Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 января 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ф 5 НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ... Чужой беды не бывает Диалог с учителями Когда я ехал на встречу с мо лодыми учителямй-активистами, чья учеба была организована об комом ВЛКСМ на базе отдыха «Голубая даль», ждал интерес ного разговора. Но поначалу диалог не сов сем клеился—видно, свалился, как снег на голову. Только ми нут через пятнадцать мы нашли «общий язык». К сожалению, га зетная площадь не позволяет передать полностью содержание более чем часовой беседы, а вот главные моменты—попытаюсь. Разговор начался с «Ленин ца». Каков он по мнению чита телей? Что нравится, что наобо рот? Какие темы требуют бо лее детального освещения? Мнения—разные. «Ленинец» выписывают. почти все присут ствовавшие, И: поэтому оценки — отнюдь не голословны. Со вершенно справедливо, напри мер, было замечено, что публи кациям газеты не хватает пока системности в освещении вопро сов, волнующих читателей. А вот винить в этом только газе ту, и об этом говорилось, нель зя. Ведь каждая статья непросг то чтиво, а и повод к размыш лению, определению своей соб ственной позиции к поднятой проблеме. Если что-то затронуло душу, вызвало одобрение или напряжение-^;-откликайтесь. Ведь не, каждый же день мы имеем возможзйюсть просто соб раться читателями и обсудить что да как. Пока приходится ждать (и не всегда успешно) писем—оисликову: Наболевшим вопросом прак тически для всех уздтелей ста ли сельхозработы школьников в осенний период.^ . — Ребят все время упрека ют в нежеланий работать. А откуда взяться желанию, если приходится соседствовать в по ле с людьми, уже взрослыми, бьющими баклуши? Приезжаем с утра, школьники берутся за уборку. Позже, где-то в середи не дня, «подтягиваются» р а ^ т - ники НЛМК. Походят по полю, посидят, покурят, и—по автобу сам. А наряды, несмотря на та кую «ударную» работу, им за крывают с вдвое большим коэф фициентом... — Мало того, ■ что страдг учебный процесс, складывается впечатление, что ребятами про сто «затыкают дыры». Грязь, слякоть—все равно езжайте! И нормы рабочего времени пре вышаются. А в результате—за работаны копейки. Насколько мне известно, по всему СоюзуТотказались от прак тики массового привлечения де тей на сельхозработы. Среди «безотказников» — Средняя Азия, Краснодарский край и наша Липецкая область. Газета же этой проблеме уделяет мало внимания... — А я считаю, что мы здесь сами себе противоречим. Кому как не нам, знающим все «бо лячки», трения с хозяйственни ками во время сельхозработ, бо роться с ними в первую оче редь? И родителей надо под ключать, вместе действовать.' - ...Что ж, и летние лагеря тру да и отдыха, и осенние сель хозработы пшольников, без сом нения, заслуживают не только серьезного разговора, а как можно более пшрокого обсуж дения и. конечно, решения, что бы избавиться от ежегодных мытарств, Будем готовить сани летом, то есть, скорее телегу зимой; в ближайшее время по стараемся привлечь к рассмот рению проблемы все заинтере сованные стороны. Когда речь зашла о самоуп равлении в школе, одним и главных его врагов была назва на авторитарность многих педа гогов, стремящихся впихнуть мо лодую энергию ребят в предель но узкие рамки: «от сих—до сих», и не далее. С помощью чего ее изжить—поговорим чуть ниже. Сложно пока и с самими навыками самоуправления у школьников—не учили этому. И как рассказывали учителя, получив возможность «самоуп- равляться», которой так настой чиво добивались, ребята' не зна ют, как ей распорядиться. Вот тут-то и возникает Опасность другой крайности, что зовется анархией. Для внедрения самоуправле ния в школьную жизнь в пер вую голову необходима педаго гика сотрудничества {в противо вес авторитарности), подкреп ленная хорошими знаниями то го, что внедряется. Молодые учителя по достоинству оценили публикацию в «ЛеЯинце» мето дических разработок кафедры теории и методики воспитатель ной работы ЛГПИ и были еди нодушны; хорошее начинание должно быть продолжено. А как с авторитарностью? На чнем с ее, так сказать, истоков. Первопричина ее возникновения - боязнь учителя растерять свой авторитет (а есть ли он?) пока зать себя человеком неинтерес ным в неформальном общении е ребятами. Авторитарность ~ как правило, удел людей, не владеющих элементарными на выками общения, некоммуника бельных. Самое же обидное в том, что у многих задатки ин тересных людей, не успев про явиться, гибнут. И гибнут, как ни странно, в педвузе, придав ленные тяжеленным блоком академических дисциплин, вклю ченных в программу. Есть, ко нечно, и студенческий актив, но, как правило, это люди немнож ко «отпетые», не боящиеся по жертвовать «грызением грани та» ради главного—совершенст вования себя как общительного, интересного, обладающего орга низаторскими задатками вожака. О том, чтобы пересмотреть про грамму педвузов, говорилось и писалось много, но пока сдвиги в лучшую сторону очень не значительны. Что-то будет впе реди?.. , И еще. После разговора, ког да мы все дружно пели под ба ян Валерия Беляева самые — самые разные песни, участвова ли в мини-конкурсах, когда я смотрел, как азартно взялись молодые учителя, разбитые на две команды, за подготовку к импровизированному новогодне му балу, с какой прямо-таки детской непосредственностью и бескомпромиссностью боролись за каждый командный балл, йе- селились от души, пришел еще к одной мысли. Вот такую воз можность «вспомнить детство золотре». поучиться в игровой форме новому, просто познако миться, надо предоставлять не только молодым активистам, а просто молодым и постарше учи телям в каждом районе. Райко мам и горкомам комсомола сов местно с отделами народно го образования это вполне по си лам. да и просто необходимо. Ведь наверняка новые и новые учителя благодаря таким уро кам неформального общения смогут без дрожи в коленях или без высокомерной позы встать на одну ступеньку с учениками. А. ШАЛЬНЕВ. В Тбилисской средней школе Л1 110 прнстугаии в занятия.м учащиеся из горо дов Армении, пострадавших от : 1 емлстрясеи 1 Ш. Им созданы все условия для уче бы. Ребята обеспечены учебншйгии, иеобходи.чьгмн школьны.мн принадлежностями. Говорить о том, как приня.тн пострадавших ребят их сверстники, учителя, на верное, нс надо. Ведь чужой беды ие бывает. НА СНИ-ИКЕ; учащиеся олнпнадцатого класса, где учатся и ребята ж? Арме нии, шнпут сочинение на тему «Чужой беды ие бывает». Урок ведет преподаватель ница русского я:шка и литературы Иветта Лнтоиовиа Ширбабчева. (Фотохроника ТАСС). «ДОБРАЯ МЫСЛЬ ДОБРОЕ ДЕЛО» Первая ассоциация со сло вом «сказка» — дети и, ско рее всего, маленькие. А вот соседство его с 8 -м или 10 -м классом, прямо скажем, не привычно. И все же участни ками бала сказок, прошед шего в СЩ № 9 в предново годние дни, были не только мальшш-первоклассники, для которых это был первый выход «в свет», но и такие серьезные, занятые и дале ко не сентиментальные стар шеклассники. Правда, почти все пока занные ими сказки были да леки от классических вари антов, Золушка щеголяла в джинсах, да и Красная Шапочка с Буратино не обо шлись без «фирмы». Старое на новый лад. Пародия. Но ведь каждая сказка уже са ма по себе сатира, наука, а не только развлечение. Ребята из 8 -го класса ре шили поставить «Муху-Цо- котуху». Без «варенок» и «плейеров», без «рокеров», и «брейк-данса», без коопе ративов и-арендных подря дов. А ту самую «Муху», ко торая, найдя в поле денеж ку, пошла на базар и купи ла обыкновенный самовар. Вместе со своим классным руководителем - 'Мариной , Тенгизовной Никулиной за думались они над стихами К. И. Чуковского. Мудрая сказка всегда современна. В тексте — настоящая тра гедия. Злодей обижает сла бого, а все забились по ще лям и боятся высунуть нос. Равнодушие — плата за гостеприимство и щедрость. Разве не напоминает это не которые тенденции нашей жизни? И вдруг появляется маленький, но очень смелый человек, сильный своей отва гой и благородством. Побеж- дается зло. Нравственной чистотой, моральным со вершенством. верой в идеа лы добра. Сколько в наше время сказано о «молчаль никах», сколько написано о мещанстве, и вот она — детская сказка, сатирой не уступающая обличительным статьям. Поэтому и заинтересовал меня этот класс, не потнав- шийся в конкурсе за беспро игрышной современной фор мой, которая сама по себе уже гарантирует успех. Есть скептики в любом . коллективе. Были они, ко нечно, и в 8 «Б». Но Мари на Тенгизовна, хотя и ве дет классное руководство всего 3 месяца, видимо, та кой человек, что умеет и за интересовать. и увлечь са мых нерадивых и равнодуш ных. И в итоге те, кто боль ше^ всех отказывался от ро лен, лучше всех сыграли. Ведь кому-то и хочется, а стесняется, кто-то боится неудачи, кто-то насмешек, кто-то сам себе боится при знаться в своем увлечении детством. — а вдруг пропа дет так тщательно нагоняе мая на себя «взрослость»? А вот Марина Тенгизовна знает, как сказать, чтобы улетучились . страхи и не удобства. Репетировали у нее дома. Не выбирались самые способные — все по лучили роли, всем н сказке хватило места для проявле ния своих актерских талан тов. - Человек раскрывается в действии. А в процессе ре петиций и учитель, и учени ки очень многое поняли друг о друге. Далеко не всег да в школьных стенах да ется такое. Объяснения уро. ков. ответы, зачеты, конт рольные. Только ученик и только учитель. А тут еще и коллеги по творчеству, со беседники. товарищи по иг рам. И игра, оказывается, увлекательная. Сами приду мывали и мастерили костю мы." Практически не нужны были большие декорации — тоже справились сами. Пе ред выступлением накупи ли бубликов, молока, чая, принесли варенье. Чаепи тие у Мухи-Цокотухи было настоящее, «с молоком да с крендельком». Ребята в спектакле шугали и бала гурили. А на самом деле го ворили об очень серьезных вещах. Они не заняли при зового места. Но у них ока зался, мне кажется, самый почетный в сценическом кон- 1 дгрсе приз — диплом *за актерское мастерство, самая большая награда за труд и дружбу. На мой вопрос, трудно ли было выступать в роли ре; жиссера этого ребячьегб действа, вернее, сочетать ее с ролью учителя, Марина Тенгизовна ответила; ~ Я глубоко убеждена: для того, чтобы взять, — надо дать. Дети должны иметь право на отдых, ина че они не буд^'т учиться. Ес ли ты систематически чита ешь мораль, то она при едается, и никто не обраща ет на твои призывы внима ния. Надо менять средства общения. Наших учеников сейчас очень трудно чем-ли бо удивить. Они обеспечены, хорошо одеваются, напичка ны кучей информации и Д 5 '- мают, что знают все, хотя в общем-то не знают почти ничего, катастрофически ма ло читают. Надо научить. Покажи, как жить по-ново му, как перестраиваться, в первую очередь сам . будь впереди. Еще В. И. Ленин сказал: «Если учитель слаб, его слабости перейдут его ученикам». Привыкли ви деть учителя-«сухаря», а на до дарить больше радости общения друг другу. Только скука и безделие порождают черствость и тупость, К Новому году Марина Тенгизовна подарила своим ученикам переводные кар тинки с мудрым Змеем, на оборотной стороне кот< 2 )ых были написаны фразы (каж- до 1 ^ своя), над которыми она немало задумьшалась. И, мне, кажется, эти слова ребятам всегда будут вспо минаться. Ведь как сказал восточный мудрец Маздак: «Добрая мысль, Доброе слово, ■Доброе дело». Я. ИЛЯСОВА-БАКУНИНА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz