Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
14 Л Е Н И Н Е Ц 22 апреля 1989 г. Л И П Е Ц К — Б Е Р Л И Н Недавно гостями редакции бы ли представители нашего театра, которые рассказали о своей поезд ке в Берлин, где участвовали в праздновании Международного дня театра. Советскую делегацию возглав лял главный редактор журтала «Театральная жизнь» О. Пивова ров. На творческих встречах с немецкими зрителями выступали драматурги Л. Разумовская, С. Злотнийов, артисты театра «Сов ременник». В «Доме ^науки и культуры СССР в ГДР» 'заслуженные арти сты РСФСР С. Погребняк и М, Янко показали часть трипти;^а С. Злотникова «Два пуделя». — Артистам необходимы про фессиональные знакомства, об щение с различными театральны ми направлениями и школами, — поделился впечатлениями М. Янко. — И,.хотя в этом плане наша поездка несколько односто ронняя,—мы больше показывали себя, чем смотрели других,—она была очейь полезной. Впервые мы представляли з а рубежом Липец кий театр. НА СНИМКЕ: на берлинской сцене липецкие артисты. ХРОНИКА ПРЕДСТОЯЩИХ’ ТЕАТРАЛЬНЫХ СОБЫТИЙ 9 мая в 19.00 спектаклем «Про- 1 цай, овраг!», сбор от которого по ступит в детский фонд им. В. И. Лёнина, театр завершит очередной 68-й сезон. 12 мая главная редакция лите ратурно-драматических программ ^ Центрального телевидения начнет съемки фшЩма-спектакля «Бене фис^ сегодня и вчера». Они будут проходить в здании театра, к уча стию в них приглашаются и зри тели, которые по замыслу созда телей спектакля должны стать ак тивными его участниками. В воскресенье, 21 мая, в Мели хове, в музее-заповеднике А. П. Чехова состоится фестиваль «Ме лиховская весна-89». Это будет седьмой приезд липецких артистов в чеховский дом. На сей раз они сыграют здесь спектакль «Пишу на темы любви» по рассказам «Дом с мезонином» и «Дама с собачкой». «КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА Худо'жсственпому руководителю Липецкою .ф.юитиче СКОРО театра им. Л. Н, Толстого В. М, Пахомову при своено звание «Народный артист РСФСР -. Л редакция журнала «Театра.чьная жизнь» присудила е.ду свои еже годный приз за разработку чехсвск!.и темы. Предлагаем нашим татателям б 1 де.)ькые записи, с.н данные .за время репетиций, творческих встреч с В .М Пахомовым. Сегодня мы йытаемся вер нуться к главным вечным ценностям и обрести заново утерянные ориентиры. Мы ВДР.УГ заметили, что строили заводы ради заводов, что в улоении нашими «победами», в громадье рапортов, в ка тастрофически убьшающей с годами уверенности в том, дто «Мы наш.-, новый мир построим», мы напрочь забы ли то, ради чего все это про- возг.лашали — человека. С его страданиями, душой и плотью,, Веру попытались • подме нить голой идеей, живые чувства лозунгами и вульгар ной социологической сх'е- -МОЙ, совесть — страхом, ^ И теперь -кинулись подни мать то, что в свое время оставили за бортом корабля, на мотором плыли. А между тем. нам вовсе не надо изобретать велоси пед, Вся литература XIX' ве ка занималась человековеде нием. Среди самых необхо димых нашему времени ли тераторов той поры, на мой взгляд, — А. П. Чехов, с его болью за человека, с его пониманием души русского человека. В свое время, 10 лет на зад, нам пришла не просто счастливая идея ставить пье сы этого автора, а идея, ко торая спасла нас в это ужа сное время, дала веру. Чехов был необходим пре жде всего артистам, театру, чтобы сохранить «душу жи- ву». ^ ^ Этика •— этим все начи нается и заканчивается в театре. Сцена — это то, что на полтора метра выше уровня зрительного зала, вы ше даже самой жизни. Так. значит, и артист на сцене должен быть На эти полтора метра выше. А если мы не выше, что зачастую и бы вает, значит, мы компроме тируем не только себя, ' а саму идею театра, как ка федры, с которой миру мож но сказать много добра. Сегодня нет более важной задачи, чем воспитание че ловека нравственного, ру- ководсчв>юше;ос :1 в сьсм-. поступках не страхом перед уголовным ы)де!.'со.ч, з ко дексои чос'ш, совос:и и до стоинсгва 1 1 , мне 'калютсу!. в дело воспшакня такого че- л 6 ве)^а сдинсгвепная надо 1 . да на .штературу и НСК 1 СС 1 во. В каа.Д'.м 1 ы нас оси. см таничскоо I! оон.осное на чало, Г.Н 1 ВНОО. СГобы не зас-.юнн.ю в тр о е . ■ '■ Х^донжнк — <..|ухач иню ни. ]■о^ 1 .ночо^)^ аргнот,'. н,\:с; ны 6 о . 1 Ы 11 ио :> т '-Н', глаза, ду ша, 4 'к.н')),! ,с\мшо о.-с\шатьок рущающую жизнь. • Нашему делу необходим не человек из театра, а че ловек театра. Межд.у этими понятиями дися'анция огром ная. Быть ’ человеком теат ра — значит жить его ин тересами все 24 часа в сут ки. Если в творческом кол лективе нет нравственной ос новы, то спектаклям не на чем произрастать. Пьеса В. Розова «Вечно живые» ни в чем не устаре ла. Корнями она упирается в Чехова, Горького, Толсто го, а кроной своей в совре менность, в сегсэдняшний день. Розов — бывший развед чик. 0 ®-то очень хорошо зна ет войну, но его интересуют прежде всего ее морально- этические проблемы, нрав ственная цена победы. С го дами. обобщая, память сти рает отдельные черты. И в годовщину великих военных дат мы любим повторять: «Победил советский народ». Но что есть советский на род? Это ведь далеко не мо нолит. Это и те, кто шли добровольцами на фронт, это и Нюрки-хлеборезки, на живавшиеся на- крови и го ре людском. В то время, как одни умирали в госпи талях, падали на поле боя, другие торговали лекарства ми, спекулировали хлебом. Третьи, как Монастырская, переступали через себя из- за сытного куска, из-за жиз ни е относите-льным покоем и комфортом. Четвертые, как Марк, даже придумали целую теорию -безнравствен ности и бессмысленности ги бели в этой войне существа, которому уготована богом судьба гения человечества Или, по крайней мере, боль шого таланта. Почему и в жизни, и на войне один бе рет на себя только то, что он может сделать. Другой не берет ничего и находит этому оправдание. Третий берет на себя много больше, чем должен, , Что же это были за люди, бравшие на себя много боль ше, вынесшие на себе всю тяжесть этой страшной вой ны? — Коренные москвичи Бороздины, учительница Ан на Михайловна и ее сын Владимир. Это потомствен ные русские интеллигенты, которые всегда двигали впе ред всю нацию. Причем, интеллигентность — это не кастовое понятие, .не привилегия элитарного общества. Интеллигент — понятие широкое. Это интел лигенты - военные, интел лигенты - рабочие и так далее. Это люди, обладав шие высочайшим нравствен ным потенциалом. Думаю, что интеллигентность — это совесть плюс большая куль тура. * * * Режиссер — профессия сплошного -обмана. Вы дол жны приходить на первую репетицию и уже знать, про что будете ставить. Артист должен быть с вами нарав не и делать открытия сам, но открытия, нужные вам. Но для этого вовсе не надо , строить из себя учителя. Режиссер — человек с ого ленными нервами, душой, способной чувствовать боль других, аккумулировать в себе все проблемы жизни. Одним словом, по Немирови чу-Данченко, режиссер — это чувствилище этой жизни. Режиссер человек, спо собный заразить высокой идеей. Отсутствие профес сиональных людей, личнос тей, — главная беда совре менного искусства. Режшхура — это не про фессия, это состояние души, и если театр, по Товстоно гову, -X- это «добровольная тирания», то начинать надо с самотирании. Очень важно, чтобы вокруг —- й в театре, и вне его, были талантливые люди, ибо чем талантливее твое окру жение. тем беспокойнее се бя ощущаешь. А беспокой ство — это предтеча творче ства. - Самый главный успех в том, чтобы понимать людей, с которыми работаешь, и чтобы они понимали тебя. Это главное в работе резкис- сера, а остальное — это от бога, от таланта. -* н= * Высшее мастерство в том, чтобы спектакль стал общей исповедью, чтобы все звуча ли врлестё, но каждого . в отдельности можно бьшо слышать. Г.лавное —- чтобы было про что рассказать. Надо иметь право на испо ведь... Всему нашему театру не хватает ' умения собрать под одной крышей людей с общей группой крови, лич ностей, и создать условия, внутреннюю этическую об становку в труппе, при кото рой люди могли б ы , испове доваться. Публицистика в театре — это. возможность выговорить ся теперь же. Но лучше все го ответить на самые злобо дневные вопросы может рус ская и мировая классика. Просто публицистика имеет более короткий путь к серд цу зрителя, не привыкшего к ассоциативному мышлению. Я думаю, сегодня уже про шло время «Детей Арбата», «Дачи Сталина» и прочей, не копающей глубоко литерату ры, Политический, публи цистический театр явно усту пает сегодня прессе, толстым журналам. Главное в русском 'театре — подлинность внутреннего проживания. Этим он потря сает. Европейский, заокеан ский театр мешет удивлять великолепной машинерией, техникой, школой. И мы по рой боясь прослыть старо модными, отсталыми, бро саемся повторять все Зц з а падным театром. В резуль тате и свое исконное, чем от века сильны, теряем, й на пути «новаций» остаемся жалкими подражателями, да еще отставшими на добрые десятки лет. Все уйдет, но никто не придумает то, что заменит на сцене «жизнь человечес кого духа». * !(; * Территория поиска долж на быть весь земной шар, а уровень предъявляемых к се бе требований намного вы ше тех, которым се'годня со ответствуешь. Ублажать се бя мыслью, что твой театр не хуже театра из города С., — значит остановиться. * * * Успех — это не Госпре- мия, не официальное призна ние... Для того, чтобы полу чилось по большому счету, нужно мучиться, страдать. Художник должен только сажать и идти дальше. а плоды должны собирать другие. ;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz