Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛПНИНЕЦ 29 мюля 1989 г. СЕМЕЙНАЯ АЗБУКА О ЛЮБВИ Что такое любовь? Легче всего сказать: тайна. И все-таки с помощью нашего собеседника докто ра философских наук, социолога, автора серьезных исследований семейных и межличностных отно шений С., И. Голода попытаемся ее разгадать. Сергей Исаевич, а йак опеки и силы, определенньШ вы для себя ооределяете — ритуал ухаживания, откры- что такое любовь? хую декларацшо чувств, бур- — Если только в самом ное и, порой, нарочитое выра- общем плане... Существует жение эмоций. Мужчины гделение в прекрасное опре древнем индийском тракта те о любви «Ветка йерсика»: «Любовь —- это единство трех видов влечения: влече ние ума, влечение сердца и влечение тела». И все, ни чего не надо Каждая эпоха создает свое представление о любви, свои ценности, свои идеалы, свою манеру ухаживания, — И, тем не менее, при влекательнее всегда роман тическая любовь... — Давайте сначала раз беремся в терминах. Под романтической любовью по рой понимают идеальное вы ражение чувств, так сказать, 1 ЙХ квинтэссенцию. За обра зец берется, как правило, культуройргическое их от ражение, образ, созданный искусством, И вот уже меч тают девушки о любви, как у Ромео и Джульетты. Но сравнение искусства и реаль ной жизни по меньшей мере ■ некорректно. Хотя бы пото му, что ни в шекспировские врёмена,.. ни сегодня невоз можно в 16 лет любить так, как любила Джульетта сво его Ромео. — Ну почему же, бывает иногда... ^ «Иногда» доказывает исключение, а не правило. «Ромео и Джульетта» — это- образ, обобщение. Сопо ставлять же следует реаль ность прошлого к настояще го. Если сравнить любовь ме щанки (то. есть среднего сос ловия XIX века) и любовь современной женщины из со словия, служащих, то мы уви дим, что современная любовь гораздо более личностное, индивидуальное, значитель- «высыхали» с тоски, теряли разум, если не сдерживали своего слова, легко залива лись слезами. А для женщи ны умереть от любви счита лось обычным делом. Идеал романтической любви не был придумывать. . интеллектуальным. Если продолжить истори ческий экскурс, то в отличие от рьщарской, романтической любовь, принятая в буржуаз ном обществе, болеё прагма тична. .;Разумеется, все это нельзя рассматривать вне конкретного времени и про странства, индивидуальных особенностей личности и т. Но, в основном, для бур жуа отношение к любви оп ределяется ценностями цраг- матйэма, главная из которых — труд, приносящий блага. А все, что связано с эмоцио нальной* сферой, — второс- тепенно.'Юдин из канонников буржуазной морали Бенжа- мин Франклин — у него есть 13 цравственных заповедей, целая система прагматизма — говорит: мы не должны быть аскетами, но и не дол жны придавать слишком бо льшое значение наслажде нию, потому что это выбива ет из колеи, из процесса труда. Поэтому любовь сво дится к прокреации ,— гово ря по-русски, к , деторожде нию, и релаксации — к под держанию здоровья. Жена нужна для продолжения ро да. Ну а для релаксации под ходит проститутка. Поэтому в ХЕх веке самый большой пик, развития проституции. — Но давайте - все-та 1 ш вернемся на родную почву. — Для русской культуры прагматичная буржуазная мораль всегда считалась без нос чувство. И совсем-это^ш— нравственной. Любовь сла- романтическая любовь. Ведь вянская всегда была любовью тащщазывалась любовь ро- интимной. В истинном значе- манских народностей, возни- нии этого слова, а не в сов- кшая в средневековье на юж- ремённой его интерпретации, ной границе Франции в Про- когда всякие сексуальные отг Вансе. Это л к ^ в ь рыцарей, ношения называют интимны ми. Даль определяет слово «интимный» как близкий, тесный, задушевный, сердеч ный, искренний. Далеко не всё сексуальные отношения чей лозунг: «Сражаться и любить». РВЯщрский эпос предполагает своеобразный культ любимой женщины, ос новывающийся на понятиях бывают такими. / Славянская любовь была всегда закрытой, любовью только для двоих, без всякой декларации. Помните стихот ворение Бальмонта «Хочу»: «Уйдите люди, уйдите боги, ‘хочу вдвоем с нею быть...» Поэтому зачем стремиться к любви «открытой», искать идеалы на стороне, когда у нас есть традиционно сло жившийся в нашей культуре особый тип любви? — Личво у меня в иослед- нее время все чаще .появля ется горькое частно; когда говорят о культуре, имеют в виду что-ха давно прошед шее и лишь самым краеш ком задевающее день сегод няшний. — Конечно, ■.любовное цело мудрие легко было хранить - в XVIII—XIX веках,: когда культуры были изолированы друг от друга. Сегодня же, когда культура опирается на средства массовой информа- ' щш, мы говорим о взаимо проникновении культур. Есть несомненное взаимообогаще- ние, но существует и процесс взаимного обеднения. И в нашу культуру^ особенно в молодежную , субкультуру, проникают прагматические элементы, к соткалению. Это го нам надо бояться. Меня ется смысл любви. Из элит ного чувства XIX века — очень глубокого и насыщен ного — любовь превращает ся в элемент массового соз нания. А раз так, то общий уровень, «есомненно, снижа ется. Стандартные представ ления ддвят. Как мы гово рим, социум давит на .лично стные отношения. — И все же, что сегодня необходимо для возникнове ния высокого чувсгаа? Если говорить о един-, стве трех влечений, то дол- яшо быть общение для того, чтобы понять, перерастает ли влюбленность в любовь. Но здесь и возникают сложно сти. Судя по ужасу в ваших глазах, вы сейчас подумали: он призывает к тому, чтобы вступать в том числе и в сек-^ суальные связи. Да, и это то же. И те, кто говорит о пла тонической любви как о люб ви бестелесной, ' Платона не читали. Платон не только не отрицает чувственной, любви, но признает ее безусловно необходимой. Так же, как «не всякий Эрос прекрасен и достоин похвал, а лишь тот, который побуждает пре красно любить... Низок же тот пошлый поклонник, кото рый любит тело больше, чем душу; он к тому ше и непо стоянен, поскольку' непосто янно то, что он любит». Так что и платоническая любовь — это единство любви ду; ховной и телесной. И самая большая сложность — гар монизировать этот дуализм. - - А есть лн разница ме жду любовью женпцгаы и любовью мужчины? — Есть, и принципиаль ная. У женщины изначаль но любовь зарождается от ду ховности, потом идет через’ секс к интимности. Это ^ как правило, но и здесь ис ключений сколько угодно. У мужчины, как бы он ни был одухотворен, все начинается с физического влечения, от него нроходит путь к духов ности и интимности,- — Еста такое парадоксаль ное утверждение: люоовь за* канчивается бравом. Что вы но этому поводу думаете? — Любовь — это Ценность личности, а не ценность бра ка.- Еще -Сеченов считал, что любовь в браке проходит че рез 3—4 месяца, в лучшем случае, через 2—3 года, если люди уж очень хорошо под ходят друг другу психофизио логически. На смену любви- страсти Должна прийти лю бовь по привычке или друж бе. , — Но если вринципиально нет вечнЫ! лю б ^ — можно ЛИ вообще верить в любовь? — Все мы знаем, что ум рем рано ИЛИ поздно. Одна ко мы не задаемся вопросом — стоит ли жить тогда? Мы спрашиваем: зачем жить? Лю бовь уходит. Другое дело, что должны прийти ей на - смену те самые личностньк ценности —интимность, до верительность отношений. Но симпатия, расположенность друг к другу — не совсем любовь. И в то же • время можно сделать так, чтобы из отношений не уходила сек суальность. Вот здесь надо людей обучать, давать им со ответственную информацию. — И все-таки, какое место любовь занимает в школе ду ховных ценностей сегодня? — С моей точки зрения, ценность любви возрастает. А что касается места, то, по напгам данным, сегодняшние молодые люди, конкретизи руя понятие «взаимные отно шения», первыми назьшают: уважение, затем доверие, по- »йщь и лишь на 4-м месте— любовь... Беседу вела М. МУСИНА. КЛУБ МОЛОДОЙ СЕМЬИ Ворота счастья Л. Свердлова. ЮРИДИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ГАРАНТИРУЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ По желанию женщины в период нахождения се в отпуске по ухо .5У :>,а ребенком она может рабо тать на условия.х непо.тного рабо чего времени или па дому. При этом за «ей сохраняется право ж голущение пособия в период ч^ етично оплачиваемого отпуска ш ■ уходу за ребенком. (Статья Основ законодатель ства Союза ССР и' союзшлх рес публик о труде с из.менения.ми о с«хответствии с Указом Презкдиу. .!»а Вер.ховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г ,1 5апреи;ается отказывать жеп щинам в приеме на работу и сни жать им заработную п.лату по мо тивам. связанным с бёре.мен костью ИЛИ"'кормлением ребенка. Увольнение беременных . жен щин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, по ичи- циативе администраприи не допус кается. кроме с.лучаев полной .ля квидации учреждения, предприя тия, организации, когда допускает ся увольнение с обязатё,' 1 ьнЬ 1 .-у, ‘Ф.уцох’стройство.м. В случае увольнения беремен ных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет, в свя.чи с окончанием срочного 1 р.\.доиого договора ос’уществ.зж т ся их обязательное трудохсгрой- СТ80. (Статья 73 Основ законодатель- гтва Союза ССР и союзных рес публик о труде с изменениями в соответствии с Указо.м Пре.чидну- йз Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 .г.) При сокращении числен1юс1Т1 или штата работников преи.муще- ствениое право на оставление на работе, предоставляется рабочим и сл.хжащим с более высокой про- , изводительнос'тьк> труда и квали фикацией, При равной производи те.тьности тр\'да и квалификации предпочтение в оставлении на р а боте отдается: семейным — при на.’шчии двух и более иж.дивенцев; лицам, в сёмьях которых нет -дру- 1 -их работников с самостоятель ным заработком... Указанное пре имущество в. оставлении на оабо- те пред,^смотрено также д,: 1 Я оди ноких женщин’, имеющих несовер шеннолетних и • нетрудоспособных детей, женщин, -мужья которых призваны на действительную во енную службу в Белорусской ССР (статья ;34 КЗоТ ВССР); ч. 1 ена.м семей погибших и.чи пропавших без вести при :<ащите СССР или ■при исполнении иных обжиижн;- тей военной Ч-.т\'жбы (статья 42 КЗоТ Украинског! ССР. <-ти!'ья 36 КЗоТ Грузинской ССР. стаи>я •12 КЗоТ Узбекской ССР, статья З.б КЗоТ .■|н'П!мисшн‘! СС13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz