Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
из Л Е Н И Н Е Ц 3 июня 1989 г. ... „ПАПА в ДОМЕ, КОНЕЧНО, ГЛАВНЫЙ..“ Нет, совсем не случайно... видимо, конференция отцо.в в липецкой ,средней школе № 65 была приурочена по чти к концу учебного года. Школа эта новая, лишь про шлым сентябрем зазвенели здесь веселые ребячьи голо са. А стало быть, наряду с учебой, с обживанием в но* вых стенах начиналась и шла нелегкая работа по формиро. ванию учительского коллек тива, по сплочению ребят и, конечно, складывался коллек, тив родителей, происходило взаимное узнавание, налажи. вание контактов. И очень от радно отметить, что в шко ле солидным аккордом про звучало такое уже не но вое. но весьма полезное ме роприятие, как конференция отцов. А то, что произошло это перед самым началом, длительных школьны.х кани кул, вселяет надежду, что папы учтут те замечания, ко; торые прозвучали в их ад рес, найдут летом, когда . н ребята свободны, и пора от пусков наступает, побольше, времени,.'чтобы узнать своих детей, увидеть собственное «я», наконец, отраженное в сыне или дочери.. Готовясь к конференции, в школе провели очень объе мную аналитическую работу. Практически в каждом клас се’ школьники заполнили ан кеты, написали сочинение «Мой папа» и «Самый доро гой человек»,. Вот к этим ребячьим бесхитростным, рас суждениям и хочется сегод ня обратиться,, Два. вопроса в анкете фор мировались примерно оди наково: «Чем занимается па. па вечером?», «Чем занима ется мама вечером?». Ну, чем вечером занята мама, ребята перечислять не уста вали; готовит стирает, зани мается младшим братишкой, ходит в м_агазин, шьет, уби рает, вяжет и так без кон ца. О папе сообщали чаще всего в двух словах: читает газету и смотрит телевизор Конечно, это вряд ли ко го сегодня удивит или взвол нует. Образ современного мужчины-мужа хорошо зна ком каждой семейной женщи •не, она с ним свыклась, I редко какая считает это ано малией Печально? Бесспор но. Но как быть? Может встрепенутся мужчины , уви дев себя глазами собствен ных детей? Предлагаем те немногие вариации, кото рые ПРИСУТСТВУЮТ .в школь ных сочинениях; «Папа не Отрывается от футбола» «Спит, . если напьется» «Спит и читает V телевйзо ра», «клюет носом», «спит и громко храпит», «пьет мо .токо с булочкой и читает» Конечно, есть папы, кото рые помогают по вечерам маме по хозяйству. Честь и слава им на фоне лежа щих на диване. Но почему помогают? Ведь помощь- это когда один Человек не справляется и тогда часть его работы делает другой. Стало быть, основной тяг ловой силой даже в таких семьях остаются мамы, то есть представительницы сла бого пола, сильный же пол только периодически снисхо дит до тягот домашних дел, видима, косда главная сила уже на пределе. ■Вывод де лать не хочется — настоль ко он явен. А вот сказать о другом — необходимо. Как же не изобретательны, оказывает ся, наши семьи, если вечер нее время отдают л тн ь те леШ130р>- и дивану Эта при .мигивность проведения до суга переходит по наследст ву: не ценят свободного вре- .мени родители - тут же подрастают нёу:\1еющие себя занять, ниче.м полезным д е т . А дальше—больше: появляет- ’ ся мысль о серости, никчём-. ности жизни (в редакцион ной почте масса писем от 13—17-летни.х, которые не могут найти себя, не видят смысла в существовании). Или большинство родителей считают, что.'главное .—дать ■жизнь ребенку, а учить его радоваться этой жизни, на ходить в ней смысл, необя зательно? . Пассивность порождает пассивность. II вот хоро ший родитель, которого сын любит, ува.жает, о чем и пи шет в анкете, .может здесь же прочитать, что свободное время его ребенок предпочи тает проводить с собакой, с телевизором, с книгами, с маленькой сестренкой, с дру зьями. с бабушкой, но никак не с главой семьи, на которо го тем не .менее сын мечтает -быть похожим. Парадокс? Да нет же, папа скорее все го и есть тот «самый хоро ший человек на свете», ка ким предстает в глазах •' сы на. Просто мальчик не зна ет, что с, ним вместе можно не только -жить под одной крышей, но еще и поиграУгь в -футбол, .сходить в кино, помочь маме, съездить в гости. Все это он делает со своими сверстниками, не по дозревая, что и папа мог бы стать, ему партнером в игре, собеседником в споре, спутником в театре. Они живут параллельно. А мама? Она хоть и глав ный производитель домаш них работ, но и главный со ветчик ребят, как показала' анкета. С нещ-чаще делают '.уроки, ходят в кино О ней написаны самые теплые стро ки в детских сочинениях (то- лько трое назвали самым дорогим человеком папу, двое — бабушку, остальные —маму). «Когда лежишь в больни-. це, никто, кроме мамы, не принесет такую вкусную пе редачу, Никто, кроме папы, не сможет заменить -маму. Когда ты был маленьким, она пела тебе колыбельную песню, ведь если бы тебе эту песню пел папа, то ты, наверное, не уснул бы». «Мама — это полжизнн, и без ней нельзя прожить». «Если мама уезжает в командировку, папа ходит угрюмый и молчаливый». «Мама у нас добрая, кра сивая, хотя ей уже 35 лет». «Моя мама болела, а ког да поправилась, я была та- кая счастливая, что чуть не сломала .себе руку». «Мама даже разрешила завести нам собаку». Однако, не стоит кривить душой, опуская те места в сочинениях и анкетах, где дети пишут, за-что они лю бят своего папу, какой он, их отец, каким бы они хо тели его видеть. Только сначала .несколько слов вот о чем: ребята, как выяснилось, в своем боль шинстве не могут объяснить, за что они любят своих родителей, В лучшем слу чае пишут, «за то, что они меня хорошо воспитывают», «за все хорошее», «родите'- ли все же». Мам чаще лю- . бят за доброту и ласку, пап — за строгость и справед ливость (оказываетвя, в их г.тазах нисколько не снижа ется понятие с11раведлпвос- ти по отношению к тем -са мым сильным ,^'I^•жчянам,. ко торые смотрят телевизор во время того, как ма.ада трудит ся на кухне. Опять деваль вация сознания? Врожден ная. так сказать. В'едь ребе нок не видел никогда, что может быть иначе. . А теперь по контрасту о тех папах, на которых, уве рена, стоит посмотреть с завистью, настолько автори тетны они в глазах детей; «Мой папа на следующий день после землетрясения поехал в Армению». «Мой п а п а ~~ симый луч ший в городе» «Мой папа очень любит работать и без дела никог да не сидит», «Мой папа любит хорошо делать людям. Говорят, что у него золотое сердце», «Мой папа добрый, он разрешает сверлить, стро гать, но йотом заставляет убирать». К сожалению, очень мало таких вот ребячьих откро вений, в которых виден отец-труженик, да к тому же еще сумевший и ребен ку привить уважение к тру ду, А ведь дети готовы лю бить отцов за труд дома и на работе; «Я хочу пойти по стопам моего отца (он шофер), хо тя мама не разрешает» «Мне особенно нравится, когда мы все вместе варим обед». «Когда у мое!го папы вы ходной, то у меня настрое ние веселей и душа радует ся .Он очень часто сам сти рает, готовит еду. Между прочим, у него это лучше получается, чем у мамы. Са мый дорогой человек —это папа». «Мой папа работает тех ником на аэродроме Вез этой профессии не обойтись, потому что если техники не проверят самолеты, то са молеты разобьются, а само леты дорого стоят. Летом я езжу йа аэродром и там лазаю по самолетам. Мне это очень нравится». «Я у папы был много раз на работе. Мы ходили с ним по заводу, заходили в цеха. Меня папа учит всег да говорить правду, не дру жить с плохими людьми». Папин пример, как видим, очень желанен. Стало быть, роль отца как воспитателя переоценить невозможно. -Но вот с такой ли охотой поль зуются отцы этим волшеб ным и очень простым сред ством воспитания? Например, только один мальчик напи сал, чтр вместе с папой по купает маме цветы. Во ^^ногиx анкетах показа но, что папа любит спорт, но, как выяснилось, в большин стве случаев —- по телевизо ру. Стало быть, и примером в физической культ.уре он стать не мог. Кстати, конфе ренция отцов проходала в тот день, когда по телевизо ру шел интересный футболь ный матч. Итог — в школу пришло менее сотни пап. Ин терес к спорту (теоретичес кий) перевесил интерес к проблемам собственных' де тей. А вот горькие строки. Са ми дети, может, еще и не осознают всю печаль их, но факты их волнуют, не дают отмалчиваться. «Я яе очень люблю своего отца. В кино с ним вообще не хожу. У него много нехо роших привычек. Часто цри- ходит пьяный. Он очекь лю бит свою работу. Лучший монтажник в бригаде. Вос питанием занимается плохо. кЦждькй вечер лежит на ди ване, хотя есть дела по до му. Он очень нервный, гру- бый». «Маму {люблю за все хоро шее и плохое. Папу — нет». «Папу не люблю, а люб лю брата». «Мне хочется, чтобы мой папа никогда не ругался с мамой н чтобы он долго {про жил свою жизнь. Мне не нравится, что мой папа курит. Он Кее хочет бросить, но 'ни как не может». «Папа ежедневно ш»ет». «Папа помогает мне делать уроки, но ,мне не нравится, что он не помогает мнме я не отдает ей нею получку». «Папа е нами не живет, но мы видимся каждый день. Он очень добрый, всегда ко мне относится хорошо» «Мама Каждый День еле приходит с работы. Папы нет». «Мне це нравится, что папа приходит с работы усталый. Он от 0 ТОГО {почему-то ста новится злой». «Папу я не люблю». «Мне Не хочется, чтобы оН курил н пил. Охота, чтобы он купил собачку |и поскорее начал разводить пчел». «Мой папа работаем на «Росинке». Мне не нравится эта работа, потому что он там проигрывает деньги. Он в свободное время пьет пи во Я хочу, чтобы мой папа подарил тине электронов часы и луноход за 6 рублен». Видите, даже с пьющими папами дети связывают ка кие-то надежды. Они готовы многое простить отцам, лишь бы чувствовать любовь и за боту взрослого, сильного, род ного человека. Всегда ли оп- равдьшаются детские мечты? Увы, ответ известен. А о ка ком воспитании со стороны таких отцов может идти речь, если даже лучшие, слу жащие примером, с такой ролью частенько не справля ются. (Звидетельство тому —- сис тема наказаний и запретов, вопрос о которых тоже сто ял в анкете. Как выяснилось, родители чаще всего не бы вает единодушны в воспи тательных мерах такого по- рядкд^, а папы и вовсе неред ко остаются в стороне. Ска жем, получил ребенок двой ку. Реакция родителей? «Пала не смотрит на оцен ки». «Заставляют переписывать, папа бьет, а мама рутайг». «Мама жалеет, а папа ру гает». «Папа немного поругает И приводит в пример себя». «Папа кришиг, пака берет ся за ремень». «Мама дросит исправить, расстраивается. Папе не и»: ворит. Пава, если узнает, бьет»! Кстати, очень в непригляд ном положении предстают многае родители, если су дить по ним со слов ,ребят, отвечающих на вопрос, как папа и мама реагируют на двойки. Тут прямым текстом вдет и нелюбовь к школе, и невосприятие родительских .методов воспитания, и горечь унижения, и собственное бес силие перед взрослыми. «Лупят, ругают». «Читают морали, не пус кают {цулять». «Скрываю двойки». «Заставляют зубрить тот предмет». «Читают» «басни». «Не разговаривают .весь ве чер». «Мучают {уроками». «Мама говорит, если при несешь двойку, |не приходи домой». «Готовы съесть живьем». ' «Читают лекцию рли дают подзатыльник». «Обижают или ругают». «Нацазыцают ремепшом 5-й точке». «1—5 класс наказывали, теперь ничего не делают, только иногда ругают». Вот и приплыли. Вырос сы нок, наверное, с , ремнем теперь к нему не подсту питься, стало быть, исправ лять двойки теперь уже не чем. Такой итог -! наверняка ждет больщинстао тех роди телей, что уповают на силу, как на критерий истины. По ка не поздно, им бы поучить ся у другой категории роди телей. Вот что сказано о них: «Посоветуют, как лучше исправить двойку». «Мне объясняют, что я не поняла в школе». «Реагируют молча и груст но». ) «Сочувствуют моей беде». «Огорчаются», «Знают, что я исправлю». У таких родителей хватает такта и ума не усугублять положение, но помочь ребен ку, позаниматься с ним. Не которые папы и мамы бе,р5'-т в союзники юмор, «молодец», говорят своим -двоечникам, «давай дальше». И тут, мо жет, еще сильнее желание появляется не украшать дневник такими оценками, не пшориться. А после ремня? Злость, жалость к себе, страх. Не случайно ведь многие де ти просто скрывают плохие оценки. Ведь если скажешь — изобьют... Такие действия родителей порой наводят на йысль: а может таким образом папам проще отгораживаться от собственного, чада? Побил, посадил за уроки, целый ве чер не разговаривает—ну це простор ли собствешюму прия-Ш'ому досугу?... И все-таки закончить раз говор о папах хочется на оп. ■тимистической ноте. Жизнь течет, все изменяется, мо жет, хоть сегодняшние маль- чшики, когда станут ршцами, увидят в сочинениях своих будущих сьшовей только доб рые слова. Например, такие, как эти: «Мама и папа — самые дорогие (ЛЮДИ. Я их люблю больше всяких сладостей». «У зненя есть хороший па па. Работа у него немного страшная, {но он ничего 1 яе боится». «Мой папа ■— простой че ловек, за это я • его очень люблю». «Мой папа очень | любит природа- и меня учит ее шо- бить. Я пану люблю и {хочу, чтобы юн |Яикогда не болел». Т. ГОРЯЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz