Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

14 Ц ЛЕНИНЕЦ 1 июля 1989 г. I В 1 | Я МшШ 99 Я СНОВА В ЛИПЕЦКЕ!^^ На пресс-конференции с народной артисткой РСФСР Аллой Борисовной Пугачевой, которая состоялась перед одним из концер­ тов, присутствовали журналисты областных газет и радиовещания. Сегодня мы представляв м читателям о'гчет с этой встречи. — Когда вы начинали, кто для вас был образцом нсиолннтельского искусства, и вообще, кто ваши авто­ ритеты в музыке? — Я ведь не собиралась петь, поэтому мне даже труд­ но сказать. У нас просто до­ ма пластинки были: Шуль- женко, Бернес, Утесов — весь тот набор, который был в моде в ту пору. Мои роди­ тели очень любили петь и танцевать, и вообще компа­ нейские были люди, всегда у нас было много народу. Мне нравилось, • как поет Шульженко,- она научила меня даже в ничтожной пе­ сенке находить какую-то глубину. Потом, когда я в 18 лет выступала в Запад­ ной Сибири, получила запис­ ку от одной уважаемой жен­ щины. (Я тогда пела такие песни, что сама рыдала, и в зале тоже, потому что была под влиянием Шульженко). Она написала короткую запи­ ску, которую я до сих пор храню: «Дорогая девочка, ты безусловно талантлива. Но зачем тебе трагедии тридцатилетних? Тебе во­ семнадцать, ликуй и верши. А остальное ты успеешь». Меня это круто переверну­ ло, Я поняла; что действи­ тельно, я напоминаю малень­ кую старушку. Тогда я прак­ тически перестала петь. Од­ нажды я увидела в то же время какую-то пленку ста­ рую, документальные кадры, певицу, про которую очень мало говорят, — Джозефина Бекер, Мне кажется, что она первая, которая дала ' мне импульс. Мне Клавдия Ивановна как-то сказала: «Я никогда, бы не стала так любима, ес­ ли бы не война. Но, деточка моя, не дай бог тебе таких экстремальных ситуаций, чтобы любовь к тебе про­ явилась». Представляете, какие страшные слова? Нам нужны экстремальные ситуации, чтобы понять, кто же нам нужен. Вероятно, нужен был заетоЁ- даш чтебы по­ явилась я. Потому что лю­ дям не хватало такого про­ явления свободы и незави­ симости. Может быть, они смотрели на меня и думали: вот, давай, Алла, если мы не можем, так хоть ты да­ вай. И об этом говорила Клавдия Ивановна, которую ругали в п>т5: и прах везде. Она мне показывала статьи про нее. Боже мой! И вуль­ гарная тоже, и пошлая тоже, н легкомысленная, и всякая... А вы знаете, когда боль наступила для всей страны, так не о войне пели, а о люб­ ви — о доме, о ласке — о тепле. Поэтому я впрямую не смогу вам сейчас сказать, но хорошо, что это не война, но ведь тяжелые времена, чего там говорить? — Алла Борисовна, лип­ чане вас считают своей. По­ чему же так долог был путь в Липецк и какие воспоми­ нания сохранились у вас о нем? — Надо сказать, что это было начало моего тво,рчес- кого пути, поэтому все, что происходило в Липецке — и репетиции, и концерты по области от Липецкой филар­ монии и по другим городам — это все мне запомнилось. Вот накануне отъезда в Липецк, я была в москов­ ском ГАИ, и начальник ГАИ спросил: «Куда вы едете?» Я говорю: «Еду сейчас в Ли­ пецк». Он мне; «Вы знаете, я там служил в армии, и пре­ красно помню, как в Зеле­ ном театре вы выступали. Даже песню помню, какую пели». Для меня это было удиви­ тельно. Значит, наверное, я очень старалась. Это все-та­ ки были первые дни, И по­ том для меня Липецк не был тогда какой-то провинцией или периферией. Для меня он всегда был центром. Липчанам я благодарна, потому что Липецк меня тог­ да приютил, поверил в меня. У меня в трудовой книжке только и есть двё благодар­ ности — от Липецкой филар­ монии. — Алла Борисовна, а пом­ ните ли вы кого-нибудь из старых липецких знакомых? — Конечно, помню. На первом концерте я увидела Галю Маркелову. Сейчас она работает администратором в филармонии. И знаете, когда мы с ней начали вспоминать, я подумала, что я не смог­ ла бы все это вынести те­ перь. Это все можно вынес- ти только в молодости... По Архангельской области путешествовали, выступая в леспромхозах. Холод, го­ лод. Если яйца были в мага­ зине, то прекрасно. И вдруг в этом голодном, холодном краю стоит магазин с япон­ скими Товарами, я никогда не забуду. Представляете, стоит магазин, по-моему «Кооператор» он назывался. Лес продают, и японцы в об­ мен дают товары. Я стою, смотрю, из Москвы приеха- -ла и знаю, что там этого нет А денег-то не было. -«Как это у вас тут такое?» «Да у нас никто не покупает, все ватники спрашивают. Для чего нам белье прислали в кружевах, да кто его оденет тут?» Я никогда не ■забуду этого. Спали прямо за кулиса­ ми. Это невозможно было вынести сейчас, но это, на­ верное, было необходимо. — Мы следим за вашей . творческой биографией н пе­ реживаем за вас, знаем, с чем вам приходится сталвк- , ваться. Где вы берете силы, как противостоите этому? — Что я могу сказать? Во-первых, раз уж избран .такой путь, надо запастись . некоторыми «вещами», котЪ- , рые к творчеству не имеют никакого отношения. Лично я запасаюсь «растоптанной» обувью. Это тоже образ, хо­ тя впрямую это действи­ тельно так. Ведь если «вка- льшать», то не до красивой обуви. Надо, чтоб удобной была. И чувство юмора необ­ ходимо. Книжечку одну со­ ветую почитать, про Бернар­ да Шоу. И воспоминания' Константина Коровина, Ког­ да плохо, берешь эту кнй- жечку, прочтешь его воспо: минания о Шаляпине, о Вру­ беле, и думаешь: если им было тяжело, то тебе ещё легко. Отцу моему много пере­ живаний выпало на долю. У него нё было одного глаза, но он никогда не носил по­ вязку. Обладал таким удиви­ тельным чувством юмора, ко­ торое, конечно, иногда пе­ рерастало в трагедию, но на людях он был всегда подтя­ нут, бодр, весел. Вот это все и дает мне силы. И потом я знаю, что вся жизнь — по­ лосатая, И еще у меня на амулете' написано; «Все про­ ходит». .— Вами пройден долгий путь. Может быть, вы мо­ жете вывести формулу ус­ пеха по Алле Пугачевой? — Не МОГ 5 ?. Я утром встаю и задаю себе вопрос; за что это мне и как это случилось? Вечером ложусь спать — ничего не могу понять. Вы­ вести формулу успеха — все равно чТо вывести формулу бессмертия. Вероятно, это какое-то удивительное соче­ тание фортуны, случая, уче­ бы и труда н чего-то еще — совпадения по времени. По­ пасть в одну амплитуду с на-^ родом своими мыслями, сво­ им состоянием души. И, мо­ жет быть, еще степень нуж­ ности. Какая я певица? Сей­ час, в сорок лет, я могу ска­ зать, что не была для лю­ дей певицей. Я была челове­ ком, о ‘котором говорили: «Вот, Алла поет», И звания -мне сами давали, даже когда у меня их не было, кто как: и просто народная артистка, и народная артистка Крем­ ля. Наверное, из этого что-то складывается. Но это осо­ бый случай не столько по­ пулярности, сколько взаим­ ной любви. Популярность — это другое. Пощ'лярными бывают на один день, на один год, на десять лет. Но чтобы вот такое — бывает очень редко. К этому состо­ янию я никогда не привык­ ну. — .Мы сейчас живем в то время, когда люди очень ос­ тро ощущают дефицит празд­ ника, дефицит любви. Нас­ колько вам в вашем положе­ нии, когда вас окруящет многомиллионная любовь, знакомо такое состояние ду­ ши? — Голодный человек — злой. Нищий духом — злой. Не значит, конечно, что бо­ гатый всегда добрый. Когда ты духовно обогащен, когда у тебя все есть, ты можешь от этого отказаться или от­ дать. Но когда тебе негде взять, нечего дать людям, то остается только что-то брать, требовать. Этот период очень жесткий. Мы охвачены за ­ вистью и злобой. Я такого не видела ни в одной стра­ не. Везде, где есть шанс' раз­ богатеть, — купить дом, за­ вести семью, открыть фер­ му, — начиная с пяти мо­ нет, но у тебя есть такой шанс, ты не будешь завидо­ вать другому. И потом, когда массы из­ лучают из себя чувство зави­ сти, злобы, опустошенности, проклятия — за что я так живу, почему, — мне кажет­ ся, что это и на природу действует. О каком дефиците празд­ ника мы говорим? Сейчас есть дефицит любви, береж­ ности. Любовь тогда-появля­ ется, когда мы умеем жалеть кого-то, ■у русских прежде всего была ■шалость. Потом это назвали милосердием. Я очень остро чувствую дефицит жалости, любви в людях, ведь уже двадцать лет пою. У меня были пери­ оды, когда я видела публи­ ку разную, свою же, совет­ скую. Видела, когда она приходила действительно как на праздник — я заплатил СВОЙ полтинник-рубль, — и буду веселиться. И видела ее уставшей, затурканной и все- равно идущей на концерт, не знающей, как хлопать, озабоченной. Раскачать ее было очень трудно. Сейчас я вижу людей с чертой ка­ кого-то анархизма. Пока они будут думать, что демокра­ тия — это полнеШпая абсо­ лютная свобода, пока будут., путать свободу с анархией, ничего путного не выйдет. Надо пошшать народ для того, чтобы этот народ не стал толпой. — Алла Борисовна, не смущает ли вас здесь, на стадионе в Липецке, .огром­ ное присутствие милиции, когда, кажется, что и зрите­ ли, я артисты арестованы? — Это совершенно меня не смущает. Меня смущает, когда толпа прорывается на стадион и сносит все. И я попадала в такие ситуации, когда можно бьшо остаться без волос и избитой ^ это тоже проявление любви. В толпе чудом я однажды спа­ сла свою дочку, которую прижали к машине. Поэтому милиция — просто вынуж­ денная мера, ■у нее еще ма­ ло прав. Мы должны соблю­ дать законы, ведь многие еще не понимают, что такЬе абсолютная свобода. Поэто­ му я заранее прошу мили­ цию, чтобы она смотрела, чтобы не было таких очагов волнений, которые перерас­ тают затем в Нагорный Ка­ рабах. Наши права надо охра­ нять. И милиция как раз этим и занимается. Она {вя­ зана охранять наши права, мое право не быть избитой, скомканной. — А теперь вер>немся к вашей творческой работе, в частности, к Театру песни. Театр песни сейчас находит­ ся в стадии становления,.. — Да нет его просто еще* Он только на бумаге. — А какие проблемы су­ ществуют? — А нет проблем ника­ ких. Проблема только одна — - денежка. Мы начали все с нуля. Мы — не коопера­ тив, а хозрасчетная государ­ ственная организация при Союзе театральных деяте­ лей. Но я называю наш те­ атр фабрикой песни. Работа у -нас идет по цехам; есть административный цех, ба­ летный, пошивочный. Мы сейчас занимаемся тем, что ищем, во-первых, людей, с которыми надо идти дальше. .Потому что, есл^г не будет единомышленников в новых производственных отношени­ ях и материальных (как вы заметили, люди несколько меняются в таких отношени­ ях), то дальше просто де­ лать нечего. Мы зарабатываем деньги на строительство театра на Колхозной площади в Моск­ ве, которая позже будет на­ зываться Театральной. И вот тогда можно будет говорить о Театре песни.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz