Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 • ЛЕНИНЕЦ ш т ш т 13 АВГУСТА - ДЕНЬ СТРОИТЕЛЯ - Ч- З Ш И НОВОСТРОЕК ■ «7, ' л ; ............7 ^ ^ ' ' - ' ....... ,Д Ж ё . 'Г - ' - ^ ". Н Н Н Ш Е Я 1 м л « ь | - ^ =’ ■ шг * -' .'■Ц У ■'Что на >1 СТОН) лом постройп.'>- нсо чище и чаше !а; 1 :и « 1 .'кп В<Шро<. ЛППСНКНС строп Г1Ч111 дс.тал акцепт на аоск.тццацни Деиоии 1 С. 1 Ы 10 , что? Исс 1 . 1 .тасоканностси сооев (. пост анкон ■иан'риа.тои, ав ра.юн.. И нее ради олжн о радост нош мша. увиден, снон-ин г.ча.ш.-ч.ч нее.тешк' жильцон в иовме кварти ры. Как > от роннкок нет оолынею счисгь)! умы 1110 » <■нерпой• нефтью гак и у егроитедей нроитсь мнмо сноего дома., н окнах которо го ске1!1тс'Я .ткраны гедевнаорон .(юсгр и т(|р|| 1 ерон 1{огда слонно лампочки, ньлючаютсм улыоки но ■носелю! }’ади чтого стоит . Счита ют строители ходрасчегного участ ка НЛЛ1К Ка.нсшцнкм и мопталс ники ведут шмкеДенис корпуса 1-1-атазкн(но дома. Н.А СНИМКАХ, .мастер Виктор Ку.шецов, ка четники .-Аркадий Ко лупанов и Николай Слугни. алекг- росвартики Анатолий Ткачев к К.са-днчнр Дырдии Ц. Кулика. . ^ . - ' ■ ш * " Т А . ' " ' . ■у.-.'-?*', ПОСЛЕ ЭКЗАМЕНОВ Размышления бывшего абитуриента «Что помешало мне поступить в вуз?» На днях мне домой при шло письмо из Лииецкого СПТУ-20. Первые же его строки резанули душу: «Вни манию несостоявшегося сту дента,..^. Да, я «несостояв- шийся студент». Поступал в пединститут, получил по профилирующим дисцишш- нам две пятерки, но «сре зался» на сочинении... Тот, кто прошел сито при емных экзаменов, 'знает, как это непросто — сдавать их перед строгими, неулыбчи выми преподавателями. Год напряженной работы, бессон ные ночи, волнение, трепет — не смогу, наверйЬе, пере дать всю гамму ч ^ с т в , пе реживаний, которые испыты вает на себе абитуриент. На до, видимо, Дикулем быть, чтобы все это выдержать, поднять на плечах, как под нимает он автомобиль, тя жесть приемных экзаменов- Но, извольте, вначале за кончу мысль о том письме, из СПТУ-20. Мой адрес, как и адреса других «несостояв- шихся студентов», был взят, конечно, в приемной ко миссии пединститута. Ничего не имею против; училищу нужны парни, чтобы уком плектовать курс. Пон 1 ^маю это, но не могу понять бес церемонного обращения со мной. Не могу понять, почему в училище не могли избрать более тактичную форму об ращения к «несостоявшимся студентам»- Есть же у нас в русском языке, помимо уко ренившихся «мужчина» и «женщина», хорошие,, доб рые, чуткие слова: «Уважае мый товарищ!», «Дорогой друг!». Наконец, в том же пединституте, в документах есть и наши имена. Назови меня по имени, к а к ’ знать, может, и разделил бы я свою судьбу с судьбой тех парней'.^ которые будут учиться п л'.ьво СПТУ. Сейчас много пишут о чут-^- кости, внимании, о .том, чТо ' из нашей жизни уходят та;;' кие движения души, как ми лосердие, отзывчивость, со страдание- Когда веду речь о письме, из училища, не мо гу отделаться от мйсли, что там могут быть и добрые, но все-таки не очень чуткие люди. И не уверен, хоть и обещают после окончания учебы «зеленую улицу», вне конкурса в вуз, что хлынут .в аудитории СПТУ «несосто- явшиеся студенты». Получив то письмо, раз мышляю: что все-таки поме шало и мне, и многим моим товарищам перешагнуть за ветный порог вуза? Слабая подготовка? Не сказал бы. Историей, например, я увле каюсь, сколько себя, помню. Перечитал книг — не счесть- Выписал журнал «Москва» с карамзинской «Историей го сударства Российского» — казалось бы, скука, когда-то продерешься через частокол княжеских имен... Но тому, кто хочет знать, как рожда лось государство наше, ка кие невзгоды и тяготы пере несло оно, как крепло и ста новилось на ноги, — все это безумно интересно. Более то го, увлекательно- Хочу здесь повторить мысль, высказанную акаде миком Д. Лихачевым; «Ис торию нашей страны должен знать каждый ее гражданин. Иначе культурным, -интелли гентным он считать себя не может..-» Да, историю нуж но знать. Чтобы понять мир современный. А для того, кто историю' избрал своей; специальностью, побуквен- ное, так сказать, ее знание просто необходимо- Первый «экзамен я сдал на пятерку, йт! Второй — тон;е. По обще- ветвоведению. Мне кажется, что этот предмет -в дай, ког да идет перестройка, очень, к|)айае . важен. Архйважен- Не хочу впадать в подхали маж, но заметили ли вы, как четко, свободно формулиру ет свои мысли М. С. Горба чев? Нередко опираясь при этом на труды В. И- Ленина. К. Маркса, на положения ди амата, политэкономии. И как бледно иной раз вы гля дели на трибуне сессии Вер ховного Совета СССР народ ные депутаты, не владеющие знанием основ обществове дения. Уверен; человек, которо му дорога перестройка, не может не обращаться к Ле нину, к законам обществен ного развития- Знать их — наш долг и наша обязан ность. Недавно был в Ниж нем парке, слушал лекцию какого-то товарища из обще ства «Знание». О межнацио нальных, отношениях. Были эмоции, были «жареные» факты. Все было, кроме на учного подхода к острейшей проблеме. Когда же мы пе рестанем просто-напросто болтать? Не пора ли не толь ко «несостоявшимся студен там», но и-всем, без всякого- исключения, всерьез изучать законы обществоведения? А взять неформальные объединения. Бывал я на разных самостийных сходках, спорил во дворе родного до ма, где каждый вечер соби раются. такие же, как и я, парни. Ей богу, поражаюсь: судят о высоких материях, об экономике, о партии, ком сомоле-, не владея и не же лая владеть теми знаниями, которые накоплены в облас ти общественных отношений. Правда, замечу; порой и узнать-то из того, что тебя интересует, невозможно- Пе ред приемными экзаменами в институт обошел все книж- Ешге магазины города до. чего скуден, убог выбор об- щественно-политической ли тературы! Толкнулся в областную на учную библиотеку: на весь читальный зал один-един- ственный экземпляр учебни- . ка по обществоведению. Да и тот устарел. Понимаю, что об этом нужно писать в цент ральной прессе, но не могу не возмутиться, когда же на ши ртеные-обществоведы раскачаются, когда осмыслят процессы перестройки? Знаю, что издан, в частности, сбор ник из статей, которые печа тались в «Правде» под руб рикой «Правдинские пятни цы». Все вырезки из газеты у меня есть, но книжку-то и читать удобнее, и сохранит ся она подольше. Но где ее взять? Почему - в наших книжных магазинах не вве сти, например, тот. же поря док, что и при покупке ме бели? Подал заявку, стал на очередь-. Поймите, это очень важно. Шивненно необходи мо. Книга, по-моему, должна находить точный адресат.. Может, я и не прав, но это мое твердое мнение. И оно особенно укрепилось, когда видел, как перекупщики книг, заняв непробиваемую оборо ну у магазинов, скупают все подряд, перепродавая потом дефицит, да и не только де фицит (создаваемый, кстати, ими искусственно) в три—че тыре—пять раз дороже не минимальной стоимости кни ги.. ’Да, трудно в таких усло виях абитуриенту. Найти учебник — проблема Прочи тать нужную книгу — про блема вдвойне В какой-то мере положение могли бы исправить преподаватели то го же ' пединститута. К их услугам — две областные газеты, журнал «Политиче ская агитация». Полистал их. за год — полдесятка статей. Но до чего же скучны они! Пересказ общеизвестных ис тин, компиляция..- Где же свежие мысли, где анализ, где нестандартные выводы? Ведь авторы-то публикаций — кандидаты наук..- Может, от всего этого и было так много двоек в пединституте, на истфаке, после первых двух экзаменов? «Несостоявшийся студент...» Я переживу неудачу. Буду работать. Работа, как гово рится, панацея от всех бед. Но вот какая крамольная мысль возникла у меня, бьш- шего абитуриента- Перечитал документы о реформе выс шей школы и подумал; а нужно ли в институтах сито конкурсных экзаменов? Хочешь учиться в вузе— приходи и учись. Первая же сессия покажет, способен ли ты продолжать учебу, полу чится ли из тебя специалист Короче говоря, почему не зачислять в вузы всех же лающих, и потом, в ходе уче бы, присматриваться к лю дям, определять, есть ли' у тебя желание, талант, воля, чтобы «дойти» до заветного диплома? Спорно? Конечно! Но, во всяком случае, на' судьбу человека повлияет не запятая, поставленная в сочи нении не там, где надо, не игра случая, а скажется са мая что ни на есть элемен тарная справедливость- Д. ВИННИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz