Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

7 мин 1989 г. Ь ф Л Е Н И Н Е Ц П Р ( ) Ь . ;П ' ]М Ь | д о е л г л Театр, как известно, начи­ нается с вешалки, а Дом куль­ туры Ю-й шахты начинается с отпечатков подошв ботинок на свежевыбеленной стене здания. Около нее я и встретился с ребятами этого района, кото­ рые коротали время, облоко­ тившись на закрытые двери вышеупомянутого очага куль- Было около девяти часов ве­ чера, и я, признаться, не­ сколько удивился тому, что не услышал призывных ритмов дискотеки, на которую приехал в связи с письмом, написанным в. редакцию молодежью 10-й шахты. Оно было опубликовано в «Ленинце» 8 апреля. Впро­ чем. Юра Терехов мне объяс­ нил, что дискотеку закрыли до следующего сезона, 'который начнется осенью. Закрыли на месяц раньше обычного срока. С одной стороны, это объяс­ нилось началом работы диско­ теки в Комсомольском парке, расположенном в каких-то 20-ти километрах от десятой шахты, с другой стороны, драки, воз­ никающие во время дискотеки, своим шумом мешали отды­ хать жителям поселка. Един­ ственными людьми, которых драки не интересовали ни в коей мере, были сотрудники руд­ ничного отделения милйции,да еще наши неутомимые борцы — молодцы из оперотрядов. Этих людей можно было встре­ тить где угодно, только не на в д к дискотеке, проводимой в До.ме культуры Ш-й шахты. Мои вопросы, в чем заклю­ чается сейчас .работа Дома культуры и какой бы ее хоте­ ли видеть сами ребята, были обращены к Юрию Пихунову. И вот ответ: единственным про­ водимым мероприятием на се­ годняшний день является -по­ каз кинофильмов, у многих из которых год рождения совпа­ дает с днями беззаботной юности родителей сегодняшней молодежи. Все остальное вре­ мя Дом культуры занимается непонятной деятельностью, име­ ющей мало отношения к досу­ гу молодежи. Несмотря на то. что в горо: де начали свою работу диско­ теки, девушки, которые, по­ дошли к нам во время беседы, рассказали, что если бы их Дом культуры: взял На себя смелость проведения соответ­ ствующих вечеров при обяза­ тельном присутсгв 1 ии правоох­ ранительных органов, то не­ достатка в желающих попасть на их дискотеку не было, бы- В подтверждение этому При­ водится в пример то время, когда художественным р>'ко- водителем в Доме культуры был Юрий Николаевич Найде- нко. Человек, сумевший создать вместе с ребяга.ми , ансамбль, сумевший повести за собой, добившийся открытия секций художественной .самодеятель­ ности и совре.менного танца. Вре.мя его работы было вре­ менем, когда молодежь ДЗ-й ша.хты не задумывалась; куда* ей пойти вечером. И до уих пор остается непонятным — 1 !оче- му руководство Дома культу­ ры не смогло найти общего языка с таким энергичным на- Vставником? Вот мнения моло­ дежи о сегодняшнем директо­ ре Дома культуры Римме .Афа­ насьевне Ровенковой: ' «Как че.човек она заслужи­ вает всяческого уважении, но как руководитель не справля­ ется со свои-ми обязанностями. В Доме культуры нет даже собственной радиоаппаратуры (для проведения дискотеки ее приходится приноснт 1 |. из до­ ма), Не проводится^ никакой культурно - массовой работы». Вячеслав Ярмолович пред­ ложил разместить в Доме куль­ туры теннисные столы •и бил­ лиард, а на деньги, выручен­ ные от этого, купить для Дома культуры собственный магни­ тофон. В этот день мне так и ие удалось дождаться Римму Афа .насьевну, и я решил перенести нашу встречу на завтра. Ветер трепал афишу, изве­ щающую о демонстрации ху­ дожественного фильма «Зе.иля Санникова», Мужчина, кутаясь в воротник, поинтересовался— не за талонами :ис на сахар я пришел к Римме -Афанасьев­ не? Не успел я ему ответить. ■ - как появилась она сама и мне, наконец-то, посчастливилось оказаться внутри помещения., Рим 1 ма Афанасьевна отвеча­ ла неторопливо, тщательно подбирая слова; «Драк за этот год в помещении Дома куль­ туры нс. бы^^о. Имели место случаи появления а нетрезвом состоянии, в ОСНОВНО.М, ребят с других районов, но хулиган­ ских поступков во время дис­ котеки они не совершали. Прав­ да, несколько раз приставали к девушкам, но .мы решили этот вопрос мирным путем. Милиции,-как таковой, на дис­ котеке не бывает, участковый Александр Иванович Попов появляется раз в месяц, во .время своего дежурства. Я не раз обращалась в рудничное отделение милиции, чтобы нам присылали дежурить наряды на .■шскотеки. Но там отвеча- .ют, что для 'гэтой цели нет йензина». , Насчет у|Стареввдего, .мягко говоря, репертуара фильмов. Римма Афанасьевна объясни­ ла, что фильмы выделяет Ли­ пецкая районная кинофижация. На них при-ходят обычно 12— 15 человек. Ставился вопрос, чтобы выделяли фильмы по­ вышенного спроса, но после­ довало объяснение, «что еэтих фильмов Дом культуры не смо­ жет . дать соответствующего кассового сбора ввиду мало­ населенности райО!на». Остается только удивляться, что главным показателем в ра­ боте ДК йо-преж 1 нему являет­ ся кассовый сбор, а уже за­ тем, — культурный отдых че­ ловека. К предложению ребят раз.местнть в До.ме культуры теннисные столы и биллиард Р 1 шма Афанасьевна отнеслась одобрительно, пообещав этим вопросом заняться в ближай­ шее время. В ста метрах от Дома куль­ туры гостеприимно распахнул свои двери магазин, славящий­ ся общедоступными ценами своего винно-водочного отдела, и было бы больно увидеть мо­ лодых, еще полных жизненно­ го оптимизма людей, подтал­ киваемых к этим дверям рав­ нодушием горстки работников, несущих ответственность за досуг молодежи. А. ЖАВОРОНКОВ. КОМАНДИРОВКА ПО ПИСЬМУ Д ля души или для Это письмо обратило на се­ бя внимание никак не ориги­ нальностью поднятых в нем проблем, а, скорее, тривиально­ стью темы. Ибо немалая часть нашей почты посвящена тому, как . далеки друг от друга «отцы» и «дети», как глуха и непробиваема стена между ни­ ми. И что настораживает: не­ довольство по преимуществу высказывает младшее поколе­ ние, «отцы» молчат. Не заме­ чают трещину, растущую день ото дня, и все более удаляю­ щую от них детей? Считают себя непогрешимыми? А, мо­ жет, просто не удосуживают­ ся написать. поразмышлять вслух о наглевшем? А дети пишут. И каждое такое пись­ мо не только крик о цомощи, но и повод для глубокого раз­ думья, анализа, «У меня сейчас очень боль­ шое горе. И я не знаю, что мне делать. Я живу с мамой и папой. Папа у меня неплохой чело^ век, но он часто выпивает. Маму он не бьет, но ругаются они часто. Мама неплохая хо­ зяйка, заботливая мать, но с недостатками: (жа не по­ нимает меня. Я стараюсь най­ ти с ней общий язык, но все равно ие получается. Еще она любит, как говорится, «приплести». Это ее особый недостаток. Из-за эуого она может натворить очень много недоразумений. Из-за своего языка она постоянно ругается с папой. Она ему так надое­ ла, что он уже не может, с ней жить. Они живут лишь ради меня. Хоть на мать нель­ зя так говорить; какая-ника­ кая, а мать, но я уже не ■мо­ гу больше молчать. И их скандалах все время винова­ та я. Мне очень трудно с ней жить. Недавно мы подучили кв^фтнру, н скаидалн увеяи- чндясь. Но почему нз-за, цйх должна страдать я? Как’ я сиш-у с такими нервами учить детей (я учусь в кдучши 1 - иИ? ■едь учитель «важен быть спокойным. .А как скан­ дал, так кричу. Я очень волну- имщ за них. Неужели родите­ ли йё могут понять, что их де­ ти не должны стредать из-за них? Я больше не могу так жить. Мне 15 лет. И я хочу уехать туда, где я учусь, и не приез­ жать оттуда совсем. Я очень люблю бабушку. Она меня всегда понимает, поддержи­ вает. Если бы она была' моей мамой, я, наверное, была бы счастлива. Но родителей не выбирают. До свидания. С огромно^ надеждой Лю­ да». ' I Итак, еду .'к Люде в гости. Первое впечатление — скром­ ная, симпатичная девушка, почти совсем девочка. Голос тихий, убеждения — сложив­ шиеся. Какие — ясно уже из письма: почему я должна страдать из-за них? Неужели она (мать) не понимает? Я очень волнуюсь, у меня боль­ шое горе. Что же За горе такое у пятнадцатилетней Люды? Не­ ужели так сильно переживает она размолвку родителей и в свои годы так тонко смогла разобраться в причинах семей­ ного разлада: отец хоть и пьет, но хороший, мать на не*- го кричит — она и виновата? Вот что постепенно выяс­ няется. Главные претензии дочки к матери в том, что та несовременна. Не .понимает Людиных потребностей, не ходит с дочерью по выходным на рынок, где, пусть за беше­ ные деньги, но можно приоб­ рести модные сов 1 ременные ве­ щи. Правда, этот пробел вос­ полняет бабушка — именно с ней вояж^ует любящая анушса в пошжах «фирмы». (Может, отсюда и столь вы­ сокие чувства к бабушке). А мама «берет, что попало», да «це и радуется, что смогла купить для дочери «невужные», гю Людиным понятиям, вещи. Ну почему, почему, — не раз За время нашед беседы восклицала Люда, — другие могут достать, а моя мать -г- только в магазине. Особые претензии именно потому, что работает-то мать в сферах, близких к возмож­ ности «достать» (это Люда, хорошо усвоила)—в общепите, а результат—нулевой. Вот так-то, мамы, оказыва­ ется, хочешь жить ■— умей вертеться, а другими словами; хотите любви дочерней—умей­ те «достать». ' Конечно, не обошли мы сто­ роной "и вопрос о бюджете семьи. Судите сами; мать по­ лучает 80 рублей в месяц, отец—пьет; Люда—без стипен­ дии. Кстати, насчет стипендии •у дочки тоже недовольство. Мать нет-нет, да упрекнет, могла бы, дескать, учиться без троек, твои бы сорок рублей не помешали. А Люде обидно! Ну почему мама, самый блиа?- кий человек, и так не пони­ мает, только попреками изво­ дит,- Одна отдушина—бабуш­ ка. Та любит вну:чку без па­ мяти, одевает, обувает, да и в моде совремеиной ой как лучше матери разбирается! Отца Люда тоже любит. Ма­ ло ли , -что юн пьет, что мать из-за этого всегда на взводе, *а человек-то он хороший! И в моде тоже разбирается. Не то. что мама; всегда толькоо еде думает, вся в уборках и заботах. Да н «приплести» любит: набьет сумку продук­ тами, когда; Люда после вы­ ходного в училище уезжает, а потом хвалится на всю улицу, что лучше других дочь обе­ спечивает. У Люды из-за этото осоры с подругами, которым обидно за своих матерей. Вот такие обстоятельства своей тяжелой жизни поведа­ ла моя новая знакомая. Я шла с ней и думала, как узнавае­ ма, как ^«альна н драматич­ на ситуация, в котещой ока­ залась девушка. Ведь все мы в кжые годы, пока не возник­ нет потребность самовоашта- ния, самостоятельного анализа происходащето. чаще всего ос­ таемся в плену родительского воспитания, домашних устоев- И, как ни больно мне за мать Людмилы, приходится конста­ тировать: сегодня женщина пожинает плоды собственных трудов, своих личных упу 1 це- ний в формировании характе­ ра и потребностей дочери. В связи с Людиной ситуа-. цией вспомнилась мне одна давняя моя знакомая, с кото- - рой довелось жить в одном общежитии. Она закончила ленинградский техникум, и, не­ смотря на предложение остать­ ся работать в Ленинграде, . уехала в -захолустный район­ ный городок. .Сначала меня поразил только этот .факт; иметь возможность жить в чу­ десном городе, где сама ат­ мосфера, не говоря о прочем, воспитывает душу, ум. сердце, и не оценить этого! Дальше- больше. Оказалось, подруга моя мечтает выйти замуж, но с ребятдми не общается; боит­ ся. как бы чего не вышло. Даже «за порядочного» идти не хочет—время не приспело. Почему? Да очень просто: на­ до иметь приданое. Мама так сказала. А пока есть только ковры. Недостает еще многого — как минимум, золота и хру­ сталя. Ей богу, не слышала бы своими ушами—нне поверила бы, что до сих пор существует такой примитивный взгляд на основы человеческого и семей­ ного счастья! Оказывается, без сокровищ культуры прожить можно не задумываясь, а вот «три кита» для замужества— о^зательны. Причем, моя зна­ комая никак - не принимала участия в закладке фувдамея- та своего будущего благополу­ чия. В марафоне за матери­ альными благами участвовала одна мама. Правда, работала она на торговой базе, так что «достать», видимо, могла. А дочь терлелшо дожидалась блюдечка с голубой каемочкой. Чем же похожи Люда и та моя стародавняя знакомая? Очш 1 ь многим. И, главное, им обеим наверняка не знакома поговорка, что «встречают по одежке, а провожают по уму». Главное—яркая обертка. И в этом я не берусь винить де-' вушек. Ведь мы чаще всего— повторение собственных роди­ телей, продолжатели их до­ стоинств н недостатков, И коль уж сидит в голове удоч­ ки, что одеваться надо только на тол!кучке, а замуж выхо­ дить «озолотившись», то яв­ но к такому убеждению при­ ложили руку родители. Чем помочь в такой ситуа­ ции? Затрудняюсь сказать. Ведь воспитывать всегда лег- . че, чем перевоспитывать. И ёслн Люда всю жизнь видела, как мама несст из столо­ вой продукты, пусть и куплен­ ные по госцене, но доступные- далеко не каждому, почему бы ей не. предъявить претензий к тому, что мало продуктов, надо еще и «Щмотки». И сегодня тщетно будет мать пытаться вразумить дочь, что не все в, ее силах, что есть предел возможному. ‘ И все-таки очень не хочется констатировать, что Люда и ей подобные люды — потерян- , «яые люди, что они уже не смогут жить интересами окру­ жающих, не научатся отделять зерна от плевел. Люде пятнад­ цать. Она—будущая учительни­ ца. Она очень волнуется, смо­ жет ли учить детей, ведь уже сейчас часто срывается, кри­ чит. А чему она научит детей, девушка пока не задумывает-^ ся. Такому же потребитель­ скому отношению к жизни? Но ведь если сами родители, учи­ теля, наставники более под­ вержены меркантильному, не­ жели духовному началу, кто вырастет из их подопечных? Как разорвать эту бесжоиеч- нук> деточку? Не скрою, кретость ее звень­ ев во > 1 ногои обусловлена всем офазом нашей жизни в по­ следние десятилетия. Но до­ коль же будет засасывать это болото? Кто ответит? Т. ГОРЯЧЕВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz