Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
20 мая !989 г. Л ЬМИН ЕЦ ф о Т 9 мйя праздноиался Д(М1ь рождег1ня Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ- НЕ ПРОСТО ПРАЗДНИК Л-' 1 я боаынинстил .иодсй каждая точка отсчета нового года жи:<| 1 и, кроме семейного торжества -- еще и день, в который вспоминается прожитое, с радостями н горестями, находками и иотеря.ми. удача.ми и просчетами. Воспоминания - аналиа и основа программы на б.\ду 1 щч’: адак нет, .уже нс раз эдак нет. .уже не раз обжегся. Ну, а' дин рождения всесоюзных органи.зацнн? Здесь с пере стройкой многое из.меннлось. Ие только кумачно-фанфарная пышность внереметкку с победными перечнями цифр и ле. 1 . а и... по-людскн думается.' П праздничная дата 19 мая - День рождения Всесоюзной пионерской организации имени Владимира И.зьича Ленина - не просто «красный лист» календаря. Взгляд Впрошлое ;,ь; Год рождения. Год 1922^ Р а з рушенная войнами и интервен- Всесош •.|ИЧ< ПИОЩр'КОН зации'’ -'. .отменив ею на '-Ка кой ей быть"». С.юво <ппчнер' г. б \ 1 ;вал 1 .И 1)\1 дней голодная, холодная Россия, а,-шерево,;е о.значает <червоо1- Беспризорщина. Семь миллио- нт.крывате. 1 ь В н о в ь п ат ь перв 1.1 нов детей; потерявших и кров, и родителей — страшное соци альное бедствие, поразившее страну. И вместе с тем — ве ра. Вера в светлое будущее. И непобедимое желание добиться его. Первые пионерские отря ды появились как бы на стыке стремления быть рядом со взрослыми, в этой борьбе и по нимания взрослыми необходи мости воспитать из детей дос тойную; зкомиунистическую сме ну. В -нашей-; области, как и по всей стране («Ленинец» уже не однократного:обращался к этой теме) создаются при заводах, -—фабриках, железнодорожных де по новые и новые пионерские , отряды. ■Вслед за городскими ребятами красногалстучное пле мя пополнили и юные сельчане. Пионеры вместе со старши ми товарищами — вожатыми сами- искали точки приложения' сил. Это они боролись с безгра мотностью, пьянством взрос лых. Это; они, свято веря в пра воту дела своего; шли порой на смерть от руки противников Со ветской власти. Враги их боя лись... А в народе пионерия пользовалась высоким авторите том и безупречной репутацией. Но позднее, когда наше об щество было подмято команд но-административной системой, пионерскую организацию, увы, постигла та же участь. «Пере кочевав» в стены школы, «крас ногалстучная» пережила вместе с ней и процентоманию с обез личкой тридцатых, и авторита ризм сороковых — пятидеся тых. и администрирование ше стидесятых, и формализм с «гонкой мероприятий» семиде сятых — начала восьмидесятых годов. Пионерское движение, создан ное изначально как .организация детей, превратилась в организа цию для детей... День сегодняшний Застарелых «болезней» пио нерии, как и всему нашему об ществу. досталось много, Глас- .__ ^цоеть сегодня дает возможность высказаться всем и обо всем, узнать больше правды о про шлом. Пршрлось нам увидеть за последнее время целый ряд материалов, подвергающих сом нению, а то и вообще «ниспро вергающих» пионерское дви- . жение, его героев (таких, как Павлик Морозов). Да только прошлые ошибки и издержки гласности оказались не в состоянии подкосить то здоровое, что выжило в пио нерской среде. Об этом, по-мое му, красноречиво заявил IX слет пионеров в Артеке, где сами ребята сняли с повестки дня вопрос; «Быть или не быть ;ми пр! 1 зва.' па IX с.пме ре бят М. С. Г(Ч)бачев. 'Смо.юс берипчь .'.а насгечшще, поле, ные дела, за то, ню еще никто не пробовал. И действуйте энер гично, настойчиво. Мыггв вас верим и надеемся, что растет новое поколение борцов за со циализм и коммунизм». Требуется осознание этих слов, определение цели. И я пол ностью согласен с мнением ре дактора отдела коммунистиче ского воспитания журнала «Пи онер» М. Матвеевой; «Навер ное, все-таки то, что отличает нашу организацию — так это воспитание коллективиста. Де ло не в том, чтобы член нашей организации был самым образо ванным. трудолюбивым и на читанным, ведь и знания- и труд, и рачительность можно при желании использовать толь ко ради собственного обога щения, жить под девизом «Кто смел, тот успел», или «Все — в дом...» Научить, ребят дружить, ра ботать сообща, не жадничать, заботиться о других. Не с хри стианским налетом заботиться; «Потом все зачтется, воздаст ся», а сознавая, что не в воз даянии дело, дело в том, что все, что мог сделать для лю дей — сделал...» А как учить? Боюсь, что этот вопрос воз никнет в очень большом коли честве голов. Эпоха готовых рекомендаций, шаблонных ме роприятий, «обязательных - форм» породила исполнитель ность в худшем понимании. Пока еще мало людей, естест венно, и пионерских работни ков, способных «творить, вы думывать, пробовать», брать на себя ответственность. Перестройка в пионерской организации невозможна без осознания недопустимости жить на одних рецептах «сверху». Да и в скорости «рецептурная» практика -отживет свое оконча тельно. Тут уж дело зависит от каждого из нас, оттого, как скоро мы прозреем, отойдем от психологии «маленького чело века». Да, день рождения — не про сто торжество, но и время раз думий и решений. Нашей пио нерии есть чем гордиться в свой праздник, летопись дел красно галстучного племени пополняет ся новыми и новыми добрыми, интересными страницами. Но только . очень и . очень многое надо сделать, чтобы избежать «черных» и «белых» пятен, клякс на этих страницах. А как избежать? Думайте и пробуйте, р'ебйта! На то вы и первопро ходцы. А. ШАЛЬНЕВ. При.|динк в гПроче1ее Ф(11.. В КУЛНК \ Лт СЛ ИИТЕРЕСИЫХ ДЕЛ Под этой рубрикой мы начинаем публикацию мини-матё- рналов о том, какие новые, нетрадиционные формы пионер ской работы пробуют внедрить у себя в Фколах, Домах пи онеров, пионерлагерях педагоги, вожатые^ в, конечно же, сами пионеры. Если будет интереснЬ; дорогие читатели, об1- ращайтесь по названным адресам — и с вами с радостью поделятся опытом. Итак, мотайте на ус! Мы завели сберкнижку на старшую вожатую Теперь на- . Ша пионерская организация финансово самостоятельна. Н. Романовская, СШ № 4 г. Грязи. * * * Мы начинаем планировать работу в друЖине с того, что вывешиваем план-сетку «Сами планируём, сами выполняем», где.ребята, пишут, что они хо тели бы провести сами и в чем принять участие. Т; Фролова, старшая пио нервожатая СЩ № 10 г. Липецка. Работа совета дружины у нас начинается с отчетно-вы борного сбора. В совет дру жины выбираются ребята по желанию, то есть те, кто хо чет работать и знает, что он будет делать. Планирование в дружине на чинается с разведки интерес ных дел. Г Чуркина, старшая во жатая СШ № 9 г. Ли пецка. * Ц; * , Отчетно-выборный сбор дру жины — итоговый сбор года. Совет дружины совместно со старшей пионерской вожатой Н. Есауловой решил провести его творчески. Место проведе ния сбора превратилось в пи онерский телецентр «Радуга», где каждый пионерский отряд показывал свою телепередачу, отражая в ней итоги работы за год; 4 а — пионерский телемост; 46 — ребятам о зверятах; 5а —‘ «Утренняя почта»; 6в — «Прожектор перест ройки»; 56 — «В гостях у сказки»; 7а — «Спокойной ночи, ма лыши!»; 76 — «Что? Где? Когда?», Дружина им. О. Кошевого, СШ № 37 г. Липецка. * * * В средней школе № 1 г. Ли пецка создано объединение «Школастрой». Работают цехи: швейный (шторы, скатерти, тенты...), цех шгрушки . (мас- ; ки), строительный. планирует ся плиточный. Н* ^ ^ . Считаю, что-в школе не мо- ■жет быть самоуправления, а только соуправление. Рабо таю сразу в двух классах: во 2 и в 5. Есть интересный опыт по взаимодействию младших и старших школьников. С. Ф. Дьякова — учи тель СШ № 42 ц. г. т. Лев Толстой. * * * Мы разделили все школьные дела на три вида: чисто пио нерские, нереходные и адми нистративные. Решения прини маются на совместных засе даниях комитета комсомола и совета дружины. В. А. Котельников — ди ректор СШ № 64 г. Ли пецка. * « * Мы провели эксперимент: в , отряде на одного взрослого — 15 детей. Цель — дойти до каждого ребенка.' Основной упор делается на дело звена. В^ течение дня отряд разбива ется на зветья, ребята сами планируют свои дела, чтобы был занят каждый член звена. Пионеросий лагерь «Про метей». * * * Совет друзей октяорят в дружине — инициатор всех дел с октябрятами. В инте ресной игровой форме прово дят пионеры политинформации, для октябрят (вопросы и отве ты, теледередачи — 15 минут). Средняя школа № 9 г. Ли пецка. * * * Проводим конкурсы на луч шего вАжатого октябрят. По бедителей направляем в ок- тябрятские группы и звездоч ки. В конце года проводим ан кету «Нравится ли быть во жатым?» О. Тужикова, член СДО СШ № 9 г. Липецка. * * * Под руководством РК ВЛКСМ работает историко патриотический клуб «Память». Ребята ведут поисковую рабо ту, ищут людей с интересной судьбой, героев войны и труда: Материал обрабатывали, на его основе готовим вечер «От всей души». Л. К. Якимова, Дом пио^ неров К Усмани. ^ ^ ^ В нашей школе создан за вод «Малютка». В этом году заключили договор с 5-ю пред приятиями города: при школе 4 хорошо оборудованных мае- терашх. Изготовляют про дукцию ребята на уроках тру да, на ОПТ. В прошлом году изготовляли детали, предметы из тканей. Изготовили 10 стан ков для ручной вышивки. Сши ли 30 комплектов костюмов для детей-сирот. В 1987 году заработали 2 тыс, 700 рублей. Решение о расходовании ■средств принимает педсовет, совет дружины и комитет ком сомола. Приобрели инструмен ты и оборудование для каби- В. Демин, г. Елец, СШ №-23. Шесть лет на базе городско го Дом8 пионеров существу^' ет педагогический класс по подготовке отрядных и стар ших вожатых. В, нем обуча ются ребята 9-х—110-х классов. Программа обучения рассчита на на 2 года.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz