Ленинец. 1989 г. (г. Липецк)
22 апреля 1989 г. ЛРНИНШ • И государство — школа С Олегом Любимовым, преподавателем литера туры школы-интерната № 4 г. Воронежа, наши читатели имели возможность познакомиться на страницах «Комсомольской правды». Эта газета писала и о нем — молодом учителе, пытаюидемся продолжать новаторскую педагогику Ильина. И сам Олег Иванович на протяжении последних ме сяцев несколько раз выступал в «Комсомолке» с интересными предложениями в осуществлении школьной реформы. . Недавно сотрудники «Ленинца» встретились с ним в Липецке, в институте усовершенствования учителей, куда его пригласили на встречу с препо давателями литературы нашей области. А. потом ок пришел к нам в редакцию, где и согласился принять участие в одном из выпусков «Классного часа». Больше всего люблю с 'р е бятами работать над пьесой. Так уж- устроена жизнь, что. все мы постоянно вовлечены в процесс общения друг с другом и мудрее становим ся прежде всего тогда, ко гда научимся слушать и 'слы шать живое, слово, синхрон но материализующ'ее мысль. Поэтому пьеса — это всегда, для меня главное художест венное произведение... ' — Я не буду с ним зани маться, — категорически от казала мне Света, когда я попросил ее помочь Макси му. учебный год кончался, и взаимопомощь --- святое дело:.. Я посмотрел на нее, на Матсима... Легкий румя нец выступил -на его щеках. Мое сердце взволнованно забилось. Я давно наблюдал за Максимом: радовался.’ ко гда в начале _учебного 'года он и Лена сели 'за одну пар-' ту, любовался ими, когда они, дружно склонив головы над одной книгой... исследовали отрывок художественного текста, пытаясь найти ответ на мой вопрос... Потом что- то случилось: Максим не только «не усидел» с Леной, но затем поочередно сменил еще несколько соседей в раз ных полюсах класса... И вот — теперь, этот случай с от казом'Светы... Но в этот раз, наконец-то. мне все стало ясно. ...Вильям Шекспир. «Гам лет». \ В главе «Трагедия о Гам лете, принце Датском» из книги выдающегося психоло га Л. С. Выготского «Психо логия искусства» есть такие слова; эта «...трагедия имен но потому может совершать невероятные эффекты с на шими чувствами, что она за ставляет их постоянно пре вращаться в противополож ные. обманываться в своих ожиданиях, наталкиваться на противоречия, раздваиваться; и когда мы переживаем «Гам лета», нам кажется, что мы пережили тысячи человечес ких жизней в один вечер, и точно — мы успели пере чувствовать больше, чем в целые годы нашей обычной жизни». Давайте задумаемся: мо жет быть, именно потому мы подвержены в своей жизни определенным катаклизмам, когда вдруг начинаешь нена видеть самого себя или осоз навать. опустив безнадежно руки, — стать лучше уже невозможно, что когда-то мы все-таки просмотрели самого себя, что все-таки нам не хватало самоанализа в пору становления нашей личности, характера?.. И, может быть, это как раз кстати восполь зоваться помощью Шекспира сейчас? Как начинается траге дия? — спросил я своих ре бят, все еще с болью думая о Максиме, но не глядя на него, — Два офицера и солдат, а потом и Горацио обсужда ют необычное явление; по явление призрака..., —• был незамедлительный ответ. — И не только это, а его поразительную схожесть с недавно умершим королем. — дополнили себя ребята. — Все это так. — говорю я. — но вот призрак появ ляется вновь... Что при этом происходит? — Горацио спрашивает его, кто он? — С какой целью поя вился? — Правильно. — продол-. жаю. — по поведению приз рака видно, что он специально «Стой, призрак!.. Молви мне!» — И вздрогнул он. как не кто виноватый, при грозном рклике. Поэтому, он и в этот раз опять ушел, — ответили ребята. Опять помолцали. Вижу: коежто с ехидцей прищу рился. ■ " — Да нет. Не затем он возвращался, — все-таки не согласились с последней ‘мы слью некоторые ребята. — Вот слова одного из офице ров: «Он-бы ответил, да за пел петух».. — .Петух...,—задумался я, — «трубач зари, своей высо кой и звонкой глоткой будит ото ш а дневного бога... и... блу- лщающий на воле дух спе шит в свои пределы; то, что это правда, нам настоящий случай доказал»... Но тогда каков сам призрак, чёгсх он хотел, если все-таки вернул ся и «ответил бы»? — спро сил я, как бы осененный 1 БДРУГ какой-то догадкой. — Ему нужяы люди... Он должен им «что-то» сказать^.. Он готов стерпеть даже ос корбление... ■ , — А что же стражники и вернулся получить от этих стражников, вопрос... Но ко^- гда его спросили, — зашагал прочь... Почему? Ребята зашевелились: по чувствовали. что простой проверки знания содержания трагедии работа перешла в новое русло. —- «Он оскорблен», — на шли они в тексте. — Но как? — не отцу скало ребя 1 т. На некоторое время в клас се вопдрилось молчание, не ОЙ1ХО|ДИМО останО|Нйться и за думаться, посмотреть йа дан ные события с позиций своей нра|гас'ше1ннс»ти... Гсраищо обратился к приз раку... Но сколько грубости и бесцеремонности было в его тоне, даже наглости, — наконец-то .прозвучал ответ. — Оскорбление... А ведь незасдужешюе.., — подыто- .ржп я эту мысль. ‘ Помолча 1 ли с ребятами. По думали. — Но ведь призракАо вернулся и после этого ра за..., — начали они. ' — Вернулся, ~ ответил я. И что же? ~ Опять начал Горацио: Горацио? — в свою очередь продолжил, я. Ссйираются ударить копьем! В этот раз я не потребовал комментария последней фра зы. Пусть каждый в классе самостоятельно задумается над ней... Посмотрел в глаза ребятам: задумались... — И здесь запел петух... Действие опять не имеет про должения, — как бы подбро сил я щепку в ' костер. Действительно, что произо шло? Так ли уж все просто? И почему в дальнейшем х о - . де трагедии Гам.лет постоян но «натыкается» на что-то . и никак не может' реализо вать тайщ''призрака — ото мстить королю за ‘ убийство шоего отца? Л, С. Вьшот- сзшй в книге «Психология ищусвтва» пишет: «Правиль нее бьшо бы спрашивать; не почему Гамлет,медлят, а за чем Шекслир заставляет Гамлета медлить?,.» Думаю об этом, но не го- -ворю ребятам. Жду... |-=- Но ведь очевидно, - что призрак, вопреки обиде, все- таки собирался «чТо-то» ска зать людям.,., и пение пету ха здесь не случайность.., — начали: рассуждать ребята. — Или закономерность, чья-то воля.., — продолжи ли другие. — Шекспира! — вдруг осенило кого-то. — Да-да! — дружно за кричал класс. — Это Шек спир не п«*волил призраку открыть страшную тайну людям. — Каким? — опять вс'^а- вил я свой вопрос. — Озлобленным... .Сразу же выпячивающим насилие. — Грубым и бесцеремон- - ным... Наглым. — Недалеким и безнрав ственным... . И по-настоящему я был рад, когда ребята сами же сумели подвести, -итог всем перечисленным ими харак теристикам; — Разве можно было от крывать таким людям тай ну: ведь не так поймут, опо шлят, осмеют, причинят еще большую боль. — Да так оно и есть, — вдруг осененный догадкой, заговорил «молчун» с пер вой парты. — смотрите; на конец-то появляется сам Гамлет. В этот раз призрак манит его поговорить наеди не... И Гамлет не берет с собой своих (этих!) друзей, отказывается рассказать им услышанную от призрака тайну... Даже берет с них страшную клятву молчать обо всем, что они видели... «Клянитесь», ^— требует призрак из-под земли. — Показательны слова са мого Гамлета; «...крупица зла все доброе проникнет подозреньем и обесславит». — дополнил «молчуна» его - сосед по парте. — Вот, оказывается, как пропел петух..., — подыто жил в свою очередь я. -— Это для них он про пел, а для призрака, для Шекспира — он прокричал, как страшное предостереже ние от могущего произойти еще большего зла! Последняя мысль ребят поставила точку в финале, таком долгожданном и ра достном для меня. Их гла за : сейчас были готовы распоз нать любого человека, серд ца — впитать чужую боль, а мьппление — понять мно- - гое. Поэтому и спросил их так неожиданно: — Скажите мне, в ч^Е.ей жизни уже прокричал такой петух? В ‘ классе воцарилось мол чание... Ребята посмотрели как бы со стороны на свое поведение: и... не ушли в ' сторону от ответа: — У моей подруги од нажды дома случилось не счастье.... — начала одна из девочек. — Она попросила меня прийти к ней помочь...- Но я испугалась чужого го ря, слез — и не пошла... По сле при встрече она- на ме ня так глубоко посмотрела... Я до сих пор не могу забыть того ее взгляда. Никогда больше так не поступлю... — Так, не рано ли про кричал твой петух? — спро- сил я. — Нет, — совсем по- взрослому сделала она вы дох. - — И у меня был случай... — И у меня,... Я посмотрел на Макси ма... Может быть^ стоит за-, думаться, почему тебе так неуютно среди этих ребят? Может быть, уже пора или еще не поздно... Прежде все го, вспомни, когда прокри чал твой петух; после «кон фликта» с Леной? Или когда менял парты в поисках угодного Тебе соседа?.. А может быть,- еще раньше? Смотрю на него... Нет- нет! Его петух прокричал сегодня. После отказа Све ты... А здесь, на уроке, мы\ помогли ему «понять»... . О. ЛЮБИМОВ. СТРАНИЦА БИОГРИАИФ Последний этап педагоги ческой ' деятельности А. С, Макаренко связан с Бровар- ской трудовой колонией № 5 на Киевщине. К сожалению, именно .он мало .изучен ис следователями наследия вы дающегося педагога. Как свидетельствуют фак ты, к работе в Броварской колонии Макаренко готовил ся особенно тщательно. Ведь предполагалось, что в числе ее воспитанников будут не совершеннолетние правонару шители, уже побывавшие 'в тюрьмах и колониях усилен ного режима. Хотя костяк коллектива должны были составить дети, потерявшие родителей в голодовку 1933 года. Макаренко не стал обра щаться за помощью к своим коллегам по коммуне имени Дзержинского. Оттуда он пригласил лишь нескольких активистов из числа воспи танников. В Броварской колонии Макаренко приобщал к вос питательной работе и произ водственников; инженеров, техников, рабочих. Рекомен-' довал им приглашать ребят В свои семьи на выходные дни. Некоторые воспитанни ки затем были усыновлены ими. . , . . Трудколония № 5 в Бро- варах была создана на базе небольшого предприятия УКООПМЕТ, которое имело литейный, механический, сборочный цехи. Основной его продукцией были ву.т- кааизационные аппараты тщ па «Флеминг», задвижки си стемы «Лудло», фланцевые и муфтовые вентили. Коло нисты выполняли и специаль ные заказы для канала Моск ва—Волга, стройки пятилет ки. _ Уже несколько лет иссле дуют деятельность педагоги ческого «Прометея» в нашем городе юные поиежовцы До ма пионеров и ..школьников. Их находки составили экс позицию музея «А. С. Мака ренко Б Броварах», открыв шегося недавно. Ребятам удалось разыскать ближай ших помощников выдающе гося педагога — воспитате лей. учителей школы'-коЛо- нии, производственных на ставников и, конечно же, во спитанников. Большинство колонистов прошло сквозь горнило Велшой Отечествен ной войны. Однако перед юными ис следователями темы возник ли немалые трудности.. Пока что нет доступа к архивам, где хранятся документы ко лош®. Недавно стало из вестно, что после приобре тения специальностей мно гие воспитанники .были на правлены трудиться на пред приятия Челябинской и Ли пецкой областей. Мы просим отозваться бывших юных макаренковцев и тех, кто знал их по совместной ра боте, отстаявал в борьбе с фашизмом завоевания Вели кого Октября. Эти рассказы помогут нам открыть новые страницы жизни и деятель ности великого педагога. В. ДЕМЬЯНЕНКО, руководатель клуба сле допытов Броварского го родского Дома пионеров н школьников, отличник на родного образования УССР,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz