Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
{О • ЛЕНИНЕЦ 14 января 1989 г. НЕДЕЛЯ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ И НАРОДНЫХ ТЕАТРОВ' ЛИПЕЦКА ДОл.ашние бдагородные театры к развитию, драматического ис кусства не имеют почти никакого от ношения. ... Вследствие своей случай, ности и разрозненности они не произ водят на общество никакого влияния, а служат для знакомых между собой лиц приятным и, конечно, небеспо лезным времяпрепровождением», ^ так в свое время писал великий русский драматург А. Н- Островский. Прошли годы, и современное театральное ис кусство уже нельзя себе представить без непрофессиональных коллективов. Возникло даже целое движение лю бителей. Но значит ли это, что слова, сказанные классиком больше века на зад. полностью утратили свою акту альность? Театр, возможно, начинается со све жей, незатасканной идеи. Неделя са модеятельных и народных театров Липецка, что в декабре прошла в До ме культуры ЛТЗ, такими идеями бо гата не была. Но цель', которую по ставили перед собой ее участники, выполнена. Впервые театральные кол лективы смогли 'посмотреть работы своих коллег, познакомиться, обменять ся информацией, поговорить о нако пившихся проблемах. В течение семи вечеров шли спектакли. После каждо го — обсуждение за самоваром в мо лодежном центре Дома культуры. Что неприятно бросалось в глаза едва ли не каждый вечер? Малочис ленность, а то и полное отсутствие зрителей- Все это немного напомина ло театр абсурда, где актеры играют лишь для собственного удовольствия, а публика сидит дома перед телеви зорами. И нет им друг до друга ни. какого дела. В чем же причина непо пулярности Недели? Их. ■ на мой взгляд, несколько. Первая: ДК ЛТЗ находится на окраине города. В позд- ^ ние часы ~ а спектакли с после дующим обс^окдением затягивались до одиннадцати вечера — уехать от туда довольно трудно. Вторая: коми тет комсомола ЛТЗ и ГК ВЛКСМ — организаторы и, как сейчас 'говорят, спонсоры театрального смотра — не позаботились о рекламе. Слишком понадеялись на общественных распро странителей билетов, а те подвели. Однако главная причина, по которой зрители не пошли на спектакли, ви дится мне вот в чем: людям трудно поверить, что самодеятельные теат ры вообще на что-либо способны. К тому же большинство коллективов из вестны лишь на своих предприятиях. Какому же театралу захочется ехать на окраину города, чтобы получить «кота в мешке»? Спектаклей было семь. Попробуем проанализировать четыре. Это не значит, что выступле ния театральных факультативов шко. лы № ' 55 и школы № 44 не заслу живают внимания. Они по-своему ин тересны, но не как театр, а, скорее, как проявление любви к нему в рам ках школьной самодеятельности. Так что разговор о факультативах надо вести особый. Соответствующего кон текста требует и рассказ еще об од ном участнике недели —. театре До ма культуры Всесоюзного общества глухих. Коллектив этот очень специ фичен, работает по своим законам и имеет свою особую аудиторию. И ТАК, несомненной й, к сожа лению. единственной удачей Недели стала работа студенче ского театра «Зонт», который показал спектакль «Зверь» по пьесе В. Сина- кевича и М. Рябкина. Спектакль, сде ланный в жанре трагифарса, вскрыва ет причины обывательского мьпйле- ния, демонстрирует его убожество и комизм. Сюжет построен на традиционной антиутопии о жизни людей после катастрофы. Актеры работают на фо не мрачных и етранноватьгх декора ций. Безобразная женская фигура, гротескно надоминаютцая ра<|за:глев- скун) Венеру, парит под потолком. Внизу то.VЗШ развалины до это драки, поножовщина и стрель ба из стартового пистолета. Очень трудно было поверить, например, в то. что польские уголовники изъясня ются между собой ца чистейшей рус ской «фене», позаимствованной, очевид но. из фильма «Джентльмены удачи». . Нет, я не оспариваю права режис сера на интерпретацию. Понятно, его желание поставить «их» пьесу на «нк- шем» материале. Но, помилуйте, по чему же тогда действие происходит в католическом соборе, а не в рус ской церкви, почему главный . герой спектакля ксенз, да еще и с. польской фамилией, а не русский священник? Ес.' 1 и уже интерпретировать, то до' театральную постановку й не мо жешь отделаться от чувства недо умения. Вроде бы все «на уровне»: хороши и пьеса, и актерская игра. Но что-то упущено. Так было на представлении"само деятельного театра завода «Центро- лит». Коллектир этот сравнительно молод—год назад вырос из завод ской команды КВН. Спектакль «Про Федота-стрельца» — его дебют по пьесе Л. Филатова. Но когда выхо дишь из зрительного зала, не дает покоя одно чувство: в чем-то тебя- обманули. Так и хочется по примеру римского императора . воскликнуть: «Подайте мне то, а что- -я сам не АПЛОДИСМБЕТОВ М 0 Ри.- 1 ьныс СК.- 1 СНЫ. Рибочие. сцены выглядят тои;е довольно зловещи. На них защитные резиновые плащи противогазы. Герои спектакля — люди-мутанты. . Прошлое для них покрыто мраком. Будущее — невозможно предвидеть. Все их умственное богатство — не сколько механически затверженных догм, которые когда-то изрек их по-, ^ибший «учитель». Встретив собрата- ‘человека, мутанты не узнают его. видят в нем лишь диковинное живот ное. Причина ошибки: различие во внешности, одежде, языке. Так во все времена обывателя пугало новое, не обычное, непривычное. Чем привле кает спектакль? Своей подчеркнутой публицистичностью. Но вместе с тем в нем нет унылой дидактики, рас кладывания по полочкам. • I I А Р О Д Н Ы Й театр ДК ЛТЗ «Поиск» показал в ра.мка.х теат ральной Недели спектакль- «В плену у Дьявола». Все зрелище было рассчитано на то, чтобы шокйрбвать публику, «устроить» ей максималь ную встряску. Но встряски не полу чилось. А большинство, зрителей, как показало обсуждение, были сильно разочарованы. Материалом для по становки послужила пьеса польского драматурга Н. Стовака. Произведение само по себе не слишком оригина,чь- ное. Но тема, затронутая в нем, до статочно серьезна — нравственная несостоятельность насилия. Действие происходит в костёле, захваченном шайкой преступников. Католический священник и главарь бандитов ведут непримиримый спор о добре и .зле. Для доказательства своей правоты герои спектакля цитируют целые аб зацы из «Фауста» Гете, Решить их спор должен третейский судья—сами зрители. Именно для этого действие максимально приближено к публике: все сидящие в зале—в роли пленни ков Дьявола. Что же мы увидели, пока были «в плену»? Единственное, что выглядело более или менее правдоподобным ~ Конечно.' .можно иредноложпгь, „ч-ю мы находимся в Прибалтике или на Западной Украине. Но э-ф, согласи тесь, тоже будет натяжкой. Разумеет ся, это мелочь, хотя и досадная. И бог бы с ней, а заодно и С режиссер ской неаккуратностью. В конце концов любые огрехи можно списать на то. что театр- любительский, а, следовательно, «сойдет и так». Но как быть, если сама идея пьесы све дена к примитиву? Цель-то ее не в том, чтобы выяснить: буд,ут ли зри тели сопротивляться, если им ножом пригрозить? Убедить их надо, заста вить почувствовать стыд—-за свое не противление злу. А чтобы устьщнть- ся, необходп.мо прежде всего поверить в то, что зло это — не театрально- бутафорское, а настоящее, как в жиз ни. Свирепые гримасы актеров и ужас ные .угрозы в адрес публики мало кого убедят. Думаю, не стоит дока зывать очевидные вещи. Например, то, что Дьявол, который наизусть «шпарит» из Гете, должен хоть чем- то отличаться от 'своих «одноклеточ ных» коллег'бандитов. Что стихи нужно читать «с выражением», а в монологах оставлять место для пауз. Все, это азы актерского искусства, которые не помешало бы знать и лю бителю. Невозможно поставить спектакль, .игнорируя сверхзадачу пьесы, от ко торой отталкиваешься... Коллектив театра пошел по пути наименьшего сопротивления. Театр «Поиск» сосре доточил свою энергию на внешних эффектах. Философия произведения оказалась, для него всего лишь не удобным смысловым довеском. О ДНАЖДЫ Юлию Цезарю при несли стихи одного из моло дых римских поэтов. Импера тор прочел рукопись- и после дол гого раздумья произнес: «Стихи не плохи, но нет в них этого самого...». Тут.последовал неопределенный щел чок пальцами. Сей исторический анекдот вспомнился не случайно. Смотришь иной раз какую-нибушь «Две стрелы» — этот спектакль _ 2 ориИ|_этого^шм был поставлен театром «Зонт» еще в 1882 году. ЭтЬ была знаменательная веха в ис- Фото А. ЩУРОВА. Пропзвсдснп'с, которое написал ак тер театра на Таганке, не претенду ет на особую глубину. Наоборот, вещь эта шутовская, «дурацкая». Об этом сам автор упоминает в своих интервью. Да и заканчивается пьеса недвусмысленным резюме: «Нет суда на дураков». То есть, что умному говорить запрещается - - дураку мож но. Вот и режет он правду-матку, ибо какой с него, дурака, спрос? Иг рать эту. пьесу всерьез невозможно, — эффект будет не тот. Актеры те атра сделали это с легкой иронией, но вполне академично, «по прави лам». А зрители-то ждали фарса, ба лагана, шутовского, дурацкого пред ставления, чтобы «проняло», чтобы похохотать от души над едкой ав торской сатирой. - Вот почему среди великолепно сши тых костюмов и хохломской .красоты декораций затерялась, отошла на вто рой план сама суть филатовской пьесы. На обсуждении работы про звучала фраза: «Злости ребятам не хватило». Не в злости _дело, а в отсутствии творческой дерзости, го товности идти на риск, что заложено в самой природе любительского теат ра. Без этого даже самая хорошая актерская игра будет выглядеть убого. В ТЕАТРЕ времен Шекспира зрители грызли орехи. В те времена это не считалось.дур ным .тоном и актеры не обижались на публику. Сейчас -ситуация изме нилась. Зрители ведут себя сдержан но, вежливо аплодируют на самых неудачных спектаклях. А оказавшись на* скверной комедии, натянуто улы баются. Даже если не смешно. Хо рошо бы учредить приз за зритель ское долготерпение. Все, кто присут ствовал на спектакле Народного те атра завода «Свободный сокол» —- достойны этого приза по праву. Была показана оперетта «Свадьба в Малиновке». Опустим мелкие актер ские промахи, то, о чем участники недели упоминали, обсуждая эту ра боту: шарканье ногами, икру спиной к зрительному залу... Не будем так же говорить о массовке, которая бес-’ порядочно толпилась на сцене, не всегда зная, что надо делать. Вопрос в другом: почему любительский театр взялся именно за оперетту? Ведь жанр этот чрезвычайно сложен, не многим профессионалам он «по зу бам». Они-то, профессионалы', годами изучают исполнительское искусство, хореографию. И только тогда выно сят свою работу на большую сцену. Копируя работу профессионалов, лю бительский театр, желает он того или нет, создает зрелище второго сорта. А это, согласитесь, довольно обидно. Где же выход? Нужно вы брать одно из двух. Или коллектив так и останется «вещью в себе», бу дет по-прежнему играть лишь для собственного удовольствия, родных и друзей. Или же попытается найти свои формы, свой путь—если не альтернативный, то хотя бы парал лельный профессиональному театру. ■ Первое особых усилий не требует. Второе подразумевает массу твор ческих сложностей и колоссальный труд. ...Неделя закончилась. Отзвучали споры, вручены грамоты, призы и подарки. Весной будущего года—но вая встреча. Хотелось бы, чтобы она не прошла при пустом зале. Само деятельные театры сделали только первый шаг навстречу своим зрите лям. Каким будет второй? Г. АТАНАСЯН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz