Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

------------------- стр. в САМОВЫРАЖЕНИЕ; «БНАТИКИ» А вот еще один кон­ курс «Бантики». рн\вооб- ще-то для малышей; Но его любят и старшие. Его можно связать и с игрой- дискотеной. В этот вечер на лагерную массовку все ребята придут в... банти­ ках, больших и малень­ ких, обычных и не­ обычных, разноцвет-, ных, И девочки, и мальчики. «Сочинить» бантик тоже т^ворчест- во. А, тем более ориги­ нально его привязать. Во время игровой и танце­ вальной програм.мы ребя­ та объединяются в груп­ пы по цвету или фасону банта. Они могут . вместе танцевать, б(.(ть ч.тепами ОЛЖ 1 Н игровой (ш.манды. На леске, поднятой высо­ ко, (для каждой возраст­ ной группы своя высота) можно повесить яркие наградные банты на тон­ ких ниточках. , Мальчики могут подпрыгнуть и сор­ вать бант, а потом пода­ рить его .девочкам. На массовке можно оценить и отметить самый боль­ шой и самый маленький бант, самый оригиналь­ ный. — Подумаешь, банти­ ки, — скажет скептик. Воздержимся от скепти­ цизма. И бантик может принести ребенку радость. И, через него на вечере отдыха кто-то станет звез­ дочкой первой величины. Л .что \'же событие. • МЫ- ЮННАТЫ 11риридинедчес1:у|<-| ра боту в пионерском лагере можно проводить по сле­ дующим направлениям; — работа на «агроуча­ стке» — лагерном огоро­ де и цветнике (клумбах): грядки и клумбы закреп- .опочч я за звеньями; работа в уголке жи­ вой природы; экскурсии в приро­ ду; — сбор семян диких кормовых* трав, сбор ле­ карственных растений; — проведение массо­ вых праздников цветов, урожкя, леса; охрана лесов. С этой целью рекомендуется со­ здать зеленый патруль и голубой патруль лагеря; — изготовление подар­ ков школе (гербарии и коллекции По различной тематике, сбор семян са­ довых цветов и т. д.); - - сбор материала для участия в олимпиаде по биологии. А еще советуем каждо­ му отряду найти свою экологическую тропу и провести по ней ребят из других отрядов. На этой тропе важно знать все породы деревьев и ку­ старников, трав и цветов. Интересно знать, у како­ го отряда будет самая бо­ гатая экологическая тро­ па? Отряд может приду-, мать ложную часть тропы (развесить шишки на лист­ венных деревьях и т. п.). А еще стоит подготовить лесную викторину. Примерные вопросы: 1 Почему листья с вер- .чушек дереш.ев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут). 2. Какое лесное расте­ ние одновременно называ­ ется мужским и женским именем? (Иван-да-Марья). 3. Через сколько лет опадает хвоя у ели и сосны? (У ели через 5- 7 лет. а у сосны — через 2—3 года). 3. Какой цветок помо­ гает при сердечных забо­ леваниях? (Ландыш). 5, Сок какого лекарст­ венного растения останав­ ливает. кровотечение? (Па­ стушьей сумки). ' 6. Почему сосна и ель остаются круглый год зе­ леными? (У них очень не­ значительное испарение воды). 7. Какую пользу при­ носят дятлы? (Они очи­ щают лес от вредителей). Победители игры (зве­ но) получают награды. А еще можно провести биологические ифы. На­ зываем одну — «Листья растений». Подберите для этой иг­ ры штук двадцать листь­ ев разной формы (береза, рябина, орешник, клевер, крапива и др.). Половину из них заготовьте в двой­ ном количестве, то есть по два листочка каждого вида. Отделите по одному листочку от всех парных экземпляров и разложите их. отдельно на столе. Допустим, что их ровно десять. Судья вызбшает двух участников состяза­ ния и дает им одну ми­ нуту для того, чтобы оз­ накомиться с этим десят- Каждый из соревнующих- ком листьев. Потом судья ся должен указать пар- поочередно показывает им ные экземпляры, то есть другую, На этот раз пол- те листья, которые бы- ную коллекцию листьев, ли показаны вначале. «ОГОНЕК» Вечерний «огонек» —не просто традиция лагеря, а важнейший компонент самоуправления ребят. Проводить его следует каждый день. Лучше все­ го на отрядном костровом месте у маленького кост­ ра. .Цель «огонька» —вы­ яснить. как прожит день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет. «Ого­ нек» — лучшее изобрете­ ние коммунарской методи­ ки. И это касается не только организационных моментов: «Плохо собира­ лись на купание», «не уб­ рали за собой в столовой», хотя и это важно. Самое важное — что хорошего принес день тебе, твоим друзьям, всем людям. И что помешало? И как зав­ тра будем яшть, что де­ лать? Не превращайте «огонек» в судилище и бе­ столковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам гласности и плю­ рализма. Пусть говорят, не обижая других, по де­ лу, требовательно, но ува­ жительно. Тихо, и в то же время, чтобы все слы­ шали, Говорите о самом важном, Ни в коем слу­ чае не навязывайте свое мнение. Чтобы все умели говорить, анализировать, делать оценки и предло­ жения, пускайте эстафет­ ную (волшебную) палочку По кругу. А вопросы «огонька» очень просты: что мы сделали нужного, полезного? Дружно ли жи­ ли и работали? Довели ли .дело до конца? Кому надо сказать спасибо? От чего в следующий раз отка­ заться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место.. Спутники «огонька» -^но­ вая идея, новая-старая песня, интересные исто­ рии, игра. И вот еще не­ сколько правил «огонька»: — Говори, что думаешь, подумай, что говоришь. — Говори одну минуту и по делу. — Отвергая — пред­ лагай. ~ На «огоньке» закон един; все молчат, когда говорит один. — Не поднимай мух подъемным краном. — На «бгоньке» все жи­ вут без «я», как друзья, у нас одно местоимение имеет значенце — «мы») стр. 8 ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ ОТРЯДА (на смену, на неделю и даже на один день) Привлечение ребят к планированию — не ус­ тупка их возрасту, а обя­ зательное (условие, пио­ нерской педагогики и ком­ мунарской методики. Вот какими приемами обычно пользуются от­ рядные вожатые в лагере: — Анкета пионерская, ■рвпа «Хочу, чтоб было так», «Думаю, мечтаю, предлагаю». Можно пред­ ложить всем ребятам в отряде письменно отве­ тить на такие, например, вопросы: 1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и ла­ герном) были интересны­ ми и полезными? 2. В чем бы ты лично принял участие с удоволь­ ствием? 3. Назови свои люби­ мые занятия. 4. Что конкретно пред­ лагаешь отряду На эту ла­ герную смену? 5. Ч^то не любишь де­ лать в лагере? Почему? ~ Конкурс на лучшее предложение для отряд­ ного плана. На лучший отрядный план. На самую оригинальную ид^ю. Раз­ личают: а) конкурс между пер­ вичными , коллективами (звеньями в отряде, отря­ дами в дружине) на луч­ шее предложение; б) открытый конкурс .предложений ■с обоснова­ нием и доказательством (заслушивается на общем сборе): в) закрытый , :конкурс (каждый автор или груп­ па авторов подаст свое предложение в пакете или под девизом, имя автора оглашается после рас­ смотрения и оценки всех предложений). — Разведка. Разведка интересных и полезных дел, мест. Литературная разведка (поиск материа­ лов, интересных форм ра­ боты, идей в газетах, жу­ рналах, литературе). — Тематическое зада­ ние по планированию, Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно— затейникам, отдельно — коллекционерам. Резуль­ татом будет куча неверо­ ятных идей. - 7 - Час вопросов и от­ ветов. Организационно это дело нехитрое. Надо предложить ребятам зада­ вать вопросы, на опреде­ ленную тему или любую интересующую их. Вопро­ сы пионеров — отличная информация об их интере­ сах, стремлениях, сомне­ ниях. Интересный вопрос может стать темой вече­ ра, сбора, диспута, часа любознательных и т. п. К сбору планирования и разведке интересных дел вожатый готовит: — пожелания ребят предыдущей смены, —- стенд «0то можно едедать в отряде», — исходящий материал (календари), — предлагаемые мар­ шруты и объекты развед­ ки. В ходе первых дел, знакомств, экскурсий, прогулок и т. п. вожатый настраивает ребят на мысль о том, что вся бу­ дущая жизнь в лагере за­ висит от их предложений, от того, как они смогут выбрать интересные дела. Во время разведки во­ жатый контролирует ра­ боту каждого звена, дели­ катно помогает советом, подсказывает, предлагает идею. Разведка заканчи­ вается рабочцм сбором. На кото]^м обсуждаются предложения звеньев. Сбор отбирает и утвер­ ждает самую интересную программу дел. А теперь мы попробу­ ем дать школьный слова­ рик интересных КТД, по­ лезных форм работы в отряде, В алфавитном по­ рядке. ВЕЧЕР РАЗГАДАННЫХ И НЕРАЗГАДАННЫХ ТАЙН Это познавательное де- си с целью привлечь впи- ло-обоэрение. Проводит- мание ребят к научным открытиям, нерешенным проблемам, к различным сторонам и явлениям ок­ ружающего мира, перс­ пективам его развития. Вечер разгаданных и неразгаданных тайн (или сбор «Тайны вокруг нас») позволяет ребятам и взро­ слым в живой, непринуж­ денной форме обменива­ ться своими знаниями, мнениями, догадками, учит ставить вопросы, до­ казывать и опровергать, вести коллективный по­ иск истины, мобилизуя сведения, полученные из самых разных источников, гго самым одзным учеб­ ным предметам, из книг, журналов, из газет и по телевидению. Вот несколько тем: •— Есть ли жизнь на других планетах Солнеч­ ной системы? — Загадка наследст­ венности. Что представляют собой глубины Земли? Как туда проникнуть? — Можно ли продлить в недалеком . будущем жизнь человека до двух­ сот лет? — Какими будут горо­ да Будущего? ' — Возможна ли пере­ дача мыслей на расстоя­ нии? — Будут ли жить лю­ ди в морских и океанских глубинах? — Что смогут делать кибернетические маши­ ны? — Дельфин — загадка моря. — Снежные люди — выдумка или реальность? ~ Тайна тунгусского метеорита.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz