Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
8 • ЛЕНИНЕЦ 14 января 1989 г. ЛЕНИНЕЦ { ‘ЗНШвФ 1мТэНП1«Ф'»> НМОП 8 Н -«({Одз . бН• '/ В^ёслав Сапрым*' НОВОБРАНЦЫ ПОЭЗИЙ Вниманию читателей областной молодежной газеты сегодня 'пред ложена большая подборка стихо творений членов литературно-твор ческой. студии, работающей при Дворце культуры новолипецких металлургов уже без малого двад цать лет. Все эти годы к работе студии проявляют доброе и тре бовательное внимание липецкая писательская организация, парт ком комбината. Литературный талант ^ как и всякий талант — редкость, явле ние природное, и он не может быть кем-то искусственно создан, взращен в семинарах и студиях. Вот и наша студия не ставит целью в массовом порядке гото вить литературные кадры, ведь абсолютное большинство тех мно гих юных людей, кто заносит р любовно сберегаемую , тетрадку первые стихи, благополучно оста вит это дело, и процесс отсева — обстоятельство вполне естествен ное. Только единицы достигнут ре альных результатов. Никаких обид и амбиций тут быть не должно. Известно, с каким трепетом впервые ступают на порог литера турной студии или редакции «но вобранцы» поэзии. Как и положе но новобранцам, все они стриже ны под одну гребенку, амуниция и оснастка у всех одинаковы, и фор ма «сидит» на них не лучшим об разом. Может, кто-то и проявит в будущем индивидуальность даро вания, но благороден сам по себе массовый интерес к творчеству, ^са мого широкого круга людей, пусть даже не помьппляющих искренне о том, чтобы связывать когда-то свою судьбу с литературой; как тот бесхитростный солдат из прон зительно человечной новеллы Твар довского «О ласточке», который послал в ^газету стихотворение на открытке полевой почты, «затем что Он знал ИЛИ: слыхал о таком порядке: стихи посылают в редак ции, как донесение по начальству, а домой—письма». Просто человек, сам того не ожидая, ощутил же лание «говорить каким-то особым языком». Разговор о том,; чфо это за «особый язык» — поэзия, вы работка литературного вкусам чув ства слова, снижение дефицита, начитанности, воспитание в чело веке личности, живущей ин'^нсив- ной духовной жизнью — таковы главные заботы литературно—твор ческой рабочей студии новолипчан. И только как естественный итог этой работьг—публикации. И в многотиражке комбината, и в не скольких номерах журнала «Подъ ем», и на страницаз5 только что вышедшего в Центрально-Черно земном книжном издательстве сборника «Свидание», и в первых «самостоятельных» книгах, и на ' сегодняшней газетной полосе. И. ЗАВРАЖИН, ответственный секретарь Липецкой писательской организации. Я приду с рассветом В старое село, А село-то снегом, Все позамело. Только дым клубится Прямо из холмов. Да поземка мчится С шумом у дворов. Сгорбившись убого, Владимир Тюрин Глаза на снег разнежить больно. Кругом ни звука, ни души. И сердцу радостно и вольно В немой оснеженной глуши. Вновь сердце счастливо привыкнуть К тому, что нет конца пути. Около ракит. Бабка у порога В валенках стоит. Ко лбу ладонь приложит — Никак родня?». А узнать не может Старая меня. ■ Сергей Жеребятьев К тому, что можно громко и неуслышанным пройти. Мягко стелятся дороги. Мелко сыплются снега. Ни заботы, ни тревоги. Только белая пурга. Ни упрека, ни вопроса. Рощи смутный силуэт. Да сбегающий с откоса Чуть приметный санный след. Отголубела осень стынью В природе, в жизни и в словах. И стали волосы полынью И пеплом серым на висках. Но и твоя любовь отпета Дождем шуршащего листа. И ты душою не согрета. Как роща голая пуста. И нам дана одна дорога Сквозь тьму и осень наугад И строки взвешенного слога Как листья желтые, летят. , . Иван Харин ■ На все откликается кровь: на шорох, на радость, на слезы, на ненависть и па любовь, ! на сумрак, \ жару и морозы. И будто бы в поле жнивье — то тенью, то светлым ненастьем волнуется сердце мое — то страхом, то горем, то счастьем. ^ Одернув фартук, выгнув спину, с фундамента Смахнувши сор: он мастерком, как ветер ниву, взъерошил бархатный раствор. И на подушку из цемента, белесой влаги и песка кладет ступени монумента к труду привыкшая р ^а ... Вершит, в молчании глубоком, сверяя кладку со шнуром. А уж потом: решать потомкам, что освежить, а что на Слом. Снова память блуждает вдали — в том ужасном бреду недоверья, где валились не только деревья, долой из земли. Не упрятать и не закопать; Не избыть, не загладить то время: в рост пошло уцелевшее семя, ощущая земли благодать. Уйдут трескучие морозы. И вновь придет к тебе тепло. Оттаешь ты, и брызнут слезы из глаз улыбчивых светло. Лишь поделиться чистым счастьем не позабудь с другой судьбой, как неуживчивым ненастьем сегодня делишься со мной. Перестройка, очи1ценье, : обновлекье, перелом. И на ниве просвещенья мненья вяжутся узлом ’ "Обучают шестилеток 'цлгоритмам по утрам, обучают без отметок, обучают без программ. Предложений всяких много. Разберись, с чего начать?- Ведь совсем без педагогов предлагают обучать. Предлагают, что запомнить, что в конспектах приберечь. Предлагают, как наполнить, да не знают, как зажечь! По цветущему лезхюму лугу с нетерпеньем я к^речке бегу. Мне кивает, как |Старому Другу, ивы куст на ее б«;рёгу. В ней вольготно нам плавалось а сейчас Все заметней беда: с каждым годом все дальше и отступает от ивы вода. Орошая поля трех совхозов, позабытая ими пока; зарастает песком и навозом, на глазах умирает река, И умрет, не сказав гни словечка, молча приняв несчастье свое... Чайки, редко, наметив местечко, окунаются, в воду ее. Виктор Осколков Что там, за этим ясным взглядом? Какую он таит грозу? Глаза опустишь ты, где надо. Где надо, выдавишь слезу. А если в ход пойдет улыбка И мед в лукавом голоске — Любой забьется, словно рыбка У рыболова на крючке. Наивность, кроткая беседа... Но думаю — при том при всём, — Что твой не столь уж дальний предок В лесах шатался с кистенем... Такие травы на лугу. Что только лгать и лгать. Ты оторвись от спешных дел, Не будь ко мне стрцга: Легко ль разлившейся воде Вжиматься в берета? Все кончится: Еще чуть-чуть, И стихнет вновь вода, И я надолго замолчу, Быть может, навсегда. Минуту эту сбереги: И в мой прощальный час Ты мне, пожалуйста, солги. Солги в последний раз... ; Мы шли друг * другу издалека. Так было кем-то^решено: Что нам. Безвестным двум шритокам, Однажды слиться суждено. Порой почти соприкасались... Одни поили ^IЬI леса, И в наших водах отражались Одни и те же небеса. И вновь нас в стороны бросало. О, как мы были далеки! Но мы пробились через скалы, Чтоб руслом стать одной реки. Теперь мы вышли на равнину. Где волны ХОДЯ1 широко. Судьба, пошли ням ветер в спину. января Легкая снежная замять. В дымке не видно пути... Года ушедшего память Новый спешит замести. Не пригвожденный к эпохе, К меркам событий и вех. Падает чистый и строгий С неба высокого снег... Луна так девственно чиста Так чуток белый сад, Что снова лгут мои уста. Как много лет назад. Я удержаться не могу: Такая благодать, Геннадий Жеребилов Предвоенная фотография Смотрю на фото тех ребят. Они взрослели ранЬше, что ли? Как у волчат затравлен взгляд учеников начальной школы. Серьезен весь четвертый класс: на фоне знамени сниматься он удостоен первый раз. На снимке видно — все боятся. Вот мой отец в шестом ряду. Как взгляд тревожен у мальчишки! Иль чуяли они беду, иль так — боялись фотовспышки? У знамени, как на посту, учитель грозно сжал указку и смотрит нервно в пустоту, за объективную черту, как-будто слышит там подсказку. Хошин По цеху шел степенно походкою купца, кривились чуть надменно Рабочие: «Хозяин», — ему шептали вслед. И прятались, глаза их и прятали ответ. Быть может,' он идейный, хозяйственный; м уш » ' ! г< народную копейку учитывать привык. Иль в смысле страшном, старом, который не забыт, он здесь хозяин-барин, что хочет,- то творит. Из-За какой напасти, из-за каких причин при справедливой власти пояезди из личин ■ купчишки разной масти? Зазвучит Государственный Гимн и величественные аккорды, развеваясь свободно и гордо, не дадут его спутать с другим. Пятилетками сКачут годй. Так ли жили. Пусть время шжажет. Мы меняли слова иногда. Только музыка все-таки та же! Когда безвестным, новым городам дают героев имена в название, хотят воздать героям по делам и выразить народное признание. Но разумом и сердцем не понять: коль имя городя не опозорено, кому позволено его менять и вновь перелицовывать историю. И мыслью тяготится голова: —а вдруг потомки в пору изобилия заменят «устаревшее» Москва на чью-нибудь «в«л|нкую» фамилию? V гимнастических помостах для прыжков ;гр.у-да' пестрых кроссовок и трико. Из кабин доносится веселый- гвалт, стук решеток, перебран ка, хохот. После вечерней тре-;>; нировки моются молодые бор-’ цы. В светлых бегущих струях воды то и дело мелькают их налитые иунцовостью плечи, и- спины, упругой лепки икры, тонкие лодыжки, ступни. Ино гда из тумана ' брызг вдруг высовывается крепкая рука, наощупь находит шампунь и. снова исчезает в белесом размыве струй. —- А ну-ка, стань сюда под рожок, Геныч, — весело кри чит кто-то. — Гля иц него, братва! Как патлы седые от пустил. Ну, хипарь-самоучка!.. Серень, я забыл! Лом вчера 'во дворе трепался — на танц площадке снова панки возни кают. Сильвера там видели. И Косого... —- Кто такие, , почему не знаю?.. ~ с усмешкой появ ляется из кабины: раскраснев-, шийся стриженый паренек, ат ласно поблескивая буграми дельтовидных мышц. — Сильвер откуда-то с вок зала ездит. В . косу заплелся под пирата, хромает — от пад! А Косой — наш, слобод- . ской. Это который с латкой кол1аной на глазу... — Дешевки! — говорит Сер гей, бросая массажер на по мост. — Надо сходить разо браться. Давно уже их не шерстили. Слышь, команда? Из-под душа выходят еще несколько ребят, разбирают полотенца. — А Виталий Арнольдович не узнает, Серень? — коротко спрашивает один из них и, скрывая смущение, начинает тереть шею. —- Чё Арнольдыч-то?..- — с готовностью оборачивается тот. — Один такой «чубчик» уже сеструху зазывал видек шведский смотреть. Чё, теперь утереться, да?.. Ребята кивают, понятливо молчат. Если бы. речь шла не о Серегиной сестре, они, воз можно, отпустили бы шуточ ку на этот счет — так, из не ясного чувства противоречия, но это не тот случай. Ар нольдыч всегда подчеркивает, что в его отсутствие Сергей выражает и исполняет тренер скую волю. Арнольдыч же в ' секции авторитет. Он отучил ребят от сигарет и брани, за ставил коротко стричься и олеваться не вычурно, с муж- . ским достоинством, но глав ное — дал им ощущение ис тинного единства. «Мы дол жны быть в одном кулаке*. —- часто говорит он. — «Не под ражать и не попугайничать, а уметь отстаивать собствен ные ценности». Арнольдыч го-, ворит всегда неторопливо и негромко, но от этого как-то особенно весомо. Он бывший детдомовец, многое повидал в жизни, служил в армии. Его мнение здесь — закон. . Сергей же; как наиболее пре данный его ученик, тоже поль зуется в, секции авторитетом. Он старше других ребят, уже закончил школу. Его привык ли слушать... Ребята выходят на улицу, когда начинает смеркаться, и , На -западе нежно тлеет бледно- розовая заря. Пахнет липой, сырой травой и немного реч кой. Улицы уже пусты, полны светлой вечерней неги и ка жутся в этот час особенно чистыми, уютными. На повороте в парк навстре чу им попадаются оживленные девушки и ребята, чувствуя затаенный интерес к себе, на чинают шутить больше и гром че обычного. Теперь, в виду близкой «заварухи», они ост рее ощущают общую сплочен- У колеса обозрения в теат- ральноюранжевом свете крип тоновых ламп собраны вка- ре сверкающие «Явы». Из те ни выходит дежурный «коно вод», здоровается, дружелюб но протягивает пачку «Маль-* .... — Нет! — отстряццвт сига- ■ Сергей. — На сборах сейчас, реж^м, понял?.. 'Распространяться об отноше- ; НИИ «команды» к табаку он не намерен; -хоть против мо- . тюьшклистов-рокеров ничего и- ,,и,поимеет... .Ребята ведут себя Вполне прилично и приезжают сюда в основном из-за подру жек, которых увозят .за покататься,! а потом с даес- , .ком и шумЬм возвращаюЖца ‘ площадку, разгоряченных ^ 3 - дой, чуточку встрепанных, пах- . нущих свежестью и лугом. У Сергея тоже был когда-то свой мотоцикл, и он помнит еще его крепкий дух и то , выразимое ощущение свобо-' ды, когда мчишься в серебри стом свете фар, рвешь забра лом ночной воздух, и любое расстояние в округе кажется сущим пустяком... — Ну что там, на «толкуч ке»'? — коротко спрашивает — Даже не в курсе. Сейчас там столичные в основном. Манекенщицы ' такие, я уго раю, — «коновод» криво -ус мехается. напоминающих халаты.. , ~ Балдг^"«^^^!^^ли 1 .. зловещ^' щурится Сергей. . Лады! — В крови у него за,- гораются и начинают плясать диковатые искорки. .1 Ну, брат^,,,^:,^,р^^%рм! арестантские шествует: «Фашисты! Фашис- дыхание и смотрит на С|!львег Звеня ,шщями. неумело ра. Тот пьяно дергает годовой, белые зубы. Тогдй Сер- !шйется ............................. четных горожан белобрысый гей^^оц^ается на колени малый с серьгой в ухе. чинает^*^ормошить. йарня! — Сергей!-.®*РУ 1 *.<Ч|^наколках Мышцы удого каменно-твер один! — кричит Жанек.-.-^-__ды. глаза лролуприкрыт Блатных подпоцл| 5 ?*^п;рйве} 1 Щ ' пЬ.^ачены ввЬрх. , , . да. « ‘аш.л »Г И_ , - сд^чкивая себя; говофА он.’-^ ^ - гады!,.-,, ^ 'Л ~^*Ну, ты что. что ть|?! Тесним панкач<?й за диоск |^41 — взЦоляйванно'. слабея и уже пугаясь, за га^ { ^ , — здесь нас сраа№ -го 1 ори 1 | ‘ Сергей. трясет его Сергей. Он при- оперотряд повяжет. Я вон'цог^ Он сжшит туда, на звук по-" поднимает Сильвера, дует ему " ' • • тасовки.‘*‘-__ , " ....... ” Навстрёцу ему из-за киоска выскакивает парень с рыжей косой' через плечо. Ко лбу его прилё)пленй": влажная прядка ..«коровья подхвостница». Судя пр всему, это Сильвер. На пойЬе парня болтаются цепи, брежи, даже желтень кая детская спринцовка. Уви дев Сергея, он смело шагает лося в ошейнике беру, а смотрите сами... . , Г Он .коротко кивает и быст ро идет к верзиле в наушни ках с японским кассетником под мышкой. В памяти цара пается неприятное д авн е е— стычка с фанатами на стадио не. Тогда он позволил себе невежливое замечание в адрес футбольной команды, и такой же вот, стриженный под бокс, с октябрятской звездочкой на семиклинке кинулся на него с кулаками. Его он тогда сразу чложил «вертушкой», но. в общем-то, пришлось от ступить. Дружков-болельщиков в одинаковых плащах-регла нах оказалось слишком много «Внимание! Следить за ру ками!» •— говорит себе Сергей. «Тут всегда домашняя заго товка». — Слышь, малый, что вы в бочку-то лезете? — тяжело дыша, говорит Сильвер и бы стро оглядывается. — «Чё, лицо и видит темнеющие пергаментно-тонкие подглазья. Руки Сильвера слепо шарят по траве, ноги крупно Дрожат. И тут душу Сергея овевает холодом: он сейчас изломал, испортил что-то бесконечное, безмерное, непостижимое, це ну чему он просто не способен назвать. Сергей беспомощно оглядывается и, скрипнув зу- бамщ всей тяжестью навали вается на ноги стриженого паренька, в слепой надежде унять, подавить эту так пуга ющую его дрожь. Но тело Сильвера продолжает трепе тать и выпячиваться, будто вырастая из земли. Тогда Сер гей отстраняется и словно в ВЛАДИМИР КОРШИКОВ ст 1 т:: 4 с ^ ^ — Ладно, разберемся! Сань, клюка с собой? — Сергей йо- сится на приятеля и удовлет воренно кивает. — Как уви дишь, где хлястик пониже снины, — снимай. И всякий гоголь-моголь на рукавах. А, мы ищем волосатиков. Только обслуживать резко, без тре па. Шокотерапия и «отдых», ясно? — он молодцевато под дергивает молнию на блай зере. «Шокотерапия» — люби мое словцо Арнольдыча. Тот частенько употребляет его, когда ребята говорят с ним о «нынешних», о неформалах, и что именно это означает мо лодые борцы усвоили црекрас- И вот они идут по аллее туда, где в конце парка ска зочной новогодней елкой сияет танцплощадка. Навстречу им катится волна музыки. Усилен ный стереодинамиками, трепет но, страстно поет Майкл Джек сон, и его. голос, тонированный синтез-органом, кажется не человеческим, инопланетным. А вдруг, прямо в воздухе, сочно «чакчакают» констанъе- ты, сладким обвалом льется соло-гитара, и уханье басов прилетает как-будто издалека, из-за вековых ,лип. Перед кассами — шумная толпа. За забором ' «клетки» и возле нее колышутся танцу ющие. Панки собрались в кру жок у кйоска газ-воды. Одеты они, кто во что горазд и на поминают сейчас б1Х)Дячих ак теров. Несколько парней в обоезанных до колен джинсах картинно хлопают в ладоши — вероятно, кто-то там крутит нижний брейк. На кожаной безрукавке одного из них на трафаречено нитроэмалью: «Все на полевые работы». Девицы — в лиловых трико и (кзраз- ' мерных полосатых пиджаках, и, 'пожалуй, его репутации в секции был тогда' нанесен оп ределенный урон. Сергей успокаивает дыхание и вплотную приближается к парню. Тот в блаженстве ка тает жвачку во рту, медленно покачиваясь в такт музыке. Жидкие, травленные перекисью волосы его энергично взлох маченные, из-под курТКй’ с до машней небрежностью торчит оранжевый свитер. Сергей отводит наушник в сторону и громко, говорит ему —- Эй, милый, сбрось хомут, обокрали!.. Верзила отстраняется. Н а - . жав кнопку магнитофона, оки дывает его холодным взгля- — А ну, сдернул мухой, пу пок! Накажу!.. Скрывая рвущуюся из души глубоко пьянящую его радость, Сергей берется за шнур и бы стро тянет верзилу к газону. — Иди-ка сюда, сохатый,, тут травка повкуснее... Он сознательно провоцирует парня. Сейчас ему нужен Лишь повод. Краем глаза он замег чает — верзила непокорно дергает головой и замахивает ся. Чуть пригнувшись, легко избежав удара, Сергей корот ко лягает того в живот. Па рень переламывается пополам, пунцовеет и со стоном валит ся в кустарник. Бранясь и охая, он катается по траве. Сергей, принуждая себя не оглядываться, быстро идет впс- Панков уже теснят в тень молодых лип. Через их ряды будто прошел неожиданный шквал,. размотав «бродячую труппу» по всей аллее. На га зоне визжит девица с «геор гином» на голове. У комнаты смеха кто-то надрывно ,клику- &.'11оГ)сра», да'? А у нас спой стиль. Нельзя?..» — Ага! Стиля-яги!.. — об радованно цедит сквозь зубы Сергей и, резко выбросив впе ред руку, хватает того за ко су. "Гут ■же с невольной дро жью видит, как коса послзци- но ползет с головы панка, об нажая выстриженную макуш ку. В руке у Сергея дамский шиньон. Это вычурно и про тивно. Сильвер тоже в оше ломлении смотрит на Сергея,. Лицо его бледнеет; — Ах, ты, гад, —- фальцетом вскрикивает он и, быстро сдер нув с пояса спринцовку, брыз жет ему в лицо чем-то чер ным, вонючим. «Балда! Бдительность!..» — мелькает в голове у Сергея, а руки уже сами собой тянут ся к глаза,м. По лбу его льеч^ ся что-то тягучее, фиолетовое, смердящее до мурашек. «Прокисшими чернилами об дал, подонок!..» Всхлипнув от ярости, Сергей бьет панка локтем в подборо док, а затем, высоко выпрыг нув, наносит удар ногой «под яблочко». Сильвер падает, словно под кошенный. Сергей наклоняется, нерв^ но дерет траву с газона, пы- тцясь вытереть себе шею и чер нильное лицо, но понимает уже, чТо это бесполезно. Ид ти домой в таком виде ему нельзя. — Сейчас будешь 1чне курт ку вылизывать, понял? —• за дыхаясь, говорит он. — Вста вай, ты, гаденыш!.. — он тает лежащего парня за во ротиик и дергает на себя. В ответ из полутьмы слы шится низкий сорванный хрип. Так может хрипеть лишь че ловек, придавленный непосиль ным грузом. Сергей переводит бреду сорнащю шепчет: «Ку да?.. Куда его?! Быстрей!..», а сам не в силах отвести глаз, с оцепенелым вниманием смо трит на лежащего перед ним паренька. Утратив свои пыш ные волосы, и цепи, .Сильвер на его глазах превращается в обыкновенного «молодого», одного из тех, с кем по суббо там ходит Сергей на курсы в военкомат. И не. веря уже в возможность что-то исправить, Сергей приникает лицом к ла дони Сильвера, увенчанной колючими браслетами. Боли он не чувствует. Он бормочет , что-то бессвязное и нелепое, горько жалуется Сильверу, но слышит лишь обвальное уха нье басов ёа спиной, да шум й крики у .аттракционов. Не скончаемо длится этот танец и так же нескончаемо дерутся вокруг — на газонах, на ал лее и дальше, у «клетки» — где-то победно, ликующе-ярост но звучит под кронами лип неистовый «скоростной ме талл». И Сергей смиряется, потерянно застывает в пыли над гаснущим Сильвером, что бы до конца уже испить эту чашу, несущую многим еще под этим небом нежданные страдания и острую, неизбыв- . ную боль...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz