Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
------------------- стр. в САМОВЫРАЖЕНИЕ; «БНАТИКИ» А вот еще один кон курс «Бантики». рн\вооб- ще-то для малышей; Но его любят и старшие. Его можно связать и с игрой- дискотеной. В этот вечер на лагерную массовку все ребята придут в... банти ках, больших и малень ких, обычных и не обычных, разноцвет-, ных, И девочки, и мальчики. «Сочинить» бантик тоже т^ворчест- во. А, тем более ориги нально его привязать. Во время игровой и танце вальной програм.мы ребя та объединяются в груп пы по цвету или фасону банта. Они могут . вместе танцевать, б(.(ть ч.тепами ОЛЖ 1 Н игровой (ш.манды. На леске, поднятой высо ко, (для каждой возраст ной группы своя высота) можно повесить яркие наградные банты на тон ких ниточках. , Мальчики могут подпрыгнуть и сор вать бант, а потом пода рить его .девочкам. На массовке можно оценить и отметить самый боль шой и самый маленький бант, самый оригиналь ный. — Подумаешь, банти ки, — скажет скептик. Воздержимся от скепти цизма. И бантик может принести ребенку радость. И, через него на вечере отдыха кто-то станет звез дочкой первой величины. Л .что \'же событие. • МЫ- ЮННАТЫ 11риридинедчес1:у|<-| ра боту в пионерском лагере можно проводить по сле дующим направлениям; — работа на «агроуча стке» — лагерном огоро де и цветнике (клумбах): грядки и клумбы закреп- .опочч я за звеньями; работа в уголке жи вой природы; экскурсии в приро ду; — сбор семян диких кормовых* трав, сбор ле карственных растений; — проведение массо вых праздников цветов, урожкя, леса; охрана лесов. С этой целью рекомендуется со здать зеленый патруль и голубой патруль лагеря; — изготовление подар ков школе (гербарии и коллекции По различной тематике, сбор семян са довых цветов и т. д.); - - сбор материала для участия в олимпиаде по биологии. А еще советуем каждо му отряду найти свою экологическую тропу и провести по ней ребят из других отрядов. На этой тропе важно знать все породы деревьев и ку старников, трав и цветов. Интересно знать, у како го отряда будет самая бо гатая экологическая тро па? Отряд может приду-, мать ложную часть тропы (развесить шишки на лист венных деревьях и т. п.). А еще стоит подготовить лесную викторину. Примерные вопросы: 1 Почему листья с вер- .чушек дереш.ев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут). 2. Какое лесное расте ние одновременно называ ется мужским и женским именем? (Иван-да-Марья). 3. Через сколько лет опадает хвоя у ели и сосны? (У ели через 5- 7 лет. а у сосны — через 2—3 года). 3. Какой цветок помо гает при сердечных забо леваниях? (Ландыш). 5, Сок какого лекарст венного растения останав ливает. кровотечение? (Па стушьей сумки). ' 6. Почему сосна и ель остаются круглый год зе леными? (У них очень не значительное испарение воды). 7. Какую пользу при носят дятлы? (Они очи щают лес от вредителей). Победители игры (зве но) получают награды. А еще можно провести биологические ифы. На зываем одну — «Листья растений». Подберите для этой иг ры штук двадцать листь ев разной формы (береза, рябина, орешник, клевер, крапива и др.). Половину из них заготовьте в двой ном количестве, то есть по два листочка каждого вида. Отделите по одному листочку от всех парных экземпляров и разложите их. отдельно на столе. Допустим, что их ровно десять. Судья вызбшает двух участников состяза ния и дает им одну ми нуту для того, чтобы оз накомиться с этим десят- Каждый из соревнующих- ком листьев. Потом судья ся должен указать пар- поочередно показывает им ные экземпляры, то есть другую, На этот раз пол- те листья, которые бы- ную коллекцию листьев, ли показаны вначале. «ОГОНЕК» Вечерний «огонек» —не просто традиция лагеря, а важнейший компонент самоуправления ребят. Проводить его следует каждый день. Лучше все го на отрядном костровом месте у маленького кост ра. .Цель «огонька» —вы яснить. как прожит день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет. «Ого нек» — лучшее изобрете ние коммунарской методи ки. И это касается не только организационных моментов: «Плохо собира лись на купание», «не уб рали за собой в столовой», хотя и это важно. Самое важное — что хорошего принес день тебе, твоим друзьям, всем людям. И что помешало? И как зав тра будем яшть, что де лать? Не превращайте «огонек» в судилище и бе столковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам гласности и плю рализма. Пусть говорят, не обижая других, по де лу, требовательно, но ува жительно. Тихо, и в то же время, чтобы все слы шали, Говорите о самом важном, Ни в коем слу чае не навязывайте свое мнение. Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предло жения, пускайте эстафет ную (волшебную) палочку По кругу. А вопросы «огонька» очень просты: что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жи ли и работали? Довели ли .дело до конца? Кому надо сказать спасибо? От чего в следующий раз отка заться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место.. Спутники «огонька» -^но вая идея, новая-старая песня, интересные исто рии, игра. И вот еще не сколько правил «огонька»: — Говори, что думаешь, подумай, что говоришь. — Говори одну минуту и по делу. — Отвергая — пред лагай. ~ На «огоньке» закон един; все молчат, когда говорит один. — Не поднимай мух подъемным краном. — На «бгоньке» все жи вут без «я», как друзья, у нас одно местоимение имеет значенце — «мы») стр. 8 ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ ОТРЯДА (на смену, на неделю и даже на один день) Привлечение ребят к планированию — не ус тупка их возрасту, а обя зательное (условие, пио нерской педагогики и ком мунарской методики. Вот какими приемами обычно пользуются от рядные вожатые в лагере: — Анкета пионерская, ■рвпа «Хочу, чтоб было так», «Думаю, мечтаю, предлагаю». Можно пред ложить всем ребятам в отряде письменно отве тить на такие, например, вопросы: 1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и ла герном) были интересны ми и полезными? 2. В чем бы ты лично принял участие с удоволь ствием? 3. Назови свои люби мые занятия. 4. Что конкретно пред лагаешь отряду На эту ла герную смену? 5. Ч^то не любишь де лать в лагере? Почему? ~ Конкурс на лучшее предложение для отряд ного плана. На лучший отрядный план. На самую оригинальную ид^ю. Раз личают: а) конкурс между пер вичными , коллективами (звеньями в отряде, отря дами в дружине) на луч шее предложение; б) открытый конкурс .предложений ■с обоснова нием и доказательством (заслушивается на общем сборе): в) закрытый , :конкурс (каждый автор или груп па авторов подаст свое предложение в пакете или под девизом, имя автора оглашается после рас смотрения и оценки всех предложений). — Разведка. Разведка интересных и полезных дел, мест. Литературная разведка (поиск материа лов, интересных форм ра боты, идей в газетах, жу рналах, литературе). — Тематическое зада ние по планированию, Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно— затейникам, отдельно — коллекционерам. Резуль татом будет куча неверо ятных идей. - 7 - Час вопросов и от ветов. Организационно это дело нехитрое. Надо предложить ребятам зада вать вопросы, на опреде ленную тему или любую интересующую их. Вопро сы пионеров — отличная информация об их интере сах, стремлениях, сомне ниях. Интересный вопрос может стать темой вече ра, сбора, диспута, часа любознательных и т. п. К сбору планирования и разведке интересных дел вожатый готовит: — пожелания ребят предыдущей смены, —- стенд «0то можно едедать в отряде», — исходящий материал (календари), — предлагаемые мар шруты и объекты развед ки. В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т. п. вожатый настраивает ребят на мысль о том, что вся бу дущая жизнь в лагере за висит от их предложений, от того, как они смогут выбрать интересные дела. Во время разведки во жатый контролирует ра боту каждого звена, дели катно помогает советом, подсказывает, предлагает идею. Разведка заканчи вается рабочцм сбором. На кото]^м обсуждаются предложения звеньев. Сбор отбирает и утвер ждает самую интересную программу дел. А теперь мы попробу ем дать школьный слова рик интересных КТД, по лезных форм работы в отряде, В алфавитном по рядке. ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН Это познавательное де- си с целью привлечь впи- ло-обоэрение. Проводит- мание ребят к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным сторонам и явлениям ок ружающего мира, перс пективам его развития. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн (или сбор «Тайны вокруг нас») позволяет ребятам и взро слым в живой, непринуж денной форме обменива ться своими знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, до казывать и опровергать, вести коллективный по иск истины, мобилизуя сведения, полученные из самых разных источников, гго самым одзным учеб ным предметам, из книг, журналов, из газет и по телевидению. Вот несколько тем: •— Есть ли жизнь на других планетах Солнеч ной системы? — Загадка наследст венности. Что представляют собой глубины Земли? Как туда проникнуть? — Можно ли продлить в недалеком . будущем жизнь человека до двух сот лет? — Какими будут горо да Будущего? ' — Возможна ли пере дача мыслей на расстоя нии? — Будут ли жить лю ди в морских и океанских глубинах? — Что смогут делать кибернетические маши ны? — Дельфин — загадка моря. — Снежные люди — выдумка или реальность? ~ Тайна тунгусского метеорита.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz