Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ш т Л Е Н И Н Е Ц 2$ «ю л я 1989 г. Г ' Фото М. Барабанова. АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ Мужественная женщина — это определение не вя- < жется с обликом симпатич­ ной женщины, хотя лично ей данная банальн^ть не по­ нравится. -Но кап определить облик того,-кто излучает те самые симпатии? Симпатии —^ за противостояние труд­ ностям и фальпщ, за веру — «Вот осядут Потемки... И свет заиграет сильней». За уважение к.,ее судьбе — под стать закаляющей -м^ткской — детдом, рабочая окраина, трчнее заводские ба­ раки. К ее рабочей биогра­ фии — коксохимпроизводст- во, ТЭЦ, другие участки ОТК... ^^очная учеба в Лит; институте имени А. М,. Горь­ кого Союза писателей СССР в семинаре Владимира Соло­ ухина, затем у известного критика Александра Михай­ лова, И стихи, стихи... Сквозь сон шептали мы: «Сейчас» ' Ища На миг спасенье от слов; «Рабочий день У нас, доспите в воскресенье». И мы вставали вновь чуть свет, Чтоб знать не между прочим, с начала жизни, с малых лет всю цену дням рабочим... ■Я помню, как удивила ме­ ня молодая медсестра" в больнице, читавшая наизусть ее «Зависимость»: Мы все зависим друг от друга, Как.радиус от центра круга... Я видел не раз, как встре­ чают ее в самых различных аудиториях и студенты, и ра«^чие, и колхозники, . и солдаты, и выпускники, и первоклассники, и ветераны, и новобранцы. Равнодушных нет. Неправда, что интерес к поэзии остывает, что нас заполоняют -диски и видео­ жвачка. Просто У массовой -культуры больше каналов для выхода на массовую же публику. А у Светланы Мекшен всего (скорее ого-го) девять сборников СВ 01 К книг общим тиражом около 100 тысяч экземпляров, В ее активе публикации практически во всех центральных газетах, в толстых и тонких журналах, выступления но радио. Пес­ ни на ее стихи поют на теле­ видении Валентина Толкуно­ ва, современный ансамбль «ЭВМ». Выпущена пластин­ ка песен на ее стихи. Фильм ■ЦО ее сценарию «Родина» . стал призером мноТ-их кон­ курсов непрофессиональных кинематографистов. За всем этим — напряженная," твор­ ческая работа... — Светлана ' Васильевна? — спрашиваю я свою собе­ седницу. — В одной из ре­ цензий нацисано: «Поэзия Мекшен имеет я р ко . выра­ женную гражданскую тема­ тику. Произведения рисуют правдивый и благородный образ нашего современника, наполненный сложной ду- ХО 1 ВН 0 Й жизнью...» Мекшен отйечает; " — Автору трудно судить • о собствённьтх произведени- ' ях. и — непредсказуемый че- ■ А вот к'огда мы увидим в передаче «Человек и закон», как на губителей природы в зале суда надевают наруч­ ники. то многие ютрезвятся. Штрафам же никого не прой­ мешь. Тем более, его выпла­ чивает предприятие, , О декларативности. Мы настолько отвыкли от чте­ ния наглядной агитации, ло- Свет^ана Мекшен: «БОЙТЕСЬ УПУСТИТЬ ВРЕМЯ» .човек—она заговори.ла не по теме. — Ваш брат, журналист, наловчился ерзать. Помнит­ ся, публикация одного преус­ певающего очеркиста «Над Липецком — чистое небо», в которой он преубедительно доказьшкл, что мы дышим озоновым коктейлем, А лю ­ ди каждое утро (по сей день) видят доменное и кок­ сохимическое марево над Левобережьем. Раньше было модным впйсьтать дымы в индустриальные пейзажи. Поэтому я удивляюсь хлад­ нокровию наших липецких народных депутатов, кото­ рых волнуют проблемы при­ балтийских регионов, значе­ ние статуса деп 5 татов, воп­ росы оплаты трудд сталева­ ров и уж-потом — экология. Так,- во всяком случае, по­ казалось мне после прослу­ шивания интервью с ними по областному радио. Доро-, гие, ведь за вами — полу­ миллионный город с его бе­ дами и ' заботами! — Может, как и мы, они были оглушены «землетря­ сением зтиов» на Съезде? — Хорошо, если так, а не совсем оглоушены. Ки­ слотные дожди, СПИД (на Западе есть версии его про­ исхождения от радиации), нитраты-нитриты. Куда же мы катимся? Туда, где не помогут^ никакой статус, ни­ какая зарплата... Тут как в одном известном стихотво­ рении про браконьера и рыб­ инспектора, которые поми­ рились на почве... изведения химией рыбы — «врагов' свела беда». — А если бы депутатом были вы? — Надо создать жесткие, работающие законы. Они у нас зачастую декларативные. зунгов и призывов, что' не замечаем очевидных глупо­ стей. Недавно, например, с удивлением обнаружила гру­ бую грамматическую ошибку на стенде соцобязательств на проспекте Космонацтов. Ми­ мо ходят люди... и не заме­ чают. — Мы немного увлеклись. Воистину — «У поэтов свои законы». Что вас еще вол­ нует? —, У йас есть лекарство на все случаи? Волнует та легкость (о ней недавно го­ ворил мой учитель по Лит- институту Владимир Соло­ ухин), с которой мы пытаем­ ся решать проблемы. На каждую, беду — по фонду, .на каждую прореху — по рублику, Солоухин спраши­ вает резонно: когда губили прекрасные храмы, то нахо­ дили и бульдозеры, и экска­ ваторы, И взрывчатку, й людей. А как создавать — «Скинемся в шапку по кру­ гу». Что ж ты, государство?! Об экологии души. Насту­ пает пора очрицения. Эми­ гранты, такие, как , худож- -Ник Ш;емякин, организОВы- " вают комитеты по спасению воинов-афганцев, другие бо­ рются за спасение наших культурных ценностей. Любимая и ненавидимая одновременно миллионами зрителей Алла Пугачева пе­ речисляет тысячедолларовые. гонорары Детскому фонду, а респектабельные классики... Недавно я была в Передел- кино, в писательском доме творчества, и что-то не слы­ хала там о широких жестах .писателей с открытыми сче­ тами в банках. Для справки. Их открывают немногим тем, у кого на счету более 200 тысяч рублей.... Что-то, по моим сведениям, не больно расщедрились литературные генералы. — Экология культуры. Чем заполнить ее бреши? — В школах- есть раздел «Люби и знай свой край». И, встречаясь с ребятами, ясно видишь постановку де­ ла. Если учителя, библиоте­ кари, завучи — энтузиасты, то нет разницы между пер­ воклашками и старшими. Все одинаково любят лите-" ратуру, знают и почитают писате.лей родного края. Важно, кто стоит у истоков? Я была во Франции в Лув­ ре. В зале Рубенса — певца женского тела - проводил экскурсию учитель. Не по­ верите — кому он цропове- довал гармонию наготы, связь красоты с вечностью?.. Французским первоклашкам. Они не хихикали, смотрели широко раскрытыми глаза­ ми... — Светлана Васильевна, я вспомнил, как в детстве в пионерском лагере в худо­ жественном фильме был эпи­ зод, связанный с Дрезден­ ской галереей. На экране — картина е обнаженной нату­ рой, и тут же стыдливая ру­ ка киномеханика прикрыва - ла объектив под свист зала... — Вот видите — реакция обратная. Там, где надо впи- тывать прекрасное, — улю­ люканье. Отсюда расшатану нал эстетика, тяга к неприг стойности, извращенное це­ ломудрие. В том же Париже я & дела очереди в киноте- » атры на фильм «Амадей» •про Моцарта и пустые залы на секс-фильмы. Люди пере­ шагнули от всеядности к вы­ бору. Но это, когда есть из чего выбирать. А у нас тре­ буют запретить «Легенду о Нарайями», «ЧП» районного масштаба», «Маленькую. Ве­ ру». Надо разобраться — не в самих ли нас ханжество и безнравственность?! Василий Белов считает. пошлостью аэробику, другой автор вы­ сказывает протест, чтобы одинокие женщины встреча - лись с «приходящими» муж­ чинами... Табу На жизнь? И напротив, Виктор Астафьев за умнейший рассказ «Лов­ ля пескарей в Грузии» под­ вергался обструкции. Моти­ вация: «Так у нас не приня­ то». К чему же приводит «об- щепринятость»,. мы знаем на своем несладком опыте. Когда- мы ,на полную мощь своих легких пели «Эту песню не задушишь, не убьешь»,- а сами душились, убивались ни за что., ни про что, поневоле подумаешь о вакууме однообразия. И с другой стороны — порой не веришь в возмож­ ность чем-нибудь - удивить усталых, задерганных лю­ дей. Но... идет праздник Ле­ вобережья. У Дворца куль­ туры — выездная торговля книгами. Я по поручению общества книголюбов высту- ■ паю с чтением стихов. Вре­ мя неподходящее — рабо­ чий день. Стоит один чело­ век — читаю ему. Несколь­ ко — читаю. Толпа! Читаю... Вот подбегают организаторы мероприятия: «Светлана Ва­ сильевна! Подождите минут­ ку!. Комиссия едет!» Извиняюсь перед слуша-. телями, жду. Объявляются . обкомовские аппаратчики со ' свитой. Важно кивают изда­ ли и шествуют мимо. Что за комиссия, создатель!!! Какая её роль? . ^ Читала ж в тот день дол­ го, -и все равно люди долго не расходились. Думаете, они не уловили суть проис­ шедшего на их глазах? — Светлана Васильевна, немного о высоких матери­ ях — о перестртйке в писа­ тельских сферах. —- Обращаюсь к молодым. Бросьте ложные игры в за­ стенчивость. Бойтесь упу­ стить время. Не надейтесь на светлре завтра. Делайте поступки сегодня. Я была на одном писатель­ ском митинге, где звучали призывы о внеочередном съезде писателей СССР. Чем это вызвано? Да хотя бы тем, что стыдливые «местеч­ ковые» писатели считают д^фньш тоном отвечать на вопрос: как они живут? На что живут? Есть ли льготы? А ситуация такова, что явив­ шие пример советские спорт­ смены скоро будут более независимыми, чем их, духов­ ные «пастыри» — писатели. Малы гонорары в сравнении с доходами от , реализации книг, велики штаты руко­ водства Союза писателей. ■Многие из наших секретарей не хотят признаваться в очевидном — посты развра­ щают творческую личность. Недавно читаю мемуары одного писаки про хорошего поэта. Мол, при, шел он к нему домой, а сын горемычного поэта играет пу­ стой бутылкой, а сам хозя­ ин сидит голодным волком... Спрашивается; что ж ты не сбегал в магазин, не накор­ мил дитя, не ссудил бедола­ ге? Ведь знаешь, что «поэ- . там деньги не даются! » Или другой пример. Сви­ детель я лично. Классик со­ временности _ посещал ста­ ринный собор в Ельце. На паперти чистенький, бедно одетый старичок на деревяш­ ке (которого мастер принял за нищего),' но как потом оказалось — просто верую­ щий. Классик црдез в кар­ ман за мелочью, а старик с ДОСТОИНСТВОМ: «Спасибо. На свои живем». Вот так! Хоть гол — да прав! Так и надо,жить. С до­ стоинством. и 'С умом... За­ думываться над очевидным. И работать, работать... Вел интервью А. АДПОСТЕНКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz