Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

-стр. 2 «ПОКАТИЛОСЬ ЛЕТО КУБАРЕМ..» Увы, есть лагеря, где № 1. Это Э. И. Меломуд изолированно живут до (п/л НЛМК «Прометей»), сих пор коллективы де- В. И. Байрачный (п/л тей, вожатых и воспита- «Лукоморье»), А. И. Чер- телёй Автономно друг от нецов (п/л «Орленок»), друга’. Даже планерки Г. А. Душкина (п/л «Лас- проводятся отдельно для точка»), Г. И. Попов (п/л терпит педагогов, отдельно для ЛТЗ «Звездный»), И. А Такая строка есть в ли- вато. лагерь ...........----------- - ------ ,, „г'пттчоч рической песне. А лето пустоты. ' вожатых. В лагерях ката- Яитаина (п /л^ «Солнеч действительно покатилось И потом, кто сказал, строфически мало воспи- ный».) Пусть их Судет со Уже поднят Флаг откоы- что пионерия уволилась тателей-мужчин. И сегод- льше и больше. Эти дет тия второй смены Не- в запас? Нет ли в отказе ня в ла^рях нет музы- ские волшебники не жалу обычное пионерское ле- пионерства ложного кантов. Мы сознательно ются на вожамх и раз ТО-89 набирает скорость, нигилизма? Да, дети ус- обращаем внимание всех ные причины. В их лаге Можно Остановиться и тали за учебный год. Есть на «болевые точки». Ко- рях комфортно живется ОГЛЯНУТЬСЯ Н ужно ! Кета- феномен информативной йечно, есть и находки, и и детям, и взросльш. ти о необычности лета перегрузки. И все же, и живая мысль. Но... мало- ...Лето только набирает Идет поиск Пеоестоойка все же. Будем честными: вато, маловато. Лагеря— силу. Первая смена коснулась и сФеоь! дет- >^имо детей прошел съезд экспериментальная пло- проба сил. Впереди еще с г а Г Что же и!менилТсь народных депутатов. Дет- щадка творчества. . И полтора месяца А марщ- к лучшему в оаботе пио- вкие наставники оказа- взрослых, и детей. рут романтики бесконечен, неротих лшерей? Что с лись не на высоте. Не Дерзай, выдумывай, Предлагаем в копилку нашей точки зрения идет нашли доступных средств пробуй — вот девиз ле- «не так»? И, наконец, что приобщения ребят к в ^ та-89. С удовольствием - - иейшему событию XX называем лучших началь- столетия. Не повернуты ников лагерей (по оценке дети к острейшей пробле- детей), для Которых орга- ме времени — экологии низация активного полез- надо делать? Об этом на ша книжка^дистовка. Про­ чти ее, вожатый, и пос­ порь с нами. Итак, во многих лаге­ рях области педколлек­ тивы отказались от пио­ нерских дружин, от тра­ диционных пионерских дел. Дети почти не ходят строем по лагерю, не но­ сят галстуков, не прово­ дят линеек. Такие лагеря, как «Звездный», «Солнеч­ ный», «Лукоморье», «Ор­ ленок», «Ласточка», «Ко­ мета» живут по принципу детского лесного дома от­ дыха. Ребята купаются 2 раза в день, ходят в по­ ходы, много играют, про­ водят необычные творче­ ские дела и забавы. В некоторых лагерях, к при­ меру, в «Елочке^, «Сво­ бодном соколе», «Раду­ ге» ряд дней в смене идет четко пионерским. Большинство дней отда­ ны лесу, спорту, труду. Есть у нас и первые про­ фильные лагеря, напри­ мер, «Чайка», в нем де­ ти живут по морским за­ конам. С ними работают моряки. В «Прометее» дети играли всю смену в ного отдыха задача планеты. Гниют деревья, завалы сучьев, «обездоленные» муравейники, грязные во­ доемы, кучи мусора, же­ лезного лома, бетонных конструкций. Что же дела­ ют юные хозяева страны? Прокладывают экологи­ ческие тропы? Проводят операции «муравейник»? Да нет, топчутся по ве­ черам скопом на пресло­ вутых дискотеках, а днем изнывают от избытка сил. Лагеря бедны базой. Очень бедны. Нет элемен­ тарного — удочек, па­ латок, стройматериалов, хороших книг, мячей, игр, бумаги, даже... глины. В «Лесной сказке» студен- Конечно же, отдых. Но ты художественно-графи- лагерь — не просто дом ческого факультета пыта- отдыха. В лагере пионеры ются учить ребят пони- и октябрята живут по за мать и создавать красоту. творчества, в «банк» лет­ них идей свой педагоги­ ческий взнос. Пишите нам о своих находках, расскажите о саМых ин­ тересных делах. Подели­ тесь' интересным опытом ЧТО в ЛАГЕРЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ? Но все это как-то На паль­ цах. Проблема — прос­ тейшие призы и подарки, слаба экскурсионная ра­ бота. Вновь дети смотрят старые копии фильмов. Вновь мало участвуют в планировании и организа- государство спорта «Спар- своей жизни. Есть ла­ ту», а сейчас у них новая /еря, где «разведены мо- тема; «Родина-Россия». В какой бы форме ни существовал лагерь, его свободное время не сво­ бодно от воспитания. Приятная неожиданность: физруки и плавруки ста­ ли ведущими фигурами в дружиФах. Они, как гово­ рят меж собою вожатые, «вкалывают». А вожа­ тые? Многие растерялись. Пока стояли жаркие дни, все было в порядке. Но вот «активизировались» дожди, чуточку похолода­ ло, и в «домах пионерско­ го отдыха» стало скучно- сты» между вожатыми и воспитателями. Послед- Самостоятельность ние «пцеут», кормят, еле- доверие дят за чистотой палат. Мало. Студенты на прак­ тике, кто их научит? Ум­ ный и добрый учитель. В лагере по радио мы услышали призывы руко­ водства: — Внимание! Все на­ правления работы отме­ няются. Будем строго за­ ниматься натурализмом! V) • — Вожатые, займите своё место у детей! ~ Шофер, займите ме­ сто за рулем. но-твррческие дела — по­ знавательные, трудовые, спор' 1 |ивные. организатор­ ские I— это, прежде все- конам и правилам пионер- го, частицы полнокровной ского и октябрятского обще?( жизни старших и коллективов. Попробуем млад|пих, вожатых и ре- не нарушать эти правила, бят, действующих вместе. Самостоятельность. Не В !каждом коллектив- надо думать и делать за ном гобрческом деле про­ ребят, не надо водить их является сущность мето- за ручку, тем более стро- дики коммунистического ем, всегда и везде. Пусть восш тания. Мы говорим думают я придумывают Дело, потому что оно пред- ■ сами. Пусть сами органи- ста 1 в;;яет собой заботу о зовывают свою жизнь, своем коллективе, друг Коллективизм. Любое дело надо придумать для всех и для каждого, ^ о когда У всех обпдие инте­ ресы. когда друг без дру­ га скучно. Творчество. Каждое де-, ло ножовому, с выдум­ кой, личной и коллек1ч1В- ной инициативой. Польза. Себе, отряду, людям, стране. Выбирай­ те дела на пользу всем. КТД. Изо всех дел са­ мые важные коллектив- другё, об окружающих людя|х. Ода коллективное дело, потому что совер­ шается вместе с ребята­ ми и их старшими това­ рищами как их общая забота. Оно — творчес­ кое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизнен­ но важной задачи, потому что не только выполня­ ется, но и организуется сообща — задумывается, планируется, оценивается. ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК . <тр. .7 Отрядный уголок — одна, из форм наглядного учета -и показа работы пионерского коллектива. Материалы, помещенные в уголке, должны отра­ жать деятельность пионер­ ского отряда и системати­ чески обновляться. Следят за оформлением уголка один из членов отряда или группа пионе­ ров (художник, физорг, редактор-летописец) по поручению отряда. В уголке рекомендует­ ся поместить: — эмблему, название и девиз отряда, речевку и песню: — план работы на сме­ ну (по форме: что прово­ дится, когда, кто ответст­ венный); —"«Сегодня в отряде» (указывается конкретно, чем занимаются отряд, звенья); — решения сбора и со­ вета отряда; — список пионеров с распределением поручений и в дружине: объекты отряда в зоне пионерской работы: — задание отряду от совета дружины и общест­ венных организаций; — таблицы результа­ тов турниров, конкурсов, смотров, спортивных со­ стязаний; — «Спрашивай — от­ вечаем»; «Кто впереди» — стенд соревнования звень­ ев; — награды отряда; — аннотированный ка­ лендарь памятных дат; — «Лучшие сегодняш­ него дня»; ' — «С днем рождения, друзья!» (поздравления в адрес именинников): — политическая ин­ формация («Сегодня в мире», «Шар земной», «Мир за неделю», «Горя­ чие точки планеты» и т. п.): — «Разучи новую пес­ ню»; — «В копилку твоих игр и забав»: «Полезные советы»; — «Думай, читай, спорь»; — «Лесной календарь» (информация о природе); — «Прочти .эти книги» и т. п. Некоторые рубрики в уголке будут постоянны­ ми, другие могут менять­ ся, Например, результаты различных соревнований, шнкурсов помещаются в зависимости от их прове­ дения, и т. д. Помните; материалы, которые заменяются, не выбрасываются, а постоян­ но собираются в одну пап­ ку. Это может потом по­ мочь лучше проанализи­ ровать деятельность отря­ да. ПРАЗДНИК «НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ» 6 июня исполнилось 190 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Нынешнее лето —- пушкинское. Посове­ туйтесь с ребятами и про­ ведите День Пушкину в дружине, в отряде. ' Мы вам предлагаем подёказ- ки к празднику «На ост­ рове Буяне». Этот праздник органи­ зуют совет дружины и от­ ряды старших пионеров для пионеров среднего и младшего возраста, для октябрят. Накануне в ла­ гере проводится подгото­ вительная работа: чтение произве'дений А. С, Пуш­ кина, беседы, просмотры диафильмов и др, «Остров Буян» — это специально оформленная полянка в лесу или, если есть такая возможность, небольшой остров, распо­ ложенный невдалеке. На утренней линейке глаша­ таи читают послание от жителей «острова Буяна», в котором пионеры лагеря приглашаются посетить сказочный остров. В назначенное время отряды «переправляются» На «остров», здесь их встречают персонажи ска зок А С. Пушкина, при глашают посетить пло щадКу состязаний «б тырей», павильон «Лира» песочные «прииски», лесо отгадаев, зеленый круг «у Лукоморья». От­ ряды путешествуют по острову, выбирают дело по душе. Кот ученый, «прикован­ ный» цепью к дубу, встре­ чает ребят на зеленом круге величавой речью, перефразированной в сти­ ле известной поэмы. Кот предлагает принять учас­ тие в аукционе, где надо проявить знания произве­ дений А. С. Пушкина. Ру­ салки и лешие раздают номера участникам аук­ циона. Кот предлагает «товары»: книжку, плас­ тинку, открытки, петушка и др., а ребятам предла­ гаются вопросы: а) Кто больше знает строчек из стихов и поэм А. С. Пушкина? б) Какие из произведе­ ний А, С. Пушкина экра­ низированы? в) Каких вы знаете ге­ роев сказок А. С. Пушки­ на? и другие. Тот участник, чей ответ прозвучит последним пос­ ле трех ударов молотка, является победителем, ему вручается разыгры­ ваемый предмет. Далее путь следует на площадку состязаний бо­ гатырей. Соревнование от­ крывается шествием трид­ цати трех богатырей, зву­ чит вступительное слово Черномора, который при­ зывает отрядных силачей принять участие в сорев­ нованиях: — кто больше раз под­ нимет гирю: — кто больше сожмет кистевой эспандер: — кто быстрее положит руку соперника на стол и ДР- Соревнования проводят по возрастным группам богатыри из свиты Черно­ мора. Черномор оглаша­ ет результаты соревнова­ ний и вручает памятные ленты удостоившимся зва­ ния лагерного силача. Затем ребята попадают на колесо «Загадки».^ Ка­ русель «Колесо» сегодня обслуживает «Белка». Она предлагает .лагадкн на лю­ бой вкус (загадки-склад­ ки. рисунки-загадки и т. д.). На обдумывание дается 30 сек., пока кру­ тится карусель. Затем Белка подводит итоги, на­ граждает победителей —- лучших отгадчиков «зо­ лотыми шишками» (грец­ кие орехи в фольге). В павильоне «Лира» царь Салтан проводит конкурс чтецов. Участни­ ки читают стихи, отрывки из поэм А. С„ Пушкина. Свита царя вручает побе­ дителям памятные дипло­ мы, награждает дружными аплодисментами, рукопо­ жатием царя Салтана, са­ лютует залпами (исполь­ зуются детские хлопуш­ ки). На песочных «приис­ ках» князь Гвидон прово­ дит конкурс по строитель­ ству песочных дворцов. Участвуют октябрята. Ис­ пользуют песок, глину, битый кирпич, палки. При подведении итогов учиты­ ваются оригинальность проекта, его реальное во­ площение, интересная за­ щита проекта. Победители награжда­ ются медалью «Песочных дел мастер». Хозяева «острова» при­ глашают всех гостей на сказочный пир в красной палате. Здесь ребят встре­ чают «кулинары» в ска­ зочных костюмах. Они выносят подносы, пред­ ставляют различные блю­ да, предлагают откушать. Заморские гости вручают свои дары. В заключение пира звучат здравицы в честь гостеприимных хо­ зяев, веселых, ловких, дружных гостей. Хотите провести этот праздник по-иному? При- д.чмайте новую.' бо.-тее ин­ тересную програ.ч.нл. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СМЕНЫ в пос,; 1 едпий день у ла­ геря уже нет особой про­ граммы. .Она вчера про­ шла на празднике закры­ тия смены. \ В последний день идет сдача имущест­ ва, приборка и сдача кор­ пусов, территории, И все это несколько сбивает ро­ мантическую атмосферу лагеря. Советуем; всякую при­ борку и сдачу провести очень оперативно и друж­ но. А затем, переодевшись в парадную форму, поста­ вить свои вещи вкруго­ вую, собраться на про­ щальный «огонек» отряда. Пусть это будет последнее коллективное дело. На таком «огонььч'» чтопт вспомнить самые интерес­ ные дни и часы, найти доброе слово о каждом пи­ онере и октябренке, поб­ лагодарить актив, провес­ ти анкету «Я — ты — от­ ряд», обменяться адреса­ ми, оставить свои авто­ графы там, где положено, спеть любимые песни. А на прощание достать из костра еще горячие уголь­ ки, вложить их в суве­ нирные коробочки из бе­ ресты и подарить всем. Пусть дома «разжигают» иногда от этих угольков ребята свои костры памя­ ти. А еще можно встать

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz