Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

10 июня 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ЗВЕНИ, ГИТАРНАЯ СТРУНА! Четвертый областной фести­ валь самодеятельной песни, который прошел в конце мая в жнвописмом месте недалеко от станции Патриаршая, соб­ рал более трехсот любителей атото жанра. Палаточный го­ родок, раскинувшийся на опу­ шке леса, принимал гостей из •Ельца, Данкова, Липецка, Во­ ронежа, Тамбова, Ярослав.чя, Ко.чсомольска-на-Амуре, Л^оск- 8Ы , Пензы и друт их городов. Представительство, как види­ те, было солидное. В стк-тав жюри вошли в ос­ новном члены клуба самодея­ тельной песни «Палитра» До­ ма культуры «Строитель», а «редседательа-твовал Сергей Коновалов из Волгограда. Сергей — лауреат двух Гру- о шинских фестивалей, который проходит в Куйбышеве и яв ляегся самым престижным среди любителей самодеятель­ ной песни. После прослушивания были названы финалисты, и' вече­ ром состоя.гся большой кон­ церт, в котором приняли уча­ стие двенадцать соискателей главных призов и вне конкур­ са выступили самодеятельные исполнители из «Палитры» и квартет из Волгограда, кото­ рым руководит Сергей Коно­ валов. Если раньше на подобных . фестивалях победители опре­ делялись среди исполнителей у. и авторовисполнителей о т ­ дельно, то на нынешнем жю- * ри решили объединить участ- • ников в одну группу. у После выступления были названы три лауреата: Ит орь ^ Софроное из Ельца, который представил на суд зрителей песни собственною сочинения; Сергей Соколов из Липецка и Андрей Ягодин ит Курска. Девять учястинков заключи­ тельного концерта стали дип­ ломантами. В заключение стоит отме­ тить, что организаторами фе­ стиваля- стали обком ВЛКСМ, клуб «Палитра». Определен- н'ую материальную помощь оказал Фонд молодежной ини­ циативы Советского РК 8ЛКС.М. В. КУЛИК. Фото автора. ВЕРНУТЬСЯ, ЧТОБЫ «Новое — хорошо забы­ тое старое» — эта истина, которой, кадалось бы, от ча­ стоты 5 гпотребления давно пора перейти в разряд на­ бивших оскомину догм, не устаревает. Наше сложное время многократно подтвер­ ждало ее справедливость. И попытка введения в народ- хюе хозяйство кооперации, и создание совместных пред­ приятий, и борьба с псевдо- секретностью в деятельно­ сти ведомств, и осознание места каждой национально­ сти в семье народов — по сути возврат к провозгла­ шенным на заре народной власти принципам. Не иск­ лючение и концепция разви­ тия современной шксхпы; практически все основные ее положения можно без тру­ да отыскать в десятитомни­ ке работ Н. К. Крупской. Педагогическому наследию выдающегося революционе- _д )а и ученого был посвящён «круглый стол» в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Многое, если не все, пред­ видела эта мудрая женщи­ на. размышлявшая «о чело­ веческом факторе» и его влиянии на успех послере­ волюционного развития об­ щества. Но ее до по­ следнего врёмейи были не- ~ доступны студентам и учите­ лям. теоретикам и исследо­ вателям педагогики. В наше сознание с детства норовили впечатать образ доброй ба­ бушки. которая была «вер- ■ным другом и соратником» «дедушки» Ленина, В этом качестве, сдобренном изряд­ ной порцией суеальности, Крупскую почти что кано­ низировали. Самостоятельного же уча­ стия в революционной, пар­ тийной работе, культурно- просветительской и научной деятельности как -бы не бы­ ло. Да что там — ей, похо­ же, отказали даже в праве на самостоятельное мышле­ ние, низведя до роли домаш­ него секретаря, только и способного, что записать чу­ жие мысли. Впрочем^ если бы она ограничилась только этим, и тогда мы вспомина­ ли бы ее имя с бесконечной благодарностыр. Но ведь , не ограничилась! Зачем, из ка ­ ких побуждений положил иод спуд «кремлевский го­ рец» ее труды? По злопа­ мятству не сумев простить, что его заставили извинить­ ся перед ней за грубость? Ревниво полагая, что у не­ го, претендовавшего быть первым во всем, живым оп­ ровержением встает на пути такая вдова? Наверное, и то, и это. Но — главное — педагогическая система Кру­ пской предполагала воспита­ ние человека мыслящего, творческого. «Новые » педагогические размышления и изыскания привели к тому, что из ор- гайизма живого, развиваю­ щегося школа превратилась в застывшее Нечто. Доста­ точно сказать, что 72,6 про­ цента учителей, опрошен­ ных в ходе социологическо­ го исследования перед их прошлогодним съездом, оце­ нили общее состояние сов­ ременной школы так — «на- . ходится в глубоком кризисе и требует коренной перест­ ройки». 47,7 процента назва­ ли в числе основных при­ чин, приведших к столь не­ утешительному итогу, «бю­ рократическую систему уп­ равления образованием»; 45,6 процента — «оторшан- ность школьных программ от жизни, отсутствие хоро­ ших учебников». Такое «наследство» полу­ чили мы от прошедших лет, такие преграды придется преодолевать. Неоценимым помощником в этрй сложной работе станет педагогическое наследие Н. К. Крупской; мысли, высказанные более полувека назад, необычай­ но актуальны и для сегод­ няшнего дня, отмечали в сво­ ем выступлении член-кор­ респондент ДН СССР Р . Г. Яновский и другие, собрав­ шиеся за «круглым столом». Приходим к выводу о не­ обходимости создать кон­ цепцию непрерывного само­ стоятельного образования. Откройте третий том педа­ гогических сочинений Н. К. Крупской: «Научить ребят самостоятельно работать со­ вершенно необходимо. Са­ мая прекрасная школа дает лишь сравнительно неболь­ шой объем знаний. А меж­ ду тем современная жизнь требует уймы общих и спе­ циальных знаний. Прогресс техники, прогресс науки..., требуют умения самостоя­ тельно работать над приоб­ ретением знаний». Эту мысль подчеркнул в своем выступ­ лении за «круглым столом» проректор ДОН при ЦК КПСС профессор И. И. Ан­ тонович. Мы теперь понимаем, как много «собственных Плато­ нов и быстрых разумов Нев- тонов» недосчитываемся от­ того, что подавляющая часть учительства в ущерб подго­ товке школьника к роли кри­ тически мыслящего, беру­ щего на себя ответственность человека, сосредоточивала (и, увы, сосредоточивает) внимание на воспитании дисциплинированности, не- рассушдающей исполнитель­ ности* безусловного подчи­ нения старшему.' «Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, высшей и сред­ ней школы была одна об­ щая цель; воспитание все­ сторонне развитых людей, с сознательными и организо­ ванными общественными инстинктами, имеющих цель­ ное, продуманное мировоз­ зрение, ясно понимающих все то, что происходит вок­ руг них в природе и общест­ венной жизни; людей, под­ готовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания красивую и ра­ достную общественную жизнь. Такие люди необхо­ димы социалистическому обществу, без,них социализм не может осуш.ествиться полностью». Этот завет-пре­ достережение Надежда Кон­ стантиновна написала еще в 1918 году. Подобные примеры. с обильнь 1 м цитированием, мо­ жно приводить бесконечно: ее по праву назьтают тео­ ретиком политехнического образования, организации и развитию которого Крупская посвятила свыше ста специ­ альных работ; неоднократ­ но высказывалась она о. ро­ ли и значении изучения рус­ ского языка в средней шко­ ле; наконец, именно с этим замечательным человеком связано зарождение пионер­ ского движения в СССР. У нас есть медаль и пре­ мии Н. К. Крупской, _кото­ рыми награждают за 'заслу­ ги в обучении и воспитании подрастающего поколения, за лучшие науштые труды в области педагогики. Нс думается, самой достойной памятью выдающегося уче* него и революционера бу­ дет негромкое, непарадное и деловое ежедневное обраще­ ние к ее педагогическому наследию, изучение и ос­ мысление его, введение ос­ новополагающих принципов теоретических рассуждений Н. К. Крупской в практику школьной жизни, а семина­ ры и «круглые столы», по­ добные тому, что прошел в Академии общественных на-^ ук, стан.ут неотъемлемой частью профессиональной деятельности тех. кто берет на себя ответственность вы­ растить поколение, способ­ ное «осуществить социа­ лизм полностью». (Корр. ТАСС).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz