Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
2 0 мая 1989 г. Л Е Н И Н Е Ц • 7 СБЕРЕЖЕМПАМЯТЬ В Липецкой школе 2 благодаря великому старанию,' энтузиазму нашей учительницы Ларисы Григорьевны Гонча ренко и ребят-старшеклассников создан прекрасный музей ный уголок позта-земдяка Алексея Липецкого. Удачно по добраны различные экспонаты, много здесь редких фотогра- фий, документов. Вместе с ребятами разыска ла Л. Г. Гончаренко и старые снимки дома по ул. Базарной (ныне Первомайская), где жил поэт в 1902—1909 годах. Ны не дом снесен. Кстати, он сто ял рядом со школой № 2, с правой стороны, здесь теперь опытный школьный^ участок. Ребята задумали на этом мес те соорудить памятный знак. А Л. Г. Гончаренко вынаши вает мысль соорудить здесь памятник поэту. Хотя быскро мный. Ну просто бюст Алексея Липецкого установить. Да и недорого все это (хотя часто ссылаются на средства как тормоз культуре, памяти, духовности, нравственности) - Заместитель председателя об ластного Фонда культуры Алек сандр Яковлевич Яблонский обещал проявить шефство и нашел скульптора, который соорудит бюст безвозмездно. Но продолжим э 1 ^уроию по музейному уголку поэта. Здесь же фото и еще одного дома, где жил А. Липецкий, по Комсомольскому проезду, № |14. Этот дом стоит до сих пор. Деревянный, двухэтаж ный, скромный- Ребята пред лагают установить на нем ме мориальную доску. А еще они говорят: хорошо бы устано вить такую же доску и на здании бывшего 4-клаосного городского училища (угол ул. Первомайской и Коммунальной площадн), ведь здесь, в 1897-^ 1900 годах учился Алеша Ка менский (настоящая фамилия поэта). Алексей Липецкий, как вид но по экспонатам музейного уголка, был не толысо поэт, не только писатель - прозаик, не только журналист, но и превосходный художник, ка!р- тины его экспонировались и за ру&жом. Он друШл с худож ником - передвижником Ни колаем Васильёвич|м; Орло вым, который жил в Липецке в 1913—20 годах в доме на ул. Усманскбй (ныне ул-Фрун зе) в Доме купца Замятина. Здание это сохранилось (дом № 9, бывшая областная дет ская библиотека). Дружил он и с догдожником Фадором Ме лиховым, учеником Серова и Коровина. Привлекают внима ние здесь и выставленные ри сунки Липецкого. Эго испол ненные карандашом этюды ста рого уездного Липецка и пей зажи его окрестностей. Инте ресны и подлшшые докумен ты, и черновшш его руколи- сен, в частности, стихотворе ние «Чернорабочио. Выстав лены и книги Алексея Липец кого, обложки его книг, вы пущенных в разные годы, в том числе и довоенные. Вот что рассказывает Л. Г. Гонча- режо; «В оформлении музей ного уголка нашего поэта- земдяка нам помогли его сест ра Александра Владимировна и брат Сергей Владимиро вич Каменские, они живут ря дом со школой. Очень помог нам поэт, председатель о^аст- ного уголка нашего поэта Сергей Парфирьевич Панюш кин. С. В. Каменский подарил две свои живописные работы с видами старого Липецка. К 100-летнему юбилею Алек сея Липецкого было принято специальное решение гориспол кома от 6 февраля 1Й87 г. № 74. Только вот решение этю плохо выполняется в том луик- те, где горисполком поручил своему горкомхозу заказать н установить мемориальную дос ку на. доме областной писатель- осой организации (это по ул. Скороходова, дом № 4, быв шая Канавная, где когда-то стоял дом, в котором н родил ся Алексей Каменский (Липец кий) в 1887 году. А доску горкомхоз пока не установил- А когда мы узнали, что в Липецке скоро откроется ли тературный музей, решили по могать в изысканиях, не толь ко связанных с А. Липецким, но н с другими писателями-зем- ляками. Если наши экспонаты заслуживают внимания, мы го товы лучшие передать в лите ратурный музей, когда он от кроется. Воздадим должное не только Алексею Липедкому, но н всем великим замечательным землякам». А значит, сделаем и доброе дело живущим. И тем, кто придет после нас... С. ПОЧИТАЕВ, учитель- По просьбе автора гонорар За публикацию мы перечисля ем на счет 702603 в фонд соз дания Липецкого областного литературного музея. К этому храму в селе Сезеново Лебедянского района, как и к многим другим в нашей области, не ведут никакие улицы... ■____________ • ■ _________ Фото В. КУЛИКА. ЗАГАДКИ-ПОД НОГАМН Часто периодическая печать сообщает о загадках, оставлен ных нам историей. Например, стоит в Индии жолрэнаа ко лонна, которая не ржавеет, несмотря на свой внушитель ный, около 2,5 тысячи лет, возраст. Или загадочные рисун ки в пустыне Насха, в которых прослеживаются изображения различных животных, правильные геометрические знаки, «стрелы» на плато Устюрт. Но загадочные сооружения сущест вуют не только «за тридевять земель», их можно встретить и в нашем крае, я не раз «поломать» голову, задавая вопро сы: кто, когда, зачем их соорудил? Условно они названы нами кольцевыми канавками и пред ставляют из себя замкнутый ровик, правильной круглой формы. Когда копали такую канавку, землю отбрасывали в центр и на внешнюю сторону: заключение' можно сделать из того, что эти части сооруже- ' йия немного возвышаются над окружающей местностью. Раз меры‘канавок невелики. На ружный диаметр составляет от 4 до 12 метров. Глубина и ширина ровика до 1 метра. Важно отметить закономер ность расположения канавок: они находятся на небольших возвышениях поймы рек. Рас полагаются в беспорядке груп пами, иногда вытянуты цепью по 'несколько штук^ встреча ются одиночные. Бывают ка навки, которые стыкуются в виде восьмерок с небольшим наложением ровиков, - Канавки открыты, ребятами нз клуба «Русь». В первый раз, увидев их, подумали, что эти сооружения связаны с гео дезическими измерениями. Они. как и геодезические знаки (реперы) располагаются на возвышенностях, и эти знаки тоже окапываются ровиком. Но уж слишком много их распо лагается на одном определен ном участке, да еще вдобавок в труднодоступном месте. И возраст таких канавок слиш ком велик для геодезических знаков, ведь на многих соору жениях растут большие деревья. Приняв во внимание все это, мы решили, что канавки ни в коей мере не могут быть свя заны с геодезическими знака ми. И тогда было выдвинуто еще йеоколько гипотез отно сительно их назначения. Во-первых, подобные соору жения напоминают захоронения финно-угров (начало 1 тыс. и- э .). Также можно предполо жить, что это древние святи лища—места, где совершались религиозные обряды. В пользу того говорит сама форма ка надок, которая Напоминает солярный знак (символ солн ца), и их расположение в труднодоступных местах. Еще одна версия: в (17 — 18 в.в. в этих местах были се нокосные угодья служилых лю дей городов До^юго, Соколь- ска, Романова, и канавками могли быть окопаны копны сена. Но, в таком случае, не совсем понятно, зачем окапы вать? Это лишено практичес кого смысла, ведь неудобно было бы скирдовать сено, ме шал бы .ровик. К тому же, по следний не мог предохранить стог ни от воды, нн от жи вотных, а внутренняя площад ка, окруженная канавкой, сли шком мала по площади, чтобы на ней расмеСтился стож<ж или копна сена. Кольцевые канавки пока об наружены только на реках Воронеж н Матыра. Единич ные канавки встречаются в районе села Филатовка, в се веро-восточный части двуре- ченокого болота, по левому б^егу реки Воронеж. Встре чаются канавки и по берегам реки Матыры, на западной ок раине села Ярлуково. Наиболь шая концентрация этих соору жений ^ в районах старого (лес в районе поселка Сили катного- завода) и современ ного устья реки Матыры. 'Они встречаются и по правому, и по левому берегу, ниже водо сброса Матырского водохрани лища. Канавки .интересны еще и тем, что кроме выше пере численных мест их нигде еще пока не встречали. О них нет упоминаний и в специальной литературе. Загадочные сооружения ждут своих исследователей. Наряду с изучением должен быть по ставлен вопрос об йх охране,, ведь кроме сугубо научного интереса, вопрос о сохранении кававсас тесно связан с реше нием экологических проблем в этих районах. В результате осушения болот и намывки грунта, что интенсивно дела ется в этих местах, могут по гибнуть не только сооружения. Пойменные болота надо сохра нять как нсточявк, который подпитывает реку родниковы ми водами и является своеоб разным питомником, откуда расселяется водная болотная растительность. Болота пред ставляют собой ' внутреннюю экологическую «нишу». Здесь кроме болотной растительнос ти "живут бобры, птицы « дру гие животные- А. ФИЛАТОВ, член областного краеведческого общества. ОДНА ИЗ ПОСЛЕДНИХ Фотография «Память минувшего» в газете от 11.02.89 г. еще раз должна нап^шить нам о том положении, в котфом оказался изображенный на ней памятник архитектуры. Это Ар хангельская церковь ХУШ века в се ле Хрущевка Липецкого района. Снимок можно назвать историчес ким. Ведь от того прекрасного тво рения деревянного зодчества, кото рое можно видеть на нем, осталась, к сожалению, лишь колокольня. Д ан .она, что называется, «доживает» по следние дни. Мало того, что отсутст вуют двери, окна, в плохом состоя нии кровля, но существует еще и угроза того, что в один, не очень далекий, день колокольня просто раз валится. Местные «любители»' стари ны' продолжают выбивать нз-под нее камни, разрушая фундамент. Ценность этого памятника заключа ется еще и в том, что колокольня — одна из последних деревянных пост роек на территорий области. А ведь 2—3 века назад подобные творения русского деревянного зодчества мож но было встретить едва ли не в каж дом селе. Надо сказать, что долгое время де рево считалось в нашей лесостепной зоне главным строительным матери алом. Местных зодчих привлекали его прочность, дешевизна, удобство при обработке. В XVII веке, когда наши земли были на краю Г^сского госу дарства, выполняя роль «засечной черты», крепости - остроги были де- рерянными. Из дерева делались дома, хозяйст- венньге постройки, возводились хра мы. Кстати, первый христианский храм—^тринадцатиглавая София—был построен в Новгороде в 989 году из мощйых дубовых бревен. Русский человек во все, что он де лал из дерева, вкладывал творческое начало, поэтому произведения из де рева, дошедшие до нас из прошлого, привлекают своей красотой и изящ ностью. Эти слова можно отнести и к колокольне Архангельской церкви. Несмотря на плачевное состояние, па мятник пфизводит огромное впечат ление. Внушает уважение и возраст постройки: ей уже двести лет. Но не все это время церковь находилась именно в Хрущевке. Построена она была в 80-х годах. XVIII столетия в бывшем городе-крепости «засечной черты» Романове (ныне село Лени но). В 60-х годах прюшлого века Ар хангельская церковь была разобрана и перенесена в соседнее село Хру щевка, где и находится сегодня. Если мы будем продолжать наблю дать за судьбой хрущевской колоколь- . НИ со стороны, лишь с интересом спра шивая себя—развалится или не раз валится, боюсь, и этот памятник мы потеряем навсегда. Поэтому надо действовать. Надо спасать колокольню, И, по-моему, самым разумным будет разбор н перенос колокольни в Ли пецк. в район Древне-Успенской церк ви. Ведь раньше около Древне-Успен ской церкви стояла деревянная ко локольня. Кроме того, высказывают ся мнения за создание в этом месте на базе хрущевской колокольни Ли пецкого музея деревянного зодчества. По-моему, такое предложение, можно- только приветствовать. Тем более, что- в области сохранились еще деревян ные постройки. Это церковь в селе Свищевка Лев-Толстовского района, оставшаяся без колокольни, деревян ная мельница в селе Проходня З а донского района, последняя в своем роде на территории нашей области. Все эти сохранившиеся деревянные 'постройки могут составить Липецкий музей деревянного зодчества. Здесь их смогут осмотреть все желающие, да и так будет решена проблема по- спасению бесценных творений наших предков, ведь все они сейчас нахо дятся в очень плохом состоянии. Главное, чтобы все эти идеи и проекты воплотились в жизнь, а не остались, как это часто случается, только на бумаге и словах. Иначе мы потеряем и тс^ немногое, что еще и# 1 еем. А^ НАЙДЕНОВ, студент истфака ЛГПН.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz