перестал. Идея пойти на этот «риск» возникла после просмотра одного из воскресных выпус ков «Взгляда», где впервые было продемонстрировано анонимное: обследование в одном из московских кабине тов. Тайное вдруг стало яв ным перед глазами миллио нов советских телезрителей, и я подумал, что хорошо бы липчанам иметь свое теле видение — тогда можно бы ло бы воочию узреть работу местного анонимного каби нета. Ведь Москва все-таки столица, и мы давно уже привыкли к тому, что меди цинское обслуживание там на более высшем уровне. А как у нас? Давайте попробу ем сравнит^. Итак, один из московских кабинетов (по видеоматериа лам «Взгляда»). При входе вам необходимо письменно сообщить причину своего ви зита, и только после этого с заполненным бланком вас направляют на регистрацию. Вы отдаете пять рублей в фонд борьбы со СПИДом и с печальной, но гордой мыслью о собственном по- жертовованви на благород- "ное дело следуете на зов медсестры. Она берет у вас кровь шприцом многоразо вого использования, обрабо танным спецраствором, а по этому, по ее словам, совер шенно безопасным. Если вы задаете какой-нибудь глупый (как кажется медсестре) во прос, то не исключена и нервная резкость в ваш ад рес. В результате — испор ченное . настроеше на весь оставшийся день и заметное ослабление вашего доверия передовой советской медици не. Открываю дверь аноним ного кабинета Липецкой го родской инфекционной боль ницы. Никаких бланков не заполняю, и денег в фонд борьбы со СПИДом у меня почему-то никто не требует. Слегка удивленны.й, подстав ляю руку улыбчивой и спо койной медсестре и вдрух’ удивляюсь еще больше — шприц-то одноразовый! Мастерютво медсестры бесспорно — игла впивает ся в вену, а я не чзгвствую ни малейшей боли. Не раз глашая свое инкогнито,. спрашиваю: — Скажите, пожалуйста, полностью ли удовлетворяет ся ваша потребность в одно разовых шприцах? — На наш кабинет их хватает вполне, — охотно рассказывает медсестра А. И. Уварова. — А вот в стационаре шприцы в основ ном стандартные. Одноразо вых хватило бы ненадолго ■— ведь на СПИД проверяются все больные, которые туда поступают. — Кстати, о больных: ес ли это не государственная тайна, сколько их выявил ваш кабинет? — Нет, это не государст венная тайна. Представьте себе — ни одного! Вся процедура занимает минут пять. Проходят три дня, наби раю номер 25-43-48. Мне отвечают: «Отрицательно». Вы наверняка почувство вали разницу приема паци ентов в первом и втором случаях. А вообще, по-моему, нель» зя говорить о хорошей мос ковской медицине и плохой периферийной или же наобо рот. Это все равно, что вести речь о плохой или хорошей нации. Таких наций, ^ как, впрочем, и медицин, нет. Есть люди. И все они дава- ли клятву Гиппократу,. Но не каждый из них ее выпол няет. Да, увы, немалому числу медиков не хватает равноду шия. Я не оговорился — равнодушия ко всякого рода официальным бумажкам бю рократического толка. И че ловечности не хватает. Че ловечности по отношению к пациентам. Без чего меди цинский работник — просто- напросто пустое место. Так только ли опасения заразиться СПИДом являют ся причиной очевидной непо пулярности анонимного ка бинета? В. РАЩУПКИН. И В ДВЕРЬ, И В ОКНО Закричал ребенок. Большой уже мальчик лет 12. Но никто почему-то не обратил на него внимания; наступил, видимо, тот момент, когда человеком движет нечто «при родное», а грубо говоря — животное. Два потока людей, зажаты в узком прохо де, резко устремились друг на друга. Мимо ходом глядим в окно — поезд медленно на бирает ход, от этого люди свирепеют, ожесто ченнее работают локтями. Правда, кто-то все же успевает с кем-то целоваться на проща ние. Добираемся до тамбура — он ко всему прочему заставлен вещами. Протискиваемся по ним. Никто уже не обращает внимания на чьи-то рассыпавшиеся помидоры поезд движется. Конечно, кряк, конечно, ругань. Мальчик по-прежнему зовет маму — она еще на пер роне, а он уже в тамбуре — зажат людьми и вещами. Уезжающие все ещё пытаются пробиться в вагон, их не пускают провожающие, выпрыги вающие на ходу. И вдруг поезд останавливается нако нец-то! Но этому никто не верит, и по-преж нему бьются два потока в узком коридорчике н тамбуре. Но вот и воля! Чья же рука свершила это чудо? Вдоль вагонов — девушки-проводницы — бойцы СО. Все — с красными флажками. Слава богу, поезд уже не уйдет, пока все пассажиры не будут на местах, а провожаю щие — на перроне. Но люди не верят — по грузка уже идет через окна — передают па кеты, чемоданы, даже детский велосипед. Знакомая картина? Для тех, кто встречал или провожал поезд .Ч» 79 «Волгоград~Ле-‘ нинград», — наверняка. Так и в этот раз, 28 июля, поезд опоздал на полтора часа. (Кста ти, когда мои коллеги, ожидая меня на рабо ту, позвонили в справочное, им ответили, что поезд ушел по расписанию). И сэкономить время решили, конечно же, за счет остановки. Ну как тут не задать риторический, правда, вопрос: МПС. служит пассажирам, или нао борот? Ведь те, кто садились в Липецке, никак не виноваты, что поезд идет с задержкой. Не причастны они и к тому; что в Волгограде всем, едущим до нашего города, продали би леты в один вагон, а, следовательно, всем липчанам — в него же. Так, видимо, удобнее МПС. Все другие вагоны сохранили «непри косновенность», зато 6-й брался штурмом — сначала пассажиры еле вышли — весь вагон, потом целый вагон загружался. В итоге — страшная нервотрепка. Почёму пишу об этом? Нет, на скорое улучшение обстановки на железной дороге не надеюсь. Но, может, все-таки, у кого-то проснется совесть, чувство сострадания к пас сажирам и проводникам, едущим в таких условиях? ...Домой возвращалась во взвешенном сос тоянии. Конечно; дальше Ельца бы не уехали. Но почему, почему у нас так? Накрапывал, дождь, словом, настроение бы ло унылое. А потом оно стало никаким, когда увидела в окно трамвая (одна дверь которо го тоже почему-то не открывалась, создавая сутолоку на передней и задней площадках) поливалку, бодро сметающую водяными стру ями с асфальта струи дождевые. Ну иочему у нас так? Почему? В. МАКСИМОВА. #
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz