Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

) • ЛЕНИНЕЦ 2Йиюля 1989 г. ПОСТ НОМЕР ОДИН? Судя по читательской почте. «Аль­ тернативы», многих буквально шоки­ ровало письмо Н. Шакуна, в котором- высказывалась мысль о снятии в Ли­ пецке Поста номер один, что на пло­ щади Героев. Публикуя в сегодняш- не!й выпуске очередную подбор]^ ин­ еем, хотелось бы обратиться к чита­ телям; будьте терпимее, выдержаннее е св(®х суждениях, касающихся лично­ сти автора письма. В чем только не обвиняют Н. Шакуна некоторые чи­ татели; и не патриот (ш, и даже пра­ ва не имеет высказывать подобные сомнения; и неведомы ему чувства, которые испытывают юноши и ди вушкн, стоящие у Вечного огня. Только память бывает разной. Мож­ но отстоять у поста, а 9 Мая не при­ нести к Вечному огню цветов. Мож­ но отстоять у поста днем, а вечером, простите, прикурить от него сигарету {рассказывали нам и о таком случае). Можно идти парадным шагом к Веч­ ному огЕЮ, а в переполненном трам­ вае не уступить место, ветерану. Много телефонных звонков было от военруков школ. Ц каждый раз, бе­ седуя с ними, возникала мысль: может быть, тоже крамольная мысль: а насколько оиравдан в расписаниях ваших школ предмет, который ведут, если распшфровать полностью — во­ енные руководителя? Вдумайтесь только в название этой должности. Правда, один из иоенруков призвался, что девушки-старшеклассницы с удо­ вольствием изучают-разбврают ав­ томат Калашникова. С удовольствием стреляли бы... Да не от застойных времен идут парадные строевые марши в школах, где девочек и мальчиков помимо все­ го учат, как убивать врагов. Цяаче зачем надо звать тонкости автомата Калашникова? Мы все поддавались этому стереогапу — надо быть гохо^ вым в любую минуту дать отпор лю­ бому врагу. И даже в любимых всеми нам с детства книгах Гайдара нали­ чествует — увы! шпиономания. А еще нас губит заорганизованнреть- В письме военрука нз средней школы № 46, казалось бы, правильные мыс­ ли. Только вызывают сомнения нри- вазы, нанисанные шаблонным . язы­ ком, благодарственные письма (можно сказать, сделанные под копирку). Вручаются они совершенно одинако­ вого текста; отличюышшси за «орга­ низованность, данзцпгаиищ>ованность, высокую гражданственность...» Списки, тренировки, инструктаж... Часовые, подчаски. А если в этот спи­ сок очень хотел бы. но никак не по- надает троечник, иля, что" еще хуже — мальчишка, стоящий на учете в ввспешрв по делам несовершеино- летнах?.. Ведь речь — о Памяти. Так поче­ му же эти списки надо согласовывать с администрацией, дирешщей? Что, у них есть специальный прибор, олре- делшощий «дозу памяти»?. Потеряв близкого человека, не все носят траур. Черный платок или по­ вязка еще не показатель размеров го­ ря. Словом, о многом думается, когда читаешь категоричные письма наших авторов. Жаль только, что нет среди них комсомольских работников. Что- то они думают: нужен ли Липецку Пост номер один? и д е о л о г и ч е с к и й о т д е л . Грустная картина в любую погоду у «заму­ рованных списков» погибших в войну липчан стоят в ка­ рауле школьники, в том чи­ сле и девочки. Каждый раз, проезжая площадь, тяжко ви­ деть эту, в общем-то, груст­ ную картину. Признаемся себе честно: ни нам, зрителям, этого стоя­ ния с 10 до 14 часов «в ру­ жье», ни исполнителям — школьникам — это не при­ бавляет сил духовных и чувств гражданских. Понятна традиция охра­ нять Мавзолей, знамя части, И если охранять, то как по­ ложено, постоянно. А здесь дорогие сердцу дела превра­ щаются в показной фарс: школьники красуются у веч­ ного огня половину дня- Однако некоторым хочется вскрыть неограниченные ре­ зервы охраны часовыми- ш'кольниками, например, зна­ мени школы. Зав. Задонским роно в передовой газеты («Ленинское знамя» № 209 1988 г.) писал: «...в СШ № 1 в ближайшее время оборуду­ ем на самом видном месте пост № 1, где и будет бе­ режно храниться знамя. Хра­ ниться — это значит и ох­ раняться. Планируем органи­ зовать здесь посменное в те­ чение учебного дня дежурст­ во старшеклассников. Надо подумать й о форме ритуала сдачи и приема дежурства. В дальнейшем такие посты создадим в каждой школе...» А как быть с постом, ко­ гда старшеклассники на сель­ хозработах, каникулах? Кто будет охранять знамя — учителя, сотрудники роно? Энергию просвещенцев, их профессиональные знания уместнее употребить на поль­ зу обучению. Залогом добро­ порядочности ребят явится их упорный труд в школе, чест­ ное отношение к делу самих взрослых, правда жизни. п. ШИЛКИН. г. Липецк. Патриотический долг Почетный караул на Пост № 1 от школы, как и всякий караул, должен подбираться, а не собираться. У нас в шко­ ле оН' СОгласЪвЫвается с ко- митетом ВЛКСМ. Обязатель­ но в состав караула входит секретарь комитета комсомо­ ла школы. Личный состав ка­ раула согласовывается с ад­ министрацией, директором. Затем приступают школьни­ ки к тренировкам. Заступле­ нию в караул предшествуют в обязательном порядке соб­ рания личного состава, инст­ руктаж. Вот, к примеру, вы­ держки из приказа директо­ ра: «О назначении почетного караула на Пост № 1 у обе­ лиска Вечной Славы липча­ нам, погибшим в годы Вели­ кой Отечественной войны». Начало приказа: «В целях поддержания высокой дис­ циплины, чувства ответствен­ ности, высокого политико-мо­ рального состояния учащихся школы при несении Почетно­ го караула в период... на пос­ ту № 1- у обелиска Вечной Славы липчанам, погибшим в годы Великой Отечествен­ ной войны приказываю: 1. Назначается состав ка­ раула. 2. Назначаются ответствен­ ные лица за сохраннЛть ору­ жия, материальных ценно­ стей, за организацию поли­ тико-воспитательной работы, мемориальной недели в шко­ ле. 3. Определяются обязан­ ности должностных лиц ка­ раула согласно расписанию постов и несения дежурства личным составом караула по поддержанию внутреннего по- ■ рядка и распорядка дня в ка­ раульном помещении и при­ легающей к нему территории. Концовка приказа: «Выра­ жаю уверенность, что лич­ ный состав караула с честью выполнит свой патриотиче­ ский долг на Посту № 1 у обелиска Вечной Славы лип­ чанам, погибшим в гоцы Ве­ ликой Отечественной войны». Что же плохого в этом при­ казе? При несении службы личным составом караула ор­ ганизатором внеклассной и' внешкольной работы на не­ делю составляется план по­ литико-воспитательной работы с личным составом караула, куда включаются политинфор­ мации, беседы и другие ме­ роприятия. Этот план утвер­ ждается директором. И школь­ ники ш личного состава ка­ раула к этим мероприятиям готовятся' и проводят их са­ ми. Составляется расписание постов и смен. Ежедневно подводятся итоги по несению службы, выпускаются «боевые листки». Окончательный итог несения службы определяет­ ся начальником караула, его помощником, секретарем ко­ митета ВЛКСМ, разводящи­ ми Естественно, приглашают меня. Вот какие виды поощрений определяются на Посту № 1: благодарность. Почетная гра­ мота, занесение в книгу ком­ сомольской чести, награжде­ ние нагрудным знаком. «От­ личник Поста № 1», благо­ дарственное письмо родите­ лям. Могу привести и текст благодарственного письма: «Уважаемые... Липецкий ГК ВЛКСМ и штаб Почетно­ го караула на Посту № 1 у Вечного огня Славы выража­ ют вам благодарность за вос­ питание дочери (сына), про­ явившей (его) во время несе­ ния Почетной вахты на Пос­ ту № 1 организованность, дисциплинированность, высо­ кую гражданственность, вер­ ность героическим традици-, ям павших в боях за нашу Советскую Родину. Желаем вам доброго здоровья, твор­ ческих успехов, личного сча­ стья. . Секретарь ГК ВЛКСМ. Ш.чальник штаба Почетного караула». У нас в школе благодар­ ственные письма родителям вручаются или по месту ра­ боты или на выпускном вече­ ре. Другие виды поощрений — обязательно в торжест­ венном порядке на линейках в присутствии других уча­ щихся школы. Это имеет воспитательное значение. Я не знаю, почему тов. Н. Шакун так уверенно от­ вечает за юношей и деву- щек-старшеклаесшщ, что они не испытывают ничего свя­ того, когда стоят в атом не­ нужном карауле. Я не мету ответить за других юношей и девушек, но за свой караул ручаюсь. I Память о павших для них — патриотический долг. И юноши и девушки в большинстве случаев желают идти на Пост № 1. Товарищ Н. Шакун, зай­ дите и посмотрите, какова там наглядная агитахщя, пре­ красно оформленные стенды, музей. Периодически здесь все обновляется, совершенст­ вуется. Это же готовая учеб­ но-материальная база. Через этот Пост прошли, начиная с 1985 года все кур­ санты военных училищ на­ шей школы, в том числе мой сын, ставший уже офицером Вооруженных Сил- Через этот Пост прошел Андрей Смыс­ лов, окончивший школу № 28 г. Липецка и повторивший в Афганистане подвиг капитана Флерова. Разве идейная стойкость личного состава, его органи­ зованность и дисциплина, вер­ ность патриотическому и ин­ тернациональному долгу ис­ ключены из боевого потенци­ ала Советской Армии и Во­ енно-Морского Флота? В. НЕВЗОРОВ, военрук СШ № 46 г. Липецка. показуха! в январе 1989 года наша школа стояла у Поста номер один. За это время я поняла, что этот Пост совершенно не нужен. Миссия часовых в подчасков заключалась в том, чтейы вр время приезда эк­ скурсий «красиво произвести смену караула». И это дей­ ствительно показуха! В пер­ вые дни мы помнили о сво­ ем долге, а в последующие— лишь бы дождаться смены, побыстрей на обед, а там и домой скоро. Я вполне согласна с точ­ кой зрения Н. Шакуна: вы­ ставлять «Почетный караул» в дни 7 ноября и 9 Мая. И пусть работники обкома ВЛКСМ задумаются: нужен . ли показ^тнный Пост номеЦ один? С уважением Инесса Т- г. Липецк. Девушка Ученица 10-го класса СШ № 25 пишет: «Что бы ска­ зали наши деды?». Дорогая Алла! Деды ска­ зали бы: «Дети! Соберите сначала останки всех павших и похороните по русскому обычаю. И не надо на на­ ших костях делать показуху для областных центров на радость функционерам. Луч­ шим памятником будет нам не рост преступности среди молодежи, а ее трудолюбие, скромность и целомудрие. Заботьтесь лучше о живых престарелых. Не бросайте их в старости с размером пен­ сий, вызывающим усмешку»- При Л. И. Брежневе так были модны всякие посты, мемориалы, «иконостасы». Я вообще не воспринимаю девушку с автоматом Калаш­ никова. Для меня это дико, противоестественно. А ПОЛОСИН, учитель СШ № 65 г. Липецка. память -забота о живых Считаю, что Пост № 1 в Липецке надо. отменить. В доме, где находится карауль­ ное помещение, я прожил 10 лет я часто наблюдал за не­ нужной муштр<Л учащихся, особенно девочек. Беседовал с ншга. Они назышют это не- ропрнятие иршогдиловкоЙ, хотя и отбирают на этот пост лучших из лучших. Особенно яешрватное зрелище бывает, когда строевую ицдаотовку проводат женщина. Самая лучшая память О погибших — это забота об оставшихся живых Так да­ вайте будем больию уделять внимания живым фронхошг- кам, а ие караулить замуро­ ванные списки и не транжи­ рить народные деньги на ни­ кому ненужные мундиры. С. Ф. ЕЛФИМОВ. НО. Год назад я отстояла «в не­ нужном карауле» (цитирую Шакуна). Но по какому пра­ ву Н. Шануя назвал «не­ нужным» этот Пост? Да, иадали девочки в об­ мороки НОД палящим солн­ цем, леденели на ветру, мар­ шировали по лужам, спра- шввалн у подчаски сквозь зу­ бы (чтобы незаметно было): «Сколько еще осталось дрыгнуть?» Но в сердце было такое волнение, такое чувство вер­ ности Памяти павшим! Мы, стоя с тяжеленными автоиа- тамв, видели глаза яроходав- ших вгамо ветеранов. Прв |щуках команды: «Ш Пост № 1 мемориальным ша­ гом—ашрш!»— у мена заме- рало сердце. А говоркте: «Ничегощщюго». Могу сказать, что нввогда не была патрнотвой Родшш (возраст у нас такой: вядя лицемерие, ханжество, отрн- цжм все и вся), но эта те­ ма меня слишком бол!ШО за­ дела. С. НИКОЛАЕВА, 17 лет. Рис. И. Чемякиной

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz