Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

4 • ЛЕНИНЕЦ 12 августа 1989 г. п е р вы й р а з ^ п е р вы й к л а с с ИЛИ Размышления о начале жизни маленького человека в большой школе Обычно у мам и бабушек глаза на мокром месте, когда они провожают своих ребяти­ шек первый раз в школу. С грустью думают они о скоро­ течности времени: не успели оглянуться, как выросли их мальчики и девочки, взяли в руки портфели, уложили в пе­ налы карандаши и ручки, и вот они уже шагают по совер­ шенно новой для них дороге, приступая к сверхсложному де­ лу своей жизни — образова­ нию. Кроме этого, и как тут не заплачешь, жуткое беспо­ койство охватывает родителей при мысли, как сложится судь­ ба их детишек в школе. Такие разные, такие непонятные они в количестве тридцати человек, а то и больше, попадают к одному учителю. Хватит ли у него душевного терпения, сил, времени, чтобы увидеть в^^аж- дом из этих ребятишек тр,"что' увидели, оценили, поняли ро­ дители при гораздо более дли­ тельном и тесном общении со своими детьми? _' Именно по этой причине многие родители боятся - шко­ лы, порой интуитивно догады­ ваясь, а часто .зная наверняка из собственного опыта, что в текучке школьных будней мно­ гим учителям совершенно, не­ когда учитывать индивидуаль­ ные особенности ребенка. Разные дети — одинаковые школы. Единая форма, похо­ жие, как братья-близнецы, на­ чальные классы, лишенные всех радостей детской жизни; смеш­ ных рисунков, пришпиленных кнопочками к стенам, веселых игрушек и детских журналов. Мы вроде бы не проповедуем аскетизма, наоборот, ут­ верждаем, что обстановка должна быть располагающей к спокойному, теплому обще­ нию. Но войдите в любой класс, где обитает малышня, и вы увидите панели, окра­ шенные синей или зеленой краской, необходимые пособия для урока, высказывания ка­ ких-нибудь бородатых класси­ ков про то, что учиться нужно хорошо, воспитывать себя и слушаться взрослых. Мы го­ ворим: школа твой дом. Всегда ли это похоже на правду? И' разве можно считать домом то место, где нет ни ’ одной твоей вещи, кроме портфеля с принадлежностями, с которой тебе было бы уютно и спо­ койно. Наверное, поэтому, подчиня­ ясь бог весть каким, инстинк-' там, дети нередко приносят в школу свои игрушки. Одна учительница рассказывала мне: — Вот так наблюдаешь за этой малышней и смешно, и грустно, некоторые «контрабан­ дой» в Портфеле проносят в школу свои домашние игруш­ ки. Спрашивается, какая ему матендтика, если он сидит , и думаеу,- только о том,' когда же, цаконед,, наступит переме­ на, чтобы вывести «из ' под- польр свой танк или машину. В шесть .дет ребенок хочет иг­ рать, а ему предлагают скла­ дывать десятки. Безусловно, талантливые . педагоги строят свои уроки на игре. Но талант­ ливых единицы, ,а,,в основном наша школа держится на сред­ нем учителе, для которого главное — успеваемость и еще раз успеваемость. Если ребе­ нок чересчур много мечтает, его отчитывают и одергивают. А он не может Вот так вдруг от этих одергиваний перестать мечтать, потому что он по природе своей мечтатель, но под страхом очередных одер­ гиваний он научится скрывать это, делать, что называется; умное лицо. И по-прежнему отвечать невпопад. • Разные дети... Как узнать их раньше, чтобы первого сен­ тября на первом уроке учи­ тель уже примерно представ­ лял, с кем он имеет дело. За­ В ПОРЯДКЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ 31 июля мы с дочерью посетили г. Липецк в связи с несчастным случаем, про­ изошедшим с внуком моей сестры. Его сбил автомобиль, и теперь он находится,в без­ надежном состоянии. Оста­ вив дочь у сестры, я пошла в магазин - воентор­ га, посмотреть школьный ко­ стюм. Очень офадовалась, увидев то, что мне .надо. Это был костюм 42 раэдера, рост 164. Я его, конечн§; же, ку­ пила. Когда дала ^примерить дочери (она приболела и на­ ходилась у сестры), то, к ве­ ликому моему сожалению, обнаружила, что рукава жа­ кета коротки. Мы с сестрой быстро пошли назад в мага­ зин в надежде обменять ко^ стюм или вернуть деньги. Костюма подходящего нам не подобрали (никто «е соизво­ лил сходить на склад). Мы просили вернуть деньги. Око­ ло получаса уговаривали, но безуспешно. Нам продавцы посоветовали обратиться к зав. секцией. Зав. секцией и директор нам категорически отказали, ссылаясь на пра­ вш а торговли и иа ОБХСС (который, якобы, их накажет за это). Нам предложили на эти деньги приобрести что- нибудь другое. Не обнару­ жив подходящей вещи, мЫ повторили . просьбу. Но все наши уговоры были беспо­ лезны Мы поведали о сво­ ем горе и о том, что я опаз­ дываю на поезд, но нам сно­ ва отказали, сказав, что мы уже третьи просим об этом. Тогда мы попросили жалоб­ ную книгу. Ее спрятали и сказали, что находится в военторге. В конце концов нам вернули деньги, навер­ ное, побоялись жалобы. ■ Уходя, я сказала зав. сек­ цией, нельзя ли было сразу пойти навстречу покупателю, не тратя столько своих, на­ ших нервов и здоровья. Мы и так еле ходим от такого огромного горя (о котором им рассказали). Очень вас про­ сим, разбудите у этих черст­ вых людей милосердие, доб­ роту, человечность. Ведь не мы первые и не мы послед­ ние," кто покинул этот' мага­ зин с обидой и оскорблен­ ным достоинством. Посмот­ реть на них — приятной наружности дамы, а вместо сердца у них камень. Много, говорим и пишем о милосер­ дии, но как часто не соблю­ даются самые элементарные правила торговли. Очень хо­ чется, чтобы это письмо опуб­ ликовали на странщах вашей газеты. ЗАНИНА. ОТ РЕДАКЦИИ. Занима­ ясь подготовкой к публика­ ции этого письма, мы связа­ лись с представителями гор- промторга; Нам ответили, что обмен приобретенного то­ вара производится в течение 14-Ти дней, после покупки. Возврат денег за вещь пра­ вилами советской торговли не предусматривается. И только в экстренных случаях продавцы могут пойти на­ встречу покупателю, вернуть деньги. Первое, что приходит в голову, — правила нашей со­ ветской торговли абсолютно несовершенны. А второе — пользуясь этими правилами, советский покупатель оказы­ вается зависимым от интере­ сов торговли. Получается так, что писаны они не для поку­ пателей, а для продавцов меститель директора по воспи­ тательной работе школы № 46 Александра Лаврентьевна Юр­ кова любезно согласилась по­ мочь нам в подготовке этого материала, н как практик с солидным педагогическим ста­ жем она рассказала о том, что делают в их школе в этом плане на протяжении многих лет; — Для начала, и я думаю это будет очень важно, хочу сказать несколько слов о на­ шем педагогическом коллекти­ ве вообще. Сейчас много при­ ходится слышать о различного рода разногласиях, возникаю­ щих у педагогов, работающих в одной школе, какие-то груп­ пировки, ссоры. Я хочу., ска­ зать: в такой обстановке не только сложно работать самим учителям, но и непросто учиться ребятам. Они же все чувствуют: У нзс коллсктив благополучный. Можно гово­ рить, что в нем собрались ёди- номыщленнйки, для которых важнее всего дети. Что касает­ ся учителей начальных клас­ сов, я как раз их курирую, то, отвечая на ваш вопрос, мо­ гу сказать, они начинают зна­ комиться со своими будущими учениками еще с зимы. Взять хотя бы Татьяну Федоровну Лаврову или Лидию Емелья­ нов!^ Герасимову. Они не просто знакомятся с детьми и их родителями, они занима­ ются со своими будущими учениками, определяя уровень их знаний, интересы, характер, привязанности. Не подумайте, , что я хвастаюсь, но наша школа популярна и сюда .при­ ходят дети из районов, не от­ носящихся к нам. В меру времени, сил и спо­ собностей наши педагоги ста­ раются индивидуально рабо- •тать с каждым ребенком. Они ищут. Наши малыши, допус­ тим, в первый месяц обуче­ ния не получают оценок. Те, кто послабее, сидят на первых нартах перед учителем, по ме­ ре усвоения материала они передвигаются на последние нарты. Слабый ученик всегда должен быть перед глазами учителя, повышенное внимание помогает ему справиться с са­ мыми трудными задачами,- у ребенка вырастают - крылья, когда он чувствует внимание к себе. Но сколько случаев в нашей практике, когда эти крылья у детишек не вырастают. Мне не раз приходилось встречать­ ся с маленькими второгодни­ ками. Горько смотреть на этих детишек, отверженных чьей-то безжалостной рукой в самом начале своей жизни. Что тво­ рится в их душах? И , всегда поражает настойчивость учи­ телей, желающих во что бы то ни стало избавиться от та­ кого ученика. У Шалвы Алек­ сандровича Амрнашвили в книге «Как живете, дети?» есть совершенно замечательный^ по силе эмоционального пережи­ вания момент. Он пишет: «Нет, мальчик, я не оставлю тебя в классе на второй год! Как же я буду смотреть тогда в гла­ за моей педагогической совес­ ти? Ведь скажет мне она; «Ну зачем, учитель, избавился ты от своего долга? Зачем остав­ ляешь без своего присмотра, на чужое попечение ни в чем не повинного, беспомощного маленького человека?» Мне бу­ дет всегда стыдно встречаться с тобой в будущем на улицах нашего города, я буду пря­ таться от тебя, чтобы не на­ казывал меня своей доброй улыбкой, а может быть, и усмешкой озлобленного чело­ века». Нет, не зря родители боят­ ся школы. Она, конечно же, пытается перестраиваться, но в ней по-прежнему не изжиты страшные явления, такие, как деление на любимчиков и не­ любимчиков. И особенно страш­ но, что есть это в начальнных классах. Наши педагоги, при­ крываясь сверхзанятостью и сверхнагрузкой, за редким иск­ лючением, перестали оставлять детей после уроков на индиви­ дуальные занятия. Не зала­ дилось у маленького ученика с учебой, так что из того, не тратить же на него время, нужно тянуть и учить всех ос­ тальных. Да и способным ре­ бятам порой живется не легче, и они почему-то раздражают учителей. Это страшно, когда любят середину — среднего послушного, не выпирающего, не заявляющего о себе .учени­ ка. Маленькие человечки в , большой школе, они очень скоро выучивают .: ^ «науки» взрослых, рни определяют се­ бе, каким нужно .с^ать, чтобы тебя не трогали... Разные дети — -одинаковые школы. События одной японской книги начинаются с того, как учительница одной маленькой школьницы, намучившись с ней, вызывает в школу маму и рассказывает ей о том, что ее дочь совершенно нёуправля- емый ребенок; посреди урока она может внезапно поднять­ ся из-за стола и подойти к ок­ ну или вообще уйти из класса. Учительница отказывается ра­ ботать с девочкой и просит родителей подыскать другую школу. После долгих поисков они нашли такое, чего у нас, конечно же, не найдешь. Но­ вая школа для непоследливой девочки представляла собой состав поезда, где каждый вагон был оборудован под класс, а весь процесс обуче­ ния представлялся ' своеоб))аз- ной игрой. . Разные" дети — разные шко­ лы. И. КОБЗЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz