Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Наша газега уже ие раз писала о претендентах ил учаг тис в областном конкурсе на лучшее подворье Напомним, что конкурс был объявлен обкомом комсомола и облпот- ребкооперацией в апреле этого года. Его условие — реа 1 Н 1 аиин нмра 111 с 1111 »й нролукции чере) 1101 | 11 ‘бкоо 1 | 1 -рацин 1 Победителя конкурса ждет премия в сумме ООО рублей и право на внеочередное приобретение автомобиля «Жигу- В обком комсомола на участие в конкурсе поступили заявки из рапшх мест. Адресом своей командировки мы выбрали Чаллыгинскнй район, где зарегистрированы две конкурсные, карточки участников. ...В Чаплыгинском райкоме комсомола нас ждало разоча­ рование. Оказалось, что ап­ парат райкома большей ча­ стью знаком с условиями кон­ курса... по публикациям «Ле­ нинца» Правда, кто-то из ин­ структоров обнадежил: «Этот вопрос на контроле у первого секретаря Виктора Кокорева». Но, увы, надежды были нап­ расны. В ответ на расспросы Виктор лишь смог показать анкеты участников. Они дати­ рованы последним, возможным для подачи заявлений числом. Потом Кокорев признался, что заявки организованы райко­ мом — удалось провести «вос­ питательную» работу среди комсомольцев. Интересно в этой ситуации и то, что сам Виктор на вопрос, стал бы участвовать в конкурсе, кате­ горично ответил «нет». «Ма­ лое удовольствие — быть партнером заготконторы. Да­ же с видами на «Жигули». Один из участников конкур­ са ~ Игорь Тарасов. С ним мы познакомились на «Двори­ ках» совхоза «Журавинский», он помогал стричь овец. Рабо­ тал красиво, с азартом. Игорю 25 лет, комсомолец, женат, воспитывает шестиме­ сячную дочку. Два года на­ зад он закончил Чаплыгин- ский техникум и теперь ра­ ботает в совхозе зоотехни­ ком. Рассказал, что в его подворье сейчас набирают вес шесть телят, два поросенка, есть и домашняя птица. Но когда попытались пе­ ревести разговор непосредст­ венно на конкурс, Игорь не очень охотно сказал: «Зачем же обо мне писать, в «Жура- винском» — подворье почти у каждой молодой семьи. Все у нас живность держат» Кокорев, участник кашей беседы, согласился: «Действи­ тельно так Директор совхо­ за Полянский заранее дома сельчанам с помещениями для живности строит. Помогает и с молодняком, и с кормами. Только что и держать хозяй­ ство». Тарасов, добавил, что содержал бы живность и «без всяких конкурсов»'. Сам в се­ ле вырос, в родительском до­ ме всегда была корова, до­ машняя птица. Ведь живот­ ные в деревне — не только «для души», но и в помощь семье. Тем более, что на воз­ можность реализации излиш­ ков продукций сегодня грех жаловаться — все условия, чтобы телята стали «золоты­ ми», созданы. По крайней ме­ ре на городском рынке за них можно получить хорошие деньги. Почему Тарасов решил при­ нять участие в конкурсе? На этот вопрос Игорь как-то без особого оптимизма ответил: «Может, машину куплю». Да. Если повезет, первое ме­ сто в конкурсе обернется «Жигулями». Но равноценно ли это «может» реальной раз­ нице расценок — в заготкон­ торе и на рынке? В июне Тарасов сдал в Чап- лыгннскую заготконтору двух бычков на 1.300 рублей. Это первый взнос по годовому обя­ зательству — сдать продукции на 3000 рублей. Чтобы подробнее узнать о связи «участник конкурса — потребкооперация», мы по те­ лефону связались с директо­ ром заготконторы Е. Н. Ке- меновым. Но в ответ услыша­ ли удивленное: «Вы, вероят­ но, ошиблись. Нет у нас мо­ лодых договорников. В основ­ ном — пенсионеры, те, кто уже много лет. сотрудничают с нами. О конкурсе вашем слышал, но таких фамилий в заготконторе не числится». В саму заготконтору мы по­ пали чуть позже. Удалось по­ беседовать с ее экономистом Г. А. Бражниковой — о кон­ курсе и •его участниках. Как экономист Галина Алексеев­ на приняла конкурс скептичес­ ки. Сказала, что вместе с суп­ ругом — кстати, секретарем комсомольской организации од­ ного из совхозов района — решили не участвовать в кон­ курсе, хотя подсобное хозяй­ ство, конечно, имеется. Пото­ му что, по большому счету, такое «участие» невыгодно. Ведь заготконтора, помимо того, что принимает продук­ цию по очень умеренным рас­ ценкам и не берет на себя серьезных обязательств перед сдатчиками, на сегодня лише­ на основы — возможности об­ мена продукции на дефицит­ ный товар. Правда, обмен еще случается, но по одному ви­ ду — на мед. Остальное, мож­ но сказать, сдается себе в убыток. После таких размышлений мы с Галиной Алексеевной весьма долго пытались отыс­ кать договоры, которые заклю­ чили с заготконторой участ-' ники конкурса. Но, увы, те как в землю провалились. Бражникова впервые слышала фамилии от нас и ничем не смогла помочь. После командировки я еще раз задумалась о модели кон­ курса. Как распределяются в нем обязанности партнеров, какую нагрузку несут сторо­ ны. И просто, кому он, этот конкурс, нужен? По логике вещей, заинтере­ сована в конкурсе потребкоо­ перация. Ведь при сегодняш­ ней нашей покупательной спо­ собности продукцию разумнее реализовать на рынке, а не через заготконтору. Конкурс же, а точнее его приз — это альтернатива дефицитному то­ вару заготконторы, на кото­ ром держалась ее былая по­ пулярность. Это омоложение партнерства, а значит — пер­ спектива. Между тем, равнодушие Чаплыгинской заготконторы к молодым участникам конкурса (которых — всего двое на район!) заставляет усомниться в ее заинтересованности. И в данном случае даже позво­ ляет говорить о партнерской непорядочности. Ведь в усло­ виях конкурса — представле­ ние документа-договора, а он в заготконторе потерян уже через месяц после оформле­ ния. И где гарантия, найдет­ ся ли он к моменту подведе­ ния итогов. Не хочется думать, что такое «разбрасывание» парт­ нерами идет от личной фи­ нансовой незаинтересованнос­ ти директора и экономиста заготконторы, оттого, что их зарплата не зависит от числа договорников, от количества сданной ими продукции. Непонятно отношение к кон­ курсу и райкома комсомола. Вроде, к программе «Подво­ рье» должен быть интерес. Но... на сегодня райком комсомола не только не пы'та- ется использовать возмож­ ность практического творчест­ ва, но даже не обладает эле­ ментарной информацией по конкурсному движению. Све­ дениями, за которыми, по ус- . . . »б- ратиться его участники. ловиям конкурса, должны В Теперь о самом соревнова­ нии. Структура конкурса бы­ ла разработана вслед за агро- промовским соревнованием между колхозами и совхозами области. Фактически, комсо­ мольское движение «Подворье» — это «конкурс в :конкурсе». Сравнивая же критерии про­ ведения этих двух соревнова­ ний, приходишь к неутеши­ тельным выводам. Совхоз своим партнерам предоставля­ ет стройматериалы, выделяет на живность норму зернофура­ жа, кормовую свеклу, сочные корма и, главное—обеспечива­ ет молодняком. Участники же комсомольского конкурса — партнеры заготконторы — вкупе со средними: расценка­ ми сдачи не получают ника­ кой помощи. Выходит, что комсомольцы, не!(Завоевавшие призового места (таких бу­ дет больше, чем победителей^, остаются в проигрыше. ^«Зб^ лотой» теленок для них" пре­ вращается в «рога и копыта». Комсомольский конкурс еще только начинается.: И, может, стоит подумать над альтерна­ тивным вариантом ;его прове­ дения. Чтобы не только побе­ дитель был в выигрыше. Т.гЮРЬЕВА. На пассажирском транс­ портном предприятии № 1 г. Липецка, а именно на мар­ шруте № 27, два года назад была создана комсомольско- молодежная бригада. Пока что она еданственная на ав­ тотранспортном предприятии. Два года назад у молодых водителей появилась идея создать комсомольско- мо­ лодежный коллектив. Прики­ нули: больше всего подходит для этого 27-ой маршрут. Здесь много молодежи. По­ говорили и... забыли. Когда дошло до дела, все органи­ зационные заботы свалились на плечи одного человека--- инициатора создания КМК, бывшего секретаря комсо- мольской организации пред­ приятия, сейчас парторга Владимира Пажитных. — Да, только благодаря его энергии и энтузиазму был создан комсомольско- молодежный коллектив, признает групкомсорг КМК Эдуард Рудаков. — Не зря ребята за глаза называют парторга «наш папа». Работа водителей очень специфична. Собраться всем вместе трудно. Поэтому Вла­ димиру пг’ ллось беседо­ вать с каждым членом бу­ дущего комсомольско-моло­ дежного коллектива отдель­ но. Людям в принципе было все равно; в комсомольско- молодежной бригаде рабо­ тать или просто так, само­ му по себе. Зарплата та же, льгот член КМК никаких не имеет. Но и бед от этого молодежный автобус вроде бы тоже никаких не предвиделось. Так, пораз­ мыслив несколько минут, ребята говорили: — Я как все. — А, какая разница, за­ писывай, Володя. И Володя записывал, И еще верил, что бригада не станет формальным, бумаж­ ным КМК, а со временем превратится в коллектив единомьппленников, способ­ ный хотя бы на своем отрез­ ке общего пути всего пред­ приятия решать общие его проблемы. А проблем у го­ родского транспорта, как и во многих других городах, в Липецке множество. Вера пусть одного чело­ века, но такого напористого и настойчивого, увлеченного и одержимого, как нынеш­ ний парторг, способна за­ жечь многих. Со временем у Пажитных появились сто- ронники, помощники: Алек­ сандр Шибин, Владимир За- мышляев, Эдуард Рудаков, Борис Овчинник. На общем собрании брига­ ды Александр Шибин был избран бригадиром, Эдуард Рудаков — групкомсоргом. Работали поначалу как прежде: особенно вперед не рвались — своя психология: от ударников больше требу­ ют, но и в хвосте не пле­ лись — чтобы не ругали. У каждогг, водителя потенци­ альные возможности имелись, но реализовывать их никто не стремился: какой стимул? Вполне объяснимо жела­ ние водителей работать как прежде, без перемен: так проще. Но цель организато­ ров комсомольско-молодеж­ ного коллектива не в какой- то постоянной гонке за вы­ сокими результатами, а в том, чтобы и возможности водителей реализовать пол­ ностью, и труд их облегчить. Путь к этому лежал преж­ де всего через укрепление трудовой дисциплины. — Были разработаны по­ ложения социалистического соревнования; работа на ли­ нии в точном соответствии с графиком. Автобус этого маршрута должен появлять­ ся на остановках с периодич­ ностью в 6—13 минут. Ес­ ли движение будет регуляр­ ным, то и «толкучка» в са­ лоне уменьшится, — гово­ рит бригадир А, Шибин. — А, значит, выиграют от этого и пассазВиры. и мы сами. Второй, не менее важный, критерий соревнования ста­ вил перед ребятами цель: добиться того, чтобы на маршрут выходило как мож­ но больше машин. Тут, ко­ нечно, хорошим помощни­ ком стал водителям хозрас­ чет, при котором и ремонт­ ные службы стараются сде­ лать свое дело быстрее. — Надо было еще сде­ лать так, чтобы победитель соревнования получал в на­ граду за свой труд не только массу словесных по­ хвал. Беседовали с руково­ дителями предприятия. Вне­ сли свое предложение. Нам пошли навстречу: победи­ тель социалистического со­ ревнования объединения те­ перь имеет право на вне­ очередное получение автомо­ биля, — рассказывает Бо­ рис Овчинник. Эдуард Рудаков дополня­ ет: — Этим правом восполь­ зовался победитель соревно­ вания за 1988 год, член КМК В. Замышляев. Результат такой. — Коллектив, который возглавляет Шибин, — один из самых стабильных на нашем предприятии: и по составу, и в работе. На 27-ом маршруте вьппе куль­ тура обслуживания, лучше дисциплина. Сам добираюсь автобусами с эмблемой «КМК» с работы до дома, поэтому отвечаю за свои слова еще и как пассажир, — говорит заместитель ди­ ректора ПАТП-1 по перевоз­ кам А. И. Сапрыкин. ...В прошлом году комсо­ мольско-молодежный кол­ лектив ПАТП-1 признан лучшим в городском сорев­ новании КМК. Эта победа говорит о мно­ гом. В первую очередь о том, что комсомольско-мо­ лодежная бригада не оста­ лась таковой только на бу­ маге. Надежды, которые возлагал на нее в свое вре­ мя Пажитных, начинают се­ бя оправдывать. Печь идет не только, конечно, об успе­ хах производственных. Про- верив себя в райоте, кол­ лектив поверил й то, что ему по плечу и иные зада­ чи. Не только ожиданием лучшего заработка живет человек. Масса всевозмож­ ных проблем сегодня волну­ ет молодежь автопредприя- тия. Не случайно:все три члена КМК, с ноторьши до­ велось встретиться, с жи­ вым интересом рассказывали о неформальной группе, дей­ ствующей в ПАТП-1. В чем-то согласны ребята • с неформалами, в чем-то .нет. Важно другое; : 'активность этой группы — еще один импульс собственной актив­ ности. Становление, рост КМК незамеченным не остался у молодежи предприятия. — На семнадцатом марш­ руте ребята выступили с предложением брганизовать комсомольско - молодежный экипаж, правда, в него" вой­ дут не 54 (как на маршруте у Шибина), а лишь три че­ ловека, — говорит Овчин­ ник. — Но ведь не в коли­ честве дело, — добавляет он. С этим трудно не согла- ситься. О. МАСЛИКОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz