Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 января 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ' • -б-УЬ*^>е‘ н 1 АнёшШ:гд года По иййциагиие ЦК ВЛКСМ в прошла., Всесоюзная научно-пракгическая конфе ренция, на которой состоялся:большой разговор о принци пиальных подходах к проекту перестройки Всесоюзной яио- нерской организации. В дисскуссии по атому вопржу при нял» участие сотрудники АПН СССР, работники городских, республиканских комитетов .комсомола, методисты домов и дворцов пионеров, вожатые, директора школ, организато ры внешкольной и внеклассной работы. Одним 1 ^ представителей нашей области на этой конфе ренции была директор средней школы № 55 г. Липецка Н. В. СЕМЕНЮЧЕНКО. могут составляться на различ ный временной период с уче том региональных, местных особенностей, контингента, состояния дел в дру^нине. Кстати, На конференции гово рилось о необходимости на печатать максимум вариайтов таких программ, в «Пионер ской правде», «Комсомоль ской правде», журнале «Во жатый». Надо ска. 1 ать, что эта программа — не догма для отрядов, Она трV^ько дает ориентиры роста коллектива- а содержание и виды деятель ности выбирают сами ребята, что способствует развитию их инициативы. Во-втррых, ок содержит подсказки для .. ре* бят; как научиться планирон" вать, действовать 'звеном, осуществлять намеченное, 1 . е. это своего рода «мето^. — Наталья . Викторовна, большинство педагогов, свя занных с работой пионеров в школах, могут с горечью кон статировать, что пионерская организация находится в пред кризисном состоянии. Нем ногочисленный «актив» и по давляющий «пассив»,- заорга- низованность мероприятий, не доходящие до ума и сердца большинства пионеров, от сутствие конкретного и живо го дела, скука вместо роман тики, детский бюрократизм, полная несамостоятельность большинства дружин и — как следствие — равнодушное от ношение девчонок и мальч 11 - шек к факту пребывания в ря дах ВПО — вот неутешитель ная картина состояния един ственной в стране массовой детской коммунистической ор ганизации... Впрочем, на кон ференции именно об этом и грворилось? — Да,, все перечисленное и явилось причиной проведения этой конференции. И я как человек, двенадцать лет про работавший в школе, хочу сказать, что в перечислении признаков «болезни» пионер- ской организации нет сгу щения красок. Не где-нибудь, а именно в- школе была воз можность видеть парадную шумиху и многочисленные мар ши к знаменательным датам. В сегодняшее сложное вре мя перестройки общественно го сознания .мы .должны при знать, что пионерская органи зация как ни одно другое объединение в нашей системе политического воспитания ^ ; нуждается в преобразованиях. Именно этот вопрос стоял в центре дискуссий, развернув шихся на конференции. — С чего предлагали на чать прежде всего? — Говорили о том, что ВПО необходим юридический ста тус детской политической ор ганизации. А также требуется создание собственной матери альной базы: в бюджет обла сти, района! .должна быть включена статья расходов на пионерскую организацию, что вместе с дружинными сбер- книжка;ми даст возможность материального обеспечения деятельности пионеров. Ну а что касается структу ры, то .здесь, оказывается, мы наделали ошибок еще в конце двадцатых годов, когда был взят курс на массовость в пи онерской организации, и ее пе ревели в школу. Начался мед ленный, но неуклонный про цесс потери самостоятельнос ти. Сегодня мы являемся сви детелями этого явления: во многих случаях формальный прием в пионеры (ни у •ко»го даже не возникает сомнений, что к концу 4-го класса все станут ими), низкий уровень активности большинства, ред кие проявления инициативы. Отряд сейчас равен классу, и вне зависимости от ТО'ГО, хочет или нет р'ебенок быть именно в этом отряде, он из ' него выйти и вступить в дру гой не может. Поэтому на конференции говорили о том, что надо разрешить создавать отряды не только в школе, но и по месту жительства, при Домах пионеров, на про изводстве, если там найдут возможность дать вожатого, и разрешить пионеру вступать в тот отряд, где он захочет работать. А пока отряды у нас будут находиться только в школе и для каждого ребенка будет заранее определено пребыва ние в каком-то конкретном, школа будет довлеть над пи онерской организацией, ли шая ее самостоятельности, подчиняя ее деятельность сво им целям й задачам. На базе же школы должны действовать разные объединения в клас сах, прсирильные по паралле лям, разновозрастные и дру гие. Необходимость создания тех или иных видов отрядов пусть определяет совет дру жины, исходя из осЬбенностей и нужд данной школы, т. е. строгая регламентация струк туры каждой дружины долж на быть отменена. В положе ние о ВПО настало время ввести пункт о добровольно сти вступления в организа цию и выхода из нее. Чтобы не потерять своих членов, советам отряда и дружины придется постоянно искать ин тересные дела, виды и формы работы. — Один из главных вопро сов, касающихся ВПО, — но вая программа деятельности. Марш, длившийся почти два десятилетия, закончен. На Всесоюзном слете в «Артеке» были проанализированы его слабые и сильные стороны. Главный недостаток заключа ется. в том, что это была про грамма, спущенная сверху. Обилие маршрутов, налрав- лрний предопределяло заор- ганизованность, детям отво дилась роль послушных ис полнителей. Какой должна быть новая программа? Ка кова роль детей в ее созда нии? Как создать методичес кое обеспечение реализации программы? По каким прин ципам ее можно построить? Что говорилось на конферен ции об этом? — Не буду пересказывать всего хода бурной дискуссии, сообщу только основные вы воды.. Общая стратегическая программа должна быть еди ной. Ею могут стать решения Всесоюзного , слета, который необходимо проводить регу лярно раз в пять лет. Такти ческих программ должно быть много, право выбора одной из них лучше предоставить самой дружине. Это программы ре ализации решений слета, они такая работа уже началась; в «Вожатом» напечатано три варианта роста пионерского отряда ~ «Ко.мпас», «Личная книжка пионера», «Мы —- коллектив». — А если ни одна из пред ложенных программ не устро ит дружину? — Тогда надо дать возмож ность ей самой составить про грамму своего развития и ре ализации стратегической про граммы. Только таким обра зом деятельность ВПО можно сделать конкретной, яркой, необходимой детям. Только так можно научить их ставить перед собой реальные зада чи, планировать свою деятель ность, работать не по указке. На конференции выясни лось, что во многих городах дружины, начали р:*ботать по программам, предложенным в «Вожатом»„ а некоторые уже составили сй)и. Хочется дать совет Липецкому ГК ВЛКСМ, который очень мед ленно поворачивается к на сущным проблемам пионерии, отправить своих представите лей в эти города,- чтобы на месте изучить смелый опыт перестройки этой работы. Проект перестройки ВПО будет дорабатываться и ши роко обсуждаться, но, дума ется, что уже сейчас найдены- верные подходы к сохране нию пионерской организации, к возвращению ей утраченно го авторитета. —• Ваша школа не один год сотрудничает с институтом об щих проблем воспитания АПН СССР по вопросам пионер ской работы. В прошлом го ду одни класс в порядке экс перимента стал жить по «Компасу». Изучив результа ты этой работы, прежде все го качественный рост кол лектива, пришли ли вы к реше нию предложить всем отрядам 3—-6 классов работать по этой программе?.. Сначала о том, чем нам понравился «Компас» с иде ей его рубежей. Во-первых, дичка» для отряда и его со вета. В-третьих, в «Компасе» реализуется принцип возраст ного подхода к планированию деятельности пионеров. -Ни для- кого не секрет, что сей час большинство планов со ставлено без учета возраста ребят, уровня развития кол лектива: и для четвертого класса, и для седьмого виды деятельности одни и те же. Рубежи же «Компаса» не привязаны- к переходу из класса в класс. Даже в их названии «Испытание делом», «Доверие», «Смена», «Маяк» ■— заложена оценка качест венного роста отряда с точки зрения его самостоятельности, сплоченности, умения делать конкретное дело. В-четвертых, «Компас» - дает простор для творческого поиска ребят, для проявления их потенциальных возможностей и способностей. Да, у нас в школе програм ма «Компас» обсуждается сей час во всех отрядах. И в пед коллективе тоже. А совет дружины думает над принци пиально новым планировани ем по рубежам, о том, как' поднять авторитет советов от рядов, как сделать работу пи онерской организации макси мально самостоятельной. Есть Идея создать межшкояьный отряд пашей школы и сосед ней, девятнадцатой. Планиру ем обмен опытом работы, сов местные семинары, сборы, учебу актива и т. д. Такое сотрудничество необходимо, т. к. трудно «вариться в соб ственном соку». Ведь больше ни одна дружина Советского района — за исключением 19-й школы — по этой программе не работает. Вполне возмож но, что мы о подобном опыте просто не знаем, т. к. ни РК ВЛКСМ, ни районный Дом пионеров распространением информации о чем-либо новом в работе е пионерами прак тически не занимается (по крайней мере это не доходит до директоров и организато ров). •— Наталья Викторовна, вы вскользь высказали п'ре-Лн-' ЗНИ, к городскому совету ПИО;' нерской организации... — Согласитесь, любому маль- чишке или девчонке необхр-. димо знать, когда и кем он выбран? Кто в него ' входит? Справляется ли со своими обят занностями? Какова программа его деятельности? На что он нацеливает дружины города?. Кто его возглавляет? На эти и другие вопросы не только я, директор школы, но даже дети и вожатые вряд ли смо гут уверенно ответить. Д ведь этот совет должен возглавлять и направлять работу всех го родских дружин! Так зачем же нам такой «орган пионер ского самоуправления»? Дав но пришла пора выбрать со^ вет рабочий, боевой, чтобы хотя бь 1 наполовину он состо ял из пионеров, отчитывался о своей работе через местную печать,, знал бы положение дел в каждой дружине, орга низовывал бы городские акций помощи пионеров городу, т. е. занимался бы конкретным де- — Согласитесь, сложным ос тается в области положение с вожатскимя кадрами. Почти во всех школах они меняются ежегодно, а это очень отража ется На жизни дружин. Боль шая часть вожатых приходит в школу после десятм-о клас са, • не имея представления о пионерской работе. Это объ ясняется рядом объективных причин: нехваткой специалис тов, выпускаемых Лебедянским педучилищем, отсутствием во- жатского факультета в ЛЕПИ, невысокой зарплатой,' несерь езным отношением этой профессии, бытующим до сих пор и т. Д. Однако и сейчас кадровый вопрос в городе можно и должно начать ре шать. Как вы думаете, что может помочь прежде всего? — Мне кажется, система стимулов в вожатской работе. Например, наверное, совсем несложно отдавать предпочте ние на заочное отделение ЛГПИ вожатым, которые тру дятся в школе и получают ре комендацию педагогического коллектива и пионерской дру жины. Далее: целесообразно максимальное использование в качестве вожатых студен тов пединститута, и не на две-, три недели так называемо^ «пассивной практики», а на весь год, закрепив их за оп- ^оеделенными отрядами с вы ставлением оценки за эту практику на отрядном сборе. И еще необходимо подумать над тем, как улучшить подго товку старшеклассников на УПК по данной профессии, от дав ее под контроль ГК ВЛКСМ, как это сделали в г. Коврове с последующим распределением выпускников по школам. — А что хорошего вам хо чется отметить в начале пере стройки пионерской работы в нашей области? — Обком комсомола наст роен больше на помощь, чем на' проверки. В нынешцем го ду регулярно проводятся се минары по «Компасу», плани руется ввести методические совещания по обмену опытом, готовится пленум по данному вопросу, делаются успешные попытки обеспечить дружины методической литературой. Более того, бюро обкома ком сомола приняло решение о со здании координационного со вета в помощь воспитателям, учителям, работающим с деть ми по программе «Компас». Но один обком эту работу с места не сдвинет, т. к. его представители просто физиче ски не в состоянии дойти до каждой дружины, чтобы изу чить ее работу, оказать по мощь. Перестройкой надо за ниматься На местах. И не на словах. А для этого надо вдумчиво и в то же время без боязни начинать новое дело. И не требовать от детей быстрых результатов. Иначе опять вернемся на круги своя. Е. МИТИНА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz