Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

4 • ЛЕНИНЕЦ 5 августа 1989 г. Для тех, кто не смотрел пе­ редачу, сразу поясню: свою , известность школа приобрела за счет арендного хозяйства. Но справедливости ради сто­ ит сказать, и на этом настаи­ вали все, с кем мне пришлось общаться, договоры об арен­ де с хозяйствами в Становлян- ском районе заключили шесть школ. Самая первая — Со- ловьевская. Тамошние юные арендаторы преуспели во мно­ гом. в частности, показатели урожайности у них значитель­ но выше, чем в хозяйстве и в целом по району. Директор Дамской средней школы Вера Никитична Во- ротынцева сказала о том, что мы не можем уехать домой, нс посмотрев их знаменитое хо­ зяйство. И хотя времени было в обрез, Вера Никитична, я и Василий Нестеров —^ работник райкома комсомола — отпра­ вились. осматривать школь­ ные владения. На небольшом участке, обнесенном изгоро­ дью, аккуратные грядки ' мор­ кови, помидоров, капусты. Честно признаться, я была го­ това ко всему, но такогр. я .не ожидала увидеть: все, как До­ ма, на своем собственном; .ого­ роде, сразу видно,.что работа­ ли здесь мальчишки и девчон­ ки не абы как, а с любовью. Я просто вспоминаю свои : школьные годы, когда мы от­ правлялись в л^рерь" труда и отдыха тяпать капусту или помидоры. Перву|ру,грядку об­ рабатывали еще более или ме­ нее хорошо, а по второй, 'что называется, верхом на тяпке ехали. Было нам скучно, труд­ но и не очень интересно, а ес­ ли уж быть до конца честной, то совсем неинтересно. ,Л<1о- жет быть, мы ч^'о-то недопей нимали, и это «что-то» нам никто не объяснял^ Мы были в общей массе, возделываю- -щей, выращивающй, ни за что не отвечающей, не получа­ ющей за это никаких денег. Мы были малыми детьми, и на'ш'ё' '«халтурство» списыва- лоск ' на это самое малолетст­ во: «Вырастут, поймут, как надо по-настоящему работать». Вера Никитична, как, впро­ чем, и весь педколлектив шко­ лы, занимает совсем иную по­ зицию. Она считает, что зада­ чи школы не могут быть ог­ раничены .только образованием детей, тем более сельских. Школа должна, обязана, как угодно, научить детей рабб:;, тать, чтобы, покинув ее, маль­ чишки и'девчонки не мыка­ лись по жизни, не зная, где и как можно зарабатывать деньги. Выпускник сегодняш­ него дня — это готовый к труду человек. А для этюго совсем ‘ необязательно, счи­ тает Вера Никитична, чтобы ребята трудились, как папа Карло, не разгибая спины, на школьных плантациях. Кста­ ти, она не может согласиться с одной из своих учениц, ко- Смотр наших рядов " торая в передаче «Детский час» на вопрос, что лучше, по­ кататься летом на велосипеде или поработать с тяпкой, от­ ветила: «Лучше с тяпкой». Вера Никитична трезво смот­ рит на вещи, она понимает, дети всё равно остаются деть­ ми, и им одинаково нужен и велосипед, и тяпка, - только .чтобы и то и другое в меру. А как обеспечить гармонич­ ное сочетание отдыха и ра­ боты? Стали думать, И вот тогда, несколько лет назад, родилась эта идея — создать свое школьное хозяйство. У фортнее, когда они чистень­ кими являются на занятия, им не приходится бегать от сви­ ней сразу к учебникам. Первый год школьная фер­ ма получила доход 2400 руб­ лей, привесы составляли 800 граммов каждый месяц. Ка­ кое наше коллективное хозяй­ ство может похвастаться столь высокими результатами, в том же колхозе имени XXII парт- сьезда привесы составляют 430 граммов. На ферме рабо­ тали 32 ученика, за шесть ме­ сяцев каждый из них получил по двадцать с лишним руб- дой. С ними советуются, у них интересуются мнением, им настойчиво, внушается мысль, что они являются истинными хозяевами всех школьных вла­ дений. Да и внушать, как мне ка­ жется, уже не надо, просто по ходу дел и . событий ребя­ та поняли — это их ферма,. это их огород. Оттого, как они будут работать там, за­ висит зарплата, которая не, уходит неизвестно куда, а по­ падает прямо по назначеншо — каждому в руки. Не скры­ вает школа и того, куда она Ш ЁИЫ Е ДЕЙСтЮЩИЕ ЛИЦЙ После т о ю к а к ^1амскую- школу п о к . и а л и по Ц е н г р а л ь н о м у т е л е в и д е ­ нию в п р о ф а м м с «Дсмский ча с» , поток т о п е й , ж е л аю щ и х твоими г .т . пами уви.тетт. «чудо а р е н ды» , р с тко уиеличил т я. хорошего ' йачйнания по логи­ ке вещей: преград быть не должно, но У' нас оно может ждать своей очереди годами. И хотя Вера Никитична не склонна ‘ никого и ни в чем упрекать, с прежними . предсе­ дателями их колхоза взаи­ мопонимания не возникло. Пе­ ред той стеной, которая на­ зывается «безразличие», бес­ силен даже самый энергичный человек. А потом... Потом ; школе повезло. Председателем колхоза име­ ни ;ХХП партсъезда стал Валерий Алексеевич Ге­ расимов. Оказалось, что.' ему не все равно, чем живет сельская, школа., В 1987 году на маленькой фермочке (фер­ мой ее не назовешь) неподиг леку от школы, .появились,, пер­ вые обитатели — двадцать свиней; Прйвда, вначале, за­ ключив договор с хозяйством, школа рассчитывала ' взять 35 свиней, но, как честно при­ зналась Вера Никитична, оцц испугались. Из одной своей поездки :■в Курскую область Вера Ники­ тична привезла неприятные для нее воспоминания. В од­ ной из школ, которую им■по-, казали й которая тоже зани­ малась разведением свиней, был такой устоявшийся запах фермы, что она сразу же ре-: шила, у нас так никогда не будет. В школе, должно пах­ нуть школой. Составила гра­ фик среди учеников восьмого класса. На ферму ходили по двое, в общей сложности ре­ бята отрабатывали по два ча­ са, успевали сходить домой переодеться, помыться. И по­ лучалось так, что запах фер­ мы в школу не проник. Де­ таль, на мой взгляд, немало­ важная хотя бы потому, что I ребята’ чувствуют себя ком­ лей. Сразу кажется мало, до­ ход две ты'сй’йп, а зарплата вон какаяё'ЛЧ'В'ера Никитична растолкойаяа: • — На ферме работали . 32 учевдка. Каждый день; гтам дежурили два человека,-кото­ рые работали в среднем два часа. В результате получи­ лось, что за шесть, месяцев один ученик отрабо-^л на ферме 22,4 рабочих часа. То есть, за один час человек за­ рабатывал рубль. Для сравне­ ния, когда в колхоз приезжа­ ют наемные рабочие, их рабо­ чий час стоит, столько же. В прошлом году школа взя­ ла на откорм’ 40 свиней, полу­ чили доход 5300 рублей. В этом году на откорме 33 сви­ ньи. И еще, в 1988 году шко­ ла решилась на очередной эк­ сперимент. У ребят поинтере­ совались, псе ли с желанием ходили на ферму работать, оказалось, что нет. Тогда ре­ шили не проявлять никакого насилия над школьниками. По собственному желанию согла­ сились ухаживать за', живбт- нымн восемь человек. И уже эти восемь человек получили по сто с лишним рублей, двое- трое по девяносто с лишним. Углубляясь в цифры и рас­ четы, я грешным .делом по­ думала, разбираются ли в них сами'школьники, ведь держать в голове все это просто не­ возможно, Не берусь утверж­ дать смело, что, да, ребята считают лучше эк^номистов, Это, конечно же, не так. Но то, что они успешно учатся сложной арифметике — истин­ ная. правда. Во всяком слу­ чае администрация школы все вопросы, касающиеся аренды, обсуждает вместе с ребятами. Более того, они, дети, стали главными действующими ли­ цами во всей истории с арен- расходует прибыль от аренды. Куплен магнитофон, .стираль­ ная машина, как здесь гово­ рят, для шестилеток, недеше­ во обошелся ремонт фермы. Все деньги тратятся на дело, каждая израсходованная ко­ пейка на учете. Свинофермой в школе не ограничились. И прошлой осенью у ребят появилось свое арендное поле. Оно то­ же недалеко от школы, в этом все его удобство. Если же говорить о его качестве, то "ОНЬ весьма засоренное. Про- ’ езжая на машине мимо него, Вера Никитична грустно за­ метила: «Сорняки лезут со страшной силой». 80 гектаров, . выделенные школьникам, раз­ делены. на четыре участка: картошка, пшеница, ячмень к под паром. Колхоз выделил в аренду полный комплект сельскохозяйственной техни­ ки. Есть картофелеубо|)очный комбайн, два трактора' сеял­ ка, косилка, ну в общем все, . что нужно для работы. Па- . шут, сажают, косят тоже . школьники. Причем важно от­ метить, среди желающих ра­ ботать в поле был своего ро­ да конкурс,- Отбирали самых выносливых и трудолюбивых. — Поначалу я боялась за них, — рассказывает Вера Никитична. — Начали ребята пахать, так' я несколько раз на поле была, стою, смотрю, как он сумеет на тракторе развернуться., там же кругом столбы. Вижу — хорошо раз­ ворачивается,- думаю про себя; «Слава богу». Эти самостоятельные маль­ чики, ловко управляющиеся с комбайнами и тракторами, все- таки дети. И мне понятно, по­ чему болит душа у Веры Ни­ китичны за каждого из , них. Сашу Бекетова мы нашли до­ ма, у него был выходной. пригласили в машину погово­ рить, как живется и работает­ ся этому юному арендатору. А тут и мама подошла с дву­ мя маленькими ребятишками, спрашивает: «Натворил что- нибудь, Вера Никитична?» Она заулыбалась в ответ. Мамы никак -не могут привыкнуть к мысли, что их дети не просто дети, а плюс ко всему инте­ ресные собеседники для газе­ ты. ^';^нав, зачем нам потре­ бовался ее Саша, мама успо­ коилась и сказала: «Я очень рада, что он работает». Рад ли Саша? Своих вос­ торгов он не выражал и вооб­ ще был сдержан в эмоциях. По-мужски сдупо и по-хозяй- ’ ски деловито он рассказал ^ только, что, пшрницу они уже убрали, а ячмень,, скосили, но он еще лежит на, поле. Хо-' чется ли ему целые дни нап­ ролет отдыхать, лето все-та-, ки? Так они отдыхают. И ра­ ботают! Останется ли Саша после школы в колхозе? Ои пока еще не д)гмал об этом, время покажет. В конце кон­ цов не это главное, колхоз имеци XXII партсъезда дефи- ,цита рабочих рук не испыты­ вает. Конечно, как признался Валерий Алексеевич Гераси­ мов, десяток работящих лю­ дей не помешал бы, но пусть ребята выбирают себе дорогу сами. Главное, чему должны их здесь научить — работать. Ламские школьники и рань­ ше летом не бездельничали.’ Помогали ремонтировать фер­ мы, вместе с отцами, братья­ ми работали на уборочябй, доили коров, но все было каю’ то не так. Пусть не требова­ ли они своего подсобного хо- , зяйства, не Помышляли об аренде. *Но Сейчас, когда вс® это у них есть стараниями дй^: ректора Школы," председателя колхоза, их собственным^ ста­ раниями, вышло так, что толь­ ко этого они и хотели, толь­ ко так они могут работать с желанием. Интересно, : Ламская школа в колхозе —первый арендатор, уже следок за ними.колхозни- ки стали брать на откорм бьмков и так далее. Но все- таки дети оказались первыми. И может быть это символич­ но, им жить дальше^ И кто знает, может быть, те време­ на не отвергнут тех, кто же­ лает работать творчески. Та­ кими возвращаются на землю дети своих отцов, страдавших от обезличивания труда, от­ выкших от земли, которая долгие годы, якобы, принад­ лежала им, а на самом деле . была ничьей. А напоследок Вера Ники­ тична повела нас в школьный сад, где ветки ломились от яб­ лок, где, по зеленой траве расхаживали «пришлые» ин­ дюки и куры. И она угостила нас вкусными яблоками, /вкус­ нее я никогда не ела... \ И. КОБЗЕВА^ - — ^ПРЕСС-ОПРОС 27. ВЛКСМ нужно преобразовать в союз самостоятельных республиканских комсомольских организаций. 28. Необходимо вывести освобожден­ ных комсомольских работников из но­ менклатуры партийных комитетов. 29. Монополия территориально-произ­ водственного признака организации комсомола должна быть отменена, и комсомольцам должно быть дано право создавать свои первички по интересам. 30. Нужно резко сократить числен­ ность комсомола, оставив в нем лишь самых активных. 31. Комсомол, на мой взгляд, исчер­ пал себя, И никакие меры уже ему не помогут. Что же привлекает вас в комсомоле, удерживает в его рядах? 32. Вера в то, что комсомол все-таки еще многое может, к у него есть пер­ спектива. 33. Он защищает мои интересы. 34. Просто привык быть комсомоль­ цем, и это гораздо легче, чем не состо­ ять в рядах ВЛКСМ. 35. В нашем обществе быть комсо­ мольцем невыгодно. ВЛШЙ ПОЗИЦИЙ? 36. Меня ничто не привлекает я не удерживает в комсомоле. Я сделаю все, чтобы выйти из этой организации. Вопрос к тем, кто не комсомолец. Что удерживает вас от вступления в ряды ВЛКСМ? 37. Несогласие с принципами, целя­ ми и задачами этой организации. 38. Неверие в возможности комсомо­ ла, его заорганизоваянбеть и форма­ лизм. 39. Нежелание терять свою независи­ мость, связывать себя обязательствами. 40. Членство в других молодежных организациях. Чем, на ваш взгляд, дол­ жен заниматься комсомол прежде все­ го? 41. Организацией досуга молодежи. 42. Решением экологических проблем., 43. Борьбой с преступностью среди несовершеннолетних. 44. Созданием комсомольских пред­ приятий, экономической деятельностью. 45. Организацией научно-техничес­ кого творчества молодежи. 46. Защитой интересов молодежи. 47. Участием в предвыборной борьбе за депутатские мандаты. Большое спасибо за ответы. В за­ ключение несколько слов о себе. К какой категории вы бы отнесли себя? 48. Я — обычный «рядовой» комсо­ молец. 49. Комсомольский работник. 50. Из тех, кого называют «активом». 31. Далекий от комсомола человек. 52. Мне «все до лампочки». Могли бы вы отнести себя к числу людей, которые интересуются полити­ кой? 33. Определенно, да. 54. Пожалуй, да. 55. Пожалуй, нет. 56. Категорически нет. Ваше членство в общественно-полити­ ческих организациях? 57. Член ВЛКСМ. 38. Член (кандидат в члены)'КПСС. 39. Неформал. 60. Не принадлежу ни к одной из организаций. Ваш возраст? 61. От 14 до 17. , 62. От 18 до 25. 63. От 26 до 35. 64. Более 35. Ваш род занятий. 65. Школьник. 66. Студент. ■ 67. Рабочий. 68. Служащий. 69. Колхозник. 70. Другое. Где вы живете? 71. В областном центре. 72. В районном городе, поселке город­ ского типа. 73. В селе. Заполнив анкету, вырежьте ее из га­ зеты я в тот же день вышлите в редак­ цию «Ленинца». Если вы чувствуете, что анкетой .не исчерпали свои взгляды на перестройку комсомола, будем рады письму. На конверте напишите «Пресс- опрос».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz