Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНЕЦ 8 июля 1989г ГОСУДАРСТВО. ШКОЛА ГОСУДАРСТВО. ШКОЛА КОМУ СВЕТИТ «СОЛНЫШКО» Вроде входила я в обыч ную школу «инкубаторской» планировки, ожидая встре тить измученных летним зноем и нестерпимыми дет скими визгами воспитателей, а тут... Озорная обезьянка лукаво взирает со стены, так и хочется высунуть язык ей в отместку. Зеркальный коридор вызывает какую-то легкую, по-детски наивную, радость. В обилии ярких, сочных красок, которыми выполнены рисунки с затей ливыми человечками и зве рушками из сказочных ми ров, неизбежно возникает желание немножечко поша лить. На время даже забываю цель своего прихода. Еще бы, забудете, когда в обыч ном классе лицезреешь два компьютера-персоналки, за которыми чинно восседают ребятишки, с азартом внед ряясь в события, происходя щие на экране дисплея. Да, компьютер — дело не новое, но все же непривычное, тем более в стенах школы. Встает закономерный воп рос: что это, для кого, за какие заслуги? Спешу заве рить: «Солнышко» светит всем, всем от трех до деся ти, правда, небесплатно, но это уже другой вопрос, хотя и немаловажный. Молодой, обаятельный председатель кооператива «Солнышко» Александр Анд реевич Косенко ведет меня на осмотр своего хозяйства. В распоряжении кооперати ва находится одно крыло первого этажа здания, состо ящее из нескольких классов, два из которых оборудова ны под спальни, замечу, за мечательные спальни; двухъярусные кровати, акку ратно застеленные чистым бельем, коврики на долу, выстланном светлым лино леумом, шкафчики у стен с радующими глаз обоями. Чисто и уютно. Есть даже два класса, служащие для всевозможных занятий, ви деозал, где демонстрируются детские художественные и ' мультипликационные филь мы, медицинский кабинет, здесь можно осмотреть ре бенка и даже на некоторое время изолировать больного от других детей. — Идея организовать коо ператив, — рассказывает Александр Андреевич, — возникла давно. Жизненные обстоятельства сложились так, что передо мной встала проблема определения сы нишки, одного ведь не оста вить, а с кем? Как говорит ся, от своих бед — к общим. Александру Андреевичу пришлось обойти не одну школу, выбирая подходя щую. Конечно, хотелось ба зироваться где-нибудь в цен тре города, чтобы здание бы ло доступным для большого количества семей Да только одного желания маловато, главщю роль играет согла сие директора учебного заве дения. И вот в двенадцатой школе такой нашелся; Свет лана Ивановна Саунина не побоялась взять это шаткое предприятие под свое кры ло, поверив в успех. Двадцать седьмого янва ря сего года — официаль ное признание кооператива. В тот дёнь был подписан договор со школой, касаю щийся помещения, принад лежащего шестилеткам. От веденную территорию теперь не узнать, но дел еще пол но; надо дооборудовать ви деозал, провести сигнализа цию, без которой невозмож но гарантировать сохран ность дорогостоящей аппара туры (компьютеры, напри мер, приходится пока каждо дневно таскать домой), до строить игровой зал. Для не го отдано помещение, пред назначенное для склада. Пока занимались благоуст ройством, Косенко и его единомышленники — О. А. Костылева, Г П. Золотаре ва занимались поиском под ходящих педагогов. На ны нешний день коллектив сос тоит из двадцати семи чело век, среди них немало муж чин; педагоги и технический персонал. И уже в четвертой четвер ти шестилетки - «нулевич ки» поселись в прекрасных комнатах. А по вечерам и по выходным дням здесь власт вовало «Солнышко». С первого июня коопера тив работает круглосуточно, в три смены. В каждой име ется медицинский работник — педиатр. За час пребыва ния в «Солнышке» берется плата пятьдесят копеек, в выходные и праздничные дни — один рубль. Коллектив согласен пойти на уступки многодетным семьям и лю дям, постоянно пользующи мся их услугами, В дальнейшем сотрудники «Солнышка» рассчитывают отделиться от шко.льной сто ловой. сейчас они имеют свою посуду. Кончится лето, и опять придется делить помещение с основными пользователя ми — «нулевичками», что не соответствует планам коллек тива кооператива. Но у не го есть надежда на то. что удастся закрепить за собой право полновластных вла дельцев, выплачивая при этом проценты школе, за аренду помещения. А пока на вопрос о доходах сотруд ники «Солнышка» только ус мехаются; «Какой доход, од ни расходы!» Да, вложений сделали они немало, и в рентабельности своего дела не сомневаются, потому как она очень необ ходима. Кто из родителей не сталкивается с трудностями, когда некуда пристроить ре бенка, чтобы сходить в те атр, гости, съездить на не сколько дней в другой город, да мало ли дел. в которых нежелательно присутствие детей? Конечно, можно согласить ся с тем, что «Солнышко» несколько дороговато. Но., наверное, стоит согласиться и с тем, что правильно здесь поступают, комплектуя груп пы не по несколько.десятков человек, а по пять-семь. То лько так можно удовлетво рить интересы каждого ре бенка. Но какие-либо выводы сде лать легче было бы в том случае, если кооператн®, по добный «Солньпнку», появил ся еще — хотя бы один... Может, кто-то еще осмелит ся на столь интересное, но трудное предприятие? С. ТУШЕВА. ДАЛЕКО НЕ МЕЛОЧИ разоружайтесь , МАЛЬЧИКИ! «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из стекляшек, де ревяшек...» Так пелось в песен ке нашего детства. Но сегодня, как и тогда, мальчишки играют в войну. Несмотря на веление времени, сохранились малень кие «империи» зла. Во дворах домов, детских садах и школах строчат пулеметы и рвутся гра наты. Игрушечные. Ампулы и патроны. Самые настоящие. На вооружении дошкольника нахо дятся пушки, танки, автоматы, и он один может противостоять роте оловянных солдатиков сво его друга. Мальчишки гордятся найденными строительными па тронами или вымененным на значки солдатским ремнем. В школе продолжается пропаганда военизированных игр: «Зарни ца», «Орленок». А недавно по явилась еще одна — для самых маленьких — «Гайдаровец». И как бы ни хотелось говорить о «милитаризации среди детей» — приходится. Ибо эти игры не всегда несут патриотическое и нравственное воспитание. Дети играют в дела взрос лых. Как и мы, —■ в Чапаева, Буденного, Матросова. Карто тека названий пополнилась но выми именами. В военно-спор тивных играх произошло деле ние на все цвета радуги. Крас ные и зеленые. Не нравился голубой, называли синий. Об личая команду в цвет, детям закладывались понятия «своих» и «чужих». С кем они еще вчера сидели за одной партой, вместе вступали в пионеры, — оказывались в разных противо борствующих лагерях. Желание сделать доброе дело, помочь товарищу — затискивалось в рамки — только «для своих». В игре насаждалась дискрими нация, святой обязанностью считалось — навредить соперни ку. Чувства неравнодушия, ми лосердия, сострадания, приви тые родителями и учителями, разрушались в играх. Безо вся кого сострадания мы наблюда ли, как девочки пробирались в зарослях крапивы, неравнодуш но смотрели на противников, разбивши коленки. Не от это го ли тоже происходило раздво ение личности. Не берусь ут верждать, но мне кажется: в тех детских играх ковались на ши духовные поражения. Взро слея, мы стали одним делать добрые дела, другим, как гово рится, — солить. Наверное, поэтому и не только, двигате лем наших социальных, эконо мических, духовных, бытовых отношений стали соревнова тельность и конкуренция. Прин цип: сделать лучше, чем у со седа, быть более сильным, неж ным, нежели знакомый. А поче му не просто сильным, и поче му не работать просто на со весть? ‘ Тогдашние взаимоотношения детей в играх, словно проекция, отражали отношения взрослых. Закончились гражданская и Отечественная, но началась хо лодная война. «Разрушенный старый мир до основания», по делимся на «красных» и «бе лых». На уроках военной под готовки, истории, мы твердо знали, кто враг. На учебных за нятиях стреляли в мишени, представляя в них американ ских наемников. Стреляли в тех, кто шел под иного цвета знаменем. Теперь мир делится на русских, американцев... жи телей острова с труднопроизно симым названием. Разобрав шись с «внутренними врагами народа» в пятидесятых мы ли квидировали наших врагов в конце восьмидесятых. И впер вые разглядели, что под знаме нем идут такие же парни, как мы. Такими они были и тогда, но мы не были такими. Стреляя во мнимого врага, мы убивали человеческое в се бе. Игры, в отличие от расска зов ветеранов, не носили спра- ведлшый характер. Во дворе на «Зарнице» шла борьба за ре зультат любой ценой, до первой крови. А во имя чего?! Считалось, в играх мальчиш ки растут смелыми, храбрыми, закаленными, в будущем гото выми защитить Родину. Конеч но, солдатами не рождаются. Ими, к сожалению, многие ста новятся. Но нашему обществу, как никогда, нужны личности, а не солдаты с рождения. От того, что были введены «Орле нок» и «Зарница», не поднялся дух армии. Пример? Пожалуй ста. В годы войны помог побе дить героизм парней, гордив шихся в детстве отцовской бу деновкой, но не меньше муже ства на фронте и в тылу про являли девушки, игравшие когда-то в куклы... Предвижу упрек в свой ад рес, мол, призываешь растить слюнтяев, маменькиных сыноч ков, пацанов, не умеющих по стоять за себя. Согласен, добро должно быть с кулаками. Но зачем миру, который становит ся добрее, огромные кулачищи? Побеждать зло? Но оно тоже не рождается само по себе. И нередко — в играх. Разгромив противника, ребята вместе с ра достью победы испытывают злорадство. Педагоги, родители, милиция находят причины роста преступ ности во взаимных недоработ ках. Вполне справедливо. Сфор мировавшиеся стереотипы, ко гда-то не подвергнутые с того времени изучению, нередко ка лечат души детей. В играх, как и в жизни, бы ла отдана забвеншо шестая.би блейская заповедь «не убий». А у ^ с т в о , пусть даже пона рошку, откладывало отпечаток на нравственности. Сегодняш ним мальчишкам привили нез доровый интерес к орудиям уничтожения. И не оттого ли бежим к пострадавшим в ава рии не только с желанием по мочь, но и из-за любопытства. Как ни неприятно сознавать, но это так. Сегодаяшняя Моло дежь смотрит с упоением аме риканские боевики. Садизм. Насилие. Снова интерес. Не от того ли патриотические высту пления футбольных фанатов заканчиваются побоищами, что военное и патриотическое вос питание составляет единое це лое? Не потому ли мальчишки, отправляясь в лес, берут ножи, поджигное и прочее оружие? Не волков боятся — людей. Вспомнилось, с какой болью в сердце рассказывала завуч одного из интернатов города о бесчинствах маленького садис та; «Посмотрели фильм «Иди и смотри». Казалось бы душа кровью должна обливаться. Ан, нет. Олег собирал младших де тей и заставлял их петь ноча ми, втыкал острые предметы в перила. Проведешь рукой — вся в крови. У этого парня трудное детство. Отец убил на его глазах мать... Жестокость он узнал раньше, чем справед ливость, милосердие, взаимопо мощь». И завуч не знала, как дальше быть. Согласитесь, ко сти срастаются и швы зажива ют, но душевные раны, как и нервные клетки, если и восста навливаются, то очень трудно. И чтобы не вводить в сердца детей инъекции, нужно с малых лет примером, добрым по ступком воспитать иммунитет злу. Не правда, что от добра добра не ищут. В отношениях взрослых про изошли изменения. Наш преж ний пессимизм сменил опти мизм. Но мирное эхо еще не докатилось до детей. Хочется верить, что на полках, где сто ят танки и хранятся пистоле ты, займут места подарки и письма от друзей из разных стран. Во дворах мальчишки будут учиться выращивать цве ты и летать в космос. Мы ве рим, что так будет, потому что так должно быть. Но когда? У детей нет ни Организации Объединенных Наций, ни Вер ховного Совета, значит, взрос лым пора позаботиться о разо ружении мальчишек, переводе игрушечных предприятий на производство «мирной» про дукции, воспитание детей доб рее себя. Сегодня мы все чаще слы шим слова Достоевского; «Мир спасет красота». А красота — это, прежде всего, хорошая, добрая душа. Ю. КРАСНИКОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz