Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ав гу с та ^Ш ^Т -Г ЛЕНИНЕЦ Село Никольское Задонского района — родина известного русского изобретателя Нико лая Гавриловича Славянова- ПРИВИЛЕГИЯ № 8748 Он родился в этом селе, тогда относящемся к Задонскому уезду Воронежской губернии, 5 мая (23 апреля по старому стилю) ■ 1854 года в семье обедневшего дворя нина. Родители определяют его на учебу в одну из воронежских 'гим назий, которую одаренный ученик оканчивает с отличием в 1872 го ду. А дальше — Петербург, Гор ный институт, одно из старейших учебных- заведений страны, изве стный свошш высокообразованны ми профессорами, демократич ностью среды. В 1877 году Славянов блестяще' заканчивает учебу в Горном ин ституте со званием инженер I раз ряда. Первые четыре года Н. Г. Славянов работает на Воткинском горном заводе сначала практикан том, а затем смотрителем механи ческих цёхов и механиком завода. Затем рн два года трудится на ча стных Омутнинских заводах, а с 1883 года и до конца дней — на Пермских пушечных заводах, при чем, с 1891 года — их горным, начальником. В Перми Н. Г. Сла вянов создает целую школу, даже академию электросварки, увлекает этим делом десятки инженеров. В 1888 году, когда Славянову было тридцать четыре года, он ризрабатывает метод горячей свар ки металлическими электродами. 13 августа 1891 года он получает патент на изобретение-привилегию № 8 7 0 . Славянов. именующий свое изобретение «электрической отливкой металлов» получает все мирное признание. Заявки на при обретение патента делают про- мыш-ленники США, Германии, Англии, Швеции, Италии, Австро- Венгрии, С каждым годом инженер-изо бретатель усовершенствует способ электросварки — использует электроплавильдак, применяет шлакообразующие покрытия, тем самым предвосхищая идею авто матической сварки под флюсом. Славянов даже предлагает сва рить кремлевский Царь-колокол. Но слишком смелым по тем вре менам был этот проект и под держки не нашел. Сделанного инженером^изобре- гателем, пионером электросварки вполне Хватило для того, чтобы дать целое направление техниче ской науке. Как известно, именно наша страна-никогда н никому не уступала первенства' в этой отрас ли. - ' -- Ю. КОНЫШЕВ. Краеведческий очерк- -НАЩЕ НАСЛЕДИЕ ИВАН БУИИН И СЕРГЕЙ ЕСЕННН В центральной и областной печати сообщалось о проведении в Липецке осенью этого года Всесо юзных Есенинских чтений. Неизвестным и малоиз вестным фактам, связанным с творчеством двух выдающихся русских поэтов, посвящен литератур но-краеведческий очерк профессора В. В. Шахова, явл^яющегося автором исследований: «Художествен ный мир С. Есенина»,«Легла дорога в Константи ново», «Есенин и есениноведение в русской совет ской литературе», «И. А. Бунин и традиции демо кратической прозы», «И, Бунин и А. Левитов». В числе крылатых мудро стей человечества — есенин ский афоризм; Лицом к лицу. Лица не увидать. Большое видится на рас стоянии... Неожиданную акцентиров ку этой•есенинской мысли дал-Л, Леонов в статье «Умер поэт» (1926). Говоря о своем друге,, «крупнейшем поэте современья». который «великую песенную силу в себе носил», Леонид Макси мович предсказывал рост признания Есенина в буду щем: «ибо... иельзя пирамиду разглядеть с расстояния двух трех шагов; ницего не уви дишь вблизи кроме грубооте- са*нного камня». , Действительно, время ска зало свое слово. Отсеялось, улетучилось мелкое. Но ве сомей, очевидней стало круп ное, чистое, самобытное. По-новому прочитываются и перечитываются страницы отечестйенной и мировой ху дожественной культуры. Об наруживаются новые сбли жения, и отталкивания. Рас ширяются горизонты нашего прозрения. Проблема «Бунин—Есе нин» неоднозначна. Каза лось бы есть факты кото рые перечеркивают право мерность такого сближения. Б самом деле, в эмиграции Иван Бунин несколько раз резко говорил о Есенине, в том числе как о «кудрявом пьянице, очаровавщем... пи сарской сердцещипательной лирикой»,. Не нравилось тог да Бунину, что эмиграция «простила» Есенина. «За что русская эмиграция все ему простила? За то, видите ли, что он разудалая русская го ловушка... самородок...» — негодовал он. А. Т. Твардовский (у ко торого было тоже очень сложное отношение к Есени ну), готовя девятитомное со брание сочинений Бунина, во вступительной статье скажет что' эмиграция стала поисти не «трагическим рубежом в биографии Бунина», заявит, что порой Бунин доходил «до явных крайностей, как, на пример, в позднейшей оцен ке Брюсова, Блока, Маяков ского, Есенина». .„Временное расстояние, отсеяв лишнее, высветило звездные вершины, стоящие рядом; Бунин, Блок, Есенин, Маяковский, Брюсов... «Школой», «университета ми» С. Есенина были «заря и звезды», окружающая дей ствительность, поэтическое творчество народа. Одним из самобытнейших реалистов, с мощной новаторской дерзно венностью воспринявших и продолживших реалистиче скую традицию века минув шего, был Иван Бунин. Его творчество — один из тех «перевалов», что ведут к ху дожественным мирам нашего столетия, в частности к ху дожественному миру Есени на. Как истинный художник, Бунин неповторим в каж дом произведении. Это как раз тот уровень мастерства, которого достигли отнюдь не многие его современники (среди них —Есенин). Старший современник Есе-_ нина Бунйн отразил собй-" _тия, которые оказались и в поле зрения отрока из ря занского села Константиново. Юный Бунин в 1886 году написал стихотворение «Поэт», в котором выразил свое понимание предназна чения человека, посвящаю щего себя искусству. Отро ческий есенинский «Поэт» (1910— 1912) «мыслит страшный путь», «но ясных грез его краса горит в про думанных картинах». Отпрыск древнедворянско го, но оскудевшего рода, давшего поэта Б. А. Жуков ского н поэтессу А. П. Бу нину, Иван Бунин в юности обречен был. вести образ жизни «.питературнОго про летария».’ Глубок интерес Бунина к личностям и поэ зии демократов. Внимание Бунина привлекло самобыт ное творчество А. И. Леви това он, как и позднее Есе нин, обратился к личности Гл. Успенского, поэзии Ни китина, Кольцова, Сурикова. Бунин воспринял и церег' дал великую традицию' новнего, бережного ния к Русскому Слову! Родной Речи, Эту тра подхватил и развил Бсе ,1 Быть поэтом — <■' это значит, Если правды жизн 1 # ' Е не пару Рубцевать себя гг по.нежной Кровью чувств ласка'^Й''»^' чужие душ»,-.^- так по-новому определит Есенин задачи искусства. Бунин и Есенин — .приз нанные мастера пейзажа. В поэтике пейзажа особенно впечатляюще проявились их индивидуальности. Нет, не пейзаж влечет меня, Не краски жадный взор подметит, А то. что в' этих красках светит; Любовь и радость бытия,— писал Бунин у-которого есть и другая емкая мысль, ка сающаяся пейзажа; «... до рога все дальше уводит в новый, еще не известный мне край России, и от этого я еще живее ‘чувствую то, что так полно чувствовалось в юности; всю красоту и всю глубокую печаль русско го пейзажа, так нераздельно связанного с русской жизнью».. Есенинский' пейзаж суще ственно отличается от бунин ского, но вместе с тем вы полняет аналогичную функ цию: пейзаж помогает во всей глубине и психологиче ской сложности показать русскую душу, натуру рус ского человека, светлые и темные стороны жизни че ловеческой. Примечательно, что про тотипами, прообразами бу нинских и есенинских пейза жей были нередко одни и те же места средней полосы России (в частности, Мещер ский край, Ока и ее окрест ности). Бот, например, бу нинское «Запустение» (1903). Кстати в сборнике издательства «Знание» это стихотворение печаталось под названием «За Окой», Герой возвращается домой «по скату вдоль Оки, по перелес кам, берегом нагорным». Те- пль}й,. тихий ^денек, ,,,.рреди берёз”желтеет' редкий ‘ осин ник, синеет даль «чуть за метно — как намек». Бу нинская нежная акварель: клены у балкона, вишенник, красневший под бугром, яб локи в соломе, возле печки на полу. Раздумья лириче ского героя («Пора родному краю сменить хозяев в на шей стороне... Пора свести последние итоги»), ожидание перемен; Я жду'веселых звуков топора. Жду разрушенья * дерзостной работы. Могучих рук и светлых голосов! Я жду, чтоб жизнь, пусть даже в грубой силе Бновь расцвела... '•В вопросе о «хозяевах» в своей стране Бунин и Есенин резко разошлись. Скорбя о Руси уходящей, Есенин при знал и воспел Русь совет скую. Вот замечательный бунин ский пейзаж из «окского» цикла в стихотворении «Раз лив» (1903-;-1904); Лишь брезжится закат на взгорьях сквозь верхушки, Блестит, как ртуть, . вода по лужам на песке. Дрожит в разливе рябь. да сонные лягушки Звенят чуть сльнпно в тростнике... Порой говорят о «докумен тальности» бунинских и есе нинских пейзажей. Здесь хотелось бы сделать одну оговорку. Современное территориальное «межева- •Цие» существенно отличает- си от того, что было в эпоху ■'■'..Дунина и Есенина.Данковцы, астаповцы, раненбуржцЫ ;1 щрцмыкали к есенинской Ря- ?'заищине поэтому они по-осо- бому воспринимают «земля чество» с замечательным русским- лириком. Сыны средней полосы Рос сии Есениц и Бунин не мог- ч^^.чи не отразить (естественно, ' ‘каждый очень и очень по- своему) аналогичных кар тин, образов, .. коллизий. У Бунина; Сторона ли моя, ... .. ты сторонушка, Вековая моя глухомань! у Есенина: Сторона ли моя, сторонка, Горевая полоса. И.Ш строки из бунинской «Русской весны» (1905): В сонной степной ‘ деревуЩке- Пахучие хлебы пекут... Найрашивается сравнение с есенинским «В хате» («Пахнет рыхлыми драчена- ми»). Незабываемое эстетиче ское наслаждение испытыва ешь, постигая сокровенную красоту бунинского «Листо пада». Тема листопада — вечная тема бренности че ловеческого бытия, тема че- ловечес^ 10 го «заката», увяда ния физических и духовных сил. Есенин раскрыл эту .тему с большой философ ской и художественной си лой («Не жалею, не ' зову, не плачу»). Живут в сердце «листопа ды» Бунина. -Чаруюгцне есе нинские «листопады»; «осен нее золото лип», «тихо льет ся с кленов листьев медь», «отговорила роща золотая березовым веселым языком». Есенин предельно чуток к боли всего сущего; «Яблоне тоже больно' терять своих листьев медь». У Бунина и Есенина есть деревья, травы, цветы, ко торые они особенно любят. Вот «Ландыш» Бунина. Хо лод в голых рощах, но меж сухих, мертвых листьев «све тится» ландыш.. Есенинский ландыш «светится» в изящ ной и емкой метафоре; «В сердце ландыши' вспыхнув ших сил». Бунин и Есенин «встреча ются» не только томами Библиотеки Всемирной лите ратуры. Чувствуя родство двух великих русских лири ков, читатели разных наро дов часто произносят рядом эти два имени. Бунинские и есенинские строки, часто пе рекликаясь и переплетаясь, звучат вместе. ...Не васильки, а маки, алые маки в жнивье — о д на из примет 'болгарских раздолий. С холмов древней Стара-Загоры устремляются , родники-чучуры. Прекрасна страна Болгария, но тоскует- ся все-таки о средней поло се России. И вдруг, как привет с родины, — звуч ное, незабываемое: Никая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь... Учительница-болгарка чи тает есенинские стихи... «Над окошком месяц» — есенйн- '"ская песня в международ ном пионерском лагере на Золотом береге. И разговор о творчестве Бунина с пре подавателем из Франции. Это незабываемо! «Город цветов» — Эр фурт. Бысшая Педагогиче ская школа. Занятия с не мецкими студентами-русиста- ми. Разговор о русской по- эзйи начала XX века. И, конечно же, о Бунине, о> Есенине. О духовных цен ностях, завещанных Гете, Шиллером, Пушкиным, Лер монтовым, Толстым, Чехо вым, Есениным, Буниным, Шолоховым, Твардовским. Лирика Бунина и Есенина — лирика серьезных фило софских общений) в ней — глубокие, порой мучительные размышления о жизни и смерти, вере и безверии, хао се и гармонии, человеке и природе в их родстве и дра матическом противостоянии,^ От русской классики XIX века, от Горького, Куприна, Бунина пришло к Есенину осердеченное, одухотворен ное народной нравствен ностью мастерство живопи сания человеческих страстей,, полнокровных характеров, интимнейших душевных дви жений. Б противовес циниз му и бесстыдству декадент ских излияний и деклараций реалистическая человековед- ческая поэзия раскрыла кра соту души и тему челове^^а, его жизаёлюбие, «буйство глаз и нояоводье чувств». Бунина и Есенина сбли жают чистота, целомудрен ность нравственного идеала.. ...Бозвращение из Бейма- ра, где; все одухотворялось Гете, Шиллером. Под Эр фуртом нас ожидало при ключение. Сопровождающий нас профессор обратил вни мание на^Тнеобычные фурго ны у обочины. Оказывается,, местные любители голубей проводили тренировку. Б не бо над Бухенвальдом взмы ли десятки тысяч голубей... Голуби в мирном небе.. И снова разговор о литерату ре, о Гейне и Есенине, Буни не и Пришвине, Пушкине и Зегерс. О нравственных вер шинах, звездных часах чело вечества. Умейте же беречь Хоть Б меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — ре"ь, — эти бунинские строки мы анализировали с немецкими студентами на очередном занятии. Потом спорили о достоинствах и просчетах русских переводов из Гете, Шиллера, Гейне. И читали , Есенина... А к тому же и в Гер мании, и в" Болгарии растут березы,-'А^’точку другие, то ли 'но настроению, то ли по .оеа-нКе «о все-таки очень- ёчёЯЙ бунинские и > есенин- .ЦйИЙДИЖОЦО; . . .. в . ШАХОВ, профессор, доктор философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz