Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

§ • ЛЕНИНБ11 I мая 1989 г. (ЭТДЫХ — ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ В школьной реформе—попытки совершенствовать не только учебный процесс, отдых детей—тоже. А так как в основном он приходится на летние ме­ сяцы года, то и разговор наш под знаком «Ле- то-89: от чего мы отказываемся». ^дссь приводятся, лишь некоторые предложения, прозвучавшие на пленуме областного совета пио­ нерской организации, на семинаре начальников пионерских лагерей, за «круглым столом» на ка­ федре теории и методики воспитательной работы ЛГПИ. Но разговор наш на этом не ограничивается. Ждем предложений и от читателей. Мнение первое. И. Горчакова, председа 1 ^ ь областного совета пионерской организации; — Нынешним летбм хочет­ ся поэкспериментировать на предмет того, как должна ра^ ботать пионерская организа­ ция в условиях каникул: сох­ ранить ли ее, или сделать так, чтобы девчонки и мальчишки отдохнули в системе Других отношений? Если в лагере будет пио­ нерская дружина, иадб дать возможность ребятам регули­ ровать спою жизнь: самим пла­ нировать, выбирать вожатого и так далее. И, конечно, надо отказаться от перенасыщения ритуалов, обрядов, штагистики. Что касается других форм самоуправления, то здесь мы рекомендуем профильные ла­ геря. Вот сейчас в «Лесной сказке» — пионерском лагере «Лчпецкегроя»—с помощьюсту­ дентов худграфа ЛГПИ гото­ вим город мастеров народного промысла. Ребята научатся не только что-либо делать, но й познакомятся с общей струк­ турой предприятий. ■А вот на . базе «Чайки» облпотребсоюза’ третью смену хотим сделать сменой юных моряков. А вообще я, председатель областного совета пионерской организации, мечаю о том; чтобы в том же «Ленинце» пе­ ред началом лета можно было оповестить всех девчонок и мальчишек о том,- что всепио- ' нерские лагеря будут профиль­ ными. Они ждут и юных мо­ ряков, и будущих летчиков, ав­ томобилистов. Сообщить бы о том, что есть возможность собраться вместе юным кол- лежционера-м, театралам и так далее. Сделать такое сложно, но, думаю, что; это не неразреши­ мо. Просто предприятиям и учреждениям, имеющим пио­ нерские лагеря, надо сразу всем вместе ^согласиться’ на обмен путевками между собой. Кстати, тогда и школы, меч­ тающие на лето выехать вместе, тоже получат такую возможность. У себя, в обкоме комсомола, ждем сообщений о летних за­ думках. . И не только сообще­ ний, а и просьб о совете,, по­ мощи. Мнение второе. Е. С. МИТИНА, зав. отде­ лом учащейся молодежи газе­ ты «Ленинец». — Предлагашр отказаться от привычного типа лагерей. Мне хочется; чтобы все они были авторскими, с использовани­ ем хотя бы лрофильности пред­ приятий. Тогда здесь будет прис 5 тство;вать сильная сторо­ на взрослых. Ратую -за создание лесных лагерей отдыха, труда, спор­ та, творчества. Поддерживаю идею, и профштьных смен, ес­ ли найдутся люди и организа­ ции, способные их создать. Очень желаю появления ла­ герей, где вместе с детьми отдыхали бы и их родители. Это очень важно. За послед­ ние годы возшпсла проблема отчуждения родителей от де­ тей, потому как редко прово­ дят время вместе. Надо хоть как-то - реабилитировать се­ мейные отношения. Считаю, что лагерь имеет право отойти от традиционно пионерского. Особенно, если в нем много младших детей и много старшедлассников. В то же время надо найти та­ кую схему лесного лагеря от­ дыха, где можно использовать и опыт пионерской организа­ ции, может даже сосредото­ чить его в определенные дни. Считаю: можно отказаться от городского лагеря в каж­ дой школе. Часты случаи, ко­ гда существуют они формаль­ но. Мне кажется, будет целе­ сообразнее, если на лето шко­ лы своими силами, средства­ ми объединятся, вместе пои­ щут программу активного от­ дыха — не фетишизируя пио- рыбалки, рассветами н зйВсбда- ми солнца, слушанием пения птиц. Но, к сожалению, та­ кое в жизни ребенка бывает не часто. Поэтому предстоящим летом надо резко отказаться от разговорности, лишней ри­ туальности, традиционных круп­ ных праздников, требующих большой подготовки, и по­ вернуться к возможностям и нуждам природы. Наша кафе^а разработала несколько пособий, связанных с природными особенностями всех месяцев лета. Мы обра­ тились к народным истокам проведения этого времени го­ да. Предложим программу дел, связанных с разными экологи­ ческими тропами. Их будут создавать сами дети, иц они будут на них хозяевами. На-, пример, тропа помощи, кото­ рая щюляжет там, где необ­ ходимо вырезать сухостой, гниль, сделать кормушки для птиц. Или тропа творчества— с деревянными скульптурами, хитросплетенными . беседками, мозаикой из шишек, желудей и т.. д. Помощь лесу—должна стать конец, общение с рекой проис­ ходит только через купальни, которые в редком случае пон­ равятся своим совершенством; Давно пора каждому лагерю иметь свои лодочные станции, а на них не только лодки, а и плоты, водные велосипеды., катамараны. Опасно? Не ду­ маю. Прадто надо подумать над тем, чтобы .на каждом детском пляже были организо­ ваны спасательные службы. Мнение пятое. Э. И. Меломуд, начальник дружины пионерехм-о лагеря «Прометей». — Издавна начальник Пио­ нерского лагеря сдает план работы за месяц до начала первой смены. При этом совер­ шенно не зная детей, которые 1 фиедут. Я уже не говорю о воспитателях, с которыми он едва знаком. Но хорошо, если хоть «едва», часты случаи, ког­ да начальник завершает спи­ сок воспитателей уже в после­ дние дни перед началом смены. Мне кажется, до начала ле­ та правомерен план подготов­ ки лагеря, а не его жизни. Жизнь эту должны прОд^^ать^ нерских традиций, а активнее приблизившись к природе. Есть еще один резерв: базы отдыха, пустующие с поне­ дельника до пятницы. Хочет­ ся надеяться, что облсовпроф поддержит тех, кто эту идею примет На вооружение. Было бы очень кстати поис­ кать пути сотрудничества го­ родских и сельских' лагерей при школах .— с обменом от­ дыхающих. Сельским ребя­ тишкам интересно освоить мнр города, городским — села Мнение третье. с. А. Шмаков, зав. кафедрой теории и методики воспита­ тельной работы ЛГПИ. — Вдумаемся в изначальное понятие лагеря. В буквальном значении — это походный би­ вуак, т. е. временная стоянка на вечном пути движения. Дети в лагере питаются, но­ чуют и все время куда-то де­ сантируются. Здесь должно быть всегда тесно. И, значит, должна существовать некоторая педагогическая тактика в этой тесноте. В поход с собой много не берут, лишь самое необходи­ мое. В нашем случае—самое необходимое—^все, что связано с лесом, водой, воздухом. На­ до вернуть лагерь к здравому смыслу. Львиная доля дел должна быть связана с приро­ дой, ребенок должен напитать­ ся ее соками. Объективно ла­ герь и запоминается образами главным делом лета. А пока территории вокруг пионерских лагерей захламлены до' стыд­ ного. Более того, кафедра с тру­ дом, но отыскала экологичес- кие и другие интересные кон­ курсные модели: лесной аукцит. он, карнавал, придумала струх- Ле туру сной академии. Природа и движение дол­ жны стать двумя «китами» ле­ та. Мы предлагаем отказаться от всего сидячего и перейти на ходячее, бегательное, прыг гательное, предлагаем вернуть­ ся к опыту народной двига- тельности—забав, игр, связан­ ных . с простейшими аксессуа­ рами. Две книжки этих игр мы уже готовим. Часть из них обещаем опубликовать в «Ле­ нинце»- Третий «кит» — расширение поля творчества ребенка—са- моуправленческого и п{юсто.че­ ловеческого — творчества во всем. Мнение четвертое. Д. А. Борозяяк, организатор внеклассной работы средней школы № 40 г. Липецка. — В наших пионерских ла­ герях дав.но пора избавиться от водобоязни. Ведь самый неприятный момент в жизни детей—купание по минутам, начало и конец его_по коман­ де свистка. Лично я мало ве­ рю в то, что в таких услови­ ях неумеющий плавать делауь это научится. И почему, на­ н придумать воспитатели вмес­ те с детьми. Мы же долгие гады загоняли девчонок и мальчишек в строго очерчен­ ные рамки, удобные нам, взро­ слым. И часто, повторяю, по­ тому, чуо план требуют сверху. Мнение шестое. Н. в. Еремова, сотрудник ин­ ститута усовершенствования учителей. — Парадокс: очень часто пионерский лагерь, находящий­ ся в-лесу, леса не имеет. Не­ многочисленные деревья, кус­ тарники растут там, где есть место От многочисленных 1цн- тов, статуй. Да, собственно, они и диктуют появление •ров­ ных торжественных аллей, от чего территория пионерского ■ лагеря очень напоминает го­ родской парк. Она должна по­ ходить на дачу, где' ребенок может чувствовать себя раисо- ванно: и на траве поваляться, . и в зелени спрятаться. Ведь не случайно они охотнее едут в лагеря маленькие, не в та­ кой степени похожие на огром­ ные парки с бетонированными площадками. Мне кажется, деньги, которые не жалеют профсоюзные организации пред­ приятий на столь помпезное обо­ рудование и оформление пио­ нерских лагерей, целесообраз­ нее перечислить на детский парк, которого, по сути, в об- ‘ ластном центре нет. Мнение седьмое. Е. Е. Кузьмина, сотрудник кафедры теории и методики воспитательной работы ЛГПИ- — До сих пор боимся режим жизни пионерского лагеря сде- •лать более гибким, а отсюда не прислушиваемся к желанию детей пойти на ту же рыбал­ ку, о которой мальчишки меч-; тают осень, зиму и весну. Давайте' будем помнить о том, что дети очень «заряжаются» и эмоционально, и эстетически от наблюдений заката солнца, от встречи рассвета. С тридцать первого, года в пионерском лагере не менял­ ся режим питания, хотя по нормативам все правильно. Не только мое, мнение многих—и ■взрослых, и детей—несколько поменять распорядок питания. Сделать, например, ■ полдник вторым ужином. А то в два часа пообедали, в четыре опять надо идти в столовую. Ужи­ нают же дети в семь, иногда и раньше. А перед сном опять хотят есть: из вечера в вечер наблюдаю, как с ужина уно­ сят куски , хлеба—^про запас, чтобы съесть их после диско­ теки, вечерних соревнований, • костра и т. д. И еще; тихий час немного раньше называли мертвым ча­ сом. Сейчас это время именуют деликатнее; полтора часа мол­ чания (дети говорят — муче­ ния) . И растягивается он, как правило, на большёе время, особенно у малышей. Не го­ тов, например, полдник в сто­ ловой, не торопятся и детей с постели поднимать. Дождь идет, пусть они лучше под одеялом полежат. Между тем крупнейший дет­ ский терапевт Я. Корчак го­ ворил о том, что заставлять - детей спать днем — преступ­ ление. А у нас чуть ли не преступлением считается, если дети не спят. Всевозможные комиссии, особенно по линии профсоюза, в лагере появля­ ются обычно в послеобеденное время. И не дай бог, еслиуви­ дят хоть какое-то движение в палате. Претензии по этому поводу будут звучать до кон­ ца лета. ■Мнение восьмое. Н. А. Иванова, мать двгах детей. — Порой складывается впе­ чатление, что пионерский ла­ герь существует не для детей, а для санэпидемстанции. Со­ гласна, на кухне должна быть идеальная чистота, но зачем во всех палатах заправлять одинаково постели, почему на них не позволить в любое вре­ мя прилечь ребенку? Удивляет меня и то, что дети сдают ве­ щи в камеру хранения, а по­ чему бы чемоданам и сумкам не отвести место где-нибудь- на веранде или в комнате, где дети спят? Ведь как утоми­ тельно стоять в очереди, чтобы в камеру хранения попасть, следить, когда она откроется. Порой детям все это так на­ доедает, что пропадает охота одежду сменить. Вот и ходят они в жаркую погоду в теп­ лых вещах, в холодную — в майках и шортах. Не перестает удивлять меня и проблема с телефоном. Сто­ ит он обычно в кабинете на­ чальника, куда дети часто вхо­ дят с робостью, не желая на себя вызвать гнев. А почему бы аппарат этот не запаралле­ лить, не вывести в более удоб­ ное место для детей? Да еще бы и табличку «Мамин теле­ фон» у, входа повесить? Ка­ жется, такие мелочи, а какой дискомфорт они вносят в жизнь детей. Так неужели са­ мый обыкновенный быт нельзя сделать более продуманным? ОТ РЕДАКЦИИ: По^жела- ний будущему лету много.. И судя по выступлениям офици­ альных лиц, хочется без вся­ кой иронии сказать о том,что и обещаний больше обычного. Но самое главное в них —же­ лание не запрещать чтото но­ вое, необычное. Очень хочет­ ся, чтобы это поняли руково­ дители и самих пионерских ла­ герей. I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz