Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

22 июля 1989 г. ЛЕНИНЕЦ • § ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ Б ш нет бабушки, или О том, как отдыхают наши дети в школьных лагерях. ЛЕТНИЕ КАНИКУЛЫ Совсем недавно одна моя знакомая из Лебедяни жало­ валась, что погорячилась, определив свою дочку в школьный лагерь. Ну , что за отдых? Вдоволь поспать де­ вочке некогда, нужно подни­ маться вместе с мамой Д топать в школу, которая за целый учебный год изрядно поднадоела. Ровесники на речку бегают, а здесь купа­ ние по расписанию. Пришлось отправить ее к бабушке в деревню. Это самый замеча­ тельный вариант — бабуш­ ка! Ну а если у вас нет ба­ бушки, а самн вы заняты по горло работой, тогда — пио­ нерский или школьный лаге­ ря, двор, на выбор. Многие родители останавливаются на лагерях и делают это без особой радости, особенно на школьных. Но — необходи­ мость. Что такое школьный ла­ герь. в городе, раскаленном под солнцем, в котором в бу­ квальном смысле дышать нечем? Это испытание! Для воспитателей в первую оче­ редь, которые изощряются в выдумках, чтобы более или менее отвлечь детей от жар­ кой, нудной действительнос­ ти. Детям, само собой, не легче; ходить ш о дня в день туда, куда тебя ведут, й де­ лать то, что предлагают. На­ доедает! с т р а н н ы й п л а н За долгие годы мы так привыкли планировать, что до сих пор не можем остано­ виться. Помните, в фильме Элема Климова «Посторон­ ним вход воспрещен» есть за­ мечательный эпизод, 'когда начальник лагеря вместе с врачом определяют привесы у каждого пионерского отря­ да: положено по плану. Смеш­ но, когда понимаешь, что это всего-навсего фильм. Грустно, когда сталкиваешь­ ся с подобным в жизни. Над школьными лагерями тоже «висит» план, не такой, конечно, как в фильме Кли­ мова, но не менее нелепый. Школьным лагерям плани­ руется количество детей, ко­ торое они долшш «охватить» своей работой; Только узнав это. я поняла все отчаянное положение одной из школ, которая вывесила на останов­ ках» объявление «...готовы принять детей. Трехразовое питание гарантируется». За невыполнение плана, каким бы глупым и смешным он ни казался, наказывают. А под страхом наказания можно сделать все, что угодно. Я знаю школы, где детей «за­ гоняют» в школьные лагеря устрашениями, обещая не­ удовлетворительные оценки по поведению. В других ме­ стах действуют иначе, угова­ ривают родителей, даже до­ мой приходят. На такую «удочку» и попалась моя зна­ комая из Лебедяни. Кому ну­ жен такой план! Учителям? Нет, они обеими руками про­ тив. Заместитель директора школы М 51 Тамара Ми­ хайловна ТелеЦкая рассудила так: — Школьные лагеря, как и вообще любые лагеря, дело абсолютно добровольное. Вы знаете, нам совершенно ни к чему следовать плану, хотя бы потому, что в нашей об­ ласти найдется не так много школ, способных обеспечить приличный отдых большому количеству детей. А если нет возможностей, зачем же тогда планировать? Пусть в школьные лагеря ходят только желающие, яо им будет обеспечен полно­ ценный отдых. НЕВКУСНЫЕ ОБЕДЫ Если .мы все-таки решили, что школьные лагеря сущест­ вовать до.тжны, да еще спу­ стили им планы, значит, пер­ во-наперво нужно заниматься созданием условий для отды­ ха детей в них. А © каком отдыхе можно говорить, ес­ ли в школьных лагерях наши дети даже поесть хорошо не могут. Ведь это же в голове не укладывается, «о, тем не менее, это есть — дети из школы № 5 (что у магази­ на «Кристалл») ходят обе­ дать в школу М 43 (у вок­ зала^. Причем — ходят пеш­ ком, потому как везти в на­ шем переподаенном общест­ венном транспорте детей не решается ни один -воспита­ тель. В тот момшт, когда мне рассказывали эту исто­ рию, начальник лагеря пя­ той школы добивалась, чтобы их дети обедали в 12-й шко­ ле, Но, оказывается, сделать это не так просто: 12-я при­ надлежит другому району, и нужно переоформлять доку­ менты, чтобы деньги шли по назначению. Знали бы наши дети, в ка­ кие хитросплетения они по- падают! Если бы они только догадывались, что управле­ нию общественного питания просто невыгодно, чтобы в летние месяцы работала сто­ ловая в каждой школе, пусть для пяти, пусть для десяти человек. Может, тогда нашим Цетям меньше хотелось бы есть. Случилось так, что в ла­ герь школы № 32 я попала в обеденный час. И, надо при- зиаться, пожалела детишек, которые там питаются, кста­ ти, из 65-й соседней — то­ же. Мясо с рисом, молочный суп, невзрачный на вид на­ питок и кусочек желтоватого огурца. И это в то время, когда созрели смородина, ма­ лина, вишня, появилась мо­ лодая картошка, есть капуста, правда, салаты нз которой запрещено делать в детских столовых — нитраты. Как тут еще раз, кстати, не вспомнить, что агропромыш­ ленный комитет давно дол­ жен был выделить в каждом хозяйстве участки земли, на которых без применения вред­ ных удобрений, выращивали бы овощи и фрукты для на­ ших ребятишек. Детский стол не пестрит разнообразием блюд, в 51-й школе тоже жаловались: при­ ходится по нескольку дней кормить детей надоевшим им рисом. Похоже, проблемы детского питания Вообще, а в школьных лагерях, в част­ ности, мало кого волнуют. Повар-бригадир из 32-й школы Александра Владими­ ровна Федотова перечислила мне, чего они не получают: картошки на складе нет, смо- родищ' еще не привозили, за­ то конфеты н выпечка всег­ да в достаточном количестве. Я понимаю, Александра Вла­ димировна действительно ма­ ло в чем виновата, ну не дают картошки, не привозят фрукты. Но найдется ли ког­ да-нибудь хоть один винова­ тый перед нашими детьми? ОТДЫХАТЬ ИЛИ ЕСТЬ? В 51-ю школу я добира­ лась дворами. Щизнь в них шла своим чередом: кучка пацанов, спрятавшись за де­ ревьями, развлекалась, как могла: картоном оборачива­ ли живую мшпень и стреля­ ли по ней из рогаток. Судя по веселому смеху, ничего страшного пока еще не про­ изошло. Кто-то одиноко ка­ чался на качелях, кто-то ла­ зал по кучам земли. А в школьном‘лагере по .расписанию был тихий час. И, может быть, детям сни­ лись речка, лес, замечатель­ ные игры, удивительные пу- ^сешествия. Но... изо Дня в день (и так целую смену) они подчинены совсем иным законам. И теперь самое вре­ мя поговорить о тех неверо­ ятных усилиях, которых сто­ ит воспитателям обеспечить занятость детей в лагере. Например, 35-ю и 32-ю школы (19 микрорайон) спа­ сает парк Победы, малень­ кий кусочек живой природы, который уже обезображен незатейливыми аттракциона­ ми. К тому же, не очень сложно трамваем добраться до речки. Совершенно^ иной ситуации сжазались 51-я и 60-я школы. Их географиче­ ское расположение лишает детей многих радостей, необ­ ходимых в дни школьных ка­ никул. Парк Победы—далеко, до речки не добраться, един­ ственное преимущество — кинотеатр «Винница». В пе­ чальном положении оказа­ лись лагеря, расположенные вблизи парка имени Скоро- ходова. Почему-то в нем ат­ тракционы начинают работать с трех часов дня. Вероятно, так удобно администрации парка. Детям же желательно, чтобы они начинали работу хотя бы с 12 часов. Повезло школьным лаге­ рям, которые оказались вбли­ зи Нижнего парка. Здесь удивительным образом совпа­ ли интересы парка и школ. Парк на хозрасчете, н его ад­ министрация, естественно, за­ интересована в доходах от аттракционов, поэтому начи­ нают они работать с 11 ча­ сов утра. Кроме того, в пар­ ке есть детский сектор, а руководит нм очень заботли­ вый человек Ольга Ивановна Пашутина. Она составляет программы отдыха детей в парке, предлагает их школам и, соответственно, организует этот отдых. “ Много уиреков услышала я от воспитателей, начальни­ ков лагерей в адрес Домов пионеров, их работники не хотят брать на себя лишнюю обузу и заниматься с детьми летом. Пока я путешествОДа- ла по лагерям, у меня сло­ жилось такое представление: дети, отдыхающие в них, нужны разве что воспитате­ лям, все остальные органи­ зации устраивают бесконеч­ ные проверки, а толку от них — никакого. Совершен­ но случайно в одной из школ я встретилась с представите­ лем Советского роно Та­ тьяной Павловной Гребенни­ ковой. и она рассказала, что когда в прошлом месяце ей пришлось проверять лагеря, недостатки были , такие же, особенно это касается пита­ ния. А как хочется поговорить о детских городках, спегра- лизирсжанных кафе с види­ ками, и еще о многом, что так необходимо детям. Но, увы, это необходимое — ме­ ста из серии нереальных. И все-таки так продол­ жаться не может! Летние школьные лагеря нуждаются прежде всего и в транспорт те, Я думаю, шефы могли бы изыскать возможности. Вез автобусов лагерю существо­ вать трудно — нн тебе экс­ курсий, да. сами посудите, что за жизнь, если даже обе­ дать пешком добираются. Кому нужны такие лагеря? И. КОБЗЕВА. шш «члйт Зная о том, как многие маль- хают н ребята, н их наставники. А чишки мечтают стать моряками, еще бы, хоть какой-нибудь самый областной совет пионерской органи- мг(ленышй, пусть списанный кате- зации решил одну из смея в пио- рок. Может, помогут каким-то об- нерском лагере «Чайка» обкома разом наши морские клубы? профсоюза работников торговли и „ гт:паннп — потребкооперацщ сделать сменой « Ч а ^ а » ’ ™ е е Г !м т е ^ ^ ^ т о м у К Г шел о последней, четвертой смене, морская, н викторины на темы Начальнику «Чайки» Наталье морские, и конкурсы на лучшую Ильиничне Перл настолько понра- палату обозначены конкурсами на вилась идея, что она решила игру лучшую каюту. В плане даботы по- в моряков начать с самого начала следний дещ, смрны назван «демо- лета. Тем более, к этому времени билизацией», а открытие смены не она привезла из Москвы необходи- что иное как «швартовка корабля», мую форму, нашла человека, спо- А где, например, есть еще празд- собного организовать морской кру- ш к полнолуния? И начальник ла- жок. Зовут его Владлен Андоеевич геря здесь не начальник, а «ко- Кузнецов. Благодаря ему, уже 610 манднр экипажа», завхоз — «боц- девчонок и мальчшиек научились ман», повар — «кок». Отряды — вязать морские узлы, кстати, всех «эскадрильи», ввдов; изучили телеграфную азбу- многие взоослые отмечают- ‘с . к а Х е т с я ^ ^ ^ ^ г а о считается морского экипажа почти Г в 1 2 ^ а 1 ^ е » Й З № ’ф л ^ к ^ шриг. что ей. человеку много смен вый с е м Х Г в вый с ем ^ о р . в м и ^ т у она делает пгер ро яр ха , бонт ьа швшешемниу м в л пети оо мнерс вк пи ехрв лы е е целых 39 знаков. Своему новому работается так интересно и... легко, умению девочка очень рада и со- йегко потому, что дети сами раде- бирается научить этому же своих за дисшшлину. одаоклассников. Представляете, не- ^ договариваться друг с другом с Четвертая смена в «Чайке» на- балконов, из разных концов боль- пинается 4 августа. В связи с этим шого ддора м о я ^ будет с по- областной совет анонерской орга- мощью флажков! низации хочет объявить следую- Пожалуй, ни в одром лагере на- щее; в последнее плавание нынеш- шей области девчонки и мальчшп- него лета экипаж «Чайки» наме­ ки не познакомились со всеми ви- рен взять не только тех девЧо- дами плавания. А здесь, пожалуй- нок и мальчишек, чьи родители ста, Юрий Колычев и Ацщзей Дол- работают в системе потребкоопера- гов, студенты ЛГПИ, обучают им ции и торговли. Обком профсоюза, всех желающих. Да еще учат, как который заботится о «Чайке», со* спасать утопающих. Правда, очень гласен выделить сто путевок про неудобно всем этим заниматься в сто пожелающим сюда приехать.. купальне, щредставляющей собой обыкновенную загородку из дере­ вянного штакетника. Эх, вот бы на­ стоящие водяные доррщди — взды- Сцравки можно получить по те­ лефону: 24-15-08, 24-12-04. Ю. ПОДКОПАЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz