Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

«юня 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц • 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ О ШКОЛЕ, КОМСОМОЛЕ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЛИЧНОЙ С ^елыо даучення 1 (УХяошеаия иолодежв к лроблемаи средней школы, деятельное!» школьного коисомола НИЦ ВКШ рри ЦК ВЛКСМ провел в начале 1889 года опрос старшеклассников ряда средних школ Перовскою района г. (Москвы путем айкетирования (более ЖН) (уташихся '7— 10 классов. Аналогичный опрос лроводияся'^к я прошлом году, а (ИЮрезультаты были опубликованы в «Молоде­ жном экспрессе». Любопытно ныне проследить за дштаигег кой изменения мнений, за тем, что нов<мч> появилось в оценках за еще один год перестройки. Социально - демографиче­ ский состав оп|роше1нньк: Двадцать йроцентов из относительно обеспеченных семей ,(с душевым доходом от 150 руб. и выше); 25 про­ центов — до 100 рублей; 8 ароцентов — живут в семь­ ях с одним из родителей; 66 процентов — члены ВЛКСМ. НРАВСТВЕННЬП! ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕ­ КЛАССНИКА, согласно дан­ ному опросу, характеризуется следагющими показателями: в подавляющем болъиникт- ве это целеустремленные лю­ да, критически оценивающие окружающий мир, отдающие приоритет таиим человечес- ким чертам, как наличие це­ ли в жизни (71,8 процента опрошенных), образование (65,8 проценга). трудолюбие, добросовестное отношение к труду (54,7 процента), а так­ же чувство ссЛствениого до- стоинства (52,6 процента) и способности (талант) —(50,4 процента). Большшютву из них претит эгоизм. Отчетливо заметен в то же ^ время определенный ниги- ' лизм по отношению к (Лце- ственной работе и комсомолу в целом в тех формах, в ко- Т0|рых он существует сегодня («а их неОостоятельность ука­ зывают соответственно 17,5 и 12,0 процента оп|юшеиных). Практицизм, прагматизм и конформизм (это ценят от 15 До 27 процентов опрошенных) еще не сформировались как доминирующие характерис­ тики. Молодежь критически оценивает как свои положи­ тельные. тан и отрицатель­ ные качества. Успех и благо­ получие в жизни она связы­ вает прежде всего с уровнем ейразования (82 процента сяцрошенных намерены про­ должать образование в вузах; 7,7 процента — в технику­ мах; 0,9 процента — в лишь 3,8 процента со­ бираются идти на пршювод- ство). ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИ­ ДЫ ДОСУГА — чтение- худо­ жественной литературы (55,5 процента), музыка (59,8 про­ цента), телепередачи (62 про­ цента). Существенно уступа­ ют: посещение кииотеатро® (36,3 процента), спорт (29,5 процента). Здесь можно за­ метить определенную диншин- ну по сравнеетпо с прошлым годом, когда существенно меньше читали (50 процен-, тов), смешрели телевизор (52 процента) и занимались спортом (23,5 процигга). за­ то больше посещали кино .__ _ (46 процентов). Видимо, это связано с тем, что телевиде­ ние стало интереснее, особен­ но программа «Взгляд», став, шая одаой из самых люби­ мых молодежных передач. Практически отсутствует ин­ терес (или ВО ЗМОЯйНОСТИ ) к научно-техническому творче­ ству (3,8 процента), художе­ ственной самодеятельности — (2,6 процента). УРОВЕНЬ НЕУДОВЛЕ7Г- ВОРЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ, производствен­ ной практикой и досугом весьма вьюок (31,6. 49,6 и 12 процентов соответственно). Совершенно однозначно поя­ вились сдержанное отношение или даже отчужденность в отношении утателей^-лишь 0,9 процента опщмнешсых «в трудную мшеуту обратились бы к своему учителю за по­ мощью». ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕ­ КЛАССНИКОВ К ОБЩЕ­ СТВЕННОЙ РАБОТЕ в шко­ ле более чем сдержанное. Хотя доля вообще «не уча­ ствующих в ней» — лишь 9,8 процента, три четверти опрошенных принимают только _ пассивное участие (выполняют отдельные пору­ чения — 42 процента; «хо­ дят на общественные м€{Ю- приятия» — 33 процетта и лишь каждый третий имеет постоянное поручение). При этом большинство из них (62,4 процента) мотивируют свое участие тем, что их «за­ ставляют» (35,9 продента), или тем, что это нужно «для характернсиши» (27 процен­ тов). Лишь "каждый двадца­ тый получает удовлетворение от этой работы. Оснежные причины неудовлетворенно­ сти — пассивность (40,6 про­ цента), неощ.утимость ре:1уль- татов общественной работы (30,3 процента), формализм (28,6 процента). Это в общем-.то совпадает с результатами прошлого го­ да. Тогда вьшсншнюь, что никакой общественной рабо­ ты не вели 13 процентов старшеклассников. Уровень КОМСОМОЛЬС­ КОЙ РАБОТЫ характеризу­ ется следующими показателя, ми: 43.7 процента опрошен­ ных—«не знакомы» или «не интересуются планом комсо­ мольской работы». Примерно столько же (41.9 процента) «знакомы с ним лишь в об­ щих чертах» и лишь каж­ дый шестой (15,9 процента») «знаком хорошо» (видимо, это вьгбохШ'Ый комсомольский актив). Особенно насторажи­ вает то, что из 11 вариантов ответов на вопрос о ’ «роли ВЛКСМ в твоей жизни» лишь один носил негативную окраску — «никакого влия­ ния на мою жизнь комсомол не оказал», —и именно он привлек внимание 52.1 про­ цента, опрошенных (доля ос­ тальных вариантов колеблет­ ся от 1.7 до 0 процентов). Симптоматично, что ни один из участников , сшроса не ука­ зал. что «обратялся бы в гор­ ком комсомола в случае ка- КИХ-ЛИ&) затрудаений», и лишь двое опрошекньк (школьницы) — «обратились бы к секретарю комсомольс­ кой тфгаяизации». В оценке хода ПЕРЕСТ' роики комсомольской РАБОТЫ преобладает нега­ тивно неопределенное отно­ шение: лишь 8,1 процента опрошенных молодых людей убеждены в том. что «перестройка идет» (в прошлом году —. 14,5 процента); около 38 процентов — «идет в какой- то мере». Соответственно вы­ росло число тех, кто не заме­ чает перестройки в комсомо­ ле — с 26 процентов до 36 процентов (остальные затруд­ нились ответить). Иными словами, копится чреватое ЖИЗНИ кризисом недовольство: пер­ вые явления перестройки в комсомоле признаны недоста­ точными — ведь число «не заметивших» их не уменьши­ лось, а возросло. С другой стороны, возросли и т р е зв а , ния к «наполняе,мости» пере­ строечных процессов: куж- ны дела, дела, дела... Каж- дый шм;той сегодня полага­ ет, что «лучше вообще уп­ разднить комсомол». Идея вступления в комсомол у несоюэной молодежи не- вы- зьтает отчетливого энтузиаз­ ма: 25 процентов заявили, что «не хотели бы вступать в союз». Хотя в новом году не вы­ ставлялся, как в прошлом, «школьный балл» комсо.мо- лу, но из увадеяных циф):» вряд ли можно ожидать, что он будет выше прежне­ го — 3.1. Реально САМОУПРАВЛЕ­ НИЕ В ШКОЛЕ не сущест­ вует — таково мнение 50,4 прещента опрошенных школь­ ников. В принципе эта пес­ симистическая оценка свиде­ тельствует о внушающей оп­ тимизм тенденции: в прош­ лом году «самоуправления нё существовало по -мнению 60 процентов учащихся, за­ то, если в прошлом году 52 процента старшеклассников хотели лично участвовать в процессе самоуправления, то ныне большинство высказа­ ло пессимистическое отноше. ние к его существующей кон­ цепции. ГЛАСНОСТЬ. ИСТОРИЧЕ­ СКАЯ ПРАВДА, КРИТИЧЕ­ СКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПРЕС СЫ у большинства молодежи (70,1 процента) вызывают одобрение. Лишь 8,1 процен­ та . негативно .воспринимают критическую публицистику. Понятие «КОММУНИСТИ­ ЧЕСКИЙ ИДЕАЛ» весьма абстрактно воспринимается молодежью: 57,7 процента опрошенных прямо отметили, что «не знают, что "это та­ кое». Лишь каждый двадца­ тый считает, что его собст­ венный идеал совпадает с «коммуийстическим идеалом личности». Две трети старше­ классников не имеют идеала, которому они хотели бы под­ ражать. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИ­ ГИИ у комсомольцев и шко­ льников достаточно терпимое; 78,6 процента считают, что «ото личное дело - каждого человека». КОНФОРМИЗМ не в поче те; лишь 10,7 процента опро, шенных «готешы» выступить на собрании со словами, иду­ щими вразрез с собственны­ ми взглядами, большинство же (46,2 процента) отказа­ лись бы вьктупать вообще, а 32 процента «сказали бы то, что думают». Снижение активности в ком­ сомоле непропорционально росту авторитета НЕФОР­ МАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕ­ НИИ. Хотя лишь 25 процен­ тов опрошенных «не интере­ суются ими. «Надо отметить, что уже эта цифра са­ ма по себё^ свидетель­ ствует о снижении по­ пулярности неформалов - в прошлом году на них не обращали внимания всего 6.5 процента, учащихся. Об этом же свидетельствует и со­ кращениие числа активных участников этого движения: прошлый год - И) процен- Плакат О ТИМОШИНА. (Ташкент). тов, ньшеиший 6 процен­ тов. Видимо, этот процесс являе-рся резу.тьтагом непо- оредственно1ч> опыта общении с неформалами или зшастия в их деятельности, так как одноаременн о отмё^чается уменьшение доли тех, кто знает о них' только из прес­ сы, с. 56 процентов до 48,3 процента. А четвертая часть респондентов вооб­ ще не относится серьезно к неформальным оррадштциям <24,8 процента). Отношение к АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ достаточ­ но четко; большинство ,15—* 17-лес1них (52,1 процента) очн.- тают вполне уместным. ;>чю- требление спиртного («сим- воличеоки» — 42,3 процен­ та), «как правяло» - - 9,8, процента, 40,6 процента — «не употребляют совсем». В прошлом году было отмечено, что употребляли алкоголь 35 процентов, а регулярно выпивали 11,5 процента. Не­ которая неконтролируемость оценок вследствие разной по­ становки вопросов позволяет все же судить о том. что до­ ля «не употреблявшрис» зна­ чительно анизилась с 53,5 процента в прошлом году. Отношение к НАРКОТИ­ КАМ или токсическим веще­ ствам. Лишь 11,5 процента юношей и девушек пробова­ ли их (в прошлом году — 16,5 процента). Здесь сыгра- , ло свою роль, очевидно, то, что тоталыкю наступление на алкоголь прекратилось-. То же самое касается и СЕКСА .— общежитцким и доморощенным ревнителям кравствеинсютн и.з-лод палки стоило бы .знать, что в про­ шлом году 52 процента уча­ щихся считали допустимыми ' половые связи не только в браке, а 14* ароцентов допус­ кали вообще свободную фор­ му таких отношений; правда, лишь 45,5 .'процента бьши- знакомы с методами регули­ рования рождаемости. Ре­ зультат нынешнего опроса: лишь четвертая часть олдо- шённых считала, что половые отношения должны непремен­ но- привевдить к гзаключению ■брака. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ в целом остались такими же. как и в прошлом года': 45,3 .процента оценили их как «хорошие» (против 43.5 про­ цента); «сносные» — 32.2 процента (38 процентов); «гаюхие» и «очень плохие» — 3 процента (6 процентов); «очень хорошие» — 15 щю- цвитав (9 процонтоа). Каа?- дый пятый чувствует давле­ ние со стодоны родителей (21,8 щюцента); 18 пршщп* тов- ■ чувство одиночества («самому приходится решать многие проблемы»). Итак, несмотря на сравнщ тельно невысокий авторитет комеомольегшх организаций ОБОИХ школ и гпадение прюс- тижа общественной работы в среде старшеклассников, по­ зитивные ценностные ориен­ тации сохраняют доминирую­ щие позиции в мировоззре­ нии молАдешн: стремление к образованию, неприятие эго­ изма. конформизма я прагма, тизма, критическое самоощу­ щение, повьниенный интерес к литературе, .знаниям вас^ ще. Вькхж уровень критически- скептичесКого отношения к (йтцественно - политически.м, учебным и духовно-нравст­ венным традиционным уста­ новкам (пассивность к отжив- гним формам комсомольской и общественной жизни, сдер­ жанность в отношении «не­ формалов». безразличие к пр^лемам самоуправления). Несмотря, на высокий уро­ вень неудовлетвсфегаюстя < уолгавиями учебы, общесгаен- ной жизни и темпами пере­ мен в своей жизни, а также ур01внем материального бла- госостояняя, негатишые яв­ ления" (нарколгания, алкого­ лизм и т. п.) не; получили. угрожающеро^азййтия в ' данной группе молодежи. А в целом — «перемен, мы ждем перемен...» Этот лейтмотив песни популярной рок-группы «Кгаю» можно смело считать лейтмотивом духовной жизни ервремев- н'ых подростков. Материал додготовшш Е. ОСЕТРОВ, А ЦЫГАНОВ (с использованием данных опросов Ф. ШЕРЕГИ). НИЦ ВКШ ярн ЦК ВЛКСМ ь~ БНОМ ОРИМ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz