Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

14 января 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ' • -б-УЬ*^>е‘ н 1 АнёшШ:гд года По иййциагиие ЦК ВЛКСМ в прошла., Всесоюзная научно-пракгическая конфе­ ренция, на которой состоялся:большой разговор о принци­ пиальных подходах к проекту перестройки Всесоюзной яио- нерской организации. В дисскуссии по атому вопржу при­ нял» участие сотрудники АПН СССР, работники городских, республиканских комитетов .комсомола, методисты домов и дворцов пионеров, вожатые, директора школ, организато­ ры внешкольной и внеклассной работы. Одним 1 ^ представителей нашей области на этой конфе­ ренции была директор средней школы № 55 г. Липецка Н. В. СЕМЕНЮЧЕНКО. могут составляться на различ­ ный временной период с уче­ том региональных, местных особенностей, контингента, состояния дел в дру^нине. Кстати, На конференции гово­ рилось о необходимости на­ печатать максимум вариайтов таких программ, в «Пионер­ ской правде», «Комсомоль­ ской правде», журнале «Во­ жатый». Надо ска. 1 ать, что эта программа — не догма для отрядов, Она трV^ько дает ориентиры роста коллектива- а содержание и виды деятель­ ности выбирают сами ребята, что способствует развитию их инициативы. Во-втррых, ок содержит подсказки для .. ре* бят; как научиться планирон" вать, действовать 'звеном, осуществлять намеченное, 1 . е. это своего рода «мето^. — Наталья . Викторовна, большинство педагогов, свя­ занных с работой пионеров в школах, могут с горечью кон­ статировать, что пионерская организация находится в пред­ кризисном состоянии. Нем­ ногочисленный «актив» и по­ давляющий «пассив»,- заорга- низованность мероприятий, не доходящие до ума и сердца большинства пионеров, от­ сутствие конкретного и живо­ го дела, скука вместо роман­ тики, детский бюрократизм, полная несамостоятельность большинства дружин и — как следствие — равнодушное от­ ношение девчонок и мальч 11 - шек к факту пребывания в ря­ дах ВПО — вот неутешитель­ ная картина состояния един­ ственной в стране массовой детской коммунистической ор­ ганизации... Впрочем, на кон­ ференции именно об этом и грворилось? — Да,, все перечисленное и явилось причиной проведения этой конференции. И я как человек, двенадцать лет про­ работавший в школе, хочу сказать, что в перечислении признаков «болезни» пионер- ской организации нет сгу­ щения красок. Не где-нибудь, а именно в- школе была воз­ можность видеть парадную шумиху и многочисленные мар­ ши к знаменательным датам. В сегодняшее сложное вре­ мя перестройки общественно­ го сознания .мы .должны при­ знать, что пионерская органи­ зация как ни одно другое объединение в нашей системе политического воспитания ^ ; нуждается в преобразованиях. Именно этот вопрос стоял в центре дискуссий, развернув­ шихся на конференции. — С чего предлагали на­ чать прежде всего? — Говорили о том, что ВПО необходим юридический ста­ тус детской политической ор­ ганизации. А также требуется создание собственной матери­ альной базы: в бюджет обла­ сти, района! .должна быть включена статья расходов на пионерскую организацию, что вместе с дружинными сбер- книжка;ми даст возможность материального обеспечения деятельности пионеров. Ну а что касается структу­ ры, то .здесь, оказывается, мы наделали ошибок еще в конце двадцатых годов, когда был взят курс на массовость в пи­ онерской организации, и ее пе­ ревели в школу. Начался мед­ ленный, но неуклонный про­ цесс потери самостоятельнос­ ти. Сегодня мы являемся сви­ детелями этого явления: во многих случаях формальный прием в пионеры (ни у •ко»го даже не возникает сомнений, что к концу 4-го класса все станут ими), низкий уровень активности большинства, ред­ кие проявления инициативы. Отряд сейчас равен классу, и вне зависимости от ТО'ГО, хочет или нет р'ебенок быть именно в этом отряде, он из ' него выйти и вступить в дру­ гой не может. Поэтому на конференции говорили о том, что надо разрешить создавать отряды не только в школе, но и по месту жительства, при Домах пионеров, на про­ изводстве, если там найдут возможность дать вожатого, и разрешить пионеру вступать в тот отряд, где он захочет работать. А пока отряды у нас будут находиться только в школе и для каждого ребенка будет заранее определено пребыва­ ние в каком-то конкретном, школа будет довлеть над пи­ онерской организацией, ли­ шая ее самостоятельности, подчиняя ее деятельность сво­ им целям й задачам. На базе же школы должны действовать разные объединения в клас­ сах, прсирильные по паралле­ лям, разновозрастные и дру­ гие. Необходимость создания тех или иных видов отрядов пусть определяет совет дру­ жины, исходя из осЬбенностей и нужд данной школы, т. е. строгая регламентация струк­ туры каждой дружины долж­ на быть отменена. В положе­ ние о ВПО настало время ввести пункт о добровольно­ сти вступления в организа­ цию и выхода из нее. Чтобы не потерять своих членов, советам отряда и дружины придется постоянно искать ин­ тересные дела, виды и формы работы. — Один из главных вопро­ сов, касающихся ВПО, — но­ вая программа деятельности. Марш, длившийся почти два десятилетия, закончен. На Всесоюзном слете в «Артеке» были проанализированы его слабые и сильные стороны. Главный недостаток заключа­ ется. в том, что это была про­ грамма, спущенная сверху. Обилие маршрутов, налрав- лрний предопределяло заор- ганизованность, детям отво­ дилась роль послушных ис­ полнителей. Какой должна быть новая программа? Ка­ кова роль детей в ее созда­ нии? Как создать методичес­ кое обеспечение реализации программы? По каким прин­ ципам ее можно построить? Что говорилось на конферен­ ции об этом? — Не буду пересказывать всего хода бурной дискуссии, сообщу только основные вы­ воды.. Общая стратегическая программа должна быть еди­ ной. Ею могут стать решения Всесоюзного , слета, который необходимо проводить регу­ лярно раз в пять лет. Такти­ ческих программ должно быть много, право выбора одной из них лучше предоставить самой дружине. Это программы ре­ ализации решений слета, они такая работа уже началась; в «Вожатом» напечатано три варианта роста пионерского отряда ~ «Ко.мпас», «Личная книжка пионера», «Мы —- коллектив». — А если ни одна из пред­ ложенных программ не устро­ ит дружину? — Тогда надо дать возмож­ ность ей самой составить про­ грамму своего развития и ре­ ализации стратегической про­ граммы. Только таким обра­ зом деятельность ВПО можно сделать конкретной, яркой, необходимой детям. Только так можно научить их ставить перед собой реальные зада­ чи, планировать свою деятель­ ность, работать не по указке. На конференции выясни­ лось, что во многих городах дружины, начали р:*ботать по программам, предложенным в «Вожатом»„ а некоторые уже составили сй)и. Хочется дать совет Липецкому ГК ВЛКСМ, который очень мед­ ленно поворачивается к на­ сущным проблемам пионерии, отправить своих представите­ лей в эти города,- чтобы на месте изучить смелый опыт перестройки этой работы. Проект перестройки ВПО будет дорабатываться и ши­ роко обсуждаться, но, дума­ ется, что уже сейчас найдены- верные подходы к сохране­ нию пионерской организации, к возвращению ей утраченно­ го авторитета. —• Ваша школа не один год сотрудничает с институтом об­ щих проблем воспитания АПН СССР по вопросам пионер­ ской работы. В прошлом го­ ду одни класс в порядке экс­ перимента стал жить по «Компасу». Изучив результа­ ты этой работы, прежде все­ го качественный рост кол­ лектива, пришли ли вы к реше­ нию предложить всем отрядам 3—-6 классов работать по этой программе?.. Сначала о том, чем нам понравился «Компас» с иде­ ей его рубежей. Во-первых, дичка» для отряда и его со­ вета. В-третьих, в «Компасе» реализуется принцип возраст­ ного подхода к планированию деятельности пионеров. -Ни для- кого не секрет, что сей­ час большинство планов со­ ставлено без учета возраста ребят, уровня развития кол­ лектива: и для четвертого класса, и для седьмого виды деятельности одни и те же. Рубежи же «Компаса» не привязаны- к переходу из класса в класс. Даже в их названии «Испытание делом», «Доверие», «Смена», «Маяк» ■— заложена оценка качест­ венного роста отряда с точки зрения его самостоятельности, сплоченности, умения делать конкретное дело. В-четвертых, «Компас» - дает простор для творческого поиска ребят, для проявления их потенциальных возможностей и способностей. Да, у нас в школе програм­ ма «Компас» обсуждается сей­ час во всех отрядах. И в пед­ коллективе тоже. А совет дружины думает над принци­ пиально новым планировани­ ем по рубежам, о том, как' поднять авторитет советов от­ рядов, как сделать работу пи­ онерской организации макси­ мально самостоятельной. Есть Идея создать межшкояьный отряд пашей школы и сосед­ ней, девятнадцатой. Планиру­ ем обмен опытом работы, сов­ местные семинары, сборы, учебу актива и т. д. Такое сотрудничество необходимо, т. к. трудно «вариться в соб­ ственном соку». Ведь больше ни одна дружина Советского района — за исключением 19-й школы — по этой программе не работает. Вполне возмож­ но, что мы о подобном опыте просто не знаем, т. к. ни РК ВЛКСМ, ни районный Дом пионеров распространением информации о чем-либо новом в работе е пионерами прак­ тически не занимается (по крайней мере это не доходит до директоров и организато­ ров). •— Наталья Викторовна, вы вскользь высказали п'ре-Лн-' ЗНИ, к городскому совету ПИО;' нерской организации... — Согласитесь, любому маль- чишке или девчонке необхр-. димо знать, когда и кем он выбран? Кто в него ' входит? Справляется ли со своими обят занностями? Какова программа его деятельности? На что он нацеливает дружины города?. Кто его возглавляет? На эти и другие вопросы не только я, директор школы, но даже дети и вожатые вряд ли смо­ гут уверенно ответить. Д ведь этот совет должен возглавлять и направлять работу всех го­ родских дружин! Так зачем же нам такой «орган пионер­ ского самоуправления»? Дав­ но пришла пора выбрать со^ вет рабочий, боевой, чтобы хотя бь 1 наполовину он состо­ ял из пионеров, отчитывался о своей работе через местную печать,, знал бы положение дел в каждой дружине, орга­ низовывал бы городские акций помощи пионеров городу, т. е. занимался бы конкретным де- — Согласитесь, сложным ос­ тается в области положение с вожатскимя кадрами. Почти во всех школах они меняются ежегодно, а это очень отража­ ется На жизни дружин. Боль­ шая часть вожатых приходит в школу после десятм-о клас­ са, • не имея представления о пионерской работе. Это объ­ ясняется рядом объективных причин: нехваткой специалис­ тов, выпускаемых Лебедянским педучилищем, отсутствием во- жатского факультета в ЛЕПИ, невысокой зарплатой,' несерь­ езным отношением этой профессии, бытующим до сих пор и т. Д. Однако и сейчас кадровый вопрос в городе можно и должно начать ре­ шать. Как вы думаете, что может помочь прежде всего? — Мне кажется, система стимулов в вожатской работе. Например, наверное, совсем несложно отдавать предпочте­ ние на заочное отделение ЛГПИ вожатым, которые тру­ дятся в школе и получают ре­ комендацию педагогического коллектива и пионерской дру­ жины. Далее: целесообразно максимальное использование в качестве вожатых студен­ тов пединститута, и не на две-, три недели так называемо^ «пассивной практики», а на весь год, закрепив их за оп- ^оеделенными отрядами с вы­ ставлением оценки за эту практику на отрядном сборе. И еще необходимо подумать над тем, как улучшить подго­ товку старшеклассников на УПК по данной профессии, от­ дав ее под контроль ГК ВЛКСМ, как это сделали в г. Коврове с последующим распределением выпускников по школам. — А что хорошего вам хо­ чется отметить в начале пере­ стройки пионерской работы в нашей области? — Обком комсомола наст­ роен больше на помощь, чем на' проверки. В нынешцем го­ ду регулярно проводятся се­ минары по «Компасу», плани­ руется ввести методические совещания по обмену опытом, готовится пленум по данному вопросу, делаются успешные попытки обеспечить дружины методической литературой. Более того, бюро обкома ком­ сомола приняло решение о со­ здании координационного со­ вета в помощь воспитателям, учителям, работающим с деть­ ми по программе «Компас». Но один обком эту работу с места не сдвинет, т. к. его представители просто физиче­ ски не в состоянии дойти до каждой дружины, чтобы изу­ чить ее работу, оказать по­ мощь. Перестройкой надо за­ ниматься На местах. И не на словах. А для этого надо вдумчиво и в то же время без боязни начинать новое дело. И не требовать от детей быстрых результатов. Иначе опять вернемся на круги своя. Е. МИТИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz