Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
7 мин 1989 г. Ь ф Л Е Н И Н Е Ц П Р ( ) Ь . ;П ' ]М Ь | д о е л г л Театр, как известно, начи нается с вешалки, а Дом куль туры Ю-й шахты начинается с отпечатков подошв ботинок на свежевыбеленной стене здания. Около нее я и встретился с ребятами этого района, кото рые коротали время, облоко тившись на закрытые двери вышеупомянутого очага куль- Было около девяти часов ве чера, и я, признаться, не сколько удивился тому, что не услышал призывных ритмов дискотеки, на которую приехал в связи с письмом, написанным в. редакцию молодежью 10-й шахты. Оно было опубликовано в «Ленинце» 8 апреля. Впро чем. Юра Терехов мне объяс нил, что дискотеку закрыли до следующего сезона, 'который начнется осенью. Закрыли на месяц раньше обычного срока. С одной стороны, это объяс нилось началом работы диско теки в Комсомольском парке, расположенном в каких-то 20-ти километрах от десятой шахты, с другой стороны, драки, воз никающие во время дискотеки, своим шумом мешали отды хать жителям поселка. Един ственными людьми, которых драки не интересовали ни в коей мере, были сотрудники руд ничного отделения милйции,да еще наши неутомимые борцы — молодцы из оперотрядов. Этих людей можно было встре тить где угодно, только не на в д к дискотеке, проводимой в До.ме культуры Ш-й шахты. Мои вопросы, в чем заклю чается сейчас .работа Дома культуры и какой бы ее хоте ли видеть сами ребята, были обращены к Юрию Пихунову. И вот ответ: единственным про водимым мероприятием на се годняшний день является -по каз кинофильмов, у многих из которых год рождения совпа дает с днями беззаботной юности родителей сегодняшней молодежи. Все остальное вре мя Дом культуры занимается непонятной деятельностью, име ющей мало отношения к досу гу молодежи. Несмотря на то. что в горо: де начали свою работу диско теки, девушки, которые, по дошли к нам во время беседы, рассказали, что если бы их Дом культуры: взял На себя смелость проведения соответ ствующих вечеров при обяза тельном присутсгв 1 ии правоох ранительных органов, то не достатка в желающих попасть на их дискотеку не было, бы- В подтверждение этому При водится в пример то время, когда художественным р>'ко- водителем в Доме культуры был Юрий Николаевич Найде- нко. Человек, сумевший создать вместе с ребяга.ми , ансамбль, сумевший повести за собой, добившийся открытия секций художественной .самодеятель ности и совре.менного танца. Вре.мя его работы было вре менем, когда молодежь ДЗ-й ша.хты не задумывалась; куда* ей пойти вечером. И до уих пор остается непонятным — 1 !оче- му руководство Дома культу ры не смогло найти общего языка с таким энергичным на- Vставником? Вот мнения моло дежи о сегодняшнем директо ре Дома культуры Римме .Афа насьевне Ровенковой: ' «Как че.човек она заслужи вает всяческого уважении, но как руководитель не справля ется со свои-ми обязанностями. В Доме культуры нет даже собственной радиоаппаратуры (для проведения дискотеки ее приходится приноснт 1 |. из до ма), Не проводится^ никакой культурно - массовой работы». Вячеслав Ярмолович пред ложил разместить в Доме куль туры теннисные столы •и бил лиард, а на деньги, выручен ные от этого, купить для Дома культуры собственный магни тофон. В этот день мне так и ие удалось дождаться Римму Афа .насьевну, и я решил перенести нашу встречу на завтра. Ветер трепал афишу, изве щающую о демонстрации ху дожественного фильма «Зе.иля Санникова», Мужчина, кутаясь в воротник, поинтересовался— не за талонами :ис на сахар я пришел к Римме -Афанасьев не? Не успел я ему ответить. ■ - как появилась она сама и мне, наконец-то, посчастливилось оказаться внутри помещения., Рим 1 ма Афанасьевна отвеча ла неторопливо, тщательно подбирая слова; «Драк за этот год в помещении Дома куль туры нс. бы^^о. Имели место случаи появления а нетрезвом состоянии, в ОСНОВНО.М, ребят с других районов, но хулиган ских поступков во время дис котеки они не совершали. Прав да, несколько раз приставали к девушкам, но .мы решили этот вопрос мирным путем. Милиции,-как таковой, на дис котеке не бывает, участковый Александр Иванович Попов появляется раз в месяц, во .время своего дежурства. Я не раз обращалась в рудничное отделение милиции, чтобы нам присылали дежурить наряды на .■шскотеки. Но там отвеча- .ют, что для 'гэтой цели нет йензина». , Насчет у|Стареввдего, .мягко говоря, репертуара фильмов. Римма Афанасьевна объясни ла, что фильмы выделяет Ли пецкая районная кинофижация. На них при-ходят обычно 12— 15 человек. Ставился вопрос, чтобы выделяли фильмы по вышенного спроса, но после довало объяснение, «что еэтих фильмов Дом культуры не смо жет . дать соответствующего кассового сбора ввиду мало населенности райО!на». Остается только удивляться, что главным показателем в ра боте ДК йо-преж 1 нему являет ся кассовый сбор, а уже за тем, — культурный отдых че ловека. К предложению ребят раз.местнть в До.ме культуры теннисные столы и биллиард Р 1 шма Афанасьевна отнеслась одобрительно, пообещав этим вопросом заняться в ближай шее время. В ста метрах от Дома куль туры гостеприимно распахнул свои двери магазин, славящий ся общедоступными ценами своего винно-водочного отдела, и было бы больно увидеть мо лодых, еще полных жизненно го оптимизма людей, подтал киваемых к этим дверям рав нодушием горстки работников, несущих ответственность за досуг молодежи. А. ЖАВОРОНКОВ. КОМАНДИРОВКА ПО ПИСЬМУ Д ля души или для Это письмо обратило на се бя внимание никак не ориги нальностью поднятых в нем проблем, а, скорее, тривиально стью темы. Ибо немалая часть нашей почты посвящена тому, как . далеки друг от друга «отцы» и «дети», как глуха и непробиваема стена между ни ми. И что настораживает: не довольство по преимуществу высказывает младшее поколе ние, «отцы» молчат. Не заме чают трещину, растущую день ото дня, и все более удаляю щую от них детей? Считают себя непогрешимыми? А, мо жет, просто не удосуживают ся написать. поразмышлять вслух о наглевшем? А дети пишут. И каждое такое пись мо не только крик о цомощи, но и повод для глубокого раз думья, анализа, «У меня сейчас очень боль шое горе. И я не знаю, что мне делать. Я живу с мамой и папой. Папа у меня неплохой чело^ век, но он часто выпивает. Маму он не бьет, но ругаются они часто. Мама неплохая хо зяйка, заботливая мать, но с недостатками: (жа не по нимает меня. Я стараюсь най ти с ней общий язык, но все равно ие получается. Еще она любит, как говорится, «приплести». Это ее особый недостаток. Из-за эуого она может натворить очень много недоразумений. Из-за своего языка она постоянно ругается с папой. Она ему так надое ла, что он уже не может, с ней жить. Они живут лишь ради меня. Хоть на мать нель зя так говорить; какая-ника кая, а мать, но я уже не ■мо гу больше молчать. И их скандалах все время винова та я. Мне очень трудно с ней жить. Недавно мы подучили кв^фтнру, н скаидалн увеяи- чндясь. Но почему нз-за, цйх должна страдать я? Как’ я сиш-у с такими нервами учить детей (я учусь в кдучши 1 - иИ? ■едь учитель «важен быть спокойным. .А как скан дал, так кричу. Я очень волну- имщ за них. Неужели родите ли йё могут понять, что их де ти не должны стредать из-за них? Я больше не могу так жить. Мне 15 лет. И я хочу уехать туда, где я учусь, и не приез жать оттуда совсем. Я очень люблю бабушку. Она меня всегда понимает, поддержи вает. Если бы она была' моей мамой, я, наверное, была бы счастлива. Но родителей не выбирают. До свидания. С огромно^ надеждой Лю да». ' I Итак, еду .'к Люде в гости. Первое впечатление — скром ная, симпатичная девушка, почти совсем девочка. Голос тихий, убеждения — сложив шиеся. Какие — ясно уже из письма: почему я должна страдать из-за них? Неужели она (мать) не понимает? Я очень волнуюсь, у меня боль шое горе. Что же За горе такое у пятнадцатилетней Люды? Не ужели так сильно переживает она размолвку родителей и в свои годы так тонко смогла разобраться в причинах семей ного разлада: отец хоть и пьет, но хороший, мать на не*- го кричит — она и виновата? Вот что постепенно выяс няется. Главные претензии дочки к матери в том, что та несовременна. Не .понимает Людиных потребностей, не ходит с дочерью по выходным на рынок, где, пусть за беше ные деньги, но можно приоб рести модные сов 1 ременные ве щи. Правда, этот пробел вос полняет бабушка — именно с ней вояж^ует любящая анушса в пошжах «фирмы». (Может, отсюда и столь вы сокие чувства к бабушке). А мама «берет, что попало», да «це и радуется, что смогла купить для дочери «невужные», гю Людиным понятиям, вещи. Ну почему, почему, — не раз За время нашед беседы восклицала Люда, — другие могут достать, а моя мать -г- только в магазине. Особые претензии именно потому, что работает-то мать в сферах, близких к возмож ности «достать» (это Люда, хорошо усвоила)—в общепите, а результат—нулевой. Вот так-то, мамы, оказыва ется, хочешь жить ■— умей вертеться, а другими словами; хотите любви дочерней—умей те «достать». ' Конечно, не обошли мы сто роной "и вопрос о бюджете семьи. Судите сами; мать по лучает 80 рублей в месяц, отец—пьет; Люда—без стипен дии. Кстати, насчет стипендии •у дочки тоже недовольство. Мать нет-нет, да упрекнет, могла бы, дескать, учиться без троек, твои бы сорок рублей не помешали. А Люде обидно! Ну почему мама, самый блиа?- кий человек, и так не пони мает, только попреками изво дит,- Одна отдушина—бабуш ка. Та любит вну:чку без па мяти, одевает, обувает, да и в моде совремеиной ой как лучше матери разбирается! Отца Люда тоже любит. Ма ло ли , -что юн пьет, что мать из-за этого всегда на взводе, *а человек-то он хороший! И в моде тоже разбирается. Не то. что мама; всегда толькоо еде думает, вся в уборках и заботах. Да н «приплести» любит: набьет сумку продук тами, когда; Люда после вы ходного в училище уезжает, а потом хвалится на всю улицу, что лучше других дочь обе спечивает. У Люды из-за этото осоры с подругами, которым обидно за своих матерей. Вот такие обстоятельства своей тяжелой жизни поведа ла моя новая знакомая. Я шла с ней и думала, как узнавае ма, как ^«альна н драматич на ситуация, в котещой ока залась девушка. Ведь все мы в кжые годы, пока не возник нет потребность самовоашта- ния, самостоятельного анализа происходащето. чаще всего ос таемся в плену родительского воспитания, домашних устоев- И, как ни больно мне за мать Людмилы, приходится конста тировать: сегодня женщина пожинает плоды собственных трудов, своих личных упу 1 це- ний в формировании характе ра и потребностей дочери. В связи с Людиной ситуа-. цией вспомнилась мне одна давняя моя знакомая, с кото- - рой довелось жить в одном общежитии. Она закончила ленинградский техникум, и, не смотря на предложение остать ся работать в Ленинграде, . уехала в -захолустный район ный городок. .Сначала меня поразил только этот .факт; иметь возможность жить в чу десном городе, где сама ат мосфера, не говоря о прочем, воспитывает душу, ум. сердце, и не оценить этого! Дальше- больше. Оказалось, подруга моя мечтает выйти замуж, но с ребятдми не общается; боит ся. как бы чего не вышло. Даже «за порядочного» идти не хочет—время не приспело. Почему? Да очень просто: на до иметь приданое. Мама так сказала. А пока есть только ковры. Недостает еще многого — как минимум, золота и хру сталя. Ей богу, не слышала бы своими ушами—нне поверила бы, что до сих пор существует такой примитивный взгляд на основы человеческого и семей ного счастья! Оказывается, без сокровищ культуры прожить можно не задумываясь, а вот «три кита» для замужества— о^зательны. Причем, моя зна комая никак - не принимала участия в закладке фувдамея- та своего будущего благополу чия. В марафоне за матери альными благами участвовала одна мама. Правда, работала она на торговой базе, так что «достать», видимо, могла. А дочь терлелшо дожидалась блюдечка с голубой каемочкой. Чем же похожи Люда и та моя стародавняя знакомая? Очш 1 ь многим. И, главное, им обеим наверняка не знакома поговорка, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Главное—яркая обертка. И в этом я не берусь винить де-' вушек. Ведь мы чаще всего— повторение собственных роди телей, продолжатели их до стоинств н недостатков, И коль уж сидит в голове удоч ки, что одеваться надо только на тол!кучке, а замуж выхо дить «озолотившись», то яв но к такому убеждению при ложили руку родители. Чем помочь в такой ситуа ции? Затрудняюсь сказать. Ведь воспитывать всегда лег- . че, чем перевоспитывать. И ёслн Люда всю жизнь видела, как мама несст из столо вой продукты, пусть и куплен ные по госцене, но доступные- далеко не каждому, почему бы ей не. предъявить претензий к тому, что мало продуктов, надо еще и «Щмотки». И сегодня тщетно будет мать пытаться вразумить дочь, что не все в, ее силах, что есть предел возможному. ‘ И все-таки очень не хочется констатировать, что Люда и ей подобные люды — потерян- , «яые люди, что они уже не смогут жить интересами окру жающих, не научатся отделять зерна от плевел. Люде пятнад цать. Она—будущая учительни ца. Она очень волнуется, смо жет ли учить детей, ведь уже сейчас часто срывается, кри чит. А чему она научит детей, девушка пока не задумывает-^ ся. Такому же потребитель скому отношению к жизни? Но ведь если сами родители, учи теля, наставники более под вержены меркантильному, не жели духовному началу, кто вырастет из их подопечных? Как разорвать эту бесжоиеч- нук> деточку? Не скрою, кретость ее звень ев во > 1 ногои обусловлена всем офазом нашей жизни в по следние десятилетия. Но до коль же будет засасывать это болото? Кто ответит? Т. ГОРЯЧЕВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz