Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
«юня 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц • 1 СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ О ШКОЛЕ, КОМСОМОЛЕ, ОБЩЕСТВЕННОЙ И ЛИЧНОЙ С ^елыо даучення 1 (УХяошеаия иолодежв к лроблемаи средней школы, деятельное!» школьного коисомола НИЦ ВКШ рри ЦК ВЛКСМ провел в начале 1889 года опрос старшеклассников ряда средних школ Перовскою района г. (Москвы путем айкетирования (более ЖН) (уташихся '7— 10 классов. Аналогичный опрос лроводияся'^к я прошлом году, а (ИЮрезультаты были опубликованы в «Молоде жном экспрессе». Любопытно ныне проследить за дштаигег кой изменения мнений, за тем, что нов<мч> появилось в оценках за еще один год перестройки. Социально - демографиче ский состав оп|роше1нньк: Двадцать йроцентов из относительно обеспеченных семей ,(с душевым доходом от 150 руб. и выше); 25 про центов — до 100 рублей; 8 ароцентов — живут в семь ях с одним из родителей; 66 процентов — члены ВЛКСМ. НРАВСТВЕННЬП! ОБЛИК СОВРЕМЕННОГО СТАРШЕ КЛАССНИКА, согласно дан ному опросу, характеризуется следагющими показателями: в подавляющем болъиникт- ве это целеустремленные лю да, критически оценивающие окружающий мир, отдающие приоритет таиим человечес- ким чертам, как наличие це ли в жизни (71,8 процента опрошенных), образование (65,8 проценга). трудолюбие, добросовестное отношение к труду (54,7 процента), а так же чувство ссЛствениого до- стоинства (52,6 процента) и способности (талант) —(50,4 процента). Большшютву из них претит эгоизм. Отчетливо заметен в то же ^ время определенный ниги- ' лизм по отношению к (Лце- ственной работе и комсомолу в целом в тех формах, в ко- Т0|рых он существует сегодня («а их неОостоятельность ука зывают соответственно 17,5 и 12,0 процента оп|юшеиных). Практицизм, прагматизм и конформизм (это ценят от 15 До 27 процентов опрошенных) еще не сформировались как доминирующие характерис тики. Молодежь критически оценивает как свои положи тельные. тан и отрицатель ные качества. Успех и благо получие в жизни она связы вает прежде всего с уровнем ейразования (82 процента сяцрошенных намерены про должать образование в вузах; 7,7 процента — в технику мах; 0,9 процента — в лишь 3,8 процента со бираются идти на пршювод- ство). ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ ВИ ДЫ ДОСУГА — чтение- худо жественной литературы (55,5 процента), музыка (59,8 про цента), телепередачи (62 про цента). Существенно уступа ют: посещение кииотеатро® (36,3 процента), спорт (29,5 процента). Здесь можно за метить определенную диншин- ну по сравнеетпо с прошлым годом, когда существенно меньше читали (50 процен-, тов), смешрели телевизор (52 процента) и занимались спортом (23,5 процигга). за то больше посещали кино .__ _ (46 процентов). Видимо, это связано с тем, что телевиде ние стало интереснее, особен но программа «Взгляд», став, шая одаой из самых люби мых молодежных передач. Практически отсутствует ин терес (или ВО ЗМОЯйНОСТИ ) к научно-техническому творче ству (3,8 процента), художе ственной самодеятельности — (2,6 процента). УРОВЕНЬ НЕУДОВЛЕ7Г- ВОРЕННОСТИ УЧЕБНЫМ ПРОЦЕССОМ, производствен ной практикой и досугом весьма вьюок (31,6. 49,6 и 12 процентов соответственно). Совершенно однозначно поя вились сдержанное отношение или даже отчужденность в отношении утателей^-лишь 0,9 процента опщмнешсых «в трудную мшеуту обратились бы к своему учителю за по мощью». ОТНОШЕНИЕ СТАРШЕ КЛАССНИКОВ К ОБЩЕ СТВЕННОЙ РАБОТЕ в шко ле более чем сдержанное. Хотя доля вообще «не уча ствующих в ней» — лишь 9,8 процента, три четверти опрошенных принимают только _ пассивное участие (выполняют отдельные пору чения — 42 процента; «хо дят на общественные м€{Ю- приятия» — 33 процетта и лишь каждый третий имеет постоянное поручение). При этом большинство из них (62,4 процента) мотивируют свое участие тем, что их «за ставляют» (35,9 продента), или тем, что это нужно «для характернсиши» (27 процен тов). Лишь "каждый двадца тый получает удовлетворение от этой работы. Оснежные причины неудовлетворенно сти — пассивность (40,6 про цента), неощ.утимость ре:1уль- татов общественной работы (30,3 процента), формализм (28,6 процента). Это в общем-.то совпадает с результатами прошлого го да. Тогда вьшсншнюь, что никакой общественной рабо ты не вели 13 процентов старшеклассников. Уровень КОМСОМОЛЬС КОЙ РАБОТЫ характеризу ется следующими показателя, ми: 43.7 процента опрошен ных—«не знакомы» или «не интересуются планом комсо мольской работы». Примерно столько же (41.9 процента) «знакомы с ним лишь в об щих чертах» и лишь каж дый шестой (15,9 процента») «знаком хорошо» (видимо, это вьгбохШ'Ый комсомольский актив). Особенно насторажи вает то, что из 11 вариантов ответов на вопрос о ’ «роли ВЛКСМ в твоей жизни» лишь один носил негативную окраску — «никакого влия ния на мою жизнь комсомол не оказал», —и именно он привлек внимание 52.1 про цента, опрошенных (доля ос тальных вариантов колеблет ся от 1.7 до 0 процентов). Симптоматично, что ни один из участников , сшроса не ука зал. что «обратялся бы в гор ком комсомола в случае ка- КИХ-ЛИ&) затрудаений», и лишь двое опрошекньк (школьницы) — «обратились бы к секретарю комсомольс кой тфгаяизации». В оценке хода ПЕРЕСТ' роики комсомольской РАБОТЫ преобладает нега тивно неопределенное отно шение: лишь 8,1 процента опрошенных молодых людей убеждены в том. что «перестройка идет» (в прошлом году —. 14,5 процента); около 38 процентов — «идет в какой- то мере». Соответственно вы росло число тех, кто не заме чает перестройки в комсомо ле — с 26 процентов до 36 процентов (остальные затруд нились ответить). Иными словами, копится чреватое ЖИЗНИ кризисом недовольство: пер вые явления перестройки в комсомоле признаны недоста точными — ведь число «не заметивших» их не уменьши лось, а возросло. С другой стороны, возросли и т р е зв а , ния к «наполняе,мости» пере строечных процессов: куж- ны дела, дела, дела... Каж- дый шм;той сегодня полага ет, что «лучше вообще уп разднить комсомол». Идея вступления в комсомол у несоюэной молодежи не- вы- зьтает отчетливого энтузиаз ма: 25 процентов заявили, что «не хотели бы вступать в союз». Хотя в новом году не вы ставлялся, как в прошлом, «школьный балл» комсо.мо- лу, но из увадеяных циф):» вряд ли можно ожидать, что он будет выше прежне го — 3.1. Реально САМОУПРАВЛЕ НИЕ В ШКОЛЕ не сущест вует — таково мнение 50,4 прещента опрошенных школь ников. В принципе эта пес симистическая оценка свиде тельствует о внушающей оп тимизм тенденции: в прош лом году «самоуправления нё существовало по -мнению 60 процентов учащихся, за то, если в прошлом году 52 процента старшеклассников хотели лично участвовать в процессе самоуправления, то ныне большинство высказа ло пессимистическое отноше. ние к его существующей кон цепции. ГЛАСНОСТЬ. ИСТОРИЧЕ СКАЯ ПРАВДА, КРИТИЧЕ СКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ПРЕС СЫ у большинства молодежи (70,1 процента) вызывают одобрение. Лишь 8,1 процен та . негативно .воспринимают критическую публицистику. Понятие «КОММУНИСТИ ЧЕСКИЙ ИДЕАЛ» весьма абстрактно воспринимается молодежью: 57,7 процента опрошенных прямо отметили, что «не знают, что "это та кое». Лишь каждый двадца тый считает, что его собст венный идеал совпадает с «коммуийстическим идеалом личности». Две трети старше классников не имеют идеала, которому они хотели бы под ражать. ОТНОШЕНИЕ К РЕЛИ ГИИ у комсомольцев и шко льников достаточно терпимое; 78,6 процента считают, что «ото личное дело - каждого человека». КОНФОРМИЗМ не в поче те; лишь 10,7 процента опро, шенных «готешы» выступить на собрании со словами, иду щими вразрез с собственны ми взглядами, большинство же (46,2 процента) отказа лись бы вьктупать вообще, а 32 процента «сказали бы то, что думают». Снижение активности в ком сомоле непропорционально росту авторитета НЕФОР МАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕ НИИ. Хотя лишь 25 процен тов опрошенных «не интере суются ими. «Надо отметить, что уже эта цифра са ма по себё^ свидетель ствует о снижении по пулярности неформалов - в прошлом году на них не обращали внимания всего 6.5 процента, учащихся. Об этом же свидетельствует и со кращениие числа активных участников этого движения: прошлый год - И) процен- Плакат О ТИМОШИНА. (Ташкент). тов, ньшеиший 6 процен тов. Видимо, этот процесс являе-рся резу.тьтагом непо- оредственно1ч> опыта общении с неформалами или зшастия в их деятельности, так как одноаременн о отмё^чается уменьшение доли тех, кто знает о них' только из прес сы, с. 56 процентов до 48,3 процента. А четвертая часть респондентов вооб ще не относится серьезно к неформальным оррадштциям <24,8 процента). Отношение к АЛКОГОЛЮ И НАРКОТИКАМ достаточ но четко; большинство ,15—* 17-лес1них (52,1 процента) очн.- тают вполне уместным. ;>чю- требление спиртного («сим- воличеоки» — 42,3 процен та), «как правяло» - - 9,8, процента, 40,6 процента — «не употребляют совсем». В прошлом году было отмечено, что употребляли алкоголь 35 процентов, а регулярно выпивали 11,5 процента. Не которая неконтролируемость оценок вследствие разной по становки вопросов позволяет все же судить о том. что до ля «не употреблявшрис» зна чительно анизилась с 53,5 процента в прошлом году. Отношение к НАРКОТИ КАМ или токсическим веще ствам. Лишь 11,5 процента юношей и девушек пробова ли их (в прошлом году — 16,5 процента). Здесь сыгра- , ло свою роль, очевидно, то, что тоталыкю наступление на алкоголь прекратилось-. То же самое касается и СЕКСА .— общежитцким и доморощенным ревнителям кравствеинсютн и.з-лод палки стоило бы .знать, что в про шлом году 52 процента уча щихся считали допустимыми ' половые связи не только в браке, а 14* ароцентов допус кали вообще свободную фор му таких отношений; правда, лишь 45,5 .'процента бьши- знакомы с методами регули рования рождаемости. Ре зультат нынешнего опроса: лишь четвертая часть олдо- шённых считала, что половые отношения должны непремен но- привевдить к гзаключению ■брака. ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ в целом остались такими же. как и в прошлом года': 45,3 .процента оценили их как «хорошие» (против 43.5 про цента); «сносные» — 32.2 процента (38 процентов); «гаюхие» и «очень плохие» — 3 процента (6 процентов); «очень хорошие» — 15 щю- цвитав (9 процонтоа). Каа?- дый пятый чувствует давле ние со стодоны родителей (21,8 щюцента); 18 пршщп* тов- ■ чувство одиночества («самому приходится решать многие проблемы»). Итак, несмотря на сравнщ тельно невысокий авторитет комеомольегшх организаций ОБОИХ школ и гпадение прюс- тижа общественной работы в среде старшеклассников, по зитивные ценностные ориен тации сохраняют доминирую щие позиции в мировоззре нии молАдешн: стремление к образованию, неприятие эго изма. конформизма я прагма, тизма, критическое самоощу щение, повьниенный интерес к литературе, .знаниям вас^ ще. Вькхж уровень критически- скептичесКого отношения к (йтцественно - политически.м, учебным и духовно-нравст венным традиционным уста новкам (пассивность к отжив- гним формам комсомольской и общественной жизни, сдер жанность в отношении «не формалов». безразличие к пр^лемам самоуправления). Несмотря, на высокий уро вень неудовлетвсфегаюстя < уолгавиями учебы, общесгаен- ной жизни и темпами пере мен в своей жизни, а также ур01внем материального бла- госостояняя, негатишые яв ления" (нарколгания, алкого лизм и т. п.) не; получили. угрожающеро^азййтия в ' данной группе молодежи. А в целом — «перемен, мы ждем перемен...» Этот лейтмотив песни популярной рок-группы «Кгаю» можно смело считать лейтмотивом духовной жизни ервремев- н'ых подростков. Материал додготовшш Е. ОСЕТРОВ, А ЦЫГАНОВ (с использованием данных опросов Ф. ШЕРЕГИ). НИЦ ВКШ ярн ЦК ВЛКСМ ь~ БНОМ ОРИМ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz