Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ДНИ СОВЕТСКОЙ МУЗЫКИ 14 апреля в областном центре торжественно открыл ся IV традиционный музы кальный праздник «Дни со ветской музыки — трудя щимся г. Липецка и Липец кой области». Автррс 1 ше встречи, кон церты советской песни и эст радной музыки, авторский симфонический концерт на шего земляка, композитора, народного артиста СССР Т. Н. Хренникова, выступле ние поп-группы «Зонд», кон церт оркестра военно-дири жерского факультета при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского — все это для липчан. Вас ждут встречи с заслуженным деятелем ис кусств РСФСР композито ром Л. Лядовой, лауреатом премии Ленинского комсо мола И. Мовсесяном. В кон цертах примут участие на родные артисты СССР Ва дентин Левашов, Юрий Чич ков, лауреат премии Ленин ского комсомола Олег Ива нов. НЛ СНИМКЕ; встреча на вокзале. Фото В. Строкова. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА «По большому счету,! человек должен жнзяеутверж- дать именно себя. Потому что искусственно созданные формы жизни обязательно идут на угнетение человека человеком. Когда насаждается вера — не важно, в хороший социа лизм илн капитализм—выходит.страшный результат. От того, что люди живут одним дне^ И хотят спрессовать в один день — н свое будущее, н настоящее». ФИЛОСОФИЯ КРАСОК # ш Такими размьнплениями началась наша беседа с ху дожником В. И. Шевченко. Мы разговариваем у Васи лия Ивановича дома, в его небольшой двухкомнатной квартире, которая одновре менно служит мастерской художника. Василий Ивано вич показывает новые рабо ты. Среди них — «Молоко войны». Картина-символ. Фоном сумрачных деревьев с красными всполохами пло дов-пятен выделена динамич ная группа.- Животное и двое людей. Измученный хребет животного — -напряженные людские силуэты. Они даны белым в коричневом кол паке, ночи. В работе худож ника экспрессивные, как при первых открытиях, краски, философски лапидарные фи^ гуры. Будто картина написа на единым движением кисти гениального ребенка. — Эту тему, можно было решить лирически, — гово рит Василий Иванович. — Но я воплотил ее через драма тизм. Я хотел добиться обоб щения времени. Это очень важно для ху дожника. Связать настоящее с прошлым, увидеть его от ражением минувших' собы тий. В 16 лет попал художник на войну. Были ранения. Бы ли. боевые награды. Лежал в госпиталях. И вот теперь — новая грань пережитого «Молоко...» Настоящий художник в своем творчестве неминуемо приходит к нравственному осмыслению истории — ее переломных и очень часто — трагедийных событий. Это необходтло, чтобы завое вать право заглянуть в завт ра Тогда рождаются мета форы — у каждого свои, иногда похожие на притчи; Работа В. И. Шевченко «Ср)^надцатый съезд» это оглушающая феерия красок. Прожекторные лучи бьют в белый мрамор. В не досягаемо белый и высокий мрамор с бюстом Ленина. «Пик Ленина» — предшест вующий работе поиск. Тре угольным мозаичным залпом рассыпаются цветы, солнеч ный трон мудрой птицы Фе никс... Исторически важны для художника взаимоотношения с природой. Природа у В. И. Шевченко — не фон, на ко тором действуют людские жизни. Это сама жизнь. По тому что так было решено простотой и мущюстью орга низма Вселенной. И тогда связи, сопрягающие воедино судьбы людей и живущее вокруг них, приобретают нравственный смысл. Поэтому созданы худож ником картины «Мамонты» — мир, предшествующий появлению человека, и «Зем ля» — трагедийное предо стережение живущим. Пе рекличкой с брейгелевским пророчеством изображена будущая семья земли. Пос- ледций чело(Веческий нас ледник там — двуногое нечто'с головой зверя. Гармония с миром — «На тюрморт в розовой комнате». Желанное равновесие жи^ни природы и человека достига ется метафоричной внутрен ней связью; букета на столе и дерева в простреле распах нутого настежь окна; Работы художника удиви тельно музыкальны. В них нет прямых, парафразирую щих звуки изображений. Они музыкальны изнутри — организацией композиции, - движением красок. Можно говорить о «форте» и «пиа но» картин В. И. Шевченко, Глядя на них, можно отсту кивать ногой ритм и даже угадывать "ИХ мелодию На верное,. это идет от врёменн. когда Василий Иванович был музыкантом и играл в орке стре. Поэтому В. И. Шевчен ко близки аналогии с миром звуков. — Художник, — говорит он, — это целый оркестр. Художник владеет всеми ин- струментамн оркестра. Но чтобы иснолвнть музыку, ее нужно создать. И поэтому художник всегда еще н ком позитор своих картин. Показывая свои работы, Василий Иванович включает звучащую музыку. И тогда может возникнуть стройный грузинский хорал или орган ный голос Баха. Музыка очень естественно вливается в жизнь запечатленных кис тью образов. И показ превра щается в мистерию, в некое священнодействие. Потому что выход картин в свет, к зрителю, также важен, как их рождение. Друзья, среди которых и молодые художники, часто приходят в гости к Василию Ивановичу. Не только для того, чтобы быть зрителями его работ, чтобы стать слушателями. И тогда Васи лий Иванович говорит; «Не обходимо не просто свиде тельствовать мир, надо чув ствовать себя в пространстве. Квартиру, к примеру, я ощу щаю как плоскость, связую щую меня с агаром». Или; «Нужно выработать в себе возможность воплощать идею наименьшими форвшми, с наименьшей пот{^ностью цвета... * * « ...Настоящего художника видно, прежде всего, По ин дивидуальному творческому почерку. Работы В. И. Шев ченко узнаешь сразу — в них особая манера пись ма, свои краски, своя фило софия. — Цвет, заложенный в определенную форму, — размышляет художник. — это уже непременно филосо фия, целый агар. И чем боль ше художник работает с цве том, тем больше у него воз- можностей постигать матери ал н извлекать из него но вые качества. Это и есть яв- леяне творчества. Наверное, поэтому работа»! Шевченко веришь. Можн( с ними соглашаться или нг соглашаться, но их искрен ность несомненна. Она рож дена удивительной гармони ей: идеи, творческого воп лощения и жизни художни ка. Это честность высшей пробы — одинаковая требо вательность к своим работам и к своей жизни. В. И. Шев ченко тревожат триединая связь времен, наше экологи ческое будущее, нравствен ность истории. Но даже в тех работах, где идея худож ника воплощена в гротескном обобщении, восходящим по рой к метафорам, экспрессио низма, картины красивы и духовны. Наверное, имение в этом сопоставлении и за лошена одна из главных тайн настоящего искусства, его могущество жизнеутвержде яия. ПОСЛЕСЛОВИЕ: В Липец, ком краеведческом музее сегодня находятся более 70 работ 'художника. Нескольк* картин В,- И. Шевченко при обретены йузеем изобрази тельных искусств им. Пуш кина. Недавно состоялас! выставка в Московском куль турном центре на Петровских линиях. Скоро художник едет с показом своих работ в Да нню. И по-прежнему, как гово рит сам Василий Иванович, «красит» он свои «картинки- маслом на картоне и гуашью на бумаге. Время ломает не прочный картон, осыпаются краски. К сожалению, постоянств 1 > в выборе материала — не- от творческого каприза. Ес ли бы художник писал на холсте, работы негде бъит бы хранить. Сейчас в его двухкомнатной малогабарит ной квартире картины рал мещены стопками, даже - на антресолях. Мастерской Василия Ивановича нет. Ее нет с тех времен, кО) да удивительный мир худож ника с его подлунными ди нозаврами -и отдыхающими п ваннах русалками называли «абстракцией». Т. ЩЕГЛОВА. ЛЕНИНЕЦ • }5 15 июля 1989 г. ; КИНОТЕАТР . «ВИННИЦА» » Кинотеатр «Винница» Ь'!.- 15, 16 июля приглашает на ^вечера «Современного зару- ^бежного кино». Гангстеры... погони... опа сные приключения..,, и —• му. * зыка. Всё это вас ждет в •американском фильме «Клуб «Коттон». * Кроме этого, вы увидите •фрагменты из новых филь мов; «Афера». «Туристы за- I бавляются», «Официальная ►! 1 стория», «Турбаза «Волчья» Вечера ведет член Союза , журналистов И. Ткаченко. , Сеанс ■в 20.00 Билеты продаются. По просьбам зрителей про •должается тематический по- *каз филыиов «.Авторское ки но». » Ваше.му вниманию пред к лагаются лучшие фильмы советских и зарубежных ки ^ иематографистов. * «Авторское кино» _- это значит вас ожидает ветре , ча с талантливьнии .тентами. ( в которых ярко проявляется авторское начало, творчес: кое своеобразие их соз;ате *лей. 15, 19, 2,3. 27, 29 июля — «Тринадцатый Апостол» ■(Арменфи;ц>м), только для' взрослых. ^ Фантастический фильм по мотивам всемирно известной книги Р. Брэ.’дбе ри «Марсианские хроники-. Он переносит нас на Марс, где экипаж земного кораб.тя оказывается жертвой и соб ственной жестокости, и зло вещих чудес чужой, вражлеб ной планеты. В фильме мо лодого режиссера С, Бабая на угадывается влияние А Тарковского 17* 25 июля — «Смерть прекрасных косуль» {ЧССР^ Жил-был веселый, энергии ный. пожа.чун, даже склон ный к авантюрам человек. Работал, дружил, любил свою жену (увы, не только ее од ну), с ним случалось .множе ство смешных* необычных ис торий. И вдруг его объяви * 1 и человеком второго сорта ч лишили права свободне жить, .дышать, любить. Этот чехос.!Ювацкий фильм рс жиссера К. Кахиня заставит вас и смеяться, и грустить, он добр, человечек и смот рится на одном дыхании, 18. 24 июля • - «Ожившие легенды» (Грузия-фи.тьм! Кинолента режиссера Нода ра Малагадзе снята « жанре исторической баллады один надцать лет назад. Препятст .пнем для, ее выхода на все |!Ж 1 .чный экран бы.ти ее не ординарность, нестандарг ность. 14, 21 июля - «Черный монах» (Мосфильм). Станис лав Любшин и Татьяна Дру Гжч в фильме .молодого ре жиссера Ивана Дыховично 1 о по мотивам самой странной. *жгадочной повести ,А, П. Че \ова. 20, 28 июля «Орфен» I Франция), Жаи Марл .зна менитын францу:ц’кий аитт-р, нялся в десятках фи.н.мо.ч, по лучшие свои роли он сы- ! рал в фильмах Жана Кокто, прославленного поэта, ре ткиссера и художника Одна и.т самых известных его ра бот в фильме «Орфей», где п предстает в облике иоэ а. который спускается в .;а тробпый мир, 'чтобы снастя вою жену Эврндику. 18, 22, 26, 30 июля . . Колдовская любовь» (Йена !ГНЯ). Это фильм, ритмы К 1 > орого .захватывают. б\дора .кат кровь, подобно тем не повторнмьш испанским, цы 1 .ШОСИМ ме.тодиям. что зну чат с экрана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz