Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 ф ЛЕНИНЕЦ 17 июня 1989 г. # ЖИВАЯ ВОДА # Роднив. Д . '1Я ИсН. л о 1 - .1 0КО 1 Та. 1 () СНН01111>[0М ЧН С 'Ю ТЫ . Чистой ьоды. Чистой души. Родники .что истоки малых и вс.тикнх рек и люйки ь чс ч.тс отчей. Ведь Родина и родник п одио.ч. 1 и‘ра. 1 рм вно сня;занно 1 Н смыелонои ряду. И посему сегодня, когда и духовность, и природа матушка находятся в иредкриансном состоянии, ааооча о чистых истоках обретает особый с.мысл. ...Первого секретаря Гря- .зинского горкома ВЛКСМ Владимира Попова застать не .сдалось. Как объяснили мне девушки из сектора учета, с восьми утра уехал «на род. ники». Но томиться в ожи дании в тиши и прохладе ка бинета не пришлось. Выру чил Андрей Меркулов, вто рой секретарь. Сам энтузи аст заботы о родниках, сей -, час он — комиссар районных военно-патриотических сбо. ров, проводимых под Ярлу- ково, и , на мое счастье, за ехал в горком порешать «свои» оргвопросы. Костяк инициативной труп, пы по осуществлению акции «Живи, родник» составили ребята из аппарата горкома. При поддержке и помощи гор исполкома и ГК КПСС, ком сомольской организации же лезнодорожного узла, «пер вичен» на местах появляют ся все новые и новые «род никовые» точки на карте района. Родники на террито рии совхоза «Красный гор. няк», в селе Каменное, по берегам рек Самовчик и Вай- гора — далеко не полный пе речень «голубых сосудов» земли к расчистке и благо устройству которых прило жены руки молодых. — А, может, вместо того, чтобы рассказывать, луч ше проедемся по родникам, — прерывает Андрей пове ствование, —^глядишь, и «первого» нашего отыщем. Он ведь родниковый «глав, спец», везде обязательно сам участвует. Километрах в двадцати от Грязей на берегах речки Вайгоры стоят два. села — Кузовка и Синявка. Переез жаем мост, еще немного по трассе, и «Ява» (личный и «служебный» транспорт Ан дрея Меркулова) сворачива. ёт на проселок, ведущий ми мо садов совхоза «Грязинс- кий» к Кузовскому лесу. Пос ле городской пылищи и ДУ ХОТЫ тишина и прохлада это. го небольшого островка ле са. настоенная на терпко- Двойка по пове> только дубня!^, ну прямо — подарок. , Ч^^ть повыше расположен ного в ложбине родника сру. блей навес со- столиками и скамейками .т— отдыхай, пу- тщ 1 к 1 Вниз ведут вырублен- ньхе ступеньки, обочь кото рых немудреные дере вянные перильца. А вот и родник, заклю ченный в новенький сруб, чуть-не до края полный во ды, которая вытекает по керамическим трубам в близ кое болотце, заросшее гро. мадными ольхами. Сюда, на благоустройство родника, ком сомольцы выезжали неодно кратно, Третьего июня, ког да в области проходил эко. логический субботник, они вместе с исполкомовцами, мо лодыми железнодорожника ми и работниками совхоза «Грязинский» вернули ма ленькое чудо природы к но. вой и, хочется верить, дол гой. жизни. Вода. Когда я пробовал её, й |и з этого родника, и из найденных и расчищенных по берегам Вайгоры. еще и еще раз убеждался: она живая. Нет, я не мистик, просто ох как далеко нашей, водопро водной, даже пропущенной через разрекламированные фильтры «Рощшк» до нее. Именно живая, плоть от пло ти земли нашей, роднящая с ней. Наверное, в этом свойст ве живой родниковой воды и заключайся неодолимая тяга к ней человека. Позже, когда встретились с «первым», Владимиром Поповым, он рассказал, что на сегодня в районе разведа- ' но более тридцати родников. Дел много, но без заботы ни один не останется. И, судя по тому, с какой ненапуск ной заинтересованностью .го ворил об этом Владимир, уверенность станет конкрет ными делами. Родина. Родник. ’ Пусть у них будет более счастли вое будущее. А. ШАЛЬНБВ. статью перед появлени ем в печати директор школы просил предварительно пока зать ему. Из нашей беседы у него складывалось_ мнение, что публикация может быть необъективной. И потом, жур налисты плохо знают все пери петии педагогики. Но жизнь ежедневно стал кивает всех нас с такими си туациями, что нелегко порой «подогнать» их под теорию. Помню, моя одноклассница, мечтавшая поступить в педа гогический, отсылая туда свою контрольную, «решала» не мыслимо трудную «задачу». А на первый взгляд, надо было разобраться в рядовом случае: один мальчик разбил в школе окно, другой пошел в учительскую и соо&цил об этом. Суть вопроса состояла в том: кого надо наказать — первого мальчика или второ го? До истечения срока отправ ки контрольной в нашем клас се разгорелась такая дискус сия, что, казалось, каждый из нас понял: кто есть кто. Одни советовали «наказать» обоих, другие — того, кто наябедни чал. И лишь один мальчишка, который, конечно же, ни в ка кие вузы не собирался посту пать по причине очень посред- ст®енной успеваемости, изрек единственную фразу: «А стоит ли вообще наказывать?» «Контрольная», которую предложили редакции родите ли восьмиклассницы Тани Иль и ч е й , требовала незамедли- телюого ответа. Родная шко ла своеобразно наказала Та ню: в свидетельстве о восьми- легнем образовании у нее бу дет «красоваться» двойка. По поведению. Нет, на учете в ин спекции по делам несовершен- нолетаих Таня не состоит. Как .считают родители вось- миклассшщы, двойка — итог «нового времени — гласности: Таня проявила самостоятель ность в своих суждениях, что не особо пришлось по душе администрации школы». Такого же мнения и бывший классный руководитель вось мого класса Римма Ивановна Иванова. Быв 1 р 1 й потому, что за два месяца до окончания учебного года учительница отстранена от классного ру ководства. Римма Ивановна^ первый человек, с кем я встре тилась в школе. Как и на пед совете, она вновь высказала свою позицию: «Эго похоже на месть». Иначе, как могло получить ся, что активистке, старосте класса за год псютавили двой ку, тем более, по поведению? Тем более, Римма Ивановна убеждена:, что Таня ^— по на туре своей лидер. Вспомнила ситуацию, когда в школьной столовой был приготовлен яв но невкусный обед. Первой из-за стола вышла Таня, в итоге без обеда остался весь класс — ребята последовали за ней. V Почти пять лет Римма Ива новна была классным руко водителем нынешних выпуск ников. И теперь, когда ей вы ражен «вотум недоверия»; по нятна ее обида и на директо ра, и на администрацию шко лы. Как-то в ^>чительской она не поздоровалась с директо ром и завучем. Точно также поступили восьмиклассшши. «Меня тогда упрекнули, — го ворит Римма Ивановна, — как я себя веду, так и мой класс». Да, ребята, если Ч 5 ’вствуют фальшивую интонацию, бас туют. Так вот получилось: у ребят Тан 5 — авторитет. Админист рация школы считает её лиде ром негативным. Римма Ива новна была свидетелем разго вора в учительской, когда за вуч возмущенно напоминала члену учкома- Свете Абушае- вой: «Сказано было — не при нимать Ильичеву в комсомол». По мнению Риммы Ивановны, верно ответила Света; «Ком сомол — организация наша, а . не учителей». Много различных эпизодов из жизни своего класса вспом нила Римма Ивановна. В кур се всего оставалась она и в последние два месяца. Навер ное. не только потому, что приходила в клаа: вести рус ский язык и литературу. Она даже знала о том, что на од ном из открытых уроков Та ня грызла семечюи. Римма Ивановна считает, что это то же был протест. Наверное, из-за того, что классным руководителем вось миклассников стал директор школы. Владимир Иванович Шумов, директор школы с небольшим стажем. Он, разумеется, на педсовете голосовал за двой ку. «Почему?»'— усмехнулся. На уроке Ильичева, например, на его глазах демонстратавно отдала свой листок с задача ми сильному ученику, чтобы тот решил зй контрольную. Именно из-за Ильичевой одна учительница выгнуждена была, уйти из школы, прочитав гу ляющую по классу оскорби тельную записку. Да, Влади мир Иванович знает ее содер жание:' «Что .тебе от этой со вы надо?» написала Ильичева своей однокласснице. — Мы решили поставить ей двойку, потому что я не ве- р ^ что хам не будет хамом в дальнейшей жизни, — счи тает Владимир Иванович. ~ Ильичева собирается учиться на продавца. И мне уже сей час трудно представить, как ^8 она станет обслуживаТ(| 5 и нас с вами, работая в мдаУине. Еще двоим учащимся из восьмого класса педсов^ по ставил по поведению неудов летворительные оценки: сы ну Риммы Ивановны («он и Ильичева — две копии» слова директора) и Юре Мель нику («тот тихий, никогда не нахамит, но ничего не дела ет»), . — Поведение — действие или бездействие? — пришлось спросить директора. — И то, и другое, — отве тили Как мне сообщили в област ном управлении народного об разования, существуют нормы оценок за поведение учащих ся. Неудовлетворительно по поведению ставят за плохую учебу (?), за пропуски, хули ганские действия, когда уча щиеся пренебретают общепри- . нятыми школьными правила ми. В какой-то мере к Тане Ильичевой это относится. Ну действительно, кого не выве дет из себя внд школьницы, грызущей на уроках семечки? Но директор признает, что у Ильичевой много хороших •качеств. Просто ее перехвали ла Римма Ивановна. Только она виновата, что Ильичева «высоко ценит себя». А вина администрации в том, что Римма Ивановна своевремен но не была отстранена от классного руководства. «Она,—очень кстати сообщил директор, — аттестована ус ловно. И, может быть, послед ний год работает в школе. Ее даже разбирала конфликтная комиссия». Директор зачитал характе ристику, написанную Римме Ивановне рукой завуча шко лы. Хотела было в блокнот переписать слово в слово, но Владимир Иванович запротес товал: «Эго пока лишь черно вик». Написан, правда. без единой помарки. Римма Ива новна, оказывается, халатно относится к школьной доку ментации, (не всегда заполня ет дневники ребят). На ее уро ках литературы ученики посто янно пользуются первоисточ никами. Возможно, директор шжи- мал, что его доводы казались мне неубедительными. И тог да он начал «атаку» на. весь восьмой класс, который «не управляем», для «укрощения восьмиклассников пришлось приглашать и родительский комитет, и исполком сельско го Совета. У них нет другого авторитета, кроме Риммы Ива новны. А она смотрит -на сво их восьмиклассников елепова- тонголубыми глазами». Фразы директора записала дословно, потому и беру их в ению КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ кавычки: «Вот десятиклассни ки все хорошо пойдут по жиз ни, чего не могу сказать о восьмом классе, с которым мы не знали, куда деваться». Да,, к сожалению, он дейст вительно говорил так. И, ка жется, даже рад тому обстоя тельству, что из двадцати трех восьмиклассников в девятый собираются только трое. Но если педагоги не знают, «куда деваться» с учениками, только ли непокорность ребят тому виной? Ведь двойка — уничтожающая, унижакицая оценка — своего рода буме ранг. Какого балла в этом случае заслуживают педагоги, если ученики уходят такими из школы? Проще всего, не подвергая сомнению свою пе дагогику, поставить самую плохую оценку. Причем, ди ректор, кажется, не подозре вает, что расписался в педа гогическом бессилии. За то время, когда он сов мещал свои о(^занности с классным руководством, он не смог, как дател, «расста вить все точки над «и». Прав да, в классе улучшилась дис- цншлина, стало меньше пропу сков, но класс не пошел на оценку самих себя». Контакта у класса и нового классного руководителя не по лучилось. Впрочем, Владимир Иванович сам понзнался, (мо жет, оговорился?), что не кон такт хотел -установить с ребя тами разобраться с ними. Но даже если бы новый ислассный руководитель и хо тел пойти на контакт, сомне ваюсь, что «мосты» были бы соединены. Слишком уж на готове у педагога уничтожаю щие ребят характеристики: «хам», «негативный лидер», «потеряла чувство меры», «поивыкли только брать», «высоко себя ценит». И еще. мне думается, коль директор призывает на помощь роди тельский комитет, исполком, чтобы урезонить учеников, н при этом благодарно вздыхает: «если б не они...», то «такти ческая сторона» его педагоги-- ки не может не вызывать сом нения, А, собственно, что произо шло? В чем .все-таки состоит конфликт .педсовета и класса? Могу предложить читателю свою версию случившемуся в Сенцовской школе. Поскольку, по словам директора, Римма Ивановна в следующем году уже «е будет работать в шко ле, то для этого нужны и дру гие аргументы, кроме «услов но аттестована». Именно ими, возможно, и станут двойки по поведению таким же, как и Римма Ивановна, ее неуправ ляемым ученикам; Тане Ильи чевой, Саше Иванову, сыну Риммы Иваношы. Конечно, Таня Ильичева за двойку переживает. Это толь ко вначале, когда пришла к ним домой, едва ли не с по рога она показала своим, яко бы, независимым видом, что - все это — «семечки», стоит ли расстраиваться? Переживает не только потому, что в ме таллургический техникум, куда хотела поступать, ее уже не примут. Обидно, что двойкой перечеркнута ее общественная работа. Обидно, ведь она всег гда считала себя лидером,. Этакая самонадеянность? Но свое поведение оценила йа тройку. Посредственный ли дер? Нет, признает себя лиде ром, в общепринятом смысле этого слова. — Какая я? -г- переспраши вает.—. Хм..., — задумывает ся, молчит. — Вот сейчас сн- ж>»^ и думаю: «Контактна. Все гда за правоту. Класс .уважа ет». ' — Дим, что во мне положи тельного? — обращается за помощью к своему домашнему гостю. Видно, что с мальчиш ками она зап)юсто находит об-' щий язык. Дима сказал, что было немало случаев, когда Таня проявляла себя «солид но». Солидный — несолидный (человек ли, ситуация) — именно такова раскладка и у Тани всего, что ее окружает. Она и характер свой начала «раскладывать по полочкам», как на уроках литературы, ко гда об образе героя говорят-— либо он положительный, либо отрицательный. И р себе са мой рассказ начала прежде - всего с перечисления положи тельных качеств. И только потом говорила о негативном —- «вспыльчива»... Но ведь она — ребенок. Ре бенок, невольно попавший в жесткие правила взрослых игр. И педсовет, и директор, кажется, забыли, что «войну» они объжили ребенку. Не Ильичевой, Как постоянно офи циально упоминал ее директор школы, а обыкновенной де вочке Тане, желавшей быть лидером, в какой-то момент вышедшей на «рекорд» и, увы, сошедшей с «трассы». Уб^деяа , не только из-за ее вспыльчивого характера. И поскольку редакция тоже за объективность, как . и ди ректор школы, а статья им предварительно не была про читана, то хотелось бы пред ложить своего рода контроль ный вариант задания всем, кто знает педагогику И мечта ет ею заниматься в будущем: какой оценки заслуживает пе дагогический совет, ставящий ученице двойку по поведению за независимое поведение? О. ТЕПЛОВА. #
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz