Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНЕЦ 2 У мая Ш 9 ПРО МОТОРКИ, И НЕ ТОЛЬКО В конце прошлого года липецкий облисполком принял решение «О мерах по улучшению охраны жизни людей на водоемах области». Прокомменти­ ровать ход выполнения этого постановления, рас­ сказать о проблемах в подготовке к лету мы попросили начальника государственной инсйекции по маломерным судам области Александра Ивано­ вича Посткова. ' . ' Отдых — дело серьезное — Александр Иванович, по статистическим данным в про­ шедшем году на водоемах об­ ласти погибло 10& человек, что а !,б раза больше, чем в 1987 году. Это что, результат пло­ хой работы вверенной вам спа­ сательной службы? — При данной постановке вопроса чувствуется явное пре- • увеличение возхкзжностей спа­ сательной службы. Которая, кстати говоря, физически не может- иметь свои посты во всех местах, к^’пания и отды­ ха. Видимо, . снижение числа несчастных случаев зайюит от осторожности как взрослых, так и детей, а также благора­ зумия руководства баз отды­ ха, пионерлагерей, профилак­ ториев. Здесь сплошь и Р5.ДОМ можно наблюдать, как роди­ тели загорают на берегу, а, дети часто без приоморра пле­ щутся в воде. Картита иди- личеокая до тех пор, пока не случится несчастье. Вот тут-то и оказывается, что под рукой нет ни лодки, ни спа­ сательного крута, ни челове­ ка, знающего, что нужно про­ тивопоставить злому року не- брежного отношеиия к воде. Сколшо угодно случаев, ког­ да люди не могут оказать са­ мую элементарную помощь да­ же своевременно извлечеяио- му из вкхды человеку. Ну а о том, как в прошлом году сра­ ботали спасатели, говорят цифры. — До массового открытия купального сезона есть ешс некоторое время. Какие конк­ ретные проблемы есть в орга­ низации безопасности этого вида отдыха? Не на одном пляже го­ рода нет телефонных эвтома- тов и авто1матов прямой связи со спасстанциями. В данном случае речь идет не о комфо­ ртном отдыхе, а о возможно­ сти своевремеино вызвать по­ мощь. Всего лишь пять минут отпущено природой на борьбу за спасение утонувшего. Но зачастую эти действительно драгоценные минуты тратятся лишь'на то. чтобы добежать и сообщить о случившемся. И если На пляже ЛТЗ или НЛМ.К это ешё как-то воз­ можно, то на городском. пля­ же привычный телефон может заменить лишь диковинный для нас ковер-самолет. ^Эко­ номя на десятке телефонных автоматов, что необходимы здесь лишь на три — четыре месяца, мы лишаемся десятков человеческих жизней. У,г^вляет позиция некоторых рукож>дителей предприятий^ Возьмем пляж и лодочную станцию, принадлежащую профсоюзному комитету ПО «ЛТЗ»; Этими объектами поль­ зуются, в основном, работники объединения и члены их семей. Казалось, профсоюз должен быть заинтересован в создании всех условий безопасного от­ дыха, но что на деле? Из года в год здесь нет не только ве- домствеинО|го спасательного и санитарного постов, но и да­ же элемедтарных фонтанчи­ ков с питьевой водой. На этом пляже не хватает раздевалок, скамеек, грибшв, туалетов; не­ регулярно работает буфет, вы, бор прохладительных напитков и кондитерских изделий в ко­ тором, мягко говоря, мини­ мальный. На базе ■стоянки ма- ломерны,х судов и базе прока­ та .тодок, также принадлежа­ щих ПО «ЛТЗ», настилы при­ чалов сгнили и пришли в не­ годность. Нет никакой гаран­ тии. что и здесь не случится несчастного случая. Еще за­ долго до открытия сезона—19 марта текущего года ГИМС направил на ПО «ЛТЗ» пись­ мо с указанием вышеизложен­ ных недостатков. За это вре­ мя ни на пляже, ни на лодоч­ ной базе ничего не изменилось, Я допускаю мысль, что в пос­ ледний момент и после указа­ ний %верху начнется срочное латание дыр по принципу тя.г1- ляп. Это неизбежно, так как подобное состояние лодочных баз и пляжа приведет к их закрытию. Видимо. профком объединения даже после напо­ минаний не шмйМает, что ни в чём- Не повинные люди лиша­ ются возможности полноценно отджать. — В начале аосьмидесятьк годов ма реке Воронеж было запрещено движение всех лич­ ных маломерных сэгдов, Решс! нием ’ облисполкома от 0 де­ кабря 1988 года этот запрет снят. Что экологическая обста­ новка реки изменилась в сто­ рону улучшения? — Да, действительно, было «®|С«Ю1ЛьК!о решений: «Об уси­ лении охраны природного кЬм- плевса реки Воронеж.» (1980 г.), «'Об улучшении на территории области среды оби­ тания выхухоли и других жи­ вотных и растений, занесенных в «Красную книгу» (1983 г.) Двджеяис моторок было за- иреидено не потому, что они 6Ы.ТИ признаны экологически опасными, ,а, в связи с тем, что .река Воронеж была объ­ явлена природным памятни­ ком. А памятники, как 1!гз,ве- стно, нужно охранять — и от шума, п от людей. — Получается, что' выхухоль вытеснила с реки и моторки, и людей, которые ими поль­ зовались? — Выхухоль здесь ни при чем. Ее. 1конечно-же. нужно ох­ ранять от массового истребле- ,кия, создавать в пределах ра- зумнемю условия Д.ТЯ ее раз­ множения. Я не случайно под­ черкиваю, что в пределах ра- зу1М1НЮго. Решение о полном' запрещенни дштжения лежит за этими нределами. Поэто­ му и вЫ!Воды сами собой на- лрашяваются комичные -— либо выхухоль, либо человек. Но ведь котрос мужно ставить о мирном и обоюдно безобид­ ном сосуществовании и тех. и других. Добиться этого сосу­ ществования гораздо сложней, нежели взять и запретить. Ведь общепризнанно, что сов­ ременный. автомобиль — ис- ТОЧ1Н1ИК- шума и загрязнения воздушной среды, ^обенно СИЛЬНО чувствуется это в боль­ ших городах, Но никому и г голову не приходит запретить движение автом1абилей, хотя бы1 личных. Корни ОШ'ИбОК нужно искать в той обстанов­ ке, в которой готовилось . ре- Ш'-Яне о запрете, когда счи- татшя ни с мнением ~ людей, ни с мнением компетентных спецяалястов было не при­ нято. — Насколько оправдано мне­ ние, что моторные. лодки на-, носят ущерб .реке? — А почему только мотор­ ные лодки? Ущерб природе приносит огромное количест­ во! ссаданных человеком ве­ щей.. Пусть это будет даже «е плотина, которых на наших реках, увы,--немало, а просто ■мост. Ведь Во время строи­ тельства и последующ# экс­ плуатации нарушается столе­ тиями созданное экологичес­ кое равновеше. Давайте пюду^ маем, что приносит больше вреда: лодочный мотор, кото­ рый лишь потекпиальяо может запрязшггь реку или ручей. с нечистотами зоопарка что из года в год сливает нечисто­ ты, причем невдалеке от цен- тралинюго шшка го1рода. Мы не можем лишить жителей го­ рода воахншности общаться -с животными, поэтому вьлнуж- дены! подвергать свою жизнь опасности. Кстати, преувеян- чейные слухи о вреде . лодок широко рашредтранияись пос­ ле запрета, который не был доведен до населеиня, не были абъяс!неН1ы причины его иош- ледмя. А неясности, как из­ вестно, порождают слухи ■— запрацают, значит вредно. — Как бы там ни было, н.о Мы уже привыкли к малмяу количеству моторок на наших водоемах. Не случится ли так, что после начала сезона, то есть после первого июня, дви­ жение лодок создаст дополни­ тельные угрозы жизни и чис­ тоты? — Для этого в 1988 году и была оовдана государственная инспезшня маломерных су(дов. Ведь после'*' расформирования в 1984 году яаиигационно-тех- |Нмческой инспекции река стала ф,актнчески бесконтрольной. А судоводители, несмотря на : все запреты, продолжали вы­ езжать под мотором на свои излюбленные места отдыха и рыбал1ки. Зд/ёсь было много случаев всякого рода недора­ зумений и откровенных зло­ употреблений. Сейчас- у реки едть конкретный страж — ГИМС! - ' Если можно, коротко р пользовании маломерными су­ дами в этом, 1989 году. - — Чтобы не подвергать жизнь отдыхающих излиш­ ней опасности, не мешать нор­ мальному отдыху людей, дви­ жение/ судов под мотором раз­ решено с 18 часов до насташ- ления темноты. , и с рассвета до 10 часов утра. Запрещено заходить в район пляжей и аквато1рий, отведенных для ку­ паний, сбрасывать за борт пи­ щевые и нефтеотходы, мусор и др. — Но ведь любые, даже са- мые строгиц правила, хороши, I когда они выполняются. ^ — На сеаодняшний день ГИМС в состоянии контроши- ровать сятуаьдаю в наиболее оживленных водоемах. Поми­ мо штатных работников мы нмер^ 50 активных, хорошо под'готовлввных внештатных инспекторов. Кроме тога, ши­ рокими правами наделены ра- ботинки • спасательных стан­ ций, рьлбоокраны, милиции. Но # ть и свои сложности. МЬ1 можем эффективно бороться с нарушителями, чьи базы при­ писки находятся на лодочных станциях, чьи суда зарегист­ рированы, имеют государег-, венные номера. Но очень Т1^д- но бороться с лодками, ушед­ шими в так называемое под­ полье, то'есть рассредоточен- . ными после 1980 года по ок­ рестным селам, базирующими­ ся на прибрежных огородах. Печальные цифры: в 1980 го- ^ ду в Липецке было зарегистри­ ровано 2250 мотолодок, на 20 апреля текущего года — Л 20 единиц по всей области. Сп1ро- сите, куда подевались осталь­ ные? Часть за бесценок была продана в соседние области, а часть содержится в незареги­ стрированном, подпольном до­ стоянии. Горькие плоды тако­ го положения мы пожинае’м до сих пор.'Так, 23 апреля этого года в 9 часов утра на Матырско.м водох|раяилище при подъеме браконьерских сетей перевернулась лодка «казан­ ка». Пгащб водитель председа­ теля областного общества. охотников и рыболовов 'И. Ф. Уколов,' цребывавший в не­ трезвом состоянии. Двум дру­ гим—^А. Харитонову— водите­ лю управляющего трестам «Липецкавтодор»,- и А. Дву- речешжому —работнику ЦДР помог оказавшийся рядом ме- стный житель. Как показало предварительное следствие, лодка не бьша укомплектова- на никакими 'средствами спа­ сения. Кроме того до сих пор неизвестен ее истинный хозя­ ин. -Сейчас ведется следствие, виновные будут наказаны, но ничем не комйенсяроВ1ать де­ тям потерю отца... Вода во все времена была прекрасным помощником и со­ ратником чедовека, но и во все времена она оставалась ко'вар1ной и редко -прощающей преступную небрежность... Интервью вед В. СТРОКОВ. Фото -автора.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz