Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
20 мая 1989 г. 6 • Л Е Н И Н Е Ц ХОТЕЛОСБЬЫ УСЛЫШАТЬ Сейчас много и справедливо го ворят о том, что ведомственная бюрократическая система управле- ния оби|ественным развитием. • иг' норируя интересы народа, приве ла страну к тяжким последстви ям. Бессмысленный рост масшта бов производства на базе старых технологий, работа промышленно сти на собственные н.ужды, а не на потребителя; затратный подход к экономике обусловили повсеме стное разрушение и загрязнение окружающей среды, дефицит пот ребительских благ и товаров для народа, рост заболеваемости лю дей,' снижение их благосостояния. Во многих городах’ нашей стра ны создаются общественные эко логические клубы при редакциях городских и райоцных газет. На счету защитников природы уже немало добрых дел. Хотелось бы узнать, какую ра боту Б .этом плане проводит .ва- ща газета? Где же нащ комсомол? Чем же он занимается? Современные ком сомольцы у нас все больше раз влекаются: дискотеки, видеотеки и т. д. Никто не говорит, что от всего этого надо отказаться, но не слишком ли однобоки интере сы наших ’молодых людей? . Как сказалась перестройка на молодежи, какую работу предоп ределяет она в решении злободнев ных проблем в конкретном случае, я имею в виду экологию? Принимают ли какое-то участие в этом школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, вузов? Хотелось бы обо всем этом «ус лышать» на страницах «Ленинца». Наш город нуждается в оздоро влении. Надо добиваться, чтобы все предприятия нашего города были экологически чистыми, это’ необходимо для нашего выжива ния). И еще: в пор.у гласности тре буется регулярная объективная информация населения об эколо гической обстановке — качестве воздуха, питьевой воды, продук тов питания, уровне радиации. Решения этих задач должна добиваться общественность. Есть ли вообще в Липецке ка кое-то экологическое движение, а еще лучше клуб или секция? Как к нему присоединиться?, Т. КОРНЕИЦЕВА. ОТ РЕДАКЦИИ: Тревожные вести с «экологи-, ческого фронта» в‘ «Ленинце» по являлись не раз и не два. Некото рые грани проблемы мы уже ос. вещали, тему борьбы за спасение природы будем вести и дальше. Но вот что по меньшей мере удивляет: ни одно из выступле!^ «Ленинца» не вызвало даже небо льшого количества откликов. Мы, увы, не боги, и без вашей помо щи, дорогие читатели, во всем не разберемся. Хотелось бы, чтобы откликнулись и специалисты разшах сфер деятельности, так или инИче связанных с экологией, и поделились своим взглядом на охрану природы в области, высту. пили с проектами улучапения эко логической обстановки как в го роде, так и на селе. Что Же касается экологических объединений, у нас в Липецке действует клуб «Эколог», о рабо те которого и условиях, необходи мых для вступления в него, мы расскажем в дном из ближайших выпусков «Родинка». В планах также и более близкое знакомство с деятельностью областного сове та по охране окружающей среды, призванного быть нашим главньш защитником от ведомственной слепоты хозяйственников, рубя щих наш общий «сук», что ЗОВС 1 Т. ся природой-матушкой. Ждем ваших писем! Лесное озеро. К 90-летию Леонида Максимов^[ча Леонова «ЖИВИ К з к к и а ч н о р о й мп1 |10|..1(.- 11о1ери 6 .1И1КИХ г е н нм . Н>- 1 у Ч Г . |И М01!!|1Ь И ОНС'МН »ан(] 1.1а.1ыо хва.1еоны1 речи, чт венмой ЮВС1ТИ. То же самое нгих НН1.а 1С.1ей. мы редко н( Л а и а й к ' 111мет 1м , г \ нечадкн ни п , вам о ЮМ.' 410 И чаи Максимовичу Леонову , вс .ж к рый 1ас .1уж | |.| КН1КИЙ нок.юн н ч к ро.гиой »ем.1и, за го, ч ю 0011-1 к высокому . 3 0 .4 V — еЖ ниш Родине , О биографии писателя мы знаем очень немного. Сам Ле онов считает, что творчество писателя — «единственно до стойная биография», ибо «по зволяет видеть, как. в .лупу , , главные. события . его ума и донять внутренние связи меж ду возникавшими в разный период его деятельности идея ми на -всем протяжении твор ческого пути». Поэтому свою жизнь Лео нов описывает очень кратко. В ее строках прочерчены толь ко некоторые детали; арест от ца, крестьянского поэта-само- учки, за издание революцион ных брошюр, развал -родитель ской семьи, , жизнь в калуж ской деревне, за/гем в доме де да, московского лавочника, годы,учебы в гимназии, .уход добровольцем на граждан, скую, работа в красноармей ской дивизионной газете и, начиная с 1922-го, профессио нальная писательская деятель- Другую, глубинную биогра фию/ 'биографию душевных движений Л. Леонова .мы на ходим в «го произведениях: «Барсуки», «Соть». «Вор». «Скутаревский», «Дорога на океан»... Я открыла для себя Леоно: ва-художяика, Леонова-чело- века' в романе «Русский лес». В этой книге ясно звучит призыв протянуть руку зелено му другу, оценить, наконец, этого терпеливого труженика, который «кормил, одевал, грел нас, русских... первым встава.ч преградой на пути врагов». Читая, как бы слышишь в каждой строке: «Живи, рус- -ский лес». Но это только по верхностная сторона пробле мы романа- Леонов показывает нам, .что вырубка лесов ведет не. толь ко к оскудению земли. Са мое страшное то, что «с вы- - падом. уходом леса как пол- <|рих(1Д111 прозрение: к аш и ч е я чго 11Р:1.о:и.1и им 1е11ла и .(Юб |ь ич. И шнорим мы ю г .га >Пы |ММ1чи1ь \ .зары 11й1це|:1 происходи ! и н шношемии иа - Д. 1 СЧ ям , 10 . 1 Ж 11 пе при жизни , уи) ЧракТНК.Ч я хочу |(,ЗПОМ. н сн с .т н и ею ! 9 0 .301 Леоии.з^ ому худож нику г .ю яц , к о ю - .за (.11!)е ноднижничеетпр но пн п р о п у ж . и е г паши душ и и едиевному, ежечасному сдуж е - ноправной стихии может . из- -мениться. и еще неизвестно,-в какую сторону, наша нравст венность». Ведь лес. — давний «воспитатель и покровитель», нашего народа, хранитель нравственного, эстетического, морального начала, .главный страж истоков жизни, тех родников, из которых сама мать-земля напоит каждого, кто пришел к . ней с добрым сердцем, и одарит . она его богатством и щедростью души. ■силой и ‘ стойкостью, чтобы идти прямой ДОрОгГОЙ. А если не живой, а мертвой водой напитана, душа, то . до тов человек .кривой окольной тропкой пробираться к соб,- ственной выгоде, готов на подлость, предательство. Раз дираемый дьявольскими стра стями, он должен разрушать, а не создавать, и, прежде всего, стремится он задушить истоки другой; горячей и свет лой души... Л, Леонов определил назна чение современного писателя, «как следователя ■по ■ особо важны:м делам человечества». И борьба главных героев ро мана Вихрова и Грацианского выходит за рамки одной про блемы.'Это борьба Добра и Зла, Света и Тьмы, борьба не только за лес, но за нрав ственность, за будущее... Эта борьба стала знамением сего дняшнего дня. И когда пости гаешь это, то звучащий осо бенно ярко .мотив: «Живи, русский лес!» — воспринима ется совсем по-другому, Он воспринимается, как призыв хранить чистоту души, исто ки русского характера, заветы предков, делающие нацию спо собной на великие дела н свершения. В отрывке из неизданного еще романа «Мироздание по Дашкову» Леонов пишет: «В земных печалях та лишь пре доставлена нам крохотная уте. ха, чтобы на необъятной кар те сущего, найдя йсчезающе- малую точку, шепнуть себе: здесь со своей болью обитаю я». .Местонахождение самого писателя на пересечении исто рических координат — самая гуща чаяний и тревог Роди ны. Это он глазами Вихрова «всматривается в ненаглядные •морщинки материнского ли ца — с нежностью и оттенкам той неизменной грусти, без которой не бывает ни боль шой любви, ни, пожалуй, ду шевного здоровья», Леонов предстает пере5; нами прежде •всего неспокойным че.човеком. ' которого волнует .малейшая печаль и.чн хворость матери- - земли, и языком сердца гово рит' он нам о них. Просто поражаешься порой способности писателя предви деть гряд\тдее. Это, навер,ное. особое свойство души Леоно ва — ТОН 1 КО чувствовать толь ко-только появляющуюся боль родной земли, которая . впос ледствии может о:бернуться страшной болезнью. Как пророчески сейчас зву чат слова Калины, как бы живой души русского ■ леса, ' впитавшей в . себя «тысячелет ний опыт народа»; «И как побьете до последнего дерев ца русские-то леса, тут и от правитесь. родимые, за хле бушком на чужую сторонку». И ведь закупаем уже, хотя не все еще 'вырубили, но. сле пой, жестокий топор продол жает косить без разора... Все чаще проскальзывает эта тема ^ в теле- и радиопе- .редачах, и хотя заглушается она потоками, развлекательных программ, но оставляет в ду ше .след грядущей еще бдль- шей беды и создается в мыс лях неразрывная цепочка: ру бят .теса — болеют города — болеют люди. Так давайте же «всесветным набатом пробу дим тяжкий полуденный сон России», чтобы не «докати лась» земля .до непоправимых последствий иашего бездушия. Еще в 1965 году в статье «О бо-тьщ'ой щепе» М. Лео нов предупреждает о том. что. за.яышляется ' злодейство над Байкалом: «Сымем же шапки всенародно в тот пасмурный денек, когда хлынет туда, в эт}' чистейшую чашу, первая отра 1 ва...» Как: же слепы и глухи .мы были, И теперь, .открывая по немногу глаза, мы видим, что Фото М. Барабанова. давно СТОИ.М на .коленях с опу щенной головой, и уже целы ми ручьями струится отрава в наши реки, и одера. Взошли .холодные, бесплодные- звезды над .нашим лесом, нашими храма.ми, да и над самой жи: знью. И даже страшно стано- ■вится: как много развелось Грацианских, хозяйничают они, на зе.м,те нашей и, не заботясь о будуще.м, тешат, свои . чер ные, пустынные души тем, что затаптывают наши истоки и наши родники, душат н ащ живую воду, «без которой не родятся ни дети, ни хлеб, ни песня, и одного глотка ее хва тило предка.м на подвиги ты сячелетней славы». Так услышим же биение, го рячего, взволнованного сердца Леонова. Отвлече.мся от своих единичных, болей и, увидим на шу общую — боль нашей Родины. А на вопрос, что де лать на,м, опять .Же . ответит Леонов, В той Же статье он пишет: «...великие гробницы живым нужнее. чем мертве цам. Это они властно связы вают поколения .круговой по рукой, зовут иа повторение от цовского подвига, клад.ут уз ду на иную -неустойчивую со весть, ‘ трезвят хвастливое удальство, укрощают присту пы.? ад.,минйстративной эйфо рии», Сохраним же до капель ки то не,многое, что у нас ос талось. Вновь выставим «са мое дорогое в бессменный «а. раул, чтобы не... пробралась сюда, не замутила, не осквер нила чистой струйки ничья по ганая ступня». Давайте дадим нашим детям испить из этих родников, ведь «в детских, ду шах гулко отдается 'всякий щелест богатырской старины». И тогда можно смело смот реть в будущее, не страшась обещанного через 7 лет конца света, ибо оно не только бу- ■дет, но буде-г светлым и пре красным. ■' Мое путешествие по книгам Леонида Ма-ксимовича Леоно ва только началось. И я зову всех в этот путь. Зову поел'зГ- шать голоса «родной земли, подслушанные» Леонойы>м в ' народе,. вс.мотреться в мате ринское. лицо Родины и по чувствовать боль ее, ка.к свою собственную И тогда меньше'- будет писе.V^ отчаяния в ре дакцию «Ленинца», потому что такие книги просветляют ду ши, дарг силу, и верится, чго если мы не будем ра)внодуш- ны-ми, то завтрашний день бу дет лучше сегодняшнего. Н. ШАЛЬНЕВА, студентка филфака ЛГПИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz