Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

из Л Е Н И Н Е Ц 3 июня 1989 г. ... „ПАПА в ДОМЕ, КОНЕЧНО, ГЛАВНЫЙ..“ Нет, совсем не случайно... видимо, конференция отцо.в в липецкой ,средней школе № 65 была приурочена по чти к концу учебного года. Школа эта новая, лишь про­ шлым сентябрем зазвенели здесь веселые ребячьи голо са. А стало быть, наряду с учебой, с обживанием в но* вых стенах начиналась и шла нелегкая работа по формиро. ванию учительского коллек­ тива, по сплочению ребят и, конечно, складывался коллек, тив родителей, происходило взаимное узнавание, налажи. вание контактов. И очень от­ радно отметить, что в шко ле солидным аккордом про­ звучало такое уже не но­ вое. но весьма полезное ме­ роприятие, как конференция отцов. А то, что произошло это перед самым началом, длительных школьны.х кани­ кул, вселяет надежду, что папы учтут те замечания, ко; торые прозвучали в их ад­ рес, найдут летом, когда . н ребята свободны, и пора от­ пусков наступает, побольше, времени,.'чтобы узнать своих детей, увидеть собственное «я», наконец, отраженное в сыне или дочери.. Готовясь к конференции, в школе провели очень объе­ мную аналитическую работу. Практически в каждом клас­ се’ школьники заполнили ан­ кеты, написали сочинение «Мой папа» и «Самый доро­ гой человек»,. Вот к этим ребячьим бесхитростным, рас­ суждениям и хочется сегод­ ня обратиться,, Два. вопроса в анкете фор­ мировались примерно оди­ наково: «Чем занимается па. па вечером?», «Чем занима­ ется мама вечером?». Ну, чем вечером занята мама, ребята перечислять не уста­ вали; готовит стирает, зани­ мается младшим братишкой, ходит в м_агазин, шьет, уби­ рает, вяжет и так без кон­ ца. О папе сообщали чаще всего в двух словах: читает газету и смотрит телевизор Конечно, это вряд ли ко го сегодня удивит или взвол нует. Образ современного мужчины-мужа хорошо зна ком каждой семейной женщи •не, она с ним свыклась, I редко какая считает это ано малией Печально? Бесспор но. Но как быть? Может встрепенутся мужчины , уви дев себя глазами собствен ных детей? Предлагаем те немногие вариации, кото рые ПРИСУТСТВУЮТ .в школь ных сочинениях; «Папа не Отрывается от футбола» «Спит, . если напьется» «Спит и читает V телевйзо ра», «клюет носом», «спит и громко храпит», «пьет мо .токо с булочкой и читает» Конечно, есть папы, кото рые помогают по вечерам маме по хозяйству. Честь и слава им на фоне лежа щих на диване. Но почему помогают? Ведь помощь- это когда один Человек не справляется и тогда часть его работы делает другой. Стало быть, основной тяг­ ловой силой даже в таких семьях остаются мамы, то есть представительницы сла­ бого пола, сильный же пол только периодически снисхо­ дит до тягот домашних дел, видима, косда главная сила уже на пределе. ■Вывод де­ лать не хочется — настоль­ ко он явен. А вот сказать о другом — необходимо. Как же не­ изобретательны, оказывает­ ся, наши семьи, если вечер­ нее время отдают л тн ь те леШ130р>- и дивану Эта при .мигивность проведения до­ суга переходит по наследст­ ву: не ценят свободного вре- .мени родители - тут же подрастают нёу:\1еющие себя занять, ниче.м полезным д е т . А дальше—больше: появляет- ’ ся мысль о серости, никчём-. ности жизни (в редакцион­ ной почте масса писем от 13—17-летни.х, которые не могут найти себя, не видят смысла в существовании). Или большинство родителей считают, что.'главное .—дать ■жизнь ребенку, а учить его радоваться этой жизни, на­ ходить в ней смысл, необя­ зательно? . Пассивность порождает пассивность. II вот хоро­ ший родитель, которого сын любит, ува.жает, о чем и пи­ шет в анкете, .может здесь же прочитать, что свободное время его ребенок предпочи­ тает проводить с собакой, с телевизором, с книгами, с маленькой сестренкой, с дру­ зьями. с бабушкой, но никак не с главой семьи, на которо­ го тем не .менее сын мечтает -быть похожим. Парадокс? Да нет же, папа скорее все­ го и есть тот «самый хоро­ ший человек на свете», ка­ ким предстает в глазах •' сы­ на. Просто мальчик не зна­ ет, что с, ним вместе можно не только -жить под одной крышей, но еще и поиграУгь в -футбол, .сходить в кино, помочь маме, съездить в гости. Все это он делает со своими сверстниками, не по­ дозревая, что и папа мог бы стать, ему партнером в игре, собеседником в споре, спутником в театре. Они живут параллельно. А мама? Она хоть и глав­ ный производитель домаш­ них работ, но и главный со­ ветчик ребят, как показала' анкета. С нещ-чаще делают '.уроки, ходят в кино О ней написаны самые теплые стро ­ ки в детских сочинениях (то- лько трое назвали самым дорогим человеком папу, двое — бабушку, остальные —маму). «Когда лежишь в больни-. це, никто, кроме мамы, не принесет такую вкусную пе­ редачу, Никто, кроме папы, не сможет заменить -маму. Когда ты был маленьким, она пела тебе колыбельную песню, ведь если бы тебе эту песню пел папа, то ты, наверное, не уснул бы». «Мама — это полжизнн, и без ней нельзя прожить». «Если мама уезжает в командировку, папа ходит угрюмый и молчаливый». «Мама у нас добрая, кра­ сивая, хотя ей уже 35 лет». «Моя мама болела, а ког­ да поправилась, я была та- кая счастливая, что чуть не сломала .себе руку». «Мама даже разрешила завести нам собаку». Однако, не стоит кривить душой, опуская те места в сочинениях и анкетах, где дети пишут, за-что они лю­ бят своего папу, какой он, их отец, каким бы они хо­ тели его видеть. Только сначала .несколько слов вот о чем: ребята, как выяснилось, в своем боль­ шинстве не могут объяснить, за что они любят своих родителей, В лучшем слу­ чае пишут, «за то, что они меня хорошо воспитывают», «за все хорошее», «родите'- ли все же». Мам чаще лю- . бят за доброту и ласку, пап — за строгость и справед­ ливость (оказываетвя, в их г.тазах нисколько не снижа­ ется понятие с11раведлпвос- ти по отношению к тем -са­ мым сильным ,^'I^•жчянам,. ко­ торые смотрят телевизор во время того, как ма.ада трудит­ ся на кухне. Опять деваль­ вация сознания? Врожден­ ная. так сказать. В'едь ребе­ нок не видел никогда, что может быть иначе. . А теперь по контрасту о тех папах, на которых, уве­ рена, стоит посмотреть с завистью, настолько автори­ тетны они в глазах детей; «Мой папа на следующий день после землетрясения поехал в Армению». «Мой п а п а ~~ симый луч­ ший в городе» «Мой папа очень любит работать и без дела никог­ да не сидит», «Мой папа любит хорошо делать людям. Говорят, что у него золотое сердце», «Мой папа добрый, он разрешает сверлить, стро­ гать, но йотом заставляет убирать». К сожалению, очень мало таких вот ребячьих откро­ вений, в которых виден отец-труженик, да к тому же еще сумевший и ребен­ ку привить уважение к тру­ ду, А ведь дети готовы лю­ бить отцов за труд дома и на работе; «Я хочу пойти по стопам моего отца (он шофер), хо­ тя мама не разрешает» «Мне особенно нравится, когда мы все вместе варим обед». «Когда у мое!го папы вы­ ходной, то у меня настрое­ ние веселей и душа радует­ ся .Он очень часто сам сти­ рает, готовит еду. Между прочим, у него это лучше получается, чем у мамы. Са­ мый дорогой человек —это папа». «Мой папа работает тех­ ником на аэродроме Вез этой профессии не обойтись, потому что если техники не проверят самолеты, то са­ молеты разобьются, а само­ леты дорого стоят. Летом я езжу йа аэродром и там лазаю по самолетам. Мне это очень нравится». «Я у папы был много раз на работе. Мы ходили с ним по заводу, заходили в цеха. Меня папа учит всег­ да говорить правду, не дру­ жить с плохими людьми». Папин пример, как видим, очень желанен. Стало быть, роль отца как воспитателя переоценить невозможно. -Но вот с такой ли охотой поль­ зуются отцы этим волшеб­ ным и очень простым сред­ ством воспитания? Например, только один мальчик напи­ сал, чтр вместе с папой по­ купает маме цветы. Во ^^ногиx анкетах показа­ но, что папа любит спорт, но, как выяснилось, в большин­ стве случаев —- по телевизо­ ру. Стало быть, и примером в физической культ.уре он стать не мог. Кстати, конфе­ ренция отцов проходала в тот день, когда по телевизо­ ру шел интересный футболь­ ный матч. Итог — в школу пришло менее сотни пап. Ин­ терес к спорту (теоретичес­ кий) перевесил интерес к проблемам собственных' де­ тей. А вот горькие строки. Са­ ми дети, может, еще и не осознают всю печаль их, но факты их волнуют, не дают отмалчиваться. «Я яе очень люблю своего отца. В кино с ним вообще не хожу. У него много нехо­ роших привычек. Часто цри- ходит пьяный. Он очекь лю­ бит свою работу. Лучший монтажник в бригаде. Вос­ питанием занимается плохо. кЦждькй вечер лежит на ди­ ване, хотя есть дела по до­ му. Он очень нервный, гру- бый». «Маму {люблю за все хоро­ шее и плохое. Папу — нет». «Папу не люблю, а люб­ лю брата». «Мне хочется, чтобы мой папа никогда не ругался с мамой н чтобы он долго {про­ жил свою жизнь. Мне не нравится, что мой папа курит. Он Кее хочет бросить, но 'ни­ как не может». «Папа ежедневно ш»ет». «Папа помогает мне делать уроки, но ,мне не нравится, что он не помогает мнме я не отдает ей нею получку». «Папа е нами не живет, но мы видимся каждый день. Он очень добрый, всегда ко мне относится хорошо» «Мама Каждый День еле приходит с работы. Папы нет». «Мне це нравится, что папа приходит с работы усталый. Он от 0 ТОГО {почему-то ста­ новится злой». «Папу я не люблю». «Мне Не хочется, чтобы оН курил н пил. Охота, чтобы он купил собачку |и поскорее начал разводить пчел». «Мой папа работаем на «Росинке». Мне не нравится эта работа, потому что он там проигрывает деньги. Он в свободное время пьет пи­ во Я хочу, чтобы мой папа подарил тине электронов часы и луноход за 6 рублен». Видите, даже с пьющими папами дети связывают ка­ кие-то надежды. Они готовы многое простить отцам, лишь бы чувствовать любовь и за­ боту взрослого, сильного, род­ ного человека. Всегда ли оп- равдьшаются детские мечты? Увы, ответ известен. А о ка­ ком воспитании со стороны таких отцов может идти речь, если даже лучшие, слу­ жащие примером, с такой ролью частенько не справля­ ются. (Звидетельство тому —- сис­ тема наказаний и запретов, вопрос о которых тоже сто­ ял в анкете. Как выяснилось, родители чаще всего не бы­ вает единодушны в воспи­ тательных мерах такого по- рядкд^, а папы и вовсе неред­ ко остаются в стороне. Ска­ жем, получил ребенок двой­ ку. Реакция родителей? «Пала не смотрит на оцен­ ки». «Заставляют переписывать, папа бьет, а мама рутайг». «Мама жалеет, а папа ру­ гает». «Папа немного поругает И приводит в пример себя». «Папа кришиг, пака берет­ ся за ремень». «Мама дросит исправить, расстраивается. Папе не и»: ворит. Пава, если узнает, бьет»! Кстати, очень в непригляд­ ном положении предстают многае родители, если су­ дить по ним со слов ,ребят, отвечающих на вопрос, как папа и мама реагируют на двойки. Тут прямым текстом вдет и нелюбовь к школе, и невосприятие родительских .методов воспитания, и горечь унижения, и собственное бес­ силие перед взрослыми. «Лупят, ругают». «Читают морали, не пус­ кают {цулять». «Скрываю двойки». «Заставляют зубрить тот предмет». «Читают» «басни». «Не разговаривают .весь ве­ чер». «Мучают {уроками». «Мама говорит, если при­ несешь двойку, |не приходи домой». «Готовы съесть живьем». ' «Читают лекцию рли дают подзатыльник». «Обижают или ругают». «Нацазыцают ремепшом 5-й точке». «1—5 класс наказывали, теперь ничего не делают, только иногда ругают». Вот и приплыли. Вырос сы­ нок, наверное, с , ремнем теперь к нему не подсту­ питься, стало быть, исправ­ лять двойки теперь уже не­ чем. Такой итог -! наверняка ждет больщинстао тех роди­ телей, что уповают на силу, как на критерий истины. По­ ка не поздно, им бы поучить­ ся у другой категории роди­ телей. Вот что сказано о них: «Посоветуют, как лучше исправить двойку». «Мне объясняют, что я не поняла в школе». «Реагируют молча и груст­ но». ) «Сочувствуют моей беде». «Огорчаются», «Знают, что я исправлю». У таких родителей хватает такта и ума не усугублять положение, но помочь ребен­ ку, позаниматься с ним. Не­ которые папы и мамы бе,р5'-т в союзники юмор, «молодец», говорят своим -двоечникам, «давай дальше». И тут, мо­ жет, еще сильнее желание появляется не украшать дневник такими оценками, не пшориться. А после ремня? Злость, жалость к себе, страх. Не случайно ведь многие де­ ти просто скрывают плохие оценки. Ведь если скажешь — изобьют... Такие действия родителей порой наводят на йысль: а может таким образом папам проще отгораживаться от собственного, чада? Побил, посадил за уроки, целый ве­ чер не разговаривает—ну це простор ли собствешюму прия-Ш'ому досугу?... И все-таки закончить раз­ говор о папах хочется на оп. ■тимистической ноте. Жизнь течет, все изменяется, мо­ жет, хоть сегодняшние маль- чшики, когда станут ршцами, увидят в сочинениях своих будущих сьшовей только доб­ рые слова. Например, такие, как эти: «Мама и папа — самые дорогие (ЛЮДИ. Я их люблю больше всяких сладостей». «У зненя есть хороший па­ па. Работа у него немного страшная, {но он ничего 1 яе боится». «Мой папа ■— простой че­ ловек, за это я • его очень люблю». «Мой папа очень | любит природа- и меня учит ее шо- бить. Я пану люблю и {хочу, чтобы юн |Яикогда не болел». Т. ГОРЯЧЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz