Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
4 • ЛЕНИНЕЦ 5 августа 1989 г. Для тех, кто не смотрел пе редачу, сразу поясню: свою , известность школа приобрела за счет арендного хозяйства. Но справедливости ради сто ит сказать, и на этом настаи вали все, с кем мне пришлось общаться, договоры об арен де с хозяйствами в Становлян- ском районе заключили шесть школ. Самая первая — Со- ловьевская. Тамошние юные арендаторы преуспели во мно гом. в частности, показатели урожайности у них значитель но выше, чем в хозяйстве и в целом по району. Директор Дамской средней школы Вера Никитична Во- ротынцева сказала о том, что мы не можем уехать домой, нс посмотрев их знаменитое хо зяйство. И хотя времени было в обрез, Вера Никитична, я и Василий Нестеров —^ работник райкома комсомола — отпра вились. осматривать школь ные владения. На небольшом участке, обнесенном изгоро дью, аккуратные грядки ' мор кови, помидоров, капусты. Честно признаться, я была го това ко всему, но такогр. я .не ожидала увидеть: все, как До ма, на своем собственном; .ого роде, сразу видно,.что работа ли здесь мальчишки и девчон ки не абы как, а с любовью. Я просто вспоминаю свои : школьные годы, когда мы от правлялись в л^рерь" труда и отдыха тяпать капусту или помидоры. Перву|ру,грядку об рабатывали еще более или ме нее хорошо, а по второй, 'что называется, верхом на тяпке ехали. Было нам скучно, труд но и не очень интересно, а ес ли уж быть до конца честной, то совсем неинтересно. ,Л<1о- жет быть, мы ч^'о-то недопей нимали, и это «что-то» нам никто не объяснял^ Мы были в общей массе, возделываю- -щей, выращивающй, ни за что не отвечающей, не получа ющей за это никаких денег. Мы были малыми детьми, и на'ш'ё' '«халтурство» списыва- лоск ' на это самое малолетст во: «Вырастут, поймут, как надо по-настоящему работать». Вера Никитична, как, впро чем, и весь педколлектив шко лы, занимает совсем иную по зицию. Она считает, что зада чи школы не могут быть ог раничены .только образованием детей, тем более сельских. Школа должна, обязана, как угодно, научить детей рабб:;, тать, чтобы, покинув ее, маль чишки и'девчонки не мыка лись по жизни, не зная, где и как можно зарабатывать деньги. Выпускник сегодняш него дня — это готовый к труду человек. А для этюго совсем ‘ необязательно, счи тает Вера Никитична, чтобы ребята трудились, как папа Карло, не разгибая спины, на школьных плантациях. Кста ти, она не может согласиться с одной из своих учениц, ко- Смотр наших рядов " торая в передаче «Детский час» на вопрос, что лучше, по кататься летом на велосипеде или поработать с тяпкой, от ветила: «Лучше с тяпкой». Вера Никитична трезво смот рит на вещи, она понимает, дети всё равно остаются деть ми, и им одинаково нужен и велосипед, и тяпка, - только .чтобы и то и другое в меру. А как обеспечить гармонич ное сочетание отдыха и ра боты? Стали думать, И вот тогда, несколько лет назад, родилась эта идея — создать свое школьное хозяйство. У фортнее, когда они чистень кими являются на занятия, им не приходится бегать от сви ней сразу к учебникам. Первый год школьная фер ма получила доход 2400 руб лей, привесы составляли 800 граммов каждый месяц. Ка кое наше коллективное хозяй ство может похвастаться столь высокими результатами, в том же колхозе имени XXII парт- сьезда привесы составляют 430 граммов. На ферме рабо тали 32 ученика, за шесть ме сяцев каждый из них получил по двадцать с лишним руб- дой. С ними советуются, у них интересуются мнением, им настойчиво, внушается мысль, что они являются истинными хозяевами всех школьных вла дений. Да и внушать, как мне ка жется, уже не надо, просто по ходу дел и . событий ребя та поняли — это их ферма,. это их огород. Оттого, как они будут работать там, за висит зарплата, которая не, уходит неизвестно куда, а по падает прямо по назначеншо — каждому в руки. Не скры вает школа и того, куда она Ш ЁИЫ Е ДЕЙСтЮЩИЕ ЛИЦЙ После т о ю к а к ^1амскую- школу п о к . и а л и по Ц е н г р а л ь н о м у т е л е в и д е нию в п р о ф а м м с «Дсмский ча с» , поток т о п е й , ж е л аю щ и х твоими г .т . пами уви.тетт. «чудо а р е н ды» , р с тко уиеличил т я. хорошего ' йачйнания по логи ке вещей: преград быть не должно, но У' нас оно может ждать своей очереди годами. И хотя Вера Никитична не склонна ‘ никого и ни в чем упрекать, с прежними . предсе дателями их колхоза взаи мопонимания не возникло. Пе ред той стеной, которая на зывается «безразличие», бес силен даже самый энергичный человек. А потом... Потом ; школе повезло. Председателем колхоза име ни ;ХХП партсъезда стал Валерий Алексеевич Ге расимов. Оказалось, что.' ему не все равно, чем живет сельская, школа., В 1987 году на маленькой фермочке (фер мой ее не назовешь) неподиг леку от школы, .появились,, пер вые обитатели — двадцать свиней; Прйвда, вначале, за ключив договор с хозяйством, школа рассчитывала ' взять 35 свиней, но, как честно при зналась Вера Никитична, оцц испугались. Из одной своей поездки :■в Курскую область Вера Ники тична привезла неприятные для нее воспоминания. В од ной из школ, которую им■по-, казали й которая тоже зани малась разведением свиней, был такой устоявшийся запах фермы, что она сразу же ре-: шила, у нас так никогда не будет. В школе, должно пах нуть школой. Составила гра фик среди учеников восьмого класса. На ферму ходили по двое, в общей сложности ре бята отрабатывали по два ча са, успевали сходить домой переодеться, помыться. И по лучалось так, что запах фер мы в школу не проник. Де таль, на мой взгляд, немало важная хотя бы потому, что I ребята’ чувствуют себя ком лей. Сразу кажется мало, до ход две ты'сй’йп, а зарплата вон какаяё'ЛЧ'В'ера Никитична растолкойаяа: • — На ферме работали . 32 учевдка. Каждый день; гтам дежурили два человека,-кото рые работали в среднем два часа. В результате получи лось, что за шесть, месяцев один ученик отрабо-^л на ферме 22,4 рабочих часа. То есть, за один час человек за рабатывал рубль. Для сравне ния, когда в колхоз приезжа ют наемные рабочие, их рабо чий час стоит, столько же. В прошлом году школа взя ла на откорм’ 40 свиней, полу чили доход 5300 рублей. В этом году на откорме 33 сви ньи. И еще, в 1988 году шко ла решилась на очередной эк сперимент. У ребят поинтере совались, псе ли с желанием ходили на ферму работать, оказалось, что нет. Тогда ре шили не проявлять никакого насилия над школьниками. По собственному желанию согла сились ухаживать за', живбт- нымн восемь человек. И уже эти восемь человек получили по сто с лишним рублей, двое- трое по девяносто с лишним. Углубляясь в цифры и рас четы, я грешным .делом по думала, разбираются ли в них сами'школьники, ведь держать в голове все это просто не возможно, Не берусь утверж дать смело, что, да, ребята считают лучше эк^номистов, Это, конечно же, не так. Но то, что они успешно учатся сложной арифметике — истин ная. правда. Во всяком слу чае администрация школы все вопросы, касающиеся аренды, обсуждает вместе с ребятами. Более того, они, дети, стали главными действующими ли цами во всей истории с арен- расходует прибыль от аренды. Куплен магнитофон, .стираль ная машина, как здесь гово рят, для шестилеток, недеше во обошелся ремонт фермы. Все деньги тратятся на дело, каждая израсходованная ко пейка на учете. Свинофермой в школе не ограничились. И прошлой осенью у ребят появилось свое арендное поле. Оно то же недалеко от школы, в этом все его удобство. Если же говорить о его качестве, то "ОНЬ весьма засоренное. Про- ’ езжая на машине мимо него, Вера Никитична грустно за метила: «Сорняки лезут со страшной силой». 80 гектаров, . выделенные школьникам, раз делены. на четыре участка: картошка, пшеница, ячмень к под паром. Колхоз выделил в аренду полный комплект сельскохозяйственной техни ки. Есть картофелеубо|)очный комбайн, два трактора' сеял ка, косилка, ну в общем все, . что нужно для работы. Па- . шут, сажают, косят тоже . школьники. Причем важно от метить, среди желающих ра ботать в поле был своего ро да конкурс,- Отбирали самых выносливых и трудолюбивых. — Поначалу я боялась за них, — рассказывает Вера Никитична. — Начали ребята пахать, так' я несколько раз на поле была, стою, смотрю, как он сумеет на тракторе развернуться., там же кругом столбы. Вижу — хорошо раз ворачивается,- думаю про себя; «Слава богу». Эти самостоятельные маль чики, ловко управляющиеся с комбайнами и тракторами, все- таки дети. И мне понятно, по чему болит душа у Веры Ни китичны за каждого из , них. Сашу Бекетова мы нашли до ма, у него был выходной. пригласили в машину погово рить, как живется и работает ся этому юному арендатору. А тут и мама подошла с дву мя маленькими ребятишками, спрашивает: «Натворил что- нибудь, Вера Никитична?» Она заулыбалась в ответ. Мамы никак -не могут привыкнуть к мысли, что их дети не просто дети, а плюс ко всему инте ресные собеседники для газе ты. ^';^нав, зачем нам потре бовался ее Саша, мама успо коилась и сказала: «Я очень рада, что он работает». Рад ли Саша? Своих вос торгов он не выражал и вооб ще был сдержан в эмоциях. По-мужски сдупо и по-хозяй- ’ ски деловито он рассказал ^ только, что, пшрницу они уже убрали, а ячмень,, скосили, но он еще лежит на, поле. Хо-' чется ли ему целые дни нап ролет отдыхать, лето все-та-, ки? Так они отдыхают. И ра ботают! Останется ли Саша после школы в колхозе? Ои пока еще не д)гмал об этом, время покажет. В конце кон цов не это главное, колхоз имеци XXII партсъезда дефи- ,цита рабочих рук не испыты вает. Конечно, как признался Валерий Алексеевич Гераси мов, десяток работящих лю дей не помешал бы, но пусть ребята выбирают себе дорогу сами. Главное, чему должны их здесь научить — работать. Ламские школьники и рань ше летом не бездельничали.’ Помогали ремонтировать фер мы, вместе с отцами, братья ми работали на уборочябй, доили коров, но все было каю’ то не так. Пусть не требова ли они своего подсобного хо- , зяйства, не Помышляли об аренде. *Но Сейчас, когда вс® это у них есть стараниями дй^: ректора Школы," председателя колхоза, их собственным^ ста раниями, вышло так, что толь ко этого они и хотели, толь ко так они могут работать с желанием. Интересно, : Ламская школа в колхозе —первый арендатор, уже следок за ними.колхозни- ки стали брать на откорм бьмков и так далее. Но все- таки дети оказались первыми. И может быть это символич но, им жить дальше^ И кто знает, может быть, те време на не отвергнут тех, кто же лает работать творчески. Та кими возвращаются на землю дети своих отцов, страдавших от обезличивания труда, от выкших от земли, которая долгие годы, якобы, принад лежала им, а на самом деле . была ничьей. А напоследок Вера Ники тична повела нас в школьный сад, где ветки ломились от яб лок, где, по зеленой траве расхаживали «пришлые» ин дюки и куры. И она угостила нас вкусными яблоками, /вкус нее я никогда не ела... \ И. КОБЗЕВА^ - — ^ПРЕСС-ОПРОС 27. ВЛКСМ нужно преобразовать в союз самостоятельных республиканских комсомольских организаций. 28. Необходимо вывести освобожден ных комсомольских работников из но менклатуры партийных комитетов. 29. Монополия территориально-произ водственного признака организации комсомола должна быть отменена, и комсомольцам должно быть дано право создавать свои первички по интересам. 30. Нужно резко сократить числен ность комсомола, оставив в нем лишь самых активных. 31. Комсомол, на мой взгляд, исчер пал себя, И никакие меры уже ему не помогут. Что же привлекает вас в комсомоле, удерживает в его рядах? 32. Вера в то, что комсомол все-таки еще многое может, к у него есть пер спектива. 33. Он защищает мои интересы. 34. Просто привык быть комсомоль цем, и это гораздо легче, чем не состо ять в рядах ВЛКСМ. 35. В нашем обществе быть комсо мольцем невыгодно. ВЛШЙ ПОЗИЦИЙ? 36. Меня ничто не привлекает я не удерживает в комсомоле. Я сделаю все, чтобы выйти из этой организации. Вопрос к тем, кто не комсомолец. Что удерживает вас от вступления в ряды ВЛКСМ? 37. Несогласие с принципами, целя ми и задачами этой организации. 38. Неверие в возможности комсомо ла, его заорганизоваянбеть и форма лизм. 39. Нежелание терять свою независи мость, связывать себя обязательствами. 40. Членство в других молодежных организациях. Чем, на ваш взгляд, дол жен заниматься комсомол прежде все го? 41. Организацией досуга молодежи. 42. Решением экологических проблем., 43. Борьбой с преступностью среди несовершеннолетних. 44. Созданием комсомольских пред приятий, экономической деятельностью. 45. Организацией научно-техничес кого творчества молодежи. 46. Защитой интересов молодежи. 47. Участием в предвыборной борьбе за депутатские мандаты. Большое спасибо за ответы. В за ключение несколько слов о себе. К какой категории вы бы отнесли себя? 48. Я — обычный «рядовой» комсо молец. 49. Комсомольский работник. 50. Из тех, кого называют «активом». 31. Далекий от комсомола человек. 52. Мне «все до лампочки». Могли бы вы отнести себя к числу людей, которые интересуются полити кой? 33. Определенно, да. 54. Пожалуй, да. 55. Пожалуй, нет. 56. Категорически нет. Ваше членство в общественно-полити ческих организациях? 57. Член ВЛКСМ. 38. Член (кандидат в члены)'КПСС. 39. Неформал. 60. Не принадлежу ни к одной из организаций. Ваш возраст? 61. От 14 до 17. , 62. От 18 до 25. 63. От 26 до 35. 64. Более 35. Ваш род занятий. 65. Школьник. 66. Студент. ■ 67. Рабочий. 68. Служащий. 69. Колхозник. 70. Другое. Где вы живете? 71. В областном центре. 72. В районном городе, поселке город ского типа. 73. В селе. Заполнив анкету, вырежьте ее из га зеты я в тот же день вышлите в редак цию «Ленинца». Если вы чувствуете, что анкетой .не исчерпали свои взгляды на перестройку комсомола, будем рады письму. На конверте напишите «Пресс- опрос».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz