Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ • 3 10 июня 1989 г. БЕДНЫЕ РОДСТВЕННИКИ Бесспорна истина: от моло­ дого поколения зависит буду­ щее нашей страны. В связи с этим на крупнейших партий­ ных форумах последнего вре­ мени _ XXVII съезде и XIX партконференции — еще раз как архиважная была постав­ лена задача коренного улуч­ шения подготовки педагоги­ ческих кадров. Учитель, от­ мечалось в . их материалах, должен стать одной из клю­ чевых фиг)гр перестройки. Но пока, увы, не везде де­ ла обстоят благополучно. Сту­ денты и преподаватели стал­ киваются с массой проблем от учебных до бытовых. Не­ которые из них, думаю, про­ иллюстрирует наша недавняя поездка в город Усмань. А повод был таков — в обком ^ ВЛКСМ обратились родители учащи.хся педучилища с прюсь- бой помочь в решении вопро­ сов с'общежитием, с условия­ ми проживания ребят в нем. ,..Здание Усманского пед­ училища в глаза не бросает­ ся, возможно, благодаря ок­ раске уныло-серого тона. Раньше, еще до революции, .здесь было реальное училище, архитектура старого здания довольно интересна — когдг: приглядишься повнимательнее. Внутри — тишина. Может, занятия идут? — Да .нет, — объясняет нам завуч училища Лариса Фе­ доровна Алтухова. — Просто сегодня все учащиеся отправ­ лены для прополки свеклы в подшефный , колхоз. Лариса Федоровна обрисо­ вала нам положение, в кото­ ром учатся и живут будущие педагоги, , На сегодняшний день в мчилище —■ 1150 уча­ щихся. Естественно, для старого небольшого здания:— слишком много. Приходится искать хоть какие-то выходы. Сейчас занятия проходят в две смены, еще освободилось зда­ ние бывшей школы № 1, да и в общежитии проводятся уроки музыки. Ну хорошо, пока размеща­ ются кое-как. А, может быть, проще было бы сократить прием? Да, как объяснила Л. Ф. Алтухова, в следующем году будет принято в училище па . .130 человек меньше — 1020. Значительно же снизить план, доводимый училшцу об­ ластным управлением народ­ ного образования, нельзя — школа, в особенности сель­ ская, очень нуждается в учи­ телях, причем такой дефицит­ ной профессии, как дошколь­ ное и начальное обучение. На сегодняшний день прак­ тически все четверокурсники чала августа «рабочая сила» .потребуется на уборке уро- — Учебный план от таких «труддесантов»* очень страда­ ет, — Лариса Ф>едоровна огор- чецно вздыхает, — вот и в нынешнем году занятия. по в.место^того чтобы тчнться. сами учат, _го. есть работают учителями в сельских шко­ лах. Положение не из легких. Ведь (й подобная «практика»] на мой взгляд, здесь оказыва­ ет «медвежью услугу») очень малое количество выпускников едет по распределению: на­ пуганы условиями (точнее , их отсутствием) работы в шко- лах-мало! 4 ррках.,. Впрочем, о са.мих школах —^ разговор особый. А что же еще приходится делать, так сказать, на трудовом фронте учащимся? * Пере­ чень этот, оказывается, весь­ ма солиден. Здесь и. работа на кирпичном 'заводе, п на строи­ тельстве одного из новых жилых домов города, и в Ку­ ликовском лесничестве. Про­ полка свеклы в двух колхо­ зах: «Маяк коммунизма» и «Прогресс» в общей сумме — 200 гектаров. А уже с ня- В 1 Ч-И циднмг . сти ', цапауп.-я т раньше 10 октября... ■Да. районные власти тр.удо- вой потенциал учащихся ис­ пользуют основательно. А как насчет помощи самому учили­ щу? Вот с этим-то как раз не густо. .Ма.по того, педучили­ щу сегодня грозит новый кри­ зис. Всё дело в том, что зда­ ние бывшей средней школы № 1, которое решением об­ ластного управления народно­ го образования должно перей­ ти к педучилищу, • «прнгляйу- лось» райкому партии для других нужд Возникла мысль: а не организовать ли в Усма- нн медицинское училище? Вот ему и место в первой школе! Вот тебе и «как аукнется.;.» Общежитие училища ~ старое, тоже дореволюцион­ ное здание. Живут в нем 130 человек — больше некуда по­ мещать. Остальная, подавля­ ющая масса учащихся вы­ нуждена искать пристанища на частных квартирах, где порой по двое на коечку, да еще по 25 рубликов «с носа». — У нас здесь живут, — рассказала первокурсница Ал­ ла Батищева,—^восновном те [)ебята, которые н:< мнотодет; пы.ч 11,14 .ма.юойееи. чег.ныч 1 Ч- .мси. Н.у а как Жипется — посмотрите сами... Комнаты заселены * «густо»: по шесть-семь коек. Уют, со­ ответственно, весьма относи­ тельный. К тому же есть про­ ходные комнаты, где, чтобы отделить их друг от друга, ис­ пользуются занавески или фа­ нерные щиты. В комнатах нет ни одной электрической розет­ ки — запретили пожарные. И ветхость здания дает о себе знать. Например, окоп­ ные рамы настолько прогнили, что сделалось невозможным вглмыть окна — развалятся. Когда разговаривали с де- ■ вушками, «всплыла» и еще од­ на, довольно неприятная, про­ блема; «женихов». В педучили­ ще идут, не открою Америки, преимущественно девушки, а значит, и в общежитии они — в большинстве. И вот этому- то «большинству» приходится. по сути дела, каждый вечер выдерживать осаду настойчи­ вых «ухажеров», всеми пу­ тями пытающихся проникнуть «в гости». И сторожа, и ко­ мендант общежития Валентина Константиновна Елисеева, и даже сам директор училища Виктор Иванович Шишкин . вынуждены устраивать ночное патрулирование. — Я уж вот какой способ изобрела, .— невесело ‘ смеет­ ся В. К. • Елисеева, — мажу нижние оконные ра!^ы соли­ долом, Боятся испачкаться., меньше лезут... А буквально напротив — что бы вы думали? — ни боль­ ше, ни меньше, как Усманский райотдел милиции. Оплот, так сказать, правопорядка... Конечно, есть в общежитии и изменения к лучшему, на­ чавшиеся с приходом-В. И. Шишкина на должность ди­ ректора училища. Снята проб­ лема отопления. Небольшая, но оборудована кухня. Устро­ ены душевые комнаты, есть горячая вода. Но говорить о том, чтобы жить здесь в свое удовольствие, не приходится. Не достать краски приятных тонов, нет средств на ремонт. — Я шла в педучилище с радостью, — сказала в конце разговора Алла Батищева. —- У нас в селе очень уважают учителей, и мне с раннего дет­ ства хотелось быть на них похожей. А сейчас, после года учебы, настроение не такое радужное, как раньше. Вижу, йак и к училищу, и к нам, учащимся, относятся... . Увы, пока еще не так-то просто уяснить себе, ^что не валовым приемом, не прину- дите.гу)Ным распределением можно-решить проблему сель­ ского учительства. Нельзя брать, не Давая ничего вза­ мен. И без 'Дружеского учас­ тия районных властей, да и областного управления народ­ ного образования, без помощи (и, прежде всего, материаль­ ной) так и "будет текучесть хю.чодых педкадров «приметой нынешнего дня»... Кончить хочется немного повеселее; как мне рассказали в училище]' есть уже решение облуно о начале строитель­ ства в 1990 году общежития для Усманского педучи.чища на 1000 мест. Будем ждать. А. ШАЛЬНЕВ- Пожалуй, если не главной, то уж одной Из главных при­ мет вступления лета в свои права стал день отъезда в пионерские лагеря. Утром к .месту сбора начинают сте­ каться взволнованные. даже .не.много погрустневшие папы и мамы, ведущие за руку сво­ их единственных и неповтори­ мых — мальчишек и девчонок. Конечно, взгрустнется — шут­ ка ли сказать, на целый ме­ сяц разлука, целый месяц де­ ти будут под присмотром не­ знакомых людей. А «незнако-мые люди» вожатые, и сами волнуются не меньше. Бедь о том, каков будет их первый в жизни от­ ряд, как сложится смена — неизвестно. Пока — только, табличка в руке, по номеру которой родители и дети их «узнают»... Пионерская, практика, имен­ но она, является первым стро­ гим экзаменом на проверку «профпригодности». Зачастую от /того, как пройдет она. за­ висит и конечный, после окон­ чания вуза или училища, вы­ бор: куда податься? В школу Работа пионервожатого это радость. Радость,- что трудное дело тебе все-таки по п.теч)‘. Радость взаимного до- ПОРА РАДОСТНЫХ ИСПЫТАНИЙ верни и дружбы с ребятами. И все же пионервожатской работе пока-уделяется недоста­ точно внимания. Хорошо, койея- но, что есть традиционные во жатские сборы (в нынешнем году они проводились на ба ,.зе пионерских лагерей, распо­ ложенных за Соколом),-Очень помогает созданная в ЛГПИ кафедра теории и методики воспитательной работы под руководство.м С. А. Шмакова. В Лнпедком пединституте на ряде факультетов читается и полугодичный вожатскнй спец­ курс. Многим студентам хотелось бы И на лагерных сборах по­ бывать- второй, и третий раз. но пока это невозможно. А ведь каждые новые сборы - хорошая школа для вожатых.. Проблемы требуют решения, и, хочется верить, будут ре­ шены. Тогда и будет вожат- ское лето для каждого студен­ та только радостным испыта­ нием. ...Отряды разместились по автобусам. В салонах — весе­ лый ребячий ГО.МОН. .Мамы, па­ пы, бабушки н дедушки, стар— Пожалуйста, будьте пов­ шие братья и сестры дают понимательнее -к дочке. Она у следние напутствия через авнас такая домашняя — ску­ тобусные стекла, и — к вожа- чать будет... ' ты.м; — Мы на вас очень надеем­ — Вы уж там смотрите за ся... •моим... Колонна* автобусов трогает- ся. Дан старт пионерскому ле- ^ А. БОР1ГСОВ. На снимках: отъезд ребят в пионерский лагерь «Прометей». Фото В. Кулика и К. Соседова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz