Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
§ • ЛЕНИНБ11 I мая 1989 г. (ЭТДЫХ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ В школьной реформе—попытки совершенствовать не только учебный процесс, отдых детей—тоже. А так как в основном он приходится на летние ме сяцы года, то и разговор наш под знаком «Ле- то-89: от чего мы отказываемся». ^дссь приводятся, лишь некоторые предложения, прозвучавшие на пленуме областного совета пио нерской организации, на семинаре начальников пионерских лагерей, за «круглым столом» на ка федре теории и методики воспитательной работы ЛГПИ. Но разговор наш на этом не ограничивается. Ждем предложений и от читателей. Мнение первое. И. Горчакова, председа 1 ^ ь областного совета пионерской организации; — Нынешним летбм хочет ся поэкспериментировать на предмет того, как должна ра^ ботать пионерская организа ция в условиях каникул: сох ранить ли ее, или сделать так, чтобы девчонки и мальчишки отдохнули в системе Других отношений? Если в лагере будет пио нерская дружина, иадб дать возможность ребятам регули ровать спою жизнь: самим пла нировать, выбирать вожатого и так далее. И, конечно, надо отказаться от перенасыщения ритуалов, обрядов, штагистики. Что касается других форм самоуправления, то здесь мы рекомендуем профильные ла геря. Вот сейчас в «Лесной сказке» — пионерском лагере «Лчпецкегроя»—с помощьюсту дентов худграфа ЛГПИ гото вим город мастеров народного промысла. Ребята научатся не только что-либо делать, но й познакомятся с общей струк турой предприятий. ■А вот на . базе «Чайки» облпотребсоюза’ третью смену хотим сделать сменой юных моряков. А вообще я, председатель областного совета пионерской организации, мечаю о том; чтобы в том же «Ленинце» пе ред началом лета можно было оповестить всех девчонок и мальчишек о том,- что всепио- ' нерские лагеря будут профиль ными. Они ждут и юных мо ряков, и будущих летчиков, ав томобилистов. Сообщить бы о том, что есть возможность собраться вместе юным кол- лежционера-м, театралам и так далее. Сделать такое сложно, но, думаю, что; это не неразреши мо. Просто предприятиям и учреждениям, имеющим пио нерские лагеря, надо сразу всем вместе ^согласиться’ на обмен путевками между собой. Кстати, тогда и школы, меч тающие на лето выехать вместе, тоже получат такую возможность. У себя, в обкоме комсомола, ждем сообщений о летних за думках. . И не только сообще ний, а и просьб о совете,, по мощи. Мнение второе. Е. С. МИТИНА, зав. отде лом учащейся молодежи газе ты «Ленинец». — Предлагашр отказаться от привычного типа лагерей. Мне хочется; чтобы все они были авторскими, с использовани ем хотя бы лрофильности пред приятий. Тогда здесь будет прис 5 тство;вать сильная сторо на взрослых. Ратую -за создание лесных лагерей отдыха, труда, спор та, творчества. Поддерживаю идею, и профштьных смен, ес ли найдутся люди и организа ции, способные их создать. Очень желаю появления ла герей, где вместе с детьми отдыхали бы и их родители. Это очень важно. За послед ние годы возшпсла проблема отчуждения родителей от де тей, потому как редко прово дят время вместе. Надо хоть как-то - реабилитировать се мейные отношения. Считаю, что лагерь имеет право отойти от традиционно пионерского. Особенно, если в нем много младших детей и много старшедлассников. В то же время надо найти та кую схему лесного лагеря от дыха, где можно использовать и опыт пионерской организа ции, может даже сосредото чить его в определенные дни. Считаю: можно отказаться от городского лагеря в каж дой школе. Часты случаи, ко гда существуют они формаль но. Мне кажется, будет целе сообразнее, если на лето шко лы своими силами, средства ми объединятся, вместе пои щут программу активного от дыха — не фетишизируя пио- рыбалки, рассветами н зйВсбда- ми солнца, слушанием пения птиц. Но, к сожалению, та кое в жизни ребенка бывает не часто. Поэтому предстоящим летом надо резко отказаться от разговорности, лишней ри туальности, традиционных круп ных праздников, требующих большой подготовки, и по вернуться к возможностям и нуждам природы. Наша кафе^а разработала несколько пособий, связанных с природными особенностями всех месяцев лета. Мы обра тились к народным истокам проведения этого времени го да. Предложим программу дел, связанных с разными экологи ческими тропами. Их будут создавать сами дети, иц они будут на них хозяевами. На-, пример, тропа помощи, кото рая щюляжет там, где необ ходимо вырезать сухостой, гниль, сделать кормушки для птиц. Или тропа творчества— с деревянными скульптурами, хитросплетенными . беседками, мозаикой из шишек, желудей и т.. д. Помощь лесу—должна стать конец, общение с рекой проис ходит только через купальни, которые в редком случае пон равятся своим совершенством; Давно пора каждому лагерю иметь свои лодочные станции, а на них не только лодки, а и плоты, водные велосипеды., катамараны. Опасно? Не ду маю. Прадто надо подумать над тем, чтобы .на каждом детском пляже были организо ваны спасательные службы. Мнение пятое. Э. И. Меломуд, начальник дружины пионерехм-о лагеря «Прометей». — Издавна начальник Пио нерского лагеря сдает план работы за месяц до начала первой смены. При этом совер шенно не зная детей, которые 1 фиедут. Я уже не говорю о воспитателях, с которыми он едва знаком. Но хорошо, если хоть «едва», часты случаи, ког да начальник завершает спи сок воспитателей уже в после дние дни перед началом смены. Мне кажется, до начала ле та правомерен план подготов ки лагеря, а не его жизни. Жизнь эту должны прОд^^ать^ нерских традиций, а активнее приблизившись к природе. Есть еще один резерв: базы отдыха, пустующие с поне дельника до пятницы. Хочет ся надеяться, что облсовпроф поддержит тех, кто эту идею примет На вооружение. Было бы очень кстати поис кать пути сотрудничества го родских и сельских' лагерей при школах .— с обменом от дыхающих. Сельским ребя тишкам интересно освоить мнр города, городским — села Мнение третье. с. А. Шмаков, зав. кафедрой теории и методики воспита тельной работы ЛГПИ. — Вдумаемся в изначальное понятие лагеря. В буквальном значении — это походный би вуак, т. е. временная стоянка на вечном пути движения. Дети в лагере питаются, но чуют и все время куда-то де сантируются. Здесь должно быть всегда тесно. И, значит, должна существовать некоторая педагогическая тактика в этой тесноте. В поход с собой много не берут, лишь самое необходи мое. В нашем случае—самое необходимое—^все, что связано с лесом, водой, воздухом. На до вернуть лагерь к здравому смыслу. Львиная доля дел должна быть связана с приро дой, ребенок должен напитать ся ее соками. Объективно ла герь и запоминается образами главным делом лета. А пока территории вокруг пионерских лагерей захламлены до' стыд ного. Более того, кафедра с тру дом, но отыскала экологичес- кие и другие интересные кон курсные модели: лесной аукцит. он, карнавал, придумала струх- Ле туру сной академии. Природа и движение дол жны стать двумя «китами» ле та. Мы предлагаем отказаться от всего сидячего и перейти на ходячее, бегательное, прыг гательное, предлагаем вернуть ся к опыту народной двига- тельности—забав, игр, связан ных . с простейшими аксессуа рами. Две книжки этих игр мы уже готовим. Часть из них обещаем опубликовать в «Ле нинце»- Третий «кит» — расширение поля творчества ребенка—са- моуправленческого и п{юсто.че ловеческого — творчества во всем. Мнение четвертое. Д. А. Борозяяк, организатор внеклассной работы средней школы № 40 г. Липецка. — В наших пионерских ла герях дав.но пора избавиться от водобоязни. Ведь самый неприятный момент в жизни детей—купание по минутам, начало и конец его_по коман де свистка. Лично я мало ве рю в то, что в таких услови ях неумеющий плавать делауь это научится. И почему, на н придумать воспитатели вмес те с детьми. Мы же долгие гады загоняли девчонок и мальчишек в строго очерчен ные рамки, удобные нам, взро слым. И часто, повторяю, по тому, чуо план требуют сверху. Мнение шестое. Н. в. Еремова, сотрудник ин ститута усовершенствования учителей. — Парадокс: очень часто пионерский лагерь, находящий ся в-лесу, леса не имеет. Не многочисленные деревья, кус тарники растут там, где есть место От многочисленных 1цн- тов, статуй. Да, собственно, они и диктуют появление •ров ных торжественных аллей, от чего территория пионерского ■ лагеря очень напоминает го родской парк. Она должна по ходить на дачу, где' ребенок может чувствовать себя раисо- ванно: и на траве поваляться, . и в зелени спрятаться. Ведь не случайно они охотнее едут в лагеря маленькие, не в та кой степени похожие на огром ные парки с бетонированными площадками. Мне кажется, деньги, которые не жалеют профсоюзные организации пред приятий на столь помпезное обо рудование и оформление пио нерских лагерей, целесообраз нее перечислить на детский парк, которого, по сути, в об- ‘ ластном центре нет. Мнение седьмое. Е. Е. Кузьмина, сотрудник кафедры теории и методики воспитательной работы ЛГПИ- — До сих пор боимся режим жизни пионерского лагеря сде- •лать более гибким, а отсюда не прислушиваемся к желанию детей пойти на ту же рыбал ку, о которой мальчишки меч-; тают осень, зиму и весну. Давайте' будем помнить о том, что дети очень «заряжаются» и эмоционально, и эстетически от наблюдений заката солнца, от встречи рассвета. С тридцать первого, года в пионерском лагере не менял ся режим питания, хотя по нормативам все правильно. Не только мое, мнение многих—и ■взрослых, и детей—несколько поменять распорядок питания. Сделать, например, ■ полдник вторым ужином. А то в два часа пообедали, в четыре опять надо идти в столовую. Ужи нают же дети в семь, иногда и раньше. А перед сном опять хотят есть: из вечера в вечер наблюдаю, как с ужина уно сят куски , хлеба—^про запас, чтобы съесть их после диско теки, вечерних соревнований, • костра и т. д. И еще; тихий час немного раньше называли мертвым ча сом. Сейчас это время именуют деликатнее; полтора часа мол чания (дети говорят — муче ния) . И растягивается он, как правило, на большёе время, особенно у малышей. Не го тов, например, полдник в сто ловой, не торопятся и детей с постели поднимать. Дождь идет, пусть они лучше под одеялом полежат. Между тем крупнейший дет ский терапевт Я. Корчак го ворил о том, что заставлять - детей спать днем — преступ ление. А у нас чуть ли не преступлением считается, если дети не спят. Всевозможные комиссии, особенно по линии профсоюза, в лагере появля ются обычно в послеобеденное время. И не дай бог, еслиуви дят хоть какое-то движение в палате. Претензии по этому поводу будут звучать до кон ца лета. ■Мнение восьмое. Н. А. Иванова, мать двгах детей. — Порой складывается впе чатление, что пионерский ла герь существует не для детей, а для санэпидемстанции. Со гласна, на кухне должна быть идеальная чистота, но зачем во всех палатах заправлять одинаково постели, почему на них не позволить в любое вре мя прилечь ребенку? Удивляет меня и то, что дети сдают ве щи в камеру хранения, а по чему бы чемоданам и сумкам не отвести место где-нибудь- на веранде или в комнате, где дети спят? Ведь как утоми тельно стоять в очереди, чтобы в камеру хранения попасть, следить, когда она откроется. Порой детям все это так на доедает, что пропадает охота одежду сменить. Вот и ходят они в жаркую погоду в теп лых вещах, в холодную — в майках и шортах. Не перестает удивлять меня и проблема с телефоном. Сто ит он обычно в кабинете на чальника, куда дети часто вхо дят с робостью, не желая на себя вызвать гнев. А почему бы аппарат этот не запаралле лить, не вывести в более удоб ное место для детей? Да еще бы и табличку «Мамин теле фон» у, входа повесить? Ка жется, такие мелочи, а какой дискомфорт они вносят в жизнь детей. Так неужели са мый обыкновенный быт нельзя сделать более продуманным? ОТ РЕДАКЦИИ: По^жела- ний будущему лету много.. И судя по выступлениям офици альных лиц, хочется без вся кой иронии сказать о том,что и обещаний больше обычного. Но самое главное в них —же лание не запрещать чтото но вое, необычное. Очень хочет ся, чтобы это поняли руково дители и самих пионерских ла герей. I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz