Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)

22 апреля 1989 г. ЛРНИНШ • И государство — школа С Олегом Любимовым, преподавателем литера­ туры школы-интерната № 4 г. Воронежа, наши читатели имели возможность познакомиться на страницах «Комсомольской правды». Эта газета писала и о нем — молодом учителе, пытаюидемся продолжать новаторскую педагогику Ильина. И сам Олег Иванович на протяжении последних ме­ сяцев несколько раз выступал в «Комсомолке» с интересными предложениями в осуществлении школьной реформы. . Недавно сотрудники «Ленинца» встретились с ним в Липецке, в институте усовершенствования учителей, куда его пригласили на встречу с препо­ давателями литературы нашей области. А. потом­ ок пришел к нам в редакцию, где и согласился принять участие в одном из выпусков «Классного часа». Больше всего люблю с 'р е ­ бятами работать над пьесой. Так уж- устроена жизнь, что. все мы постоянно вовлечены в процесс общения друг с другом и мудрее становим­ ся прежде всего тогда, ко­ гда научимся слушать и 'слы­ шать живое, слово, синхрон­ но материализующ'ее мысль. Поэтому пьеса — это всегда, для меня главное художест­ венное произведение... ' — Я не буду с ним зани­ маться, — категорически от­ казала мне Света, когда я попросил ее помочь Макси­ му. учебный год кончался, и взаимопомощь --- святое дело:.. Я посмотрел на нее, на Матсима... Легкий румя­ нец выступил -на его щеках. Мое сердце взволнованно забилось. Я давно наблюдал за Максимом: радовался.’ ко­ гда в начале _учебного 'года он и Лена сели 'за одну пар-' ту, любовался ими, когда они, дружно склонив головы над одной книгой... исследовали отрывок художественного текста, пытаясь найти ответ на мой вопрос... Потом что- то случилось: Максим не только «не усидел» с Леной, но затем поочередно сменил еще несколько соседей в раз­ ных полюсах класса... И вот — теперь, этот случай с от­ казом'Светы... Но в этот раз, наконец-то. мне все стало ясно. ...Вильям Шекспир. «Гам­ лет». \ В главе «Трагедия о Гам­ лете, принце Датском» из книги выдающегося психоло­ га Л. С. Выготского «Психо­ логия искусства» есть такие слова; эта «...трагедия имен­ но потому может совершать невероятные эффекты с на­ шими чувствами, что она за­ ставляет их постоянно пре­ вращаться в противополож­ ные. обманываться в своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы переживаем «Гам­ лета», нам кажется, что мы пережили тысячи человечес­ ких жизней в один вечер, и точно — мы успели пере­ чувствовать больше, чем в целые годы нашей обычной жизни». Давайте задумаемся: мо­ жет быть, именно потому мы подвержены в своей жизни определенным катаклизмам, когда вдруг начинаешь нена­ видеть самого себя или осоз­ навать. опустив безнадежно руки, — стать лучше уже невозможно, что когда-то мы все-таки просмотрели самого себя, что все-таки нам не хватало самоанализа в пору становления нашей личности, характера?.. И, может быть, это как раз кстати восполь­ зоваться помощью Шекспира сейчас? Как начинается траге­ дия? — спросил я своих ре­ бят, все еще с болью думая о Максиме, но не глядя на него, — Два офицера и солдат, а потом и Горацио обсужда­ ют необычное явление; по­ явление призрака..., —• был незамедлительный ответ. — И не только это, а его поразительную схожесть с недавно умершим королем. — дополнили себя ребята. — Все это так. — говорю я. — но вот призрак появ­ ляется вновь... Что при этом происходит? — Горацио спрашивает его, кто он? — С какой целью поя­ вился? — Правильно. — продол-. жаю. — по поведению приз­ рака видно, что он специально «Стой, призрак!.. Молви мне!» — И вздрогнул он. как не­ кто виноватый, при грозном рклике. Поэтому, он и в этот раз опять ушел, — ответили ребята. Опять помолцали. Вижу: коежто с ехидцей прищу­ рился. ■ " — Да нет. Не затем он возвращался, — все-таки не согласились с последней ‘мы­ слью некоторые ребята. — Вот слова одного из офице­ ров: «Он-бы ответил, да за­ пел петух».. — .Петух...,—задумался я, — «трубач зари, своей высо­ кой и звонкой глоткой будит ото ш а дневного бога... и... блу- лщающий на воле дух спе­ шит в свои пределы; то, что это правда, нам настоящий случай доказал»... Но тогда каков сам призрак, чёгсх он хотел, если все-таки вернул­ ся и «ответил бы»? — спро­ сил я, как бы осененный 1 БДРУГ какой-то догадкой. — Ему нужяы люди... Он должен им «что-то» сказать^.. Он готов стерпеть даже ос­ корбление... ■ , — А что же стражники и вернулся получить от этих стражников, вопрос... Но ко^- гда его спросили, — зашагал прочь... Почему? Ребята зашевелились: по­ чувствовали. что простой проверки знания содержания трагедии работа перешла в новое русло. —- «Он оскорблен», — на­ шли они в тексте. — Но как? — не отцу скало ребя 1 т. На некоторое время в клас се вопдрилось молчание, не ОЙ1ХО|ДИМО останО|Нйться и за думаться, посмотреть йа дан­ ные события с позиций своей нра|гас'ше1ннс»ти... Гсраищо обратился к приз­ раку... Но сколько грубости и бесцеремонности было в его тоне, даже наглости, — наконец-то .прозвучал ответ. — Оскорбление... А ведь незасдужешюе.., — подыто- .ржп я эту мысль. ‘ Помолча 1 ли с ребятами. По­ думали. — Но ведь призракАо вернулся и после этого ра­ за..., — начали они. ' — Вернулся, ~ ответил я. И что же? ~ Опять начал Горацио: Горацио? — в свою очередь продолжил, я. Ссйираются ударить копьем! В этот раз я не потребовал комментария последней фра­ зы. Пусть каждый в классе самостоятельно задумается над ней... Посмотрел в глаза ребятам: задумались... — И здесь запел петух... Действие опять не имеет про­ должения, — как бы подбро­ сил я щепку в ' костер. Действительно, что произо­ шло? Так ли уж все просто? И почему в дальнейшем х о - . де трагедии Гам.лет постоян­ но «натыкается» на что-то . и никак не может' реализо­ вать тайщ''призрака — ото­ мстить королю за ‘ убийство шоего отца? Л, С. Вьшот- сзшй в книге «Психология ищусвтва» пишет: «Правиль­ нее бьшо бы спрашивать; не почему Гамлет,медлят, а за­ чем Шекслир заставляет Гамлета медлить?,.» Думаю об этом, но не го- -ворю ребятам. Жду... |-=- Но ведь очевидно, - что призрак, вопреки обиде, все- таки собирался «чТо-то» ска­ зать людям.,., и пение пету­ ха здесь не случайность.., — начали: рассуждать ребята. — Или закономерность, чья-то воля.., — продолжи­ ли другие. — Шекспира! — вдруг осенило кого-то. — Да-да! — дружно за­ кричал класс. — Это Шек­ спир не п«*волил призраку открыть страшную тайну людям. — Каким? — опять вс'^а- вил я свой вопрос. — Озлобленным... .Сразу же выпячивающим насилие. — Грубым и бесцеремон- - ным... Наглым. — Недалеким и безнрав­ ственным... . И по-настоящему я был рад, когда ребята сами же сумели подвести, -итог всем перечисленным ими харак­ теристикам; — Разве можно было от­ крывать таким людям тай­ ну: ведь не так поймут, опо­ шлят, осмеют, причинят еще большую боль. — Да так оно и есть, — вдруг осененный догадкой, заговорил «молчун» с пер­ вой парты. — смотрите; на­ конец-то появляется сам Гамлет. В этот раз призрак манит его поговорить наеди­ не... И Гамлет не берет с собой своих (этих!) друзей, отказывается рассказать им услышанную от призрака тайну... Даже берет с них страшную клятву молчать обо всем, что они видели... «Клянитесь», ^— требует призрак из-под земли. — Показательны слова са­ мого Гамлета; «...крупица зла все доброе проникнет подозреньем и обесславит». — дополнил «молчуна» его - сосед по парте. — Вот, оказывается, как пропел петух..., — подыто­ жил в свою очередь я. -— Это для них он про­ пел, а для призрака, для Шекспира — он прокричал, как страшное предостереже­ ние от могущего произойти еще большего зла! Последняя мысль ребят поставила точку в финале, таком долгожданном и ра­ достном для меня. Их гла за : сейчас были готовы распоз­ нать любого человека, серд­ ца — впитать чужую боль, а мьппление — понять мно- - гое. Поэтому и спросил их так неожиданно: — Скажите мне, в ч^Е.ей жизни уже прокричал такой петух? В ‘ классе воцарилось мол­ чание... Ребята посмотрели как бы со стороны на свое поведение: и... не ушли в ' сторону от ответа: — У моей подруги од­ нажды дома случилось не­ счастье.... — начала одна из девочек. — Она попросила меня прийти к ней помочь...- Но я испугалась чужого го­ ря, слез — и не пошла... По­ сле при встрече она- на ме­ ня так глубоко посмотрела... Я до сих пор не могу забыть того ее взгляда. Никогда больше так не поступлю... — Так, не рано ли про­ кричал твой петух? — спро- сил я. — Нет, — совсем по- взрослому сделала она вы­ дох. - — И у меня был случай... — И у меня,... Я посмотрел на Макси­ ма... Может быть^ стоит за-, думаться, почему тебе так неуютно среди этих ребят? Может быть, уже пора или еще не поздно... Прежде все­ го, вспомни, когда прокри­ чал твой петух; после «кон­ фликта» с Леной? Или когда менял парты в поисках угодного Тебе соседа?.. А может быть,- еще раньше? Смотрю на него... Нет- нет! Его петух прокричал сегодня. После отказа Све­ ты... А здесь, на уроке, мы\ помогли ему «понять»... . О. ЛЮБИМОВ. СТРАНИЦА БИОГРИАИФ Последний этап педагоги­ ческой ' деятельности А. С, Макаренко связан с Бровар- ской трудовой колонией № 5 на Киевщине. К сожалению, именно .он мало .изучен ис­ следователями наследия вы­ дающегося педагога. Как свидетельствуют фак ты, к работе в Броварской колонии Макаренко готовил­ ся особенно тщательно. Ведь предполагалось, что в числе ее воспитанников будут не­ совершеннолетние правонару­ шители, уже побывавшие 'в тюрьмах и колониях усилен­ ного режима. Хотя костяк коллектива должны были составить дети, потерявшие родителей в голодовку 1933 года. Макаренко не стал обра­ щаться за помощью к своим коллегам по коммуне имени Дзержинского. Оттуда он пригласил лишь нескольких активистов из числа воспи­ танников. В Броварской колонии Макаренко приобщал к вос­ питательной работе и произ­ водственников; инженеров, техников, рабочих. Рекомен-' довал им приглашать ребят В свои семьи на выходные дни. Некоторые воспитанни­ ки затем были усыновлены ими. . , . . Трудколония № 5 в Бро- варах была создана на базе небольшого предприятия УКООПМЕТ, которое имело литейный, механический, сборочный цехи. Основной его продукцией были ву.т- кааизационные аппараты тщ па «Флеминг», задвижки си­ стемы «Лудло», фланцевые и муфтовые вентили. Коло­ нисты выполняли и специаль­ ные заказы для канала Моск­ ва—Волга, стройки пятилет­ ки. _ Уже несколько лет иссле­ дуют деятельность педагоги­ ческого «Прометея» в нашем городе юные поиежовцы До­ ма пионеров и ..школьников. Их находки составили экс­ позицию музея «А. С. Мака­ ренко Б Броварах», открыв­ шегося недавно. Ребятам удалось разыскать ближай­ ших помощников выдающе­ гося педагога — воспитате­ лей. учителей школы'-коЛо- нии, производственных на­ ставников и, конечно же, во­ спитанников. Большинство колонистов прошло сквозь горнило Велшой Отечествен­ ной войны. Однако перед юными ис­ следователями темы возник­ ли немалые трудности.. Пока что нет доступа к архивам, где хранятся документы ко­ лош®. Недавно стало из­ вестно, что после приобре­ тения специальностей мно­ гие воспитанники .были на­ правлены трудиться на пред­ приятия Челябинской и Ли­ пецкой областей. Мы просим отозваться бывших юных макаренковцев и тех, кто знал их по совместной ра­ боте, отстаявал в борьбе с фашизмом завоевания Вели­ кого Октября. Эти рассказы помогут нам открыть новые страницы жизни и деятель­ ности великого педагога. В. ДЕМЬЯНЕНКО, руководатель клуба сле­ допытов Броварского го­ родского Дома пионеров н школьников, отличник на­ родного образования УССР,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz