Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
4 • ЛЕНИНЕЦ 12 августа 1989 г. п е р вы й р а з ^ п е р вы й к л а с с ИЛИ Размышления о начале жизни маленького человека в большой школе Обычно у мам и бабушек глаза на мокром месте, когда они провожают своих ребяти шек первый раз в школу. С грустью думают они о скоро течности времени: не успели оглянуться, как выросли их мальчики и девочки, взяли в руки портфели, уложили в пе налы карандаши и ручки, и вот они уже шагают по совер шенно новой для них дороге, приступая к сверхсложному де лу своей жизни — образова нию. Кроме этого, и как тут не заплачешь, жуткое беспо койство охватывает родителей при мысли, как сложится судь ба их детишек в школе. Такие разные, такие непонятные они в количестве тридцати человек, а то и больше, попадают к одному учителю. Хватит ли у него душевного терпения, сил, времени, чтобы увидеть в^^аж- дом из этих ребятишек тр,"что' увидели, оценили, поняли ро дители при гораздо более дли тельном и тесном общении со своими детьми? _' Именно по этой причине многие родители боятся - шко лы, порой интуитивно догады ваясь, а часто .зная наверняка из собственного опыта, что в текучке школьных будней мно гим учителям совершенно, не когда учитывать индивидуаль ные особенности ребенка. Разные дети — одинаковые школы. Единая форма, похо жие, как братья-близнецы, на чальные классы, лишенные всех радостей детской жизни; смеш ных рисунков, пришпиленных кнопочками к стенам, веселых игрушек и детских журналов. Мы вроде бы не проповедуем аскетизма, наоборот, ут верждаем, что обстановка должна быть располагающей к спокойному, теплому обще нию. Но войдите в любой класс, где обитает малышня, и вы увидите панели, окра шенные синей или зеленой краской, необходимые пособия для урока, высказывания ка ких-нибудь бородатых класси ков про то, что учиться нужно хорошо, воспитывать себя и слушаться взрослых. Мы го ворим: школа твой дом. Всегда ли это похоже на правду? И' разве можно считать домом то место, где нет ни ’ одной твоей вещи, кроме портфеля с принадлежностями, с которой тебе было бы уютно и спо койно. Наверное, поэтому, подчиня ясь бог весть каким, инстинк-' там, дети нередко приносят в школу свои игрушки. Одна учительница рассказывала мне: — Вот так наблюдаешь за этой малышней и смешно, и грустно, некоторые «контрабан дой» в Портфеле проносят в школу свои домашние игруш ки. Спрашивается, какая ему матендтика, если он сидит , и думаеу,- только о том,' когда же, цаконед,, наступит переме на, чтобы вывести «из ' под- польр свой танк или машину. В шесть .дет ребенок хочет иг рать, а ему предлагают скла дывать десятки. Безусловно, талантливые . педагоги строят свои уроки на игре. Но талант ливых единицы, ,а,,в основном наша школа держится на сред нем учителе, для которого главное — успеваемость и еще раз успеваемость. Если ребе нок чересчур много мечтает, его отчитывают и одергивают. А он не может Вот так вдруг от этих одергиваний перестать мечтать, потому что он по природе своей мечтатель, но под страхом очередных одер гиваний он научится скрывать это, делать, что называется; умное лицо. И по-прежнему отвечать невпопад. • Разные дети... Как узнать их раньше, чтобы первого сен тября на первом уроке учи тель уже примерно представ лял, с кем он имеет дело. За В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ 31 июля мы с дочерью посетили г. Липецк в связи с несчастным случаем, про изошедшим с внуком моей сестры. Его сбил автомобиль, и теперь он находится,в без надежном состоянии. Оста вив дочь у сестры, я пошла в магазин - воентор га, посмотреть школьный ко стюм. Очень офадовалась, увидев то, что мне .надо. Это был костюм 42 раэдера, рост 164. Я его, конечн§; же, ку пила. Когда дала ^примерить дочери (она приболела и на ходилась у сестры), то, к ве ликому моему сожалению, обнаружила, что рукава жа кета коротки. Мы с сестрой быстро пошли назад в мага зин в надежде обменять ко^ стюм или вернуть деньги. Костюма подходящего нам не подобрали (никто «е соизво лил сходить на склад). Мы просили вернуть деньги. Око ло получаса уговаривали, но безуспешно. Нам продавцы посоветовали обратиться к зав. секцией. Зав. секцией и директор нам категорически отказали, ссылаясь на пра вш а торговли и иа ОБХСС (который, якобы, их накажет за это). Нам предложили на эти деньги приобрести что- нибудь другое. Не обнару жив подходящей вещи, мЫ повторили . просьбу. Но все наши уговоры были беспо лезны Мы поведали о сво ем горе и о том, что я опаз дываю на поезд, но нам сно ва отказали, сказав, что мы уже третьи просим об этом. Тогда мы попросили жалоб ную книгу. Ее спрятали и сказали, что находится в военторге. В конце концов нам вернули деньги, навер ное, побоялись жалобы. ■ Уходя, я сказала зав. сек цией, нельзя ли было сразу пойти навстречу покупателю, не тратя столько своих, на ших нервов и здоровья. Мы и так еле ходим от такого огромного горя (о котором им рассказали). Очень вас про сим, разбудите у этих черст вых людей милосердие, доб роту, человечность. Ведь не мы первые и не мы послед ние," кто покинул этот' мага зин с обидой и оскорблен ным достоинством. Посмот реть на них — приятной наружности дамы, а вместо сердца у них камень. Много, говорим и пишем о милосер дии, но как часто не соблю даются самые элементарные правила торговли. Очень хо чется, чтобы это письмо опуб ликовали на странщах вашей газеты. ЗАНИНА. ОТ РЕДАКЦИИ. Занима ясь подготовкой к публика ции этого письма, мы связа лись с представителями гор- промторга; Нам ответили, что обмен приобретенного то вара производится в течение 14-Ти дней, после покупки. Возврат денег за вещь пра вилами советской торговли не предусматривается. И только в экстренных случаях продавцы могут пойти на встречу покупателю, вернуть деньги. Первое, что приходит в голову, — правила нашей со ветской торговли абсолютно несовершенны. А второе — пользуясь этими правилами, советский покупатель оказы вается зависимым от интере сов торговли. Получается так, что писаны они не для поку пателей, а для продавцов меститель директора по воспи тательной работе школы № 46 Александра Лаврентьевна Юр кова любезно согласилась по мочь нам в подготовке этого материала, н как практик с солидным педагогическим ста жем она рассказала о том, что делают в их школе в этом плане на протяжении многих лет; — Для начала, и я думаю это будет очень важно, хочу сказать несколько слов о на шем педагогическом коллекти ве вообще. Сейчас много при ходится слышать о различного рода разногласиях, возникаю щих у педагогов, работающих в одной школе, какие-то груп пировки, ссоры. Я хочу., ска зать: в такой обстановке не только сложно работать самим учителям, но и непросто учиться ребятам. Они же все чувствуют: У нзс коллсктив благополучный. Можно гово рить, что в нем собрались ёди- номыщленнйки, для которых важнее всего дети. Что касает ся учителей начальных клас сов, я как раз их курирую, то, отвечая на ваш вопрос, мо гу сказать, они начинают зна комиться со своими будущими учениками еще с зимы. Взять хотя бы Татьяну Федоровну Лаврову или Лидию Емелья нов!^ Герасимову. Они не просто знакомятся с детьми и их родителями, они занима ются со своими будущими учениками, определяя уровень их знаний, интересы, характер, привязанности. Не подумайте, , что я хвастаюсь, но наша школа популярна и сюда .при ходят дети из районов, не от носящихся к нам. В меру времени, сил и спо собностей наши педагоги ста раются индивидуально рабо- •тать с каждым ребенком. Они ищут. Наши малыши, допус тим, в первый месяц обуче ния не получают оценок. Те, кто послабее, сидят на первых нартах перед учителем, по ме ре усвоения материала они передвигаются на последние нарты. Слабый ученик всегда должен быть перед глазами учителя, повышенное внимание помогает ему справиться с са мыми трудными задачами,- у ребенка вырастают - крылья, когда он чувствует внимание к себе. Но сколько случаев в нашей практике, когда эти крылья у детишек не вырастают. Мне не раз приходилось встречать ся с маленькими второгодни ками. Горько смотреть на этих детишек, отверженных чьей-то безжалостной рукой в самом начале своей жизни. Что тво рится в их душах? И , всегда поражает настойчивость учи телей, желающих во что бы то ни стало избавиться от та кого ученика. У Шалвы Алек сандровича Амрнашвили в книге «Как живете, дети?» есть совершенно замечательный^ по силе эмоционального пережи вания момент. Он пишет: «Нет, мальчик, я не оставлю тебя в классе на второй год! Как же я буду смотреть тогда в гла за моей педагогической совес ти? Ведь скажет мне она; «Ну зачем, учитель, избавился ты от своего долга? Зачем остав ляешь без своего присмотра, на чужое попечение ни в чем не повинного, беспомощного маленького человека?» Мне бу дет всегда стыдно встречаться с тобой в будущем на улицах нашего города, я буду пря таться от тебя, чтобы не на казывал меня своей доброй улыбкой, а может быть, и усмешкой озлобленного чело века». Нет, не зря родители боят ся школы. Она, конечно же, пытается перестраиваться, но в ней по-прежнему не изжиты страшные явления, такие, как деление на любимчиков и не любимчиков. И особенно страш но, что есть это в начальнных классах. Наши педагоги, при крываясь сверхзанятостью и сверхнагрузкой, за редким иск лючением, перестали оставлять детей после уроков на индиви дуальные занятия. Не зала дилось у маленького ученика с учебой, так что из того, не тратить же на него время, нужно тянуть и учить всех ос тальных. Да и способным ре бятам порой живется не легче, и они почему-то раздражают учителей. Это страшно, когда любят середину — среднего послушного, не выпирающего, не заявляющего о себе .учени ка. Маленькие человечки в , большой школе, они очень скоро выучивают .: ^ «науки» взрослых, рни определяют се бе, каким нужно .с^ать, чтобы тебя не трогали... Разные дети — -одинаковые школы. События одной японской книги начинаются с того, как учительница одной маленькой школьницы, намучившись с ней, вызывает в школу маму и рассказывает ей о том, что ее дочь совершенно нёуправля- емый ребенок; посреди урока она может внезапно поднять ся из-за стола и подойти к ок ну или вообще уйти из класса. Учительница отказывается ра ботать с девочкой и просит родителей подыскать другую школу. После долгих поисков они нашли такое, чего у нас, конечно же, не найдешь. Но вая школа для непоследливой девочки представляла собой состав поезда, где каждый вагон был оборудован под класс, а весь процесс обуче ния представлялся ' своеоб))аз- ной игрой. . Разные" дети — разные шко лы. И. КОБЗЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz