Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 Л Е Н И Н Е Ц 'А Р М О Н 1 Ш 20 м$я- Ш89 г. ШЕДЕВРЫ Сегодня ученые-экологи много говорят о проблеме сохранения природы. Дума ется, что мы спохватились гораздо раньше, если бы се рьезнее, относились к сказ кам, стихам, к живописи и прикладному искусству. Выставка декоративно прикладного искусства Ки тая, которая откроете^! 26 мая в Выставочном - зале на улице Ленина* обязатель, нск. поможет почувствовать эстетическую прелесть при роды. .Может быть, красота цветов и птиц, трав и насе комых поможет понять лю дям, что все это надо обере гать. На выставке вы увидите изделия из коры дерева* из раковин, керамические блю да* фарфоровые ■вазы* изде ЛИЯ миниатюрной . плаетши, декоративное панно н детс-’ кие рисунки. Сейчас в городе, проходит декада китайского фильма- и эта выставка подхватит своеобразную . эстафету ки . тайского искусства в нашем городе и продлится до 24 июня. В день открытия 26 мая к нам приедут представители посольства КНР ^в СССР. Шдем вас на эту удивите- льш'ю поэтичную " выставку мира гармоничных вещей, МУЗЫКА^ КОЛОКОЛ Раннее воскресное утро. У верующих праздник, продол* жение пасхальной, недели., Н пестрая толпа прихожад уже собралась у Христорождествен- екого кафедрального собора, люди ждут началу службы. Я тоже жду. Чтобы, как договорились ранее со служи телями прихода, подняться на колокольню к новой звонни це и быть участницей празд ничного перезвона. Лестница винтом уходит вверх На каждой площадке с шумом снимаются с мест по тревоженные голуби. *На звон ницу мы поднимаемся втроем': вслед за служителем дядей • Василием идет «особый чело век» храма — Володя. ' Помолясь на высокий дере вянный крест» служители при ступают к звону. Бо-М-.тг-м.. Удар в большой колокол накрывает звуковой Волной площадку , звонницы Грандиозный по силе и слож ности составных тонов накат на миг опускает в небытие. Стоящие внизу люди с за прокинутыми лицами еще ло^ 8ят раскаты большого. А на колокольне уже рождаются иные • звуки, вступают другие колокола. Большой педальный, средний и два клавиатурных. Василий бьет ритмичными уда рами в малые колокола. Они держат темповый фон, дро жат звонкой терцией. Влади мир пробует и,мпров.из.ировать силой удара, которая рождает разные" звуки, и периодично стью боя — его ритмом. Сложным контрапунктам сплетается мелодия боя в гармонические гроздья. Они р-ушатся на лету, переходят в’ другую звучащую сферу и рассыпаются бисером тончай ших; не знакомых темпериро ванному строю тонов. ...Внизу встречают прихо жане. Делятся своими в.печат- лення.ми слушателей, — Вот видишь, Вась,—-го ворит одна из пожилых ,жен щин, — сето.дня уже лучше, — и вспоминает: — Раньше каждый звонарь имел свой перезвон на каждый праздник,. -У нас, например, к .заутрене звонили в большие колокола — «и-ди к нам. и- дн к нам», а потом уже крас ный перезвон устраивали. Па паша мой, помню. большой шутник был, и когда к обедне аленькие колокола вступали, говорил матери — иди блины Печь, слышишь, в церкви зво нят: «блцн-длин два бли на», Оно и вправду так с.ды- шалось... А ты бы, внучка, поучилась-то звону. Л-^олодая еще, сумела бы». О то.м, что в соборе нет сей час профессионального звона ря, знают все прихожане. Про тодьякон отец Пав^т, имею щий опыт обращения, с коло колами, из-за возраста не мо жет часто подниматься на ко-, локольню, да и времени нет. Поэтому и учатся колоколь ной .музыке от звона к звону служитель ДЯДЯ,, Василий и «особый человек» Володя, ' Отношение -к Володе у при хожан храма разное. Иные считают его человеком со странностями. Другие — сво им пророком. — Ты Не смотри на то, что людей много в хра.ме, — го-во- рит Володя, когда сидим с ним на скамейке возле церк ви. -— .Многое из того солома и пустота. Оттого и нет сей час звонарей, что хоть и зна ют люди закон, но о душе за были. Ведь колокол — как биение сердца. Гармо-ния зву ков его От чистоты души дол жна идти, от ясности ее. Мо жет не так говорю? — и, не оглядываясь, Воло;дя идет звонить завершение службы. Протяжные удары наплыва ют звуковой акварельку Бабу ли встают со скамеек и крес тятся на перезвон: «Хорошо звонят, до.лжно быть, сам отец дьязадн ударяет».. ...Колокол пришел в Россию в IX веке' с принятием хри стианства. И долгое время затем совершенствование ко локольной музыки было не^ разрывно связано с церковны- -ми ритуалами. В «Благовест- нике:» издания 1912 года, лю безно предложенным священ ником Христорождественско- го кафедрального собора от цом .^1ихаило.м, имеется систе матизация употребления ко локолов. Сообщается, к при- -меру, ЧИ.С.ЛО ударов в большой колокол на каждую службу, рассказывается об уместности «красного звона во все коло,- кола», выделяются и «особые ЗВОНЫ», Пони-мая ранее -«язык коло кола», верующие могли за много верст знать о происхо дящем в .хра,ме — «какой час в великий пост читается о церкви» или «когда благо словляют хлебы».. '«Следи и здесь за звоно.м,—• оказано в книге. ■— Ок будет в самую великую и священ ную .минуту*. Особая звуковая природа колокола, его умение дарить «благовест» были замечены профа;сиональны.ми композ№ торами и вызвали переносы з.вона колокола в инструмен тальную музыку. .Так были созданы чудесные «подража ния*. Вспомним сцену коронации Бориса в опере ’.^кусоргского, Раскачку колоколов, где по мимо ' звукоизобразительных моментов дан «характер про исходящего». Или ностальгиче ские перезвоны музыки Рах манинова, композитора, у ко торого сам способ рождения звука близок «кояокольчаты.м гроздьям», даже в его форте- ппаяяых миниатюрах. Современные композиторы охотно используют в своей му зыке «оркестровые колокола» — зв\жовысотные продольные пластины, закрепленные на перекладине. Но функции та ких колоколов прикладные. Не только потому, что стилиза ция не заменит первоисточни ка. В оркестре нарушается сама природа колокольного звона —• преображение тонов в воздухе, на открытом прост- ранстве. К тому же, колокол там ■— инструм'ент ударный. И биение его уже не может идти, как сказал «особый че ловек» Володя, «от часто ты и чистоты сердца». Несколько лет назад А, Цве таева в своей книге «.^1астер ' волшебного звона» вернула, на.м имя уникального музы- . канта Константина Сарадже- ва. Обладатель ' редчайшего музыкального слуха ~ в каж дой ноте он раз,тичал 243 зву чания — Сараджев посвятил себя «музыке будущего — ко- юкОлу». Он записал тоновую .звучность лучших московских колоколов и дал им полные му'зьжальные характеристики, В ряде теоретических работ, которые остались после му- .зыканта* утверждалась новая область искусства. «В природе нет эигармо.низ- ■ма», — писал он. И подтвер-. ждал это колокольными ком позициями, которые собирали у Мароновской церкви пол- (Москвы. Делом своей жизни Сараджев считал утверждение самостоятельности колоколь ной музыки, создание концерт ной ..звонницы. ■В начале 30-х годов . ряд видных музыкантов, среди ко торых .были композиторы Мяс ковский и Глиэр, обратились в Народный комиссариат по просвещению с просьбой о со здании такой звонницы. Но дело продвигалось медленно. ,И музьжант не дождался инст румента для своей музыки... Сегодня трудно с полнотой оценить нашу утрату от мно голетнего молчания, колоколов. Но можно сказать, что нача лом этой паузы стало вмеша тельство со стороны в дела церкви. Ведь любой вид ис кусства имеет первоначальную почву жизни. Прежде чем ду ховная музыка стала хресто матией для композиторо®-хо- ровиков и вошла в наши кон цертные залы, она веками со провождала церковную служ бу. И .кто теперь знает, может, по.пувековая тишина звонниц, «оглушила» целое поколение новых Сараджевых, людей с уникальным Слухом, огброси- ла назад готовую родиться «музыку будущего» — не раз деленную темперацией, сли тую С природой. Ту музыку, о которой веками мечтали композиторы — музыку' для улиц и площадей. ...В Христорождественском кафедральном соборе нет пока профессионального звонаря. Ко локола не настроены. И тех нически еще не приспособле- . ны для полнокровной музы ки. -Но закройте на миг глаза. Вы слышите? Вы слышите, как через монотонный, одинаковый для всех городов шум у'лицы прорывается живой и трепет ный голос колокола. Это .воз рожденная душа нашего, го рода. Музыка-колокол. Т. ЩЕГЛОВА, Р исунок И. Чемякиной.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz