Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 8 июля 1989г ГОСУДАРСТВО. ШКОЛА ГОСУДАРСТВО. ШКОЛА КОМУ СВЕТИТ «СОЛНЫШКО» Вроде входила я в обыч­ ную школу «инкубаторской» планировки, ожидая встре­ тить измученных летним зноем и нестерпимыми дет­ скими визгами воспитателей, а тут... Озорная обезьянка лукаво взирает со стены, так и хочется высунуть язык ей в отместку. Зеркальный коридор вызывает какую-то легкую, по-детски наивную, радость. В обилии ярких, сочных красок, которыми выполнены рисунки с затей­ ливыми человечками и зве­ рушками из сказочных ми­ ров, неизбежно возникает желание немножечко поша­ лить. На время даже забываю цель своего прихода. Еще бы, забудете, когда в обыч­ ном классе лицезреешь два компьютера-персоналки, за которыми чинно восседают ребятишки, с азартом внед­ ряясь в события, происходя­ щие на экране дисплея. Да, компьютер — дело не новое, но все же непривычное, тем более в стенах школы. Встает закономерный воп­ рос: что это, для кого, за какие заслуги? Спешу заве­ рить: «Солнышко» светит всем, всем от трех до деся­ ти, правда, небесплатно, но это уже другой вопрос, хотя и немаловажный. Молодой, обаятельный председатель кооператива «Солнышко» Александр Анд­ реевич Косенко ведет меня на осмотр своего хозяйства. В распоряжении кооперати­ ва находится одно крыло первого этажа здания, состо­ ящее из нескольких классов, два из которых оборудова­ ны под спальни, замечу, за­ мечательные спальни; двухъярусные кровати, акку­ ратно застеленные чистым бельем, коврики на долу, выстланном светлым лино­ леумом, шкафчики у стен с радующими глаз обоями. Чисто и уютно. Есть даже два класса, служащие для всевозможных занятий, ви­ деозал, где демонстрируются детские художественные и ' мультипликационные филь­ мы, медицинский кабинет, здесь можно осмотреть ре­ бенка и даже на некоторое время изолировать больного от других детей. — Идея организовать коо­ ператив, — рассказывает Александр Андреевич, — возникла давно. Жизненные обстоятельства сложились так, что передо мной встала проблема определения сы­ нишки, одного ведь не оста­ вить, а с кем? Как говорит­ ся, от своих бед — к общим. Александру Андреевичу пришлось обойти не одну школу, выбирая подходя­ щую. Конечно, хотелось ба­ зироваться где-нибудь в цен­ тре города, чтобы здание бы­ ло доступным для большого количества семей Да только одного желания маловато, главщю роль играет согла­ сие директора учебного заве­ дения. И вот в двенадцатой школе такой нашелся; Свет­ лана Ивановна Саунина не побоялась взять это шаткое предприятие под свое кры­ ло, поверив в успех. Двадцать седьмого янва­ ря сего года — официаль­ ное признание кооператива. В тот дёнь был подписан договор со школой, касаю­ щийся помещения, принад­ лежащего шестилеткам. От­ веденную территорию теперь не узнать, но дел еще пол­ но; надо дооборудовать ви­ деозал, провести сигнализа­ цию, без которой невозмож­ но гарантировать сохран­ ность дорогостоящей аппара­ туры (компьютеры, напри­ мер, приходится пока каждо­ дневно таскать домой), до­ строить игровой зал. Для не­ го отдано помещение, пред­ назначенное для склада. Пока занимались благоуст­ ройством, Косенко и его единомышленники — О. А. Костылева, Г П. Золотаре­ ва занимались поиском под­ ходящих педагогов. На ны­ нешний день коллектив сос­ тоит из двадцати семи чело­ век, среди них немало муж­ чин; педагоги и технический персонал. И уже в четвертой четвер­ ти шестилетки - «нулевич­ ки» поселись в прекрасных комнатах. А по вечерам и по выходным дням здесь власт­ вовало «Солнышко». С первого июня коопера­ тив работает круглосуточно, в три смены. В каждой име­ ется медицинский работник — педиатр. За час пребыва­ ния в «Солнышке» берется плата пятьдесят копеек, в выходные и праздничные дни — один рубль. Коллектив согласен пойти на уступки многодетным семьям и лю­ дям, постоянно пользующи­ мся их услугами, В дальнейшем сотрудники «Солнышка» рассчитывают отделиться от шко.льной сто­ ловой. сейчас они имеют свою посуду. Кончится лето, и опять придется делить помещение с основными пользователя­ ми — «нулевичками», что не соответствует планам коллек­ тива кооператива. Но у не­ го есть надежда на то. что удастся закрепить за собой право полновластных вла­ дельцев, выплачивая при этом проценты школе, за аренду помещения. А пока на вопрос о доходах сотруд­ ники «Солнышка» только ус­ мехаются; «Какой доход, од­ ни расходы!» Да, вложений сделали они немало, и в рентабельности своего дела не сомневаются, потому как она очень необ­ ходима. Кто из родителей не сталкивается с трудностями, когда некуда пристроить ре­ бенка, чтобы сходить в те­ атр, гости, съездить на не­ сколько дней в другой город, да мало ли дел. в которых нежелательно присутствие детей? Конечно, можно согласить­ ся с тем, что «Солнышко» несколько дороговато. Но., наверное, стоит согласиться и с тем, что правильно здесь поступают, комплектуя груп­ пы не по несколько.десятков человек, а по пять-семь. То­ лько так можно удовлетво­ рить интересы каждого ре­ бенка. Но какие-либо выводы сде­ лать легче было бы в том случае, если кооператн®, по­ добный «Солньпнку», появил­ ся еще — хотя бы один... Может, кто-то еще осмелит­ ся на столь интересное, но трудное предприятие? С. ТУШЕВА. ДАЛЕКО НЕ МЕЛОЧИ разоружайтесь , МАЛЬЧИКИ! «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из стекляшек, де­ ревяшек...» Так пелось в песен­ ке нашего детства. Но сегодня, как и тогда, мальчишки играют в войну. Несмотря на веление времени, сохранились малень­ кие «империи» зла. Во дворах домов, детских садах и школах строчат пулеметы и рвутся гра­ наты. Игрушечные. Ампулы и патроны. Самые настоящие. На вооружении дошкольника нахо­ дятся пушки, танки, автоматы, и он один может противостоять роте оловянных солдатиков сво­ его друга. Мальчишки гордятся найденными строительными па­ тронами или вымененным на значки солдатским ремнем. В школе продолжается пропаганда военизированных игр: «Зарни­ ца», «Орленок». А недавно по­ явилась еще одна — для самых маленьких — «Гайдаровец». И как бы ни хотелось говорить о «милитаризации среди детей» — приходится. Ибо эти игры не всегда несут патриотическое и нравственное воспитание. Дети играют в дела взрос­ лых. Как и мы, —■ в Чапаева, Буденного, Матросова. Карто­ тека названий пополнилась но­ выми именами. В военно-спор­ тивных играх произошло деле­ ние на все цвета радуги. Крас­ ные и зеленые. Не нравился голубой, называли синий. Об­ личая команду в цвет, детям закладывались понятия «своих» и «чужих». С кем они еще вчера сидели за одной партой, вместе вступали в пионеры, — оказывались в разных противо­ борствующих лагерях. Желание сделать доброе дело, помочь товарищу — затискивалось в рамки — только «для своих». В игре насаждалась дискрими­ нация, святой обязанностью считалось — навредить соперни­ ку. Чувства неравнодушия, ми­ лосердия, сострадания, приви­ тые родителями и учителями, разрушались в играх. Безо вся­ кого сострадания мы наблюда­ ли, как девочки пробирались в зарослях крапивы, неравнодуш­ но смотрели на противников, разбивши коленки. Не от это­ го ли тоже происходило раздво­ ение личности. Не берусь ут­ верждать, но мне кажется: в тех детских играх ковались на­ ши духовные поражения. Взро­ слея, мы стали одним делать добрые дела, другим, как гово­ рится, — солить. Наверное, поэтому и не только, двигате­ лем наших социальных, эконо­ мических, духовных, бытовых отношений стали соревнова­ тельность и конкуренция. Прин­ цип: сделать лучше, чем у со­ седа, быть более сильным, неж­ ным, нежели знакомый. А поче­ му не просто сильным, и поче­ му не работать просто на со­ весть? ‘ Тогдашние взаимоотношения детей в играх, словно проекция, отражали отношения взрослых. Закончились гражданская и Отечественная, но началась хо­ лодная война. «Разрушенный старый мир до основания», по­ делимся на «красных» и «бе­ лых». На уроках военной под­ готовки, истории, мы твердо знали, кто враг. На учебных за­ нятиях стреляли в мишени, представляя в них американ­ ских наемников. Стреляли в тех, кто шел под иного цвета знаменем. Теперь мир делится на русских, американцев... жи­ телей острова с труднопроизно­ симым названием. Разобрав­ шись с «внутренними врагами народа» в пятидесятых мы ли­ квидировали наших врагов в конце восьмидесятых. И впер­ вые разглядели, что под знаме­ нем идут такие же парни, как мы. Такими они были и тогда, но мы не были такими. Стреляя во мнимого врага, мы убивали человеческое в се­ бе. Игры, в отличие от расска­ зов ветеранов, не носили спра- ведлшый характер. Во дворе на «Зарнице» шла борьба за ре­ зультат любой ценой, до первой крови. А во имя чего?! Считалось, в играх мальчиш­ ки растут смелыми, храбрыми, закаленными, в будущем гото­ выми защитить Родину. Конеч­ но, солдатами не рождаются. Ими, к сожалению, многие ста­ новятся. Но нашему обществу, как никогда, нужны личности, а не солдаты с рождения. От­ того, что были введены «Орле­ нок» и «Зарница», не поднялся дух армии. Пример? Пожалуй­ ста. В годы войны помог побе­ дить героизм парней, гордив­ шихся в детстве отцовской бу­ деновкой, но не меньше муже­ ства на фронте и в тылу про­ являли девушки, игравшие когда-то в куклы... Предвижу упрек в свой ад­ рес, мол, призываешь растить слюнтяев, маменькиных сыноч­ ков, пацанов, не умеющих по­ стоять за себя. Согласен, добро должно быть с кулаками. Но зачем миру, который становит­ ся добрее, огромные кулачищи? Побеждать зло? Но оно тоже не рождается само по себе. И нередко — в играх. Разгромив противника, ребята вместе с ра­ достью победы испытывают злорадство. Педагоги, родители, милиция находят причины роста преступ­ ности во взаимных недоработ­ ках. Вполне справедливо. Сфор­ мировавшиеся стереотипы, ко­ гда-то не подвергнутые с того времени изучению, нередко ка­ лечат души детей. В играх, как и в жизни, бы­ ла отдана забвеншо шестая.би­ блейская заповедь «не убий». А у ^ с т в о , пусть даже пона­ рошку, откладывало отпечаток на нравственности. Сегодняш­ ним мальчишкам привили нез­ доровый интерес к орудиям уничтожения. И не оттого ли бежим к пострадавшим в ава­ рии не только с желанием по­ мочь, но и из-за любопытства. Как ни неприятно сознавать, но это так. Сегодаяшняя Моло­ дежь смотрит с упоением аме­ риканские боевики. Садизм. Насилие. Снова интерес. Не от­ того ли патриотические высту­ пления футбольных фанатов заканчиваются побоищами, что военное и патриотическое вос­ питание составляет единое це­ лое? Не потому ли мальчишки, отправляясь в лес, берут ножи, поджигное и прочее оружие? Не волков боятся — людей. Вспомнилось, с какой болью в сердце рассказывала завуч одного из интернатов города о бесчинствах маленького садис­ та; «Посмотрели фильм «Иди и смотри». Казалось бы душа кровью должна обливаться. Ан, нет. Олег собирал младших де­ тей и заставлял их петь ноча­ ми, втыкал острые предметы в перила. Проведешь рукой — вся в крови. У этого парня трудное детство. Отец убил на его глазах мать... Жестокость он узнал раньше, чем справед­ ливость, милосердие, взаимопо­ мощь». И завуч не знала, как дальше быть. Согласитесь, ко­ сти срастаются и швы зажива­ ют, но душевные раны, как и нервные клетки, если и восста­ навливаются, то очень трудно. И чтобы не вводить в сердца детей инъекции, нужно с малых лет примером, добрым по­ ступком воспитать иммунитет злу. Не правда, что от добра добра не ищут. В отношениях взрослых про­ изошли изменения. Наш преж­ ний пессимизм сменил опти­ мизм. Но мирное эхо еще не докатилось до детей. Хочется верить, что на полках, где сто­ ят танки и хранятся пистоле­ ты, займут места подарки и письма от друзей из разных стран. Во дворах мальчишки будут учиться выращивать цве­ ты и летать в космос. Мы ве­ рим, что так будет, потому что так должно быть. Но когда? У детей нет ни Организации Объединенных Наций, ни Вер­ ховного Совета, значит, взрос­ лым пора позаботиться о разо­ ружении мальчишек, переводе игрушечных предприятий на производство «мирной» про­ дукции, воспитание детей доб­ рее себя. Сегодня мы все чаще слы­ шим слова Достоевского; «Мир спасет красота». А красота — это, прежде всего, хорошая, добрая душа. Ю. КРАСНИКОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz