Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

14 января 1989 г. ЛЕНИНЕЦ ф 5 НА ОДНУ СТУПЕНЬКУ... Чужой беды не бывает Диалог с учителями Когда я ехал на встречу с мо­ лодыми учителямй-активистами, чья учеба была организована об­ комом ВЛКСМ на базе отдыха «Голубая даль», ждал интерес­ ного разговора. Но поначалу диалог не сов­ сем клеился—видно, свалился, как снег на голову. Только ми­ нут через пятнадцать мы нашли «общий язык». К сожалению, га­ зетная площадь не позволяет передать полностью содержание более чем часовой беседы, а вот главные моменты—попытаюсь. Разговор начался с «Ленин­ ца». Каков он по мнению чита­ телей? Что нравится, что наобо­ рот? Какие темы требуют бо­ лее детального освещения? Мнения—разные. «Ленинец» выписывают. почти все присут­ ствовавшие, И: поэтому оценки — отнюдь не голословны. Со­ вершенно справедливо, напри­ мер, было замечено, что публи­ кациям газеты не хватает пока системности в освещении вопро­ сов, волнующих читателей. А вот винить в этом только газе­ ту, и об этом говорилось, нель­ зя. Ведь каждая статья непросг то чтиво, а и повод к размыш­ лению, определению своей соб­ ственной позиции к поднятой проблеме. Если что-то затронуло душу, вызвало одобрение или напряжение-^;-откликайтесь. Ведь не, каждый же день мы имеем возможзйюсть просто соб­ раться читателями и обсудить что да как. Пока приходится ждать (и не всегда успешно) писем—оисликову: Наболевшим вопросом прак­ тически для всех уздтелей ста­ ли сельхозработы школьников в осенний период.^ . — Ребят все время упрека­ ют в нежеланий работать. А откуда взяться желанию, если приходится соседствовать в по­ ле с людьми, уже взрослыми, бьющими баклуши? Приезжаем с утра, школьники берутся за уборку. Позже, где-то в середи­ не дня, «подтягиваются» р а ^ т - ники НЛМК. Походят по полю, посидят, покурят, и—по автобу­ сам. А наряды, несмотря на та­ кую «ударную» работу, им за­ крывают с вдвое большим коэф­ фициентом... — Мало того, ■ что страдг учебный процесс, складывается впечатление, что ребятами про­ сто «затыкают дыры». Грязь, слякоть—все равно езжайте! И нормы рабочего времени пре­ вышаются. А в результате—за­ работаны копейки. Насколько мне известно, по всему СоюзуТотказались от прак­ тики массового привлечения де­ тей на сельхозработы. Среди «безотказников» — Средняя Азия, Краснодарский край и наша Липецкая область. Газета же этой проблеме уделяет мало внимания... — А я считаю, что мы здесь сами себе противоречим. Кому как не нам, знающим все «бо­ лячки», трения с хозяйственни­ ками во время сельхозработ, бо­ роться с ними в первую оче­ редь? И родителей надо под­ ключать, вместе действовать.' - ...Что ж, и летние лагеря тру­ да и отдыха, и осенние сель­ хозработы пшольников, без сом­ нения, заслуживают не только серьезного разговора, а как можно более пшрокого обсуж­ дения и. конечно, решения, что­ бы избавиться от ежегодных мытарств, Будем готовить сани летом, то есть, скорее телегу зимой; в ближайшее время по­ стараемся привлечь к рассмот­ рению проблемы все заинтере­ сованные стороны. Когда речь зашла о самоуп­ равлении в школе, одним и главных его врагов была назва­ на авторитарность многих педа­ гогов, стремящихся впихнуть мо­ лодую энергию ребят в предель­ но узкие рамки: «от сих—до сих», и не далее. С помощью чего ее изжить—поговорим чуть ниже. Сложно пока и с самими навыками самоуправления у школьников—не учили этому. И как рассказывали учителя, получив возможность «самоуп- равляться», которой так настой­ чиво добивались, ребята' не зна­ ют, как ей распорядиться. Вот тут-то и возникает Опасность другой крайности, что зовется анархией. Для внедрения самоуправле­ ния в школьную жизнь в пер вую голову необходима педаго гика сотрудничества {в противо­ вес авторитарности), подкреп­ ленная хорошими знаниями то­ го, что внедряется. Молодые учителя по достоинству оценили публикацию в «ЛеЯинце» мето­ дических разработок кафедры теории и методики воспитатель­ ной работы ЛГПИ и были еди­ нодушны; хорошее начинание должно быть продолжено. А как с авторитарностью? На­ чнем с ее, так сказать, истоков. Первопричина ее возникновения - боязнь учителя растерять свой авторитет (а есть ли он?) пока­ зать себя человеком неинтерес­ ным в неформальном общении е ребятами. Авторитарность ~ как правило, удел людей, не владеющих элементарными на­ выками общения, некоммуника­ бельных. Самое же обидное в том, что у многих задатки ин­ тересных людей, не успев про­ явиться, гибнут. И гибнут, как ни странно, в педвузе, придав­ ленные тяжеленным блоком академических дисциплин, вклю­ ченных в программу. Есть, ко­ нечно, и студенческий актив, но, как правило, это люди немнож­ ко «отпетые», не боящиеся по­ жертвовать «грызением грани­ та» ради главного—совершенст­ вования себя как общительного, интересного, обладающего орга­ низаторскими задатками вожака. О том, чтобы пересмотреть про­ грамму педвузов, говорилось и писалось много, но пока сдвиги в лучшую сторону очень не­ значительны. Что-то будет впе­ реди?.. , И еще. После разговора, ког­ да мы все дружно пели под ба­ ян Валерия Беляева самые — самые разные песни, участвова­ ли в мини-конкурсах, когда я смотрел, как азартно взялись молодые учителя, разбитые на две команды, за подготовку к импровизированному новогодне­ му балу, с какой прямо-таки детской непосредственностью и бескомпромиссностью боролись за каждый командный балл, йе- селились от души, пришел еще к одной мысли. Вот такую воз­ можность «вспомнить детство золотре». поучиться в игровой форме новому, просто познако­ миться, надо предоставлять не только молодым активистам, а просто молодым и постарше учи­ телям в каждом районе. Райко­ мам и горкомам комсомола сов­ местно с отделами народно­ го образования это вполне по си­ лам. да и просто необходимо. Ведь наверняка новые и новые учителя благодаря таким уро­ кам неформального общения смогут без дрожи в коленях или без высокомерной позы встать на одну ступеньку с учениками. А. ШАЛЬНЕВ. В Тбилисской средней школе Л1 110 прнстугаии в занятия.м учащиеся из горо­ дов Армении, пострадавших от : 1 емлстрясеи 1 Ш. Им созданы все условия для уче­ бы. Ребята обеспечены учебншйгии, иеобходи.чьгмн школьны.мн принадлежностями. Говорить о том, как приня.тн пострадавших ребят их сверстники, учителя, на­ верное, нс надо. Ведь чужой беды ие бывает. НА СНИ-ИКЕ; учащиеся олнпнадцатого класса, где учатся и ребята ж? Арме­ нии, шнпут сочинение на тему «Чужой беды ие бывает». Урок ведет преподаватель­ ница русского я:шка и литературы Иветта Лнтоиовиа Ширбабчева. (Фотохроника ТАСС). «ДОБРАЯ МЫСЛЬ ДОБРОЕ ДЕЛО» Первая ассоциация со сло­ вом «сказка» — дети и, ско­ рее всего, маленькие. А вот соседство его с 8 -м или 10 -м классом, прямо скажем, не­ привычно. И все же участни­ ками бала сказок, прошед­ шего в СЩ № 9 в предново­ годние дни, были не только мальшш-первоклассники, для которых это был первый выход «в свет», но и такие серьезные, занятые и дале­ ко не сентиментальные стар­ шеклассники. Правда, почти все пока­ занные ими сказки были да­ леки от классических вари­ антов, Золушка щеголяла в джинсах, да и Красная Шапочка с Буратино не обо­ шлись без «фирмы». Старое на новый лад. Пародия. Но ведь каждая сказка уже са­ ма по себе сатира, наука, а не только развлечение. Ребята из 8 -го класса ре­ шили поставить «Муху-Цо- котуху». Без «варенок» и «плейеров», без «рокеров», и «брейк-данса», без коопе­ ративов и-арендных подря­ дов. А ту самую «Муху», ко­ торая, найдя в поле денеж­ ку, пошла на базар и купи­ ла обыкновенный самовар. Вместе со своим классным руководителем - 'Мариной , Тенгизовной Никулиной за­ думались они над стихами К. И. Чуковского. Мудрая сказка всегда современна. В тексте — настоящая тра­ гедия. Злодей обижает сла­ бого, а все забились по ще­ лям и боятся высунуть нос. Равнодушие — плата за гостеприимство и щедрость. Разве не напоминает это не­ которые тенденции нашей жизни? И вдруг появляется маленький, но очень смелый человек, сильный своей отва­ гой и благородством. Побеж- дается зло. Нравственной чистотой, моральным со­ вершенством. верой в идеа­ лы добра. Сколько в наше время сказано о «молчаль­ никах», сколько написано о мещанстве, и вот она — детская сказка, сатирой не уступающая обличительным статьям. Поэтому и заинтересовал меня этот класс, не потнав- шийся в конкурсе за беспро­ игрышной современной фор­ мой, которая сама по себе уже гарантирует успех. Есть скептики в любом . коллективе. Были они, ко­ нечно, и в 8 «Б». Но Мари­ на Тенгизовна, хотя и ве­ дет классное руководство всего 3 месяца, видимо, та­ кой человек, что умеет и за­ интересовать. и увлечь са­ мых нерадивых и равнодуш­ ных. И в итоге те, кто боль­ ше^ всех отказывался от ро­ лен, лучше всех сыграли. Ведь кому-то и хочется, а стесняется, кто-то боится неудачи, кто-то насмешек, кто-то сам себе боится при­ знаться в своем увлечении детством. — а вдруг пропа­ дет так тщательно нагоняе­ мая на себя «взрослость»? А вот Марина Тенгизовна знает, как сказать, чтобы улетучились . страхи и не­ удобства. Репетировали у нее дома. Не выбирались самые способные — все по­ лучили роли, всем н сказке хватило места для проявле­ ния своих актерских талан­ тов. - Человек раскрывается в действии. А в процессе ре­ петиций и учитель, и учени­ ки очень многое поняли друг о друге. Далеко не всег­ да в школьных стенах да­ ется такое. Объяснения уро. ков. ответы, зачеты, конт­ рольные. Только ученик и только учитель. А тут еще и коллеги по творчеству, со­ беседники. товарищи по иг­ рам. И игра, оказывается, увлекательная. Сами приду­ мывали и мастерили костю­ мы." Практически не нужны были большие декорации — тоже справились сами. Пе­ ред выступлением накупи­ ли бубликов, молока, чая, принесли варенье. Чаепи­ тие у Мухи-Цокотухи было настоящее, «с молоком да с крендельком». Ребята в спектакле шугали и бала­ гурили. А на самом деле го­ ворили об очень серьезных вещах. Они не заняли при­ зового места. Но у них ока­ зался, мне кажется, самый почетный в сценическом кон- 1 дгрсе приз — диплом *за актерское мастерство, самая большая награда за труд и дружбу. На мой вопрос, трудно ли было выступать в роли ре; жиссера этого ребячьегб действа, вернее, сочетать ее с ролью учителя, Марина Тенгизовна ответила; ~ Я глубоко убеждена: для того, чтобы взять, — надо дать. Дети должны иметь право на отдых, ина­ че они не буд^'т учиться. Ес­ ли ты систематически чита­ ешь мораль, то она при­ едается, и никто не обраща­ ет на твои призывы внима­ ния. Надо менять средства общения. Наших учеников сейчас очень трудно чем-ли­ бо удивить. Они обеспечены, хорошо одеваются, напичка­ ны кучей информации и Д 5 '- мают, что знают все, хотя в общем-то не знают почти ничего, катастрофически ма­ ло читают. Надо научить. Покажи, как жить по-ново­ му, как перестраиваться, в первую очередь сам . будь впереди. Еще В. И. Ленин сказал: «Если учитель слаб, его слабости перейдут его ученикам». Привыкли ви­ деть учителя-«сухаря», а на­ до дарить больше радости общения друг другу. Только скука и безделие порождают черствость и тупость, К Новому году Марина Тенгизовна подарила своим ученикам переводные кар­ тинки с мудрым Змеем, на оборотной стороне кот< 2 )ых были написаны фразы (каж- до 1 ^ своя), над которыми она немало задумьшалась. И, мне, кажется, эти слова ребятам всегда будут вспо­ минаться. Ведь как сказал восточный мудрец Маздак: «Добрая мысль, Доброе слово, ■Доброе дело». Я. ИЛЯСОВА-БАКУНИНА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz