Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
10 июня 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ЗВЕНИ, ГИТАРНАЯ СТРУНА! Четвертый областной фести валь самодеятельной песни, который прошел в конце мая в жнвописмом месте недалеко от станции Патриаршая, соб рал более трехсот любителей атото жанра. Палаточный го родок, раскинувшийся на опу шке леса, принимал гостей из •Ельца, Данкова, Липецка, Во ронежа, Тамбова, Ярослав.чя, Ко.чсомольска-на-Амуре, Л^оск- 8Ы , Пензы и друт их городов. Представительство, как види те, было солидное. В стк-тав жюри вошли в ос новном члены клуба самодея тельной песни «Палитра» До ма культуры «Строитель», а «редседательа-твовал Сергей Коновалов из Волгограда. Сергей — лауреат двух Гру- о шинских фестивалей, который проходит в Куйбышеве и яв ляегся самым престижным среди любителей самодеятель ной песни. После прослушивания были названы финалисты, и' вече ром состоя.гся большой кон церт, в котором приняли уча стие двенадцать соискателей главных призов и вне конкур са выступили самодеятельные исполнители из «Палитры» и квартет из Волгограда, кото рым руководит Сергей Коно валов. Если раньше на подобных . фестивалях победители опре делялись среди исполнителей у. и авторовисполнителей о т дельно, то на нынешнем жю- * ри решили объединить участ- • ников в одну группу. у После выступления были названы три лауреата: Ит орь ^ Софроное из Ельца, который представил на суд зрителей песни собственною сочинения; Сергей Соколов из Липецка и Андрей Ягодин ит Курска. Девять учястинков заключи тельного концерта стали дип ломантами. В заключение стоит отме тить, что организаторами фе стиваля- стали обком ВЛКСМ, клуб «Палитра». Определен- н'ую материальную помощь оказал Фонд молодежной ини циативы Советского РК 8ЛКС.М. В. КУЛИК. Фото автора. ВЕРНУТЬСЯ, ЧТОБЫ «Новое — хорошо забы тое старое» — эта истина, которой, кадалось бы, от ча стоты 5 гпотребления давно пора перейти в разряд на бивших оскомину догм, не устаревает. Наше сложное время многократно подтвер ждало ее справедливость. И попытка введения в народ- хюе хозяйство кооперации, и создание совместных пред приятий, и борьба с псевдо- секретностью в деятельно сти ведомств, и осознание места каждой национально сти в семье народов — по сути возврат к провозгла шенным на заре народной власти принципам. Не иск лючение и концепция разви тия современной шксхпы; практически все основные ее положения можно без тру да отыскать в десятитомни ке работ Н. К. Крупской. Педагогическому наследию выдающегося революционе- _д )а и ученого был посвящён «круглый стол» в Академии общественных наук при ЦК КПСС. Многое, если не все, пред видела эта мудрая женщи на. размышлявшая «о чело веческом факторе» и его влиянии на успех послере волюционного развития об щества. Но ее до по следнего врёмейи были не- ~ доступны студентам и учите лям. теоретикам и исследо вателям педагогики. В наше сознание с детства норовили впечатать образ доброй ба бушки. которая была «вер- ■ным другом и соратником» «дедушки» Ленина, В этом качестве, сдобренном изряд ной порцией суеальности, Крупскую почти что кано низировали. Самостоятельного же уча стия в революционной, пар тийной работе, культурно- просветительской и научной деятельности как -бы не бы ло. Да что там — ей, похо же, отказали даже в праве на самостоятельное мышле ние, низведя до роли домаш него секретаря, только и способного, что записать чу жие мысли. Впрочем^ если бы она ограничилась только этим, и тогда мы вспомина ли бы ее имя с бесконечной благодарностыр. Но ведь , не ограничилась! Зачем, из ка ких побуждений положил иод спуд «кремлевский го рец» ее труды? По злопа мятству не сумев простить, что его заставили извинить ся перед ней за грубость? Ревниво полагая, что у не го, претендовавшего быть первым во всем, живым оп ровержением встает на пути такая вдова? Наверное, и то, и это. Но — главное — педагогическая система Кру пской предполагала воспита ние человека мыслящего, творческого. «Новые » педагогические размышления и изыскания привели к тому, что из ор- гайизма живого, развиваю щегося школа превратилась в застывшее Нечто. Доста точно сказать, что 72,6 про цента учителей, опрошен ных в ходе социологическо го исследования перед их прошлогодним съездом, оце нили общее состояние сов ременной школы так — «на- . ходится в глубоком кризисе и требует коренной перест ройки». 47,7 процента назва ли в числе основных при чин, приведших к столь не утешительному итогу, «бю рократическую систему уп равления образованием»; 45,6 процента — «оторшан- ность школьных программ от жизни, отсутствие хоро ших учебников». Такое «наследство» полу чили мы от прошедших лет, такие преграды придется преодолевать. Неоценимым помощником в этрй сложной работе станет педагогическое наследие Н. К. Крупской; мысли, высказанные более полувека назад, необычай но актуальны и для сегод няшнего дня, отмечали в сво ем выступлении член-кор респондент ДН СССР Р . Г. Яновский и другие, собрав шиеся за «круглым столом». Приходим к выводу о не обходимости создать кон цепцию непрерывного само стоятельного образования. Откройте третий том педа гогических сочинений Н. К. Крупской: «Научить ребят самостоятельно работать со вершенно необходимо. Са мая прекрасная школа дает лишь сравнительно неболь шой объем знаний. А меж ду тем современная жизнь требует уймы общих и спе циальных знаний. Прогресс техники, прогресс науки..., требуют умения самостоя тельно работать над приоб ретением знаний». Эту мысль подчеркнул в своем выступ лении за «круглым столом» проректор ДОН при ЦК КПСС профессор И. И. Ан тонович. Мы теперь понимаем, как много «собственных Плато нов и быстрых разумов Нев- тонов» недосчитываемся от того, что подавляющая часть учительства в ущерб подго товке школьника к роли кри тически мыслящего, беру щего на себя ответственность человека, сосредоточивала (и, увы, сосредоточивает) внимание на воспитании дисциплинированности, не- рассушдающей исполнитель ности* безусловного подчи нения старшему.' «Население заинтересовано в том, чтобы у начальной, высшей и сред ней школы была одна об щая цель; воспитание все сторонне развитых людей, с сознательными и организо ванными общественными инстинктами, имеющих цель ное, продуманное мировоз зрение, ясно понимающих все то, что происходит вок руг них в природе и общест венной жизни; людей, под готовленных в теории и на практике ко всякого рода труду, как физическому, так и умственному, умеющих строить разумную, полную содержания красивую и ра достную общественную жизнь. Такие люди необхо димы социалистическому обществу, без,них социализм не может осуш.ествиться полностью». Этот завет-пре достережение Надежда Кон стантиновна написала еще в 1918 году. Подобные примеры. с обильнь 1 м цитированием, мо жно приводить бесконечно: ее по праву назьтают тео ретиком политехнического образования, организации и развитию которого Крупская посвятила свыше ста специ альных работ; неоднократ но высказывалась она о. ро ли и значении изучения рус ского языка в средней шко ле; наконец, именно с этим замечательным человеком связано зарождение пионер ского движения в СССР. У нас есть медаль и пре мии Н. К. Крупской, _кото рыми награждают за 'заслу ги в обучении и воспитании подрастающего поколения, за лучшие науштые труды в области педагогики. Нс думается, самой достойной памятью выдающегося уче* него и революционера бу дет негромкое, непарадное и деловое ежедневное обраще ние к ее педагогическому наследию, изучение и ос мысление его, введение ос новополагающих принципов теоретических рассуждений Н. К. Крупской в практику школьной жизни, а семина ры и «круглые столы», по добные тому, что прошел в Академии общественных на-^ ук, стан.ут неотъемлемой частью профессиональной деятельности тех. кто берет на себя ответственность вы растить поколение, способ ное «осуществить социа лизм полностью». (Корр. ТАСС).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz