Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
-стр. 2 «ПОКАТИЛОСЬ ЛЕТО КУБАРЕМ..» Увы, есть лагеря, где № 1. Это Э. И. Меломуд изолированно живут до (п/л НЛМК «Прометей»), сих пор коллективы де- В. И. Байрачный (п/л тей, вожатых и воспита- «Лукоморье»), А. И. Чер- телёй Автономно друг от нецов (п/л «Орленок»), друга’. Даже планерки Г. А. Душкина (п/л «Лас- проводятся отдельно для точка»), Г. И. Попов (п/л терпит педагогов, отдельно для ЛТЗ «Звездный»), И. А Такая строка есть в ли- вато. лагерь ...........----------- - ------ ,, „г'пттчоч рической песне. А лето пустоты. ' вожатых. В лагерях ката- Яитаина (п /л^ «Солнеч действительно покатилось И потом, кто сказал, строфически мало воспи- ный».) Пусть их Судет со Уже поднят Флаг откоы- что пионерия уволилась тателей-мужчин. И сегод- льше и больше. Эти дет тия второй смены Не- в запас? Нет ли в отказе ня в ла^рях нет музы- ские волшебники не жалу обычное пионерское ле- пионерства ложного кантов. Мы сознательно ются на вожамх и раз ТО-89 набирает скорость, нигилизма? Да, дети ус- обращаем внимание всех ные причины. В их лаге Можно Остановиться и тали за учебный год. Есть на «болевые точки». Ко- рях комфортно живется ОГЛЯНУТЬСЯ Н ужно ! Кета- феномен информативной йечно, есть и находки, и и детям, и взросльш. ти о необычности лета перегрузки. И все же, и живая мысль. Но... мало- ...Лето только набирает Идет поиск Пеоестоойка все же. Будем честными: вато, маловато. Лагеря— силу. Первая смена коснулась и сФеоь! дет- >^имо детей прошел съезд экспериментальная пло- проба сил. Впереди еще с г а Г Что же и!менилТсь народных депутатов. Дет- щадка творчества. . И полтора месяца А марщ- к лучшему в оаботе пио- вкие наставники оказа- взрослых, и детей. рут романтики бесконечен, неротих лшерей? Что с лись не на высоте. Не Дерзай, выдумывай, Предлагаем в копилку нашей точки зрения идет нашли доступных средств пробуй — вот девиз ле- «не так»? И, наконец, что приобщения ребят к в ^ та-89. С удовольствием - - иейшему событию XX называем лучших началь- столетия. Не повернуты ников лагерей (по оценке дети к острейшей пробле- детей), для Которых орга- ме времени — экологии низация активного полез- надо делать? Об этом на ша книжка^дистовка. Про чти ее, вожатый, и пос порь с нами. Итак, во многих лаге рях области педколлек тивы отказались от пио нерских дружин, от тра диционных пионерских дел. Дети почти не ходят строем по лагерю, не но сят галстуков, не прово дят линеек. Такие лагеря, как «Звездный», «Солнеч ный», «Лукоморье», «Ор ленок», «Ласточка», «Ко мета» живут по принципу детского лесного дома от дыха. Ребята купаются 2 раза в день, ходят в по ходы, много играют, про водят необычные творче ские дела и забавы. В некоторых лагерях, к при меру, в «Елочке^, «Сво бодном соколе», «Раду ге» ряд дней в смене идет четко пионерским. Большинство дней отда ны лесу, спорту, труду. Есть у нас и первые про фильные лагеря, напри мер, «Чайка», в нем де ти живут по морским за конам. С ними работают моряки. В «Прометее» дети играли всю смену в ного отдыха задача планеты. Гниют деревья, завалы сучьев, «обездоленные» муравейники, грязные во доемы, кучи мусора, же лезного лома, бетонных конструкций. Что же дела ют юные хозяева страны? Прокладывают экологи ческие тропы? Проводят операции «муравейник»? Да нет, топчутся по ве черам скопом на пресло вутых дискотеках, а днем изнывают от избытка сил. Лагеря бедны базой. Очень бедны. Нет элемен тарного — удочек, па латок, стройматериалов, хороших книг, мячей, игр, бумаги, даже... глины. В «Лесной сказке» студен- Конечно же, отдых. Но ты художественно-графи- лагерь — не просто дом ческого факультета пыта- отдыха. В лагере пионеры ются учить ребят пони- и октябрята живут по за мать и создавать красоту. творчества, в «банк» лет них идей свой педагоги ческий взнос. Пишите нам о своих находках, расскажите о саМых ин тересных делах. Подели тесь' интересным опытом ЧТО в ЛАГЕРЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ? Но все это как-то На паль цах. Проблема — прос тейшие призы и подарки, слаба экскурсионная ра бота. Вновь дети смотрят старые копии фильмов. Вновь мало участвуют в планировании и организа- государство спорта «Спар- своей жизни. Есть ла ту», а сейчас у них новая /еря, где «разведены мо- тема; «Родина-Россия». В какой бы форме ни существовал лагерь, его свободное время не сво бодно от воспитания. Приятная неожиданность: физруки и плавруки ста ли ведущими фигурами в дружиФах. Они, как гово рят меж собою вожатые, «вкалывают». А вожа тые? Многие растерялись. Пока стояли жаркие дни, все было в порядке. Но вот «активизировались» дожди, чуточку похолода ло, и в «домах пионерско го отдыха» стало скучно- сты» между вожатыми и воспитателями. Послед- Самостоятельность ние «пцеут», кормят, еле- доверие дят за чистотой палат. Мало. Студенты на прак тике, кто их научит? Ум ный и добрый учитель. В лагере по радио мы услышали призывы руко водства: — Внимание! Все на правления работы отме няются. Будем строго за ниматься натурализмом! V) • — Вожатые, займите своё место у детей! ~ Шофер, займите ме сто за рулем. но-твррческие дела — по знавательные, трудовые, спор' 1 |ивные. организатор ские I— это, прежде все- конам и правилам пионер- го, частицы полнокровной ского и октябрятского обще?( жизни старших и коллективов. Попробуем млад|пих, вожатых и ре- не нарушать эти правила, бят, действующих вместе. Самостоятельность. Не В !каждом коллектив- надо думать и делать за ном гобрческом деле про ребят, не надо водить их является сущность мето- за ручку, тем более стро- дики коммунистического ем, всегда и везде. Пусть восш тания. Мы говорим думают я придумывают Дело, потому что оно пред- ■ сами. Пусть сами органи- ста 1 в;;яет собой заботу о зовывают свою жизнь, своем коллективе, друг Коллективизм. Любое дело надо придумать для всех и для каждого, ^ о когда У всех обпдие инте ресы. когда друг без дру га скучно. Творчество. Каждое де-, ло ножовому, с выдум кой, личной и коллек1ч1В- ной инициативой. Польза. Себе, отряду, людям, стране. Выбирай те дела на пользу всем. КТД. Изо всех дел са мые важные коллектив- другё, об окружающих людя|х. Ода коллективное дело, потому что совер шается вместе с ребята ми и их старшими това рищами как их общая забота. Оно — творчес кое коллективное дело, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизнен но важной задачи, потому что не только выполня ется, но и организуется сообща — задумывается, планируется, оценивается. ОТРЯДНЫЙ УГОЛОК . <тр. .7 Отрядный уголок — одна, из форм наглядного учета -и показа работы пионерского коллектива. Материалы, помещенные в уголке, должны отра жать деятельность пионер ского отряда и системати чески обновляться. Следят за оформлением уголка один из членов отряда или группа пионе ров (художник, физорг, редактор-летописец) по поручению отряда. В уголке рекомендует ся поместить: — эмблему, название и девиз отряда, речевку и песню: — план работы на сме ну (по форме: что прово дится, когда, кто ответст венный); —"«Сегодня в отряде» (указывается конкретно, чем занимаются отряд, звенья); — решения сбора и со вета отряда; — список пионеров с распределением поручений и в дружине: объекты отряда в зоне пионерской работы: — задание отряду от совета дружины и общест венных организаций; — таблицы результа тов турниров, конкурсов, смотров, спортивных со стязаний; — «Спрашивай — от вечаем»; «Кто впереди» — стенд соревнования звень ев; — награды отряда; — аннотированный ка лендарь памятных дат; — «Лучшие сегодняш него дня»; ' — «С днем рождения, друзья!» (поздравления в адрес именинников): — политическая ин формация («Сегодня в мире», «Шар земной», «Мир за неделю», «Горя чие точки планеты» и т. п.): — «Разучи новую пес ню»; — «В копилку твоих игр и забав»: «Полезные советы»; — «Думай, читай, спорь»; — «Лесной календарь» (информация о природе); — «Прочти .эти книги» и т. п. Некоторые рубрики в уголке будут постоянны ми, другие могут менять ся, Например, результаты различных соревнований, шнкурсов помещаются в зависимости от их прове дения, и т. д. Помните; материалы, которые заменяются, не выбрасываются, а постоян но собираются в одну пап ку. Это может потом по мочь лучше проанализи ровать деятельность отря да. ПРАЗДНИК «НА ОСТРОВЕ БУЯНЕ» 6 июня исполнилось 190 лет со дня рождения А. С. Пушкина. Нынешнее лето —- пушкинское. Посове туйтесь с ребятами и про ведите День Пушкину в дружине, в отряде. ' Мы вам предлагаем подёказ- ки к празднику «На ост рове Буяне». Этот праздник органи зуют совет дружины и от ряды старших пионеров для пионеров среднего и младшего возраста, для октябрят. Накануне в ла гере проводится подгото вительная работа: чтение произве'дений А. С, Пуш кина, беседы, просмотры диафильмов и др, «Остров Буян» — это специально оформленная полянка в лесу или, если есть такая возможность, небольшой остров, распо ложенный невдалеке. На утренней линейке глаша таи читают послание от жителей «острова Буяна», в котором пионеры лагеря приглашаются посетить сказочный остров. В назначенное время отряды «переправляются» На «остров», здесь их встречают персонажи ска зок А С. Пушкина, при глашают посетить пло щадКу состязаний «б тырей», павильон «Лира» песочные «прииски», лесо отгадаев, зеленый круг «у Лукоморья». От ряды путешествуют по острову, выбирают дело по душе. Кот ученый, «прикован ный» цепью к дубу, встре чает ребят на зеленом круге величавой речью, перефразированной в сти ле известной поэмы. Кот предлагает принять учас тие в аукционе, где надо проявить знания произве дений А. С. Пушкина. Ру салки и лешие раздают номера участникам аук циона. Кот предлагает «товары»: книжку, плас тинку, открытки, петушка и др., а ребятам предла гаются вопросы: а) Кто больше знает строчек из стихов и поэм А. С. Пушкина? б) Какие из произведе ний А, С. Пушкина экра низированы? в) Каких вы знаете ге роев сказок А. С. Пушки на? и другие. Тот участник, чей ответ прозвучит последним пос ле трех ударов молотка, является победителем, ему вручается разыгры ваемый предмет. Далее путь следует на площадку состязаний бо гатырей. Соревнование от крывается шествием трид цати трех богатырей, зву чит вступительное слово Черномора, который при зывает отрядных силачей принять участие в сорев нованиях: — кто больше раз под нимет гирю: — кто больше сожмет кистевой эспандер: — кто быстрее положит руку соперника на стол и ДР- Соревнования проводят по возрастным группам богатыри из свиты Черно мора. Черномор оглаша ет результаты соревнова ний и вручает памятные ленты удостоившимся зва ния лагерного силача. Затем ребята попадают на колесо «Загадки».^ Ка русель «Колесо» сегодня обслуживает «Белка». Она предлагает .лагадкн на лю бой вкус (загадки-склад ки. рисунки-загадки и т. д.). На обдумывание дается 30 сек., пока кру тится карусель. Затем Белка подводит итоги, на граждает победителей —- лучших отгадчиков «зо лотыми шишками» (грец кие орехи в фольге). В павильоне «Лира» царь Салтан проводит конкурс чтецов. Участни ки читают стихи, отрывки из поэм А. С„ Пушкина. Свита царя вручает побе дителям памятные дипло мы, награждает дружными аплодисментами, рукопо жатием царя Салтана, са лютует залпами (исполь зуются детские хлопуш ки). На песочных «приис ках» князь Гвидон прово дит конкурс по строитель ству песочных дворцов. Участвуют октябрята. Ис пользуют песок, глину, битый кирпич, палки. При подведении итогов учиты ваются оригинальность проекта, его реальное во площение, интересная за щита проекта. Победители награжда ются медалью «Песочных дел мастер». Хозяева «острова» при глашают всех гостей на сказочный пир в красной палате. Здесь ребят встре чают «кулинары» в ска зочных костюмах. Они выносят подносы, пред ставляют различные блю да, предлагают откушать. Заморские гости вручают свои дары. В заключение пира звучат здравицы в честь гостеприимных хо зяев, веселых, ловких, дружных гостей. Хотите провести этот праздник по-иному? При- д.чмайте новую.' бо.-тее ин тересную програ.ч.нл. ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ СМЕНЫ в пос,; 1 едпий день у ла геря уже нет особой про граммы. .Она вчера про шла на празднике закры тия смены. \ В последний день идет сдача имущест ва, приборка и сдача кор пусов, территории, И все это несколько сбивает ро мантическую атмосферу лагеря. Советуем; всякую при борку и сдачу провести очень оперативно и друж но. А затем, переодевшись в парадную форму, поста вить свои вещи вкруго вую, собраться на про щальный «огонек» отряда. Пусть это будет последнее коллективное дело. На таком «огонььч'» чтопт вспомнить самые интерес ные дни и часы, найти доброе слово о каждом пи онере и октябренке, поб лагодарить актив, провес ти анкету «Я — ты — от ряд», обменяться адреса ми, оставить свои авто графы там, где положено, спеть любимые песни. А на прощание достать из костра еще горячие уголь ки, вложить их в суве нирные коробочки из бе ресты и подарить всем. Пусть дома «разжигают» иногда от этих угольков ребята свои костры памя ти. А еще можно встать
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz